<< Предыдущая

стр. 22
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

указание на сумму требований, которые не могут быть удовлетворены;
сведения о форме собственности и субъекте собственности, а также о принятии
решения собственника (других уполномоченных органов) об обращении в арбитражный
суд с заявлением о банкротстве;
причины, по которым должник считает невозможным выполнить свои обязательст-
ва.
К заявлению должника прилагаются:
список его кредиторов и должников с расшифровкой их дебиторской и кредитор-
ской задолженности;
бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы;
документы, подтверждающие направление кредиторам копии заявления со всеми
приложениями к нему;
копия платежного поручения, свидетельствующая об уплате государственной по-
шлины.
В заявлении может содержаться ходатайство о проведении внешнего управления
имуществом должника или санации [* Внешнее управление имуществом должника - ре-
организационная процедура, направленная на продолжение деятельности предпри-
ятия-должника, осуществляемая на основании передач функций по управлению пред-
приятием-должником арбитражному управляющему].
Несоблюдение требований, предъявляемых к оформлению заявления, приводит к
последствиям, установленным в законе, - возвращению заявления (ст. 108 АПК).
Указанные неблагоприятные для заявителя-должника последствия не наступают в
случае отсутствия бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских до-
кументов. Пункт 5 ст. 5 Закона предусматривает иные санкции. В случае непред-
ставления должником бухгалтерского баланса в течение 15 дней со дня подачи за-
явления арбитражный суд поручает составление и представление бухгалтерского ба-
ланса независимому аудитору за счет должника. За непредставление указанных до-
кументов на руководителя предприятия-должника может быть наложен штраф в разме-
ре до 10 минимальных размеров оплаты труда, сумма которого направляется на уве-
личение конкурсной массы. Сумму, подлежащую выплате аудитору, должник вносит
вперед на депозитный счет арбитражного суда. Если должник не внесет необходимую
сумму, причитающуюся аудитору, сумма выплачивается с депозитного счета арбит-
ражного суда с последующим возмещением из имущества должника.
Обращение кредитора в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о не-
состоятельности предприятия осуществляется в соответствии с иными правилами.
Они установлены в ст. 6 Закона.
До обращения в арбитражный суд необходимо соблюсти определенный порядок
урегулирования спора. В случае невыполнения должником обязательств по оплате
товаров (работ, услуг), кроме отказа от оплаты по основаниям, предусмотренным
законодательством или договором, по истечении трех месяцев со дня наступления
сроков исполнения указанных обязательств кредитор направляет должнику заказной
почтой извещение с уведомлением о вручении. В извещении должны содержаться тре-
бования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обяза-
тельства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение
указанного срока кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбужде-
нии производства по делу о несостоятельности предприятия.
При получении уведомления о вручении извещения должнику, но не ранее уста-
новленного в нем срока, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявле-
нием о возбуждении производства по делу о несостоятельности предприятия.
Заявление кредитора представляется в письменной форме и в соответствии с
требованиями, установленными АПК. К нему должны прилагаться документы, подтвер-
ждающие требования к должнику, которые не были им удовлетворены, а также уве-
домление о вручении извещения должнику и подтверждение направления ему копии
заявления с приложениями. Заявление подлежит оплате государственной пошлиной в
размере 20 установленных законом минимальных размеров месячной оплаты труда.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении
производства по делу о несостоятельности предприятия в случае обнаружения им
признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмот-
ренных законодательными актами.
По-разному в Законе решен вопрос о возможности отзыва поданного заявления в
зависимости от того, кто является инициатором возбуждения дела. Заявления кре-
дитора и прокурора могут быть отозваны ими до возбуждения арбитражным судом
производства по делу. Заявление, поданное должником, не может быть им отозвано.
На основании заявления должника, кредитора или прокурора судья арбитражного
суда возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предпри-
ятия, о чем выносит определение, которое направляется должнику, кредитору
(кредиторам) и прокурору, а также трудовому коллективу предприятия-должника в
лице органа, подписавшего коллективный договор (ст. 8 Закона)
3. Подготовка материалов к рассмотрению дела. В целях обеспечения правиль-
ного и своевременного разрешения спора судья осуществляет в необходимых случаях

действия по подготовке материалов к рассмотрению дела. Прежде всего решается
вопрос о привлечении к участию в деле лиц, заинтересованных в его рассмотрении.
Кроме должника и кредиторов ими являются: собственник предприятия-должника, фи-
нансовый орган по месту регистрации должника, банки, осуществляющие расчетное и
кредитное обслуживание должника, трудовой коллектив предприятия-должника.
Если в заявлении содержалось ходатайство о проведении внешнего управления
имуществом должника или санации, при подготовке дела судья должен выяснить,
есть ли основания для проведения этих реорганизационных процедур. Для решения
вопроса могут быть затребованы необходимые документы, сведения и заключения.
При подготовке материалов к рассмотрению дела в заседании судья руково-
дствуется ст. 112 АПК.
4. Порядок рассмотрения дела. Арбитражный суд рассматривает дела о несо-
стоятельности (банкротстве) предприятия в составе трех судей (ст. 9 Закона,
ст. 14 АПК).
На заседание арбитражного суда приглашаются лица, участвующие в деле, в том
числе должник, собственник предприятия-должника, орган, уполномоченный управ-
лять государственным или муниципальным имуществом (в случае участия государства
или органов местного самоуправления в имуществе должника), финансовый орган по
месту регистрации должника, банк (банки), осуществляющий расчетное и кредитное
обслуживание должника, известные арбитражному суду кредиторы, а также предста-
витель трудового коллектива предприятия-должника, который избирается на общем
собрании (конференции) трудового коллектива.
Процедура рассмотрения дела несостоятельности предприятий обычна и опреде-
лена Арбитражным процессуальным кодексом (гл. 16). Однако п. 3 ст. 10 Закона
предусматривает специальное основание приостановления производства по делу о
несостоятельности предприятия - наличие ходатайства о проведении реорганизаци-
онных процедур и оснований для их проведения.
Следовательно, приостановление производства по делу может иметь место лишь
при наличии фактического состава: а) должником, собственником предприятия-
должника, кредитором должно быть подано ходатайство либо о проведении внешнего
управления имуществом должника (ст. 12 Закона), либо о проведении санации
(ст. 13 Закона); б) арбитражный суд должен убедиться в существовании оснований
для проведения названных реорганизационных процедур.
Отличие приостановления производства по делу по основаниям, предусмотренным
в Законе о несостоятельности (банкротстве) предприятий, от приостановления по
основаниям, указанным в ст.ст. 81, 82 АПК, состоит еще и в том, что обычно при
приостановлении производства арбитражный суд не совершает никаких процессуаль-
ных действий вплоть до возобновления производства. Приостановив производство по

делу о несостоятельности в связи с проведением реорганизационных процедур, ар-
битражный суд не отстраняется от дела, а контролирует ход реорганизационных
процедур, поскольку наделен Законом рядом исключительных полномочий, в частно-
сти правом назначения арбитражного управляющего, прекращения внешнего управле-
ния имуществом должника, продолжения внешнего управления, прекращения санации и
т.д.
Действия по реализации указанных полномочий носят процессуальный характер и
оформляются путем принятия соответствующих определений арбитражного суда.
Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривает также
специальные основания прекращения производства по делу. Они связаны с проведе-
нием реорганизационных процедур.
Если цели внешнего управления имуществом должника или санации достигнуты,
т.е. платежеспособность предприятия восстановлена, арбитражный суд выносит оп-
ределение о завершении внешнего управления имуществом должника либо санации и
прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия
(ч. 6 п. 11 ст. 12 и п. 12 ст. 13 Закона).
Если процесс по делу о несостоятельности развивается до логического конца,
то он завершается принятием одного из следующих решений: о признании должника
несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства; об отклонении
заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена факти-
ческая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворе-
ны.
Порядок вступления решения арбитражного суда в законную силу, его обжалова-
ния и опротестования в апелляционном, кассационном и надзорном порядке регла-
ментируется нормами Арбитражного процессуального кодекса.
5. Особенностью дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий является
и то, что с вынесением решения о признании должника несостоятельным не заверша-
ется деятельность арбитражного суда, так как этим же решением открывается кон-
курсное производство, в осуществлении которого арбитражному суду принадлежит
весьма заметная роль.
Раздел IV Закона называется «Принудительная ликвидация предприятия-должника
по решению арбитражного суда. Конкурсное производство». Целями конкурсного про-
изводства являются соразмерное удовлетворение требований кредиторов, объявление
должника свободным от долгов, охрана сторон от неправомерных действий в отноше-
нии друг друга (ст. 15 Закона).
В ст. 19 Закона определены функции арбитражного суда в конкурсном производ-
стве:
арбитражный суд открывает и закрывает конкурсное производство;
назначает конкурсного управляющего;
выносит определение об отстранении руководителя от выполнения обязанностей
по управлению предприятием-должником;
принимает решения о правомерности действий участников конкурсного производ-
ства в случаях, предусмотренных в Законе.
Заканчивается деятельность арбитражного суда вынесением им определения о
завершении конкурсного производства, на основании которого предприятие-должник
исключается из соответствующего Государственного реестра.

Глава 18. РАЗРЕШЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ ТРЕТЕЙСКИМ СУДОМ

§ 1. Задачи и место третейского суда в системе юрисдикционных органов

Основы гражданского законодательства, наряду с судом и арбитражным судом,
рассматривают третейский суд в качестве органа, призванного защищать граждан-
ские права (ст. 11 ГК Российской Федерации 1994 года). Таким образом, третей-
ское разбирательство является одной из форм защиты нарушенных или оспариваемых
прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.
Компетенция третейского суда в сфере хозяйственного оборота ограничивается
экономическими спорами, возникающими из гражданских правоотношений и подведом-
ственными арбитражным судам (ст. 23 АПК). Любой возникший или могущий возник-
нуть между предприятиями различных форм собственности, организациями, учрежде-
ниями и гражданами-предпринимателями спор, основанный на гражданско-правовых
обязательствах, соглашением сторон может быть передан на рассмотрение третей-
ского суда.
В основу формирования и деятельности третейского суда положен принцип доб-
ровольности и доверительности сторон к органу, рассматривающему их спор по су-
ществу. Его содержание выражено не только в праве сторон передать возникший или
могущий возникнуть между ними спор на разрешение третейского суда, но и в праве
участвовать в формировании третейского суда и определении порядка разрешения
спора в нем, а равно в выборе постоянно действующего третейского суда и согла-
совании процедуры рассмотрения спора, закрепленной в его регламенте (положении,
уставе).
Указанная особенность выгодно отличает третейский суд в сфере разрешения
экономических споров от системы арбитражных судов, в которых вопросы подведом-
ственности и подсудности дел арбитражным судам, порядка возбуждения и рассмот-
рения дел в императивной форме решены в действующем арбитражном процессуальном
законодательстве. Помимо этого несвязанность третейского разбирательства стро-
гими процедурными правилами создает благоприятные условия для тщательного инди-
видуального подхода к рассмотрению каждого дела, предоставляет сторонам широкие
возможности для поиска вариантов достижения взаимоприемлемого соглашения.
Неоспоримое достоинство третейского разбирательства - его оперативность,
обеспечиваемая процедурой формирования третейского суда, меньшей загруженностью
третейских судов, менее продолжительными сроками рассмотрения дела в третейском
суде и т.д. Все это при том, что хотя третейский суд и не входит в систему су-
дебной власти, являясь по сути внегосударственным образованием, исполнение его
решений гарантируется государством.
Особая процедура формирования третейского суда позволяет включить в его со-
став наряду с юристами наиболее квалифицированных специалистов - неюристов в
той или иной области хозяйственных отношений. Этим достигается максимально эф-
фективное сочетание правовых и специальных познаний, способствующее более пра-
вильному и объективному рассмотрению особо сложных гражданско-правовых споров.
Третейское разбирательство со всей определенностью можно отнести к посред-
нической форме урегулирования споров со всеми его достоинствами и преимущества-
ми. Оно привносит дух сотрудничества и конструктивизма, создает необходимые
предпосылки для сохранения на будущее существующих хозяйственных связей и т.д.
Указанные преимущества третейской формы защиты прав и интересов хозяйствую-
щих субъектов объективно обусловливают рост роли третейских судов на современ-
ном этапе. До настоящего времени практика третейского разбирательства ограничи-
валась нуждами внешнеторгового оборота, где действовали два постоянно действую-
щих третейских суда - Арбитражный суд [* В настоящее время - Международный ком-
мерческий арбитражный суд] и Морская арбитражная комиссия при Торгово-
промышленной палате Российской Федерации.
По мере реформирования экономики и создания рыночных структур возникли бла-
гоприятные условия для широкого применения третейского разбирательства в сфере
внутригражданского оборота, в частности в торговой деятельности. Так, активиза-
ция биржевой торговли привела к учреждению сети товарных бирж, в структуре ко-
торых предусматриваются арбитражные комиссии, наделенные правами постоянно дей-
ствующих третейских судов.
Правовой основой деятельности третейских судов являются Временное положение
о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное постановле-
нием Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. (далее - Времен-
ное положение) [* См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1750]. Закон «Об ар-
битражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс. Не-
которые нормы, регулирующие деятельность третейского суда, содержатся в матери-
ально-правовых актах. Например, ст. 30 Закона от 20 февраля 1992 г. «О товарных
биржах и биржевой торговле» [* См.: Ведомости Съезда народных депутатов Россий-
ской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 18. Ст. 961]
заложила основы организации и деятельности суда на товарных биржах. В отличие
от некоторых зарубежных стран в России отсутствует кодифицированное законода-
тельство, посвященное деятельности третейских судов.
Согласно ст. 2 Временного положения, в России для рассмотрения конкретного
возникшего экономического спора могут создаваться временные третейские суды (их
еще называют «ad hoc») и постоянно действующие.
Независимо от вида третейского суда необходимой предпосылкой передачи эко-
номического спора на его разрешение является наличие письменного соглашения
сторон об этом, выраженное либо в форме отдельного соглашения, либо посредством
третейской оговорки, составляющей одно из существенных условий заключенного ме-
жду сторонами гражданско-правового договора. К письменной форме соглашения о
передаче спора на разрешение третейского суда следует отнести любую иную форму,
позволяющую его зафиксировать: обмен письмами, сообщениями по телетайпу, теле-
графу или с использованием иных средств связи (ст. 3 Временного положения).
При отсутствии на этот счет специального соглашения сторон третейский суд
должен состоять из трех судей. В любом случае их число должно быть нечетным.
Общий порядок избрания судей определен в Положении. В соответствии со ст. 5
Временного положения каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных
таким образом судей избирают третьего (председателя). О назначении судьи сторо-
на уведомляет другую сторону ценным (заказным) письмом, телетайпом, телеграфом,
телефаксом и т.п., которая в течение 15 дней после получения уведомления должна
совершить аналогичные действия.
Основываясь на принципе доверительности, процедура формирования третейского
суда исключает заинтересованность его членов в разрешении спора по существу. В
частности, это заключается в правиле, согласно которому двое судей избирают
третьего. Отсутствие их согласия по поводу кандидатуры третьего судьи может

служить основанием для отказа сторон от третейского соглашения и передачи его
на рассмотрение арбитражного суда. Указанные последствия наступают и при нена-
значении в указанный срок другой стороной судьи либо при наличии иных причин,
препятствующих образованию третейского суда.
Заинтересованность третейского судьи в разрешении спора служит основанием
для досрочного прекращения его полномочий. По просьбе судьи или по соглашению
сторон его полномочия могут быть прекращены в силу других мотивов. В этом слу-
чае новый третейский судья назначается по правилам, применяемым при назначении
заменяемого судьи.

§ 2. Порядок возбуждения и рассмотрения дела в третейском суде

Процедура возбуждения и разрешения дела в третейском суде во многом предо-
пределена позицией сторон, выраженной в соглашении о третейском разбирательст-
ве. Предметом такого договора может быть заранее установленный для третейского
суда порядок рассмотрения и разрешения дела. При отсутствии на этот счет согла-

<< Предыдущая

стр. 22
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>