<< Предыдущая

стр. 4
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


на стороне должника или кредитора порождает деление обязательств на долевые и солидарные17, а также категорию регрес-сных обязательств: один из солидарных должников, полностью исполнивший обязательство, получает право регресса к остальным должникам.
Изо всех видов обязательств наибольший практический интерес представляет денежное обязательство, по которому должник передает кредитору денежные знаки в определенной или определимой сумме. Будучи специфическим объектом гражданских и торговых правоотношений, деньги позволяют осуществлять товарообмен в широких масштабах. Наряду с денежными обязательствами в "чистом виде" (скажем, упоминавшимися заемными) существуют многочисленные денежные обязательства как "платежная часть" других обязательств (купли-продажи, перевозки, подряда и т. п.) или универсальная форма исполнения последних при невозможности их исполнения в натуре. В эпоху промышленного капитализма и вплоть до начала XX в. любое обязательство достаточно свободно трансформировалось в денежное. Не случайно право и судебная практика Англии и США не признают невозможности исполнения обязательств, ссылаясь на то, что любое обязательство может быть превращено в денежное, а деньги всегда уплачиваются должником.
Однако в современных условиях процессы инфляции, неустойчивость валют, колебания их курсов (девальвации и ревальвации), валютные кризисы делают денежную компенсацию не всегда приемлемой для кредитора. Последний заинтересован в том, чтобы отрицательные валютные изменения не отражались негативно на его имущественной сфере. Поэтому, например, в денежных обязательствах в иностранной валюте стали различать и применять валюту долга и валюту платежа. Валюта долга - это денежная единица, в которой исчисляется сумма денежного обязательства. Валюта платежа - валюта, в которой обязательство должно быть исполнено18.
Стремясь обезопасить себя от валютных неурядиц, деловые люди стали прибегать к различным формам "золотых оговорок". В частности, сумму денежного обязательства устанавливали путем указания на соответствующее число золотых монет определенного стандарта, веса и пробы, в которых должен быть произведен платеж. В настоящее время эта форма "золотой оговорки" не применяется, поскольку в обращении нет золотых монет. Другой формой "золотой оговорки" было указание на то, что должник обязан уплатить кредитору в данной валюте эквивалент определенного числа золотых монет. В настоящее время положение о
Cafarena Laporta J. La solidaridad de deudores. Madrid, 1976. P. 183.
18 Rodrigues Sastre A. Las obligaciones en moneda extranjera. Madrid, 1968. P. 10.
92

"золотой оговорке" утрачивает свое значение, так как ни одна валюта сейчас не основывается на курсе золота. Поэтому в деловой практике создаются новые формы гарантийных оговорок. В частности, широко применяются условия, связывающие сумму обязательства с покупательной способностью валюты путем определения ее на основе предусмотренного в обязательстве индекса цен (общетоварный индекс, индекс цен промышленных товаров, товаров определенного набора). Вводятся также оговорки, устанавливающие право кредитора отказаться от договора в случае превышения обусловленного предела изменений соотношения золота и валюты, указанного в договоре19.
Важное значение в законодательстве, судебной практике и доктрине придается исполнению обязательств. В связи с отмечавшимся падением роли денежного возмещения возрастает значение исполнения обязательств в натуре. Одновременно претерпевает изменения принцип исполнения обязательств в строгом соответствии с договором: суды нередко осуществляют толкование дот говора, исходя из "намерений" его сторон, обычаев, торговых обыкновений, "доброй совести" и "добрых нравов". Подобная практика служит питательной почвой для судебного крючкотворства, усложнения процессов, усиления в них роли адвокатов и юрисконсультов крупных фирм, а в конечном счете - для укрепления позиций экономически более сильной стороны в имущественном споре.
Заметной тенденцией развития института исполнения обязательств стало усиление его гарантий. Эта тенденция развивается по двум направлениям: во-первых, возрастает роль вещно-пра-вовых гарантий - гарантированной передачи имущества, залога имущества, остановки товара в пути и права удержания вещи; во-вторых, множится число самих видов гарантий. Например, только в разделе 9 ЕТК США предусматривается по меньшей мере десять видов, в том числе ручной залог, цессия, ипотека движимости и доверительная собственность на движимое имущество.
Большое внимание уделяется ответственности за нарушение, т.е за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств20. Главными формами ответственности служат неустойка (штраф, пени) и возмещение убытков (включая как прямые потери, так и упущенную выгоду). В случае нарушения обязательства должник обязан также исполнить обязательство в натуре. Подход к исполнению обязательства в натуре и замене его денежным возмещением неодинаков в странах континентальной Европы и странах
1 Гражданское и торговое право капиталистических стран. М., 1980. С. 162-163.
20 Alpha G., В ess one М. La responsabilita civile. Milano, 1980; L e Tour-n e au P h . La responsabilite civile. Paris, 1982; Responsabilidad civil de productos. Madrid, 1983.
93

англо-американского права. В первых требование об исполнении в натуре является основным и должник в принципе может быть всегда присужден к исполнению в натуре (за некоторыми исключениями), когда этого желает кредитор. Поэтому, например, в соответствии со ст. 97 Обязательственного кодекса Швейцарии кредитор может требовать возмещения убытков лишь в случае невозможности исполнения обязательства в натуре21.
Англо-американское право исходит из прямо противоположного принципа: основное, на что может претендовать кредитор в случае нарушения договорного обязательства, - возмещение причиненного ему ущерба путем уплаты денежной компенсации. Возможность принудительного исполнения договорного обязательства вообще была неизвестна судам общего права, и лишь суды права справедливости признали правомерность требования об исполнении в натуре в случае, когда денежная компенсация не удовлетворяет интересы кредитора22.
Сказанным объясняется максимально широкая трактовка убытков в англо-американской литературе. По В. Ансону, "цель судебного решения об убытках от нарушения договора - поставить истца, насколько это возможно с помощью денег, в то же положение, с учетом возмещения убытков, в каком бы он находился, если бы договор был исполнен (Robinson v.Harman, 1848). Следовательно, он должен иметь возможность требовать возмещения убытков в виде потери прибыли, которой он был лишен вслед-
,, OQ
ствие нарушения .
Обязательным условием ответственности за нарушение обязательств в странах континентальной Европы является вина должника, что прямо закреплено в гражданских кодексах. Вина должника презюмируется, поэтому кредитор обязан доказать лишь факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Опровержение же презумпции лежит на обязанности должника (ст. 1147 ФГК, § 282 ГГУ). В законодательстве не дается определения вины, указываются лишь формы ее проявления: умысел и небрежность. Если должник хочет освободиться от ответственности за нарушение обязательства, он должен доказать, что имели место случай или непреодолимая сила.
Положения англо-американского права, касающиеся договорной ответственности, заметно отличаются от норм континентального права. Основной принцип общего права заключается в том, что договоры должны исполняться при любых условиях и независимо от вины должника. Если лицо приняло на себя обязательство по договору, то оно не может отказаться от исполнения
21 Code des obligations du 30 mars 1911. Berne, 1979. P. 18.
22 Гражданское и торговое право капиталистических государств. Ч. 2. М., 1984. С. 36.
23 А н с о н В. Указ. соч. С. 346.
94

последнего по мотивам невозможности сделать это. Подобная "абсолютная" ответственность логически вытекала из понимания существа и содержания договора в английском праве. Договор рассматривался как обещание, гарантия, которую должник принимает на себя по отношению к кредитору. При этом должник гарантирует не реальное исполнение обязательства, а лишь поступление в имущество кредитора определенной денежной суммы. При таком подходе вопрос о невозможности исполнения вообще не возникает: деньги уплатить всегда возможно. Однако после первой мировой войны английские суды, так же как и суды стран континентальной Европы, постепенно начинают освобождать должника от исполнения договорных обязательств, причем не только при невозможности, но и при крайней затруднительности исполнения, обосновывая это изменившимися обстоятельствами24.
Наиболее часто применяемыми в практике основаниями изменения обязательств служат уступка требования (цессия) и перевод долга. В первом случае кредитор (цедент) передает третьему лицу (цессионарию) свои права требования к должнику. Согласия должника на это не требуется. Специальной формой передачи всех прав и гарантий кредитора третьему лицу является суброгация. Например, страховая компания, выплатив полное страховое возмещение, становится кредитором по отношению к должнику (т. е. причинителю вреДа)?5. В отличие от цессии (суброгации) перевод долга осуществляется только с согласия кредитора.
Обязательства обычно прекращаются их надлежащим исполнением, заменой исполнения, новацией, соглашением о прекращении обязательства или зачетом взаимных однородных требований. В частности, с помощью зачета погашаются взаимные однородные требования согласно ст. 1289 ФГК и § 387 ГГУ. Зачет может служить средством прекращения обязательств, предметом которых являются деньги или другие заменимые вещи. На практике зачет используется часто в денежных обязательствах, связанных с банковскими операциями.
Из договорных обязательств наиболее распространены обязательства по возмездной передаче имущества в собственность или временное пользование, прежде всего купля-продажа и имущественный наем. По договору купли-продажи продавец обязан передать вещь и право собственности на нее покупателю за определенную плату, а покупатель обязан принять вещь и оплатить ее (с правом принудительного истребования вещи в случае ее непередачи). Иначе говоря, договор купли-продажи - это соглашение двустороннее, возмездное и консенсуальное.
Купля-продажа является универсальной правовой формой то-
24 Гражданское и торговое право капиталистических государств. Ч. 2. С. 48-49
25 См.: Мусин В.А. Суброгация // Правоведение. 1981. № 4. С. 98.
95

варно-денежных отношений. Однако в литературе его нередко именуют "договором продажи" или просто "продажей" либо "куплей". Насколько это оправданно? Например, по мнению Г. Ласка, "продажа состоит в переходе права собственности на товар от продавца к покупателю за определенную цену"26. "Продаже" посвящен весь титул VI ФГК. В соответствии с его ст. 1582 "продажа есть соглашение, в силу которого один обязуется предоставить вещь, а другой - оплатить ее". Основываясь на предписаниях ФГК, Ж. де ла Морандьер анализирует общие черты "продажи", условия совершения и различные виды "договора продажи"27. Понятием "продажи" оперируют и другие авторы28.
Понятие "продажи" предопределяется экономической сущностью отношений, опосредствуемых соглашениями по возмездной передаче имущества в собственность. С экономической точки зрения купля-продажа - это "двойная продажа": вещи за деньги и денег за вещь. Поэтому купля предполагает продажу, и наоборот. К. Маркс, говоря о процессе обмена товарами, отмечает, что их "продажа есть купля, Т - Л есть в то же время Л -Т"29. Поэтому договор купли-продажи вполне можно именовать договором продажи. В законодательстве и литературе так нередко и делается. Например, в ФРГ "Kaufvertrag" - это в буквальном переводе просто "договор купли". Вместе с тем в испаноговорящих странах употребляется наряду с "продажей" (la venta) понятие "купли-продажи" (la compraventa).
В различных правовых системах имеются свои особенности в регулировании купли-продажи. Например, в США особое значение придается гарантиям исполнения: понятию гарантий; подразумеваемым гарантиям; лицам, в чью пользу действуют гарантии; средствам защиты в случае нарушения гарантий. В обширном титуле VI ФГК (ст. 1582-1694) значительное внимание уделяется природе и форме продажи (ст. 1582-1593), обязательствам продавца (ст. 1602-1649) и покупателя (ст. 1650-1657). Однако во всех правовых системах важнейшее значение придается передаче права собственности на вещи (имущество, товар) по договору купли-продажи и существенным условиям данного договора: его предмету, цене, ответственности сторон за соблюдение договорных условий, а также некоторым дополнительным условиям - о сроках, месте и порядке передачи товара, его перевозке и страховании, порядке расчетов.
Ласк Г. Гражданское право США (право торгового оборота). М., 1961. С. 553.
27 Л е ла Морандьер Ж. Гражданское право Франции. Т. 3. М., 1961. С. 36-56.
Телицын В.М. Договор продажи товара в системе договорных обязательств англо-американского права // Вести. Моск. ун-та. Сер. Право. 1970. № 5. С. 65.
29 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 118-119.

Предметом договора купли-продажи традиционно служат вещи или имущество в телесной форме. Продаже подлежат как готовые, так и "будущие" вещи. В соответствии со ст. 2-105 ЕТК США "товар должен существовать и быть индивидуализирован прежде, чем право на него может перейти к другой стороне". Товары, не обладающие обоими этими признаками - наличием и индивидуализацией, - рассматриваются как будущие товары. Договор, который стороны считают состоявшейся продажей будущих товаров или какого-либо относящегося к ним права, юридически действует как договор о продаже (a contract to sell). Нередко таким путем продают будущий урожай, строящийся дом или квартиру. Комплекс вопросов купли-продажи "будущих вещей" в сравнительном аспекте (по праву Италии, Испании и Франции) проанализирован в капитальной работе профессора Виде К. Рохеля30.
Категория "будущих вещей" была известна еще римскому праву. В настоящее время помимо ЕТК США эту категорию вещей предусматривают ст. ИЗО ФГК и акты о купле-продаже других стран. В силу ст. ИЗО ФГК "будущие вещи могут быть предметом обязательства".
Наряду с телесными вещами предметом обязательств все чаще становятся нематериальные блага - права на объекты промышленной, литературной, художественной, научной и вообще интеллектуальной собственности, а также акции, облигации и другие ценные бумаги, содержащие различные права требования31.
Являющиеся предметом обязательств вещи обычно характеризуются количественными и качественными показателями. Количество выражается мерами единиц товара, его веса, длины или площади. Качество определяется путем ссылки на образец или стандарт товара, его описание. Нередко все эти критерии содержатся в специальных формулярах. Качество сложных машиностроительных изделий обычно характеризуется чертежами, проспектами, инструкциями. Если качество товара, характеризуемого родовыми признаками, в договоре не определено, продавец обязан поставить товар не ниже среднего качества (§ 243 ГГУ, ст. 1246 ФГК).
Важным атрибутом договора купли-продажи является цена товара. Свобода усмотрения сторон в установлении цены товара приводит нередко к значительному отрыву цены товара от его стоимости. Формально оставаясь превращенной формой стоимости (меновой стоимостью) товара, фактически его цена це-
30 R о g e I Vide К. La compraventa de cosa futura. Bolonia, 1975.
31 Erman. Wissenschaftliches Eigentum. Marburg, 1929; Troller A. Imma-terialguterrecht. Basel und Frankfurt am Main, 1983; Ulmer E. Die Immateri-alguterrechte im internationalen Privatrecht. Koln. Berlin. Bonn. Miinchen, 1975; Д e ла Морандьер Ж. Указ. соч. Т. 3. С. 62-63.
97

ликом зависит от соотношения спроса и предложения (Nachfrage Uttci Angebot). Большое влияние на величину цены товара оказывают не только его внутренние свойства (качество, надежность, долговечность), но и эстетические, эргономические параметры (привлекательность, модность, простота и удобство пользования вещью), а также престижность торгового заведения, место его расположения, время года, современная упаковка и маркировка товарным знаком, наименованием места происхождения или указанием происхождения товара. Совокупное действие всех указанных факторов обусловливает большой разнобой цен на това ры одинакового назначения и постоянное их изменение (особенно в розничной торговле).
Не случайно в США, например, говорят о "просвещенном по купателе", т. е. таком, который постоянно следит за ценами и покупает не столько тогда, когда возникла потребность, а когда это выгодно. Любая покупка для подобного покупателя (а их в стране большинство) обычно начинается с чтения газет или просмотра рекламных телепередач. Так, "Вашингтон пост" помещает рекламу продовольственных магазинов ежедневно, а по средам, как и практически все другие газеты, выходит со специальной вкладкой - "Продукты"32.
Условия любого договора купли-продажи заключаются в адекватную ему форму. Обычно стороны вправе сами избирать форму договора: устную, письменную или специальную. Однако для купли-продажи недвижимости, как правило, форма договора устанавливается законом. Например, в Англии продажа недвижимости оформляется "договором за печатью", а в США - "документом за печатью о формальном отказе от права" . Обязательная письменная форма с нотариальным или судебным удостоверением либо занесением в поземельную книгу требуется для продаж;: недвижимости в ФРГ (§ 313 ГГУ). В письменной форме совершаются и сделки с движимым имуществом, если его цена превышает определенную сумму (например, во Франции 5 тыс, франков, а. в США - 500 долл.)
Важное значение придают право, доктрина и прэ.ктика определению момента перехода права собственности на имущество от продавца к покупателю. Более того, по мнению Г. Ласка, "правовые нормы о продаже представляют собой сочетание норм договорного права и норм о праве собственности"33. Согласно § 433 ГГУ продавец вещи обязан передать покупателю не только вещь, но и право собственности на вещь. Поэтому весьма важно четкое определение момента перехода к покупателю права собственности на вещь.
32 Рынок, цены, жизнь // Эхо планеты. 1989 № 2. С. 5-6.
33 Л ас к Г. Указ. соч. С. 553.
98

С моментом перехода права собственности на приобретаемую вещь связано, в частности, возникновение у покупателя права распоряжения вещью по своему усмотрению. Одновременно покупатель несет риск случайной гибели или порчи вещи. Если право собственности перешло к покупателю ранее передачи ему вещи и вещь случайно погибнет, покупатель обязан уплатить покупную цену. В случае объявления несостоятельности продавца покупатель-собственник и его кредиторы вправе требовать выделения вещи из конкурсной массы. Собственнику-покупателю принадлежат и плоды вещи, и причитающееся за нее возмещение, например страховое возмещение в случае гибели вещи. В то же время покупатель-собственник отвечает за вред, причиненный вещью.
Существуют две системы определения момента перехода права собственности к приобретателю вещи по договору: в силу одного лишь соглашения о продаже вещи (США, Англия, Франция) или при условии передачи самой вещи (ФРГ, Швейцария). Однако из общих правил имеются исключения. Так, во Франции право собственности на продаваемую вещь возникает у покупателя с момента соглашения, если только вещь обладает индивидуально-определенными признаками (ст. 1138, 1583 ФГК). Для перехода права собственности на вещь, определяемую родовыми признаками, требуется ее индивидуализация, как правило, осуществляемая одновременно с передачей. Право собственности на недвижимость переходит к покупателю с момента регистрации
Q4
сделки в реестре хранителя ипотек .
Аналогичным образом в США по договору "продажи индивидуально определенного товара" при отсутствии соглашения, обыкновений, общепринятой практики делового оборота либо поведения, свидетельствующего о намерении сторон, право собственности на товар переходит от продавца к покупателю в момент заключения договора. Если же товар не индивидуализирован в момент заключения договора, или если его нет в наличии, или если он ие является собственностью продавца, право собственности на товар переходит к покупателю после того, как "товар в соответствии с договором безоговорочно выделен для исполнения договора продавцом с согласия покупателя или покупателем с согласия продавца" 35.
В ФРГ и других странах, где возникновение у покупателя права собственности связывается с передачей вещи, под "передачей" вещи чаще всего понимается физическое ее вручение (переход из рук в руки), или символическое вручение (например, передача ключа от строения), или передача товарораспорядительных документов. По мнению К. Ларенца, под "передачей" понимается (в
34 Гражданское и торговое право капиталистических государств. Ч. 2.
С. 84.
35 Ласк Г. Указ. соч. С. 558, 560.
99

смысле § 433 ГГУ) создание непосредственного обладания путем фактического господства над вещью, иначе говоря, "физическая передача вещи" в смысле абзаца 1 § 854 ГГУ36.
Поскольку и в системе возникновения права собственности на приобретаемые вещи при наличии одного лишь соглашения передача вещей имеет важное практическое значение, этой операции уделяется немалое внимание в законодательстве Франции, США и других стран. В частности, в соответствии со ст. 1604 ФГК "предоставлением вещи является перенесение проданной вещи во власть и владение покупателя". В силу ст. 1606 ФГК предоставление движимых вещей производится посредством действительной передачи или передачи ключей от строений, где эти предметы находятся. "Обязанность предоставить недвижимость является выполненной со стороны продавца, если он передал ключи, поскольку дело идет о строении, или передал документы, устанавливающие собственность" (ст. 1605 ФГК). Порядок "сдачи товара" продавцом, в том числе его "отгрузки" в США подробно регламентируют ст. 2-503 - 2-505 ЕТК.
Как в законодательстве, так и в литературе особо выделяются обязанности сторон по договору купли-продажи. Например, во Франции обязанностям продавца посвящены ст. 1602-1649, а обязанностям покупателя - ст. 1650-1657 ФГК. Помимо общей обязанности передать вещь и право собственности на нее продавец обязан гарантировать покупателю "спокойное и полезное владение" переданной вещью. Это означает, что продавец прежде всего должен гарантировать покупателя от эвикции, т. е. отобрания вещи по решению суда. Кроме того, он обязан дать гарантию отсутствия в вещи скрытых недостатков, делающих невозможным нормальное пользование вещью37. Продавец несет обязанность гарантии также и в случае, когда проданная недвижимость обременена сервитутами, о которых продавец не заявил в момент продажи (ст. 1626, 1638 ФГК).
Основные обязанности покупателя - принять вещь и оплатить ее. Законодательство, по общему правилу, предусматривает, что цена вещи должна быть уплачена в тот день и в том месте, как это определено договором (ст. 1650 ФГК). Если же договором порядок оплаты не регламентирован, то "покупатель должен произвести платеж в том месте и в то время, где и когда должно произойти предоставление вещи" (ст. 1651 ФГК). Законодательство Франции, как, впрочем, и других стран, подробно регламентирует многие "вспомогательные" обязанности, сопутствующие указанным основным обязанностям покупателя, касающиеся, в частности, оплаты расходов по совершению самого договора купли-продажи, задержки уплаты покупной цены, процентов по
36 Larenz К. Lehrbuch des Schuldrechts. II Band. S. 20-21.
37 См.: Де ла Морандьер Ж. Указ. еоч. Т. 3. С. 78.
100

ней и защиты интересов продавца, не получившего платежа. В силу двусторонности обязанностей покупателя и продавца этим обязанностям корреспондируют их взаимные права.
За нарушение обязанностей предусматривается имущественная ответственность. Продавец в первую очередь отвечает за непередачу и скрытые недостатки вещи. При непередаче вещи покупатель вправе потребовать реального исполнения обязательства и возмещения убытков либо расторжения договора с возмещением убытков (ст. 1610-1611 ФГК). В соответствии со ст. 1641 ФГК продавец дает гарантию за скрытые недостатки проданной вещи, делающие ее непригодной к употреблению по предусматриваемому договором назначению. Продавец не отвечает лишь "за явные пороки, в наличии которых покупатель мог бы убедиться сам" (ст. 1642 ФГК). В случае обнаружения скрытых недостатков покупатель, по общему правилу, вправе по своему выбору: "или отдать вещь обратно, или требовать возвращения цены, или сохранить вещь за собой и потребовать возвращения части цены по определению экспертов" (ст. 1644 ФГК). Продавец, знавший о недостатках вещи, "обязан кроме возвращения покупной цены возместить покупателю все убытки" (ст. 1645 ФГК).
Сходные последствия предусматривает также право ФРГ. В соответствии с § 378 ГГУ покупатель обязан осмотреть переданную ему вещь и сообщить продавцу о наличии недостатков. Если имеются основания для привлечения продавца к ответственности за эти недостатки, покупатель вправе вернуть вещь и потребовать возврата покупной цены или уменьшения ее размера. Он имеет право также потребовать замены вещи, определяемой родовыми признаками (§ 480 ГГУ). Возмещение убытков возможно лишь при условии, что вещь имела недостатки уже в момент заключения договора, и продавец знал об этом, но не сообщил покупателю. В Англии и США ответственность продавца за недостатки проданных вещей выражается в расторжении договора с возмещением убытков либо в возмещении причиненных покупателю убытков, если вещи (товары) по качеству не соответствуют требованиям ст. 2-314 ЕТК.
Покупатель прежде всего отвечает за неоплату вещи. Оплата может осуществляться наличными, чеками, переводами, путем акцепта счета кредитора в банке и другими способами. В случае неоплаты купленной вещи продавец вправе: не передавать вещь, если, конечно, она еще не была передана (ст. 1612 ФГК); истребовать обратно переданную вещь; удовлетворить свои требования из суммы, вырученной от продажи вещи. Продавец вправе также взыскать покупную цену и причиненные ему убытки.
В Англии и США при неоплате товара продавец, даже если право собственности уже перешло к покупателю, вправе удержать непереданный товар, остановить его в пути либо повторно перепродать (ст. 2-705 - 2-706 ЕТК). В некоторых случаях
101

за покупателем признается право отказа от уплаты покупной цены. Например, в Японии такое право принадлежит покупателю в случаях, когда право в отношении вещи оспаривается третьим лицом и существуют опасения, что покупатель в полном объеме или частично утратит право на товар (ст. 576 ЯГК).
Широкая стандартизация условий договоров купли-продажи во внутренней и внешней торговле привела к выработке стандартизированных обозначений условий погрузки и вообще продажи товаров: ФОБ, СИФ, ФАС и КАФ. Существуют также типизированные сделки на условиях: по прибытии, франко-граница, франко-вагон. В настоящее время данные формы сделок обычно применяются во внешней (или "заморской") торговле, однако в некоторых странах их используют и во внутренних торговых операциях в соответствии с национальным законодательством (например, ст. 2-319 - 2-322 ЕТК США).
Разумеется, процессы стандартизации торговых, в том числе внешнеторговых сделок невозможно глубоко оценить без всестороннего анализа всего спектра международноправового регулирования купли-продажи. В рамках этого регулирования осуществляется перевозка товаров морским, воздушным и наземным транспортом38, вырабатываются договорные гарантии прав торговых партнеров39, происходит передача ТНК прибылей из развивающихся стран40 и борьба последних за экономическую независимость41 и новый мировой экономический порядок42.
В нашей стране постоянно возрастает интерес к правовому регулированию экспорта и импорта товаров43, прежде всего к договору внешнеторговой купли-продажи44. Все большее значение приобретают в нашей внешнеторговой практике международные соглашения, в первую очередь Венская конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров45. Однако все эти
38 Day D.M. The Law of International Trade. London. 1981.
3^ Regimen juridico dc las garantias conl ractuales en el comercio iriternacional. Madrid, 1981.
См.: Мозолин В.П. Право США и экспансия американских корпораций. М., 1974. С. 110-176.
41 См.: Жиль Шану А. Правовое регулирование международной купли-продажи товаров в Народной Республике Бенин: Дисс... канд. юрид. наук. М., 1988.
42 Morales P.I. Derecho intcmacional economico (Derecho de la integracion). Caracas, 1980; Carreau D., Flory Th.,JuIlard P. Droit international economique. Paris, 1980.
43 См.: Экспортно-импортные операции. Правовое регулирование. М., 1970; Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте. М. 1991.
4 См.: Мусин В.А. Международные торговые контракты: Учебное пособие. Л., 1986; Л у н ц Л.А. Внешнеторговая купля-продажа. М., 1972.
Sarcevic P.,Volken P. International Sale of Goods. Oceana Publicationes.
102

вопросы выходят далеко за рамки данного пособия. Его задача - дать общее представление о наиболее распространенных стандартизированных формах международного торгового оборота.
ФОБ (FOB) - это аббревиатура от английских слов "free on board", в русском переводе означающих "свободно на борту". По договору купли-продажи на условиях ФОБ продавец за свой счет доставляет товар в порт и осуществляет его погрузку на борт судна. Кроме того, он несет расходы по упаковке товара, его проверке, необходимой для транспортировки и поставки, по его измерению, взвешиванию либо подсчету. Продавец получает также экспортную лицензию и несет все риски, которым подвергается товар до его фактического перехода через поручни судна.
Со своей стороны покупатель обязан: за свой счет зафрахтовать судно или его часть, сообщить продавцу о прибытии судна, оплатить товар и все расходы вплоть до момента его погрузки на борт судна. Например, если сделка оформлена на условиях "100 000 франков ФОБ Марсель", то 100 000 франков включают как плату за товар, так и все расходы, понесенные продавцом до момента погрузки товара на борт судна в порту г.Марселя. Формулу "свободно на борту" нельзя трактовать буквально: погрузка может осуществляться не только на борт судна, но и на другое транспортное средство. Поэтому ст. 2-319 ВТК США употребляет более широкие формулы: "ФОБ место отгрузки", "ФОБ место назначения" и "ФОБ судно, вагон или другое средство транспорта".
ФАС - это разновидность договора типа ФОБ. Согласно п. 2 ст. 2-319 ЕТК, "поскольку иное не установлено соглашением, условие "ФАС судно (что означает "свободно вдоль борта") определенный порт", даже если эта формулировка употребляется лишь в связи с указываемой ценой, означает условие сдачи, по которому продавец обязан: а) за свой счет и риск расположить товары вдоль борта судна способом, принятым в порту или на пристани, указанной и обеспеченной покупателем; б) получить и передать расписку на товары, в обмен на которую перевозчик обязан выдать коносамент".
В последнее время по договорам ФОБ на продавца все чаще стали возлагать также обязанность фрахтовать судно и страховать товар. Этот вид стандартизированной сделки получил название СИФ. CIF - сокращение от слов: cost (стоимость или цена товара), insurance (страхование) и freight (фрахт, т. е. провозная плата). В соответствии со ст. 2-320 (1) ЕТК "условие СИФ означает, что в цену включается стоимость товара, а также страхование и фрахт до обусловленного места назначения". Разновидностью СИФ является КАФ, означающее, что "в цену
N.Y., 1986; Зыкин И.О. Договор во внешнеэкономической деятельности. М., 1990. С. 167-191.
103

включается стоимость товара и фрахт до обусловленного места назначения" (п. 1 ст. 2-320 ЕТК).
По мере применения сделок на условиях СИФ в судебной практике постепенно сформировались устойчивые правила об обязанностях продавца по обеспечению перевозки товаров и их страхованию от возможных рисков. В 1928 г. Ассоциацией международного права были опубликованы так называемые. Варшавские международные правила СИФ. После их пересмотра в 1932 г. в Оксфорде они стали именоваться Варшавско-Оксфордскими правилами СИФ 1928-1932 гг. Данные правила, не будучи официальным международным соглашением, применяются при условии их упоминания в конкретном торговом контракте.
Главное назначение Варшавско-Оксфордских правил состоит в определении основных обязанностей продавца и покупателя через структуру покупной цены. В соответствии с последней продавец обязан: перенести на покупателя право собственности на товар условленного качества и в установленном количестве; отправить товар в место, указанное покупателем; за свой счет застраховать товар на весь период его перевозки; оплатить за свой счет вывозные пошлины и все портовые сборы, связанные с отправкой товара; послать и предложить покупателю все надлежаще оформленные документы на погруженный или в соответствующих случаях переданный перевозчику для погрузки товар.
Со своей стороны, покупатель обязан: уплатить продавцу указанную в счете-фактуре цену; принять товар и уплатить часть фрахта, не выплаченную продавцом в порту отгрузки; оплатить ввозные пошлины и все расходы, связанные с разгрузкой прибывшего товара. В случае необходимости покупатель должен получить импортную лицензию и другие документы, необходимые для ввоза товара.
Наиболее распространенным договором по передаче имущества во временное возмездное пользование служит договор имущественного найма. С экономической точки зрения, наем имущества - это продажа на время права пользования имуществом. Договор имущественного найма является двусторонней, возмез-дной, консенсуальной сделкой. Помимо гражданских кодексов (ст. 1708-1778, 1800-1831 ФГК; § 535-597 ГГУ и др.) отношения имущественного найма регламентируют земельные законы, законы о найме жилых помещений и другие акты. Предметом договора чаще всего служат: земля, жилье, производственные предприятия, здания и сооружения, транспортные средства, предметы обихода (музыкальные, спортивные и т. п.).
По договору имущественного найма наймодатель обязан: предоставить вещь нанимателю в состоянии, требуемом для ее использования согласно договору (в хорошем состоянии, со всеми принадлежностями); поддерживать вещь в пригодном состоянии, в том числе путем проведения капитального ремонта (ст. 1576
104

ГК Италии, ст. 606 ЯГК); отвечать за скрытые недостатки вещи, препятствующие ее обычному использованию или использованию, предусматриваемому договором (ст. 1721 ФГК), даже если наймодатель не знал о них в момент заключения договора.
Другая сторона в договоре имущественного найма - наниматель - обязуется: использовать вещь по ее назначению либо для целей, определяемых договором; производить текущий ремонт вещи; вносить обусловленную плату; вернуть вещь по истечении предусмотренного срока. Обязанности сторон обычно регламентируются во всех деталях в подзаконных актах, в частности в различных формулярах. Например, при найме жилья предусматривается отдельно плата не только за само жилое помещение, но и за пользование лифтом, отоплением, холодной и горячей водой, электро-, газо- и водосчетчиками, а также за уборку помещения. В среднем квартплата в западных странах (даже с учетом поправок на разницу в уровне зарплаты) весьма высока46.
Наем - та сфера жизни общества, где наиболее остро ощущается имущественное неравенство, - как в городе (наем жилья), так и в деревне (аренда земли). Найти квартиру в любом городе - не проблема. Проблема в том, чтобы снять ее, уплачивая высокую квартирную плату. В западных странах очень популярна благотворительная деятельность: ею занимаются все - от школьников до королев, собирающих пожертвования на сирот и престарелых. Однако никакие пожертвования не способны компенсировать финансовых "ножниц", существующих между уровнем квартплаты и реальными возможностями многих семей трудящихся. Поэтому, к примеру, в Португалии 2400 тыс. человек (а это 25% всего населения страны) нуждается в жилье. Многие из них ютятся в сараях, сооруженных из ящиков и листов железа. В США бездомных (а их, как отмечалось, в этой стране 3 млн) называют "стрит пипл" - "людьми улицы". Таких людей можно встретить в ФРГ, Италии и других странах.
Особенно удручающее впечатление производят женщины, нередко вместе с детьми устраивающиеся на ночлег в коробках из-под товаров. Прохожие называют их "картонными леди". Тот, кто хотя бы раз испытал состояние бездомного или даже видел подобных людей, будет отчаянно бороться за имеющееся жилье. Этим объясняются вспыхивающие нередко настоящие сражения между полицией и жильцами, подлежащими выселению (по причине сноса домов из-за желания владельцев выгодно продать участок).
Аренда земли, особенно в странах высокоразвитого сельско-
По данным выпущенного ЦРУ "Справочника по экономической статистике за 1988 год" в этом году средний американец заработал 18200 долл., тогда как доход среднего гражданина нашей страны составил сумму, эквивалентную 8362 долл. (Аргументы и факты. 1989. № 1. С. 6).
105

хозяйственного производства (Испании, Италии и др.), - огромная проблема для крестьян, лишенных земли. Обезземеленные крестьяне вынуждены арендовать клочки земли у помещиков-латифундистов на кабальных условиях47. Не многие эти условия выдерживают. Поэтому, к примеру, испанская Андалусия - "сельскохозяйственный край, где крестьянин - это наемный безземельный батрак, занятый на чужой земле несколько месяцев в году, корчится в муках страшной безработицы, больше других подвержен эмиграции и нищете, а значит, и росту преступности, наркомании и проституции"48.
Заслуживают серьезного внимания новейшие тенденции развития обязательств по возмездной передаче имущества в собственность или временное пользование. Лальнейшее усиление процессов монополизации наряду с "усовершенствованием" приемов недобросовестной деловой практики вынуждает предпринимателей прибегать ко все новым гражданско-правовым формам изьле-чения прибыли в конкурентной борьбе. Использование этих форм дополняется активизацией традиционных и введением новых способов организации торговых сделок, усилением материально-технической базы, развитием всех звеньев технологии торговли (от подготовки товаров к продаже, их выкладки до расчетов с клиентами). Применение как традиционных, так и особенно новых форм сопровождается массированной рекламой.
Длительное время применяются такие формы, как розничная и оптовая торговля самообслуживания (в ФРГ - Selbstbedienungs-groBhandel49). Было бы ошибочным полагать, что торговля по методу самообслуживания диктуется только интересами потребителей. Буржуазные авторы не скрывают, что к самообслуживанию вынуждает торговцев не забота о покупателях, а острая конкуренция50.
Широкие масштабы приобрела купля-продажа с рассрочкой платежа, т. е. в кредит, что породило даже выражение "жизнь взаймы". Купля-продажа в рассрочку состоит в выплате покупной цены частями через определенные промежутки времени. Новейшая тенденция в этой сфере состоит во все более широкой продаже в кредит без первого платежа. Например, в Испании сейчас можно приобрести в кредит без первого взноса (sin entrada) многие товары длительного пользования, включая квартиры и
Прожогин Н., Чернышев В. Андалусия - земля людей без земли // Правда. 1986. 13 янв.; Чернышев В. Земля конкистадоров. В испанской "глубинке" // Правда. 1983. 11 июля.
Верников В. Коррида, фламенко и... жизнь. М., 1988. С. 82.
49 Schricker G., Lehman M. Selbstbedienungsgrofihandel. Koln, Bonn, Berlin, Miinchen, 1976.
50 Scharfer Wettbewerb zwingt zur Selbstbedienung // Der Verbraucher. 1976. N 8. S.4.
106

дорогостоящую электронную бытовую технику. В этом проявляется стремление к сбыту товаров в буквальном смысле "любой ценой".
Хорошо известны зимние и летние (вообще - сезонные) распродажи уцененных товаров - "сольды" или "сейлы". В ФРГ их именуют заключительной распродажей - SchluBverkauf. Понятие "заключительной распродажи", пожалуй, наиболее приемлемо, поскольку распродаются с уценкой не только одежда, обувь и другие сезонные товары, но и мебель, посуда, книги. В период распродаж со стороны торговцев допускаются различные злоупотребления, прямые нарушения прав потребителей. К примеру, накануне распродаж где-нибудь на 56-й странице 98-стра-ничной газеты петитом в десяти строках "информируют" покупателей, что они обладают теми же правами в отношении качества распродаваемых товаров, что и при обычной купле-продаже. С подобной "информацией" обычно не знакомо большинство участников распродаж - представителей бедных слоев населения, иммигрантов. Их робкие попытки "качать права" по поводу залежалых и явно недоброкачественных товаров нередко сходу грубо пресекаются продавцами: "Чего вы хотите за такие деньги?" Стремясь сбыть излишки товаров, избежать затоваривания, освободить складские помещения для новых партий товаров, разгрузить прилавки, а в конечном счете обойти конкурентов, получить дополнительную прибыль, предприниматели порой идут и на фиктивные распродажи.
Сравнительно новой формой является аренда-продажа имущества - лизинг (leasing). Это своеобразный вид договора имущественного найма с правом нанимателя после истечения срока действия договора приобрести предмет найма в собственность. Продажная цена предусматривается в момент заключения сделки и составляет незначительный процент первоначальной стоимости имущества51. Обычно на условиях лизинга передается подверженное быстрому моральному старению дорогостоящее оборудование. Существуют две модели лизинга: "романская", в соответствии с которой условие о дальнейшей покупке оборудования нанимателем является обязательным, и "американская" , согласно которой этот вопрос передается на усмотрение сторон52.
Большое распространение получила продажа непатентуемых
Reich N. Leasing // Vertragsschuldverhaltnisse (ohne Kaufrecht). Munchen,
1974. S. 50-99; Galimberti G.M. II Leasing. Milano, 1980; V i d a 1 В 1 a n -
, с о К. El leasing, una innovacion en la technica de la financion. Madrid, 1977; Rico
P e г e z F. Uso у disfrute de bienes ajenos con opcion a compra. La contracion por
"leasing" en Espana. Madrid, 1974.
См.: Кабатова Е.В. Новые формы передачи машин и оборудования во временное пользование (лизинг) в гражданском праве буржуазных государств: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 1981. С. 6.
107

секретов производства (know-how)53. Вопросам использования и передачи ноу-хау посвящена обширная литература54. Правовой режим ноу-хау рассматривается в гл.4.
Во многих странах используется такая форма, как возврат покупателю некоторого процента покупной цены в виде обмениваемых на деньги (или товары) фирменных марок (в ФРГ - Ra-battmarken). Эти марки выдаются в целях закрепления определенного круга покупателей за соответствующим торговым заведением. Их регулярная массовая выдача под силу лишь мощным фирмам. Тем не менее по данным журнала "Потребитель" (ФРГ) эти марки выдает каждая пятая фирма в 11 странах Западной Европы - Австрии, Бельгии, ФРГ, Испании, Франции и др.55
В США еженедельно газеты печатают купоны супермаркетов. Купоны рассылаются также по почте. На одних купонах значится 10 центов, на других - 25, на третьих - 50, есть купоны по доллару. На каждом указан продукт, при покупке которого часть стоимости товара можно оплатить купоном. Допустим, за 2 л пепси-колы платишь не 99 центов, а 74 цента плюс 25-центовый купон. Купоны - средство продвижения товара на рынок. Их стоимость возмещает магазинам производитель данного товара. Расчет делается на то, что, имея купон на пепси-колу, покупатель возьмет именно ее, а не стоящую примерно столько же кока-колу56.
Некоторые новые формы торговли затрагивают только качество товаров. Например, устанавливаются гарантийные сроки на товары, на которые их ранее не было, скажем, на изделия из джинсовой ткани (в Испании - 1 год: un ano de garantia).
Технология передачи имущества в собственность подчиняется в условиях рыночной экономики ряду неписаных законов, один из которых гласит: "покупатель - король". Этот закон диктует как правила поведения работников торговых заведений, так и всю стратегию сервиса. Повсеместная приветливость, улыбчи-вость, безупречная вежливость, предельная аккуратность и точность выполнения заказа - все это атрибуты отнюдь не одного только японского торгового сервиса57.
Выкладка товаров в торговых заведениях подчинена одной цели - максимальному сбыту с наибольшей прибылью. Поэтому на
53 См.: Ш т у м п ф Г. Договор о передаче ноу-хау. М., 1976.
54 К о 11 е г В. Der know-how-Vertrag nach Schweizerischem Recht. 1980; Gomes S e g a d e J.A. El secrete industrial (know-how). Madrid, 1974; Stumpf, Nunio, Sengen, Staples, Bertgnolli. The Know-how-contracts in Germany, Japan and United States. 1984.
55 Der Verbraucher, 1976. N 8. S. 13.
56 Рынок, цены, жизнь // Эхо планеты. 1989. № 2. С. 5-6.
5'Савилов В. "Культурный шок" - по-японски // Моск. комсомолец. 1989. 8 янв.
108

самые видные места выставляются наиболее качественные, пользующиеся массовым спросом, но вместе с тем и сравнительно более дорогие товары. Имеющиеся более дешевые товары того же назначения располагаются "по периферии" торговых залов, в наименее удобных местах (слишком высоко или, напротив, слишком низко). Сейчас все спешат, поэтому берут то, что можно очень быстро и легко взять. Одновременно ближе к выходу, у кассовых аппаратов размещаются самые разные повседневные товары: мелкая галантерея, моющие средства, сувениры, игрушки, табачные изделия. Покупатели "вспоминают" о них, почти выскочив из магазина.
Процесс реализации товаров, в особенности продовольственных, заметно ускоряет их почти полная расфасовка в наиболее популярных дозах, снабжение каждой единицы товара собственным ценником (что полностью исключает времяемкую процедуру взвешивания), применение быстродействующих электронных весов, использование различных обозначений товаров (товарных знаков, фирменных наименований, наименований мест, указаний происхождения товаров) и современной упаковки. Тем не менее персонал торговых заведений трудится с полной нагрузкой: сменяя друг друга (без перерывов на обед всего заведения), работают подсобные рабочие, постоянно наполняя товарные емкости и снабжая каждую единицу товара ценниками при помощи напоминающего пневматический пистолет прибора. Так же непрерывно трудятся кассиры, которых точнее было бы назвать "торговыми диспетчерами", манипулирующими не только кассовым аппаратом, но и конвейерной системой, препятствующей образованию у кассового "пульта" покупательских пробок.
Массовый сбыт товаров обычно проходит под легкую музыку, психологически внушающую миллионам людей, что купля-продажа, хотя она и сопряжена с малоприятным облегчением кошелька, все же "маленький праздник", а не каждодневное испытание душевных и физических сил потребителей. Любая опасность замедления сбыта товаров, скажем, из-за образования даже сравнительно небольших очередей в отделах нефасованных продовольственных товаров (сыров, колбас, ветчины и т. п.) влечет моментальную ответную реакцию торговцев. Выполняя их "социальный заказ", инженеры тут же изобрели прибор регулирования очереди. Этот прибор, запатентованный во многих развитых западных странах, не сложен. Он состоит из металлического ящичка с нумерованной бумажной лентой, соединенного со световым • табло над прилавком. Покупатель сам отрывает жетон с очередным номером. По мере отпуска товаров на табло загораются очередные номера. Поэтому не надо стоять в очереди, не надо, отходя по своим делам, никого предупреждать об этом. Нужно только время от времени посматривать на табло. Легче дышать и продавцам: они отпускают товары только тому, кто подаст им
109

жетон с очередным номером.
В организации торговли используются, наряду с новейшими, и древние, как мир, приемы и методы: дегустация продовольственных товаров, предлагаемых симпатичными продавщицами; наем платных зазывал (обычно также вполне симпатичных, румяных и горластых либо снабженных мегафонами молодых людей), точнее скрытых зазывал, поскольку явное зазывание может быть расценено как прием недобросовестной конкуренции. Стоя у входа в торговое заведение, подобный "скрытый зазывала" что-либо делает, например овощной салат, сопровождая каждое свое движение громким комментарием. Психология зевак срабатывает безотказно: вокруг каждого "крикуна" собирается толпа. Цель - задержать побольше прохожих, авось кто-нибудь, спохватившись, что потерял время, зайдет вовнутрь и сделает покупки именно здесь. С той же целью у входов в магазины "выбрасывают" на продажу недорогие ходкие товары: зонты, платки, босоножки, кофточки, яркие игрушки.
Приманкой для покупателей служат многочисленные дополнительные удобства: на крыше заведения - игровые площадки для детей, в обувном отделе - компьютер для подбора туфель необходимого размера и полноты, на предпоследнем этаже - небольшая картинная галерея или выставочный зал, ну и, разумеется, повсюду - удобные кафе с достаточным ассортиментом закусок.
Скрытой формой зазывания, удержания, "привязывания" покупателей служит распространение фирменных визитных карточек с указанием в них координатов фирмы, транспортных средств, на которых можно добраться до нее, и обещанием предоставления временных стоянок для автомашин за счет фирмы. Чтобы не отпугнуть клиентов дальностью расположения фирмы, внушают ему, что до нее всего "кошачий прыжок" (em Katzensprimg), скажем, от мюнхенской "торговой Мекки" - Мариенплац. И, словно бы для того, чтобы рассеять все сомнения, на визитке оттиснут силуэт изящной кошечки.
Новейшая организационная форма - купля-продажа по телефону: можно, сделав заказ по телефону до закрытия торгового заведения, спокойно получить его и по истечении установленного часа работы данного заведения. Эта форма обычно используется торговыми предприятиями среднего и мелкого размера, прежде всего семейного типа, где не возникает пробл-ем с профсоюзными законами. *:'.' ее помощью мелкий бизнес стремится выдерживать конкуренцию с крупными предприятиями. По аналогии с супермаркетами, на которые "работают" целые научные "Институты самообслуживания", теоретики новых форм сбыта товаров анализируют научные и практические проблемы широкого применения продажи товаров с помощью телефонных устройств. Исследуются, в частности, тодн-е вопросы: телефон как инструмент ирадажи, влияние телефона ка «вбщукэ гехиаису продажи, сдагласоюа-ние ус-
Ш

ловий продажи по телефону, применение электроники в торговле по телефону08.
Заботясь о постоянном наращивании темпов сбыта товаров, торговцы тем не менее никогда не забывают о злоумышленниках. На смену частным детективам в магазины самообслуживания пришла электронная защита. Попытки тайком вынести из магазина товар, защитный "штрих" на котором не нейтрализован продавцом-кассир ом при его оплате, моментально пресекаются включением звуковой сигнализации и дежурным полицейским.
Непременным спутником торговли, ее "двигателем" служит реклвдса. Специалисты утверждают, что реклама родилась в раю, в тот самый момент, когда Еве удалось вручить Адаму злополучное яблоко. С тех пор как в 1625 г. в английской газете "Меркурио Британикус" появилось первое в мире объявление (автор всего-навсего предлагал купить у него книгу), утекло много воды. Как заметил один из представителей рекламного бизнеса, сейчас "воздух, которым мы дышим, состоит из кислорода, азота и рекламы". Считается, что в высокоразвитых индустриальных странах человек получает в день 12 тыс. "рекламных толчков". Некоторые подсчитали, что, достигнув 18 лет, житель США уже имеет в своем мозговом складе 50 тыс. телевизионных рекламных объявлений59.
На рекламу в западных странах тратятся огромные средства. Например, такая испанская торговая фирма, как "Корте Ин-глес", расходует на объявления до миллиарда песет в год (более двух миллионов инвалютных рублей). Оправдывают ли себя такие затраты? Безусловно. Хорошо построенная кампания вдалбливания в сознание потребителей названия какого-либо нового товара иной раз увеличивает его продажу за короткий срок в три-четыре раза. Большинство объявлений агентств обращено к женщинам, так как согласно статистике именно женщины распоряжаются семейным бюджетом. Эффективны и обращения к детям. Расчет прост: убеди ребенка, а уж он сумеет выбить у родителей покупку.
Употребленное выше выражение "массированная реклама" не является преувеличением. Реклама выполняет функции не только "артподготовки" для товарного наступления на потребителя, но и систематического "потрошения" его кошелька. Реклама прони-. каст везде и всюду, воздействует на все органы чувств. Нередко она приобретает назойливый, обманный (недобросовестный), подчас безнравственный характер.
Подобные функции и характер рекламы определяются условиями ее применения. Отсутствие дефицита на многие товары, их
58 Wage J.L. La venta рог telefono. Bilbao, 1981.
59 Чернышев В. Город вечерней звезды. Очерки о Мадриде. М., 1990.
•С. 58.
111

равномерное распространение по стране исключает существование "периферии" в смысле снабжения товарами массового спроса. Поэтому в крупных универсальных магазинах (в частности, столичных) столпотворение покупателей объясняется главным образом обилием туристов и наплывом "своих" потребителей, делающих недельные закупки в предвыходные дни, а также приобретающих промышленные товары во время смены сезонов. Словом, торговая толчея образуется, так сказать, сама по себе, а не "за дефицитом". И с этой связи перед рекламой стоит генеральная задача любыми средствами создать своеобразный, хотя бы временный "дефицит" определенных товаров, сделать все, чтобы они шли "нарасхват". Для этого реклама должна на уровне обыденного сознания сформировать у массового потребителя устойчивый благоприятный образ этих товаров.
Торговая реклама делает немало для информирования широких кругов потребителей о видах и качестве различных товаров. Много труда и таланта вкладывают дизайнеры в оформление торговых витрин. Световая реклама стала непременным атрибутом, своеобразным украшением городов. Рекламной информацией насыщены телепередачи, пресса, документальное кино и радиопередачи. Огромный массив составляет фирменная реклама, бесплатно доставляемая потребителям в виде рекламных листков, проспектов и пухлых каталогов. В рекламных целях используются фотография, а также различные формы обозначений товаров: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест и указания происхождения товаров, промышленные образцы и фирменные наименования. Постоянно укрепляется материально-техническая база рекламного бизнеса, использующего новейшие достижения, включая спутники связи и космическое телевидение.
Вместе с тем реклама имеет ряд негативных свойств. Она все чаще приобретает характер одного из средств пропаганды эталонов западного образа жизни, включая его "вещную оболочку". В руках монополий реклама становится мощным орудием подавления конкурентов. Поэтому не случайно, например, в США до 70-80% газетных площадей занимает реклама60. Аналогичным образом обстоит дело в Англии, Франции, ФРГ, Испании, Финляндии, Японии и других странах.
Коммерческая реклама все чаще соблазняет покупателей раз-* личного рода бесплатными приложениями и премиями: к одному многотомному изданию популярных книг - бесплатное приложение другого многотомного собрания61, к видеомагнитофону - набор кассет, а к автомобилю высшего класса - норковая шуба.
60 Засурский Я. "Звездные войны" особого свойства // Правда. 1987. 20 апр.
61 Ч е р н ы ш е в В. Серебряный поднос с тумбочкой // Правда. 1988-i
2 сент.                                                                                          '
112

Подобная реклама уже может рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции, если аналогичные приложения или премии не под силу другим предпринимателям.
Можно понять торговцев, которые, балансируя между угрозой затоваривания и законами о пресечении недобросовестной конкуренции, изобретают все новые рекламные хитрости. Скажем, оттискивают на фирменных пакетах изречение: "Wer rechnet, geht zur Kepa", что в переводе означает: "кто считает, идет к Кепе" ("Кепа" - один из гигантов торгового бизнеса ФРГ). Здесь нет прямого восхваления, запрещаемого законодательством о недобросовестной конкуренции. Не подчеркивается, что тот, кто идет "к Кепе", поступает правильно, а просто констатируется, что "к Кепе" идет именно тот, кто "считает" (деньги, разумеется). Но вывод "в пользу Кепы" напрашивается сам собой.
Трудно не столько понять, сколько оправдать с моральной точки зрения форму подачи рекламных материалов многими средствами массовой информации и телевидением, чрезмерно эксплуатирующими эротические или алкогольные мотивы. Чтобы привлечь внимание как можно большего числа потребителей, самую дорогую рекламу помещают рядом с информацией о трагических или скандальных событиях. Например, в центре сообщений о нахождении в Альпах трупов четверых погибших в авиакатастрофе, о повесившемся в больнице 70-летнем старике и миллионном ограблении местного ювелира мюнхенская "Абендцайтунг" помещает рекламу: "Молоку нет замены! Оно обладает ценными питательными свойствами! Молоко так же важно для детей, как и школьная перемена!"62.
В условиях перехода нашей страны к рынку важно использовать все лучшее в организации торговли за рубежом. Вместе с тем не следует и идеализировать ее "прелести" в западных странах. Ее конечные цели те же, что и у экономики в целом, -максимальная прибыль прежде всего и любой ценой. На достижение этой цели "работают" и дверные колокольчики, извещающие хозяина мелкой лавочки о появлении покупателя, и улыбки, подчеркнутая вежливость, "здравствуйте - до свидания" каждому клиенту. Атмосфера порой диаметрально меняется, как только на пути к прибыли встают неприятные преграды вроде уценки товара или малоимущих покупателей, протестующих против сбыта им недоброкачественных, подержанных и залежалых товаров либо слишком высоких цен.
Важную роль в имущественном обороте играют договоры подряда, перевозки, хранения и страхования; расчетные и кредитные отношения. О важности, скажем, страховых и банковских операций свидетельствует даже внешний вид офисов, где они совершаются - банки и страховые компании занимают, пожалуй,
62 Abendzeitung. 1976. 17 Mai.
113

наиболее респектабельные здания.
Договорам страхования и банковской ссуды посвящены обширное законодательство и литература. Наиболее популярны комментарии и монографии по вопросам: договоров страхования имущества63, земли64; добровольного страхования гражданской ответственности65; банковского права в целом66; юридических аспектов банковских операций67; выдачи банковских чеков, их функций и их нарушения68.
По договору страхования одна сторона (страховщик) за определенную сумму (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), берет на себя риск возможных негативных последствий для имущества, жизни или здоровья страхователя, наступивших в результате предусмотренного договором страхового случая. Потребность в страховании обусловливается существующими противоречиями между природой и обществом, экологическим дисбалансом, побочными последствиями современного научно-технического прогресса.
Таким образом, "в основе своей договор страхования - это договор о принятии на себя риска. Страховщик за встречное удовлетворение, называемое "премией", обязуется возместить страхователю потери, понесенные в результате наступления обусловленного договором события"69. Другие авторы прямо включают договор страхования в группу так называемых "рисковых договоров" (наряду с игрой, пари и установлением пожизненной ренты)70.
Основные виды страхования - имущественное и личное. С помощью имущественного страхования страхователь обеспечивает себя от ущерба, который может возникнуть для его имущества вследствие пожара, кражи и т. п. (страхование материальных вещей), либо от виновных действий или иных фактов, влекущих его ответственность перед третьими лицами (страхование гражданской ответственности). Цель личного страхования - получение страхователем, его правопреемником, другим управомочен-
63 Versicherungsvertragsgesetz. 22. Aufl. Miinchen, 1980.
Garrigues J. Contrato de seguro terrestre. Madrid, 1982.
65 Calsada Conde M. A. El seguro voluntario de responsabilidad civil. Madrid, 1983.
66 Rodiere R., Rives-Lange J.-L. Droit bancaire. Paris, 1980; Martin О viedo J.-M. Derecho bancario espanol. Madrid, 1977; Legislacion bancario es-panola. Madrid, 1980.
67 Aspectos juridicos de las operaciones bancarias. Barcelona, 1980; Salanitro N. Le banche e il contratti bancari. Torino, 1983.
68 A r а с e 1 i G.iS. Todo sobre el cheque bancario у sus infracciones. Barcelona, 1983.
69 Ласк Г. Указ. соч. С. 1^.1,
70 Де Ла Морандьер Ж. Указ. соч. Т. 3. С. 330-336.
114

ным лицом обусловленной денежной суммы при наступлении связанного с его личностью обстоятельства: смерти, несчастного случая либо дожития до определенного возраста.
В договоре имущественного страхования размер суммы, которая может быть получена в случае ущерба, зависит от стоимости застрахованного имущества. В противном случае есть опасность; что в целях извлечения выгоды страхователь сам "ускорит" наступление страхового случая. Это, кстати, бывает нередко: в прессе время от времени появляются сообщения о том, что некоторые объекты, застрахованные на крупные суммы, неожиданно погибают от пожаров, возникающих при "весьма загадочных обстоятельствах" . При личном страховании страховое возмещение может устанавливаться более произвольно и в твердом размере, ибо "мало оснований думать, что ради извлечения выгоды страхователь подвергнет опасности свою личность"71. Зачастую подлежащая выплате сумма исчисляется исходя из суммы периодических платежей страхователя, а не из ценности его жизни или здоровья, которая к тому же не поддается точному определению. Поэтому в настоящее время личное страхование все чаще носит характер личного сбережения.
В имущественном страховании особый интерес представляют факторы, определяющие размер страховых платежей. Обычно этот размер зависит одновременно от стоимости застрахованного имущества и степени риска его гибели или порчи. Поэтому размер платежей может косвенно служить показателем степени риска нахождения имущества в том или ином месте. В этой связи интересен аргумент, приводимый учеными в пользу отсутствия повышенного риска для кораблей и самолетов в зоне так называемого "Бермудского треугольника". Этот условный "треугольник" океана между Флоридой, Бермудскими островами и островами Пуэрто-Рико в Атлантике длительное время считается зоной подобного повышенного риска, в которой время от времени, якобы, бесследно и необъяснимым образом исчезают корабли и самолеты. Опровергая этот миф, академик Л. Брехов-ских наряду с другими, сугубо научными, приводит и такой аргумент: страховая компания Ллойда, располагающая наиболее полной статистикой несчастных случаев в море и скрупулезно учитывающая различные факторы риска при страховке, не повышает размеров страховых взносов для судов, идущих в район "Бермудского треугольника"72.
Страхованием занимаются специализированные компании, функционирующие, как правил'о, в форме акционерных обществ (Англия), корпораций (США), а также так называемых обществ вза-
Де ла Морандьер Ж. Указ. соч. С. 340.
71)
Бреховских Л. Мифы и факты // Правда. 1976. 5 дек.
115

имного страхования (Франция). Некоторые страховщики, такие как, например, упоминавшийся Ллойд, представляют собой объединения индивидуальных предпринимателей, каждый из которых осуществляет страховые операции от своего имени и на свой риск. Названные субъекты страхового права аккумулируют страховые взносы (или премии) большого числа страхователей, за счет которых и создается централизованный фонд для выплаты страховых возмещений.
Помимо страхования имущественного и личного по другим критериям различают страхование добровольное и обязательное, а также смешанное, морское и т. п. Источниками различных видов и форм страхового права служат закон и прецеденты, в том числе разделы в гражданских и торговых кодексах и специальные законы и подзаконные акты.
Законодательство и судебная практика придают важное значение также кредитным и расчетным отношениям. Наряду со специальными законами отдельные вопросы кредитования и расчетов регламентируют комплексные нормативные акты, скажем, ЕТК США, разделы 4 и 5 которого посвящены банковским депозитам, инкассовым операциям и аккредитивам.
Экономическая природа кредитования коренится в наличии у некоторых предпринимателей временно свободных средств, главным образом денежных. С другой стороны, отдельные промышленные и торговые фирмы нуждаются во временном привлечении дополнительных средств. Предоставление указанных средств на время и с уплатой процентов и есть кредитование. Существует коммерческий и банковский кредит, правовой формой которых служит договор займа или ссуды. По договору займа передаются под проценты не только деньги, но и другое имущество, определяемое родовыми (например, зерно) либо индивидуально определенными признаками (договор ссуды).
По мнению экономистов, кредит и, соответственно, различные формы задолженности корпораций, финансовых учреждений, потребителей, государственных институтов есть неотъемлемая органическая часть процесса производства, и чем выше степень обобществления производства и труда при капитализме, тем более развитой, всеохватывающей становится его кредитная система. Пирамида долгов приобрела сегодня фантастические размеры, превысив величину суммарного валового национального продукта всех западных стран73.
Расчеты возникают и производятся, во-первых, по договорам и, во-вторых, в связи с причинением и возмещением вреда. В расчетах принимают участие различные виды банков - коммерческих, инвестиционных и специализированных, а также страховые
^Шмелев Н. Мир капитализма под бременем долгов // Коммунист. 1985. № 4. С. 116, 117.
116

компании. Как и страховые организации, банки обычно функционируют в форме акционерных обществ, иногда - кооперативных товариществ либо индивидуальных расчетно-кредитных предприятий. В расчетах, осуществляемых при помощи банков, широко используются чеки и векселя.
Участники вексельного правоотношения: векселедатель (трассант), плательщик (трассат) и векселедержатель (ремитент). С правовой точки зрения вексель - это приказ трассанта трассату уплатить ремитенту или его приказу обозначенную в векселе сумму в установленный срок или по предъявлении векселя самим векселедержателем. Если переводной вексель выставляется на любое лицо и служит прежде всего средством кредита, то чек является главным образом платежным средством, выставляемым только на банк, в котором у чекодателя хранятся деньги.
Кроме многообразных внутренних проблем регулирования расчетных и кредитных отношений, в том числе связанных с так называемыми активными и пассивными банковскими сделками (предоставлением ссуд под залог, онкольных кредитов, учета векселей, совершения различных депозитных и аккредитивных операций), существуют довольно сложные валютно-кредитные проблемы в межгосударственных отношениях74. Их подробное рассмотрение выходит за рамки настоящей работы. Однако нельзя не обратить внимание на одну приобретающую все большее распространение форму расчетов с помощью кредитных карточек. В развитых западных странах уже не в шутку, а вполне всерьез говорят, что крупные наличные деньги сейчас могут Концентрироваться лишь в эмиссионных банках или у грабителей. Основная масса населения все чаще расплачивается за покупки и услуги с помощью кредитных карточек типа "Виза" или "Америкен экспресс" .
Кредитные карточки предоставляются банками,в которых клиенты хранят на счетах свои денежные средства. Это средство расчетов удобно и для потребителей, и для предприятий сферы торговли, бытового, транспортного, туристического и иного обслуживания. Поскольку кредитные карточки закодированы личным шифром владельца и введены в память компьютеров, обладатели карточек могут при необходимости получить определенную сумму и наличными, причем в любое время суток, с помощью специальных автоматов.
Наряду с рассмотренными видами обязательств в частном праве имеется еще одна группа договорных обязательств, пронизывающих всю инфраструктуру экономики. Речь идет о различного рода представительских обязательствах. В силу представитель-
См.: Альтшулер А.Б. Валютно-кредитные отношения // Правовые формы научно-технического и промышленно-економического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. М., 1980. С. 130-167.
117

ства одно лицо - представитель - на основании предоставленных ему полномочий совершает от имени другого лица - представляемого - юридически значимые действия в отношении третьих лиц, порождающие правовые последствия непосредственно для представляемого.
Представительство может основываться на договоре (поручения, трудовом, агентском), быть внедоговорным (в силу закона, административного акта или решения суда). Наряду с общегражданским в странах с дуалистической системой частного права различают торговое представительство. В настоящее время наиболее широко применяется торговое представительство и посредничество. К числу торговых представителей и посредников относятся служащие торговых предприятий (продавцы, кладовщики, прокуристы, коммивояжеры) и торговые агенты, т. е. самостоятельные коммерсанты, профессионально занимающиеся представительской деятельностью: торговые агенты с исключительными правами, агенты-делькредере и агенты-консигнанты.
Представительские функции выполняют также комиссионеры, оптовые и розничные торговцы и посредники. Посредничество -это деятельность по отысканию контрагентов каких-либо сделок, налаживанию между ними юридических контактов и подготовке их соглашений. В различных странах посредников называют торговыми коммерсантами, куртье, факторами, дилерами, маклерами или брокерами.
Предпосылки возникновения представительства как самостоятельного правового института появляются одновременно с формированием развитого товарного производства. К этим предпосылкам относятся: концентрация производства, делающая необходимым обособление функций, связанных с обращением капитала, и создающая экономическую возможность для широкого использования услуг представителей; обострение проблемы реализации товарной продукции и освоения новых рынков; необходимость постоянного снижения издержек обращения и ускорения оборота капитала, создания благоприятных условий для присвоения предпринимателями большей прибавочной стоимости и, следовательно, большей прибыли75.
Одним из наиболее распространенных оснований возникновения представительских обязательств является договор поручения, а в странах общего права - агентский договор. Договор поручения - это соглашение, по которому одна сторона (поверенный) совершает от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные действия - юридические, а иногда и фактические. Договор поручения является двусторонним, консенсуальным и возмездным (либо иногда безвозмездным). Договор заключа-
** См.: Субботин Н.А. Представительство в англо-американском праве: Дис... канд. юрид. наук. М., 1983. С. 9-10.
118

/ется в устной либо письменной (простой или нотариальной) фор-,ме. По договору поверенный обязан выполнять поручение лично, -сообщать доверителю необходимые сведения и представлять отчет. Со своей стороны, доверитель обязан выдать поверенному аванс, возместить понесенные им расходы и уплатить обусловленное вознаграждение.
Широко применяемый в Англии, США и других странах общего права агентский договор - это соглашение, в соответствии с которым одно лицо (агент) совершает юридические действия за счет и в интересах другого лица (принципала). Это двусторонний, консенсуальный и, как правило, возмездный договор. В качестве агентов (физических или юридических лиц) выступают аукционисты, факторы, брокеры, агенты по продаже недвижимости или солиситоры.
Аукционист является агентом по продаже имущества на публичном аукционе. Фактор - это агент, которому передаются товары с целью их продажи. В качестве брокера выступает агент, используемый для ведения переговоров между сторонами о заключении договора. Услуги агента по продаже недвижимости используются для подыскания покупателя собственности. Солиситор - это агент, имеющий подразумеваемое полномочие получать повестки и выступать в суде от имени своего клиента76
Анализ отношений представительства по агентскому договору свидетельствует о том, что англо-американское право исходит прежде всего из интересов крупных собственников. Общим правилом является преимущественная защита интересов принципала, которым обычно является крупная организация. Исключение из этого общего правила делается только тогда, когда в качестве агента выступают такие организации, как банки.
Законодательство и обширная судебная практика стран обще-,го права детально регламентируют отношения между принципалом и агентом, принципалом и третьими лицами, а также между агентом и третьими лицами. Наибольшее значение придается ответственности принципала перед третьими лицами за правонарушения, совершаемые агентом, и ответственности агента по договорам, заключенным без полномочий. Если агент превышает свои полномочия при заключении сделки за счет принципала, то он несет ответственность перед третьим лицом, если принципал не одобрит совершенные без полномочий действия агента77.
Как и по вопросам страхования, расчетных и кредитных отношений, по представительству существует обширная литература. В частности, всесторонней характеристике правового статуса и ,-деятельности агентов-посредников посвящена капитальная рабо-
76 См.: А и с о н В. Указ. соч. С. 382-383.
77 См.: Ласк Г. Указ. соч. С. 311.
119

та испанского автора Х.Р. Кано Рико78. В книге исследуется законодательство и практика по вопросам представительства Испании, Франции, ФРГ, Великобритании, Италии, Бельгии, США, Канады и ряда стран Латинской Америки.
Законодательство и практика придают важное значение также другому основанию возникновения обязательств - правонарушению или деликту. Среди правонарушений, порождающих гражданские обязательства, чаще всего фигурирует причинение вреда. При этом имеются в виду именно случаи внедоговорного причинения вреда (delits, unerlaubte Handlungen, torts).
По мнению японских авторов, деликт представляет собой незаконное действие, причиняющее вред другому лицу, на основании чего возникает обязанность причинившего вред возместить его. Причинение вреда возможно и в результате неисполнения обязательства одной из сторон договора, однако такие отношения регулируются нормами о договорной ответственности. Институт же деликтной ответственности направлен на урегулирование отношений между лицами, не связанными договорными отношениями, и предусматривает при определенных условиях возмещение причинителем вреда ущерба, причиненного пострадавшему79.
Сходным образом характеризует деликт профессор К.Ларенц (ФРГ). По его мнению, тот, кто причинит другому вред, обязан (если он способен за это отвечать) возместить данный вред. Подобным образом возникают по закону обязательства из "причиненного вреда"80.
Как явствует из последнего высказывания, возмещение причиненного вреда - это одновременно форма гражданской ответственности и ответственность эта наступает лишь при определенных условиях. Обычно называют 4 подобных условия или основания: наличие самого вреда (в том числе морального); противоправность поведения причинителя вреда; наличие причинно-следственной зависимости между вредом и поведением правонарушителя; вина причинителя вреда.
Вред может быть причинен как имуществу, так и личности (жизни, здоровью) физических и юридических лиц. В век НТР, научно-технического прогресса орудием причинения вреда все чаще становятся устройства по производству и использованию атомной энергии, новых химических веществ и удобрений, новые средства транспорта81. Одной из наиболее острых проблем эко-
Cano Rico J.R. Los agentes mediadores en Espana у en el derecho comparado. Madrid, 1980.
79Вагацума С., Ариидзуми Т. Указ. соч. С. 133-134. 80 Larenz К. Op. cit. S. 447.
1 См.: Городисская Е.Ю. Гражданская ответственность за ущерб, причиненный судами с атомно-анергетическими установками по праву капиталистических стран: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 1985.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>