стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Современный Гуманитарный Университет










Курсовая работа по конституционному праву Российской Федерации:

“ Конституционный статус Российской Федерации .”







студента группы Ю-308 Алексеева А.В.













МОСКВА 96 г.








План работы:

1. Введение.
2. Понятие и компоненты конституционного статуса Российской Федерации.
3. Материальная и экономическая основа конституционного статуса Российской Федерации.
4. Приоритеты, атрибуты и важнейшие аспекты конституционного статуса Российской Федерации.
5. Заключение.
6. Исрпользованная литература.




















1. Введение.

Перед тем как перейти к основной части моей работы, я хочу сразу сделать несколько оговорок. 1) Опять же, мне представляется нелогичным вести речь об Основном Законе государства лишь в общих чертах, поэтому вместе со всеми обощающими определениями я все же буду базироваться на конкретном примере, а именно на Конституции РФ. И 2) так как цель моей работы - это не анализ всех государственно-правовых проблем, которые включает в себя Конституция РФ (это тема уже другого сочинения, скорее всего по конституционному праву), а лишь доказательство тезиса “Конституция - это основной закон государства”, я возьму только крохотную часть всех проблем, раскрываемых Конституцией РФ. Например, права и свободы человека. И мне кажется, что наличие этих проблем в Контистуции доказывает то, что Конституция - это именно Основной Закон государства, если в нем присутствуют и разрабатываются столь важные и основополагающие проблемы, как права и свободы человека.
Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установлени, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.
Развтие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер госкдарственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в котрой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и “Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, присшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей.
Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержнь и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей рпава, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверееной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.
Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало - в разных границах и при разных формах правления - многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституций Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории.
Крах в России тоталитарного государства, контролировавшего и слова, и дела, и мысли граждан, означал начало создания правового государства. Это потребовало изменения Основного Закона. Новая Конституция в нашей стране зафиксировала “десоветизацию” государственной власти. Были разделены законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, что является важнейшим признаком подлинной демократии. Ведь еще французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласила: “Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции”. И, наконец, государственный строй в Российской Федерации определен как конституционный, а не общественный.
Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о раграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.
2. Понятие и компоненты конституционного статуса Российской Федерации.

Российская Федерация — это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее конституционный статус олределяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном сувере-нитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от31 марта 1992 г.
Конституционный статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, характер взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством, форму государственного устройства России и характер взаимоотношений федерации с ее субъектами, форму правления, характер взаимоотношений с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Вместе с тем, она свидетельствует также и о том, что Российская Федерация носит конституционный характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.
Неотъемлемым элементом конституционного статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов и включающую в себя сушу, внутренние воды н территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.
Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция и законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 74) на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она устанавливает статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.*, а также иными федеральными нормативными актами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации с сопредельными государствами. Эти акты решают вопросы, связанные с организацией защиты и изменением государственной границы, процедурой разрешения территориальных споров.
Важным элементом конституционного статуса Российской Федерации является единое гражданство Российской Федерации. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г.** Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства.
Наряду с гражданством Российской Федерации каждая из республик в составе Российской Федерации также имеет свое гражданство. Гражданин республики является вместе с тем гражданином Российской Федерации, а утрата гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик.
Наличие или отсутствие гражданства республик не оказывает влияние на правовое положение гражданина Российской Федерации. Каждый ее гражданин

обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Защита прав граждан Российской Федерации за границей осуществляется государственными органами Федерации, ее дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.
Важным компонентом конституционного статуса Российской Федерации является наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента — главу государства; Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган (Российской Федерации); Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.
Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.
В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей отражена федеральная природа России. Так, в Совет Федерации — одну из палат федерального Парламента — входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерация; в состав Правительства в соответствии с Положением о федеральных органах власти на переходный период, введенным в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г., с изменениями и дополнениями от 11 октября 1993 г. входят по должности руководители исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 15)*. ст. 5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации о-сновано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между
------------------------------------------------------------------------------------
* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №37. Ст. 594.
**Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 6. Ст. 243; №29. Ст. 1112.
В органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Конституционный статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной правовой системы, которая включает в себя федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
К правовой системе Российской Федерации относятся также некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно Конституции (ст. 15) составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы: кодексы, нормативные акты Президента, нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации; Правительства Российской Федерации; федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерацией субъектам федерации; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации и др.
Единство федеральной правовой системы обеспечивается верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных, нормативных актов, нормативных актов субъектов федерации, местных и муниципальных нормативных актов.
Отрицание верховенства федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации, провозглашение верховенства законов субъектов федерации ведет к войне законов в рамках единого государства и, в конечном счете, чревато развалом Российской Федерации.
Ядром правовой системы Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, которая не только устанавливает правовые пределы нормативной деятельности как федерации, так и ее субъектов, но и обеспечивает единство нормативно-правовой деятельности в Российской Федерации.

3. Материальная и экономическая основа конституционного статуса Российской Федерации.

Конституционный статус Российской Федерации характеризуется наличием собственности Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, 06ластей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»* к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты.
К объектам, составляющим основу национального богатства, относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации; охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
В России существует Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, состав которого
-----------------------------------------------------------------------------------------------
* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. Ст. 3597, № 42. Ст. 3993.
определяется Президентом Российской Федерации. Так, например, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской федерации» от 6 ноября 1993 г.** в этот свод включены: Государственный академический Мариинский театр (г. Санкт-Петербург); Государственный историко-архивный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (Спасо-Кижский погост, Республика Карелия); Госфильмофонд Российской Федерации (Московская область); Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная поляна» (Тульская область); Жостовская ордена «Знак Почета» фабрика декоративной росписи (Жостовский промысел, Московская область); Российский государственный

исторический архив (г. Санкт-Петербург); Российский государственный архив древних актов (г. Москва).
К объектам, необходимым для функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач относятся государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды); имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
К этим объектам относятся также высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных цектров; предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных ресурсов;
-----------------------------------------------------------------------
*Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. №3. Ст. 59.
** Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №45. Ст. 4334.
предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений; предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны; государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.
К объектам оборонного производства относятся все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расцепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях — независимо от доли военных заказов; защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти Российской Федерации, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
К объектам отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитые других отраслей народного хозяйства относятся: предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации: предприятия топливно-знергетического комплекса; предприятия и объекты электроэнергетики (за исключением объектов инженерной инфраструктуры городов; предприятия и объекты станций железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме объектов инженерной инфраструктуры городов); федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации; предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры: государственные племенные и конные заводы и сов-хозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.
К числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности относятся также предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.
Установлен также круг объектов, относящихся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В их число входят предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг, крупнейшие предприятия народного хозяйства со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 200 млн. рублей или численностью занятых более 10 тысяч человек), предприятия атомного и энергетического машиностроения; предприятия
рыбопромысловой продукции: зверосовхозы; государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятии) объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственной власти Российской Федерации: учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта (кроме находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также относящихся к муниципальной собственности): научно-исследовательские, проектно-конструк-торские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений и эти объединения; предприятия автомобильного транспорта (кроме объектов городского пассажирского транспорта); предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений; предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации; средние специальные и профессиональные учебные заведения; предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций: оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение; предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов федерации. В федеральной собственности находятся земельные участки и другие природные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск Российской Федерации.
Конституционный статус Российской Федерации характеризуется наличием единой денежной и кредитной систем.
Согласно Закону Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 года* денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его

активами. Подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону.
Организация денежного обращения возлагается на Центральный Банк России, который планирует объем производства, перевозки и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; устанавливает правила хранения, перевозки
и инкассации наличных денег; устанавливает признаки платежности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения: определяет порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и Основными направлениями денежно-кредитной политаки Российской Федерации.
Расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации определяются Центральным Банком России в соответствии с законодательством Российской федерации.
В Российской Федерации существуют единые правила кредитования и
---------------------------------------------------------------------------------
* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 43. Ст. 2406.
кредитных расчетов. К числу наиболее важных элементов конституционно-право-вого статуса Российской Федерации относится существование Вооруженных Сил Российской Федерации, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Россииская Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и осуществляет оборонную политику Федерации.
Существенным элементом конституционного статуса Российской Федерации является закрепление Конституцией Российской Федерации русского языка в качестве государственнозо языка. В Конституции Российской Федерации (ст. 68) установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
В Российской Федерации принят Закон от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР»*, согласно которому русский язык является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации.
Вместе с тем закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков. Российская Федерация

гарантирует всем народам и каждой личности право на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, обучения, воспитания, интеллектуального творчества; равные возможности для сохранения, изучения и развития, равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов Российской Федерации, особую заботу и внимание к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований; желательность овладения языком межнационального общения и другими языками народов Российской Федерации, проживающих на одной территории*.
К числу основных элементов конституционного статуса Российской Федерации относится ее право на международные отношения с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.

4. Приоритеты,атрибуты и важнейшие аспекты конституционного статуса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
*Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №50. Ст. 1740.

Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью. Она заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах.
Проводя единую внешнюю политику, Российская Федерация признает и уважает государственный суверенитет и суверенное равенство всех стран, неотъемлемое право на самоопределение, принципы равноправия и невмешательства во внутренние дела, территориальную целостность и неруши-мость существующих границ, отказ от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, принципы мирного урегулирования споров, права и свободы человека, включая права национальных меньшинств, добросовестное выполнение обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.
Приоритетными для Российской Федерации являются отношения с бывшими союзными республиками Союза ССР и, в первую очередь, с участниками Содружества Независимых Государств.
Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.
Важным компонентом конституционного статуса Российской Федерации являются ее государственные символы — Государственный флаг,

Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации, а также ее столица — город Москва.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 70) государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
В соответствии с Положением о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993г.* Государственный флаг Российской Федерации представляет собой
прямоугольное попотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней —красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2: 3.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается:
на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях — резиденциях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — постоянно;
на зданиях центральных органов федеральной исполнительной власти, других органов государственной власти, органов мес-того самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах — в дни праздников и памятных событий:
на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей или при международных организациях — в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания;
на транспортных средствах Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации за границей, глав постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях;
на морских судах, судах внутреннего плавания и других средствах передвижения, на которых в качестве официальных лиц находятся Президент Российской
----------------------------------------------------------------------------
* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера-
ции. 1993. №51. Ст. 4928.
Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации или Другие лица,
представляющие Президента Российской федерации или Правительство Российской Федерации — в соответствии с морскими традициями и правилами дипломатического протокола: на судах, внесенных в Государственный судовой реестр Российской Федерации или судовой реестр Государственной речной судоходной инспекции, на которые выдан судовой патент, соответствующее судовое свидетельство или судовой билет, — в качестве кормового флага. На буксирных судах, ведущих суда или плоты, Государственный флаг Российской Федерации поднимается на носовом флагштоке или гафеле. Судно, плавающее под государственным или национальным флагом иностранного государства, должно при прохождении внутреннего моря и (или) внутренних судоходных путей Российской Федерации либо во время стоянки в порту Российской Федерации в дополнение к своему флагу поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями также Государственный флаг Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации может находиться в рабочих кабинетах Президента Российской Федерации, председателей палат Федерального Собрания, Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных судей, прокуроров, председателя Центрального банка Российской Федерации, руководителей центральных органов федеральной исполнительной власти, Уполномоченного по правам человека, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, глав местной администрации, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей.
Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят при церемониях и во время других торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжественных мероприятий.
Изображение Государственного флага Российской Федерации может наноситься на воздушные суда Российской Федерации, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов России.
Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура. В таких случаях в верхней части древка (мачты) Государственного флага крепится черная лента, длина которой равна длине полотмища флага. В знак траура Государственный флаг может быть приспущен до половины древка (мачты).
Флаги субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, административно-территориальных образований не должны быть идентичны Государственному флагу Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов Российской Федерации, предприятай, учреждений, организаций и администратавно-территориальных образований.
При одновременном поднятии Государственного флага Российской Федерации и флага субъекта Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации или административно-территориального образования Государственный флаг Российской Федерации должен быть поднят с левой стороны здания (если стоять лицом к фасаду), а любой другой флаг — с правой стороны; при одновременном поднятии флагов Государственный флаг Российской Федерации должен располагаться в центре (а при нечетном числе флагов — левее центра). При этом размер любого другого флага не может быть больше размера Государственного флага Российской Федерации.
Лица, виновные в осквернении Государственного флага Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Государственном гербе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 30 ноября 1993 г.1, Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона. Допускается воспроизведение Государственного герба в одноцветном варианте, а также его воспроизведение в виде главной фигуры —двуглавого орла.
Государственный герб (многоцветный вариант) помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он помещается на бланках Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания; Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: центральных органов федеральной исполнительной власти; федеральных судов; Прокуратуры, Центрального банка Российской Федерации: Уполномоченного по правам человека;
Счетной палаты; дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей.
Государственный герб Российской Федерации также помещается:
на паспортах граждан Российской Федерации или документах, заменяющих их, и на иных документах, выдаваемых органами государственной власти Российской Федерации; на гербовых печатях органов государственной власти; на официальных резиденциях органов государственной власти, в кабинете Президента Российской Федерации и на его транспортных средствах, в залах заседаний палат Федерального Собрания, зале заседаний Правительства Россий-ской Федерации, залах заседаний федеральных судов, кабинете Уполномоченного по правам человека, кабинете Генерального прокурора Российской Федерации, а
---------------------------------------------------------------------
*См. также: Декларация о языках народов России // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст, 1742.
также на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей;
на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации может помещаться:
на знаменах и флагах Вооруженных Сил Российской Федерации, Внутренних войск Министерства внутренних дел, Пограничных войск: на знаках различияявоеннослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также на форменной одежде дипломатического персонала: на денежных знаках, орденах и медалях РОССИЙСКОЙ Федерации.
Другие случаи официального воспроизведения изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Согласно Положению о Государственном гимне Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. *, Государственным гимном Российской Федерации является мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» М.И. Глинки.
Государственный гимн Российской Федерации исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами: при поднятии Государственного флага Российской Федерации;
после принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации:
при открытии и закрытии сессий палат Федерального Собрания;
при открыити памятников и памятных знаков;
при вручении государственных наград Российской Федерации;

при встрече и проводах глав государств и представительств зарубежных стран, посещающих Российскую Федерацию с официальным визитом; в этом случае государственный гимн Российской Федерации исполняется после исполнения государственного гимна соответствующей страны;
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации.
Государственный гимн Российской Федерации транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года: при телевещании перед выходом в эфир
-----------------------------------------------------------------------
* Собрание актов Президента и Правительства Российской Фадерации. 1993. №49. Ст. 4761.
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №51. Ст. 4929.
первой телепрограммы — в дни государственных праздников Российской Фе-дерации; при радиовещании — ежедневно перед выходом в эфир первой и по окончании последней радиопрограммы, а при непрерывном вещании — в 6 часов и в 24 часа московского времени.
Исполнение Государственного гимна Российской Федерации в воинских частях, на военных кораблях и судах регламентируется воинскими уставами.
Иные случаи обязательного исполнения Государственного гимна устанавливаются Президентом Российской Федерации.
При проведении официальных мероприятий за границей исполнение Государственного гимна Российской Федерации осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностранных дел Российской Федерации с учетом практики страны пребывания.
Допускается исполнение Государственного гимна при проведении спортивных соревнований с учетом существующей практики спортивных организаций. Государственный гимн может исполняться и в иных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации.
При публичном исполнении Государственного гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.
Российская Федерация имеет свою столицу. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 70) столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации»*.
Столица Российской Федерации является местом нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной область, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических

представительств иностранных государств в Российской Федерации.
Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.
Конституционный статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение также в закрепленных Конституцией Российской Федерации предметах ведения Российской Федерации, реализуемых органами государственной власти Российской Федерации.
Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст. 71) и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации, относится принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина: гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.
Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы государственной власти.
В исключительном ведении Российской Федерации находяяся судоустройстео; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
правовое регулирование интеллектуальной собственности;
федеральное коллизионное право.
Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетмые звания Российской Федерации. В ее исключительном ведении находится федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития Российской Федерации.
В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерации находитсяяфедеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной
политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации.
Российская Федерация устанавливает правовые основы единого рынка; осуществляет финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию. Она устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные
-------------------------------------------------------------------------
*Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993, № 19, Ст. 683.
налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляю- щиеся материалы; федеральный транспорт, путм сообщения, информация и связь: деятельность в космосе.
К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодеэия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации ведению Российской Федерации подлежит внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономиччские отношения Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность: оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.
На Российскую Федерацию возложено определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономиччской зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власть субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Объем полномочий федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними,
Конституция Российской Федерации также устанавливает (ст. 79), что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

5. Заключение.
Практически во всех современных государствах (независимо формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с “конституционным государством” в современном смысле. Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению к остальным законам и может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности.
В современном смысле конституционность государства — это прежде всего его связанность правом, а конституция — в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция — надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.
“Конституционная запрограммированность” осуществления го сударственной власти означает, что лежащие в основе законотворчества представления о праве и его позитивности, о социальных функциях и инструментальном характере законов подчинены идеологии прав человека как совокупности дозаконотворческих требований, объективно возникающих из бытия человека в современном индустриальном и постиндустриальном обществе. Эти требования составляют конкретное практическое основание конституции и служат юридическим, а вовсе не моральным или политическим критерием оценки конституционного характера государства. Другими словами, конституция содержит в себе критерии, позволяющие судить о функционировании государственной власти с позиции права, приводить осуществление власти в соответствие с правом.
Таким образом, в демократическом конституционном (правовом) государстве система гарантий свободы, самостоятельности и собственности должна быть закреплена прежде всего в конституции, а это предполагает прямое действие конституционных норм и эффективные процедуры конституционного контроля. В первую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым ограничивающих возможности законодательных запретов (закон не может запрещать то, что гарантировано конституцией), очерчивающих пределы допустимой компетенции государственных органов и должностных лиц в их отношениях с гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если статьи конституции гарантируют права и свободы и в то же время определяют, что осуществление этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности.
Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равно как и судебное признание (в решениях верховного или конституционного суда) конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности и собственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех отношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И если законодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точки зрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органом государственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы, самостоятельности и собственности. Такой спор может рассматриваться только в рамках судебной процедуры и только органом, который подчинен исключительно конституции и в задачу которого входит ее толкование в свете аксиом и принципов права.

Список литературы:
1. Конституция РФ.,Москва.1993.
2. Е.И.Козлова,О.Е. Кутафин. Конституционное право России.Москва,1995.
3. История яССР, 1861-1917гг., Просвещение, 1989г.
4. Литвак. Реформы и революции в России, Просвещение, 1988г.;
5. Хрестоматия по мировым конституциям.Москва. 1995.
6.Баранов А.Л. Аспекты конституционнного права в России.Москва.1995.


стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>