<< Предыдущая

стр. 2
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Деятельность арбитражных судов по рассмотрению и разрешению хозяйственных
споров носит строго упорядоченный правовой характер. Подобно деятельности общих
судов, она осуществляется в определенной процессуальной форме, т.е. в опреде-
ленном, установленном законом, процессуальном порядке.
Этот порядок характеризуется следующими качественными особенностями:
1) закон детально и во многом исчерпывающим образом определяет процессуаль-
ную деятельность как суда, так и других участников процесса. Как правило, в ар-
битражном процессе возможны только такие действия, которые предусмотрены или
допустимы законом;
2) постановленное по делу решение должно основываться только на фактах, до-
казанных и установленных судом предусмотренными законом способами и средствами;
3) все производство по деду должно осуществляться на основе состязательно-
сти и равноправия сторон.
Каждое дело должно рассматриваться с обязательным извещением участвующих в
деле лиц о времени и месте его рассмотрения и созданием всех условий для того,
чтобы они могли использовать все возможности для защиты своих законных прав и
интересов.
Процессуальная форма производства в арбитражном суде обеспечивает необходи-
мые гарантии для законного и обоснованного разрешения хозяйственного спора.
Вопрос об отраслевой принадлежности норм, определяющих организацию и поря-
док деятельности арбитражных судов, на протяжении многих лет был дискуссионным.
Нет единства мнений по данному вопросу и сегодня, хотя многие из предлагаемых
решений после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года утратили зна-
чение, оказались несостоятельными.
В настоящее время достаточно четко определились два основных направления в
решении данного вопроса. Одни авторы нормы, определяющие порядок деятельности
арбитражных судов, относят к гражданскому процессу [* См., например: Абова Т.В.
Арбитражный процесс в СССР. М., 1985. С. 41; Гражданский процесс. М., 1993. С.
14]; другие, напротив, говорят о самостоятельном месте арбитражного процесса в
структуре права [* См.: Арбитражный процесс. М., 1994. С. 18-21; Яковлев В.Ф.
Договор - главный регулятор в сфере экономики // Сов. юстиция. 1993. № 19. С.
4-6].
Представляется правильной позиция тех авторов, которые считают неоснова-
тельным включение арбитражного законодательства в состав гражданского процессу-
ального права и рассматривают арбитражный процесс как самостоятельную процессу-
альную систему. В пользу этого говорят следующие соображения.
Конечно, арбитражный суд имеет много общего с судами общей юрисдикции. По
Конституции, они составляют две самостоятельные ветви судебной власти. У того и
другого суда общая функция - осуществление правосудия, они призваны решать во
многом общие задачи; сходным образом определяется процессуальное положение как
самого суда, так и всех остальных участников процесса и т.п.
Однако наличие ряда общих институтов, как и значительное сходство в самом
порядке рассмотрения дел, не устраняет глубоких различай между арбитражным су-
дом и судом общей юрисдикции.
Как показывает анализ действующего законодательства, арбитражный суд суще-
ственно отличается от судов общей юрисдикции по организационному построению в
сфере деятельности и компетенции, порядку, формам деятельности и в ряде других
отношений.
1. Арбитражные суды, как и суды общей юрисдикции, имеют свою замкнутую сис-
тему нормативных актов, детально регламентирующих их организацию и структуру,
компетенцию и порядок деятельности.
2. В соответствии с данным законодательством арбитражный суд, как и две
других ветви судебной власти (Конституционный Суд и суды общей юрисдикции), за-
нимает особое положение в ряду властных государственных структур Российской Фе-
дерации. Он полностью самостоятелен, независим и не подотчетен в своей деятель-
ности другим ветвям власти.
3. Подобно общим судам и наряду с ними арбитражный суд выполняет важную го-
сударственную функцию - осуществляет правосудие. Однако в отличие от общих су-
дов действует в особой сфере отношений - в области хозяйственных и связанных с
ними управленческих правоотношений, возникающих между государственными и иными
организациями, гражданами-предпринимателями в процессе осуществления ими пред-
принимательской деятельности [* Как разъяснено в постановлении № 12/12 Пленума
Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос-
сийской Федерации от 18 августа 1992 г., под предпринимательской деятельностью
следует понимать инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объе-
динений, направленную на получение прибыли или иных доходов, осуществляемую на
свой риск и под свою имущественную ответственность // Вестник Высшего Арбитраж-
ного Суда Российской Федерации. 1992. № 1. С. 84] и иной экономической деятель-
ности.
4. Предметом рассмотрения арбитражных судов являются хозяйственные споры,
имеющие определенную специфику.
По характеру, содержанию, субъектному составу эти споры значительно отлича-
ются от дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства.
В зависимости от особенности предмета рассмотрения различаются четыре кате-
гории или вида хозяйственных споров: 1) преддоговорные, 2) об изменении или
расторжении договоров; 3) возникающие при исполнении договоров и по другим ос-
нованиям; 4) возникающие в сфере управления.
Каждая из названных категорий споров представляет собой довольно сложное
многогранное явление. Хозяйственный спор, как правило, не локализируется рамка-
ми спорных правоотношений, в нем сталкиваются интересы не только участников
данного правоотношения, но и других субъектов, в той или иной мере связанных с
участниками спора.
При разрешении преддоговорных споров, споров об изменении или расторжении
договоров арбитражный суд в определенной степени формирует направление и содер-
жание производственно-хозяйственной деятельности не только спорящих организа-
ций, но и многих связанных с ними предприятий. В процессе по каждому такому де-
лу приходится рассматривать не только чисто правовые вопросы, но и вникать во
многие технические, финансово- экономические, производственные проблемы, при-
влекать весьма обширный специальный нормативный материал.
Все это требует высокой процессуальной подготовки, глубокого знания эконо-

мических законов, потребностей различных отраслей производства, их производст-
венных возможностей. Эти обстоятельства, на наш взгляд, и явились главной при-
чиной для создания в Российской Федерации и других странах СНГ, наряду с общими
судами, параллельно действующих систем органов правосудия - арбитражных
(хозяйственных) судов. Они же предопределили и многие особенности порядка раз-
решения споров в арбитражном суде.
Арбитражный процесс строится на принципах, количественный состав которых,

как и содержание многих из них, мало чем отличается от системы принципов граж-
данского судопроизводства. Однако некоторые из этих принципов действуют в ар-
битражном процессе несколько иначе, чем в судах общей юрисдикции (см. гл. 3).
Деятельность арбитражного суда по сравнению с гражданским судопроизводством
значительно меньше формализована. В Арбитражном процессуальном кодексе нет
норм, детально регламентирующих порядок ведения заседания, исследование доказа-
тельств и т.п. Решение этих и многих других процессуальных вопросов передается
на усмотрение суда.
В арбитражном процессе суд занимает более пассивное положение в вопросах
формирования доказательственного материала, необходимого для разрешения посту-
пившего дела. В арбитражном законодательстве нет нормы, аналогичной ст. 14 ГПК.
Несколько иначе, чем в гражданском судопроизводстве, разрешается здесь и
вопрос о распределении между сторонами обязанностей по доказыванию фактов,
обосновывающих их требования и возражения (ст. 53 АПК). Наконец, коренным обра-
зом отличается и вся система проверки правильности выносимых арбитражными суда-
ми судебных актов.
Апелляционная инстанция при рассмотрении жалобы (протеста) пользуется всеми
правами, предоставленными арбитражному суду при разрешении споров
(см. гл.гл. 11-13).
Таким образом, сравнительный анализ арбитражного и гражданского процессу-
ального законодательства обнаруживает такие особенности в организации и порядке
деятельности арбитражных судов, которые исключают возможность объединения того
и другого законодательства в рамках одной отрасли права, рассмотрения арбитраж-
ного процесса в качестве органической части гражданского судопроизводства.

§ 2. Задачи и функции арбитражных судов

Правильно понять сущность и основное назначение любого государственного ор-
гана, его положение в системе властных государственных структур можно только
после ознакомления с задачами и основными направлениями деятельности данного
органа, его функциями.
Основные задачи арбитражного суда предельно четко сформулированы в ст. 5
Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах
в Российской Федерации» [* См.: Собрание законодательства Российской Федерации.
1995. № 18. Ст. 1589]: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных инте-
ресов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предприниматель-
ской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и пре-
дупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Указанные задачи арбитражные суды выполняют прежде всего в процессе разре-
шения многочисленных хозяйственных споров. По данным статистики, арбитражными
судами ежегодно рассматривается множество различного рода дел.
По-прежнему весьма значительным остается число споров, связанных с ненадле-
жащим исполнением обязательств, задержкой в оплате поставленной продукции или
выполненных работ, споров, связанных с собственностью и ее защитой, с охраной
окружающей среды. Увеличивается число споров, связанных с кредитными и страхо-
выми договорами, с банкротством.
В условиях многообразия и сложности хозяйственных отношений между различны-
ми предприятиями и организациями невыполнение или ненадлежащее выполнение дого-
вора одним из них, как правило, неизбежно ведет к неблагоприятным последствиям
для десятков и сотен других предприятий.
Правильно и оперативно разрешая такие споры, своевременно выявляя условия и
причины, их порождающие, и принимая меры к их быстрейшему устранению, арбитраж-
ные суды обеспечивают точное неукоснительное исполнение участниками многочис-
ленных хозяйственных отношений своих прав и обязанностей, защищают права не
только конкретных организаций и граждан-предпринимателей, являющихся стороной в
споре, но и имущественные интересы многих связанных с ними лиц и организаций.
Не менее важно и то обстоятельство, что своевременное и правильное разрешение
таких споров создает обстановку стабильности в области имущественных отношений,
способствует упрочению правопорядка в сфере предпринимательской и иной экономи-
ческой деятельности.
Сегодня, в условиях отказа от административно-командных методов управления
народным хозяйством и перехода к рыночной экономике, от централизованного пла-
нового распределения производимой продукции и централизованно регулируемых цен,
договор становится главным регулятором отношений в сфере экономики.
Для многочисленных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транс-
порта, других хозяйствующих субъектов большое значение имеют правильная органи-
зация материально-технического обеспечения их сырьем, материалами, оборудовани-
ем и точное выполнение всеми предприятиями принятых на себя обязательств по до-
говорам, которые должны быть своевременно заключены.
Разрешая споры об изменении или расторжении различных договоров, возникаю-
щие при их заключении, арбитражные суды способствуют созданию таких экономиче-
ских отношений, где в полной мере могли бы проявляться инициатива и предприим-
чивость, был бы достигнут баланс интересов конкретных предпринимателей с эконо-
мическими интересами общества в целом. Арбитражный суд становится основным га-
рантом утверждения законности в сфере хозяйственных (экономических) отношений.
Весьма важное значение в современных условиях приобретают и другие направ-
ления в работе арбитражных судов. В настоящее время эти органы полностью осво-
бождены от выполнения не свойственных судам функций контрольно-управленческого
характера, издания нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность.
Но, как и прежде, они ведут большую, многоплановую работу по предупреждению на-
рушений законности в хозяйственной деятельности, участвуют в совершенствовании
хозяйственных отношений, содействуют развитию в народном хозяйстве рыночных от-
ношений, становлении механизмов экономической конкуренции и саморегулирования.
Этим цепям служат прежде всего быстрое и оперативное восстановление нару-
шенного права, неуклонное применение установленных законодательством или дого-
вором мер имущественной ответственности за нарушение договорных обязательств.
Взысканием санкций не только возмещаются потери в имущественной сфере, но и
обеспечивается реализация превентивной (воспитательной) функции права.
Весьма широко используются арбитражными судами и такие формы превентивной
работы, как направление частных определений о выявленных фактах нарушения за-
конности и других недостатков в деятельности предприятий (организаций), рас-
смотрение споров, имеющих важное общественное значение, непосредственно на
предприятиях, в организациях и др.
Рассмотрение дела на предприятии позволяет арбитражному суду глубже разо-
браться в сущности сложившихся между сторонами отношений, наиболее полно вы-
явить причины и условия, порождающие нарушения, другие недостатки, лучше опре-
делить практические меры, которые необходимо принять для устранения и предупре-
ждения этих недостатков и правонарушений.
В последнее время большое внимание уделяется активизации пропаганды хозяй-
ственного законодательства, положительному опыту работы арбитражных судов. На-
пример, в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» публикуются
комментарии хозяйственного и арбитражного законодательства, обзоры арбитражной
практики, постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по кон-
кретным делам и т.п.
Быстрая и действенная защита гарантированных прав и свобод требует безуко-
ризненной, точной работы судов, строжайшего и единообразного соблюдения всех
подлежащих применению норм права на всех этапах судопроизводства. При выполне-
нии данной задачи особенно велика роль руководящих разъяснений Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации по различным категориям дел, постановле-
ний Президиума по конкретным делам, а также обзорных писем, составляемых на ос-
нове обобщения практики рассмотрения различных споров.
Арбитражными судами проводится значительная работа по обеспечению соблюде-
ния законности при разрешении споров в третейских судах. Временное положение о
третейском суде для разрешения экономических споров [* Утверждено постановлени-
ем Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. // Ведомости Съез-
да народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Феде-
рации. 1992. № 30. Ст. 1790] устанавливает определенные отношения между третей-
скими и арбитражными судами.
В последнее время арбитражными судами рассматривается немало заявлений о
выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских
судов. Установив при рассмотрении такого заявления несоответствие принятого
третейским судом решения законодательству и обстоятельствам дела, арбитражный
суд возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение.
При невозможности рассмотрения дела в том же третейском суде исковое требование
может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной подсуд-
ностью (ст. 26 Временного положения о третейских судах).
Одной из важных задач арбитражного суда является разработка предложений по
совершенствованию правового регулирования хозяйственной деятельности. Разреше-
ние хозяйственных споров, изучение и обобщение практики их рассмотрения нагляд-
но выявляют пробелы и недостатки в правовом регулировании хозяйственной дея-
тельности, дают возможность разработать обоснованные рекомендации по ее совер-
шенствованию.
В этих условиях закрепление за арбитражными судами права законодательной
инициативы позволяет обеспечивать своевременную разработку и принятие соответ-
ствующими органами власти необходимых нормативных актов как в области матери-
ального права, так и в сфере судопроизводства. На основе изучения и обобщения
практики применения законодательства при разрешении хозяйственных споров арбит-
ражные суды разрабатывают и в установленном порядке вносят предложения по усо-
вершенствованию правового регулирования хозяйственной деятельности.
В деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации особое значе-
ние приобретают функция руководства всеми арбитражными судами, обеспечение
единства арбитражной практики. Характер и содержание выполняемых в настоящее
время арбитражными судами задач и функций свидетельствуют об их исключительно
важной роли в механизме управления экономикой страны. Арбитражный суд является
важным правоохранительным органом, обеспечивающим путем всемерного использова-
ния правовых средств защиту прав и интересов отдельных организаций, граждан-
предпринимателей и правовой порядок хозяйственной деятельности.

§ 3. Источники арбитражного процессуального законодательства

Юридической основой норм, непосредственно регулирующих организацию и поря-
док деятельности арбитражных судов, является Конституция Российской Федерации,
в которой закреплен ряд принципиальных положений, имеющих основополагающее зна-
чение как для гражданского судопроизводства, так и для арбитражного процесса.
Основной Закон страны четко определяет, кем осуществляется судебная власть, по-
рядок образования органов, осуществляющих судебную власть, их положение в сис-
теме властных государственных структур Российской Федерации, основные принципы
правосудия.
В соответствии с Конституцией законодательство об арбитражных судах нахо-
дится в ведения Российской Федерации.
Основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и по-
рядок деятельности арбитражных судов, являются Закон «Об арбитражных судах в
Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
[* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1589;
№ 19. Ст. 1709. Далее - АПК], Закон от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Рос-
сийской Федерации» [* См.: ведомости Съезда народных депутатов Российской Феде-
рации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792].
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Феде-
рации» принят 28 апреля 1995 г. и введен в действие с 1 июля 1995 г. В нем по-
следовательно регулируются такие вопросы, как основное назначение суда и его

<< Предыдущая

стр. 2
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>