<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Несомненно, вызывает оптимизм тот факт, что во многих странах в том числе и в Российской Федерации, предприняты серьезные усилия для создания более представительных политических систем,что средства массовой информации все в большей степени приобретают глобальный характер, увеличивая тем самым повсеместную осведомленность населения в вопросах правового статуса человека и гражданина . Все это открывает широкие перспективы и возможности для распространения идеи правового статуса человека и гражданина и в сфере воспитания на всех уровнях образовательных учреждений.
Одной из отличительных черт послевоенной эпохи явилась проти-воположная позиция стран Восточной Европы социалистической ориентации и Западных капиталистических государств. В 1980 году советский юрист С.Зивс был в вправе написать,что проблема правового статуса человека и гражданина играет значительную роль в борьбе двух идеологий: коммунистической и буржуазной .
В то время как Запад рассматривал проблему правового статуса человека и гражданина как основополагающую и ей отводилось первостепенная роль в политике, восточно-европейские государства концентрировали внимание на общих проблемах мира, разоружения и стабильности . К тому же в рамках дискуссий по проблеме правового статуса человека и гражданина бывшие социалистические государства были склонны рассматривать права человека как благо, гарантированное государством, а не как индивидуаль- ные права, которые в случае необходимости можно пред'явить государству. Предполагалось, что интересы социалистического государства и отдельной личности находятся в определенной гармонии и основной акцент делался на обязанности отдельной личности по отношению к социалистическому го-сударству. Среди прочих категорий правового статуса человека и гражданина эти страны часто делали акцент на экономические, социальные и культурные права, в противовес политическим и гражданским, а также особо подчеркивались коллективные права и устремления, такие как право людей на самоопределение, развитие и мир.
Наиболее ясно между этими двумя политическими системами прос-леживались три группы противоречий:
- противопоставление экономических и социальных прав политическим и гражданским;
- взаимоотношения между правами человека и государством;
- международный мониторинг и контроль за соблюдением национальных правового статуса человека и гражданина .
Изменения, происходящие в странах Восточной Европы и в нашей стране, несомненно связаны с началом перестройки, осуществлением политических и экономических реформ. Первым шагом которых стало утверждение, что общечеловеческие ценности не подчиняются непосредственно классовым интересам и что они будут лежать в основе прогресса . Постепенно основной акцент переместился на политический плюрализм, правовое государство, утверждение гражданских и политических прав.
Признание верховенства общечеловеческих ценностей и интересов над всеми иными потребовало от отечественного обществознания, в том числе, конечно, философии, правоведения и педагогики очень серьезного переосмысления, а в ряде случаев прямого пересмотра позиций, мотивировок и суждений в части, например, наших представлений о международном праве, его примате при установлении целого ряда внутригосударственных правовых норм, а также об информированности населения о них . Права человека, как право в целом, несмотря на их принадлежность к определенной социальной системе, восходят к категории важнейших общечеловеческих ценностей.
В специальный философский лексикон понятие ценности (именно понятие, а не просто случайно употребляемое, модное слово) вводится лишь в 60-х годах XIX столетия, когда за ним закрепляется вполне определенный смысл: это значимость чего-либо в отличие от существования об'екта или его качественных характеристик. Так определил понятие ценностей немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881). Правда, его соотечественник Герман Коген позднее оспаривал этот приоритет. Сложность и многозначность категории "ценность" проявилась в том, что имеется по подсчетам одного из наших современников, философа А.А.Ручки, более ста ее различных трактовок в научной литературе .
История показывает, что во всякой культуре существует некое согласие, своеобразный консенсус относительно того, что считать моральными, нравственными нормами. Этот этический консенсус может меняться или видоизменяться. Именно такое изменение переживает наше общество в настоящее время. В центре современного мировоззрения человек как высшая ценность и главное богатство общества. И главный вопрос сегодня заключается не только в том, какой человек нужен обществу, но и в том, какое общество нужно человеку, чтобы оно в полной мере соответствовало возможностям человека, его эстетическим и нравственным требованиям, комфортности, не наносило ущерб его достоинству, чести, чувству свободы и справедливости. Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации, данной эпохи важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его среда .


Список использованной литературы:

1. Маринин М.М. Туристские формальности. М.1995.
2. Туристские услуги. “Спрос”. № 3, 1996.
3.Журнал “Государство и право”. 1994-1996гг.
4.Международная защита прав и свобод человека.Сборник документов. М.1990г.
5. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып.1. Москва. 1910 г.
6. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Спб.
7. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве.-М.1989г.
8. Конституция Российской Федерации.М. 1993г.
9. Юридический вестник. 1993г. № 8.
10.Малько А.В. Право для человека: ограничение или стимул? Правоведение. 1992. № 5.

















<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ