<< Предыдущая

стр. 3
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

задачи, определяются система арбитражных судов и основные принципы их деятель-
ности, порядок назначения арбитражных судей, полномочия, порядок образования и
деятельности арбитражных судов различного уровня, организационное обеспечение
деятельности арбитражных судов и др. Кроме того, в настоящем нормативном акте в
качестве самостоятельных разделов выделяются гл. VI «Переходные положения» и
гл. VII, в которой определяются время вступления в силу Закона и все связанные
с этим вопросы.
Более детально вопрос о правовом положении судей арбитражных судов, порядке
их назначения и освобождения от должности, гарантии их независимости от иных
ветвей власти и др. решается Законом «О статусе судей в Российской Федерации».
Большое значение в качестве источника арбитражного процесса имеет АПК, при-
нятый 5 мая 1995 г. и введенный в действие с 1 июля 1995 г. Кодекс содержит со-
вокупность норм, регулирующих весь арбитражный процесс. Он представляет собой
довольно компактный нормативный акт, который состоит из 215 статей.
Нормы гл.гл. 1-13 носят общий характер, так как действуют на всех стадиях
арбитражного производства. Нормы гл.гл. 14-23 имеют специальный характер, по-
скольку применяются в отдельных стадиях арбитражного процесса. АПК регулирует
порядок рассмотрения дел во всех арбитражных судах Российской Федерации.
Значение АПК состоит в том, что установленный им порядок разрешения споров
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности гарантирует со-
блюдение законности, равноправие сторон, создает необходимые условия для выяс-
нения истины по каждому спору, оперативного восстановления нарушенных прав уча-
стников экономических отношений.
Наряду с отмеченными нормативными актами отдельные вопросы деятельности ар-
битражных судов регулируются соответствующими нормами ГПК, ГК, ЗК и других за-
конов.
Так, в соответствии со ст. 28 ГПК при объединении нескольких связанных меж-
ду собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитраж-
ному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Согласно ст. 198 АПК, исполнительный лист суда о принудительном исполнении
решения во всех случаях, не связанных с передачей денег, исполняется судебными
исполнителями, которые действуют, руководствуясь правилами, изложенными в
гл.гл. 38, 40-42 ГПК.
В соответствии со ст. 4 АПК в случаях, когда законом для определенной кате-
гории споров установлен досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо
он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного
суда лишь после соблюдения данного условия. Что же касается самого порядка до-
арбитражного урегулирования разногласий, то в отношении отдельных категорий дел
он установлен соответствующими статьями УЖД, УВВТ, УАТ и другими нормативными
актами.
Закрепленные в ст. 53 АПК общие правила распределения обязанностей по дока-
зыванию применительно к различным категориям споров конкретизируются в соответ-
ствующих статьях ГК, УЖД, ВК и других законов.
Ряд норм, уточняющих общие правила подведомственности споров арбитражному
суду, закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (Часть первая) [*
См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32, Ст. 3301]; За-
коне РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» [* См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР.
1991. № 16. Ст. 499]; Законе Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. «Об ох-
ране окружающей природной среды» [* См.: Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10.
Ст. 457]; Законе РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской
Федерации» [* См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010]
и др.
Значительные особенности рассмотрения арбитражным судом дел содержатся в
Законе Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности
(банкротстве) предприятий» [* См.: Ведомости Съезда народных депутатов Россий-
ской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 1. Ст. 6].
В числе источников следует особо выделить Временное положение о третейском
суде для разрешения экономических споров, утвержденное постановлением Верховно-
го Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. [* См.: Ведомости Съезда на-
родных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.
1992. № 30. Ст. 1790]. В этом нормативном акте детально регламентируются поря-
док образования третейских судов, права и обязанности сторон и самого суда, по-
рядок рассмотрения дела и принятия по нему решения.
К источникам арбитражного процессуального законодательства следует отнести
также нормы иностранного и международного права, межгосударственные соглашения
СНГ. Из числа последних следует особо выделить, в частности, заключенное прави-
тельствами государств - участников СНГ Соглашение «О порядке разрешения споров,
связанных с осуществлением хозяйственной деятельности». В нем регулируются во-
просы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отно-
шений между хозяйствующими субъектами СНГ, из их отношений с государственными и
иными органами, исполнения решений по рассмотренным делам.
В ст. 11 АПК установлено, что при разрешении дел, в соответствии с законом
или договором, могут применяться нормы иностранного и международного права.
Важное значение для правильного и точного применения норм процессуального
права имеют руководящие разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Россий-
ской Федерации.
В литературе существуют различные взгляды на природу такого рода разъясне-
ний [* См., например: Арбитраж в СССР. М., 1981. С. 35; Арбитражный процесс.
М., 1994. С. 23-24]. Следует согласиться с мнением, согласно которому руководя-
щие разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации являются
актами судебного толкования норм права. Согласно ст. 13 Федерального конститу-
ционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», они обязательны
для всей системы арбитражных судов Российской Федерации. Ценность руководящих
разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации весьма значительна. С их помощью устанавливается единство практи-
ки применения законов и подзаконных актов, предупреждающее ошибки при их толко-
вании. Отмечаются ошибки судов в применении норм материального и процессуально-
го права и намечаются пути их предупреждения.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации за последнее время принят ряд
важных руководящих разъяснений по вопросам применения АПК, Основ гражданского
законодательства, законодательства о собственности, о заключении, изменении и
расторжении договоров, применении санкций по договорам и т.д.
Значительная часть вопросов, касающихся внутренней структуры арбитражного
суда, организации работы различных его подразделений, регулируется Регламентом
арбитражного суда, утверждаемым Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации.
Регламент арбитражного суда не является источником арбитражного процессу-
ального законодательства. Он определяет внутриорганизационные отношения в ар-
битражных судах. В Регламенте арбитражного суда определяется порядок работы су-
дов, уточняются некоторые вопросы, связанные с подготовкой и рассмотрением дел
в коллегиях и в Президиуме.
По общему правилу, арбитражный суд при разрешении конкретных дел должен ру-
ководствоваться процессуальным законом, действующим во время совершения соот-
ветствующих процессуальных действий на территории, где рассматривается дело
(ст. 3 АПК). Действие процессуальных норм во времени, следовательно, характери-
зуется тем, что закон не имеет обратной силы, если иное не оговорено в нем. Не-
зависимо от времени возбуждения гражданского дела в суде, при совершении про-
цессуальных действий применяется процессуальный закон, действующий в этот мо-
мент.

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА

1. Организационное построение арбитражного суда, его общая структура в ос-
новном определяются Конституцией Российской Федерации и Законом «Об арбитражных
судах в Российской Федерации». В соответствии с указанными нормативными актами
в настоящее время в Российской Федерации действуют: Высший Арбитражный Суд Рос-
сийской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды рес-
публик в составе Российской Федерации; краевые арбитражные суды; областные ар-
битражные суды; арбитражные суды городов федерального значения; арбитражные су-
ды автономной области и автономных округов (арбитражные суды субъектов Россий-
ской Федерации).
Все указанные арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Выс-
шим Арбитражным Судом Российской Федерации, который отвечает за организацию,
состояние и совершенствование деятельности всех арбитражных судов страны. В со-
ответствии со ст. 127 Конституции Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел,
рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным
законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъ-
яснения по вопросам судебной практика.
Согласно ст. 10 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Выс-
ший Арбитражный Суд: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами
законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере пред-
принимательской и иной экономической деятельности; дает разъяснения по вопросам
применения материального и процессуального законодательства; ведет судебную
статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; изучает,
обобщает и распространяет положительный опыт работы арбитражных судов; осущест-
вляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в
том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным
видам обеспечения; принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в
Российской Федерации; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и
иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринима-
тельской и иной экономической деятельности, а также осуществляет другие полно-
мочия, предоставленные ему Конституцией и другими федеральными конституционными
законами.
2. Внутренняя структура арбитражных судов различного уровня определяется в
зависимости от выполняемых ими функций а объема работы.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе: Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникаю-
щих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению
споров, возникающих из административных правоотношений.
Наряду с этим образован ряд функциональных отделов: совершенствования зако-
нодательства, анализа и обобщения судебно-арбитражной практики, международных
связей и др. Упомянутые структурные подразделения арбитражного суда действуют
на основании Положений о них, утверждаемых председателем суда, и осуществляют
деятельность в тесном взаимодействии.
Так, важнейшей задачей отдела обобщения арбитражной практики и инструктиро-
вания являются разработка проектов руководящих разъяснений по вопросам практики
применения действующего законодательства при разрешении споров арбитражными су-
дами в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, изучение
опыта работы указанных органов и подготовка рекомендаций по ее совершенствова-
нию. В этих целях широко используются материалы местных и окружных судов
(обзоры, отчеты), систематически изучаются истребованные дела определенных ка-
тегорий.
Исключительно важную роль выполняет Пленум Высшего Арбитражного Суда. В со-
став Пленума входят Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федера-
ции, заместители Председателя и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Фе-
дерации.
В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе
участвовать депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховно-
го Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации. Ми-
нистр юстиции Российской Федерации, председатели арбитражных судов.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие во-
просы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации: рассматривает ма-
териалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных
правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной
практики; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; решает во-
просы об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о
проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и догово-
ров; рассматривает представления Конституционного Суда Российской Федерации о
несоответствии разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федера-
ции Конституции Российской Федерации; избирает по представлению Председателя
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Высшего Арбит-
ражного Суда Российской Федерации; утверждает по представлению Председателя
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации членов судебных коллегий и пред-
седателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; ут-
верждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Фе-
дерации регламент арбитражных судов, а также решает другие вопросы организации
и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, установленные законом.
По результатам рассмотрения отмеченных вопросов принимается постановление
Пленума. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен
решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановление Пле-
нума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимается открытым голо-
сованием и считается принятым, если за него подано большинство голосов членов
Пленума, присутствующих на заседании.
Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» существенно сокращает
круг судебных органов, правомочных рассматривать дела в порядке надзора. В на-
стоящее время единственным органом, выполняющим функции судебной надзорной ин-
станции, является Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Указанный орган действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Рос-
сийской Федерации, его заместителей, председателей судебных составов Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации, а также других судей Высшего Арбитраж-
ного Суда Российской Федерации, введенных в его состав по решению Пленума Выс-
шего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: рассматривает де-
ла в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты
арбитражных судов в Российской Федерации, отдельные вопросы судебной практики и
о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен решать
вопросы при наличии большинства членов Президиума. Решение по рассмотренным во-
просам принимается открытым голосованием большинством голосов от числа присут-
ствующих членов Президиума.
При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председа-
телей арбитражных судов, созываемый по мере необходимости. Совет председателей
арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы орга-
низационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской
Федерации. Для реализации решений Совета председателей арбитражных судов Пред-
седатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издает приказы и распо-
ряжения.
Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с
формированием практики применения законодательства и разработкой предложений по
его совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создан
Научно-консультативный совет из видных ученых и других высококвалифицированных
специалистов.
Функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды окру-
гов. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют десять фе-
деральных арбитражных окружных судов.
Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:
президиума федерального арбитражного суда округа;
судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных
правоотношений;
судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных
правоотношений.
Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке закон-
ность судебных актов ко делам, рассмотренным арбитражными судам данного округа
в первой и апелляционной инстанциях; пересматривает по вновь открывшимся об-
стоятельствам принятые им и вступавшие в законную силу судебные акты; изучает и
обобщает судебную практику; анализирует судебную статистику; подготавливает
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.
Президиум федерального арбитражного суда округа: утверждает по представле-
нию председателя федерального арбитражного суда округа членов судебных коллегий
и председателей судебных составов этого суда; решает другие наиболее важные во-
просы организации работы арбитражного суда и судебной практики.
В его состав входят: председатель федерального арбитражного суда округа,
его заместители, а также другие судьи, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитраж-
ного Суда Российской Федерации по представлению председателя федерального ар-
битражного суда.
Постановления президиума федерального арбитражного суда округа по рассмот-
ренным им вопросам принимаются открытым голосованием большинством голосов от
общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем фе-
дерального арбитражного суда округа.
Примерно таким же образом в соответствии с Законом «Об арбитражных судах в
Российской Федерации» определяется и внутренняя структура судов субъектов Рос-
сийской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах, где количество
рассматриваемых дел сравнительно невелико, могут быть образованы только судеб-
ные составы из числа судей этого суда.
Между судьями соответствующих коллегий и составов суда дела распределяются,
как правило, по отраслевому признаку с учетом их специализации и занятости. При
этом могут использоваться следующие принципы: территориальный (зональный),
предметный (функциональный), предметно-зональный. Это делает работу арбитражных
судов более эффективной и целенаправленной, предоставляет судьям возможность
детально изучить соответствующие отрасли хозяйства, их экономику и практику
сложившихся договорных связей, позволяет глубже разобраться в большом по объему
специальном нормативном материале; облегчает обобщение арбитражных дел.
3. Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителя или за-
местителей, судей и других работников аппарата, численный состав которых опре-
деляется штатным расписанием и зависит от объема работы.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>