<< Предыдущая

стр. 20
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

3. Право принесения протеста в порядке надзора предоставлено: Председателю
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его заместителям, Генеральному
прокурору Российской Федерации и его заместителям (ст. 181 АПК).
Законом строго определены полномочия указанных должностных лиц по опроте-
стованию решений арбитражных судов. Так, Председатель Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации и Генеральный прокурор Российской Федерации могут принести
протест на решение и постановление любого арбитражного суда Российской Федера-
ции, за исключением постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Россий-
ской Федерации.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и
заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе опротестовывать
решения и постановления любого арбитражного суда в Российской Федерации, за ис-
ключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда Российской Федера-
ции.
4. Для принесения протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу
решение арбитражного суда нужен конкретный повод. Чаще всего - это заявление
лиц, участвующих в деле. Так, в соответствии со ст. 185 АПК эти лица обращаются
с заявлением о принесении протеста на вступившее в законную силу решение
(постановление) арбитражного суда. Заявление адресуется должностным лицам,
имеющим право принесения протеста, и может быть подано после рассмотрения дела
в апелляционной или кассационной инстанции.
Систематическое толкование ст. 185 АПК с другими нормами АПК позволяет сде-
лать вывод о том, что во всех случаях принятия решений арбитражным судом перво-
го звена, т.е. судом субъекта Российской Федерации, обращение лица, участвующе-
го в деле, с просьбой о принесении протеста возможно только после реализации
права на апелляционный или кассационный пересмотр решений. В случае истечения
сроков для подачи заявлений о таком пересмотре лицо, участвующее в деле, вправе
ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока, а
не обращаться с просьбой о принесении протеста.
Если же решение в первой инстанции принято Высшим Арбитражным Судом Россий-
ской Федерации, то лица, участвующие в деле, вправе просить о его пересмотре в
порядке надзора, поскольку ни апелляционная, ни кассационная проверка этих ре-
шений законом не предусмотрена.
Подача заявления участвующим в деле лицом не всегда влечет за собой прине-
сение протеста. Для разрешения вопроса о наличии оснований к принесению протес-
та в порядке надзора должностные лица, управомоченные на принесение протеста,
истребуют дело из соответствующего арбитражного суда. Об отсутствии оснований
для принесения протеста извещается лицо, подавшее заявление (ст. 185 АПК).
Поводом для истребования дела могут служить также публикации в средствах
массовой информации, результаты обобщения судебно-арбитражной практики и др.
5. В отличие от АПК 1992 года новый АПК Российской Федерации не устанавли-
вает сроков на опротестование в порядке надзора решений (постановлений) арбит-
ражного суда.
6. Как всякое субъективное процессуальное право, право на принесение про-
теста в порядке надзора реализуется с соблюдением установленного законом поряд-
ка.
Лица, имеющие право на опротестование постановлений арбитражного суда в по-
рядке надзора, направляют протест вместе с делом в Президиум Высшего Арбитраж-
ного Суда Российской Федерации - единственный судебно-надзорный орган в системе
арбитражных судов.
Лицам, участвующим в деле, направляются копии протеста, принесенного по их
делу (ст. 185 АПК).
Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его
до начала рассмотрения дела. Об отзыве протеста извещаются лица, участвующие в
деле (ст. 185 АПК).
В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации нет специальных
норм, определяющих содержание протеста в порядке надзора и предусматривающих
возвращение протеста. Вместе с тем многолетней практикой выработаны реквизиты
этого документа. Протест на решение арбитражного суда подается в письменной
форме с указанием органа, которому он адресован, и должен содержать наименова-
ние арбитражного суда (судов), принявшего решение, номер дела, дату принятия
решения (решений), наименование сторон и других лиц, участвующих в деле, пред-
мет спора, основания, по которым поставлен вопрос о проверке законности и обос-
нованности решения (решений) со ссылкой на законодательство и материалы дела,
требование должностного лица, подающего протест. Протест подписывается этим
должностным лицом.
Председатель и заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Россий-
ской Федерации вправе приостановить исполнение соответствующих решений
(постановлений) до окончания производства в порядке надзора (ст. 182 АПК).

§ 3. Арбитражный суд, рассматривающий дела по протестам в порядке надзора.
Порядок рассмотрения дел

1. В отличие от существовавшей до июля 1995 года сложной и многозвенной
системы арбитражных судебно-надзорных органов новый АПК предусматривает единст-
венный арбитражный суд, компетентный рассматривать дела по протестам в порядке
надзора, - Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Этот суд
рассматривает дела по протестам на решения и постановления всех арбитражных су-
дов в Российской Федерации.
2. Рассмотрение дел по протестам осуществляется в определенном порядке,
регламентированном законом (ст. 186 АПК).
Извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела не-
обязательно. Однако они могут быть вызваны в заседание Президиума для дачи объ-
яснений. В этом случае им направляются извещения о времени и месте заседания.
В случае если извещенные участвующие в деле лица явились, дело рассматрива-
ется с их участием. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не
препятствует рассмотрению дела.
В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона «Об арбитраж-
ных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Россий-
ской Федерации действует в составе Председателя, заместителей Председателя и
председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в состав Пре-
зидиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федера-
ции.
Президиум правомочен решать вопросы при налична большинства членов Прези-
диума (ст. 17 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). В заседа-
ниях Президиума вправе участвовать Генеральный прокурор Российской Федерации
(ст. 15 Закона).
Судья, участвовавший в рассмотрении данного дела по первой инстанции, либо
в апелляционном или кассационном порядке, не может участвовать в рассмотрении
дела в порядке надзора (ст. 18 АПК).
При рассмотрении протеста Президиум заслушивает доклад судьи Высшего Арбит-
ражного Суда Российской Федерации об обстоятельствах дела и доводах протеста.
Постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством го-
лосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Предсе-
дателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Члены Президиума не
вправе воздерживаться от голосования (ст. 17 Закона «Об арбитражных судах в
Российской Федерации», ст. 189 АПК). Постановление Президиума вступает в силу с
момента его принятия и не подлежит пересмотру.
Постановление направляется лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок с
момента вынесения заказным письмом с уведомлением о вручении (ст. 187 АПК).
3. Новый Арбитражный процессуальный кодекс не регламентирует содержание по-
становления, выносимого надзорной инстанцией. Законом подробно определяется
лишь содержание постановления кассационной инстанции (ст. 177 АПК). Основываясь
на указанной норме, можно по аналогии сделать вывод и об основных реквизитах
постановления надзорной инстанции. В нем должны быть указаны:
наименование арбитражного суда, рассматривавшего протест, номер дела и дата
принятия постановления, состав суда, принявшего постановление, фамилии присут-
ствовавших в судебном заседании лиц с указанием их полномочий;
наименование должностного лица, принесшего протест;
наименование арбитражного суда, рассмотревшего дело в первой и апелляцион-
ной инстанциях, и суда, рассмотревшего дело в кассационной инстанции; номер де-
ла, дата принятия решения (постановлений), фамилии судей, их принявших;
краткое изложение сущности принятых решений (постановлений);
основания, по которым поставлен вопрос о проверке законности и обоснованно-
сти решений (постановлений);
объяснения лиц, присутствовавших в заседании;
мотивы, по которым принимается постановление, со ссылкой на законодательст-
во и материалы дела;
выводы по результатам рассмотрения протеста;
действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и ар-
битражным судом при отмене решения и передаче дела на новое рассмотрение.

§ 4. Полномочия надзорной инстанции. Основания к отмене или изменению в
порядке надзора решений (постановлений), вступивших в законную силу

В соответствии со ст. 187 АПК Президиум Высшего Арбитражного Суда Россий-
ской Федерации, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
1) оставить решение, постановление арбитражного суда без изменения, а про-
тест без удовлетворения;
2) отменить решение, постановление полностью или в части и направить дело
на новое рассмотрение;
3) отменить решение, постановление полностью или в части и прекратить про-
изводство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
4) изменить или отменить решение, постановление и принять новое решение, не
передавая дело на новое рассмотрение;
5) оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановле-
ний.
Каждое из перечисленных полномочий может иметь место при наличии соответст-
вующих оснований и не должно быть избрано судом произвольно. Так, если прове-
ряемые решения, постановления законны и обоснованны, надзорная инстанция остав-
ляет их без изменения, а протест без удовлетворения.
Решение будет оставлено без изменения и в том случае, если надзорная ин-
станция обнаружит такие нарушения норм процессуального права, которые не явля-
ются существенными, т.е. если эти нарушения не привели и не могли привести к
принятию неправильного решения (см. ст. 188 АПК).
Если решение, постановление необоснованно или не соответствует законода-
тельству, то это является основанием к его отмене или изменению (ст. 188 АПК).
В зависимости от конкретной ситуации здесь возможны различные варианты. Если
решение, постановление необоснованно, т.е. неполно выяснены обстоятельства,
имеющие значение для дела; не доказаны обстоятельства, имеющие значение для де-
ла, которые арбитражный суд считает установленными, либо выводы суда, изложен-
ные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение подлежит отмене
полностью или в части, и дело должно быть передано на новое рассмотрение по су-
ществу. Если решение, постановление незаконно в силу существенного нарушения
норм процессуального права, то оно подлежит отмене, а дело должно быть направ-
лено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой, апелляционной или кассаци-
онной инстанций в зависимости от того, где был нарушен процессуальный закон.
Нарушение норм процессуального права может привести и к иным последствиям.
Если при проверке решения в порядке надзора будет установлено, что имелись ос-
нования для оставления иска без рассмотрения (ст. 87 АПК) или для прекращения
производства по делу (ст. 85 АПК), но при этом арбитражным судом первой, апел-
ляционной и кассационной инстанций процесс не был закончен без вынесения реше-
ния, надзорная инстанция отменяет решение полностью или в части и оставляет иск
без рассмотрения либо прекращает производство по делу.
Установив, что решение, постановление арбитражного суда незаконно, надзор-
ная инстанция отменяет его и, не передавая дело на новое рассмотрение, выносит
новое решение, если располагает для этого достаточными материалами.
Указания арбитражного суда, рассматривающего дело в порядке надзора, изло-
женные в постановлении об отмене решения, постановления, обязательны для арбит-
ражного суда при новом рассмотрении данного дела (ст. 190 АПК).
Однако надзорная инстанция, как и кассационная, давая такие указания ниже-
стоящим арбитражным судам, обязана исходить из принципа независимости судей и
подчинения их только закону.
В силу этого Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рас-
сматривая дело в порядке надзора, не вправе:
устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были уста-
новлены или были отвергнуты в решении, постановлении;
предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного дока-
зательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая
должна быть применена норма материального права и какое решение, постановление
должно быть принято при новом рассмотрении дела (ст. 190 АПК).

Глава 15. ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ВНОВЬ
ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

1. От проверки решений (определений) в кассационном порядке и порядке над-
зора существенно отличается пересмотр вступивших в законную силу судебных актов
по вновь открывшимся обстоятельствам. Применяется он сравнительно редко.
Данный институт представляет собой особую форму проверки правильности по-
становлений арбитражного суда, сущность которой заключается в том, что решение,
определение или постановление проверяется не с точки зрения его законности и
обоснованности по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам, а
на основе новых обстоятельств, существовавших ранее, но не известных суду при
вынесении им решения.
Отмена постановления в этих условиях не означает признание того, что в
прежних решениях по делу была допущена ошибка в применении закона или выяснении
обстоятельств дела. Поэтому для решения вопроса о пересмотре судебных актов по
вновь открывшимся обстоятельствам не требуется проверять по материалам дела
правильность применения судом закона, совершать те или иные процессуальные дей-
ствия, оценивать доказательства и т.п., что характерно при производстве дела в
кассационной или надзорной инстанциях.
Задачи суда здесь сводятся к тому, что он должен проверить определенные об-
стоятельства, которые существовали в момент разрешения судом спорного правоот-
ношения, но не были известны ни заявителю, ни самому суду при вынесении реше-
ния, несмотря на то, что последний выполнил все требования закона по установле-
нию действительных прав и взаимоотношений сторон.
В данном случае необходимость в пересмотре вступившего в законную силу су-
дебного акта возникает потому, что выявляются ранее неизвестные обстоятельства,
которые опровергают истинность фактов, положенных в основание вынесенного реше-
ния, либо проливают иной свет на обстоятельства дела, сложившиеся между сторо-
нами отношения.
2. Согласно ст. 192 АПК, основаниями для пересмотра по вновь открывшимся
обстоятельствам судебного акта могут служить:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть
известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные
показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный
перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за
собой постановление незаконного или необоснованного судебного акта;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные дей-
ствия сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или пре-
ступные деяния судей, совершенные при рассмотрении данного дела;
4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо по-
становления иного органа, послужившего основанием для вынесения данного реше-
ния, определения или постановления.
Вновь открывшиеся обстоятельства не следует отождествлять с новыми обстоя-
тельствами, возникшими после рассмотрения дела и вынесения по нему решения, ли-
бо изменившимися обстоятельствами. Как те, так и другие могут служить основани-
ем лишь для предъявления нового иска, но не для пересмотра дела по вновь от-
крывшимся обстоятельствам.
С другой стороны, необходимо четко разграничивать вновь открывшиеся обстоя-
тельства и новые доказательства, новые материалы.
Обнаруженные после принятия вступившего в законную силу судебного акта но-
вые доказательства могут свидетельствовать о том, что обстоятельства дела ис-
следованы судом неполно, что выводы, к которым пришел суд, не соответствуют
действительности. А это может служить лишь основанием для проверки правильности
данного судебного акта в кассационной инстанции или в порядке надзора.
3. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам возможен по инициативе
сторон и других лиц, участвующих в деле. С заявлением о пересмотре решения мо-
гут обращаться правопреемники сторон или третьих лиц. Осуществляется такой пе-
ресмотр судом, который вынес данный судебный акт. Заявление о пересмотре реше-
ния подается в вынесший его суд и в том случае, когда данное дело рассматрива-
лось в кассационном или надзорном порядке, но указанные инстанции оставили его
без изменения.
Объектом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть не
только решение и определение арбитражного суда и постановление его апелляцион-
ной инстанции, но и постановления кассационной коллегии или надзорной инстан-
ции. В последнем случае заявление направляется в суд, изменивший или постано-
вивший новое решение.
Согласно ст. 193 АПК, заявление о пересмотре вступившего в законную силу
судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано в арбит-
ражный суд не позднее одного месяца со дня установления обстоятельств, служащих
основанием для пересмотра таких актов.
При наличии оснований, указанных в пп. 2 и 3 ст. 192 АПК, течение срока на
подачу заявления о пересмотре решения начинается с момента вступления приговора
в законную силу. Если же основанием для пересмотра служит отмена акта, положен-
ного в основу решения, исчисление срока на подачу заявления начинается со дня
отмены данного акта.
Заявитель обязан направить другой стороне копии своего заявления и прило-

<< Предыдущая

стр. 20
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>