<< Предыдущая

стр. 9
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

процессуального положения лица в процессе важно не то, кто непосредственно об-
ратился в арбитражный суд, а о защите чьих прав идет речь. Для истца и ответчи-
ка характерно и то, что у них противоположные интересы, между ними ведется спор
о праве, который должен быть разрешен арбитражным судом.
Сторонами в арбитражном процессе могут быть организации независимо от формы
собственности, органы государственной власти и управления, которые на основании
законодательных актов Российской Федерации и республик, входящих в состав Рос-
сийской Федерации, могут защищать свои права и охраняемые законом интересы в
арбитражном суде, а также граждане-предприниматели.
Как правило, сторонами в арбитражном процессе являются организации, обла-
дающие правами юридического лица, и граждане-предприниматели. Различные образо-
вания, не обладающие правами юридического лица, не могут занять в процессе по-
ложение стороны, так как не относятся к субъектам материальных прав (объекту
судебной защиты). Но в тех случаях, когда нормы материального права наделяют
коллективные образования, не являющиеся юридическими лицами, материальными пра-
вами, они вправе участвовать в арбитражном процессе (см. п. 4 ст. 22 АПК).
Таким правом, в частности, наделены образования, не обладающие качествами
юридического лица, если речь идет об их государственной регистрации. В соответ-
ствии со ст. 51. ГК юридическое лицо считается созданным с момента его государ-
ственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется органами юсти-
ции в предусмотренном законом порядке. Отказ в государственной регистрации, а
также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. В этом случае
истцом по делу будет выступать образование, не обладающее правами юридического
лица.
Истцами по делу могут быть также граждане, не имеющие статуса предпринима-
теля, при обращении в арбитражный суд с иском о неправомерности отказа в реги-
страции или же с иском о признании лица банкротом [* См.: Комментарий к Арбит-
ражному процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 1995. С. 62].
Структурные подразделения юридических лиц не могут быть сторонами в арбит-
ражном деле. Они лишь представительствуют в интересах юридических лиц при нали-
чии соответствующих полномочий. Даже в том случае, если в правовых документах
есть указание на то, что структурная единица является юридическим лицом, но не
обладает обособленным имуществом и другими обязательными признаками юридическо-
го лица, она к юридическим лицам не относится и подобными правами не обладает
[* См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1993. № 9. С.
99].
Не являются юридическими лицами главные территориальные управления, обра-
зуемые Центральным банком России на правах своих филиалов, но они могут пред-
ставительствовать от имени Центрального банка [* См.: Вестник Высшего Арбитраж-
ного Суда Российской Федерации. 1993. № 1. С. 96]. Территориальные банки и от-
деления Сбербанка России также не являются юридическими лицами. Они могут лишь
представительствовать в интересах Сбербанка России, если им такие полномочия
Сбербанком предоставлены.
Правоспособность, а значит, и свойства юридического лица утрачиваются пред-
приятием с момента прекращения его деятельности, которое наступает после реги-
страции принятого в установленном законом порядке решения о ликвидации предпри-
ятия и регистрации решения в соответствующих органах. Однако и в этом случае
коллектив предприятия сохраняет право на обращение в арбитражный суд с иском о
признании недействительным акта ликвидации предприятия. Таким образом, ликвиди-
рованное предприятие в случае обращения в суд приобретает права стороны и зани-
мает ее положение [* См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федера-
ции. 1993. № 2. С. 69].
В тех случаях, когда одни и те же организации обладают правом обращаться в
суд в качестве как истцов, так и органов, выступающих в защиту прав других лиц,
для решения вопроса о том, в каком качестве они участвуют в деле, надо устано-
вить, чей интерес они защищают. В зависимости от этого определяется их процес-
суальное положение.
Истцами по делу являются государственно-территориальные и административно-
территориальные образования, если они обращаются в арбитражный суд в защиту
своих прав и охраняемых законом интересов. Они выступают в арбитражном суде в
качестве ответчиков, когда обжалуются их незаконные действия.
Стороны как участвующие в деле лица обладают всем комплексом процессуальных
прав и несут все обязанности, которые принадлежат этим участникам процесса.
Кроме того, они обладают такими правами, которыми не обладают другие участвую-
щие в деле лица. Так, истец вправе до принятия решения по спору изменить осно-
вание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо
отказаться от иска. Основание или предмет иска могут быть изменены по инициати-
ве арбитражного суда с согласия истца. Ответчик вправе признать иск, стороны -
прийти к мировому соглашению по спору полностью или частично.
Иск может быть заявлен совместно несколькими истцами или одновременно к не-
скольким ответчикам. Каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой сто-
роне выступает в процессе самостоятельно. Участники могут поручить ведение дела
одному из участников.
Арбитражный суд с согласия истца может до принятия решения привлечь к уча-
стию в деле другого ответчика.
Арбитражный суд, установив во время разбирательства дела, что иск предъяв-
лен не тем лицом, которому принадлежит право требования, или не к тому лицу,
которое должно отвечать по иску, может с согласия истца заменить первоначально-
го истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком.
При несогласии истца на замену его другим лицом, последнее может вступить в
процесс в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на
предмет спора. Если истец возражает против замены ответчика другим лицом, суд
может с согласия истца привлечь это лицо в качестве второго ответчика.
После замены ненадлежащей стороны дело рассматривается сначала.

§ 3. Третьи лица в арбитражном процессе

Кроме истца и ответчика в арбитражном процессе могут участвовать третьи ли-
ца. Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает два вида третьих лиц: за-
являющих самостоятельные требования на предмет спора и не заявляющих самостоя-
тельных требований на предмет спора.
Вступление третьих лиц с самостоятельными требованиями в арбитражный про-
цесс является институтом, благодаря которому достигаются процессуальная эконо-
мия, быстрота арбитражного процесса, обеспечивается защита нарушенных или оспо-
ренных прав субъектов. В одном деле по спору между первоначальными истцом и от-
ветчиком рассматривается также иск третьего лица, используются доказательства,
касающиеся спорного предмета, представленные всеми лицами, участвующими в деле.
Вследствие этого легче, быстрее и правильнее путем вынесения единого решения
арбитражным судом разрешается спор всех участников дела.
Третьи лица с самостоятельными требованиями вступают в арбитражный процесс
только по собственной инициативе. Арбитражный суд извещает заинтересованное ли-
цо о процессе.
Арбитражный суд вправе отказать заинтересованному лицу во вступлении в уже
начатый арбитражный процесс в качестве третьего лица, если сочтет, что его тре-
бование не направлено на предмет спора.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, поль-
зуются правами и несут обязанности истца, кроме обязанности соблюдения досудеб-
ного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это пре-
дусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором. Всту-
пая в процесс, они должны уплатить государственную пошлину, вправе отказаться
от иска, заключить соглашение с ответчиком и первоначальным истцом и совершать
все другие процессуальные действия.
Процессуальное положение третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требо-
ваний, существенно отличается от положения третьего лица, заявляющего самостоя-
тельные требования на предмет спора.
Истец и ответчик вправе просить арбитражный суд о привлечении третьих лиц
без самостоятельных требований на предмет спора для участия на их стороне. Сами
третьи лица также могут просить арбитражный суд о допуске их к участию в деле
на стороне истца или ответчика. Наконец, третьи лица могут быть привлечены к
участию в деле по инициативе суда.
Привлеченные или вступившие в дело по своей инициативе третьи лица, не за-
являющие самостоятельных требований, имеют следующие признаки: а) не заявляют
исковых требований; б) вступают в процесс на стороне истца или ответчика в силу
материально-правовой связи с тем лицом, на стороне которого третье лицо высту-
пает; в) защищают собственные интересы, поскольку решение по делу может повли-
ять на их права и обязанности. На последнее обстоятельство специально указывает
ст. 39 АПК как на условие участия в деле третьих лиц, не заявляющих самостоя-
тельных требований.
Следовательно, интерес третьего лица в деле должен быть юридическим, т.е.
таким, при котором решение по делу может повлиять на экономические права или
обязанности третьего лица. Такой юридический интерес у лица возникает в тех
случаях, когда оно с одной из сторон связано отношением, в силу которого при
неблагоприятном решении дела сторона вправе требовать от третьего лица возмеще-
ния убытков. Право стороны, против которой имеется решение арбитражного суда,
предъявить к третьему лицу иск о компенсации основано на праве регресса стороны
к третьему лицу.
Вступая в чужой арбитражный процесс, третье лицо желает помочь истцу или
ответчику. Интересы их солидарны, оба стремятся к тому, чтобы арбитражный суд
разрешил дело в пользу стороны, которой третье лицо помогает. Но общность инте-
ресов сохраняется лишь до заявления стороной регрессного требования к третьему
лицу.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, пользуются всеми
правами участвующих в деле лиц. Специфическими правами стороны они не обладают:
не могут изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер
исковых требований, отказаться от иска, признать иск, заключить мировое согла-
шение, требовать принудительного исполнения арбитражного решения.

§ 4. Участие прокурора в арбитражном процессе

Участие прокурора в арбитражном процессе зависит от его должностной и тер-

риториальной компетенции, и цели участия. Прокурор участвует в арбитражном про-
цессе в случае предъявления иска в арбитражный суд. Участие прокурора с целью
дачи заключения АПК не предусматривает.
Исковое заявление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет
Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. Исковые заявле-
ния в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор
или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним
прокуроры или их заместители (ст. 41 АПК).
Если специализированная прокуратура приравнена по своим полномочиям к про-
куратуре субъекта Российской Федерации, она может обращаться в арбитражный суд
и участвовать в рассмотрении дела [* См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации. 1993. № 2. С. 69].
Прокурор межрайонной природоохранительной прокуратуры, прокурор городской
транспортной прокуратуры по своим полномочиям не приравнены к прокурорам субъ-
екта Российской Федерации, поэтому не могут обращаться в арбитражный суд с за-
явлениями и участвовать в рассмотрении дела [* См.: Вестник Высшего Арбитражно-
го Суда Российской Федерации. 1993. № 8. С. 115].
В соответствии со ст. 4 АПК прокурор обращается в арбитражный суд в госу-
дарственных и общественных интересах.
Как правило, при выступлении в защиту государственных и общественных инте-
ресов прокурор не защищает права конкретных юридических лиц и иных субъектов [*
См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1993. № 8. С.
117]. Так обстоит дело, когда предъявляются, в частности, иски о признании не-
действительными актов государственных и иных органов, учредительных документов
предприятий, договоров о применении мер имущественной ответственности к наруши-
телям природоохранительного законодательства.
В отдельных случаях прокурор может предъявить иск в интересах организации и
гражданина-предпринимателя, если ответчиками, к которым предъявлены исковые
требования, допущены нарушения, затрагивающие государственные и общественные
интересы. Однако если иск заявлен прокурором не в общественных и государствен-
ных интересах, арбитражный суд не вправе отказать в принятии заявления [* См.:
Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1993. № 2. С. 70].
Прокурор, предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется
правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Отказ прокурора
от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по
существу. Отказ истца от иска влечет оставление иска без рассмотрения (ст. 41
АПК).

§ 5. Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного
самоуправления и иных органов

АПК (ст. 42) предусматривает одну форму участия государственных и иных ор-
ганов в арбитражном процессе: обращение в арбитражный суд с заявлением.
Право на обращение в арбитражный суд может быть осуществлено государствен-
ными и иными органами только в тех случаях, когда это специально предусмотрено
в законе. Так, ст. 7 Закона Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. «Об ох-
ране окружающей природной среды» [* См.: Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10.
Ст. 457] обязывает специально уполномоченные на то органы Российской Федерации
в области охраны окружающей среды предъявлять иски о возмещении вреда, причи-
ненного в результате нарушения природоохранительного законодательства. При раз-
решении подобных дел арбитражный суд должен установить факт правонарушения,
размер, характер, объем и причины, вызвавшие вред. Участвуя в таких делах, спе-
циально уполномоченные на то государственные органы не только помогают суду
правильно разрешить дело, но и выполняют одну из функций, возложенных на них
государством.
На основании ст. 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О за-
щите прав потребителей)» [* См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета. Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 766] орга-
ны государственного управления, контролирующие безопасность товаров (работ, ус-
луг), могут предъявлять в арбитражный суд иски к изготовителям (исполнителям,
продавцам) в случаях нарушения ими требований по безопасности товаров (работ,
услуг).
В соответствии со ст. 5 Положения «О Государственном комитете Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур»
[* Положение утверждено Указом Президента Российской Федерации от 24 августа
1992 г. № 915 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 35. Ст. 2008] Комитету предос-
тавлено право обращаться в арбитражный суд с исками по делам, связанным с нару-
шением антимонопольного законодательства. Цель участия Комитета в подобных де-
лах заключается в защите интересов государства и общества.
Таким образом, основанием вступления государственных органов в арбитражный
процесс служит их заинтересованность в исходе дела, которая вытекает из возло-
женных на них в силу компетенции обязанностей.
В некоторых случаях в арбитражном процессе могут участвовать и негосударст-
венные органы, заинтересованные в правильном разрешении того или иного дела.
Законодатель объединил их под общим названием «иные органы».
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом
интересов организаций и граждан-предпринимателей, государственные и иные органы
не занимают в арбитражном процессе положение истца. Их заинтересованность в ис-
ходе дела обусловлена компетенцией, которая в конечном итоге связана с государ-
ственными интересами. Истцом является гражданин-предприниматель или организа-
ция, в интересах которых заявлен иск. Поэтому отказ государственных и иных ор-
ганов от предъявленного ими иска не лишает гражданина-предпринимателя или орга-
низацию, в защиту интересов которых заявлен иск, права требовать разрешения
спора по существу.
В тех случаях, когда арбитражный процесс начат по инициативе государствен-
ных органов непосредственно в защиту государственных интересов, истцом выступа-
ет государство (соответствующее государственное территориальное образование -
Российская Федерация, республика в составе Федерации, другие субъекты Федера-
ции). Государственный орган в данном случае подобен юридическому лицу, высту-
пающему в защиту прав государства.
Только в тех случаях, когда государственные и иные органы возбудили в ар-
битражном суде депо по защите своих интересов, они занимают в нем положение
стороны.
Государственные и иные органы являются субъектами арбитражного процесса,
т.е, носителями процессуальных прав и обязанностей (ст. 32 АПК). Вместе с тем
объем процессуальных прав и обязанностей государственных и иных органов соот-
ветствует их процессуальному положению. Им принадлежат все права, за исключени-
ем тех, которые могут принадлежать только стороне по делу - субъекту спорного
правоотношения. Например, государственные и иные органы, обратившиеся в арбит-
ражный суд с заявлением в защиту интересов других лиц, не вправе заключать ми-
ровые соглашения, к ним нельзя предъявлять встречные иски.

§ 6. Представительство лиц, участвующих в деле

Участвующие в деле юридические и физические лица могут сами осуществлять
свои процессуальные права, а также поручить их совершение своим представителям.
Дела юридических лиц ведут в арбитражном суде их органы (руководители или
их заместители), действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом,
уставом или положением, или другие работники - представители юридического лица.
Полномочия руководителя организации (заместителя) подтверждаются документом,
удостоверяющим его служебное положение. Другие работники организации, выступаю-
щие в качестве представителей сторон, третьих лиц, подтверждают свои полномочия
надлежаще оформленной доверенностью организации.
От имени юридических лиц, имеющих сложную структуру, могут участвовать в
процессе обособленные подразделения, если юридическим лицом им предоставлено
право осуществлять полномочия стороны по делу. Обособленные подразделения - это
филиалы, территориальные управления и другие обособленные подразделения, не яв-

<< Предыдущая

стр. 9
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>