стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РФ
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ "РУТЕНИЯ" ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Протас
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВ И
ОБЩЕСТВ
МОСКВА 1999
УДК 346.2
П83
Протас Е.В. Правовое регулирование хозяйственных товариществ и обществ: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 1999. -210с.
Рецензент П. И. Седугин, к.ю.н., профессор
Редактор З.И. Фадеева
ЛР 020407 от 12.02.97
Подписано к печати 13.09.99. Сдано в производство 14.09.99.
Формат бум. 60x90/16 Бумага множ.
Усл. печ. л. 13,25 Уч.-изд. л. 14,0 Тем. план 1999 г., № 3-10
Тираж 500_____Заказ №351______________________
РИЦ МГИУ, 109280, Москва, Автозаводская, 16
ISBN 5-276-00004-2 © Е.В. Протас, 1999
©МГИУ, 1999 © "Рутения", 1999 ©ИДО, 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................... 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ТОВАРИЩЕСТВАХ И ОБЩЕСТВАХ..................... 8
§1. Определение хозяйственных товариществ и обществ.
Их правоспособность.......................................................... 8
§ 2. Государственная регистрация хозяйственных
товариществ и обществ..................................................... 13
§ 3. Хозяйственные товарищества и общества —
собственники передаваемого им имущества.
Имущество хозяйственных товариществ и обществ..... 18 § 4. Участники хозяйственных товариществ и обществ,
их права и обязанности .....................................................25
§ 5. Общие положения о реорганизации хозяйственных
товариществ и обществ.....................................................27
§ 6. Общие положения о ликвидации хозяйственных
товариществ и обществ.....................................................33
ГЛАВА П. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА.............. 48
§1. Общие положения ...............................................................48
§ 2. Ответственность в полном товариществе .......................58
§ 3. Организация полного товарищества. Управление в
полном товариществе. Ведение дел в полном
товариществе......................................................................64
§ 4. Правовое положение участника полного
товарищества...................................................................... 71
§ 5. Особенности ликвидации и реорганизации полного
товарищества......................................................................80
§ 6. Коммандитное товарищество (товарищество на
вере). Общие положения................................................... 85
§ 7. Управление в товариществе на вере и ведение его
дел........................................................................................89
§ 8. Правовое положение участников коммандитного
товарищества......................................................................90
§ 9. Особенности ликвидации и реорганизации
коммандитного товарищества..........................................94
ГЛАВА III. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА........................ 96
§ 1. Общие положения ..............................................................96
§ 2. Общество с ограниченной ответственностью. Общие
положения...........................................................................98
§ 3. Уставный капитал общества с ограниченной
ответственностью ............................................................101
§ 4. Управлление в обществе с ограниченной
ответственностью............................................................ 106
§ 5. Особенности правового положения участников
общества с ограниченной ответственностью ...............111
§ 6. Особенности ликвидации и реорганизации общества
с ограниченной ответственностью ................................ 118
§ 7. Общество с дополнительной ответственностью —
разновидность общества с ограниченной
ответственностью............................................................ 119
§ 8. Акционерные общества. Общие положения .................121
§ 9. Особенности создания акционерных обществ.............. 130
§ 10. Уставный капитал акционерного общества ................134
§ 11. Органы управления в акционерном обществе............ 142
§ 12. Ценные бумаги акционерного общества..................... 161
§ 13. Контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью акционерного общества. Учет и
отчетность в акционерном обществе............................. 186
§ 14. Особенности ликвидации и реорганизации
акционерного общества.................................................. 195
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................200
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................................................... 205
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время идет процесс реформирования правовой системы в Российской Федерации. Он касается всех отраслей российского права, но прежде всего - гражданского права, регулирующего в основном имущественные отношения.
Следовало бы обратить внимание на недалекое прошлое организационно-правовых форм предприятий, чтобы убедиться, какой путь прошло законодательство, их регулировавшее, и что, несмотря на все свои недостатки, Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) имеет значительно больше достоинств.
Первая волна "предпринимательского бума" прошла в России в 1989-90 гг. и была связана с возрождением малого бизнеса. В это время в умах не только регистрирующих и контролирующих органов, но и в умах нарождающихся предпринимателей сложился неверный стереотип, что малое предприятие - это особый хозяйствующий субъект.
В то же время появляются так называемые "мутанты", а как иначе можно назвать предприятие со следующим наименованием — "малое предприятие коллективной формы собственности" или "коллективное малое предприятие". В таких предприятиях было всего понемногу: они сочетали в себе и элементы кооператива, и общества с ограниченной ответственностью, и хозяйственного товарищества.
С принятием в конце 1990 г. Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" число "мутантов" резко сократилось, и они постепенно перерегистрировались в соответствии с данным законом в установленные им организационно-правовые формы предприятий. Для того времени Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" был достаточно прогрессивным, хотя и содержал ряд явных ошибок.
Вторая волна предпринимательского бума прошла в 1991-92 гг. Особо была популярна в этот период такая организационно-правовая форма, как товарищество с ограниченной
ответственностью (акционерное общество с ограниченной ответственностью закрытого типа) (далее — ТОО (АОЗТ).
Если в действовавшем до 25 декабря 1990 г. Положении об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590, данные организационно-правовые формы были разведены и занимали самостоятельные позиции, то Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" решил, что можно их приравнять, а также превратить общество с ограниченной ответственностью (ООО) в товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО). Данные положения явно абсурдны. Еще более нелепой вещью данного нормативного акта стало положение о том, что имущество товариществ и обществ, формирующееся за счет их вкладов, полученных доходов и иных источников, принадлежит их участникам на праве общей долевой собственности. Также Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" не признавал полное товарищество юридическим лицом и рассматривал его как нечто близкое к договору о совместной деятельности1.
Вся нелепость приведенных выше положений Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и так очевидна. Как можно приравнивать товарищество и общество, если одно (общество) может выпускать акции, а другое (товарищество) — не может. Можно привести и другие примеры. Так, возвращаясь к тому же праву общей долевой собственности участников на имущество перечисленных выше юридических лиц, следует сказать, что данные вклады составляют уставный (складочный) капитал, который является достаточно условной величиной. Также непонятно, какое же право имеет само юридические лицо на передаваемые ему вклады? Зачем вообще создано такое юридическое лицо, когда мы знаем, что участники долевой собственности несут ответственность по своим обязательствам? Не лучше ли было бы
1 Предпринимательские структуры в рыночной экономике/ Под общ. ред. С.Э.Пивоварова и Л.С.Тарасевича. - СПб., 1995. С. 98.
таким участникам заключить договор о совместной деятельности, избежав при этом различных процедур, связанных с созданием юридического лица.
Итак, нетрудно убедиться и на этих весьма малых по количеству примерах, как неточен и несовершенен был Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Его существование продлилось 4 года, и за это время был выработан целый ряд привычек, опирающихся не только на текущее законодательство, но и на применение закона по аналогии и в значительной степени по своему собственному усмотрению, даже и в тех вопросах, которые подлежали прямому правовому регулированию.
В конце 1994 г. была принята I часть ГК РФ, вступившая в действие с 1 января 1996 г. в общем виде, а глава 4 "Юридические лица" вступила в действие с момента официального опубликования I части ГК РФ.
ГК РФ устранил противоречия действовавшего ранее Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и некоторых других нормативных актов. Он дал четкую характеристику коммерческих юридических лиц, перечень которых не подлежит расширительному толкованию.
Согласно ГК РФ полному товариществу был придан статус юридического лица. Хозяйственные товарищества и общества наконец-то получили от участников имущество, передаваемое в уставный (складочный) капитал этих юридических лиц, а участники получили не право долевой собственности, а обязательственные права к данным юридическим лицам. Товариществу с ограниченной ответственностью (ТОО) было возвращено прежнее его наименование — общество с ограниченной ответственностью, что более соответствует его правовому статусу, и оно больше не было приравнено к АОЗТ. Акционерные общества были разделены на открытые и закрытые, и были установлены положения, позволяющие отличить их друг от друга.
ГК РФ поистине призван стать наравне с Конституцией (Основным Законом) РФ, провозгласившей приоритет частной собственности и свободу предпринимательской деятельности,
экономической конституцией России.
Хозяйственные товарищества полностью урегулированы нормами ГК РФ, их правовой статус не требует дальнейшей конкретизации в специальных законах.
В отношении же хозяйственных обществ ГК РФ установил общие положения, требующие дальнейшей конкретизации в соответствующих законах об обществах с ограниченной ответственностью, об акционерных обществах. В отношении первого такой правовой акт принят Государственной Думой 14 января 1998 г. и введен в действие с 1 марта 1998 г., а Федеральный закон "Об акционерных обществах" был принят 24 ноября 1995 г. и введен в действие с 1 января 1996 г.
Наша основная задача — дать максимально полную характеристику всем видам коммерческих юридических лиц, представить последовательно их возникновение, развитие и прекращение ими своей деятельности. Наиболее популярны у предпринимателей такие организационно-правовые формы юридических лиц, как общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества.
По нашему мнению, названные в ГК РФ виды хозяйственных товариществ и обществ являются наиболее распространенными организационно-правовыми формами коммерческого предпринимательства в России.
У каждого хозяйственного товарищества, хозяйственного общества, производственного кооператива, унитарного предприятия есть свои особенности. Например, у полного товарищества - это неограниченная ответственность всех его участников всем их имуществом по его обязательствам; у коммандитного товарищества — наличие двух групп участников: полных товарищей и коммандитистов — с различным правовым статусом; у общества с ограниченной ответственностью - отсутствие у его участников ответственности (они несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью этого общества в пределах внесенных ими вкладов согласно п. 1 ст. 87 ГК РФ); у общества с дополнительной ответственностью -субсидиарная ответственность его участников по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом кратном раз-
мере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества; у акционерного общества — возможность выпуска акций, публичная отчетность открытых, а в предусмотренных законодательством случаях и в закрытых акционерных обществах.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВАХ И
ОБЩЕСТВАХ
§1. Определение хозяйственных товариществ и обществ. Их правоспособность
Согласно п. 1 ст. 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Как мы видим, законодатель дал одно общее определение для хозяйственных товариществ и обществ. Следовательно, тем самым он хотел подчеркнуть, что товарищества и общества в чем-то схожи между собой. Так, и те, и другие - это коммерческие организации, ставящие основной целью своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между своими участниками.
Кроме того, хозяйственные товарищества и общества обладают, согласно ГК РФ, общей правоспособностью. Некоторые авторы называют ее универсальной. Следует пояснить, что юридические лица, обладающие общей правоспособностью, могут совершать любые сделки, которые не запрещены действующим законодательством, иметь гражданские права и осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству, нести гражданские обязанности, за исключением тех прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека.
Правоспособность может быть универсальной (общей) (такая, как и у гражданина, когда он может совершать любые действия, не запрещенные законом) или специальной1. По ранее действовавшему законодательству юридические лица об-
1 Мирошникова Н. И. Юридические лица в российском гражданском праве. —Ярославль, 1994. С. 14.
ладали специальной правоспособностью. Специальная правоспособность предполагает возможность вступления юридических лиц лишь в такие гражданские правоотношения, которые необходимы для достижения цели (целей), указанных в законе или в учредительных документах. Действовал принцип: дозволено то, что разрешено законом1. Форсировать такую правоспособность организации не могли. Цели их деятельности зачастую предписывались им в различных нормативных актах, в том числе и ведомственных. Специальная правоспособность в данный период оказалась втиснутой в столь жесткие рамки, что деятельность хозяйствующих субъектов всегда была зависимой, а реализация при диспозитивном характере норм вообще невозможной. Ограничения свободы правоспособности заключались тогда в следующем: глубокая и обширная регламентация прав и обязанностей предприятий в многочисленных законах и подзаконных актах, нечеткость и неясность данной регламентации, зависимость при реализации правоспособности от воли вышестоящих органов.
С изменением экономических условий хозяйствования и переходу к формированию субъектов рыночной экономики последовал отход от жесткой регламентации право- и дееспособности юридических лиц. Несмотря на то что формулировка правоспособности юридических лиц в ч. 2 ст. 21 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" выглядела не так уже сурово, все равно практически все государственные органы в обязательном порядке изучали не только заявленные и уставные цели юридического лица, но и смотрели на содержание статьи устава о предмете, то есть конкретных видах деятельности данного предприятия.
И, глядя на это, чтобы не попасть впросак, многие учредители юридических лиц, чтобы расширить потенциальные возможности своего предприятия умудрялись записывать в свои учредительные документы все виды деятельности, которые им приходили в голову, либо формулировали виды дея-
1 Тарусина Н. Н. Субъекты предпринимательской деятельности. — Ярославль, 1994. С. 32.
тельности в наиболее обобщенном виде (например, "производство товаров производственно-технического назначения, информационные и консультационные услуги" и т.п.).
Они уже были научены горьким опытом других юридических лиц, в частности, "суд признал недействительными договоры продажи компьютеров различным организациям, поскольку в учредительном договоре кооператива-продавца содержалось указание на то, что цель его деятельности составляет удовлетворение потребностей граждан"1.
Тем более к вопросу правоспособности юридических лиц нельзя было подойти однозначно, так как ч. 2 ст. 21 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" находилась в коллизии с п. 5 Положения об акционерных обществах, говорившим о том, что "деятельность общества не ограничивается оговоренной в уставе. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными".
Конечно, все уважающие правила правоприменения субъекты предпринимательской деятельности разрешили данный спорный вопрос в пользу положений закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности", который по своей юридической силе выше Положения.
Как мы видим, в законодательстве вопрос о правоспособности не был решен до принятия нового ГК РФ, было много неточностей и даже ошибочных суждений. ГК РФ дал свою версию правоспособности юридических лиц. Эта модель является компромиссом между экономически закономерным стремлением юридических лиц к общей правоспособности и одновременно понятным желанием государственных органов не лишать себя еще одного способа воздействия на негосударственные юридические лица и сохранить реальные правовые возможности по управлению государственными (муници-
г\
пальными) предприятиями .
1 Багрицкий М., Ярошенко К. Граждане (физические лица). Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. № 2. С. 9.
гу
Тарусина Н. Н. Субъекты предпринимательской деятельности. - Ярославль, 1994. С. 36.
Как мы ожидали, не произошло полного отказа от специальной правоспособности, хотя она стала, скорее, исключением, чем правилом. Такой ученый, как М. Багрицкий, выступал в защиту специальной правоспособности и писал, что "нужно создать только условия для ее гибкого применения"1.
Конечно, специальная правоспособность для некоторых юридических лиц необходима. Например, если данное предприятие, являясь государственным унитарным предприятием, изготавливает боеприпасы, взрывчатые вещества и тому подобное, то в этом случае специальная правоспособность просто необходима. Не следовало бы ограничивать частный сектор, а предоставить ему выбирать любые виды деятельности, которые не запрещены законом. Так и поступил новый ГК РФ. В соответствии со ст. 49 ГК РФ принцип специальной правоспособности действует только в отношении указанных в данной статье юридических лиц - унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом. Данные юридические лица связаны рамками учредительных документов и соответствующим законом.
В отличие от вышеуказанных юридических лиц хозяйственные товарищества и общества обладают, согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ, общей правоспособностью. Однако правоспособность этих лиц может быть ограничена их учредителями (участниками) в учредительных документах. Например, в уставе акционерного общества может быть прямо предусмотрен запрет на его участие в биржевых или иных рисковых сделках2.
Различие в правоспособности у юридических лиц влечет за собой и различные последствия при совершении так называемых внеуставных сделок. Такая сделка, заключенная государственным или муниципальным предприятием, согласно ст. 168 ГКРФ является ничтожной, а аналогичная сделка, которую совершили либо хозяйственные товарищества, либо хо-
Багрицкий М. Совершенствовать основы гражданского законодательства // Хозяйство и право. 1989. № 5. С. 75 - 76.
гу
Багрицкий М., Ярошенко К. Граждане (физические лица). Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. № 2. С. 11.
зяйственные общества в нарушение своей самоограниченной правоспособности, является согласно ст. 173 ГКРФ оспоримой. То есть, если устав или иной учредительный документ ограничивает сферу деятельности общества или товарищества, а его исполнительные органы в нарушение данного запрета заключили соответствующую сделку от имени общества (товарищества), оспорить ее путем признания недействительной будет возможно лишь при доказанности того, что контрагент знал о таких ограничениях по сделке1. В противном же случае сделка должна быть исполнена, а совершившие ее должностные лица общества (товарищества) будут нести перед данными юридическими лицами ответственность согласно п. 3 ст. 53 ГКРФ.
Правоспособность юридических лиц может быть ограничена и в иных случаях. Это прежде всего связано с тем, что отдельными видами деятельности юридические лица могут заниматься только при наличии специального разрешения компетентных органов — лицензии. Согласно ГК РФ перечень видов деятельности, на которые выдаются лицензии, определяется законом. Однако нормативные акты, действовавшие по данному вопросу до принятия ГК РФ, будут действовать до принятия соответствующего закона на территории РФ. Так, на сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994г. № 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", в Приложении № 1 которого перечислены виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию, а также новый Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов дея-
тельности".
Компетентные органы, выдающие лицензию, могут отобрать ее у юридического лица при определенных обстоятельствах (истечение срока действия, нарушения юридическими лицами правил пользования лицензией и др.), либо заменить эту лицензию другой, сужающей так или иначе возможность
Комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. -М.: СПАРК, 1995. С. 133.
осуществлять соответствующую деятельность и, тем самым, совершать связанные с ней сделки. Как правило, лицензия выдается на короткий срок (1-3 года).
Имеются и изъятия иного характера. Например, занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам. Это влечет за собой запрет заниматься данной деятельностью всем другим участникам гражданского оборота. Это в основном те виды деятельности, которые составляют государственную монополию1.
В ряде нормативных актов могут содержаться ограничения относительно того, какой деятельностью юридические лица заниматься не могут. Так, в п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. "О страховании" предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. В соответствии с Законом РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" биржи не могут осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой деятельности.
Правоспособность юридических лиц согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ возникает в момент их создания и прекращается в момент завершения их ликвидации. А юридическое лицо считается созданным, согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ, с момента его государственной регистрации.
§ 2. Государственная регистрация хозяйственных товариществ и обществ
Согласно ГК РФ государственная регистрация юридических лиц должна производиться в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГКРФ). Такой закон на сегодняшний день еще не принят и можно только предполагать, где и как будут регистрироваться юридические лица. Органами, осуществляющими
1 Багрицкий М., Ярошенко К. Граждане (физические лица). Юридические лица // Хозяйство и право. 1995. № 2. С. 12.
государственную регистрацию, могут стать территориальные отделы и управления юстиции, нотариальные конторы. Регистрация юридических лиц, таким образом, осуществляется согласно нормам действующего гражданского законодательства.
В соответствии с различными нормативными актами юридические лица регистрируются по-разному и в разных организациях, что зависит от специфики самого юридического лица.
Государственная регистрация юридических лиц — предприятий осуществляется на сегодняшний день органами исполнительной власти на местах. Вместе с тем в некоторых городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, эта операция производится регистрационными палатами и их филиалами, хотя законодательством такая возможность не предусмотрена.
Действующими в настоящее время являются ст.ст. 34 — 35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", посвященные порядку государственной регистрации и отказу в ней, а также утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (далее — Положение). Нормы Положения имеют более широкую сферу действия по сравнению с законом1.
Каждый учредитель в отдельности предоставляет для регистрации создаваемого им юридического лица свои собственные учредительные документы и свидетельство о регистрации своего юридического лица.
Помимо данных документов, в орган, осуществляющий государственную регистрацию, подаются следующие документы:
1. Заявление учредителей с просьбой о регистрации юридического лица в произвольной форме, подписанное учредителями.
2. Решение о создании юридического лица или учредительный договор (при создании юридического лица одним участником (учредителем) для обществ не предоставляется).
3. Утвержденный учредителями устав юридического ли-
Общество с ограниченной ответственностью: Сборник документов. Комментарии. - М., 1996.
ца (хозяйственными товариществами не предусматриваются).
4. При представлении для регистрации документов предприятия, размер уставного капитала (фонда) которого превышает величину, установленную антимонопольным законодательством РФ, учредитель (учредители) обязан предоставить документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия (п. Зд Положения).
5. Документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре.
6. Желательно предоставить справку, подтверждающую неповторимость наименования (по г. Москве она предоставляется).
7. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины и регистрационного сбора.
Особые требования в Положении предъявляются и к учредительным документам, подаваемым на регистрацию. Конечно, каждый учредительный документ хозяйственных товариществ или обществ должен соответствовать как общим для всех юридических лиц требованиям ГК РФ, так и специфическим, установленным в отдельных статьях ГК РФ. Приведем только сведения, которые согласно ГК РФ включаются во все учредительные документы: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Согласно п. За Положения устав юридического лица должен содержать, помимо названных, сведения о размере его уставного капитала (фонда), состав, порядок формирования и компетенция его органов, и другие сведения, указанные в данном пункте Положения. Учредительный договор помимо общих сведений должен содержать данные об учредителях этого юридического лица (для юридических лиц и граждан-предпринимателей — данные об их государственной регистрации, для физических лиц — паспортные данные), размер уставного (складочного) капитала, размер, порядок и способ внесения вкладов в уставный (складочный) капитал и другие, указанные в п. Зв Положения.
Согласно п. 4 Положения при государственной регистрации предприятия не допускается требование гарантийных пи-
сем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах предприятия.
После предоставления всех вышеназванных документов (по г. Москве они предоставляются в Московскую регистрационную палату или в ее территориальные отделения) происходит регистрация юридического лица — либо в течение трех дней, если документы были представлены непосредственно, либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке этих документов. Выносится одно из следующих решений: либо принимается решение о возможности регистрации и юридическому лицу выдается временное свидетельство о регистрации, либо ему отказывают в регистрации. Отказ в государственной регистрации возможен в случаях несоответствия состава представленных документов требованиям законодательства, а также несоответствие состава представленных в нем сведений требованиям законодательства. Нарушения должны быть устранены в семидневный срок. Юридическому лицу в таком случае сообщается, какие документы ему необходимо представить и какие изменения в документы необходимо внести. После такого сообщения предприятие в течение семи дней должно представить соответствующие документы, внести изменения в учредительные документы и представить их в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
Рассмотрим порядок государственной регистрации по г. Москве:
1. Производится оплата государственной пошлины и регистрационный сбор. В г. Москве за регистрацию предприятий уплачивается государственная пошлина 2000 руб. для любых предприятий и регистрационный сбор для коммерческих организаций — 2,5 минимальных оклада1.
2. В Московскую регистрационную палату представляются все вышеперечисленные документы.
3. Получение временного свидетельства о регистрации и зарегистрированных документов. Временное свидетельство выдается сроком на 45 дней, в течение которых предприятие
Белостоцкая Н. Д., Зенкин И. В. Общество с ограниченной ответст-
открывает расчетный счет в банке, становится на учет в налоговый орган, получает коды в Госкомстате, становится на учет в Пенсионном фонде, Фонде медицинского страхования.
В общих чертах охарактеризуем, какие действия, помимо вышеназванных, необходимо совершить для получения постоянного свидетельства о регистрации:
1. Получение кодов в Госкомстате. Здесь юридическое лицо получает информационное письмо о присвоении кодов.
2. Изготовление печати и штампа. Изготовляется эскиз и представляется в Московскую регистрационную палату для получения постоянного свидетельства.
3. Постановка на учет в территориальном отделении Государственной налоговой инспекции.
4. Постановка на учет в Пенсионном фонде.
5. Постановка на учет в Фонде медицинского страхования.
6. Открытие расчетного счета в любом банке г. Москвы по временному свидетельству о государственной регистрации и осуществление расчетно-кассовых операций. Необходимо потребовать от банка справку об открытии счета и о наличии на нем 50% от уставного (складочного) капитала.
7. Все собранные документы и временное свидетельство о регистрации передаются в Московскую регистрационную палату.
8. Выдача постоянного свидетельства о регистрации.
Следует иметь в виду, что при выдаче временного свидетельства о регистрации предприятие еще не обладает правами юридического лица. Юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующих сведений в государственный реестр юридических лиц. Такой реестр ведет Государственная налоговая служба согласно Положению "О порядке ведения Государственного реестра предприятий", утвержденно-
венностью. Правовое регулирование. — М., 1995. С.89.
му Государственной налоговой службой РФ от 12 апреля 1993г. №ЮУ-4-12/65Н.
После государственной регистрации в Московской регистрационной палате предприятие обязано в установленном порядке встать на учет в налоговой службе (включение в Государственный реестр) в течение 10 дней по месту своего нахождения.
§ 3. Хозяйственные товарищества и общества
- собственники передаваемого им имущества.
Имущество хозяйственных товариществ и
обществ
Следующей общей чертой обществ и товариществ является то, что они являются едиными и единственными собственниками своего имущества (п. 3 ст. 213 ГКРФ). Несмотря на то что уставный капитал в обществах и складочный капитал в товариществах и разделены на доли (вклады) их участников, это не означает, что их имущество является долевой собственностью внесших его участников, как ранее ошибочно предполагал Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Доля в таком капитале — величина условная. В противном же случае совершенно непонятно, для чего создаются данные юридические лица и какое право имеют они сами на обособленное имущество учредителей (участников). Ведь участники отношений долевой собственности всегда несут ответственность по общим обязательствам всем своим имуществом, хотя и в пропорциональном своим долям размере. Следовательно, само юридическое лицо никакой ответственности не несет, ибо у него при таком раскладе вообще нет имущества и потому его создание теряет смысл для его учредителей (участников).
Сейчас в силу п. 2 ст. 48 ГК РФ участники обществ и товариществ утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов товариществу или обществу имущество. Взамен они получают обязательственные права требования на
часть дохода (дивиденд) и на ликвидационную квоту (часть имущества, оставшегося после ликвидации данного юридического лица после удовлетворения требований всех его кредиторов), а также на участие в управлении делами общества, являющегося по своей природе корпоративным, основанным на отношениях членства1.
Хотелось бы поподробнее обратиться к вопросу о том, что же вносят участники, какое имущество в уставный капитал обществ и складочный капитал товариществ.
Закон предъявляет особые требования к имуществу, составляющему уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ. Поскольку эти коммерческие организации как собственники имущества несут самостоятельную имущественную ответственность перед своими кредиторами, а хозяйственные общества отвечают перед ними только своим имуществом, а не имуществом участников (кроме обществ с дополнительной ответственностью), участникам гражданского оборота важно, чтобы имущество данного юридического лица могло удовлетворить их требования, которые могут возникнуть в будущем.
Имущество, которое может быть вкладом в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ складывается из трех качественно различных блоков: денежного, вещевого и интеллектуального.
Конечно, с денежным вкладом все просто. Он передается обществу или товариществу, не надо его оценивать, а только определяется, какую часть он составляет в уставном (складочном) капитале данных юридических лиц. Внесение денежного вклада важно и потому, что при регистрации юридического лица учредители обязаны предоставить в регистрационный орган справку об оплате 50% уставного (складочного) капитала. Такую справку выдают банки, которые в силу действующего законодательства не занимаются оценкой вещественных и интеллектуальных вкладов, поэтому такую справку они вы-
1 Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. — М., 1995. С. 114.
дадут только при наличии такой денежной суммы на счете у юридического лица.
Однако п. 6 ст. 66 ГК РФ не исключает внесения взамен денежных средств кредитных прав. Вкладом могут быть и иные права, имеющие денежную оценку. Достаточно того, чтобы учредители внесли 50% уставного (складочного) капитала деньгами из своих источников, и тогда остальные участники получат возможность внести свои вклады в иной форме.
Если товариществу передается вещь (она же может передаваться и обществу), то она может быть передана либо как собственность - со всеми правомочиями собственника, либо передается только право пользования данной вещью, тогда речь идет о передаче имущественных прав на эту вещь. Например, передаются права аренды здания, сооружения и т. п. В виде вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ могут выступать и другие имущественные права, например права требования, воплощенные в определенных ценных бумагах.
Интеллектуальные вклады в уставный (складочный) капитал существенно различны между собой, что предопределяет их специальные правовые режимы.
1. Объекты авторского права — произведения литературы, искусства, аудиовидеозаписи, архитектуры, фотографии, программы ЭВМ, географические и тому подобные карты, переводы, рефераты и другие переработки произведений науки, искусства (ст. 7 Закона РФ "Об авторском и смежных правах" от 9 июля 1993 г., Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" от 23 сентября 1992 г.).
2. Объекты промышленной собственности — изобретения, полезная модель, промышленный образец (ст. 1 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г.).
3. Объекты индивидуализации гражданина-предпринимателя или юридического лица, их продукции, работ или услуг — фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара (ст. 138 ГК РФ, Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товара").
4. Иные объекты интеллектуальной собственности.
Первые три группы названных объектов известны нашему законодательству достаточно давно и являются традиционными, кроме, пожалуй, программных продуктов и интегральных микросхем.
Чтобы данные объекты были вкладом в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества и общества, надо либо получить соответствующий требованиям закона документ, либо договориться о передаче соответствующего права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, либо получить право пользования данным объектом. При этом такие объекты могут передаваться их создателем другим лицам только по специальному соглашению с ним — лицензионному договору. Если же речь идет об объектах, охраняемых патентом, то договоры об их использовании подлежат обязательной государственной регистрации в патентном ведомстве под страхом их недействительности (ст. 13 Патентного закона РФ).
Наибольшую сложность с точки зрения квалификации, оформления, введения защитных механизмов представляет "ноу-хау".
"Ноу-хау" можно охарактеризовать как информацию, имеющую известную коммерческую ценность в силу своей неизвестности иным лицам, охраняемую лишь по договору между ее владельцем и пользователем. В начале бурного создания в России товариществ и обществ еще до принятия нового ГК РФ, пользовались популярностью для внесения в уставный (складочный) капитал вклады их участников (учредителей) типа: 10-летнего опыта работы в ОБХСС, диплома о высшем экономическом образовании и т.п. Нередко, чтобы принять в товарищество или общество "нужного человека", образ "интеллектуального вклада" такого претендента на учредительство буквально придумывался. Все перечисленное включалось тогда в "ноу-хау"1.
1 Тарусина Н.Н. Субъекты предпринимательской деятельности. — Ярославль, 1994. С. 55.
Приведенные примеры, конечно, не являются "ноу-хау", а могут быть обозначены как "иной интеллектуальный вклад" и не всегда могут быть приемлемыми элементами структуры уставного (складочного) капитала. Данные объекты, а также информация о спросе на товар, специальные знания и навыки не могут считаться охраноспособными в силу отсутствия у них предусмотренных законом признаков и поэтому вряд ли могут выступать в качестве вклада в имущество обществ и товариществ. И вряд ли чьи-то знания удовлетворят возможные интересы кредиторов и их требования.
Относительно того, что же все-таки следует включать в понятие "ноу-хау", в науке и на практике полного единодушия нет.
Н.Н. Тарусина включает в это понятие целый ряд вариаций, заявляя о правовой охране сведений о технических решениях, организационной и коммерческой информации, касающейся организации и экономики производства, торговой деятельности и т.д1.
И.А. Зенин полагает, что суть правового режима "ноу-хау" состоит не в охране, а в правовом обеспечении имущественных интересов обладателя этого объекта на основе общих норм гражданского, трудового права или специального законодательства, направленного на борьбу с недобросовестной конкуренцией2.
Нами разделяется позиция И.А. Зенина, поскольку, на наш взгляд, нашему законодательству необходим специальный закон, касающийся правового регулирования "ноу-хау", который определил бы, что включать в его состав, а что нет.
В ГК РФ содержатся лишь отдельные аспекты, касающиеся "ноу-хау". Дадим классификацию "ноу-хау" на основе научных взглядов и практики и с помощью различных качественных характеристик этих объектов:
Тарусина Н.Н. Субъекты предпринимательской деятельности. — Ярославль, 1994. С. 56.
Зенин И.А. Основы гражданского права: Конспект лекций по праву
интеллектуальной собственности. — М., 1993. С. 212.
1. Технические решения, которые отвечают признакам изобретения, но еще не запатентованы, поскольку процесс регистрации, публикации может раскрыть сущность данной разработки и, тем самым, может активизировать конкурентов, которые, конечно же, воспользуются новым направлением в разрешении различных технологических проблем. Возможно и "замораживание" таких идей, так как на данном этапе собственнику не выгодно их использовать.
2. Изобретения, патентование которых исключено из-за нежелания их преждевременного разглашения, технические решения, которые в принципе и можно было бы запатентовать, но они не отвечают действующему законодательству, либо изобретения, патентование которых нецелесообразно из-за сложности раскрытия их сущности через заявленную форму.
3. Непатентоспособные технические, организационные, коммерческие и т.д. решения, известные, как правило, неопределенному кругу лиц, облеченные разработчиком в форму технологий, технологической, методической и иной документации, готовой к использованию.
Во всех этих случаях любое лицо будет правомочным обладателем данного объекта, если своими силами и средствами самостоятельно его разработало, вычленило из открытой для всех информации или добросовестно у кого-либо приобрело, а затем предложило уже в качестве вклада в уставный (складочный) капитал товариществ и обществ.
Было бы правильным оформить соответствующий документ на соответствующий вид информации, в котором бы содержались следующие сведения: называлась сама информация и развернуто давалась ее характеристика; фиксировался ее разработчик и приобретатель, то есть тот, кто вносит ее в качестве вклада; объявлялась ее стоимость в результате оценки данного вклада учредителями (участниками); подписи учредителей, дата подписания, желательна печать юридического лица. Этот документ может содержать и другие сведения, в частности о неразглашении данной информации.
Все виды вкладов, вносимых в уставный (складочный)
капитал хозяйственных товариществ и обществ, подлежат денежной оценке. Такая оценка обычно производится участниками (учредителями) самостоятельно по их соглашению, а в случаях, предусмотренных законом - экспертами. Пока же в большинстве случаев стоимость вклада определяется как разница между воображением учредителей (участников) и их здравым смыслом, так как в российском законодательстве отсутствуют положения, по которым данная оценка должна соответствовать рыночной стоимости имущества. Особенно заметен такой произвольный подход, когда учредитель один.
Неясно, с помощью каких критериев те же учредители (участники) будут оценивать права пользования, предоставленные в качестве вклада. Как оценить, например, право использования помещения под офис: по средним коммерческим расценкам, по установленным правительством, за сколько лет оценивать данную сумму арендной платы? Если предприятие создается на определенный срок, то это облегчает данную задачу, а если предприятие создано на неопределенный срок -тогда каждый раз придется переоценивать данный вклад, и, соответственно, вносить изменения в учредительные документы, что никому делать особо не хочется. Зачем же в таком случае усложнять себе жизнь, ведь закон не запрещает проводить оценку "с потолка".
Экспертная оценка нужна особенно для хозяйственных обществ, где завышение стоимости объекта заведомо ухудшает положение возможных кредиторов. Допустимо также установление законом обязательного внешнего аудита для любых неденежных объектов, выступающих в качестве вкладов, стоимость которых превышает определенный лимит, предусмотренный законом.
Для привлечения дополнительных капиталов общества и товарищества вправе выпускать ценные бумаги, но не любые. Акции в соответствии с п. 7 ст. 66 ГК РФ могут выпускать только акционерные общества, также для обществ установлены ограничения в отношении размера эмиссии облигаций. Товарищества и общества с ограниченной ответственностью не вправе выпускать акции.
§ 4. Участники хозяйственных товариществ и обществ, их права и обязанности
Участниками хозяйственных товариществ и обществ могут быть как физические, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях. Однако для товариществ существует определенное ограничение - их участниками могут быть только предприниматели (кроме вкладчиков в товариществе на вере). Для участников хозяйственных обществ такое ограничение ГК РФ не установлено.
ГК РФ разрешил теперь создание хозяйственных обществ (но не товариществ), где учредителем и участником является одно лицо, то есть такое общество может быть создано одним лицом либо может иметь только одного участника. Такие "компании одного лица" достаточно распространены с развитой рыночной экономикой.
ГК РФ устанавливает некоторые ограничения в отношении состава участников хозяйственных обществ и членов-вкладчиков в товариществах на вере (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Государственные органы и органы местного самоуправления могут быть лишь участниками только в тех случаях, когда это прямо разрешено им законом (например, фонды государственного или муниципального имущества). В иных случаях их участие даже и в хозяйственных обществах запрещено, ибо они могут использовать для этой цели только имущество соответствующего государственного или муниципального образования, в том числе средства налогоплательщиков, а не свои собственные1.
Финансируемые собственником учреждения как некоммерческие организации не могут участвовать в хозяйственных товариществах, а участие в хозяйственных обществах для них возможно только с прямого разрешения собственника. Это прежде всего связано с особенностями правового режима их имущества. Права таких юридических лиц на данное имуще-
1 Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. - М.: СПАРК, 1995. С. 136.
ство достаточно узки (ст.ст. 296 - 298 ГК РФ). Однако если данные юридические лица, осуществляя хозяйственную деятельность, разрешенную им собственником в учредительных документах, приобретают за счет ее имущество, то уже на него у них появляется более широкое вещное право (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Такого рода имущество, доходы данные юридические лица учитывают на отдельном балансе и распоряжаются ими самостоятельно, в том числе внося их в качестве вклада в имущество хозяйственных обществ.
Только закон может установить определенные ограничения для участия в обществах и товариществах лиц отдельной категории. Так, не могут быть участниками хозяйственных товариществ предприниматели-индивидуалы, объявленные банкротами, ибо с этого момента утрачивает силу их государственная регистрация в качестве предпринимателя (п. 1 ст. 25 ГК РФ). Законодательство о борьбе с коррупцией установило запрет на участие должностных лиц государственных органов одновременно и в государственных органах, и в коммерческих структурах. Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 4 апреля 1992г. "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"1 служащим государственного аппарата запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, что исключает соответственно их участие в роли полных товарищей, а также самостоятельно или через своих представителей участвовать в управлении товариществами и обществами. Однако они могут владеть акциями открытых акционерных обществ, так как они могут принадлежать любым категориям граждан.
ГК РФ исключает возможность для "компаний одного лица" быть участником другой "компании одного лица".
Антимонопольное законодательство может предусматривать определенные ограничения на участие хозяйственных товариществ и обществ друг в друге.
ГК РФ установлен минимум прав для участников хозяйственных товариществ и обществ:
- право на участие управления делами этих коммерче-
1 Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст. 923.
ских организации, которое отсутствует у членов-вкладчиков товарищества на вере и у акционеров, обладающих привилегированными акциями (по общему правилу);
- право на получение информации о деятельности юридического лица, включая право на ознакомление с указанной в законе документацией;
- право на участие в распределении прибыли;
- право на ликвидационную квоту.
Данный перечень может быть расширен либо специальным законом, либо учредительными документами конкретных товариществ или обществ, но сужать они его не могут.
Конечно, у участников хозяйственных товариществ или обществ должны быть и обязанности. К ним относятся:
- обязанность по внесению взноса в уставный (складочный) капитал;
- обязанность по неразглашению конфиденциальной информации о деятельности товарищества или общества. В учредительных документах хозяйственных товариществ или обществ для их участников могут быть предусмотрены и другие обязанности, например по внесению дополнительных имущественных взносов, но воздержанию от аналогичной деятельности и другие.
Перечисленные в ст. 67 ГК РФ права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ общие для всех этих организационно-правовых форм. Некоторые из них предполагают наличие и иных прав и обязанностей, прямо предусмотренных законом и подлежащих отражению в учредительных документах (например, по отчуждению своей доли или ее части и так далее)1.
§ 5. Общие положения о реорганизации хозяйственных товариществ и обществ
Реорганизация означает исчезновение ранее действовав-
1 Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. - М.: СПАРК, 1995. С. 137.
шего хозяйственного субъекта без прекращения его предпринимательской деятельности. В отличие от ликвидации предприятия его реорганизация предполагает дальнейшее существование хозяйственных и имущественных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов, производственно-технологических структур либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном виде. От реорганизации следует отличать изменение юридическим лицом предмета и цели деятельности, что может осуществляться собственником (учредителем) предприятия в рамках данного юридического лица. Не считается реорганизацией участие предприятия в различных объединениях юридических лиц.
Если проанализировать ст. 57 ГК РФ, то можно убедиться в том, что реорганизация может быть добровольной, когда ее инициатором являются либо собственник (учредитель) хозяйственного товарищества или общества, либо иные лица, уполномоченные собственником (учредителем) или отдельными законодательными актами; либо принудительной — в случаях, установленных законом, которая осуществляется по инициативе судебного органа, либо уполномоченного государственного органа. В данном случае реорганизация осуществляется только в двух формах — разделения и выделения. Данные органы принимают решение о реорганизации и обязательное для исполнения органом юридического лица, уполномоченного на его реорганизацию учредительными документами, учредителей или органа ими уполномоченного. Такое решение подлежит исполнению ими в установленный им срок, но не менее чем 6 месяцев (ст. 19 Закона РФ от 22 марта 1991 г. в редакции от 25 мая 1995 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"1). Если по истечении данного срока предприятие не будет реорганизовано, то орган, принявший решение о реорганизации, обращается в арбитражный суд с иском, по которому арбитражный суд назначает внешнего управляющего для данно-
Все об акционерных обществах России. — М.: Экономика и финансы, 1996. С. 371.
го юридического лица на период внешнего управления им. Внешнего управляющего следует отличать от конкурсного, который действует в случае принудительной ликвидации юридического лица. Конечно, внешний управляющий должен иметь экономическое или юридическое образование, опыт хозяйственной работы, не иметь судимости и т.д. Также он обязан предоставить свою декларацию о доходах. И тем более он ни в коем случае не должен быть ни должником, ни кредитором реорганизуемого юридического лица. Он управляет всеми делами юридического лица и может даже отстранить руководителя данного юридического лица от его обязанностей и сам встать на его место. Он увольняет, принимает на работу работников, организует работу по составлению разделительного баланса юридического лица и тому подобное. Он совершает также все действия указанные в п. 2 ст. 57 ГК РФ.
К случаям, когда при реорганизации в соответствии с п. 3 ст. 57 ГК РФ для слияния, присоединения или преобразования требуется согласие уполномоченного государственного органа, относятся:
- необходимость получения согласия ГКАП или его территориальных органов в целях предупреждения доминирующего положения юридического лица на том или ином рынке (ст. 17 Закона РФ от 22 марта 1991 г. в редакции от 25 мая 1995 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках");
- для преобразования юридического лица в процессе приватизации требуется согласие Госкомимущества и его органов на местах и другие случаи, установленные законами.
При реорганизации юридического лица происходит правопреемство — переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому или к другим лицам. Правопреемство бывает только при реорганизации, а при ликвидации юридического лица его нет.
Различают правопреемство:
- полное - когда переходят все права и обязанности;
- частичное - когда переходит их определенная часть;
- собирательное — когда переходят права и обязанности
от нескольких реорганизованных юридических лиц;
— директивное — от реорганизованного юридического лица переходят права и обязанности, которые прямо указаны в решении о реорганизации юридического лица.

стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>