<< Предыдущая

стр. 4
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Согласно ст. 128 Конституции, все судьи Высшего Арбитражного Суда Россий-
ской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Рос-
сийской Федерации, а судьи других арбитражных судов - Президентом Российской
Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Арбитражный суд возглавляет председатель. Он организует деятельность соот-
ветствующего суда и его аппарата, распределяет обязанности между своими замес-
тителями, формирует структурные подразделения арбитражного суда, назначает на
должность и освобождает от должности работников (кроме тех, которые в соответ-
ствии с законом назначаются и освобождаются в ином порядке), принимает в уста-
новленном порядке меры поощрения и взыскания к работникам аппарата, представля-
ет арбитражный суд Российской Федерации в отношениях с государственными, обще-
ственными и иными органами, а также выполняет другие функции, предусмотренные
законодательством.
Председатель суда обладает статусом судьи, вправе председательствовать на
заседаниях суда, в том числе на заседаниях его коллегий.

Центральная фигура арбитражного суда - судья. Он организует разрешение дел,
способствуя достижению соглашения между спорящими сторонами; изучает и обобщает
практику применения законодательства; разрабатывает предложения по совершенст-
вованию хозяйственных (экономических) отношений и законодательства, выявляет в
связи с рассмотрением дела нарушения законности, иные недостатки хозяйственной
(экономической) деятельности и их причины, принимает меры к их устранению. Тре-
бования судьи, предъявленные в пределах прав арбитражного суда в связи с рас-
смотрением спора, обязательны для всех организаций и должностных лиц (ст. 13
АПК).

Глава 3 ПРИНЦИПЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА


§ 1. Понятие принципов арбитражного процесса и их система

Под принципами арбитражного процесса понимаются закрепленные в законода-
тельстве об арбитражном суде общие руководящие положения, отражающие важнейшие
качественные особенности данной процессуальной системы, определяющие сущность и
назначение всех ее основных институтов и правил арбитражного рассмотрения спо-
ров. По своей юридической природе принципы арбитражного процесса являются нор-
мами права, отличающимися от обычных рядовых норм более общим, более принципи-
альным содержанием.
Каждый из принципов находит закрепление, как правило, не в какой-то опреде-
ленной статье закона, а лежит в основе многих норм, отражается в ряде процессу-
альных правил, раскрывающих и конкретизирующих содержание данного принципа,
обеспечивающих его последовательное осуществление на практике.
Принципы арбитражного процесса находят свое проявление и реализацию во всей
деятельности арбитражных судов, на всех этапах развития арбитражного процесса.
Они регулируют важнейшие стороны правоприменительной деятельности арбитражных
судов. Поэтому действительное содержание каждого из этих принципов и их значе-
ние могут быть раскрыты только в результате анализа соответствующих норм зако-
нодательства об арбитражном суде и практики их применения. В то же время пра-
вильное представление о сущности и содержании каждого принципа и обо всей их
системе в целом помогает понять смысл и значение многих правил арбитражного
процесса, а следовательно, и обоснованно применять их на практике.
Знание принципов обеспечивает системный анализ норм действующего арбитраж-
ного законодательства. Они служат отправными положениями при толковании процес-
суальных норм с недостаточно определенным содержанием, при преодолении пробелов
в праве, позволяют найти правильное решение того или иного процессуального во-
проса, если в действующем законодательстве нет соответствующей нормы.
Велико значение принципов арбитражного процесса и в нормотворческой дея-
тельности. Они определяют основные направления, перспективы развития арбитраж-
ного процесса, служат главным критерием оценки обоснованности предложений об
изменении и дополнении арбитражного законодательства.
В силу особого значения принципы арбитражного процесса подлежат обязатель-
ному точному соблюдению при рассмотрении конкретного дела. Всякое отступление
от принципов рассматривается как существенное нарушение закона.
Анализ действующего законодательства об арбитражном суде и сложившейся ар-
битражной практики показывает, что система принципов арбитражного процесса (их
количественный состав, объем и содержание отдельных принципов) определяется
прежде всего такими факторами, как специфика задач и функций арбитражного суда,
особенности правовой природы и организации его органов.
Сказывается здесь и влияние особенностей спорных материальных правоотноше-
ний, выступающих в качестве предмета рассмотрения в арбитражном суде. Правосу-
дие как определенным образом организованная, протекающая в особом режиме дея-
тельность органов, осуществляющих судебную власть, должно быть снабжено обшир-
ной системой специфических средств, мер и способов, обеспечивающих успешное ре-
шение возложенных на суды задач.
Естественно, что набор всех этих средств, мер и способов в деятельности ар-
битражных судов не может значительно отличаться от гражданского судопроизводст-
ва. Поэтому арбитражный процесс строится, в основном, на тех же принципах, что
и гражданское судопроизводство.
Как записано в ст. 6 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»,

важнейшие из них: принципы законности, независимости судей, равенство организа-
ций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон,
гласности разбирательства дел.
Судьи арбитражных судов назначаются на должность высшими органами государ-
ственной власти (ст. 8 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).
Судопроизводство в арбитражных судах Российской Федерации ведется на нацио-
нальном языке с обеспечением лицам, не владеющим языком, на котором ведется су-

допроизводство, права полного ознакомления с материалами дела через переводчика
и выступления в суде на родном языке (ст. 8 АПК).
Вместе с тем в арбитражном процессе в полной мере действуют и такие важней-
шие демократические начала правосудия, как принцип объективной истины, диспози-
тивность, процессуальное равенство сторон, устность, непосредственность и не-
прерывность производства. Однако действие некоторых из указанных принципов в
арбитражном процессе имеет определенные особенности, обусловленные характером
споров, поступающих на рассмотрение арбитражного суда, а также определенным от-
личием организации и методов работы его органов.
Вместе с тем особенности предмета рассмотрения, задач арбитражного суда
обуславливают закрепление в арбитражном процессе особого специфического начала
- принципа оперативности.
Таким образом, суммируя сказанное, можно следующим образом представить сис-
тему принципов арбитражного процесса. В зависимости от объекта регулирования их
можно разбить на следующие две большие группы-
а) принципы, определяющие организацию, устройство арбитражного суда;
б) принципы, регулирующие деятельность арбитражного суда (функциональные
принципы).
В первую группу входят принципы: назначение судей высшими органами государ-
ственной власти, единоличное и коллегиальное рассмотрение дел, независимость
арбитражного суда и его судей и подчинение их только закону, национальный язык
судопроизводства, равенство организаций и граждан перед законом и судом, глас-
ность разрешения споров.
Вторую группу составляют принципы: законности и объективной истины, диспо-
зитивности, состязательности, процессуального равенства сторон, устности, непо-
средственности и непрерывности, принцип оперативности.
Все перечисленные принципы взаимообусловлены и тесно связаны между собой.
Гарантируя и дополняя друг друга, они служат общей цели, обеспечивают быстрое и
правильное разрешение дел. Каждый из них определяет такую сторону арбитражного
производства, без которой невозможно функционирование всей процессуальной сис-
темы в целом, правильное осуществление арбитражным судом его задач. Поэтому
значение любого из принципов во многом зависит от того, насколько точно и по-
следовательно осуществляются другие принципы. Если нарушается какой-либо прин-
цип, то это, как правило, влечет за собой нарушение и ряда других принципов.
Так, без точного соблюдения принципа равенства сторон не может быть состяза-
тельности. Без принципа непосредственности не может быть полноценного исследо-
вания собранного доказательственного материала и его обсуждения. Несоблюдение
норм процесса, отражающих требования какого-то определенного принципа, одновре-
менно является и нарушением принципа законности. Принцип объективной истины ос-
тался бы голой декларацией без состязательности, непосредственности и устности,
без последовательного соблюдения всех остальных принципов.
Таким образом, принципы не составляют какой-то случайной суммы изолирован-
ных, независимых и произвольно расположенных положений, а, напротив, представ-
ляют собой определенную систему. Сущность и назначение каждого принципа опреде-
ляются не только собственным содержанием, но и связью с другими принципами,
функционированием всей системы.
Поэтому и подход к анализу принципов арбитражного процесса должен быть сис-
темным. Изучение принципов арбитражного процесса в системе позволяет глубже
уяснить сущность, более точно определить место, роль и значение каждого принци-
па в отдельности, степень зависимости между собой. Вместе с тем каждый из прин-
ципов арбитражного производства имеет свою сферу влияния, свое определенное со-
держание и поэтому требует самостоятельного рассмотрения на основе анализа со-
ответствующих норм арбитражного законодательства.

§ 2. Содержание принципов арбитражного процесса

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ
Как уже отмечалось, судьи в арбитражных судах всех уровней назначаются на
должность высшими органами государственной власти.
Судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, как и судьи Конститу-
ционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, на-
значаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в
порядке, установленном законом.
Кандидаты на должность судьи отбираются соответствующей квалификационной
коллегией судей (ст. 5 Закона о статусе судей). Прекращение полномочий судьи
возможно только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.
Установленный законом порядок образования судов всех уровней обеспечивает
самостоятельность арбитражных судов, независимость их от других ветвей государ-
ственной власти.
Единоличное и коллегиальное рассмотрение арбитражных дел. В отличие от
прежнего законодательства АПК закрепляет принцип единоличного рассмотрения и
разрешения арбитражных дел в суде, первой инстанции, за исключением производст-
ва в вышестоящих судах.
В соответствии со ст. 14 АПК дела в арбитражных судах в первой инстанции
рассматриваются единолично. Однако дела о признании недействительными актов го-
сударственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о
несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.
Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматрива-
ются арбитражным судом коллегиально. По решению председателя соответствующего
арбитражного суда любое дело по первой инстанции может быть рассмотрено колле-
гиально.
При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или
другое нечетное количество судей. Все судьи пользуются равными правами с пред-
седательствующим в судебном заседании в решении всех вопросов, возникающих при
рассмотрении дела и постановлении решения. Каждый судья самостоятелен в составе
суда. Если его мнение не совпадает с мнением остальных судей, он вправе изло-
жить в письменном виде свое особое мнение.
В случае, когда законом судье предоставлено право единолично разрешать дела
и отдельные вопросы, он действует от имени арбитражного суда.
В настоящее время в системе арбитражных судов проводится эксперимент по
рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. Порядок проведения
эксперимента, суды, в которых он проводится, список заседателей в этих судах
определяются Пленумом Высшего Арбитражного Суда. Арбитражными заседателями мо-
гут быть лица, обладающие специальными званиями и опытом работы в сфере пред-
принимательской и иной экономической деятельности. Они участвуют в рассмотрении
дела и принимают решения наравне с профессиональными судьями.
Разрешение споров в арбитражном суде осуществляется на началах равенства
сторон в возникшем споре перед законом и судом независимо от места нахождения
спорящих организаций, ведомственной принадлежности, их подчиненности, формы
собственности, а граждан-предпринимателей - независимо от их происхождения, со-
циального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности,
пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места
жительства и других обстоятельств (ст. 6 АПК). Это важное принципиальное поло-
жение в полной мере распространяется а на других лиц, законные права или инте-
ресы которых могут быть затронуты возникшим спором, в частности на третьих лиц.
При этом следует особо подчеркнуть, что в настоящее время в равном положении
находятся как государственные, общественные организации, так и граждане-
предприниматели, одинаково защищаются все виды собственности. Каждая заинтере-
сованная организация или гражданин-предприниматель, считающие свое право нару-
шенным, вправе обратиться за защитой в суд и рассчитывать, что эта защита будет
в равной мере эффективной и действенной независимо от общественной значимости
возникшего конфликта, ведомственной подчиненности сторон и иных обстоятельств.
Принцип национального языка судопроизводства сформулирован в ст. 68 Консти-
туции Российской Федерации и ст. 8 АПК. В соответствии с указанными нормами,
судопроизводство в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, краевых, обла-
стных, городских арбитражных судах ведется на русском языке.
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопро-
изводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, уча-
стие в судебных действиях через переводчика и выступления в суде на родном язы-
ке.
Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, на языке судопроиз-
водства, а по их требованию - в переводе на язык, которым они пользовались в
судебных действиях.
Принцип национального языка судопроизводства - важное условие, обеспечиваю-
щее реальное осуществление гарантированного Конституцией Российской Федерации
права на судебную защиту. Неукоснительное соблюдение требований данного принци-
па делает более доступной эту защиту независимо от того, каким языком владеют
участники возникшего спора.
В соответствии с данным принципом в обязанности суда входит обеспечение ли-
цам, не владеющим языком, участие в судебных действиях через переводчика, пере-
вода им документов, заявлений, ходатайств, объяснений и показаний. Нарушение
этой обязанности является безусловным поводом к отмене решения.
Лица, участвующие в деле, вправе рассчитывать, что действия, совершаемые
ими на родном языке, их заявления, доводы и соображения будут точно доведены до
суда. В случаях сомнения в беспристрастности переводчика ему может быть заявлен
отвод. Переводчик несет уголовную ответственность за выполнение заведомо непра-
вильного перевода.
Строгое и последовательное соблюдение требований данного принципа на прак-
тике гарантирует реальное равенство участников спорных правоотношений перед су-
дом и законом, повышает воспитательное значение процесса.
Принцип гласности в самой общей форме закреплен в ст. 123 Конституции Рос-
сийской Федерации, где записано, что разбирательство дел во всех судах откры-
тое. Слушание дела в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, преду-
смотренных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. Статья 9 АПК
конкретизирует это положение, устанавливая, что рассмотрение дела в закрытом
заседании допускается только в случаях, когда оно связано с разглашением госу-
дарственной тайны, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в
деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны,
и в других случаях, установленных федеральным законом.
Таким образом, в соответствии с данным принципом разбирательство дала во
всех арбитражных судах и на всех стадиях процесса должно проводиться в открытых
заседаниях с предоставлением присутствующим реальной и равной возможности сле-
дить за всем ходом процесса, а представителям средств массовой информации
(пресса, радио, телевидение и т.п.) вести необходимые записи - фиксировать все
происходящее в судебном заседании для обнародования содержания и результатов
процесса. Арбитражный суд вправе разрешить спор непосредственно в организации.
Значение данного принципа в арбитражном процессе велико и разносторонне.
Гласность - важнейшее условие, обеспечивающее беспристрастность суда, его неза-
висимость и точное соблюдение законности при рассмотрении дел. Гласность про-
цесса имеет большое воспитательное значение.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону закреплен как в
Конституции Российской Федерации (ст. 120), так и в ряде специальных норматив-
ных актов, регулирующих организацию, порядок деятельности арбитражных судов
(см. ст. 6 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 5 АПК,
ст.ст. 1, 9-16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).
В соответствии с указанными нормами арбитражный суд и его судьи независимы,
самостоятельны и подчиняются в своей деятельности только закону. Какое бы то ни
было вмешательство любых органов, организаций и должностных лиц в деятельность
арбитражного суда и его судей не допускается и влечет за собой ответственность
в соответствии с действующим законодательством.
Независимость прежде всего означает, что в своей деятельности по отправле-
нию правосудия арбитражный суд самостоятелен и никому не подотчетен. Он должен
руководствоваться только законом и своим внутренним убеждением, исключающим по-
стороннее влияние на судей.
Независимость также предполагает полную самостоятельность и независимость
каждого из судей в составе суда. В процессе рассмотрения дела и при постановле-
нии решения все судьи пользуются равными правами. Судья, не согласный с мнением
большинства, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение.
В целях обеспечения подлинной независимости судей законом установлено, что
арбитражный суд и его судьи не являются представителями каких бы то ни было го-
сударственных или иных органов, организаций, политических партий и движений,

<< Предыдущая

стр. 4
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>