<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ


9. Порядок поощрения государственных служащих.

Поощрение — обычный и неотъемлемый элемент оценки труда работника, в том числе и служащего. Главное, однако, в том, чтобы порядок и меры поощрения были поставлены на твердую правовую основу. К сожалению, такая основа в нашем законодательстве — еще только в процессе формирования, многие годы служащий поощрялся по усмотрению вышестоящего начальника, гласность и мнение трудового коллектива при этом нередко отсутствовали.
При правовом регулировании поощрения государственных служащих необходимо прежде всего закрепить право служащего на поощрение. Это сделано, наконец, в общей форме в Законе «Об основах государственной службы» (ст. 13). Ранее это было в отношении лишь отдельных категорий служащих (судьи, работники системы МВД и др.)
Таким образом, следует исходить из того, что государственный служащий наравне с другими тружениками имеет право на поощрение своего общественно-полезного труда. Это право служащего должно обеспечиваться установлением поощрительных мер и средств, в том числе поощрительного фонда, правом и обязанностью компетентного органа (должностного лица) применять меры поощрения при наличии соответствующих оснований, правовой защитой этого права служащего, включая судебную защиту.
Основаниями поощрения государственного служащего, закрепленными в указанной статье 13 Закона, названо: — успешное и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
— продолжительная и безупречная служба;
- выполнение заданий особой важности и сложности. Федеральные органы и органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать и другие основания.
В законодательстве закреплены или находятся в стадии пред-законодательного рассмотрения основные меры поощрения: а) меры морального поощрения - объявление благодарности, занесение на фонд почета, присвоение почетного звания и другие;
б) премии;
в) за конкретные высокие достижения в решении задач социально-экономического развития и культурного строительства, с учетом личных заслуг служащего, по представлению трудового коллектива - награждение государственной наградой Российской Федерации.

10. Ответственность государственных служащих за правонарушения.

Общие начала ответственности государственных служащих за правонарушения. Государственные служащие обязаны неуклонно блюсти законность и государственную дисциплину и обеспечить их соблюдение гражданами и организациями, нести ответственность за порученное дело. Нарушения служащим законности и дисциплины, аморальное поведение наносят существенный вред обществу и государству, подрывают авторитет государственных
1) государственные служащие несут ответственность за правонарушения вне службы как граждане, наравне и на общих основаниях со всеми лицами. На служащих в этом случае распространяются все виды юридической ответственности;
2) правовые нормы об ответственности государственных служащих за правонарушения по службе учитывают особенности службы как вида трудовой деятельности и особенности служебных правонарушений:
а) повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности;
б) ряд специальных мер ответственности за служебные правонарушения (понижение в должности, снижение квалификационного класса и др.);
в) привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответственность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисцилинарной.
Нормы административного права закрепляют и регулируют два вида ответственности государственных служащих за правонарушения по службе (служебные проступки): дисциплинарную и административную.
Об ответственности дисциплинарной. Закон «Об основах государственной службы» основанием привлечения служащего к дисциплинарной ответственности называет должностной проступок, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (ст. 14).*
Служащий привлекается к дисциплинарной ответственности непосредственным или вышестоящим начальником (органом).
К основным видам дисциплинарных взысканий Закон относит; замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности. Другие меры дисциплинарной ответственности могут устанавливаться только законодательным органом, они определены для отдельных служащих в и определена законодательством об административных правонарушениях (КоАП РСФСР). Государственный служащий привлекается к администрати вной ответственности за такие административные правонарушения, которые связаны с соблюдением служащим установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности, т.е. соблюдение государственной дисциплины.
Закон «Об основах государственной службы» закрепляет административную отвественность служащих за действия или бездействия, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан (ст. 14 п. 5).


_________________________________________
* Действующее законодательство определяет сроки привлечения к дисциплинарной ответственности: месяц со дня обнаружения дисциплинарного проступка, но не более 6 месяцев со дня его совершения. Административная ответственность государственных служащих



11. Заключение.

Завершающим элементом характеристики государственной службы и правового статуса государственного служащего являются положения о прекращении государственно-служебных отношений.
Действующее законодательство различает основания прекращения службы, а также порядок прекращения служебных отношений.
Основания прекращения (т.е. оставления) службы и должности определены двоякого рода, по источнику их волеизъявления: по инициативе служащего или по инициативе государства (в лице органа или должностного лица).
Основание прекращения службы по инициативе служащего является его заявление:
— об увольнении от должности,
— об увольнении в связи с уходом на пенсию,
— об увольнении в связи с зачислением на учебу в высшее, среднее специальное учебное заведение либо в аспирантуру,
— об увольнении по состоянию здоровья, препятствующего выполнению должностных обязанностей,
— о переводе на другую должность,
— с просьбой об отставке.
Основаниями прекращения службы по инициативе руководителя государственного органа считаются (ст. 25 п. 2 Закона «Об основах государственной службы»):
1) достижение служащим предельного возраста на государственной службе,
2) прекращение гражданства РФ,
3) несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего,
4) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую Законом тайну,
5) наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей (ст. 21 п. 3).
Порядок оставления должности документально оформляется (решением, приказом и т.п.) с указанием времени прекращения служебных полномочий, при необходимости с определением часа. Руководитель органа определяет перечень необходимых при этом мер: отчетность служащего, передача имущества и т.д.
При оставлении должности руководителем органа (организации) производится прием-сдача дел в порядке, установленном правительственным постановлением.
С учетом сказанного выше о видах службы и государственной службы, в частности, следует определить, что служебная деятельность личного состава системы Министерства внутренних дел осуществляется в следующих видах службы.
Служба во внутренних войсках — это государственная служба, одним из видов которой, как указывалось, является военная служба. Правовые основы военной службы во внутренних войсках определены в следующих законодательных актах: Законе «Об обороне» от 6 июня 1996 г., Законе «О статусе военнослужащих»* от 22 января 1993 г., Законе «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»**. Законы эти дополняются воинскими уставами — внутренней службы, караульной службы, дисциплинарным уставом и другими, принимаемыми также высшими государственными органами. Некоторые вопросы внутренней жизни регулируются ведомственными актами Министерства обороны и Министерства внутренних дел. Личный состав других служб и структур и милиции находятся на государственной службе, одним из видов которой является федеральная служба, т.е. служба в федеральных государственных органах и организациях. Это так называемая криминальная милиция (статья 7 Закона о милиции). Милиция общественной безопасности, хотя по роду и видам деятельности отличается от криминальной милиции незначительно, тем не менее она входит в систему муниципальных органов и является милицией муниципальной.
Правовой статус личного состава названных структур определен в следующих законодательных актах: «Закон РФ о милиции»***, «Положение о службе в органах внутренних дел»**** «Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»*****.
Характеризуя службу в системе Министерства внутренних дел, включая внутренние войска, следует выделить прежде всего ту ее особенность, что служба эта по своему характеру является правоохранительной, т.е. созданной для охраны порядка и безопасности на территории Российской Федерации.
______________________________________________
* Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1993, № 6, ст. 188.
** Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1992, № 42, ст. 2334.
*** Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1991, № 1б, ст. 503.
****Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1993, № 2, ст. 70.
*****Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1993, № 7, ст. 562.

Такой характер службы в системе Министерства внутренних дел влечет за собой ряд других ее особенностей, характерных для всего периода служебной деятельности, от поступления на службу, до прекращения служебных отношений (увольнения).
Служба в системе внутренних дел именовалась ранее, по праву, службой публичной, т.е. имеющей дело с публикой вне процесса трудовой деятельности, иначе говоря, с гражданами, их объединениями и другими структурами гражданского общества. Обеспечение и поддержание состояния правового государства — центральная задача службы в системе органов внутренних дел. При этом много времени и сил отводится обеспечению порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий — митингов, демонстраций, собраний и т.п., на что право граждан закреплено в Конституции (статья 31).
Эта особенность службы в системе органов внутренних дел и внутренних войсках имеют продолжение в том плане, что она связана с применением мер административного принуждения, в том числе мер предупредительного и пресекательного характера и административной ответственности. Законы (о милиции, о внутренних войсках) определяют перечень мер, так называемых специальных средств, применение которых возможно только служащими системы Министерства внутренних дел, включая применение оружия.
Эти особенности служебной деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск непосредственно при выполнении их профессиональных задач обусловливают особенности организации и правового регулирования службы внутри отрасли, т.е. правового статуса сотрудника органа внутренних дел, военнослужащего и т.д. в рамках отрасли.
Особенности правового статуса личного состава органов внутренних дел обозначены уже при подборе кандидатов на службу: наряду с общими требованиями к кандидатам на государственную службу, здесь предъявляются дополнительные требования — ограничение в возрасте, состояние здоровья, из социальных требований — отсутствие судимости не только в настоящем, но и в прошлом и другие.
Весь период прохождения службы по должностям также содержит немало особенностей: периодическая аттестация, классность, выраженная в званиях и порядке их присвоения, продвижение по службе, меры поощрения, в числе которых есть свои, специфически отраслевые (например, награждение нагрудным знаком), имеются особенности и в мерах дисциплинарной ответственности, среди которых, например, неполное соответствие занимаемой должности, снижение в звании на одну ступень.
Имеются особенности и при прекращении служебных отношений (увольнении) — возрастные, состояние здоровья и другие.
Итак, в заключение нашей курсовой работы мы выделили общие и главные особенности службы в системе Министерства внутренних дел, как одного из видов службы в условиях многообразия службы и служебных отношений, когда наряду с государственной службой, бывшей совсем недавно почти единственным видом службы, сформировались новые виды службы и служебных отношений, более дифференцированные соответственно плюрализму в нашей государственной и общественной жизни.


12. Библиография.

1.Устав о службе по определению от Правительства, т. 3, Свод Законов Российской империи. С.-Петербург, 1896, книга 1 .
2. СУ РСФСР. 1923. № 1, ст. 2.
3. СЗ РФ, 1995, № 31, ст. 2991.
4.Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти, утв. Постановлением СМ РФ 23 июля 1993 г. Собр. актов Президента и Правительства РФ. № 32, ст. 3010.
5.Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1993, № 6, ст. 188.
6.Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1992, № 42, ст. 2334.
7. Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1991, № 1б, ст. 503.
8.Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1993, № 2, ст. 70.
9.Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1993, № 7, ст. 562.
10.Ананов И.Н. Исполнительная и распорядительная деятельность органов советского государственного управления. М., 1952 г.
11. Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. М.1967 г.
12. Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород.1993 г.
13. Давид Р. Основные правовые системы современности. М. 1988 г.
14. Нерсесянц. Право и закон. М.1983 г.
15. Чиркин В.Е. Об определении государства. М. 1993 г.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ