<< Предыдущая

стр. 5
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

120

логии как раз и является проблема борьбы за безопасные и здоровые условия производства. В развитых западных странах предпринимаются определенные, подчас большие усилия по сдерживанию, нейтрализации, устранению вредоносных факторов современного производства, однако эти усилия далеко не всегда оказываются эффективными.
Предпринимаемые меры ослабляются, а порой сводятся на нет частнособственнической разобщенностью отдельных производителей, их стремлением вкладывать минимальные средства в эко-логизацию производства, разработку и осуществление программ предотвращения кризисных экологических ситуаций. Этим объясняется, в частности, трагедия индийской провинции Бхопал, унесшей в 1984 г. тысячи жизней по вине филиала американской корпорации "Юнион Карбайд", а также многие более мелкие трагедии в других странах. К примеру, тринадцать лет рассматривался судебными инстанциями Японии иск, предъявленный 196 жителями города Тиба компании "Кавасаки сэйтэцу", чьи металлургические предприятия занимают значительную часть территории города. Истцы требовали выплаты им денежной компенсации за ущерб, причиненный их здоровью загрязнением воздушного пространства над городом предприятиями компании.
Суд, установив прямую связь тяжелых легочных заболеваний истцов (главным образом бронхиальной астмы) с постоянным присутствием в воздухе двуокиси азота, двуокиси серы и других ядовитых веществ, а также вину в этом компании "Кавасаки сэйтэцу", обязал ее выплатить пострадавшим денежную сумму в размере 77 млн 140 тыс. иен. Однако требование о полном прекращении работы доменных печей компании было судом отклонено. Кроме того, ввиду затяжного характера спора 14 истцов успели умереть, так и не дождавшись компенсации за причиненный им вред82.
В последние годы все чаще предъявляются иски о возмещении вреда, причиняемого врачами и другим медперсоналом вследствие неправильного лечения, применения лечебно-оздоровительных и диагностических процедур. Субъектами ответственности за причиненный вред становятся и юристы (прежде всего адвокаты), недостаточные профессиональные знания которых приводят к отклонениям исков. В США многие врачи начали страховаться на случай ответственности за причинение вреда.
Моральный вред может выражаться, скажем, в потере возможности из-за нанесенного увечья (конечностям, зрению, слуху) нормально общаться с друзьями и знакомыми и вообще жить полноценной человеческой жизнью. Считается также, что моральный вред - это и уменьшение шансов молодой женщины удачно выйти замуж вследствие образования на ее теле после травмы шрамов
82 Латышев И. Тяжба длилась 13 лет // Правда. 1988. 25 нояб.
121

или рубцов. Во всех подобных случаях речь идет о дополнительном возмещении именно морального (неимущественного) ущерба наряду с возмещением расходов на лечение, приобретение протезов и других приспособлений для восполнения негативных последствий травм и увечий.
Размер возмещаемого вреда должен быть всесторонне обоснован истцом. Трудности подсчета вреда ведут к затягиванию конфликтов. Нелегко определить и точную сумму возмещения морального вреда, вследствие чего многие авторы предлагают вообще от него отказаться. В практике возмещения вреда есть и другие неблагоприятные моменты. В частности, все более широкое страхование врачами своей возможной ответственности за неправильно выбранное лечение, как правило, автоматически ведет к его удорожанию и росту цен на медикаменты.
Противоправность поведения (действия или бездействия) при-чинителя вреда определяется путем анализа законодательства об ответственности за вред. Объем этого законодательства постоянно растет. Оно образуется из норм как гражданских кодексов (ст. 1382-1386 ФГК, § 823-853 ГГУ), так и некоторых специальных актов, а также судебных прецедентов. Например, в США дела о возмещении причиненного вреда нередко решаются на основе частных кодификаций прецедентов - Restatements of the Law of Torts. Противоправным признается поведение лица, нарушающее субъективное право другого лица.
Наиболее сложным является установление причинно-следственной зависимости между поведением причинителя и наступившим вредом. Ни одна из существующих на этот счет правовых .теорий (необходимого условия - conditio sine qua поп, адекватной причинной связи) не дает однозначного и неопровержимого критерия истинной причины вреда. Поэтому последнее слово остается за судом. В частности, нередко отклоняются по мотивам отсутствия причинной связи иски о возмещении вреда, вызванного отдаленными последствиями какой-либо аварии (например, выбросов радиации или ядовитых газов).
Законодательство, доктрина и практика исходят из общего принципа вины как условия возмещения причиненного вреда. Действие человека, причиняющее другому ущерб, - гласит ст. 1382 ФГК, - обязывает того, по чьей вине произошел ущерб, к возмещению ущерба. Обычно вина выражается в двух формах: умысел и неосторожность. Например, в соответствии с § 823 (1) ГГУ тот, кто умышленно или по неосторожности противоправно лишил человека жизни, причинил ему телесные повреждения или расстройство здоровья, лишил его свободы, права собственности или других прав, обязан возместить причиненный этим ущерб. Напротив, обязанность возмещения вреда, причиненного другому лицу способом, противоречащим добрым нравам (т. е. морального вреда в "чистом виде"), возникает лишь в случае, если вред был
122

причинен умышленно (ст. 826 ГГУ).
Вместе с тем в праве и практике весьма широк круг случаев безвиновной или объективной ответственности за причиненный вред. Не в последнюю очередь это связано с ростом числа источников повышенной опасности. К примеру, в английском де-ликтном праве установлены следующие основные случаи безвиновной ответственности: ответственность за утечку с земли собственника каких-либо предметов, способных причинить вред, и ответственность за огонь; ответственность владельцев диких животных и скота; ответственность владельцев опасной движимости и строений. В США без вины наступает ответственность: за опасные вещи и деятельность, за огонь и за вред, причиненный
00
животными .
ГК Японии считает общими условиями деликтной ответственности умысел и неосторожность. Под умыслом понимается осознание лицом, совершающим определенное действие, того, что данное действие причинит вред другому лицу. При этом конечной целью действий не обязательно должно быть причинение вреда. Неосторожность означает пренебрежение требуемым законодательством вниманием - "вниманием хорошего управляющего". Помимо ст. 709 ЯГК, устанавливающей институт деликтной ответственности, предусматривается еще пять специальных институтов, которые можно считать разновидностями общего института. В четырех из них фактически допускается ответственность без вины. Речь идет об ответственности лица, осуществляющего контроль за действиями недееспособного (ст. 714), или использующего труд других лиц (ст. 715), или являющегося собственником строения (ст. 717) либо животного (ст. 718)84.
В настоящее время нормы гражданских кодексов об ответственности за причинение вреда дополняются специальным законодательством, поскольку одним лишь толкованием гражданских кодексов невозможно разрешить многие конфликты по поводу вреда, причиняемого, например, автотранспортными происшествиями, несчастными случаями на производстве или вызываемого действием факторов экологического характера. Применяемое во многих из подобных случаев законодательство основывается "на принципе ответственности без вины"85.
Деликтная ответственность применяется не только за собственные действия, но и за действия третьих лиц. Так, родители несут ответственность за вред, причиненный проживающими с ними несовершеннолетними детьми; наставники - за вред, причиненный .их учениками; наниматели - за вред, причиненный работниками
83 См.: Матвеев Ю.Г. Англо-американское деликтное право. М., 1973. С. 87.
84 Вагацума С., Ариидзуми Т. Указ. соч. Кн. 2. С. 135.
85 Там же. С. 138.
123

в процессе выполнения ими своих обязанностей (ст. 1384 ФГК). Ответственность указанных лиц не является разновидностью ответственности без вины: при представлении ими доказательств того, что они надлежащим образом исполняли свои обязанности по контролю, они могут быть освобождены от ответственности.
Важное значение имеют специальные виды деликтов, в частности ответственность за врачебные ошибки. Врач может быть привлечен к ответственности при наличии в его поведении неосторожности, проявляющейся в различных формах: постановка неправильного диагноза с последующим неправильным лечением, неосторожность при правильном лечении, осуществление лечебных мероприятий против воли пациента. При причинении вреда пациенту действиями среднего или младшего медицинского персонала ответственность за это несут врач или администрация лечебного учреждения (ст. 715 ЯГК)86.
86 См.: Вагацума С., Ариидзуми Т. Указ. соч. Кн. 2. С. 159-
160.
124
 
Глава VII ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
К концу XIX - началу XX в. в частном праве все большее значение приобретает регламентация отношений в сфере творческой деятельности. Сложившиеся .задолго до этого институты авторского и патентного права в процессе их эволюции модифицируются в обширную группу "исключительных прав" либо объявляются литературной1, научной2, промышленной собственностью3, охраной промышленных прав4, правом нематериальных благ5 или правом на духовное благо6. К середине XX в. изо всех этих категорий формируются и наиболее стабильно используются в законодательстве, доктрине и практике три понятия: исключительное право, право промышленной и право интеллектуальной to6cTBen-ности. Последним понятием охватываются права на все продукты творческой деятельности. Право интеллектуальной, как и право промышленной собственности, имеет сильные тенденции к интернационализации, что подтверждается наличием в данной области ряда универсальных международных конвенций7.
Возникновение первых и до сих пор сохраняющих важное значение институтов права интеллектуальной собственности, таких как авторское и патентное право, обусловлено развитием массового "товарного производства" в духовной сфере. К числу мощных технических предпосылок становления авторского права относится, в частности, изобретение книгопечатания, а патентного права - машинное производство в условиях промышленной революции.
1 Wittenberg Ph. The Protection of Literary Property. Boston, 1978. Erman. Wissenschaftliches Eigentum. Marburg, 1927.
^ L a d a s St.P. Industrial Property as a Factor in Technical Development and Economic Progress//Industrial Property. 1973. № 3.
4 Hubmann H. Gewerblicher Rechtsschutz. 1974.
5 Troll er A. Immaterialguterrecht. Bd. 1, 11.3. Aufl., 1983, 1984; Ulmer E. Die Immaterialgiiterrechte im internationalen Privatrecht. Koln, Berlin, Bonn, Mun-chen, 1975.
6 Das Recht am Geistesgut. Freiburg, 1964.
Вопросам интеллектуальной собственности посвящаются также целые разделы двусторонних соглашений, например, Приложение II к Соглашению между Правительством СССР и Правительством США о сотрудничестве в области базовых научных исследований от 8 января 1989 г. (СП СССР Отд. 2. 1990. № 2. Ст. 4).
125

Первым в истории законом об авторском праве стал принятый в 1710 г. в Англии "Статут королевы Анны", закрепивший личное право на охрану опубликованного произведения8. Прообразом современных патентных законов стал также принятый в Англии "Статут Якова I" (или Статут о монополиях) 1624 г.9 Данным статутом было установлено важное правило: королевская власть не может выдавать никаких патентов, кроме патентов на изобретения10. Вопросам истории становления авторского, патентного права и права интеллектуальной собственности в целом посвящены многие работы как в зарубежной11, так и в отечественной литературе12.
Развитие товарного производства все шире вовлекает в гражданский и торговый оборот права на произведения литературы, науки и искусства, патенты на изобретения и промышленные образцы, права на различные виды обозначений товаров. Объектом специальной охраны становится также деловая репутация предпринимателей. Нарушение данной репутации, посягательства на добросовестные деловые связи с помощью недозволенных приемов влечет ответственность по законодательству о пресечении недобросовестной конкуренции.
Источниками права интеллектуальной собственности являются законы (авторские, патентные, об охране промышленных образцов, товарных знаков и др.), прецеденты и международные соглашения (универсальные и региональные, например, в рамках Общего рынка). Полный перечень объектов права интеллектуальной собственности на сегодня дает подписанная в 1967 г. в Стокгольме Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС, или WIPO - World Intellectual Property Organization; OMPI - Organisation Mondiale de la Propriety Intellectuelle)13.
См.: Азбука авторского права. М., 1982. С. 21; Протопопов» О.В. Охрана авторских прав в Англии//Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормативных актов: авторское право.
М., 1988. С. 8.
Некоторые авторы датируют этот статут 1623 г. См.: X е и ф е ц И.Я. Промышленные права и их хозяйственное значение в Союзе ССР и на Западе. М., 1930. С. 14.
10 Мамиофа И.Э. Правовая охрана изобретений в капиталистических и развивающихся странах. М., 1986. С. 20.
11 'См.: Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. М., 1989.
См.: Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М., 1973. С. 72-104; Антимонов B.C., Ф л е и -ш и ц Е.А. Изобретательское право. М., 1960. С. 20-37; Савелье-в а И.В. Развитие теории интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства в буржуазном праве//Методологичес-кие и теоретические проблемы юридической науки. М., 1986.
Текст Конвенции см.: Международные соглашения по охране промыш-
126

Стокгольмская дипломатическая конференция, на которой состоялось учреждение ВОИС, собрала представителей 74 государств, а также наблюдателей от 40 международных межправительственных и неправительственных организаций14. Конвенция об учреждении ВОИС, подписанная 14 июля 1967 г., ратифицирована нами 19 сентября 1968 г.15. В силу эта конвенция вступила 26 апреля 1970 г. С этого момента начала действовать система, призванная установить более четкую связь между многочисленными соглашениями в области охраны интеллектуальной собственности16. Под эгидой ВОИС в настоящее время проводятся и научные исследования в области интеллектуальной собственности17.
В соответствии со ст. 2 (VIII) Конвенции "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к:
- литературным, художественным и научным произведениям;
- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
- изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
- научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
- защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Права, охраняемые в качестве интеллектуальной собственности, обладают рядом общих черт. Они касаются объектов нематериального, нетелесного, идеального характера, ограничены определенным сроком и являются исключительными по отношению ко всем третьим лицам.
В последнее время в законодательстве, литературе и практике все чаще употребляются понятия промышленной и интеллектуальной собственности18. Как к этому относиться и как пони-
ленной собственности/Под ред. Ю.И. Свядосца. М., 1968. С. 31-46.
См.: Шатров В.П. Всемирная организация интеллектуальной собственности. М., 1969. С. 17.
15 Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. Ст. 363.
16 Богуславский М.М., Червяков И.В. Международное сотрудничество в области охраны промышленной собственности. М., 1972. С. 112.
' 17 См.: Шатров В.П. Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права. М., 1982. С. 127.
См.: п. 4 ст. 1, п. 4 ст. 2 закона от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416); ч. 2 ст. 3 закона от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (Там же. 1991. № 29. Ст. 1005); ст. 32 закона от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (Там же. Ст. 1008).
127

мать? Учреждение ВОИС привело к созданию Международной ассоциации по развитию обучения и исследований в области интеллектуальной собственности, в которую в 1981 г. вошел и нащ представитель. В связи с присоединением с 1 июля 1965 г. к Парижской конвенции по охране промышленной собственности19 была создана национальная группа Международной ассоциации по охране промышленной собственности (АИППИ).
Участие в указанных и других международных конвенциях и организациях, а также сотрудничество с западными странами в области охраны и использования произведений литературы, науки и искусства, изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и других объектов интеллектуального творчества обусловливает научное и практическое употребление рассматриваемых понятий и в нашей стране. Однако из этого не следует, что охраняемые правом результаты творческой деятельности могут в буквальном смысле квалифицироваться как объекты права собственности (подобно аналогичному праву на телесные продукты человеческой деятельности или природные объекты).
Теории интеллектуальной и промышленной собственности порождены условиями, в которых автор признается товаровладельцем, отчуждающим за деньги свое произведение20, а право собственности объявляется "прирожденным правом человека". Однако и в условиях рынка нет достаточных оснований для проприетар-ной квалификации отношений, связанных с правами на продукты интеллектуального творчества.
Право собственности предполагает осуществление субъектом трех прав: владения, пользования и распоряжения. В отношении нематериальных благ, какими являются все продукты интеллектуальной деятельности, неприменимо правомочие "владения": нельзя физически обладать идеями и образами. Не может быть прямо применено к нематериальным объектам и вещное правомочие "пользование". Научно-технические идеи и художественные образы могут находиться одновременно в пользовании бесчисленного круга субъектов. При этом данные объекты не потребляются в процессе использования, не амортизируются в физическом смысле слова. Они могут устаревать лишь морально.
Принципиально важные особенности присущи и распоряжению творческими результатами: отчуждая право на их использование по лицензионному договору, продавец (лицензиар) сам не лишается возможности продолжать их использование теми же или другими способами. Поэтому, строго говоря, категория собствен-
19 СП СССР. 1965. № 4. Ст. 23.
Николаев А. Продукт научных исследований как товар//Миров*я экономика и международные отношения. 1969. № 2. С. 26; Pretnar S. Die Ware als Grundlage der gewerblichen Schutzrechte und des Urheberrechts//Homo Creator Festschrift fur A.TrolIer. Basel, 1976. S. 9 ff.
128

ности может быть применима только к материальным носителям научно-технических идей и художественных образов (рукописям, публикациям, технической документации)21.
Несмотря на это, в зарубежной литературе, законодательстве и практике прочно живут понятия промышленной и интеллектуальной собственности. По мнению П. Розенберга (США), "патенты являются разновидностью собственности"22. Хотя надо отдать должное и западным авторам: говоря о праве собственности на патент, они порой, как, например, Г. Ласк, подчеркивают, что патент - это всего лишь "совокупность правомочий, при помощи которых достигается извлечение выгод, вытекающих из исключительного права воспроизводить запатентованный предмет"23.
Критикуя проприетарную теорию прав на нематериальные объекты умственного труда, С.И. Раевич правильно усматривает ее корни в стремлении ее творцов подчеркнуть абсолютный, тождественный с таким "вечным" институтом, как право частной собственности на вещи, характер данных прав, в желании втиснуть сравнительно новый институт в освященные традицией схемы24. Юридическая несостоятельность проприетарной концепции прав на нематериальные продукты творческой деятельности усиливает в развитых западных странах теорию исключительных прав. Под исключительными правами понимаются субъективные права, обеспечивающие их носителям совершение всех дозволенных законом действий с одновременным запрещением всем третьим лицам совершения указанных действий без согласия правообла-дателей25.
Нематериальная природа объектов, творческий характер труда по их созданию, сходство в оформлении и исключительность правомочий правообладателей породили еще в прошлом веке стремление сконструировать единый институт "исключительных прав"26, или промышленных прав и авторского права27, или ав-
21 Подробнее см.: 3 е н и н И.А. Рынок и право интеллектуальной собственности в СССР // Вопросы изобретательства. 1991. № 3. С. 21-25; о н ж е . Промышленная собственность и "ноу-хау" советско-германских совместных предприятий // Вести. Моск. ун-та. Сер. Право. 1992. \« 1. С. 13-22.
22 Розенберг П. Основы патентного права США. М., 1979. С. 41.
23 Л а с к Г. Гражданское право США (право торгового оборота). М., 1961. С. 462.
•Раевич С.И. Исключительные права. Право на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, авторское право. Л., 1926. С. 6.
См.: Шершеневич Г.Ф. Учебникъ русскаго гражданскаго права. Изд. 10. М., 1912. С. 407; Дюма Р. Указ. соч. С. 17-18.
26 Kohler J. Handbuch des Deutschen Patentrechts. Mannheim, 1900. S. 7.
27 E later A. Urheber- und Brfinder-, Warenzeichen- und Wettbewerbsrecht (Ge-werblicher Rechtsschutz). 1928. S. 4; A 11 f e 1 d Ph. Kommentar zu den Reichsgeset-zen uber das gewerbliche Urheberrecht. Berlin, 1904. S. 12.
129

торского права в широком смысле28. Обосновывая якобы имеющуюся внутреннюю взаимосвязь различных законов, охраняющих, к примеру, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и другие объекты промышленной собственности, западные юристы иногда утверждают, что все эти законы служат развитию личности29. Однако этот вывод, базирующийся на теории естественного права, не разделяют авторы, усматривающие основу института промышленных прав в их исключительности, в том, что они ограничивают свободу других предпринимателей30.
Наиболее древним институтом права интеллектуальной собственности является авторское право. Первые идеи об авторском праве возникли уже тогда, когда оформилось в самостоятельную деятельность само духовное творчество. Например, заимствование чужого произведения, а также его искажение осуждались еще во времена античности. В Древней Греции существовало положение, по которому рукописи получивших признание трагедий должны были храниться в официальном архиве, чтобы можно было проконтролировать неприкосновенность текста при постановке пьес31.
В большинстве современных западных стран авторско-право-вые отношения регулируются специальными законами, в том числе: во Франции - Законом № 57-298 от 11 марта 1957 г. об охране литературной и художественной собственности и Законом № 85-660 от 3 июля 1985 г. об авторском праве, правах артистов-исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и предприятий аудиовизуального вещания32; в ФРГ - Законом об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1965 г.33; в Англии - Законом об авторском праве Великобритании 1988 г.; в США - Законом 1976 г. об общем пересмотре авторского права34; в Японии - Законом ЛГ« 48 от 6 мая 1970 г. с изменениями, внесенными Законом № 62 от 14 июня 1985 г. и Законом № 64 от 23 мая 1986 г.35
28 Rizler. Deutsches Urheber- und Erfinderrecht. 1909. S. 4.
29 Hubmann H. Gewerblicher Rechtsschutz. Munchen, 1974. S. 148.
30Fickentscher W. Wettbewerb und Gewerblicher Rechtsschutz. Munchen, 1958. S. 148.
1 См.: Панкин Б.Д. Вступ. ст. к кн.: Азбука авторского права. С. 7. Об истории возникновения авторского права см.: там же. С. 17-23; Ве-инке В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее. М., 1979. С. 15-22; Охрана авторских прав в СССР. К 100-летию службы охраны авторских прав. М., 1974. С. 3-6.
Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормативных актов: авторское право. С, 83-107.
33 Там же. С. 57-76.
34 Там же. С. 24-52. (Закон вступил в силу с 1 января 1978 г.).
35 Там же. С. 152-168. На русский язык переведены тексты авторско-пр»-вовых законов и некоторых других стран, в частности Швеции (там же.
130

Современное авторское право - это совокупность норм, регулирующих отношения по охране и использованию произведений литературы, науки и искусства, наделению их авторов личными и имущественными правами и защите этих прав. Поскольку многие произведения, охраняемые авторским правом, нередко используются за пределами национальных границ, сложилась система международной охраны аьТ7>рских прав36. Основу данной системы образуют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.37 и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от б сентября 1952 г.3^ (в ред. 1971 г.)39.
В соответствии с обеими конвенциями авторы произведений из стран-участниц пользуются в каждой стране теми же правами, что и свои граждане, а также правами, установленными в самих конвенциях. Этот принцип национального режима анализируется во многих работах, посвященных правам иностранцев40.
Между Бернской и Всемирной конвенциями имеются вместе с тем определенные различия. Так, во Всемирной конвенции содержится всего несколько материально-правовых норм. В ней, в частности, установлено исключительное право на перевод произведения: только с согласия автора или его правопреемников. Срок охраны произведений составляет период жизни автора и 25 лет после его смерти. Если по национальному законодательству для охраны авторских прав необходимо соблюдение установленных формальностей, то они считаются выполненными, если на экземплярах выпущенного в свет произведения проставлен знак охраны авторских прав. Этот знак выражается в виде латинской литеры "С", помещенной в окружность, и сопровождается наименованием владельца авторских прав и года выпуска данного произведения в свет.
Бернская конвенция включает значительно больше норм материального авторского права. В соответствии с данной конвенцией авторские права охраняются в течение 50 лет после смерти авто-
С. 122-123), Норвегии, Нидерландов (там же. С. 124-149) и Лании (см.: Веинке В. Указ. соч. С. 192-211).
Об истории становления и развития системы см.: Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., 1978. С. 7-138; о н же . Международная охрана авторских прав. М., 1987. С. 6-40; Богуславский М.М. Указ. соч. С. 72-104.
Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормативных актов: авторское право. С. 172-180.
38 СП СССР. 1973. № 24. Ст. 139.
Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. Нормативных актов: авторское право. С. 184-196.
См.: Смирнова М.Ю. Охрана авторских прав иностранцев на произведения литературы и искусства во Франции: Автореф. дисс... канд. •°Рид. наук. М., 1987.
131

pa. Кроме подробного перечня видов охраняемых произведений конвенция характеризует основные авторские права (на перевод воспроизведение, передачу в эфир, публичное исполнение) и варианты использования произведений.
Обе конвенции в последний раз были пересмотрены в Париже в 1971 г. Парижская редакция Всемирной конвенции (мы присоединились к редакции 1952 г.) примечательна тем, что не допускает свободного использования опубликованных произведений в кино и на телевидении, и это один из доводов в пользу целесообразности нашего присоединения к данной редакции41.
Важное практическое значение имеют также Римская конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций, принятая в 1961 г. и вступившая в силу 18 мая 1964 г.42, и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 1974 г.)43.
Потребности обеспечения охраны и надлежащего использования результатов творческой деятельности в рамках экономических регионов приводят не только к развитию "наднациональных теорий", но и к формированию региональных правовых механизмов интеллектуальной собственности, скажем, в рамках Общего рынка44. По заданию Комиссии европейских сообществ в Брюсселе уже более десяти лет назад был разработан проект гармонизации авторского права стран - членов ЕЭС (так называемый проект Дитца)45.
По действующему законодательству капиталистических стран объектами авторского права служат произведения литературы, науки и искусства. Круг этих произведений очень широк. Даже если говорить только о литературных произведениях, то к ним относятся самые различные книги, брошюры, статьи (как научного, так и художественного характера), тексты к музыкальным произведениям (либретто), опубликованные и неопубликованные лекции, речи, церковные проповеди и другие выступления, зафиксированные, например, на магнитную пленку. Не случайно внутри авторского права выделяют своего рода "подразделения":
4* См.: Одинцова В.Ю. Международное сотрудничество в области охраны авторских прав в кинематографии и телевидении: Автореф. дисс..-канд. юрид. наук. М., 1987. С. 10.
Гражданское^ торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормативных актов: авторское право. С. 198-204.
4^ Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. С. 149-159.
44 Guy D., Leigh Guy I.F. The EEC and Intellectual Property. London, 1981.
45 D i e t z A. Copyright Law in the European Community. Alphen aan den Rijn- the Netherlands, 1978; D i e t z A. Moglichkeiten der Harmonisierung des Urheberrechts in Europe //GRUR Int. 1978. S. 101.
132

авторское право в музыке46, авторское право художников, артистов-исполнителей.
В соответствии с § 2 Закона об авторском праве и смежных правах ФРГ от 9 сентября 1965 г. к охраняемым произведениям литературы, науки и искусства, в частности, относятся: литературные произведения как в письменной, так и в устной форме, а также программы для электронно-вычислительных машин; музыкальные произведения; произведения пантомимы, включая произведения танцевального искусства; произведения изобразительного искусства, включая произведения архитектуры и прикладного искусства, а также проекты таких произведений; кинематографические произведения, включая произведения, которые могут быть созданы аналогичным способом; фотографии, включая произведения, созданные аналогичным способом; изображения научного или технического характера, такие как рисунки, карты, чертежи, таблицы и макеты47.
По смыслу ст. 3 французского Закона № 57-298 от 11 марта 1957 г. об охране литературной и художественной собственности объектами авторского права являются такие произведения духовного творчества, как: книги, брошюры и другие литературные, художественные и научные сочинения, лекции, выступления, проповеди, судебные речи и другие произведения подобного рода; драматические или музыкально-драматические, хореографические произведения, цирковые номера, а также пантомимные произведения, постановка которых зафиксирована в письменной или иной форме; музыкальные композиции с текстом или без текста; произведения кинематографии и другие произведения, состоящие из сменяющихся озвученных или неозвученных изображений, называемые аудиовизуальными произведениями; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравюры, литографии, графические и топографические произведения, а также произведения, созданные с помощью технических средств, аналогичных фотографии; произведения декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, географические карты, планы, эскизы, пластические произведения применительно к географии, топографии, архитектуре или науке; программное обеспечение ЭВМ согласно разделу V Закона № 85-660 от 3 июля 1985 г. об авторском праве, правах артистов-исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и организаций аудиовизуального вещания.
В Японии к объектам авторского права, согласно ст. 10 (1) Закона № 48 от 6 мая 1970 г. с последующими изменениями, в ча-
46 Schulze E. Urheberrecht in der Musik. Berlin. New York, 1981.
Охрана программ для ЭВМ введена в ФРГ Законом от 24 июня 1985 г. Об авторском праве ФРГ подробнее см.: From / Nordemann. Urheberrecht. Stuttgart, Berlin, Koln, Mainz, 1988; Schricker. Urheberrecht: Kom-mentar. Munchen, 1987.
133

стности, относятся: литературные, драматические произведения, статьи, лекции и другие произведения литературы; музыкальные произведения; хореографические произведения и пантомимы; живопись, гравюры, скульптуры и другие произведения искусства; архитектурные произведения; карты, а также произведения научного характера, в частности планы, схемы и модели; кинематографические и фотографические произведения; программы для ЭВМ.
Законодательство некоторых стран наряду с перечнем охраняемых объектов перечисляет произведения, не подпадающие под авторско-правовую охрану. Например, в соответствии с п. (2) и (3) ст. 10 цитируемого японского закона новости дня и отдельные факты, имеющие характер простых информационных данных, не относятся к числу охраняемых. Не охраняются также языки программирования, правила и алгоритмы, используемые для создания программ для ЭВМ.
Авторское право охраняет лишь форму творческих произведений, а не их содержание. Как подчеркивается в п. "б" § 102 Закона США 1976 г. об общем пересмотре авторского права, авторско-правовая охрана оригинального произведения не распространяется на какую-либо идею, операцию, способ, систему, метод, концепцию, принцип или открытие, независимо от формы их описания, объяснения, иллюстрирования или изображения в таком произведении.
Одновременно законодательство об авторском праве предъявляет определенные требования к форме охраноспособных произведений. Например, в соответствии с п. "а" § 102 Закона США 1976 г. "авторским правом в соответствии с настоящим законом охраняются оригинальные авторские произведения, зафиксированные в любой осязаемой форме".
Авторское законодательство обычно не дает исчерпывающего перечня охраняемых произведений интеллектуального творчества. Это объясняется непрерывным процессом появления новых технических средств создания и использования произведений творчества, расширяющим круг охраноспособных объектов авторского права. Не случайно, к примеру, в том же п. "а" § 102 Закона США говорится не просто о "любой осязаемой форме", а о такой, "которая известна в настоящее время или будет открыта впоследствии". Разумеется, во всех случаях форма произведения должна обеспечивать "восприятие, воспроизведение или сообщение произведения другим лицам как непосредственно, так и с помощью какого-либо механизма или устройства".
К числу новых технических средств создания и использования творческих произведений, влекущих появление новых объектов авторско-правовой охраны, относятся: копирование литературных произведений средствами электрографической техники ^включая ксерокопирование), кабельное телевещание, магнитная
134

и дигитальная звукозапись, видеозапись, передача через спутники несущих программы сигналов, программное обеспечение ЭВМ. Широкое применение ксерокопировальной, промышленной и бытовой электронной и видеотехники, в частности бытовых магнитофонов и видеомагнитофонов, приводит к ничем не ограниченному и неконтролируемому распространению многих популярных произведений литературы, науки и искусства. Все это порождает комплекс авторско-правовых проблем, в том числе проблемы охраны как самих новых произведений (программ для ЭВМ, фонограмм, видеограмм), так и прав их авторов, а также авторов копируемых оригинальных произведений.
Кому и какие права принадлежат на продукты интеллектуального творчества? Формально, по закону носителями авторских прав прежде всего являются граждане - создатели произведений творчества. Однако нередко права принадлежат организациям, в которых работают авторы - создатели так называемых "служебных" произведений. Например, автором произведения, созданного в процессе выполнения служебного задания, в США, Англии и Японии считается не служащий, его создавший, а наниматель, т. е. фирма. Во многих странах авторство на некоторые произведения (например, на кинофильмы) традиционно закрепляется за изготавливающими их организациями. Носителями авторских прав служат также наследники авторов и другие правопреемники. В роли последних зачастую выступают все те же фирмы, приобретающие от авторов или их наследников монопольные права на использование произведений духовного творчества.
Авторское право разбивается на ряд правомочий имущественного и личного характера. Первыми по их возникновению (но не по значимости) идут неимущественные, или моральные, права (droit moral, moral rights): право авторства, право на имя, на название произведения и его неприкосновенность. Однако главное значение имеют исключительные права на использование произведения и право на гонорар.
Кроме граждан - создателей творческих произведений и фирм, где создаются "служебные" произведения, правом авторства обладает и государство. Например, по английскому закону об авторском праве 1988 г. обладателем авторского права на произведение, созданное или впервые опубликованное самим правительством либо под его руководством, является правительство Великобритании. В случае совместного создания произведения возникает соавторство - раздельное или нераздельное. Скажем, тот же английский закон предусматривает лишь нераздельное соавторство. Под "произведением, созданным в соавторстве", понимается произведение, созданное в сотрудничестве двух или более авторов, при котором вклад каждого автора неотделим от вклада другого автора или авторов.
Основу имущественных прав составляют правомочия по опуб-
135

ликованию, воспроизведению и распространению произведений в целях получения прибыли с одновременным запрещением другим лицам использовать данные произведения. Конкретные формы и порядок использования имущественных прав определяются спецификой конкретных видов произведений. Правовой формой использования произведений служат авторские договоры: об уступке авторских прав, о предоставлении права использования произведений, в том числе права их переделки или перевода на другой язык. Последние договоры обычно именуются лицензионными. Выдача лицензий на использование произведений (как и уступка авторских прав) осуществляется в пределах срока действия данных прав. Этот срок включает время жизни автора и определенное число лет (25, 50, 70) после его смерти. В некоторых странах на отдельные произведения срок действия авторских прав исчисляется с даты создания или опубликования произведения.
Использование произведения без согласия автора или другого правообладателя является нарушением авторского права (контрафакцией). Нарушение влечет запрет использования, наложение ареста на изготовленную продукцию (книги, грампластинки и т. п.) и возмещение убытков. Во многих странах за нарушение авторских прав установлена также уголовная ответственность в виде денежного штрафа и даже тюремного заключения.
Авторское законодательство и судебная практика предусматривают случаи допустимого использования творческих произведений без согласия правообладателя и без выплаты (либо с выплатой) гонорара. В частности, допускается свободное использование охраняемых произведений: в личных целях без извлечения прибыли, в том числе путем снятия копий с применением современных средств репродуцирования; в целях исследования или критики путем цитирования небольших отрывков произведений; в образовательных целях; в судопроизводстве; в целях улучшения работы библиотек, архивов и средств массовой информации (газет, журналов, радио и телевидения).
В большинстве подобных случаев использование не сопровождается выплатой вознаграждения или, компенсации правооблада-телям. Однако в ряде случаев устанавливается сяоеобразная "принудительная лицензия": использование осуществляется без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения. Например, в США без согласия правообладателя может осуществляться ретрансляция радио- и телепередач по каналам кабельного радио- и телевещания. Однако собственник кабельной системы обязан уплатить Бюро по авторским правам определенный процент от сумм, получаемых им от своих абонентов, т. е. от непосредственных пользователей кабельной системы. Полученные отчисления Бюро распределяет между обладателями прав на отдельные произведения, использованные в радио- и телепередачах. В сходном порядке могут использоваться в США публично рас-
136

пространенные в этой стране звукозаписи музыкальных произведений, в том числе публично исполняемые посредством платных автоматов-проигрывателей.
Вместе с тем авторско-правовые проблемы широкого использования охраняемых произведений решены далеко не в полном объеме и далеко не во всех странах. Это касается и новых произведений - программ для ЭВМ, фонограмм и видеограмм, а также защиты так называемых "смежных прав" артистов-исполнителей (когда их исполнение зафиксировано на материальном носителе -грампластинке, магнитной ленте, видео- или кинопленке), изготовителей фоне- и видеограмм, создателей радио- и телепрограмм. Смежные права (neighbouring rights) аналогичны традиционным авторским правам и предполагают использование указанных достижений или продуктов с согласия артистов-исполнителей либо изготовителей фонограмм, видеограмм или организаций, осуществивших радио- и телепрограмму.
Некоторые из этих проблем уже решены в национальных законах отдельных стран или в международных соглашениях. Например, в США и ряде других стран установлена авторско-пра-вовая охрана программ для ЭВМ, относимых к категории "литературных произведений". Проблему усиления материальных стимулов авторов многократно копируемых произведений в некоторых странах решают путем установления надбавок к ценам на незаписанные ("пустые") фоно- и видеокассеты или обязательных перечислений части платы за копии произведений на счета их авторов. Эти функции в ФРГ, Японии и некоторых других странах берут на себя специально создаваемые общественные организации48.
В целом же в большинстве стран указанные проблемы находятся пока в стадии оживленного обсуждения49. В частности, дискутируются авторско-правовые проблемы репрографии в научных исследованиях и учебном процессе. Анализу различных сторон данных проблем было посвящено специальное годичное заседание Международной ассоциации по развитию обучения и исследований в области интеллектуальной собственности (ATRIP), проходившее с 5 по 7 сентября 1983 г. в Мюнхене (ФРГ). Уча-
48 К о lie G . Reprographic und Urcheberrecht // GRUR Int. 1975. N 6. S. 201; R a h n G. Reprografische Vervielfaltigung und Urheberrecht in Japan // GRUR Int. 1979. N. 3. S. 139; Kalin U.P. Die Vergutung fur Kabelweitersendungen in der Schweiz // GRUR Int. 1984. S. 267.
49Spangenberg B. Das Kopierrecht // GRUR Int. 1980. N 7. S. 700; Ul-
m e r E. Die Ubertragung von Rundfunksendungen durch Kabel und der deutsche Rechtsbegriff der Sendung // GRUR Int. 1980. N 6. S. 582. Авторско-правовым проблемам новых форм создания и использования произведений творчества был посвящен состоявшийся в Праге 24-28 октября 1988 г. международный симпозиум "Авторское право в процессе современного научно-технического и общественного развития" (см.: Aktualni otazky prava autorskeho a prav prumyslovych. Praha, 1989).
137

стники заседания в своих выступлениях обсуждали пути решения указанных авторско-правовых проблем во Франции, Скандинавских странах, ФРГ и США50. В конечном счете все указанные проблемы упираются в задачу соблюдения и усиления охраны прав авторов произведений и организаций: издательств, изготовителей фонограмм и видеограмм, владельцев радио- и телепередатчиков.
Одно из основных прав авторов произведений интеллектуального творчества (помимо личного права авторства или соавторство) - это право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения. Создание новых технических средств резко усилило неконтролируемое и несанкционированное авторами и изготовителями воспроизведение и распространение многих литературных, музыкальных, кино- и телепроизведений. В наши дни многие фирмы, конторы, институты и частные лица располагают множеством типов оборудования в виде копировальных машин и микрофотоаппаратов, которые позволяют репродуцировать тексты, чертежи и фотоснимки просто и дешево. Сейчас можно получать такие копии, которые отличить от оригинала могут только специалисты51. В ФРГ уже в 1973 г. было произведено около 8,75 млрд ксерокопий, в 1974 г. - около 10,1 млрд, а в 1975 г. - 12,7 млрд. В США в 1967 г. было сделано 27,5 млрд ксерокопий и в Голландии в 1972 г. - 4 млрд. Специалисты полушутя говорят: "В эпоху ксерографии каждый - издатель"52.
А если говорить всерьез, то репрографию можно поставить в один ряд с такими достижениями человечества, как создание письменности и изобретение книгопечатания. Все более широкое использование ксерокопировальной техники может в ближайшее время обострить рассматриваемые авторско-правовые проблемы и в нашей стране. Некоторое время назад средства репрографии использовались у нас явно недостаточно53. Однако сейчас уже трудно представить себе нормальную работу наших предприятий, учреждений, научно-исследовательских, конструкторских организаций, библиотек, вузов и архивов без подобных средств оперативного копирования или микрофильмирования информации54. Недавно создано совместное советско-английское предпри-
50 Frangon A. Die Rechtslage im internationalen Bereich und in Frankreich; К a r n e 11 G. Die rechtliche Beurteilung der Reprografie in den Nordischen Staaten; Katzenberger P. Zugang zu wissenschaftlichem Schrifttum fur Forschungszwe-cke; В a u e r K.-A. Videoaufzeichnung von Fernsehsendungen in den USA // GRUR Int. 1984. N 7/8. S. 385-395.
51 См.: Венике В. Указ. соч. С. 170.
52 Kolle G. Op. cit. S. 201-202
Иванов Р. Вялый старт. О проблемах репрографии – "скорописи века" // Правда. 1984. 13 мар.
54 С у х о и В. Копия - за минуту// Правда. 1988. 12 окт.
138

ятие "репроцентр" на базе В/О Внешторгиздат и фирмы "Рэнк Ксерокс Лтд". Предприятие производит все виды черно-белого копирования55. Все шире используются у нас также видеотехника, видеозапись и кабельное телевидение.
Среди прав, о защите которых беспокоятся авторы оригинальных произведений и организации-изготовители, на первом месте стоят права имущественные. Прошло время, когда забота о гонораре воспринималась как нечто унизительное. По словам В. Ве-инке, в прошлом многие испытывали неудобство от того, что приходилось связывать свое творчество с низменными, по их мнению, материальными интересами. К примеру, Лев Толстой постоянно иронизировал над писателями, которые не довольствовались той славой, которой могли достичь, а хотели бы получить в придачу и деньги56. Имущественные права, как, впрочем, и личные права авторов, многократно копируемых произведений интеллектуального творчества охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. Правда, пока, как уже отмечалось, уровень этой охраны недостаточен.
Международные конвенции, прежде всего Бернская и Всемирная, а также многие национальные законы об авторском праве в принципе содержат положения, позволяющие регламентировать воспроизведение опубликованных произведений третьими лицами. Однако техника воспроизведения так быстро развивается и совершенствуется, что на практике указанные нормативные положения эффективно не работают: надо либо принимать специальные национальные законы, либо заключать особые международные соглашения. Мировая авторско-правовая практика развивается именно по такому пути.
Право автора литературных и художественных произведений на их воспроизведение любым способом и в любой форме закреплено в ст. 9 Бернской конвенции. Вместе с тем предусматривается возможность в национальных законодательствах устанавливать случаи свободного воспроизведения произведений при определенных обстоятельствах, которое не противоречило бы "обычному, нормальному использованию работы" и не вело к необоснованному ущемлению законных интересов автора57. В тексте Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г. право на воспроизведение вообще не упоминается. "Исключительное право на разрешение воспроизведения любыми способами" предусматривает лишь парижский текст данной конвенции (1971 г.). При этом оговаривается необходимость со стороны стран - участниц конвенции "придерживаться разумного уровня эффективной
^ Поповский М. "Репроцентр" предлагает... Открылось новое совместное предприятие// Моск. комсомолец. 1989. 12 мар.
56 Be инке В. .Указ. соч. G. 19-20.
57 См.: Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. С. 74.
139

охраны" признаваемых конвенцией прав.
Вследствие этого в отдельных странах были приняты национальные акты (например, в США - Закон о правилах копирования библиотеками). Этот акт запрещает библиотекам заниматься "систематическим воспроизведением или распространением единичных или многочисленных экземпляров" и принимать заказы на копирование в количестве, могущем быть квалифицированным в качестве "выпуска в свет"58. Французский закон № 57-298 от 11 марта 1957 г. об охране литературной и художественной собственности допускает копирование или репродуцирование опубликованного произведения для использования его исключительно в личных целях (п. 2 ст. 41). Аналогичное правило предусматривает ст. 69 действующего итальянского закона об авторском праве59.
Однако указанные акты не решают проблем дополнительного вознаграждения авторов копируемых произведений. По мнению В. Веинке, легализовать всю копировальную деятельность "вообще не представляется возможным". Поэтому, как он полагает, следует отдать предпочтение экономической основе обычной издательской деятельности. Во многих странах пытаются найти такую систему, которая обеспечила бы правообладателям (авторам, издателям, редакторам газет и журналов) сносное вознаграждение за копирование их произведений и которая одновременно не служила бы препятствием для разумного использования технических вспомогательных средств. В. Веинке поддерживает идею репродуцирования на основе лицензионных договоров между организациями правообладателей и потребителей60. Обсуждавшие данную проблему эксперты предлагают для ее решения "включение в стоимость используемых материалов части авторского гонорара, заключение писательскими организациями специальных договоров с государственными органами, которые будут производить соответствующие компенсационные отчисления"61.
Вместе с тем многие комментаторы предсказывают неизбежность возвращения к проблемам международной регламентации репрографического репродуцирования произведений62. В связи с проблемой дополнительного вознаграждения авторов репродуцируемых печатных произведений заслуживает внимания практика видеозаписи. Широкое и практически бесконтрольное использование видеозаписывающей техники, ее доступность и портативность на практике приводят к тому, что обладатели прав несут
58 Там же. С. 78.                                                               v
59 Там же. С. 73.
60 Веинке В. Указ. соч. С. 171.
61 Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. С. 77.
62 Там же. С. 78.
140

ощутимые имущественные потери в связи с существенным сокращением рынка сбыта своих произведений. По мнению специалистов, основным методом, который мог бы быть применен национальными законодательствами в подобных ситуациях, может служить метод компенсации, выплачиваемой обладателям прав с целью уменьшения отрицательного эффекта бесконтрольного использования их произведений. Эта компенсация может образовываться за счет включения ее в цену оборудования, используемого для фиксации, либо в цену материалов, служащих для закрепления изображения (пленки, кассеты, пластинки), либо того и другого. Сбор компенсационных выплат может производиться коллективным органом (скажем, по охране авторских прав) и распределяться между соответствующими категориями обладателей авторских прав.
Система компенсации установлена, например, в ФРГ, где параграфом 53 (5) Закона об авторском праве 1965 г. установлены отчисления от продажной цены записывающего оборудования (в настоящее время - 4,07%, но не более 5%). В отличие от этого проект нового закона об авторском праве Австрии предусматривает компенсацию за счет цены, устанавливаемой на материалы, используемые для видеозаписи. Возможность применения подобной системы изучается и в Великобритании. Естественно, различные системы компенсаций не лишают обладателей прав возможности реализовывать свои правомочия на использование произведений обычным способом, предоставляемым им международными конвенциями, национальным законодательством или двусторонними соглашениями, в случае осуществления незаконной продажи на рынке записей их произведений63.
С вопросами использования (дозволенного и недозволенного) произведений, охраняемых авторским правом, тесно переплетаются нормы различных институтов гражданского и торгового права, в частности широко применяются положения обязательственного права. Не случайно отдельные комплексы норм, регламентирующие организационно- и договорно-правовые отношения авторов (иных правообладателей) с издательствами, киностудиями, театрами и другими организациями, даже получили специальные названия, в частности издательское64 и киноавторское право. Авторские договоры широко используются во внешней . торговле, регулируемой нормами международного частного права65.
6 Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. С. 181-182.
64 Verlagsrecht: Kommentar zum Gesetz iiber das Verlagsrecht vom 19.6.1901. Miin-chen, 1984; U 1 m e г E . Urheber - und Verlagsrecht . Berlin, Heidelberg, New York, 1980.
65 См.: Протопопова О.В. Авторский договор во внешней торговле СССР: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 1986.
141

Оценивая в целом становление, развитие и состояние современного авторского права, можно сказать, что оно позволяет осуществлять эффективный контроль обладателей авторских прав за использованием охраняемых произведений. Правовые концепции, положенные в основу как национальных законов, так и международных конвенций, способствовали расширению круга охраняемых объектов, объема авторских правомочий, повышению уровня охраны произведений. Все это способствует усилению монопольного контроля правообладателей, т. е. прежде всего владельцев издательств, театров, концертных залов, киностудий, радио- и телеорганизаций, студий звуко- и видеозаписи, за эксплуатацией результатов интеллектуального творчества.
Современный научно-технический прогресс в сфере использования этих результатов значительно ускорил процесс отчуждения правомочий от действительных создателей творческих произведений66. И в наше время писатель нередко "обогащает книгопродавца, издающего его сочинения"67. Все это позволяет крупному капиталу свободно "покупать газеты, покупать писателей, подкупать и покупать и фабриковать общественное мнение"68. Тексты авторско-правовых законов, в которых сплошь и рядом упоминается сам автор произведения, находятся в явном противоречии с их сутью. Формально выдвигая автора на первое место, они по существу игнорируют тот факт, что автор в подавляющем большинстве случаев вынужден уступать почти все свои права частному капиталу69.
Критической оценки заслуживают и идеологические и даже психологические аспекты буржуазного авторского права, не ставящего ощутимые преграды на пути "культурного вмешательства" в жизнь других стран и народов. Есть немало фактов, свидетельствующих о том, что "видео - это конкурентная война"70, о возрастающем господстве обычного и кабельного телевидения на повседневную человеческую жизнь71.
Западные авторы обычно освещают данные проблемы со своих позиций, подчеркивая важные предписания "в пользу" развивающихся стран, имеющиеся в Бернской конвенции и Всемирной кон- .
"     Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. С. 186.
67      Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26, ч. 1. С. 139.
68      Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 44. С. 79.
69 См.: Кузнецов М.Н. Авторское право буржуазных стран и некоторые тенденции его развития // Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормативных актов: авторское право. С. 5.
70Вачнадзе Г. Агрессия против разума: информационный империализм. М., 1988. С. 83, 219.
71 Телеэкран: неограниченное господство? М., 1987. С. 77.
142

венции об авторском праве72. Вместе с тем некоторые зарубежные авторы высказывают в целом критическую оценку современного авторского права и вносят предложения по его "гармонизации".
Например, датский ученый В. Веинке утверждает, что в течение последних десятилетий традиционное авторское право подвергалось нападкам со многих сторон. Часть из них имела иде-ологическо-политические основы, но чаще всего критиковалась система правил, ставшая такой сложной, что создала трудности, ограничив в неразумной степени свободу обмена и доступа на-реления к литературе и искусству. Разделяя подобную оценку, В. Веинке вместе с тем полагает, что нынешнее авторское право не может быть заменено "культурным правом для всех", как предлагают некоторые авторы. В. Веинке считает, что авторское право должно сохраняться, приспосабливаясь к меняющимся условиям создания и использования результатов духовного труда73. Иначе говоря, несмотря на оригинальность ряда высказываний, В. Веинке в целом стоит на позициях, типичных для западных специалистов в области авторского права.
Если авторское право - это прежде всего сфера "чистой" науки, а также литературы и искусства, то в области развития техники и технологии, создания конкурентоспособной продукции и ее реализации решающее значение имеет право промышленной собственности и его ядро - патентное право на изобретения74. При этом, как и в деле осуществления исключительных прав на произведения, охраняемые авторским правом, аналогичные права на достижения, охраняемые правом промышленной собственности, реализуются в рамках различных договоров, регламентируемых обязательственным правом (лицензионных договоров на изобретения и договоров о передаче ноу-хау)75.
Знание правовых механизмов в области охраны, передачи и использования технических достижений приобретает все большее значение в свете расширяющейся внешнеэкономической деятельности предприятий, обладающих правом непосредственного осуществления экспортно-импортных операций, включая операции с лицензиями на изобретения и передачей ноу-хау76. На необхо-
72 D i t z A. Urheberrecht und Entwicklungslander. Miinchen, 1981, S. 22. Вернее было бы сказать, что сложившаяся система охраны авторских прав в основном удовлетворяет интересы развитых стран (см.: Кузнецов М.Н. Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве. М., 1988. С. 144).
73 Веинке В. Указ. соч. С. 190.
Propiedad Industrial. Madrid, 1984; Legislacion sobre Propiedad Industrial. Madrid, 1984.
75 См.: Артемьев И.Е. Американский капитализм и передача технологии. М., 1980.
76 См.: Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 "О либерали-
143

димость углубления подобных знаний неоднократно обращалось внимание в литературе77.
В соответствии со ст. 1 (2) Парижской конвенции по охране промышленной собственности "объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные мо-деяи, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции". В странах, где вместо термина "промышленная собственность" применяется термин "промышленные права", объектами последних служат те же самые объекты.
Отношения в области охраны и использования промышленной собственности, помимо национальных патентных и иных законов, регламентируют многие международные соглашения, среди которых Парижская конвенция является одной из наиболее старых и важных. Она была заключена 20 марта 1883 г. и с тех пор неоднократно пересматривалась: в Риме (1886 г.), Мадриде (1890 и 1891 гг.), Брюсселе (1897 и 1900 гг.), Вашингтоне (1911 г.), Гааге (1925 г.), Лондоне (1934 г.), Лиссабоне (1958 г.) и Стокгольме (1967 г.). На сегодняшний день в Парижской конвенции по охране промышленной собственности состоят около 100 стран. Основное назначение конвенции - облегчение взаимной охраны объектов промышленных прав в странах-участницах.
Одновременно Парижская конвенция дает определение промышленной собственности. Согласно ст. 1 (3) "промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного и природного происхождения, как, например, вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука". Государства - участники конвенции образуют Союз по охране промышленной собственности78. Наряду с Парижской конвенцией и Союзом по охране промышленной собственности существуют многие другие международные
зации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 47. Ст. 1612.
77 См.: Международная передача технологии: правовое регулирование // Отв. ред. М.М. Богуславский. М., 1985; СССР - ФРГ: договор о внутренних и двусторонних хозяйственных отношениях. М., 1986; С в я -д о с ц Ю.И. Правовая охрана научно-технических достижений и советский экспорт. М., 1986; Правовые формы научно-технического и промышлен-но-экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. М., 1980; Иванов И.Л., Сергеев Ю.А. Патенты и лицензии в международных экономических отношениях. М., 1966.
78 См.: Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. М., 1977. С. 16.
144

соглашения и организации по охране данной собственности79.
Международное сотрудничество с развитыми западными странами не ограничивается членством нашей страны в ВОИС и Парижском союзе по охране промышленной собственности. Непосредственное сотрудничество осуществляется с Австрией, Францией и ФРГ в рамках специально созданных на основе межправительственных соглашений смешанных рабочих групп по патентно-лицензионным вопросам. Мы представлены также в таких межправительственных объединениях, как Страсбургский союз по международной патентной классификации, Ниццкий союз по международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, Локарнский союз по международной регистрации промышленных образцов, Международный союз патентной кооперации и др.80
Наиболее мощным орудием конкурентной борьбы в рамках промышленных прав служит патентное право на изобретения. Вместе с тем в настоящее время не ослабевает, а, скорее, усиливается значение таких объектов права промышленной собственности, как промышленные образцы, полезные модели ("малые изобретения"), товарные знаки и другие виды обозначений товаров. Всем этим объектам, несмотря на их различия, присущи и общие черты. Различия состоят в том, что изобретения и полезные модели - это технические достижения, а промышленные образцы - правовая форма художественного конструирования (дизайна) или технической эстетики. Обозначения товаров - целиком средства индивидуализации товаров, их рекламы и гарантирования их качества, т. е. орудия непосредственной конкурентной борьбы за потребителя. Общее между всеми рассматриваемыми объектами состоит в исключительности прав их обладателей, территориальной и временной ограниченности этих прав, сходстве в их оформлении и защите от нарушения.
Национальные законы и международные соглашения предусматривают права обладателей исключительных прав на использование охраняемых изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных обозначений по собственному усмотрению, их право запрещать использование третьими лицами и правовые формы подобного использования - путем уступки прав или
9 Подробнее об этом см.: Международные соглашения по охране промышленной собственности. М., 1968; Червяков И.В. Международные соглашения и организации по охране промышленной собственности. М., 1967.
80 Изобретательское право. М., 1986. С. 203; см. также: Л о в я г и н Н.Б., Миронов Н.В., Мотылева В.Я., Т ы ц к а я Г.И. Международное сотрудничество в области охраны промышленной собственности. М., 1988; Богуславский М.М., Червяков И.В. Международное сотрудничество в области охраны промышленной собственности. М., 1972; Хей-ф е ц И.Я. Промышленные права и их хозяйственное значение в Союзе ССР и на Западе. М., 1930.
145

продажи лицензий. Сфера действия исключительных прав обычно ограничивается территорией государств, выдавших охранные документы (исключение составляют европейские патенты, патенты Общего рынка и некоторые другие).
Охранные документы (патенты, свидетельства) выдаются на несколько лет с правом продления в установленном порядке. Исключительные права оформляются путем подачи заявки в компетентное (чаще всего - патентное) ведомство. Нарушение исключительных прав (контрафакция) влечет применение мер административной, гражданской (имущественной) и уголовной ответственности*51 .
Различают патентное право в широком и узком смысле. В широком смысле предметом патентного права являются "отношения по поводу использования изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и других нетелесных благ, влияющих на конкурентоспособность промышленных товаров, возникающие между конкурирующими товаропроизводителями"82. К патентному праву в узком смысле "относят только нормы по поводу присвоения изобретений"83. Предметом патентного права в этом смысле являются отношения между предпринимателями по использованию в виде промысла изобретений, обладающих промышленной или коммерческой ценностью. Патентное право регулирует эти отношения, используя "метод предоставления заинтересованному предпринимателю воплощенной в патенте искусственной монополии на промышленное (коммерческое) применение изобретения в пределах ограниченного срока"84.
После принятия в 1624 г. английского Статута о монополиях патентное право на изобретения "обросло" многочисленными законами, правилами, инструкциями и руководствами. Патентные •законы многократно пересматривались, приспосабливались к меняющимся условиям развития общества. Например, во Франции патентный закон был принят в 1791 г. и пересмотрен в 1844 г.; в США - также в 1791 г. (пересмотрен в 1836 г.); в Германии - в 1877 г. (усовершенствован в 1891 г.); в России - в 1812 г. Однако манифест 17 июня 1812 г., опубликованный под заглавием "О привилегиях на разные изобретения и открытия в художественных промыслах", еще не устанавливал обязанности органов
81 См.: Ответственность за нарушение патент» в капиталистических странах. М., 1985; Еременко В.И. Ответственность за нарушение патента во Франции: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 1985.
Мамиофа И.Э. Предмет и система буржуазного патентного права // Правоведение. 1978. № 5. С. 49.
83 Мамиофа И.Э. Правовая охрана изобретений в капиталистических и развивающихся странах. 'М., 1986. С. 6.
84 Патентное право капиталистических и развивающихся стран: Конспект лекций. М., 1987. С. 3.
146

государственного управления выдавать привилегии при наличии в заявках определенных признаков изобретений. На смену закону 1812 г. пришел закон 1833 г.85 Патентным законом, последовательно выражавшим принципы патентного права, стал в России лишь закон, принятый в 1896 г. Наряду с национальными патентными законами и подзаконными нормативными актами источниками патентного права являются (особенно в странах англо-саксонской системы права) многочисленные прецеденты.
Действующие патентные законы целого ряда западных стран (прежде всего наиболее развитых) опубликованы в русском переводе в двух двухтомных сборниках86, а также в многочисленных отдельных изданиях с комментариями57. Для ориентации в действующем патентном законодательстве капиталистических стран полезным является также издание "Изобретательское и патентное право стран мира (основные сведения об изобретательстве в таблицах)"88. Кроме того, представляет интерес (особенно в плане понимания патентно-правовой терминологии) изданное ВОИС "Руководство по совместной изобретательской деятельности"89.
В настоящее время являются действующими: во Франции -Закон о патентах на изобретения от 2 января 1968 г. (с изменениями и дополнениями от 11 июня 1970 г., 13 июля 1978 г., 27 июня 1984 г.)90; в ФРГ - патентный закон, вступивший в силу с 1 января 1981 г.91; в США - патентный закон от 19 июля 1952 г. (с изменениями от 8 ноября 1984 г.)92; в Японии - патентный закон от 13 апреля 1959 г. (с последними изменениями 1978 г.)93,
' Антимонов B.C., Ф л е и ш и ц Б.А. Изобретательское право. М., 1960. С. 33.
Патентное законодательство зарубежных стран: В 2 т. М., 1964; Патентное законодательство зарубежных стран: В 2 т. М., 1987.
87 Патентный закон Франции. М., 1983; Патентный закон Италии. М., 1978; Патентный закон Бельгии. М., 1987; Патентные законы Скандинавских стран. М., 1987; Патентный закон США. М., 1986; Патентный закон Японии. М., 1975; Патентный закон Австралии. М., 1979; Патентный закон Бразилии. М., 1978; Патентные законы стран Американского континента. М., 1984.
* Изобретательское и патентное право стран мира (основные сведения об изобретательстве в таблицах). М., 1983.
Руководство по совместной изобретательской деятельности. Руководство по регулированию правовых вопросов, возникающих в результате совместной изобретательской деятельности между сотрудничающими сторонами из разных стран. Издание ВОИС. Публикация ВОИС № 650 (Р). Женева, 1984.
90 Патентное законодательство зарубежных стран. М., 1987. Т. 1. С. 522.
91 Там же. С. 554; см. также: Ф и н к е л ь Н.К., Кармилова Е.В. Новый патентный закон ФРГ // Вопросы изобретательства. 1982 Xs 9. С. 17; Bencard G. Patentgesetz. Gebrauchsmustergesetz. Miinchen, 1988.

<< Предыдущая

стр. 5
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>