<< Предыдущая

стр. 5
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Й&лий Цезарь (102 или 100 — 44 гг. до н э.). Прежде всего он отменил откупа по прямым налогам, сохранив их только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, без того, чтобы значительные суммы шли в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.
Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы.
77
Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы), ценности.
Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.
В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства — 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. Ближайщие родственники были от него освобождены.
Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существенными из них можно назвать: налог с оборота или акциз на внутреннее потребление по ставке обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости, акциз на соль. (Акциз на соль платили только жители провинций. Граждане самого города Рима были от него освобождены.) Августом были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин была дифференцированной, в среднем ставка составляла 5%.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Кроме решения обычных задач она должна была создать финансовые условия для включения итальянской экономики в общий рынок Западной Европы, при этом сохранив и определенную национальную специфику.
Как и во многих развитых странах одним из важнейших источников государственных доходов является подоходный налог с физических лиц. Налог носит прогрессивный характер и учитывает комплексный чистый доход, полученный физическим лицом в течение календарного года. Он складывается из: доходов от земельной собственности, капитала, работы по найму, предпринимательской деятельности и прочих источников.
Доход от земельной собственности в свою очередь состоит из дохода от земельных участков и от строений. Первый из них происходит или из самого факта владения землей, или от осуществления аграрной деятельности. Второй состоит из дохода от
78
эксплуатации зданий и сооружений непосредственным владельцем и из дохода, получаемого в результате их сдачи в аренду.
Размер земельной ренты регулируется кадастровыми реестрами. Размер налогов со строений, находящихся в пользовании непосредственного владельца, устанавливается на основе тарифов. Размер налогов со строений, отданных в аренду, определяется годовой арендной платой, обусловленной договором аренды. При расчете комплексного чистого дохода для целей налогообложения арендная плата уменьшается на 10% и может снижаться еще на 15%, исходя из потребностей эксплуатации здания или строения.
Кадастровые оценки пересматриваются 1 раз в 10 лет. Но в интервалах между ними Министерство финансов может вносить в действующие нормативы поправочные коэффициенты.
При расчете налога на владение землей учитываются только земли, пригодные для" сельскохозяйственной деятельности. А при исчислении налога на строения принимаются в расчет городские дома, дачи, но исключаются постройки для содержания скота, хранения сельскохозяйственной продукции, вспомогательные постройки производственных и торговых предприятий, например, склады, помещения для охраны.
Доход от капитала включает: проценты по вкладам и текущим банковским счетам, дивиденды, аннуитеты, лотерейные выигрыши и т.д. Налог удерживается по единой ставке при выплате денег банковским или иным учреждением, то есть у источника, и не включается в облагаемый совокупный доход.
Доход от наемного труда представляет собой помимо заработной платы и входящих в нее компонентов также и пенсии. Лица, не имеющие других источников дохода, кроме заработной платы и пенсии, освобождаютсяЧуг подачи налоговой декларации.
Доходы от предпринимательства касаются населения, занимающегося индивидуальной деятельностью и учитывают чистую прибыль. В случае профессиональной индивидуальной деятельности, например, врачебная или адвокатская практика, творческие занятия, из дохода вычитаются фактические затраты.
Прочие доходы определяются законодательством как любые возможные формы поступлений.
Ставки подоходного налога с физических лиц носят прогрессивный характер. Изменения вносятся ежегодно с учетом индекса инфляции.
В 1993 г. доход до 7,2 млн. лир облагался по ставке 10%, от 7,2 млн. лир — 22%, от 14,4 млн. до 30 млн. лир — 27% и так далее до 50%.(В 1980-х годах максимальная ставка подоходного налога доходила до 62%.)
79
Лица, в чьих семьях имеются иждивенцы или получающие доход менее 5,1 млн. лир, пользуются налоговыми льготами.
Подоходный налог исчисляется самим плательщиком путем заполнения декларации о доходах, представляемой в налоговые органы.
Вторым по доходности прямым налогом является подоходный налог с юридических лиц. Налог пропорциональный и уплачивается в бюджет по фиксированной ставке — 36%.
При определении облагаемого дохода заработная плата персонала вычитается из валового дохода без учета выплат директорам компаний в порядке участия в прибылях. Расходы на научные исследования вычитаются полностью. Убытки можно отнести на прибыль будущего года (при необходимости в течение 5 лет). Не подлежит налогообложению фонд безнадежных долгов, куда разрешается перечислять 0,5% выручки от реализации в год, пока размер этого фонда не достигнет 2% выручки. Тогда отчисления снижаются до 0,2%, пока фонд не достигнет 5%, после чего отчисления прекращаются. Фирмы могут создавать также фонд компенсации потерь по кредитам. Годовые отчисления в него могут быть 0,5% от суммы кредитов, пока не достигнут 5% балансового объема кредитов. Можно также создавать фонд потерь, вызванных колебаниями иностранных валют.
Эти два налога — общегосударственные. Помимо них в Италии действует местный подоходный налог, который вносят как физические, так и юридические лица. Ставка налога для всех фиксированная — 16,2%. Для исчисления данного налога не учитываются доходы от работы по найму, от занятий профессиональной индивидуальной деятельностью, а также от собственности на землю и на строения. Налог взимается центральным правительством, но полностью перечисляется затем местным бюджетам.
Из косвенных налогов Италии следует в первую очередь выделить налог на добавленную стоимость. С точки зрения налогообложения добавленная стоимость складывается из разницы между выручкой, полученной от продажи товаров или реализации услуг, и непосредственной себестоимостью этих товаров и услуг. Иначе можно сказать, что это разница между стоимостью товаров (имущества), которые поступают на предприятие в качестве сырьевых и вспомогательных материалов и стоимостью данных товаров при их выпуске в качестве готовой продукции. Налог взимается с предпринимателя в пределах прироста стоимости, полученного товаром при переходах в рамках производственного или коммерческого циклов.
Обычная ставка налога на добавленную стоимость составляет 19%. Но действуют и налоговые ставки со скидкой — 13%, 9% и
80
4%. Скидка распространяется на продовольственные товары, газеты, журналы.
Экспортные товары, международные услуги и связанные с ними операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Некоторые виды деятельности, осуществляемые на территории Италии, также освобождаются от НДС: операции по страхованию и выдаче кредитов; распространение акций и облигаций; расходы по медицинскому обеспечению, народному образованию, культуре; некоммерческие виды аренды; почтовые услуги; операции, связанные с золотом и иностранной валютой.
Косвенные налоги на потребление (акцизы) применяются к некоторым специфическим видам товаров. К ним относятся, например, крепкие алкогольные напитки, пиво, спички, бананы, строительные материалы, электроэнергия, нефть и нефтепродукты.
Итак, прямые подоходные налоги на физических и юридических лиц, включающие налогообложение земли и недвижимости, а также основные косвенные налоги на потребление, обеспечивают главную часть доходов страны. Отметим еще некоторые виды налогов.
Налог на увеличение стоимости недвижимого имущества (введен в середине 1970-х годов). Он применяется по ступеням с прогрессирующей шкалой налогов. Объектом налогообложения служит разница между начальной стоимостью и конечной оценкой недвижимости, находящейся в Италии. Речь идет о зданиях, сооружениях, свободных строительных площадках и т.д. Исчисление налога начинается с момента передачи собственности в руки данного налогоплательщика.
Налог на рекламу является муниципальным налогом. Им облагаются рекламные объявления и другие виды рекламы, расположенные в общественных местах и открытые для доступа публики. Ставки налога в различных местностях страны отличаются. Они зависят от финансового состояния муниципалитета, а также дифференцируются в зависимости от видов и целей рекламной деятельности!4
Налог на автотранспорт носит двойной характер. Он функционирует как государственный и как местный. Им облагаются все владельцы транспортных средств: юридические и физические лица. Ставка налога дифференцируется в зависимости от объема цилиндра и мощности двигателя.
Налог на использование общественных площадей устанавливается муниципалитетами в зависимости от размера, местонахождения и целей использования общественных пространств, принадлежащих мэрии. Для определения ставки налога общественные площади дифференцируются на классы и категории.
81
Гербовый сбор уплачивается при получении любых государств венных и административных актов, документов и реестров. Спон собы его взимания различны. Это использование гербовой бу-! маги или бумаги с водяными знаками, гашение гербовых марок, наложение гербовых печатей, уплата почтовых сборов и платежей. Ставка зависит от характера документа и суммы сделки.
Реестровые или регистрационные сборы устанавливаются реестровыми органами и служат для регистрации, то есть для записи в государственных реестрах определенных актов. К таким актам, являющимся предметом регистрационных сборов, относятся: нотариальные акты относительно передачи права владения недвижимым имуществом, договора об аренде недвижимости, об аренде или передаче в собственность предприятия и т.д. Объект обложения — денежная сумма, упомянутая в регистрируемом документе. Ставка от 0,5 до 8%.
Государственные комиссионные сборы налагаются на определенные виды административных актов. Сюда относится выдача паспортов, выдача водительских удостоверений, выдача разрешений на владение холодильником и др. Сборы уплачиваются как в момент выдачи, так и в случае обновления документов. Для взимания сбора обычно применяются специальные марки.
Местные лицензионные сборы обычно устанавливаются за право сезонной торговли в общественных местах, за получение разрешений на торговлю предметами антиквариата и т.д.
Налог на наследства и дарения состоит из двух самостоятельных частей, взыскиваемых одновременно. Первая часть зависит от стоимости переходящего к новому владельцу имущества. Необлагаемый минимум здесь составляет 120 млн. лир, после него действует прогрессивная шкала с минимальной ставкой 3% и максимальной — 27%. Последняя применяется в том случае, если стоимость имущества превышает 3 млрд. лир. Вторая часть налога зависит от степени родства. От нее освобождены супруги, дети и родители.
Существуют также целевые сборы. Например, школьный налоговый сбор, сбор за использование государственных земельных участков и др.
Способы взимания налогов на доход в Италии можно классифицировать следующим образом:
прямое перечисление налогов в бюджет;
удержание налогов при выплате сумм;
взимание налогов посредством податного списка — налого
вого реестра.
Первые два метода широко практикуются повсеместно. Остановимся на третьем.
82
Использование налогового реестра при взимании налогов в Италии имеет место в тех случаях, когда налогоплательщик не уплатил налог путем прямого его внесения или посредством удержания при выплате суммы. Тогда налоговые управления обеспечивают платеж путем регистрации в специальном реестре — податном списке. Реестр составляется работниками местных налоговых бюро и затем зарегистрированные в нем сведения сообщаются окружным налоговым управлениям, которые следят за уведомлением налогоплательщиков и последующей уплатой налогов, сначала добровольной. Путем внесения налогов в налоговый реестр взимаются также проценты, дополнительные сборы и денежные штрафы. Если добровольно платеж не поступает, то налогоплательщику направляется уведомление о просроченных платежах, после чего применяются меры по насильственному изъятию налогов и санкций за неуплату. В этих случаях налоговые органы могут наложить арест на имущество налогоплательщика. Имущество, на которое наложен арест, может быть публично продано на аукционе.
Кроме этого, итальянским законодательством введены особые правовые нормы уголовного характера по преследованию лиц, скрывающих доходы от налогообложения. Правонарушения налогового характера считаются особо тяжелыми в случаях:
незаполнения декларации при доходах свыше 50 млн. лир;
отсутствия порядка ведения бухгалтерских записей;
выписки и использования счетов на фиктивные операции;
сознательного занижения дохода.
Подобные факты являются основанием для передачи дела в суд.
Вопросы для самопроверки
Расскажите историю развития налогообложения в Италии.
Охарактеризуйте подоходный налог с граждан как ос
новной источник дохода бюджета.
Назовите особенности использования косвенных налогов.
Дайте оценку роли муниципальных налогов.
Глава

8
ИСПАНИЯ (Езрапа)
Современная налоговая система сложилась в результате проведения налоговых реформ 1977 и 1984—1985 годов. Преобразования имели цель:
облегчить для налогоплательщика процедуру уплаты налогов;
улучшить учет налогоплательщиков путем введения иденти
фикационных номеров для юридических и физических лиц;
установить более тесное сотрудничество с банковскими
структурами для усиления контроля за уплатой налогов;
создать специализированные налоговые управления.
Были введены налоговые этикетки, в которых содержатся основные данные о налогоплательщике, его идентификационный номер, виды налогов, которые он обязан платить. Юридическим лицам налоговые этикетки вручаются в момент регистрации, физическим лицам — рассылаются по адресам проживания. Налоговые декларации предоставляются налогоплательщикам с этими налоговыми этикетками. Их введение позволило исключить дублирование и резко снизить количество ошибок.
Каждому налогоплательщику вручается налоговый вектор — памятка о налогах, которые он должен уплатить в текущем году.
В 1992 г. на базе существовавшего в составе Министерства экономики и финансов налогового управления создано Налоговое агентство (см. схему).
Основная функция Налогового агентства — планировать деятельность налоговых органов и проводить общегосударственные мероприятия по контролю за налоговым законодательством, а также осуществлять административное управление и материаль-
84
но-техническое обеспечение региональных, провинциальных и муниципальных налоговых управлений.
Ежегодно Налоговое агентство принимает годовой план, который обязателен для всей налоговой службы. Региональные управления могут вносить в него до 25% своих мероприятий.
Схема. Структура налогового агентства
ПРЕЗИДЕНТ-
СОВЕТ
ДИРЕКТОРОВ
ц |1
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
-ГЕНЕРАЛЬНЫЙ-ДИРЕКТОР
|_| ЮРИДИЧЕСКИЙ П ОТДЕЛ
внутренний
АУДИТ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
(региональные)
ОТДЕЛЕНИЯ (провинциальные)
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
(муниципальные)

Ч

ДЕПАРТАМЕНТ
ТАМОЖЕННЫХ
СБОРОВ
И СПЕЦИАЛЬНЫХ
НАЛОГОВ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВЫХ СБОРОВ
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ФИНАНСОВОМУ И НАЛОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ПРИЕМУ НАЛОГОВ
ДЕПАРТАМЕНТ -ПО РАБОТЕ С НАСЕЛЕНИЕМ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ
В 1993 г. смета расходов агентства за год составила 108696 млн. песет; численность — 26253 человек: 61% инспекторов, 39% налоговых агентов; территориальное деление: 17 специализированных (региональных) подразделений, 56 отделений (провинциальных), 92 таможенных пункта, 206 административных
85
"I
(муниципальных) подразделений. Налоговые поступления (брутто) составили 12459 млн. песет.
Основная задача налогового агентства — активно-расширять систему государственных налогов и таможенных платежей и обеспечивать их сбор в соответствии с законами и договорами, заключенными с другими подразделениями, общественными субъектами и государствами — членами Европейского Союза. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы налогоплательщики добровольно выполняли все налоговые обязательства. В связи с этим возникают два основных направления деятельности: во-первых, облегчать налогоплательщикам уплату их налогов; во-вторых, усиливать борьбу с налоговыми преступлениями
Среди прочих целей агентства можно выделить приоритетные (см. также табл. 8.1):
сокращение косвенного налогового давления — расширение
объема информации и помощи налогоплательщику. С помо
щью метода информатики составлялись отдельные виды на
логовых деклараций по просьбам налогоплательщиков, была
введена в действие новая форма информационного обслужи
вания и налоговой помощи по телефону, создана программа
помощи — ШРОКМА, база данных которой насчитывает бо
лее шести тысяч вопросов и ответов, сокращены сроки при
нятия решений по обращениям и ходатайствам, наполовину
уменьшен период продвижения по инстанциям ходатайств
по отсрочкам и рассрочкам;
укрепление режима объективной оценки модулями. Этот ре
жим предназначен для работы с мелкими предпринимателя
ми, которые выполняют серию процедур, сокращая свои
формальные обязательства и улучшая эффективность налого
обложения. Низкий уровень поступающих отказов подтвер
ждает популярность данной формы моделирования налогов;
проверка и контроль за выполнением налоговых обязательств
и усиление борьбы с налоговыми преступлениями. Развива
лось два направления: сплошной контроль на базе системы
информации и деятельность инспекторов. В сплошном кон
троле на базе системы информации необходимо выделить та
кие виды, как проверка годовых деклараций по подоходному
налогу, оценочные расчеты НДС и проверка периодичных
деклараций предпринимателей. По результатам докумен
тальных проверок инспекторами выявлена скрытая задол
женность по налогам на сумму 403663 млн. песет;
86
эффективность взыскания налогов в исполнительном П ке. Налоговое агентство взыскивает задолженности, к не были выполнены добровольно, и принимает меры, не допускать их;
сфера таможни и специальных налогов. Исчезнование говых границ между странами — членами ЕС и образован
общего внутреннего рынка привело к замене одних сферы таможни и специальных налогов и появлению Аруги*Ц Это повлекло необходимость укрепить внешнюю границу усилить борьбу с мошенничеством.
Таблица 8.1. Основные результаты деятельности Налогового агентства в 1993 г., млн. песет
41
^0

Направление деятельности
/992 г.
1993 г.
9
1
2
3
<
Помощь плательщикам



количество деклараций по подоход-
1428228
1968901
3
ному налогу, составленных програм-



мой РАОКЕ;



телефонная информация: количество

976695
-•».
звонков по телефону 902;



программа ШРОКМА: количество

6652
-«.
консультаций на основе базы данных



Укрепление режима объективной оцен-



ки модулями 4.



программа РАОКЕ- МосМоз: выпол-
18329
131572
6
ненные декларации по рассроченным



платежам и НДС;



отказы плательщиков секторов,
7%
9%

включенных в модули



Контроль за выполнением налоговых



обязательств



сплошной контроль*



параллельная выверка подоходного



налога:



количество
337333
472663
<
сумма
11863
22812
<
проверки предпринимателей:



количество
392701
350630
-^.
сумма
27965
13957
•-»
87
Продолжение

1
2

<< Предыдущая

стр. 5
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>