<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Для того, чтобы обеспечить своему бизнесу процветание, необходимо обладать истинным желанием добиться своей цели, доходящим, как это имеет место в США и других странах, до уровня жизненной необходимости. Вы также должны быть готовы идти на риск - но лишь умеренный риск, который вы в состоянии преодолеть. Энергия и энтузиазм должны сочетаться с сильным чувством реальности при оценке положения бизнеса на рынке и его потенциала. Всеми преуспевающими компаниями руководят люди, которые
понимают законы рынка. Инженер с техническим образованием, имеющий удачную производственную идею, однако сам стремящийся лишь к тому, чтобы изготавливать и совершенствовать прототипы, и не интересующийся вопросами изучения и формирования спроса, анализа рынка и конъюнктуры на нем, способами продажи, не сможет найти инвестора, желающего его субсидировать, пока не объединится с другими людьми, обладающими теми качествами, которых лично ему не хватает. Бизнес-план используется: Персоналом управления фирмой:
* для определения круга проблем, с которыми встретится предприятие при реализации своих намечаемых целей;
* оценки финансового положения и конкурентоспособности предприятия на существующем и новом рынке товаров и услуг;
* выработки концепции и стратегии деятельности предприятия в условиях конкурентной борьбы с другими производителями таких же товаров и сходных услуг; * формулировки и обеспечения путей решения этих проблем. Потенциальным инвестором и партнером: * для оценки экономической эффективности намечаемых фирмой бизнес-проектов, реальности получения желаемой прибыли; * возврата кредиторам вложенных в этот проект средств. Данное практическое пособие поможет Вам профессионально решать большинство вопросов, встречающихся на тернистом и противоречивом пути делового планирования.
Соавторами отдельных разделов книги являются; аспиранты - Парщагин Д. Ю. (гл. II); Муртузалиева С. Ю. (гл. 1); Касаткин Д. А. (гл. V).
Авторы книги выражают искреннюю благодарность руководителям фирм, менеджерам и предпринимателям, которые любезно предоставили возможность опубликования разработанных с их участием реальных бизнес-планов.
Мы предлагаем участвовать на конкурсной основе руководителям, бизнесменам и коммерсантам России, стран СНГ и зарубежных стран в опубликовании реальных бизнес-планов в последующих выпусках сборника различных видов бизнеса. Надеемся, что это послужит эффективной формой их продвижения на рынок интеллектуальной собственности.
Предложения направлять по адресу: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект 29, к. 201, кафедра Международных экономических отношений.
Тел. (835) 42-38-46, 44-94-57, профессору Попову Вадиму Михайловичу.
В добрый путь!
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-ПЛАН
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-ПЛАН 1.1. Место бизнес-плана в бизнес-проекте. 1.2. Советы предпринимателям. 1.3. Об особенностях подходов-к бизнесу в России и за рубежом. 1.4. Требования к бизнес-плану и его макет.
1.1. Место бизнес-плана в бизнес-проекте
На данном этапе прединвестиционной фазы проведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Выполнен большой объем работ, связанный с разработкой концепции и ее структуризацией, осуществлен предпроектный анализ. Теперь возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволит предпринимателю не только принять обоснованнное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. В этих целях составляется бизнес-план, являющийся главным документом для кредиторов и основным инструментом для предпринимателя. От правильности составления этого документа зависит - получит ли проект одобрение и какова его жизнеспособность. Составление бизнес-плана заставляет вновь вернуться к вопросам: "Так ли уж хороша идея? На кого рассчитан новый продукт (услуга)" Найдет ли этот продукт (услуга) своего покупателя" С кем придется конкурировать?".
Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-плана является центральной фазой в деловом планировании. Главным содержанием этой фазы является разработка основных компонентов бизнес-проекта и подготовка его к реализации. Основное содержание этого этапа включает в себя следующие моменты:
- развитие концепции и дальнейшая разработка основного содержания бизнес-проекта (ресурсы-ограничения-результат);
- установление деловых контактов и углубление изучения целей частников;
- структурное планирование (определение рисков и бюджета, календарные планы);
- организация и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями; - получение одобрения на продолжение работ. Для локальных, чаще всего инновационных бизнес-проек-
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-ПЛАН
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-ПЛАН
тов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации — это начальный этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестиционной фазе делового планирования.
Бизнес - план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консал-динговой организацией. Если у менеджера возникла идея освоить изготовление нового продукта, оказать новую услугу или просто новый метод организации и управления производством (любая инновация), он предлагает свою идею для бизнес-плана. Если он собирается реализовать свою концепцию самостоятельно (как самостоятельный предприниматель или на основании собственной ответственности), он создает свой бизнес-план. Для разработки стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план.
При подготовке бизнес-плана необходимо прежде всего решить для себя: какую цель (или цели) Вы преследуете этой разработкой, постараться сформулировать эту цель в письменном виде. Цели разработки могут быть различными, например;
- уяснить самому степень реальности достижения обозначенных результатов в завершенном проекте или техническом решении;
- убедить коллег в реальности достижения определенных качественных или количественных показателей предлагаемой программы или проекта;
•- подготовить общественное мнение к проведению акционирования предприятия по предлагаемой схеме, которую автор считает оптимальной;
- доказать определенному кругу лиц целесообразность перестройки работы и организации существующей или создания новой фирмы;
- для привлечения внимания и усиления заинтересованности потенциального инвестора и так далее.
Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукт для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти фирмы постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг) и формируют их в виде локальных бизнес - планов.
фирмы, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, перехода на новые поколения изделий и т.д.
Если фирма, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов, нс имеет достаточно собственных мощностей для их производства, то она может пойти либо путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска партнеров, которым она передает изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов и также разрабатывает соответствующий бизнес - план. Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньших средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяют требования к будущему производству.
Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании товарищества. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какаяячасть прибыли остается в деле для накопления, а какая распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес - план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно -производственной структуры фирмы, в частности, для обоснования уровня централизации и ответственности.
Следует отметить, что бизнес - план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовать совместное планирование развития групп фирм, связанных с кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов. В этом случае может иметь место встречный процесс. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развитияяпроизводства у фирм -партнеров, изготавливающих в порядке, кооперирования узлы, детали, являющиеся частями технологического процесса. Либо обоснование изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее повышение его ресурсов, определяет необходимость соответствующего изменения операций по производству финального (конечного) продукта, В любом случае фирмы - участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.
Наиболее активно бизнес - план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсирских вложений и т.д.
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-ПЛАН
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-ПЛАН
Помогает бизнес - план крупным предпринимателям и фирмам, которые собираются расширить дело, купив акции существующей фирмы или организовав новую организационно - производственную структуру.
Многие инвесторы любят читать одно- или двухстраничное краткое содержание бизнес - плана, что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ носит название бизнес-предложение. Он используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, при приглашении ключчвых сотрудников, при подписании контрактов с персоналом фирмы.
Бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.
Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени заинтересованности своего участия в нем.
Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана определяются спецификой и областью ее деятельности.
Бизнес-план должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Особое внимание следует уделить резюме. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над документом, но помещается он обычно в его начале. Резюме - это часть плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой "визитную карточку" дела.
Как часто должен составляться бизнес-план? Бианес-план предприятия составляется, как правило, на несколько лет вперед и пересматривается по мере необходимости, но не реже чем раз в год. Возможно, первоначальный план придется пересматривать основательно. По мере накопления опыта облегчается не только процесс собственного планирования, но и корректировка плана. Параллельно могут разрабатываться локальные бизнес-планы внутри родительской организации.
В зависимости от конкретной поставленной цели (или ряда целей) необходимо тщательно продумать концепцию бизнес-плана, его логическое развитие, всю идеологию построения своего предложения, проекта, программы.
Автор должен думать, представлять себе круг слушателей (которым адресован этот бизнес-план), представлять себе их реакцию, вопросы, выступления; мысленно им отвечать на вопросы и аплодировать их выступлениям; на какое-то время
мысленно меняться с ними местами и стараться объективно оценить свои ответы; автор должен быть одновременно (в своих мыслях) и докладчиком, и аудиторией и все возможное время думать над поставленной задачей, опровергая собственные доводы или убеждаясь в их справедливости,
Это состояние очень точно и кратко сформулировал известный литературный классик "обдумывая, обдумывай и обдумывай, потом ничего не стоит будет написать: а написанное необдуманно само ничего не стоит".
В таких изнуряющих самособсседованиях, мозговом штурме, автоанализе, самокритике постепенно все более четко выявляется сложность проблемы, сильные и слабые стороны предложенного решения, возможные направления или пути совершенствования, постепенно появляются критерии типизации и классификации, а значит, и средства решения, четко ориентированные на проведенную классификацию. В результате структуируется определенная система взглядов, методов, способов, доводов и тому подобное. Затем обязательно прочтите советы российскому предпринимателю (раздел 1.2.).
Как только достигнуто состояние информационной наполненности на заданную тему по перечисленным выше показателям, тогда можно переходить в своей работе к разработке бизнес-плана.

1.3. Об особенностях подходов к бизнесу в России и за рубежом
Российская специфика. Многие бизнесмены, проштудировавшие не одну зарубежную книгу по разработке бизнес-планов и смело следовавшие изложенным в них советам и рекомендациям, столкнулись с неуказанными в них, да и неизвестными на Западе трудностями. В отличие от западных стран деловое планирование в России имеет ряя особенностей, Это объясняется тем, что специальная литература, в которой рассматриваются различные методические вопросы разработки бизнес-проектов, бизнес-планов и бизнес-справок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес-планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыы разработки вопросов бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, зачастую не позволяют им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны.
Российское законодательство в настоящее время нс закрепляет обязательность разработки бизнес-планов. Он является новым документом для большинства российских предприятий. Даже в настоящее время широко распространена позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана и предполагающая в качестве
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-ПЛАН
альтернативы краткое технико-экономиччское обоснование, Считается, что отсутствие проработанного бизнес-плана может быть компенсировано знанием "глубин" отечественного бизнеса и интуицией.
В современных условиях такая позиция не может являться достаточной для получения или выделения инвестиций под конкретные проекты. Условия нарождающегося рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. К сожалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда труднопредсказуемых факторов. К ним можно отнести уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей (например: общая инфляция, инфляция на заработную плату, на основные фонды и т.д., плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статических данных),
Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что даже в условиях переходного периода составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь, подвергающаяся сильным децентрализованным воздействиям.
Возникает вопрос о преемственности применяемой ранее системы долгосрочного (стратегического), среднесрочного и текущего планирования, методологии технико-экономических обоснований и техпромфинпланов, с одной стороны, и методологии делового планирования, с другой. Авторам этой книги представляется, что такая преемственность не только возможна, но и крайне необходима. Механизм делового планирования как и прежде включает в себя теорию, методологию и практику, охватывающие все ранее названные особенности российского экономического климата. Изменились ориентиры, методы и инструменты в их движении. Деловое планирование призвано объединить в себя все этапы реализации предпринимательского проекта от идеи до воплощения в жизнь. На примере крупного проекта деловое планирование включает в себя: выбор возможных проектов реализации идей; выявление наиболее реального проекта и оценка на его осуществимость на основе предварительного технико-экономического обоснования; разработку детализированного бизнес-плана; обеспечение реализации бизнес-плана; оценку фактической эффективности внедрения;



<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ