<< Предыдущая

стр. 4
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

При этом налогообложению подлежит только доход по те ценным бумагам, представляющим собой денежные требование
58
оторые были выпущены после 31 декабря 1983 г. в австр. шил-ингах или после 31 декабря 1989 г. в иностранной валюте. Если оход от подобных ценных бумаг составляет часть дохода от основной деятельности предприятия, отдельный налог на доход от ка0итала не взимается. Налог на доход от капитала может быть зачтен при оплате подоходного налога.
Облагаются 20% налогом, взимаемым у источника, следующие виды дохода, полученного в Австрии:
. гонорары и авторские вознаграждения писателей, лекторов, художников, архитекторов, работающих или получающих доход в Австрии;
, часть дохода австрийского товарищества, выплачиваемая зарубежному товариществу. В том случае, если известны конечные получатели ч переводимого дохода (будь то частные или юридические лица), данная налоговая скидка не применяется;
доход, полученный от передачи определенных прав (напри
мер, лицензий);
вознаграждение, выплачиваемое членам наблюдательных со
ветов компаний;
доход от консультационных услуг, осуществляемых на терри
тории Австрии.
Это касается налогоплательщиков, несущих ограниченную налоговую ответственность
В зависимости от уровня дохода применяется пять ставок подоходного налога. Сумма подоходного налога рассчитывается умножением дохода на соответствующую ставку и вычитанием из полученного результата корректирующей суммы (см. табл. 5.1).
Таблица 5.1. Исчисление подоходного налога,
\ австр. шилл.

Налогооблагаемый доход
Ставка налога, %
Корректирующая сумма
До 56800
0

56900 до 63600
10
25000
63700 до 150000
22
11000
150100 до 300000
32
26000
300000 до 700000
42
56000
свыше 700000
50
112000
59
Налогоплательщики с неограниченной налоговой ответствен ностью имеют право на налоговый кредит (см. табл. 5.2), вычитае мый из суммы налога, исчисленного по представленной схеме.
Право на налоговый кредит имеет единственный получател дохода в семье, если доход супруги (а) не превышает 20000 авст] шилл., или 40 000 австр. шилл. в год, когда в семье есть ребено] При этом доход от капитала (в том числе процент по сберегател! ным вкладам) не может превышать 10 000 австр. шилл. в год.
Таблица 5.2. Налоговые кредиты, австр. шилл.
Базовый налоговый кредит
Дополнительный налоговый кредит для единственного получателя дохода в семье
Дополнительный налоговый кредит на детей единственного получателя дохода
Дополнительные кредиты для наемных работников Транспортный налоговый кредит Налоговый кредит для лиц, совершающих регулярные поездки за рубеж Налоговый кредит для пенсионеров

5000 4000 1800 4000
1500 5500
В некоторых случаях часть дохода подлежит налогооблож^ нию по сниженной ставке. Она равна половине средней налога вой ставки, применяемой к совокупному доходу плателыцию
Уменьшенная ставка применяется к: 1
]
выплатам австрийских компаний по акциям и паям в уста^
ном фонде;
дивидендам, выплаченным на капитал;
экстраординарному доходу, как, например:

доход от прироста капитала, полученный при прода^
компании, ее части или доли в товариществе, но только
том случае, если с момента открытия (покупки) компаний
прошло не менее семи лет; ',
доход от продажи некоторых вложений, не являющихся акт»
вами компании, используемыми в основном производстве; |
поступления из фондов компании в результате уменьиМ
ния капитала, ранее увеличенного за счет прибыли, о<
тавшейся после налогообложения, если поступления пол}
чены не позднее десяти лет после соответствующих инв<
стиций.
60
Годовой доход компании становится объектом обложения корпоративным налогом (подоходным налогом, уплачиваемым юридическими лицами). Доход при этом определяется в соответствии с положениями Закона о подоходном налоге. Уже рассмот-оенный процесс расчета дохода применим с некоторыми изменениями и для компаний. При исчислении дохода любые вклады, производимые частными лицами как акционерами, членами товарищества и др., не учитываются. Любые выплаты, представляющие собой распределение дохода, например, дивиденды, должны быть произведены после уплаты налогов. Корпоративный налог не может быть учтен при уплате других налогов. В отличие от него налоги на собственность или наследство могут быть включены в себестоимость как специальные расходы.
Доход, полученный компаниями от капитальных вложений, может не облагаться корпоративным налогом. Данная льгота позволяет освобождать от налога любую долю дохода, а также дивиденды, выплачиваемые одной австрийской корпорацией другой.
В том случае, если компании участвуют в капитале иностранных фирм, они могут, не платя корпоративного налога, получать:
дивиденды, выплачиваемые австрийскими корпорациями;
доходы от неявного распределения прибыли неавстрийских
корпораций;
доходы от прироста капитала неавстрийских корпораций.
Эта льгота не может быть использована при получении дохода в виде процентов.
Для получения подобных привилегий австрийское законодательство не обязывает образовывать холдинговую компанию; льгота применяется ко всем австрийским корпорациям. Тем не менее возможны холдинговые компании, которые получают данную привилегию и не занимаются почти ничем другим. Однако в отличие от ни* австрийские корпорации могут использовать все соглашения о двойном налогообложении, заключенные Австрией. Любые же налоги иностранных государств, удержанные с австрийских корпораций, окончательны и не могут быть зачтены в виде налогового кредита.
Для получения налоговых привилегий при участии в иностранных фирмах австрийская корпорация должна:
нести неограниченную налоговую ответственность в Австрии;
владеть по крайней мере 25% капитала зарубежной компании;
иметь юридическо-организационную структуру, соответст
вующую австрийскому законодательству.
61
Зарубежная компания может и не быть субъектом налог ложения другой страны, если она, например, расположена оффшорной зоне.
Для получения налоговых льгот по зарубежным инвестиция австрийская корпорация должна участвовать в капитале ин< странных компаний не менее 12 месяцев. Кроме того, налоговь льготы предоставляются только при условии, что доля ценнь бумаг, приносящих доход в виде процентов, занимает в актив! иностранной корпорации, выплачивающей дивиденды, не бол< 25%. Данное ограничение не распространяется только на банки
При отнесении на себестоимость убытков действуют ел дующие правила. Любые убытки от производственной и кои мерческой деятельности, понесенные в течение семи предшес вующих лет, в том числе и за отчетный период, могут быть сш саны на затраты как специальные расходы. Кроме того, убытк являющиеся результатом использования инвестиционного н логового кредита, возмещаются за счет будущей прибыли б ограничения во времени.
В Австрии применяется единая ставка корпоративного ш лога — 30% от облагаемого дохода.
С различного рода дивидендов взимается налог на доход < капитала по ставке 25%. При этом частные лица, несущие нео раниченную налоговую ответственность, платят данный нало как уже говорилось, исходя из половины средней ставки под< ходного налога. В этом случае выплаты дивидендов не подлеж обложению корпоративным налогом. Удержанный же у исто1 ника налог может быть зачтен как налоговый кредит при упла-подоходного налога.
При расчете величины и уплате корпоративного налога дейо вуют те же правила, что при расчете и уплате подоходного налога.
Налогом на предпринимательскую деятельность облагают* все виды хозяйствующих субъектов вне зависимости от их юр! дического статуса. При этом данный налог в отличие от под* ходного налога уплачивается не только корпорациями, но и к вариществами. Исключения составляют совместные предпр! ятия, созданные в форме товарищества без образования юридд ческого лица. Они не облагаются налогом на предпринимател скую деятельность, так как являются образованиями, которь полностью и неограниченно принадлежат их владельцам пр< порционально вкладам.
Налог на предпринимательскую деятельность состоит из дв; частей — налога на прибыль предприятия и налога на фонд за/и ботной платы. При расчете этого налога прибыль компании о!
62
еделяется как прибыль (убытки) в соответствии с Законом о ^доходном налоге и Законом о корпоративном налоге плюс , инус) статьи, предусмотренные Законом о налоге на предпринимательскую деятельность. Статьи, прибавляемые к прибыли, включают проценты по долгосрочным займам, превышающим 100 000 австр. шилл., дивиденды или заработную плату, выплачиваемую партнеру, не принимающему участия в управлении, плюс 50% суммы арендной платы за используемое в хозяйственной деятельности движимое имущество. Среди статей, вычитаемых из прибыли, наиболее важны 3% стоимости недвижимости, принадлежащей фирме, часть прибыли товарищества, а также доход от инвестиций, на которые распространяются налоговые льготы. Убытки, как и в других случаях, могут быть отнесены на затраты в течение семи лет.
Налог на предпринимательскую деятельность, уплачиваемый исходя из величины прибыли компании, составляет в среднем 13%. При этом уплаченная сумма может быть зачтена в качестве выплат по подоходному и корпоративному налогу.
Налог на предпринимательскую деятельность рассчитывается на основе декларации, заполняемой налогоплательщиком. Налогоплательщик обязан вносить авансовые платежи. Их размер зависит от величины налога, уплаченного в предшествующем году. Авансовые платежи вносятся ежеквартально: 10 марта, 10 июня, 10 сентября и 10 декабря в размере 1/4 годовой суммы.
При уплате налога на фонд заработной платы учитывается вся заработная плата, выплачиваемая в каждом календарном месяце всем наемным работникам компании. Ставки налога на фонд заработной платы устанавливаются муниципальными органами власти по месту расположения компании. Однако они не могут превышать 2% налогооблагаемой базы.
Лица, несущие неограниченную налоговую ответственность, платят налог на все свес имущество, вне зависимости от его местонахождения, с ограниченной — только на собственность, находящуюся в Австрии. При этом налог на имущество взимается как с юридических, так и физических лиц. Товарищество как таковое не подлежит обложению данным налогом. Его участники, как уже говорилось, должны уплачивать налог сами исходя из своей доли собственности.
Для расчета стоимости налогооблагаемой собственности на-л°гоплателыцики должны раз в три года предоставлять налого-вьш органам декларации. Юридические лица в дополнение к этому предъявляют финансовую отчетность, из которой можно °Пределить стоимость активов компании. Все активы оценива-
63
ются в соответствии с Законом об оценке. Стоимость активе принадлежащих промышленному или коммерческому предпр! ятию, устанавливается по их текущей (рыночной) цене, ценнь бумаг — по их рыночной стоимости или исходя из специально налоговой оценки; недвижимого имущества — по стоимост] рассчитываемой налоговыми органами, которая, как правил значительно ниже рыночной. При определении стоимости им; щества для налогообложения в соответствии с требованиями 3 кона о корпоративном налоге в расчет не берутся инвестиции, австрийские компании, осуществляемые другими компаниями» также некоторые виды зарубежных капиталовложений.
Ставка налога на имущество равна 1%, и базой для него служ* 90% оценочной стоимости имущества.
Супружеские пары, несущие неограниченную налоговую о ветственность, постоянно живущие вместе, их несовершенщ летние дети, проживающие с ними, облагаются налогом как о, но лицо. Налогооблагаемое имущество включает в себя имущ ство всех лиц, подлежащих совместному налогообложению. I его стоимости вычитается стоимость некоторых видов имущее ва, перечисленных в Законе об оценке (в том числе банковси депозиты, ценные бумаги), а также необлагаемый минимум) размере 150000 австр. шилл. на человека, налоговые льготы пр доставляются каждому члену семьи.
Налогооблагаемое имущество плательщика с ограничение
налоговой ответственностью включает в себя недвижимость
другие активы, находящиеся на австрийской территории. В эт<|
случае налогооблагаемый минимум и совместное семейное н
логообложение не применяются. (
Компании с неограниченной налоговой ответственное^ облагаются налогом на имущество исходя из общей суммы акт вов. Открытые акционерные общества платят налог с сумк выше 1 000 000 австр. шилл., закрытые — с 500 000 шилл. Др гие налоговые льготы не предусмотрены. Налог не может бы отнесен на издержки производства, но он засчитывается п] расчете величины корпоративного налога.
Размер годового налога на имущество определяется один р в три года. Уплачивается же он ежеквартально в виде авансов! платежей — 10 марта, 10 июня, 10 сентября и 10 декабря. П] этом авансовые платежи не корректируются только в том случа если стоимость имущества не изменилась сверх установлена пределов.
Работодатель обязан ежемесячно отчислять 4,5% от совоку ной величины заработной платы наемных работников в фонд (
64
налоговых кредитов — основной источник налоговых льгот Предприятия, находящиеся в г. Вене, должны платить налог за метро для нанятых ими работников. Этот налог составляет, до австр. шилл. на каждого работника за каждую проработанную им неделю. Собирают его районные власти г. Вены.
В дополнение к 20% налогу, о котором уже упоминалось, ча-сгпные лица-нерезиденты несут ограниченную налоговую ответст-венность по подоходному налогу с дохода от предпринимательской деятельности в Австрии. Налог уплачивается ими по тем же ставкам, что и австрийскими резидентами. Иностранные корпорации несут ограниченную налоговую ответственность по корпоративному налогу на прибыль, получаемую ими на территории Австрии, ставка налога едина — 30%. Акционеры австрийских корпораций, н.е являющиеся резидентами страны, получают свои дивиденды после вычета налога по ставке 25%. Никаких других налогов в Австрии не существует.
Налог на доход от капитала, удержанный в Австрии, в случае наличия соглашений о двойном налогообложении, как правило, может быть полностью или частично зачтен при уплате налогов за границей. Кроме положений, касающихся устранения двойного налогообложения дохода, некоторые из соглашений содержат правила, касающиеся налогов на имущество, предпринимательскую деятельность, недвижимость и наследство.
Налогом на добавленную стоимость облагается реализация товаров и услуг, а также собственное потребление налогоплательщика и импорт. Под собственным потреблением понимается любая бесплатная передача товаров. НДС взимается на всех стадиях реализации товара, нри этом во всех товаросопроводительных и бухгалтерских документах чистая цена и налог указываются раздельно, что позволяет отдельно учитывать НДС полученный и НДС уплаченный, внося в бюджет лишь разницу, соответствующую вновь савданной стоимости. Таким образом, налог на добавленную стоимость становится налогом с оборота только Для конечного потребителя, который не может списать его на себестоимость.
В Австрии имеются три основных ставки НДС. Стандартная ставка составляет 20%. Ставка в 10% применяется при сдаче внаем недвижимости, за исключением гаражей и паркингов, при некоторых сделках в сфере культуры, науки, при реализации продуктов питания. Ставка в 32% действует при продаже транспортных средств. Некоторые сделки освобождены от налога на Добавленную стоимость, например, финансовые операции, экспортные сделки и сделки по продаже земли.
3Нал
1о'овые системы зчрубежных сгрли

65
Расчетным периодом для определения величины НДС сл]| жит календарный год. Предварительные налоговые деклараци! как правило, должны быть представлены в срок 1 месяц плк 10 дней по окончании каждого месяца. Авансовые платежи н< обходимо вносить одновременно с заполнением деклараци] Так, 10 апреля должна быть произведена уплата за февраль. Е< ли аванс внесен вовремя и полностью, предварительную налоп вую декларацию можно и не заполнять.
Действует ряд льгот по налогообложению НДС. Наприме] группа компаний, организованная в холдинг (когда одна компг ния полностью подчинена другой и интегрирована с ней фина! сово, производственно и организационно), может быть зарегис" рирована как единый субъект налогообложения. Оборот внутр такой группы налогом не облагается. Контролирующая компани не должна быть обязательно австрийской. В этом случае дочерш фирма может и не подлежать обложению НДС в Австрии.
Существуют и другие налоги и сборы. Эквивалентный нал^ взимается в размерах, соответствующих величине налога на ш следство, и уплачивается юридическими лицами — субъектам обложения налогом на имущество. Объектом налогообложени при неограниченной налоговой ответственности выступает о( щая стоимость имущества, при ограниченной — стоимост имущества, находящегося в Австрии. Доля собственности авст рийских корпораций, коммерческих кооперативов и сельскохо зяйственных ассоциаций, более чем на 10% принадлежаща юридическому лицу с неограниченной налоговой ответственно стью, эквивалентным налогом не облагается.
Величина эквивалентного налога — 0,5%, но он взимаете лишь с имущества стоимостью выше 150 000 австр. шилл. и оп ределяется одновременно с налогом на имущество. Эквивалент ный налог нельзя включать в издержки производства, но можн вычитать из дохода и учитывать по статье специальных затрг при расчете корпоративного налога.
Объектом налога на недвижимость является недвижимо
имущество, расположенное в Австрии. Этот налог рассчитывает
ся на основе оценки австрийских налоговых органов. Ставка на
лога составляет примерно 0,8% в год; уплачивается он ежеквар
тально — 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября. <
Незастроенные земельные участки (включая участки, ий пользуемые в производственных целях), имеющие оценочну! стоимость более 200 000 австр. шилл., служат объектом обложе ния земельным налогом. Это ставка — 1% от расчетной стоимост!
66
сверх необлагаемого минимума в 200 000 австр. шилл. Земельный налог также вносится ежеквартально.
Налогом на наследство и дарение облагается передача имущества в случае наступления смерти человека или в результате совершения акта дарения. Ставка налога зависит от размера наследства (подарка) и родственных связей между завещателем (дарителем) и наследником (лицом, принимающим подарок).
Кроме названных налогов и сборов в Австрии действуют акцизы (например, на напитки, на нефть), сборы при передаче собственности (например, при покупке автомобилей и мотоциклов), гербовые и нотариальные сборы (так, кредитные договоры и долговые соглашения подлежат налогообложению по ставкам 0,8% и 1,5% соответственно) и судебные сборы.
Во многих случаяхчдля эффективной организации хозяйственной деятельности необходимо, чтобы частные фирмы или товарищества преобразовывались в акционерные общества или входили в состав таковых. Австрийское законодательство предоставляет таким компаниям определенные льготы, вплоть до освобождения от различных видов налогов на доход и прибыль, а также освобождение от гербового сбора и налога на добавленную стоимость. Однако все эти налоговые льготы могут иметь офаничения в зависимости от времени совершения структурных преобразований.
Вопросы для самопроверки
Какая существует дифференциация доходов, подлежа
щих налогообложению в Австрии?
Назовите особейности налогообложения корпораций.
Какие действуют вычеты и скидки при налогообложе
нии доходов граждан?
Охарактеризуйте особенности использования налога на
добавленную стоимость в Австрии.
Дайте основные характеристики местных налогов.
Глава О
ФРАНЦИЯ
Французская Республика (Ргапсе, КёриЬНдие Ргапда1$е)
Современные налоги Франции можно подразделить на тр! крупные группы: подоходные налоги, которые уплачиваются дохода в момент его получения; налоги на потребление, взимав мые тогда, когда доход тратится; налоги на капитал, которым! облагается собственность, то есть овеществленный доход. Налоговая система страны нацелена в основном на обложение потребления, налоги на доходы (прибыль) и собственность весьм умеренны.
Ведущим звеном бюджетной системы Франции выступав1 налог на добавленную стоимость. Действительно, Франция — ро дина НДС. Он разработан в этой стране в начале 1950-х годов действует с 1954 г. Именно во Франции существуют давние бо гатые традиции теоретического осмысления роли косвенных на логов в финансировании расходов государства.
В современных условиях, когда мы говорим об НДС, реч! идет об общем налоге на потребление, который затрагивает вс< товары и услуги, потребленные или использованные на террито рии страны. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт от налога на добавленную стоимость освобождены. Лица, со вершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатив шие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение. Чт< касается импортных операций, то они подлежат налогообложе нию согласно внутреннему праву.
Налог на добавленную стоимость зависит от характера со вершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога не связана с ценой това
68
Объектом налогообложения служит продажная цена товара услуги. Кроме розничной цены сюда включаются сборы и
лины, без самого НДС. Из общей суммы вычитается размер алога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов.
Основная ставка налога — 18,6%. Повышенная ставка (22%) гтпименяется к некоторым видам изделий (автомобили, кинофо-тотовары, табачные изделия, парфюмерия, ценные меха). Пониженная ставка (5,5%) действует для большинства продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, для книг и медикаментов. Такая же пониженная ставка относится к отдельным видам услуг: туристические и гостиничные услуги, грузовые и пассажирские перевозки, зрелищные мероприятия, обеды для работников предприятий.
По рассматриваемому налогу существуют значительные льготы. Так, статьей 25 финансового законодательства 1991 г. установлено, что предприятия могут быть освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость в том случае, если за предыдущий финансовый год их оборот не превысил 70 тыс. франков. В этом случае они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным.
Кроме того, от НДС освобождаются:
деятельность государственных учреждений, связанная с вы
полнением административных, социальных, воспитательных,
культурных и спортивных функций;
сельскохозяйственное производство;
некоторые свободные профессии: частная преподавательская
деятельность, частнопрактикующие врачи, люди, занимаю
щиеся духовным творчеством.
ч
Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.
Среди дополнительно облагаемых товаров в первую очередь следует назвать алкогольные напитки, табачные изделия, спички, зажигалки, изделия из драгоценных металлов, сахар и кондитерские изделия, пиво и минеральные воды, некоторые виды автомобильного транспорта, летательные аппараты. Косвенными налогами дополнительно к НДС облагается также электроэнергия (налог в пользу местных органов управления), телевизион-Ная реклама. В некоторых районах, например, туристических расположенных возле природных источников, местные ор-власти вводят туристический сбор.
69
К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основная цель таможенных пошлин — не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные изделия внутреннего рынка. Как правило, таможенные пошлины взимаются с цены товара. Но иногда используются специфические критерии: вес, площадь и т.п. Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам.
Подоходным налогом облагается чистая прибыль предпри-: ятия, которая определяется с учетом сальдо всех его операций.; Она равняется разнице между доходами предприятия и расхода-] ми, произведенными в интересах производственной деятельно-] сти. Общая ставка налога — 34%. В отдельных случаях она мо^ жет повышаться до 42%. Более низкая ставка налога вводится для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бума-* ги: от 10 до 24%.
Надо сказать, что основная налоговая ставка эволюционируй ет в сторону снижения. В 1986 г. она была уменьшена с 50 дс 45%, в 1991 - до 42%, затем - 34%.
Здесь сказалось то, что в 1970—1980-е годы распространилась и получила признание бюджетная концепция А. Лэффера1 А. Лэффер исходил из того, что налоговые поступления пред{ ставляют собой продукт двух основных факторов: налогово| ставки и налоговой базы. Усиление налогового бремени може приводить к росту государственных доходов только до какого-! предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом час национального производства. Когда этот предел будет превы| шен, повышение налоговой ставки будет не увеличивать, а ее кращать доходы бюджета (так называемая кривая Лэффера). связи с этим задачу оживления деловой активности предстою решать через снижение бремени налогов. Уменьшение став* налогообложения ускоряет рост производства, что впоследств* компенсирует первоначальное сокращение налоговых поступл^ ний. Повышение роста производства без инфляции, по Лэ<] ру, достигается умелым манипулированием налоговыми став* ми, налоговыми льготами и прогрессивностью налогообложеш
Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то можно вычесть из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а| некоторых случаях — из чистой прибыли предыдущих лет. <|
Основой для расчета налога служит годовая прибьц| (убыток) предприятий. Каждое предприятие ежегодно составл)
70
ет детальную декларацию о доходах и представляет ее в налоговое ведомство до 1 апреля года, следующего за отчетным. До окончательных годовых расчетов предприятие вносит авансовые квартальные платежи.
Важнейшее место в группе подоходных налогов Франции занимает подоходный налог с физических лиц (удельный вес в государственном бюджете превышает 18%). Налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам финансового года.
Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года. В это понятие входят: заработная плата, вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, доходы от землевладений, доходы от сельскохозяйственной деятельности, доходы от промышленной или коммерческой деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с ценными бумагами. Принимаются в расчет также и разовые доходы, получаемые в случае передачи прав собственности. Из базы налогообложения вычитаются определенные законодательством расходы, например, целевые пособия на питание. Некоторые вычеты применяются к определенным социальным группам: пожилым людям, инвалидам и др.
Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом доходы, не превышающие 18140 франков. Максимальная ставка применяется для дохода выше 246770 франков.
С начала 1990-х годов подоходный на/юг с физических лиц дополнен социальными отчислениями, имеющими налоговый характер. Общее социальное'отчисление (установленное Законом о финансах) в 1991 г. составляло 1,1% всех доходов от движимого и недвижимого имущества. Кроме этого имеются социальные отчисления, исчисляемые на базе доходов, полученных в виде процентов по вкладам. Ставка отчислений — 1%. Есть и специальные социальные отчисления.
Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и с прочим имуществом. Так, прибыль от продажи по высокой цене недвижимого имущества включается в доход, подлежащий налогообложению, в году фактической продажи. Но от налога освобождаются доходы от продажи основного жилища, а также от продажи )1силища, находящегося в собственности не менее 32 лет.
Различная ставка налога действует в зависимости от срока, в Течение которого здание находилось в собственности у продав-
71
ца. Максимальная ставка, если этот срок был менее 2 лет. Ставка может сокращаться до нуля в зависимости от срока.
Прибыль, полученная от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные права, облагается по ставке 16% в том случае, если ежегодный размер доходов от них превышает определенный предел, пересматривающийся достаточно часто. В начале 1990-х годов налогообложение начиналось с суммы 307,6 тыс. франков.
С прибыли от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, взимается налог, если прибыль является следствием сделки на сумму свыше 20 тыс. франков. В этом случае действуют три ставки налога: 4%, 5%, 7% — для предметов искусства; 7,5% — для сделок с драгоценными металлами.
Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность. Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности. К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т.д. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от этого налога, в частности имущество для использования в рамках профессиональной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного имущества, предметы старины, художественные и коллекционные изделия.
Налог на собственность носит прогрессивный характер (см. табл. 6.1).
Сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода.
Таблица 6.1. Шкала налога на собственность

Стоимость имущества, фр.
Ставка налога, %
до 4260000 от 4260001 до 6920000 от 6920001 до 13740000 от 13740001 до 21320000 от 21320001 до 41280000 свыше 41280000
0 0,5 0,7 0,9 1,2 1,5
К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные и гербовые сборы и пошлины. Сюда же входит социальный налог на заработную плату (его уплачивают только работодатели).
72
Объектом налогообложения служит фонд заработной платы в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в сумме 35900 франков, 8,5% — в интервале от 35901 до 71700 франков и 13,6% — для выплат выше этой суммы.
Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% от годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель налога — финансировать развитие профессионально-технического образования в стране.
Если на предприятии работает 10 и более человек, то предприниматель обязан участвовать в финансировании долгосрочной профессиональной подготовки занятых у него служащих. Размер налога равен 1,2$ от общей суммы заработной платы. Для предприятий, использующих временную рабочую силу, ставка составляет 2%. Дополнительный сбор — 0,3% — должен направляться на профессиональную подготовку молодежи.
Предприниматели, на предприятиях которых занято 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам или вносить соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели положено отчислять 0,65% от годового фонда оплаты труда.
Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, следует отметить налог на автотранспортные средства предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие собственные Автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.
Сюда же относится пошлина, взимаемая с общих расходов финансовых учреждений, таких, как кредитные учреждения и страховые компании. ч
Значительное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги. Местные органы представляют около 80 тысяч самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.). Местные власти — важные субъекты экономической жизни. Общие затраты местных административных органов в начале девяностых годов составляли более 10% валового внутреннего продукта. Для сравнения заметим, что в 1970 г. эта величина находилась в пределах 7,3%. Общая величина местных бюджетов достигает 60% государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым ростом.
73
В системе местных налогов следует выделить четыре основных:
земельный налог на застроенные участки;
земельный налог на незастроенные участки;
налог на жилье;
профессиональный налог.
Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) пр, формировании бюджета на будущий год. Их величина не мож< превышать законодательно установленного максимума. Земель ный налог на застроенные участки взимается с обустроенн участков. Налог касается всей недвижимости: здании, сооруже--ний, резервуаров, силосных башен, а также участков, предна-| значенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастрово] арендной стоимости участка.
От этого налога освобождается государственная собствен-1 ность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Налог не взимается с физических лиц старше 75 лет, а также лиц, получающих специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.
Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку. Кадастровый доход, служащий базисом налога, равен 80% от кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно быть свободными от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.
Налог на жилье платят как собственники жилых домов, так и арендаторы. Малообеспеченные лица могут быть целиком или частично освобождены от данного налога в основном месте проживания.
Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно занимающимися профессиональной деятельностью, не вознаграждаемой заработной платой. Для расчета налога определяется сумма двух показателей:
арендная стоимость недвижимости, которой располагает
налогоплательщик для нужд своей профессиональной дея
тельности;
некоторый процент заработной платы (обычно 18%), уплачи
ваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также по
лученного им дохода (обычно 10%).
74
Сумма умножается на установленную местными органами власти налоговую ставку.
Размер рассчитанного налога не должен превышать 3,5% от произведенной добавленной стоимости. Это законодательное ограничение.
Помимо четырех основных местные органы управления могут вводить и другие местные налоги и сборы, например:
налог на уборку территорий;
пошлину на содержание сельскохозяйственной палаты (взимается
сверх налога на незастроенные участки с того же базиса);
пошлину на содержание торгово-промышленной палаты
(вносится теми, кто уплачивает профессиональный налог);
пошлину на содержание палаты ремесел (уплачивается пред
приятиями, которые обязаны быть включенными в реестр
предприятий и ремеЬел);
местные сборы на освоение рудников;
сборы на установку электроосвещения;
пошлины на используемое оборудование;
налог на продажу зданий, перечисляемый в бюджеты депар
таментов;
пошлины на автотранспортные средства (налагаются на все
автотранспортные средства);
налог за превышение допустимого лимита плотности за
стройки;
налог за превышение предела удельной занятости площади;
налог на озеленение, вносимый в бюджеты департаментов.
Вопросы для самопроверки
<*
Какова структура налоговых поступлений в бюджет
Франции?
Укажите тенденции в изменении ставок налога на при
быль корпораций.
Назовите особенности подоходного налога с физиче
ских лиц.
В чем особенности структуры местных налогов?
Что вы можете сказать о налогах на собственность юри
дических и физических лиц?
75
Глава I
ИТАЛИЯ
Итальянская Республика (КаНа, КериЬЬНса КаНапа)
Государственное строительство Италии имеет многовековые традиции, которые начинаются с Древнего Рима. Первоначальнс все государство представляло собой лишь г. Рим и прилегающие к нему местности.
В мирное время налогов не было. Расходы по управлении городом и государством были минимальными, поскольку из бранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, пс рой вкладывая собственные средства. Главная статья расходов строительство общественных зданий — обычно покрывалась счет сдачи в аренду общественных земель.
В военное время граждане Рима облагались налогами в соот«1 ветствии с доходами.
Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые т лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима дела! ли цензорам клятвенное заявление о своем имущественном стоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда заклады вались основы декларации о доходах.
В IV—III вв. до н. э. римское государство разрастается, осно^ вываются или завоевываются новые города-колонии. Происходят и изменения в налоговой системе. В колониях вводя коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме»] их величина зависела от размеров состояния граждан, и опреде; ление суммы налогов производилось каждые пять лет. Римский граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.
76
В случае победоносных войн налоги снижались, а порой государственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.
Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.
Рим превращался в империю, в состав которой ^ходили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что свидетельствовало о их зависимом положении. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государство и общины были обложены различно. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую просто использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялось лишь направление и использование поступающих средств.
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>