<< Предыдущая

стр. 23
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

шения сторон порядок рассмотрения дела устанавливается третейским судом на ос-
новании Временного положения и АПК. Некоторые нормы Временного положения должны
быть отражены в согласованной сторонами процедуре рассмотрения дела. В частно-
сти, сказанное относится к письменной форме заключения договора третейской за-
писи, нечетному количеству судей и т.д.
Суть заявленного искового требования излагается в исковом заявлении. Помимо
этого в исковом заявлении указываются его дата и номер, наименование и реквизи-
ты сторон, цена иска, обстоятельства, на которых истец основывает свои требова-
ния и доказательства, ссылки на нормы материального права, подлежащие примене-
нию, обоснованный расчет искового требования, перечень прилагаемых к исковому
заявлению документов и других доказательств.
К исковому заявлению должны быть приложены доказательства наличия третей-
ской записи, т.е. договора о передаче спора на разрешение третейского суда, и
направления копии искового заявления ответчику.
Решая вопрос о принятии искового заявления к рассмотрению, третейский суд
проверяет факт наличия соглашения о третейском разбирательстве, подведомствен-
ность спора арбитражным судам, возможность передачи спора на разрешение третей-
ского суда. Указанные обстоятельства следует рассматривать в качестве необходи-
мых условий для принятия дела к производству третейского суда.
Признание третейским судом отсутствия соглашения сторон о передаче спора на
разрешение третейского суда или недействительность такого соглашения влечет пе-
редачу спора на разрешение арбитражного суда. Недействительность договора, из
которого возник спор, находящийся на рассмотрении третейского суда, не влечет
недействительность соглашения о передаче спора третейскому суду (ст. 3 Времен-
ного положения).
Ответчик обязан подготовить и направить в согласованные сроки в третейский
суд и истцу отзыв на исковое заявление.
Место разбирательства дела определяется сторонами спора, а при отсутствии
подобного соглашения - третейским судом, который в интересах правильного и бы-
строго рассмотрения спора решает вопрос, исходя из конкретных материалов дела.
Согласно ст. 9 Временного положения, споры в третейском суде разрешаются на
началах равенства сторон с обеспечением каждой стороне в третейском разбира-
тельстве равных возможностей изложения своей позиции в защиты своих прав.
К числу таких прав в первую очередь следует отнести обеспечение участия
сторон в судебном заседании. Хотя при отсутствии на этот счет специального со-
глашения сторон Временное положение и предоставляет третейскому суду право ре-
шать вопрос о разрешении спора без участия сторон на основании представленных
документов и других доказательств, интересы сторон обеспечены рядом процессу-
альных требований, адресованных третейскому суду. В их числе требование об обя-
зательном письменном уведомлении сторон о заседании третейского суда, направле-
нии другой стороне всех документов и других доказательств, полученных от одной
из сторон, а также направлении сторонам заключений экспертизы и иных истребо-
ванных третейским судом в ходе рассмотрения дела копий документов.
Таким образом, стороны имеют возможность после ознакомления с материалами
дела представить дополнительные материалы, в письменном виде изложить дополни-
тельные суждения по заявленному исковому требованию.
Наряду с этим Временное положение предусматривает законодательные преграды
на пути неоправданного затягивания рассмотрения дела в третейском суде, допус-
кая его разбирательство при непредставлении ответчиком отзыва на исковое заяв-
ление, неявке в процесс сторон или их представителей, надлежащим образом изве-
щенных о рассмотрении дела (ст. 15). При отсутствии по этому поводу отдельного
соглашения сторон третейский суд приступает к рассмотрению дела по имеющимся в
его распоряжении материалам.
Временное положение не устанавливает порядка проведения судебного заседа-
ния. Тем не менее весь его ход должен способствовать всестороннему, полному и
объективному выяснению всех обстоятельств дела и вынесению на этом основании
обоснованных решений. Третейский суд должен стремиться к урегулированию спора
между огородами путем достижения ими взаимоприемлемого соглашения, которое
должно быть положено в основу решения третейского суда.
Если в ходе рассмотрения дела возникают обстоятельства, свидетельствующие о
невозможности рассмотрения дела в третейском суде (достижение между сторонами
соглашения о прекращении судебного разбирательства или же установление факта
неподведомственности дела третейскому суду), дело производством должно быть
прекращено, о чем выносится определение. В последующем вторичное обращение в
третейский суд по тождественному исковому требованию исключается.

§ 3. Решение третейского суда, порядок его вынесения и исполнения

Результат рассмотрения спора по существу находит отражение в решении тре-
тейского суда, которое выносится и подписывается всем составом суда. Если дело
рассматривалось третейским судом в составе трех и более человек, то решение
принимается большинством голосов. Судья, имеющий иное суждение по существу рас-
сматриваемого спора, может изложить его в письменном виде и приложить к решению
третейского суда в виде особого мнения.
Временное положение предусматривает ряд обязательных требований, предъяв-
ляемых к форме и содержанию выносимого третейским судом решения. Согласно
ст. 20 Временного положения, решение третейского суда должно быть принято в
письменной форме. Что касается его содержания, то в нем должны быть указаны:
дата принятия решения, состав третейского суда, место и время рассмотрения спо-
ра; наименование участников спора, фамилии и должности их представителей с ука-
занием полномочий, сущность спора, заявления и объяснения участвующих в рас-
смотрении спора лиц; обстоятельства дела, установленные судом; доказательства,
на основании которых принято решение; законодательство, которым суд руково-
дствовался при принятии решения; содержание принятого решения, распределение
сумм гонорара и других расходов, связанных с рассмотрением дела; срок и порядок
исполнения принятого решения.
Следовательно, решение третейского суда должно быть основано на всех об-
стоятельствах дела, имеющих юридическое значение. Мало того, указанные обстоя-
тельства должны быть с достоверностью и достаточностью подтверждены собранными
и исследованными надлежащим образом в процессе рассмотрения дела доказательст-
вами. Наконец, из указанных обстоятельств должен быть сделан правильный вывод о
существовании права. Правовой вывод суда должен основываться на нормах матери-
ального и процессуального права. При этом третейский суд должен руководство-
ваться законодательством Российской Федерации и республик, входящих в состав
Российской Федерации, межгосударственными соглашениями, международными догово-
рами. В случаях, предусмотренных законодательством или договором, третейский
суд обязан руководствоваться законодательством других государств. При вынесении
решения третейский суд исходит также из условий договора и торговых обычаев.
В резолютивной части решения третейского суда следует дать четкий ответ на
заявленное исковое требование (либо о его удовлетворении, либо отказе в удовле-
творении) с обязательным указанием на распределение расходов и порядок исполне-
ния решения. Согласно ст. 17 Временного положения, в расходы, связанные с рас-
смотрением дела третейским судом, входят: гонорар третейским судьям, третейский
сбор, суммы, подлежащие выплате переводчику, за проведение экспертизы, расходы,
связанные с командировкой судей к месту рассмотрения спора, и др.
Неясность решения третейского суда создает трудности при его исполнении,
что требует обращения стороны в третейский суд за разъяснением. Обращение может

последовать при условии предварительного уведомления об этом другой стороны в
течение 10 дней после получения решения. В такой же срок сторона, обнаружившая
в решении арифметические ошибки и опечатки, может обратиться в третейский суд
за их исправлением.
В течение 10 дней после получения просьбы стороны третейский суд вправе
внести в решение соответствующие исправления или дать разъяснение путем вынесе-
ния определения, составляющего неотъемлемую часть решения (ч. 3 ст. 22 Времен-
ного положения).
После постановления решения вынесший его третейский суд может восполнить
неполноту решения в отношении требований, которые заявлялись в ходе третейского
разбирательства, однако по тем или иным причинам не получили отражения в реше-
нии третейского суда. По заявлению одной из сторон, последовавшему в течение 10
дней по получении решения, третейский суд в десятидневный срок после получения
заявления обязан вынести дополнительное решение.
С момента вынесения решение третейского суда вступает в законную силу, при-
обретая свойства исполнимости и неопровержимости. Оно окончательно и не подле-
жит пересмотру (ревизии).
Природа третейского разбирательства предопределяет добровольный порядок ис-
полнения решений третейского суда в сроки, установленные в решении. Вместе с
тем в случае отказа должника от добровольного исполнения решения взыскатель мо-
жет прибегнуть к принудительному порядку его исполнения посредством обращения к
арбитражному суду, на территории которого находится третейский суд.
Задача арбитражного суда сводится к тому, чтобы, не пересматривая решение
третейского суда по существу, проверить соблюдение требований, предъявляемых к
процедуре третейского разбирательства. В случае нарушения таких требований ар-
битражный суд отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное ис-
полнение решения третейского суда. В частности, если: соглашение сторон о рас-
смотрении спора в третейском суде не достигнуто; состав третейского суда или
процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон о рассмотре-
нии спора в третейском суде; сторона не была надлежащим образом извещена о дне
разбирательства в третейском суде или по другим причинам не могла представить
объяснения; спор возник в сфере управления и не подлежал рассмотрению в третей-
ском суде (ст. 26 Временного положения).
Определение арбитражного суда об отказе в выдаче исполнительного листа мо-
жет быть обжаловано взыскателем.
Подобный порядок наделения решения третейского суда силой акта, исполнение
которого гарантируется государственным механизмом, представляется вполне оправ-
данным, учитывая, что третейский суд все же внегосударственное, общественное
образование. Главное состоит в том, чтобы при этом арбитражный суд не имел пол-
номочий на пересмотр дела по существу.
С учетом сказанного есть все основания согласиться с тем, что предоставле-
ние арбитражному суду права возвращать дело на новое рассмотрение в принявший
решение третейский суд в случае несоответствия законодательству либо принятия
по неисследованным материалам (ст. 26 Временного положения) фактически вводит
контроль арбитражных судов за законностью и обоснованностью решений третейских
судов по их инициативе [* См.: Виноградова Е.А. Третейский суд в России: зако-
нодательство, практика, комментарии. М., 1993. С. 40].
Это законодательное положение не только противоречит договорной природе
третейского суда, но и отрицает его независимость в качестве самостоятельного
юрисдикционного органа, составляющего альтернативу существующей системе арбит-
ражных судов. В ст. 26 Временного положения прямо указано, что при невозможно-
сти рассмотрения дела в том же третейском суде исковое требование может быть
предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной подсудностью.
Практически такая ситуация возникает тогда, когда дело рассматривалось времен-
ным третейским судом.
Имея на руках исполнительный лист арбитражного суда, выданный на основании
решения третейского суда, взыскатель имеет право возбудить исполнительное про-
изводство в порядке, установленном разд. IV АПК, разд. V ГПК.

§ 4. Постоянно действующие третейские суды

Как уже отмечалось, наряду с третейскими судами, созданными для разрешения
какого-либо конкретного спора, предусмотрена возможность создания третейских
судов на постоянно действующей основе. Круг субъектов, при которых могут созда-
ваться постоянно действующие третейские суды, законом не ограничен. Статья 2
Временного положения лишь обязывает такие организации информировать о создании
подобных судов и их составе арбитражный суд республики в составе Российской Фе-
дерации, края, области, города, автономной области, автономного округа, на тер-
ритории которых соответственно они расположены.
Организационные аспекты деятельности постоянно действующих судов, процедура
рассмотрения в них гражданских дел регулируется уставами (регламентами, положе-
ниями и т.д.), разработанными и принятыми организацией, учредившей такой суд.
Если необходимые для создания и (или) деятельности третейского суда вопросы не
урегулированы подобного рода руководящим документом, применяются нормы Времен-
ного положения.
При всей множественности созданных на территории Российской Федерации по-
стоянно действующих третейских судов процедура рассмотрения споров в них имеет
некую общность, что позволяет для примера рассмотреть существующий порядок раз-
решения дел в двух наиболее характерных типах таких судов.
Арбитражная комиссия при Московской товарной бирже (МТС) представляет со-
бой постоянно действующий третейский суд, разрешающий возникшие или могущие
возникнуть споры, вытекающие из биржевых сделок, совершенных на МТБ.
Правовую основу деятельности арбитражной комиссии образуют Положение об ар-
битражной комиссии при Московской товарной бирже. Регламент Арбитражной комис-
сии при МТБ и Положение об арбитражных сборах, расходах и издержках сторон, ко-
торые были утверждены решением Биржевого комитета МТБ от 16 октября 1991 г. (с
изменениями и дополнениями от 29 июля 1992 г.).
Биржевой спор, возникший между членами МТБ, передается на рассмотрение Ар-
битражной комиссии в силу того, что, приобретая статус члена МТБ, предприятия,
организации одновременно признают в отношении такого рода споров юрисдикцию Ар-
битражной комиссии. Что касается биржевых споров с участием нечленов МТБ, то
для передачи их на рассмотрение Арбитражной комиссии необходимо соглашение, вы-
раженное в виде отдельного договора или оговорки в договоре. Соглашение о пере-
даче возникшего спора на рассмотрение Арбитражной комиссии может быть также вы-
ражено сторонами посредством заполнения специальной формы соглашения об арбит-
раже, полученной от секретаря Арбитражной комиссии.
Дело в арбитраже возбуждается путем предъявления иска. При этом исковое за-
явление по форме и содержанию должно отвечать тем же требованиям, что и в ар-
битражном судопроизводстве. Дополнительным требованием является указание в ве-
ковом заявлении оснований для передачи спора на разрешение Арбитражной комиссии
при МТБ, состава и порядка формирования арбитража.
Подавая исковое заявление в Арбитражную комиссию при МТБ, истец должен уп-
латить арбитражный сбор, исчисляемый в размере 3% от цены иска.
При формировании арбитража определяющее значение имеют волеизъявление сто-
рон и цена иска. Дела рассматриваются единолично арбитром и коллегиально (в со-
ставе трех или пяти арбитров). Если ни одна из сторон не попросит о рассмотре-
нии искового заявления на сумму не более 300 тыс. руб. арбитражем, состоящим из
трех арбитров, исковое заявление рассматривается единолично арбитром, назначае-
мым председателем (заместителем председателя) Арбитражной комиссии при МТБ из
числа лиц, включенных в список арбитров Арбитражной комиссии при МТБ. При иных
условиях дело рассматривается в коллегиальном составе, а способ формирования
арбитража избирается сторонами из числа предусмотренных в Регламенте. В их чис-
ле действующий Регламент называет либо путь избрания каждой из сторон по одному
арбитру и назначения председателем (заместителем председателя) Арбитражной ко-
миссии третьего (трех арбитров из пяти), либо назначение всех арбитров предсе-
дателем (заместителем председателя) Арбитражной комиссии при МТБ.
Если исковое заявление не соответствует предъявляемым требованиям, то для
устранения его недостатков секретарь Арбитражной комиссии при МТБ (его замести-
тель) устанавливает определенный срок. Устранение недостатков в указанный срок
предполагает возбуждение дела с момента вручения заявления секретарю Арбитраж-
ной комиссии при МТБ. Если в определенный секретарем срок недостатки не будут
устранены, но истец настаивает на рассмотрении дела, председатель (заместитель
председателя) Арбитражной комиссии при МТБ принимает решение о возбуждении про-
изводства по делу или о его прекращении.
При поступлении искового заявления ответственный секретарь Арбитражной ко-
миссии приступает к формированию арбитража, предварительно доложив председателю
(заместителю председателя) об избранном сторонами или истцом способе его форми-
рования.
Председатель (заместитель председателя) Арбитражной комиссии при МТБ назна-
чает единоличного арбитра или трех арбитров либо назначает председателя арбит-
ража или председателя и одного арбитра, или одновременно назначает трех арбит-
ров и одного дополнительного арбитра в течение трех рабочих дней с момента по-
ступления искового заявления. Ответственный секретарь Арбитражной комиссии при
МТБ направляет ответчику копии искового заявления и приложенных к нему материа-
лов, а также сообщает истцу и ответчику сведения об арбитрах, избранных или на-
значенных для рассмотрения дела, определяя срок для представления ответчиком
объяснений по исковому заявлению и согласия ответчика на рассмотрение дела еди-
нолично арбитром или коллегиально.
Если в Арбитражную комиссию при МТБ поступает письменное возражение ответ-
чика против рассмотрения дела в предложенном составе суда при отсутствии согла-
шения сторон о порядке и способе формирования арбитража, то ответственный сек-
ретарь формирует арбитраж с учетом позиции ответчика.
Согласно п. 9.2 Регламента, срок арбитражного разбирательства установлен:
по спорам между членами МТБ - две недели после формирования состава арбитража,
по спорам с участием клиентов МТБ - два месяца после формирования состава ар-
битража. Во всяком случае этот срок не должен превышать шести месяцев.
В рамках указанного срока арбитраж может принять дополнительные меры по
подготовке дела. Отдельные поручения арбитража выполняет ответственный секре-
тарь, который также вызывает лиц, указанных арбитражем, на заседания арбитража.
Стороны извещаются о месте и времени проведения заседания арбитража с таким
расчетом, чтобы каждая из сторон по делу «Член МТБ - Член МТБ» располагала сро-
ком не менее 5 рабочих дней, а по остальным делам - 10 рабочих дней для подго-
товки к разбирательству и прибытию на заседание.
Стороны могут вести дела в арбитраже непосредственно или через своих пред-
ставителей. В роли последних могут выступать члены МТБ, совершившие от имени и
по поручению нечленов МТБ биржевую сделку на МТБ, из которой возник спор. Одна-
ко сделать это они могут только имея всякий раз специально оформленные полномо-
чия на ведение дела в Арбитражной комиссии при МТБ.
Неявка лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела
арбитражем, не препятствует разбирательству дела, если неявившаяся сторона по
делу не потребовала его отложения по уважительной причине.
Допускается разрешение спора на основании письменных материалов без устного

<< Предыдущая

стр. 23
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>