ОГЛАВЛЕНИЕ












КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

« ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ И ХАРАКТЕРИС- ТИКА СИСТЕМЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ »
















МОСКВА 1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ :
Введение.........................................................................стр.3
Становление арбитражных судов Российской
Федерации..........................................................................стр.5
Система и полномочия арбитражных судов.................стр.9
Задачи арбитражных судов............................................стр.13
Принципы организации и деятельности
Высшего арбитражного суда РФ.......................................стр.16
Практика осуществления деятельности арбитражных судов
на территории РФ на примере хозяйственно-
предпринимательских споров........................................стр.18
Заключение......................................................................стр.27
Использованная литература..........................................стр.30


1. Введение.
Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы обусловлены следующими реалиями и положениями. В теории права выделяются две группы отношений - материальные (регулятивные) и процессуальные. Существование процессуальных отношений обусловлено потребностью в упорядочении деятельности органов судебной власти и возможно лишь при наличии определенного законодательства. Арбитражные процессуальные правоотношения возникают между арбитражным судом (судьей) и другими участниками процесса при рассмотрении и разрешении экономических споров и иных дел, в процессе пересмотра решений суда и их исполнения. Эти общественные отношения урегулированы нормами права, содержащимися в различных источниках, в основном - в АПК РФ.
Арбитражные процессуальные отношения характеризуются определенными качествами. Они возникают и существуют между арбитражным судом (судьей арбитражного суда) и другими участниками процесса по конкретному делу.
Между сторонами (третьим лицом и стороной), т. е. между спорящими хозяйствующими субъектами, имеются материальные (регулятивные) отношения, но не процессуальные. Процессуальные отношения непосредственно между участниками процесса не возникают.
Арбитражный суд - обязательный субъект процессуальных правоотношений, поэтому все ходатайства, требования, просьбы обращены к судье арбитражного суда или суду. Арбитражные процессуальные правоотношения -это властеотношения. В законе говорится, что арбитражный суд осуществляет правосудие (ст. 1 АПК РФ). Поэтому полномочия арбитражного суда носят властный характер: суд привлекает ответчиков в процесс, обязывает лиц, участвующих в деле, выполнять определенные действия.
В регулятивных (материальных) правоотношениях субъекты, т. е. организации, предприниматели, равны. В процессуальных отношениях положение участников процесса с судом (судьей) различное. Однако это не означает, что арбитражный суд (судья) не несет никаких обязанностей перед лицами, участвующими в арбитражном процессе, представителями, экспертами, другими лицами. Судья обязан принимать исковые заявления, если они соответствуют закону, выслушивать объяснения сторон, уважать и соблюдать права всех участников процесса. Арбитражный суд несет обязанности перед сторонами и государством правильно и в соответствии с законом рассматривать и разрешать подведомственные ему споры. Особенность арбитражных процессуальных правоотношений состоит еще и в том, что они могут быть только в правовой форме и не существуют как фактические отношения.
В арбитражном процессе суд (судья), другие участники совершают только те процессуальные действия, которые предусмотрены нормами арбитражного процессуального права.
Арбитражные процессуальные отношения возникают на основе процессуальных норм, и в то же время нормы процессуального права реализуются в этих отношениях. Как и любые другие, арбитражные процессуальные отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.
Специфика арбитражных процессуальных отношений состоит в том, что здесь в качестве юридических фактов выступают, как правило, процессуальные действия, совершаемые в сроки, установленные законом либо назначенные арбитражным судом (ст. 96 АПК РФ). Например, чтобы возбудить процесс в арбитражном суде, требуется совершить действие - предъявить исковое заявление по определенной форме. Все процессуальные действия закрепляются в виде процессуальных документов, например определений суда (судьи), решений арбитражного суда.
Объектом арбитражных процессуальных отношений являются экономические споры организаций, граждан-предпринимателей между собой (ст. 22 АПК РФ).
Субъектный состав арбитражных процессуальных отношений по новому законодательству значительно изменился по сравнению с отношениями, существующими при рассмотрении дел в государственном арбитраже. Если ранее споры разрешались одним судьей, то теперь они в определенных случаях могут рассматриваться коллегиально.
Значительно расширился состав лиц, участвующих в деле. Так, согласно закону кроме сторон возможно участие третьих лиц, прокурора, государственных и иных органов, выступающих в защиту других лиц.
Если по ранее действующему законодательству не предусматривалось участие свидетелей, то теперь в арбитражном процессе они выступают как субъекты процессуальных отношений.
2. Становление арбитражных судов Российской Федерации.
Арбитражные суды Российской Федерации возникли и успешно развиваются из существовавшей в Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. системы Государственного арбитража. Согласно ст. 163 Конституции СССР споры между предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Арбитраж был органом, не входившим в судебную систему, но осуществлявшим широкие юрисдикционные функции по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц. Арбитраж не только рассматривал споры, но и разнообразными методами должен был содействовать оптимальному функционированию народного хозяйства. Природа этого органа носила, таким образом, действенный характер: правоохранительный и управленческий одновременно. Процедура рассмотрения дел регулировалась особыми правилами, главным из которых было включение представителей сторон в состав самого юрисдикционного органа. Споры между организациями одной подчиненности рассматривали арбитражи соответствующих ведомств, споры между организациями разного подчинения, разных республик были отнесены к компетенции государственного арбитража.
Государственные арбитражи были специальными органами, призванными в пределах предоставленной им достаточно широкой компетенции защищать права и охраняемые законом интересы социалистических юридических лиц при разрешении хозяйственных споров, а также способствовать оптимальному действию экономической системы страны в целом и организации надлежащего правового регулирования взаимоотношений, возникающих в хозяйственном обороте, в различных отраслях. Ведомственный арбитраж имел те же задачи, но в пределах, ограниченных определенной отраслью.
До 1971 г. не было системы органов государственного арбитража, так как нижестоящие государственные арбитражи подчинялись не вышестоящим органам, а тем исполнительным органам, при которых состояли; не было соподчинения и у государственных и ведомственных арбитражей. Лишь в 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган, а после принятия Конституции СССР 1977 г. стал органом конституционным, с задачами и функциями, рассчитанными на условия планово регулируемой государством экономики.
Ныне арбитражные суды в соответствии с Конституцией Российской Федерации непосредственно входят в судебную систему, являются органами государства, осуществляющими судебную власть. В соответствии со ст. 1 АПК РФ «арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции настоящим Кодексом и друягими федеральными законами».
Отказ от государственного арбитража, выполнявшего наряду с разрешением хозяйственных споров самые различные функции - нормотворческие, контрольные - был связан с коренным изменением системы управления государством, со стремлением перейти от административно-командной экономики к экономике рыночной. Органы государственного арбитража имели многочисленные правомочия, позволявшие им вмешиваться в деятельность предприятий и организаций: возбуждать по своей инициативе дела; взыскивать санкции в пользу второй стороны, даже если она и не заявляла подобных требований, или в доход бюджета, были вправе изменить основание или предмет заявленного иска, осуществлять контроль на предприятиях за ведением договорной работы, давать руководителям различные предписания.
В свяяи с постепенным внедрением в экономику частноправовых регуляторов и стимулов, естественно, возникла необходимость в перестройке органов, осуществляющих юрисдикцию в этой области. Создание системы арбитражных судов означало полное изменение саяой суяи иязяяяяя компетенции и правомочий правоохранительных органов, деятельность которых касалась интересов юридических лиц. Создавая систему арбитражных судов, стремились создать гарантии хозяйственной самостоятельности предприятий, невозможности вмешательства органов государства в их деятельность, а также содействовать развитию предпринимательства и охране интересов предпринимателей независимо от организационно-правовой формы их деятельности.
Арбитражный суд был создан на основании Закона «Об арбитражном суде», принятого Верховным Советом Российской Федерации 4 июля 1991 г. Порядок деятельности и компетенция арбитражного суда определялись также Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации, принятым Верховным Советом Российской Федерации 5 марта 1992 г. и введенным в действие с 15 апреля 1992 г. Этот нормативный акт подробно и весьма близко к правилам общих гражданских судов урегулировал порядок рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам и спорам в сфере управления. В частности, впервые в этом акте получили право на жизнь принципы правосудия применительно к спорам, в которых не участвовали граждане, а именно: выборность, независимость арбитражного суда и его судей, гласность, возможность отвода судей, прокурора, эксперта, переводчика. Вместе с тем практика применения АПК 1992 г. очень скоро выявила ряд неудач и несовершенство данного акта. Потребовалось переосмыслить все эти выявившиеся его слабые стороны, использовать опыт дореволюционной России, других государств, так как в обороте страны появились и иностранные организации - инвесторы.
Все это свидетельствовало о том, что арбитражно-процессуальная форма разрешения именно экономических споров может и должна совершенствоваться дальше. К этому подталкивало и появление новой Конституции, принятой в декабре 1993 г., а затем первой, Общей части ГК Российской Федерации, вступившей в действие с 1 января 1995 г. Было уделено большое внимание выработке концепции изменения норм об организации и порядке деятельности арбитражных судов. А в апреле 1995 г. появились и с 1 июля этого года вступили в силу новый Федеральный конституционный Закон РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новый АПК Российской Федерации.
К наиболее существенным новеллам, установленным этими актами, нужно отнести следующие:
1) все арбитражные суды отнесены к категории органов федерального значения;
2) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации освобожден от значительной части дел, рассматриваемым по первой инстанции, и сосредоточивает свои усилия на рассмотрении дел в порядке надзора в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ и изучении и обобщении судебной практики, даче разъяснений Пленумом Высшего Арбитражного Суда по применению законодательства;
3) вместо ранее действовавшей двухзвенной системы арбитражных судов создана трехзвенная за счет десяти федеральных судов округов, действующих в качестве кассационных инстанций;
4) появилась новая апелляционная инстанция для проверки правильности решений, вынесенных в первой инстанции, в качестве которой выступают апелляционные коллегии арбитражных судов субъектов Российской Федерации;
5) в федеральных арбитражных судах округов и в арбитражных судах субъектов Федерации созданы президиумы, рассматривающие вопросы судебной практики, организационные вопросы (утверждение членов судебных коллегий, председателей судебных составов и др.);
6) создан совещательный орган при Высшем Арбитражном Суде - совет председателей арбитражных судов, возглавляемый председателем Высшего Арбитражного Суда, для рассмотрения вопросов организационных, кадровых и финансовых;
7) организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, их финансирование из средств федерального бюджета осуществляется Высшим Арбитражным Судом;
8) осуществление Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации подбора и подготовки кандидатов в судьи, их учебы.
Что касается этих новелл Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», то они «направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающих споры между организациями, расположенными в различных регионах России, а также споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части единой системы».
Изменение структуры и многих положений АПК 1992 г. при подготовке проекта АПК 1995 г. имело целью при сохранении оправдавших себя на практике норм закрепить новые институты и правила разбирательства и разрешения споров для дальнейшего усиления гарантий судебной защиты прав граждан- предпринимателей и юридических лиц, для приближения системы арбитражных судов к уровню мировых стандартов в этой области.

Система и полномочия арбитражных судов.
В соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Их система определена Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 5 апреля 1995 г. и вступившего в действие с 1 июля 1995 г. В ст. 3 этого закона указано, что систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов:
арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Эта группа арбитражных судов для краткости именуется арбитражными судами субъектов Федерации.
Все без исключения арбитражные суды являются, как уже отмечалось, судами федеральными и входят в судебную систему Российской Федерации. Из этого следует, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на свои должности в порядке, установленном федеральными законами, а не законами субъектов Федерации.
В связи с этим ст. 8 Федерального конституционного закона Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации» устанавливает, что Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на эту должность Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Заместители председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом.
Назначение на должность и прекращение полномочий судьи происходит с согласия соответствующей квалификационной коллегии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в систему арбитражных судов Российской Федерации в качестве основного и первого звена системы включены: арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В качестве второго звена системы в нее входят федеральные арбитражные суды округов. Последним же (третьим) звеном является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством арбитражный суд субъекта Федерации имеет следующие полномочия:
- рассматривает по первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда;
- рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, прошедшие в этом суде рассмотрение по первой инстанции;
- пересматривает при необходимости по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Судебные полномочия арбитражного суда субъекта Федерации реализуются непосредственно судебными коллегиями, если они созданы, или судебными составами (ст. 40, 41 Закона об арбитражных судах).
Коллегии могут создаваться в арбитражном суде субъекта Российской Федерации из числа судей этого суда. По представлению председателя этого суда, они утверждаются его Президиумом. Коллегию возглавляет заместитель председателя суда (ст. 40 Закона об арбитражных судах). Судебные составы образуются из числа судей, входящих в судебную коллегию, а если таковой нет - из числа судей этого суда. Судебные составы формирует председатель арбитражного суда субъекта Федерации. Возглавляет состав председатель, утвержденный президиумом этого арбитражного суда. Кроме него в состав входят два судьи. При определенных условиях дело может быть рассмотрено судьей единолично (ст. 14 АПК РФ).
В апелляционном порядке все арбитражные дела рассматриваются обязательно коллегиально при нечетном числе судей.
Федеральный закон Российской Федерации «О введении в действие арбитражного процессуального кодекса», принятый 5 апреля 1995г., установил возможность проведения трехлетнего эксперимента по рассмотрению дел с привлечением «арбитражных заседателей» при коллегиальном рассмотрении дел в первой инстанции. Арбитражными заседателями могут быть лица, обладающие специальными знанияяи и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемой им в любой инстанции; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.
На территории нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов (ч. 2 ст. 34 Закона об арбитражных судах).
В ст. 24 Федерального конституционного закона Российской Федерации об арбитражных судах дан открытый перечень десяти конкретных окружных федеральных арбитражных судов. Каждый из них проверяет законность решений, принятых судами определенных субъектов Федерации, в кассационном порядке.
Статья 26 того же закона перечисляет полномочия федерального арбитражного суда округа. К ним относятся: проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых и вступивших в законную силу судебных актов. В полномочияяуказанных арбитражных судов входит также: возможность обращенияяв Конституционный Суд; изучение и обобщение арбитражной судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов; анализ данных статистики.
Непосредственно судебную деятельность и остальные функции в окружном арбитражном суде осуществляют коллегии, порядок образования которых такой же, как и в арбитражных судах субъектов Федерации. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.
В судебных коллегиях арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формирует председатель федерального арбитражного суда округа, а возглавляет - председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа.
Полномочия председателя и заместителей председателя федерального арбитражного суда округа регламентированы в ст. 32, 33, Закона об арбитражных судах.
Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. К его компетенции как суда первой инстанции отнесены лишь две категории дел:
1) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в случаях несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан;
2) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также споры между субъектами Федерации (ст. 10 Закона об арбитражных судах).
Кроме того, Высший Арбитражный Суд России рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации и пересматривает по яновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Как и остальные звенья системы арбитражных судов, Высший Арбитражный Суд вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с просьбами о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, примененных или подлежащих применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции. Он изучает и обобщает судебную практику и разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, ведет статистику. Как центр системыы Высший Арбитражный Суд, кроме того: обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности указанныы в ч. 2 ст. 125 Конституции страны законов, иных нормативных актов и договоров; дает разъяснения по вопросам судебной практики; имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения; организует статистический учет в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.
В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят председатель, его заместители и судьи.
При осуществлении своих полномочий Высший Арбитражный Суд действует в составе своих структурных образований: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правонарушений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью системы арбитражных судов; анализирует материалы изучения арбитражной судебной практики; дает при необходимости официальные разъяснения по вопросам судебной практики; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; по представлению председателя суда утверждает членов судебной коллегий и решает другие вопросы организационного характера. Результаты работы Пленума отражаются в его актах - постановлениях, обяяательных для арбитражных судов Российской Федерации (п. 2 ст. 13 Закона об арбитражных судах). Пленум решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой и т.д.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные решения арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики, о чем информирует арбитражные суды.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Президиум этого суда собирается по мере необходимости. Кворумом для Пленума является наличие не менее двух третей его состава; для Президиума - присутствие большинства его членов. Голосование и в пленуме, и в президиуме открытое, постановления принимаются простым большинством голосов от числа присутствовавших.
Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда. В его заседаниях могут принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, председатели Конституционного и Верховного Судов России, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции страны, председатели арбитражных судов. По приглашению председателя в заседаниях пленума могут принимать участие и другие должностные лица и граждане.
Статьи 18-19 Закона об арбитражных судах регламентируют порядок формирования судебных коллегий и судебных составов Высшего Арбитражного Суда, ст. 20 - полномочия Председателя Высшего Арбитражного Суда, предоставляя ему право принимать участие в заданиях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий. Правительства Российской Федерации.
Сказанное позволяет заключить, что в настоящее время система арбитражных судов четко организована и ее существование играет серьезную роль в обеспечении перехода к рыночной экономике.

4.Задачи арбитражных судов.
В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают в основном экономические споры. Статьи 4 и 5 Закона об арбитражных судах относят к ведению арбитражных судов рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере экономической и любой другой предпринимательской деятельности. Тем самым разграничивается компетенция арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Следует отметить, что новейшее законодательство об организации и деятельности арбитражных судов расширило круг дел, подведомственных арбитражному суду, передав в ведение этой системы ряд новых категорий дел: с участием иностранных организаций и граждан, дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о банкротстве предприятий.
Кроме того, расширен состав участников арбитражно-процессуальных отношений, возникающих при осуществлении правосудия по экономическим спорам арбитражными судами. В соответствии с ч. 1 ст. 22 АПК РФ арбитражный суд рассматривает споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя, приобретенного в установленном законом порядке. В арбитражном процессе, однако, могут участвовать организации, не являющиеся юридическими лицами (обжалование организацией отказа в государственной регистрации), или граждане, не являющиеся предпринимателями (гражданин - кредитор юридического лица возбуждает дело о признании юридического лица несостоятельным), а также Федерация и ее субъекты. Несмотря на такое разнообразие дел по спорам, проходящим в арбитражных судах и их участников, различие в компетенции этих судов и судов общей юрисдикции проводится в принципе по субъектному составу спорного правоотношения и по его характеру, хотя общим судам оказались подведомственны тем не менее некоторые категории дел, возникающих из предпринимательской деятельности. Например, дела, возбуждаемые в защиту прав потребителей на основе Закона о защите прав потребителей.
Можно предполагать, что в будущем разграничение компетенции системы судов арбитражных и судов общей юрисдикции будет более строгим. Критерием подведомственности дел арбитражному суду должен быть лишь характер деятельности субъекта -предпринимательский, а из ведения арбитражных судов необходимо исключить споры, не связанные с предпринимательской деятельностью, и передать их в суды общей юрисдикции. Основными задачами арбитражных судов в настоящее время являются:
1. Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в этих сферах.
На Высший Арбитражный Суд, как было указано, возложены еще и задачи по руководсяву системой арбитражных судов (изучение результатов обобщения практики, подготовка предложений по ее совершенствованию, разработка предложений по улучшению законодательства, реализация законодательной инициативы, официальное разъяснение законодательства и т.д.).
В частности, большую роль в свое время играло совместное постановление Пленумов Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда Российской Федерации №12/12 от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».
По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними важное значение принадлежит Peгламенту, обязательному для арбитражных судов и принимаемому Высшим Арбитражным Судом (п. 3 ст. 10 Закона об арбитражных судах).
Нельзя не отметить также издаваемый в соответствии со ст. 49 Закона об арбитражных судах «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» как действенное средство реальной гласности в деятельности системы арбитражных судов, как важное связующее звено для арбитражных судов всех регионов страны.

5. Принципы организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ.

В мировой практике применяются согласительная и инквизиционные принципы разбирательства. В первом случае ответчик и истец самостоятельно разрешают проблемы обеспечения доказательств свой правоты, а суд рассматривает предоставленные документы и обоснования и принимает решение по существу. Во втором случае суд выступает более инициативно — он может и должен запрашивать по своей инициативе документы, отчеты, справки, а также дополнительные данные, необходимые по усмотрению суда для разрешения спора. Действующий в России Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы преимущественно предусматривают инквизиционные принципы судопроизводства.
Принципы организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда весьма близки тем принципам, на которых строится система судов общей юрисдикции. При осуществлении своих полномочий Высший Арбитражный Суд обладает статусом, установленным Законом о статусе судей. Что же касается принципов деятельности Высшего Арбитражного Суда, то, в частности, ст. 6 Закона об арбитражных судах констатияует: «Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел». Помимо указанных принципов Арбитражно-процессуальный кодекс РФ называет еще и принципы непосредственности (ст. 10), непрерывности (ст. 117), национального языка судопроизводства (ст. 8), которые, как известно, действуют при осуществлении правосудия в судах общей юрисдикции.
Одной из самых существенных новелл является введение принципа осуществления правосудия Высшим Арбитражным Судом (ст. 1 АПК), причем действие этого принципа в условиях арбитражного судопроизводства имеет свои особенности. Имеются ввиду только суд, указанный в специально им посвященном Федеральном конституционном законе, и только судьи этого суда, назначаемые в порядке, предусмотренном ст. 125 Конституции РФ и Законом об арбитражных судах. При этом действие названного принципа распространяется на производство по делам, отнесенным законом к ведению данной системы судов и рассматриваемым в порядке, установленном АПК РФ для арбитражных судов. В связи с этим, например, третейские суды, обладающие правом разрешения экономических споров, не относятся к органам арбитражного правосудия.
Новый Арбитражный процессуальный кодекс сохранил в арбитражном производстве действия всех принципов, закрепленных в АПК 1992 г. Однако многие нормы при этом были существенно переработаны, развиты, конкретизированы с учетом новой Конституции РФ и рыночной экономики как основного ориентира развития общества. Примером может служить принцип состязательности (ст. 7 АПК), который ныне значительно уменьшил активность суда по собиранию необходимых доказательств за счет стимулирования активности сторон и лия, участвующих в деле.
Изменены правила и о языке арбитражного сядопроизводства (ст. 8 АПК). Они приведены в соответствие со ст. 68 Конституции, говорящей о том, что государственным языком Российской Федерации является русский язык. Из этого следует, что судопроизводство в Высшем Арбитражном Суде ведется только на русском языке. Участвующим же в деле лицам, если они не владеют русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела и участия в судебных действиях с помощью переводчика. Обеспечение перевода - обязанность арбитражного суда.
Усилена роль в судопроизводстве принципа диспозитивности. В АПК нет прежних правил о возможности арбитражного суда изменять по своей инициативе предмет и основание иска, выходить за пределы исковых требований, уменьшать размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию с одной из сторон, отсрочить или рассрочить исполнение решения. Однако арбитражный суд не принимает отказ от иска, не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону, другим нормативным актам или нарушает права и законные интересы других лиц.
Существенные измененияявнесены в содержание принципа коллегиальности. В арбитражных судах по первой инстанции все дела рассматриваются единолично, за исключением дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и дел о банкротстве. По решению председателя арбитражного суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.
Более демократично, чем прежде, решен вопрос о гласности производства в арбитражном суде. В заседаниях Высшего Арбитражного Суда лица, присутствующие в зале, могут делать заметки, вести стенограмму и звукозапись. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция процесса по радио и телевидению возможны с разрешения суда, рассматривающего дело.
По мере дальнейшего строительства правового Российского государства неизбежны и последующие изменения норм, регулирующих организацию и деятельность арбитражных судов. Тем не менее ныне действующее законодательство о Высшем Арбитражном Суде можно оценить положительно, поскольку в нем отражены многие принципы, закрепившие подлинно демократические наччла правосудия по экономическим спорам.

Практика осуществления деятельности арбитражных судов
на территории РФ на примере хозяйственно-предпринимательских споров.
При осуществлении договорной работы между сторонами могут возникнуть разногласия на различных этапах взаимоотношений. Споры могут иметь место на преддоговорном этапе, этапе заключения договора, выполнения обязательств по договору и фактического использования полученной продукции или товара (например, в гарантийный срок или после его окончания). В работе по разрешению возникающих хозяйственных споров следует исходить из требований действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность данных предприятий, договорные отношения и порядок разрешения таких споров.
Основные положения, которые принимаютсяяпри разрешении хозяйственных споров, следующие:
(1) главной задачей предприятия является удовлетворение требования потребителяя— высший смысл и норма деятельности каждого трудового коллектива;
(2) предприятие действует на основе законности. В интересах осуществления задач и полномочий вправе по собственной инициативе предпринимать все решения, если они не противоречат действующему законодательству;
(3) предприятие несет экономическую ответственность за выполнение своих обязательств по договорам.
При разрешении споров компетентные органы и суды должны обеспечивать повышение роли договора в формировании хозяйственных связей, в определении прав и обязанностей сторон при создании уровня продукции, улучшения качества и уровня продукции, активно использовать правовые средства для укрепления договорной дисциплины, обеспечения защиты коммерческих и иных интересов сторон и удовлетворения общественных потребностей. Основное и исходное положение при рассмотрении споров — все участники гражданских правоотношений считаются априори добросовестными исполнителями своих прав и обязанностей. Поэтому кредитор обязан доказать факт неисполненияяили ненадлежащего исполнения своим контрагентом — должником — лежащих на нем обязанностей, а также наличие убытков, если таковые наступили (если таковые составляют обязательное условие наступления ответственности) и причинную связь между ними и фактом правонарушения. С другой стороны, в п. 4 ст. 6. ОГЗ закреплена презумпция вины нарушителя гражданских прав и обязанностей, в частности должника в договорном или ином обязательстве. В силу этого кредитор или иной потерпевший не обязан доказывать наличие вины своего контрагента (нарушителя), если иное прямо не предусмотрено действующими законодательными актами.
Особо следует отметить вопрос о правомерности деятельности предприятия по причине нарушения целевого характера правоспособности. Положения п.1. ст.12 ОГЗ сохраняют принцип специальной (целевой) правоспособности юридических лиц. Поэтому сделки и договора юридического лица, совершенны с нарушением правоспособности, признаются недействительными. В то же время деятельность юридического лица, соответствующая его уставным задачам, даже при отсутствии прямых указаний об этом в его учредительных документах (внешнеэкономическая, строительная, транспортная, и др.) признается правомерной.
Хозяйственные споры разделяются по существу их содержания на научно-технические и иные. Споры научно-технического характера разрешает обычно вышестоящая организация или по ее поручению Ученый Совет, НТС, иной коллегиальный орган или комиссия экспертов. В случае принадлежности сторон к разным ведомствам в договоре следует точно указывать, какая именно вышестоящаяяорганизация разрешает споры научно-технического характера. Разногласия между организациями-заказчиками, разработчиками и изготовителями продукции по вопросам технико-экономических показателей создаваемой продукции и их соответствия мировому уровню разрешаются на этапах разработки и постановки на производство новой (модернизированной) продукции по представлению организации-разработчика или изготовителя, не обеспечивающей заданных требований, разрешаются ведомствами по принадлежности или по их представлению в срок не менее 30 дней с момента подписания протокола разногласий.
Разногласия между головными разработчиками и разработчиком (изготовителем) комплектующих изделий, материалов и составных частей продукции по уровню их технико-экономических показателей разрешаются по представлению организации-разработчика (изготовителя) комплектующих изделий, материалов и составных частей, не обеспечивающей заданных требований, соответствующими ведомствами или по их представлению в срок не более 30 дней с момента подписания протокола разногласий. Все иные, в том числе самые многоччсленные — по неисполнению договорных обязательств — споры, в основном имущественные, разрешаются арбитражем ведомственной принадлежности, если организации находятся в одном ведомстве, или государственным арбитражным судом, если стороны имеют различную ведомственную принадлежность.
Арбитражные суды работают с большой нагрузкой и, например, по данным газеты «Экономика и Жизнь» за ноябрь 1993 г. № 48 арбитражные суды за первое полугодие 1993 г. рассмотрели и вынесли решение по спорам:
Всего
148983
В том числе экономического характера:

преддоговорных
7179
по расчетам
50618
по возмещению убытков
17750
по перевозкам
15348
по договорам купли-продажи
8833
по договорам аренды
1025
по кредитам и расчетно-кассовому обслуживанию
1179
по мотивам нарушенияяохраны окружающей среды
3692
о признании права собственности
947
об истребовании собственности
947
о недействительности договора
845
по нарушению прав собственника
947
В сфере управленияяо признании актов недействительными:
3169
об обжаловании решений об отказе в госрегистрации
156
об обжаловании решений государственных и иных органов об изъяяии денежных средств и имущества
232
о взыскании штрафов
409
о возврате из бюджета средств, списанных в виде экономических санкций
190
Обжаловано решений в кассационном порядке
9181
из них отменено или изменено
2618
Анализ статистики показывает уменьшение споров по преддоговорным отношениям, что объясняется изменение отношений и утратой определенными ведомствами командно-директивных функций и прекращение штрафных санкций за неисполнение. В связи с известными трудностями в сфере платежей и взаимных расчетов существенно возросло количество споров на неплатежам. Резко возросло количество споров по возмещению убытков. Прессинг чиновничьего аппарата на предпринимателя вызывает ответную реакцию, и также наблюдается увеличение исков в сфере управления — предпринимателей, оспаривающих решения госорганов и учреждений государственных структур. При этом оказывается, что почти половина исков удовлетворяется в пользу истцов — о признании решений госорганов противоречащими закону. Отмечается, что более одной четверти поданных исков не принимаются в связи с юридическими дефектами (недействительность договоров, нарушение претензионного порядка, срока давности, неправильности оформления документов и др.). Деятельность арбитражного суда привлекает внимание предпринимателей по естественным причинам, и поэтому в популярной многостраничной газете «Коммерсант Дейли» введена обширная рубрика с короткими информационными сообщениями о деятельности суда, по интересу содержимого чятяяяяяяяяяхуже детективного романа.
Не все споры принимаются к рассмотрению и разрешению арбитражными судами. Так, нс подлежат разрешению в органах арбитража споры:
(1) по налогообложению в бюджет и неналоговым платежам, взыскиваемым в бюджет;
(2) на сумму менее опреяяяеяняяяяярмяяияямя яяя) яяяяеяяяяяе яояяяжяуяяяояняяяяяявилам (их разрешают специальные арбитражные суды при торгово-промышленных палатах или экономический суд, созданный решением стран Содружества);
(4) между предприятиями одного ведомства или министерства;
(5) по вопросам финансового контроля банков;
(6) научного и технического характера и по применению стандартов;
(7) по ценам на продукцию, если таковые по действующему законодательству не могут устанавливаться решением сторон договора;
(8) иные, разрешение которых отнесено законодательством к компетенции других организаций.
Разногласия, возникающие при заключении договора, основанного на обязательном для обеих сторон плановом задании, между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и иными общественными организациями, разрешаются соответствующим арбитражем (третейским судом), если законом не установлено иное. Разногласия между назваными организациями, возникающие при заключении договора, не основанного на обязательном для обеих сторон плановом задании, могут разрешаться арбитражем, если это специально предусмотрено законом или соглашением сторон. Разногласия означают либо несовпадения предложенных редакций отдельных пунктов договора, либо уклонение одной из сторон от заключения договора. Арбитраж принимает такие споры к рассмотрению только в том случае, когда все осуществленные сторонами меры по согласованию разногласий оказались безуспешными. Следует иметь в виду, что по общему правилу преддоговорный спор, связанный с уклонением от заключения договора, может возбудить любая сторона, а связанный с содержанием — только та, которая выступила инициатором предложения о заключении договора и не согласилась с позицией контрагента в составленном протоколе разногласий. Если сторона, получившая протокол разногласий, в 20-дневный срок не возбудит преддоговорной спор, то предложения другой стороны по договору считаются принятыми. Однако, как указано выше, напряженность в этом виде споров снижается по мере отмирания командно-административной практики.
Подведомственность споров, возникающих при изменении и расторжении договоров, устанавливается также с учетом суммы, на которую договор был заключен. Оставшаяся для исполнения сумма договора, как сумма, на которую он изменяется, не имеет значения для определения подведомственности споров.
Арбитражные суды в РФ рассматривают дела с участием иностранных лиц, если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Российской Федерации. Арбитражные суды в РФ вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц: (1) если филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ; (2) если ответчик имеет имущество на территории РФ; (3) если иск вытекает из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ; (4) если по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории Российской Федерации; (5) если иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ; (6) если по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец находится в РФ; (7) если имеется соглашение об этом между организацией или гражданином РФ и иностранным лицом. Дела, связанные с признанием права собственности на здания, сооружения, земельные участки, изъятием зданий, сооружений, земельных участков из чужого незаконного владения, устранением нарушений прав собственника или законного владельца, если это не связано с лишением владения, рассматриваются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка. Дела по искам к перевозчикам, вытекающим из договора перевозки, в том числе когда перевозчик является одним из ответчиков, рассматриваются по месту нахождения органа транспорта.
Споры, вытекающие из изменения или расторжения договоров, рассматриваются по месту нахождения поставляющей стороны. Споры, возникающие при исполнении договоров и по другим основаниям, рассматриваются по месту нахождения ответчика. Организации должны до обращения с иском в органы арбитража принять меры к непосредственному урегулированию спора в установленном порядке. Дело подлежит рассмотрению и разрешению по существу арбитражем только в случаях, когда ко дню его рассмотрения предъявлена претензия и дан совет об отклонении претензии или истек срок, установленный для ответа на претензию, если ответ на нее не дан. При несоблюдении претензионного порядка арбитраж иск к рассмотрению не принимает.
Международный коммерческий арбитраж в РФ.
В Международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации. Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации. Международный коммерческий арбитражный суд принимает к своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров Российской Федерации.
Если сторона имеет более одного коммерческого предприятия, коммерческим предприятием считается то, которое имеет наибольшее отношение к арбитражному соглашению; если сторона не имеет коммерческого предприятия, принимается во внимание ее постоянное местожительство.
Морская арбитражная комиссия является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность по разрешению споров, отнесенных к ее компетенции в соответствии с Законом Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже". Эта арбитражная комиссия разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права. В частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений: (1) по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река — море); (2) по морской буксировке судов и иных плавучих объектов; (3) по морскому страхованию и перестрахованию; (4) связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов; (5) по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям; (6) связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ; (7) по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания; (8) связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества; (9) связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам; (10) связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла. Морская арбитражная комиссия разрешает также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в случаях, указанных в настоящей статье, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок.
Морская арбитражная комиссия принимает к рассмотрению споры при наличии соглашения между сторонами о передаче их на ее разрешение. Комиссия принимает к рассмотрению также споры, которые стороны обязаны передать на ее разрешение в силу международных договоров Российской Федерации.

7. Заключение.
В результате проведенного нами курсового исследования мы можем сделать следующие основополагающие выводы и заключения. Все нормы права и соответственно отрасли делятся на материально-правовые (регулятивные) и процессуальные. Ни у кого в юридической науке не возникает сомнений в том, что к процессуальным отраслям права относятся уголовное процессуальное и гражданское процессуальное право.
Проблема отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих арбитражную деятельность по рассмотрению хозяйственных споров, длительное время была дискуссионной. В историческом аспекте эта дискуссия интересна.
Некоторые авторы (Н.Б. Зейдер, В.Ф. Каллистратова, В.Н. Щеглов) пытались отождествлять арбитражный процесс с гражданским процессом и как следствие этого рассматривали нормы, регулирующие порядок рассмотрения и разрешения дел в арбитраже, как подотрасль гражданского процессуального права.
Ряд ученых оценивали порядок разрешения споров в арбитраже как одну из форм хозяйственного управления или хозяйственного руководства, а поэтому нормы, регулирующие процесс, представители этой точки зрения относили к области хозяйственного права. А.Т. Боннер, учитывая действовавшее в то время законодательство, полагал, что арбитражные процессуальные нормы не могут быть не чем иным, как частью соответствующей отрасли советского административного права.
Профессор А.А. Добровольский последовательно отстаивал свою точку зрения по поводу арбитражного процессуального права как самостоятельной отрасли процессуального права. Свои взгляды он убедительно аргументировал тем, что нормы арбитражного процессуального права довольно полно формулировали принципы арбитражного производства, его цели и задачи, права и обязанности арбитров и лиц, участвующих в деле, подведомственность хозяйственных споров и т. д.
В настоящее время существование арбитражного процессуального права как самостоятельной правовой отрасли подтверждается всем ходом преобразования арбитража в арбитражный суд и развитием законодательства о нем. Если по ранее действовавшему законодательству правовая природа арбитража была юридически неопределенной с точки зрения того, является ли он юрисдикционным органом (хозяйственным судом), органом управления или органом, совмещающим управленческие и судебные функции, то сейчас проблема решена - арбитражные суды есть органы, реализующие судебную власть. Это означает, что нормы, регламентирующие деятельность, имеют свой субъект, объект регулирования и содержание. Они закрепляют постадийное развитие процесса, объединены в институты и составляют определенную систему.
Представления об арбитражном процессуальном праве как самостоятельной отрасли основываются не только на том, что она призвана обслуживать систему арбитражных судов, имеющих принципиально важное значение для развития экономики, но и на степени развития источников этой отрасли права .
Арбитражное процессуальное право имеет обособленные источники, включающие нормы организационные, закрепляющие систему судов, нормы процессуальные, специальные процессуальные нормы, содержащиеся в законах материально-правового характера (например, в разделе II Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»).
Арбитражное процессуальное право, как и гражданское процессуальное, - право кодифицированное. Нормы этой отрасли права закреплены как общее правило в федеральных законах. Ранее государственный арбитраж руководствовался Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, т. е. подзаконным актом.
Процессуальные нормы, объединения норм (институты), имеющие значение для всего арбитражного процесса, всех его стадий, составляют общую часть; нормы и институты, относящиеся к отдельным стадиям процесса, -особенную часть. К общей части относятся нормы, закрепляющие право на обращение в арбитражный суд, принципы арбитражною процесса, состав суда, подведомственность и подсудность, доказательства в арбитражном процессе, состав лиц, участвующих в деле, представительство, арбитражные расходы и сроки.
Нормы особенной части регулируют постадийные процессуальные отношения: возбуждение дела, подготовку дел к судебному разбирательству, порядок рассмотрения и разрешения споров, обжалования решений, исполнения судебных актов.
Арбитражное процессуальное право включает и специальные процессуальные нормы, предусматривающие специфику возбуждения, рассмотрения и разрешения отдельных категорий дел в арбитражном суде. Примеры специальных норм содержатся в ст. 3-11 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», гл. 19 АПК РФ.
Нормы арбитражного процессуального права находятся во взаимодействии и взаимосвязи с нормами других отраслей права, особенно конституционного, гражданского процессуального, налогового, экологического, административного. На арбитражный процесс оказывают влияние нормы и институты различных отраслей права. Так, нормы конституционного права определяют правовую природу арбитражных судов, их место в системе государственных органов, роль судебной власти в обществе.
Нормы гражданского, налогового, экологического и других отраслей права предопределяют субъектный состав по рассматриваемым спорам, предмет познавательной деятельности суда. Арбитражное процессуальное право по своей системе, институтам, стадиям имеет большое сходство с гражданским процессуальным правом. И то и другое регулирует правоотношения, возникающие в процессе осуществления правосудия, только разными судебными системами.

8. Использованная литература.
СП СССР. 1974. №4. Ст. 19.
ВВС РСФСР. 1991. №30. Ст. 1012-1014.№34. Ст. 1965.
Шерстюк В.М. Новые положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. - М., 1996. С. 5-14.
Яковлев Ф.В., Юков М.К. Вступительная статья // Комментарий кАрбитраж-ному процессуальному кодексу Российской Федерации, - М., 1995. С. 1.
ВВС РСФСР. 1992. № 16. Ст. 36.
Юков М.К., Пучинский В.К., Шерстюк В.М. О проекте Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. № II. С. 107.
СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1710.
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Приказ Высшего арбитражного суда РФ от 26 марта 1996 г. № 7 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации» (с изменениями от 30 июля 1996 г.).
Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».
Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, 21 июня 1985 г.).
Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972.
Додин Е.В. Доказательства в административном процессе. М.. 1973.
Арбитражный процесс в СССР/Под ред. А.А. Добровольского. М., 1983. С. 13-20.
Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. С. 23.
Хозяйственное право / Под ред. В.В. Лаптева. М., 1970. С. 397.
Арбитраж в СССР/Под ред. М.С.Шакарян. М., 1981. С. 24.
Яковлев Ф.В., Юков М.К. Вступительная статья/ Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации, М., 1995 .,стр.3.



ОГЛАВЛЕНИЕ