стр. 1
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Учебник гражданского права. Часть 1 / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М., 1998.
Глава I. Гражданское право – отрасль российского права 4
§ 1. Общая характеристика отрасли гражданского права. Предмет и метод регулирования 4
§ 2. Принципы гражданского права 14
§ 3. Структура отрасли гражданского права. Функции гражданского права 16
§ 4. Наука гражданского права 19
Глава 2 . Источники гражданского права 21
§ 1. Гражданское законодательство и его система. Иные источники гражданского права 21
§ 2. Действие гражданского законодательства. Применение гражданского законодательства по аналогии 29
Глава 3. Гражданское правоотношение 33
§ 1. Понятие гражданского правоотношения и его особенности 33
§ 2. Состав гражданских правоотношений 35
§ 3. Виды гражданских правоотношении 38
§ 4. Возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений 40
Глава 4. Осуществление гражданских прав, исполнение обязанностей. Способы защиты гражданских прав 44
§ 1. Осуществление гражданских прав, исполнение обязанностей 44
§ 2. Защита гражданских прав 48
Глава 5. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права 52
§ 1. Правоспособность граждан (физических лиц) 52
§ 2. Дееспособность граждан 56
§ 3. Опека и попечительство 66
§ 4. Имя гражданина 69
§ 5. Место жительства 69
§ 6. Безвестное отсутствие гражданина 70
и объявление его умершим 70
§ 7. Акты гражданского состояния 73
Глава 6. Юридические лица 74
§ 1. Общие положения 74
§ 2. Классификация (виды) юридических лиц 77
§ 3. Правоспособность юридических лиц 78
§ 4. Органы юридического лица. Филиалы и представительства 80
§ 5. Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц 82
§ 6. Общие положения о хозяйственных товариществах и обществах 90
§ 7. Полное товарищество и товарищество 93
на вере (коммандитное товарищество) 93
§ 8. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью 97
§ 9. Акционерное общество 100
§ 10. Дочерние и зависимые общества 105
§ II. Производственные кооперативы 106
§ 12. Государственные и муниципальные унитарные предприятия 109
§ 13. Некоммерческие организации 110
Глава 7. Государство, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права 123
Глава 8 Объекты гражданских прав 126
§ 1. Понятие и юридическая классификация вещей как объектов гражданских прав 127
§ 2. Иные объекты гражданских прав 144
Глава 9 Личные неимущественные права граждан 147
§ 1. Понятие и система личных неимущественных прав 147
§ 2. Личные неимущественные права, обеспечивающие физическое существование гражданина 151
§ 3. Личные неимущественные права, обеспечивающие социальное существование гражданина 155
§ 4. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации 161
Глава 10. Сделки 169
§ 1. Значение сделок. Понятие и основные признаки сделки 169
§ 2. Формы сделок 172
§ 3. Условия действительности сделок 176
§ 4. Классификация сделок 178
§ 5. Общие положения о недействительности сделок 182
§ 6. Сделки с пороками субъектного состава 188
§ 7. Сделки с пороками воли 191
§ 8. Сделки с пороками формы 199
§ 9. Сделки с пороками содержания 202
§ 10. Недействительность мнимых и притворных сделок 206
Глава 11 Представительство и доверенность 207
Глава 12 Сроки в гражданском праве 216
Глава 13. Исковая давность 220
§ 1. Понятие и значение исковой давности 220
§ 2. Виды сроков исковой давности. Начало течения исковой давности 221
§ 3. Приостановление, перерыв и восстановление исковой давности 223
§ 4. Последствия истечения исковой давности 227
§ 5. Требования, на которые исковая давность не распространяется 228
Глава 14 Право собственности и другие вещные права 229
§ 1. Собственность в экономическом смысле и право собственности 229
§ 2. Приобретение права собственности 234
§ 3. Прекращение права собственности 242
§ 4. Право собственности граждан и юридических лиц 246
§ 5. Право государственной и муниципальной собственности 247
§ 6. Право общей собственности 249
§ 7. Вещные права лиц, не являющихся собственниками 253
§ 8. Защита права собственности и других вещных прав 258
Глава 15 Понятие и основания возникновения обязательств 267
§ 1. Понятие обязательства. Понятие обязательственного права 267
§ 2. Элементы обязательств 272
§ 3. Основания возникновения обязательств 277
§ 4. Санкция в обязательстве 279
Глава 16 Субъекты обязательств 281
Глава 17 Перемена лиц в обязательстве 288
Глава 18 Договор – основание возникновения обязательства 292
§ 1. Понятие и значение договора в гражданском праве 292
Понятие и функции договора. 292
§ 2. Виды договоров 294
§ 3. Содержание договора 297
§ 4. Форма договора 299
§ 5. Порядок заключения, изменения и расторжения договора 302
Глава 19 Исполнение обязательств 306
§ 1. Понятие и принципы исполнения обязательств 306
§ 2. Предмет и способ исполнения 311
§ 3. Субъекты исполнения 314
§ 4. Срок и место исполнения 316
Глава 20 Обеспечение исполнения обязательств 319
§ 1. Неустойка 320
§ 2. Залог 323
§ 3. Удержание 345
§ 4. Поручительство 348
§ 5. Задаток 352
§ 6. Банковская гарантия 354
Глава 21. Ответственность по российскому гражданскому праву 360
§ 1. Понятие и формы гражданско-правовой ответственности 360
§ 2. Основания возникновения гражданско-правовой ответственности 362
§ 3. Виды гражданско-правовой ответственности 370
§ 4. Применение отдельных мер ответственности в сочетании с иными последствиями правонарушения 376
§ 5. Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности 382
Глава 22 Прекращение обязательств 384
Глава I. Гражданское право – отрасль российского права
§ 1. Общая характеристика отрасли гражданского права. Предмет и метод регулирования
Гражданское право занимает одно из центральных мест в системе российского права. Эта отрасль регулирует большую часть отношений, возникающих в гражданском обществе. Под гражданским обществом наряду с государственными институтами власти и управления понимается совокупность социально и экономически независимых субъектов, инициативно осуществляющих различные виды деятельности в своих интересах и интересах общества. Государство не вправе вмешиваться в сферу жизни и деятельности участников гражданского общества иначе, как осуществляя свои функции в рамках закона.
Участниками возрождающегося российского общества являются граждане (в том числе граждане-предприниматели), юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и Российская Федерация как собственники и субъекты иных имущественных и личных прав. Отношения, складывающиеся между ними, разнообразны: дружеские, приятельские и семейные между физическими лицами, отношения по присвоению материальных благ, связи между учредителями (участниками) хозяйственных товариществ или обществ, отношения трудовые и хозяйственные и т. п. Не все они регулируются гражданским правом и правом вообще. Так, не поддаются регламентации отношения, в которых выражаются личные симпатии или антипатии людей. Гражданским правом не регламентируются трудовые, семейные связи. Но отношения, составляющие основу гражданского общества и возникающие в экономической сфере между равными участниками, отношения по присвоению результатов интеллектуальной собственности и другие социальные связи опосредуют-ся гражданским правом.
Гражданское право возникло из потребности рационального сочетания интересов участников экономических и социальных отношений, а также разрешения конфликтов, связанных со столкновением этих интересов. Его становление не сводится только к законодательной деятельности государства. Приемы и способы взаимного удовлетворения интересов участников гражданского общества, меры пресечения нарушений прав и интересов вырабатывались практикой фактических взаимоотношений субъектов. В этом длительном историческом процессе шел отбор наиболее целесообразных в данных условиях приемов и способов координации поведения субъектов. Они обобщались в обычаях, позднее – в законотворческой практике. Существенной чертой гражданского права является то, что нормативной основой этой отрасли не исчерпывается ее содержание. Значительный пласт составляют средства индивидуального и локального (поднормативного) регулирования: договоры и иные сделки, судебные решения, локальные акты типа уставов хозяйственных обществ, административные акты и т. п. Сочетание способов нормативного и поднормативного регулирования обусловило особенности метода отраслевого воздействия.
В связи с этим, чтобы дать более или менее адекватное определение отрасли гражданского права, необходимо остановиться на анализе предмета и метода гражданско-правового регулирования.
Предмет гражданско-правового регулирования. Под предметом отраслевого регулирования понимается комплекс общественных отношений, обладающих такими сходными чертами, которые требуют подхода к их правовой регламентации с учетом единых начал и с использованием единообразных приемов и средств воздействия.
Согласно п. 2 и 3 ст. 2 ГК РФ в предмет гражданско-правового регулирования входят имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Наряду с ними гражданско-правовыми средствами защищаются неотъемлемые права личности, свободы и другие личные нематериальные блага субъектов, если из существа этих благ не вытекает иное.
Таким образом, структура предмета законодательно представлена тремя группами отношений. Основными являются отношения имущественного характера, складывающиеся в
сфере экономики. Их объекты – имущественные блага (вещи, деньги, работа, услуги и т. п.). Вторую группу составляют неимущественные отношения, тесно связанные с имущественными. В качестве их объектов выступают неимущественные блага типа результатов творческой деятельности, способных быть объектами интеллектуальной собственности. Наконец, третья группа включает такие неимущественные отношения, которые, во-первых, не связаны с имущественными, во-вторых, их объектамиявляются личные неимущественные права, свободы, блага. Особенность этой группы состоит в том, что в нее входят отношения, возникающие, как правило, в связи с нарушением личных прав, благ и свобод и требующие применения гражданско-правовых охранительных способов воздействия.
В структуре предмета отраслевого регулирования обычно не выделяются отношения, лежащие в основе правосубъект-ности участников гражданского оборота. В п. 1 ст. 2 ГК РФ впервые сделан акцент на этих отношениях, в связи с чем необходимо рассмотреть их суть и содержание, а также определить место в предмете регулирования.
Формирование правового положения субъектов не является только результатом правовых установлений законодательных органов. Это не прямое волевое регулирование отношений "государство – физическое лицо", "государство – организация".
В основе определения правосубъектности лежит присущее гражданскому обществу признание принципиально одинаковых для всех субъектов (хотя и обусловленных жизнью данного государства) социально-экономических возможностей участия и хозяйственной деятельности, реализации творческого потенциала, проявления себя как личности. Развитость гражданского общества и его сила проявляются в том, что такие отношения приобретают форму социальных интересов. В связи с этим при формировании объема правоспособности, характера и рамок дееспособности и деликтоспособности каждой группы участников (граждане, организации, муниципальные образования, субъекты РФ, Российская Федерация) законодатель исходит из определенной заданности, закрепляет уже сложившиеся принципиальные формы и начала общения. Безусловно, социально-политический строй также влияет на формирование объема возможностей участия субъектов в гражданском обороте. Так, в дореформенный (до 1990 г.) период граждане ограничивались в возможности заниматься предпринимательской деятельностью,
иметь имущество на праве частной собственности и т. п. Связано это было с тем, что начиная с октября 1917 г. проводилась политика вытеснения основ гражданского общества, что привело к формированию законодательной базы, соответствующей только воле государства.
Поскольку в основе правосубъектности лежат различные объемы экономических и социальных возможностей тех или иных видов участников гражданских отношений, они не могут быть отнесены непосредственно к одной из выделенных структурных групп предмета. Правильнее их рассматривать как особую группу отношений. В структуре предмета эта группа составляет ядро системы отношений, определяет изначальный статус субъектов и важнейшие основы моделирования гражданских правоотношений.
Разнообразные общественные связи имущественного и неимущественного характера объединяются в предмет регулирования благодаря своему сходству по следующим параметрам. Во-первых, их участники равны как собственники и(или) товаропроизводители (в имущественных связях); как индивидуумы (в неимущественных отношениях). Такое равенство участников базируется на одинаковой ценности их потребностей и интересов в гражданском обществе, одинаковых подходах оценки их временных и трудовых затрат; на возможности удовлетворения индивидуальных интересов единообразными способами, сложившимися в общественной практике.
Во-вторых, каждый участник гражданского общества обладает автономной волей. Он принципиально не зависит от воли других участников и властных структур в принятии решений и их осуществлении. Речь идет о принципиальной самостоятельности лиц в гражданском обороте и социальных сферах. Это не исключает зависимости, например, несовершеннолетних граждан от воли родителей и попечителей при заключении крупных сделок. Но в то же время несовершеннолетний независим от воли своего контрагента.
В-третьих, участники отношений, входящих в предмет гражданско-правового регулирования, обладают имущественной самостоятельностью. Под этим понимается не просто наличие или отсутствие имущества у лица, а взаимно признаваемая возможность иметь имущество в собственности, доходы, пенсии, пособия и т. п. Это качество учитывается в первую очередь в имущественных отношениях. Но оно предполагается и в неимущественных. Даже при охранительном воздействии на конфликтную ситуацию при нарушении личного блага, например, при защите деловой репутации, возможность возмещения морального вреда определяется презюмируемой имущественной самостоятельностью субъекта.
Имущественные отношения. Этот комплекс отношений выделяется в предмете гражданско-правового регулирования по объектному критерию: имущественные отношения складываются между равными, автономными и имущественно самостоятельными участниками гражданского оборота по поводу материальных благ. В качестве объектов таких отношений могут выступать вещи и комплексы вещей, деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работа, ее результаты, услуги. Общей чертой имущественных отношений является их стоимостной, товарно-денежный характер. Они складываются в сфере действия закона стоимости; их объекты, как правило, обладают качеством товара.
Центральное звено данного комплекса составляют отношения собственности. В их рамках происходит присвоение материальных благ (вещей) конкретными субъектами. Собственник обладает абсолютной властью над вещью, широкими возможностями по владению, пользованию и распоряжению ею в своих интересах. Это наиболее стабильные и длительные экономические отношения. Они составляют основу общества и гражданского оборота.
Статьей 8 Конституции РФ признается и закрепляется частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности. В ст. 212 ГК РФ определяются субъекты присвоения материальных благ в рамках этих общественных отношений: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация.
В качестве предмета гражданско-правового регулирования отношения собственности составляют фактическую основу подотрасли права собственности, которая подвергает нормативной регламентации правовое положение собственника, правовой режим .отдельных объектов собственности, возникновение субъективного права собственности, основания и процедуру его прекращения и т. п.
Другую группу составляют имущественные отношения, опосредующие оборот: товарное и в определенной степени денежное обращение, рынок ценных бумаг, рынок услуг и подрядных работ, сферы арендных, жилищных, конкурсных и иных отношений. Эти товарно-денежные связи относятся к разряду социальных форм, в рамках которых происходит взаимное удовлетворение интересов участников оборота. Они составляют фактическую основу крупной подотрасли договорного права.
Обычно в этой же группе имущественных связей рассматриваются отношения, в рамках которых разрешается конфликтная ситуация, вызванная столкновением интересов (отношения-притязания). Однако их можно выделить в особые подгруппы. Подобные социальные связи возникают как способ разрешения конфликта. Если контрагент по договору не исполняет своей обязанности по оплате поставленной продукции, возникают основания для притязаний поставщика к покупателю. Способы разрешения подобных конфликтов различаются, но относятся к гражданско-правовым. Неоднозначны и сами отношения-притязания. Одни из них теснейшим образом связаны с отношениями оборота и регламентируются непосредственно в рамках договорного права. Например, возникающие из нарушения договорных обязательств (в нашем примере – договор поставки). Другие относительно независимы (внедоговорные отношения). Они возникают между участниками, не связанными договором, либо конфликт между ними выходит за пределы договорных обязательств. Подобные отношения-притязания требуют особой охранительной регламентации. Например, пассажир поезда из-за резкого торможения получил травму и утратил трудоспособность. Пассажир находится в договорных отношения с перевозчиком, обязавшимся доставить его в конкретный населенный пункт. Однако причинение вреда здоровью – конфликт, выходящий за пределы договорных регламентаций. Подобные отношения составляют особую структурную группу в предмете гражданско-правового регулирования и являются фактической основой институтов по возмещению вреда.
Неимущественные отношения. Неимущественные блага и свободы, которыми обладает любой участник гражданского общества, разнообразны: естественное право на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности, имя, честь и достоинство, деловая репутация, свобода творчества, свобода передвижения и т. п. По поводу этих благ и свобод складываются отношения их взаимного признания, уважения участниками гражданского общества.
Детальной регламентации регулятивными и охранительными способами подвергаются неимущественные отношения, способные породить имущественные отношения, тесно с ними связанные (ст. 2 ГК РФ). К таковым относятся отношения в сфере интеллектуальной деятельности) объективированные результаты которой сочетают качества духовного блага и свойства товара, которым может пользоваться третье лицо в собственных интересах. Это авторские, изобретательские отношения, лежащие в основе институтов авторского и изобретательского права, и некоторые отношения по индивидуализации субъектов.
Особую группу составляют неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Они возникают по поводу неотъемлемых от личности неимущественных благ, свобод и прав: честь и достоинство, свобода выбора вида деятельности и т. п. По общему правилу, гражданско-правовые средства защиты используются лишь при их нарушении.
В связи с этим в п. 2 ст. 2 ГК РФ заключено следующее правило: "Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ". Тем самым в норме устанавливается характер гражданско-правового воздействия – охранительная регламентация отношений, возникающих из конфликта неимущественных интересов. Последнее обстоятельство явилось для некоторых авторов достаточным основанием для утверждения, что указанный вид неимущественных отношений исключен из предмета гражданско-правового регулирования. С этим согласиться нельзя. Во-первых, охранительное воздействие, в том числе защита, – это форма отраслевого регулирования. Во-вторых, наличие в предмете отношений, возникающих из конфликта (отношений-притязаний), никогда не оспаривалось. Отношения-притязания в неимущественной сфере также рассматривались в качестве элемента предмета отраслевого регулирования и влияли на структуру отрасли.
В данном случае речь идет об отношениях-притязаниях неимущественного характера, не связанных с имущественными. Они также влияют на структуру отрасли, создают фактическую основу института защиты неимущественных прав и интересов. В связи с этим было бы ошибочным исключать их из структуры предмета.
Кроме того, нельзя не отметить, что в ряде случаев отношения, складывающиеся по поводу нематериальных благ и свобод, требуют регулятивной координации поведения их участников. Так, право на изображение явилось результатом регламентации поведения изображенного лица и того, кто записал изображение на носителе, воспроизводящем его на экране либо иным образом, доступным для обозрения третьими лицами. Координации требуют отношения между автором писем и лицом, сведения о котором имеются в письмах, если принимается решение их опубликовать. Поэтому нельзя полностью сводить предмет гражданско-правового регулирования в неимущественной сфере только к отношениям, связанным с имущественными, и к отношениям-притязаниям, не связанным с имущественными. Поскольку того требует обеспечение неприкосновенности личных благ и свобод, неимущественные связи могут быть предметом гражданско-правового регулятивного и охранительного воздействия.
В рассматриваемой группе можно выделить две подгруппы отношений: 1) формы индивидуализации личности и личного самовыражения субъекта и 2) формы осуществления социальных свобод.
В первую подгруппу входят отношения, в рамках которых субъект реализует свой интерес к жизни, здоровью, чести, достоинству, имиджу, деловой репутации, к неприкосновенности сферы личной жизни, к свободе воли и ее выражения, имени, фирменному наименованию и др.
Во вторую – отношения по реализации свобод: передвижения, избрания видов деятельности, участия в общественных организациях, пользования достижениями науки, искусства, литературы, неприкосновенности жилища, офиса и иных социальных свобод.
В 60-х гг. проф. О. А. Красавчиковым' была обоснована идея выделения в предмете гражданско-правового регулирования организационных отношений. Наличие таких связей в имущественной и неимущественной сферах гражданского общества в науке никем не отрицается. Вместе с тем сама идея определить их место законодательно поддержки не нашла.
Под организационными понимаются связи, в которые вступают равные субъекты с целью упорядочения своих основных имущественных или неимущественных отношений. Их объектом является определенная работа с целью создать условия для возникновения, исполнения или прекращения основных отношений. Например, совершению договора предшествует деятельность будущих сторон по выработке и согласованию его условий. Между лицами, претендующими на квалификацию их технических решений в качестве изобретения, может возникнуть конфликт по поводу приоритета. Организационный характер
имеет процедура преобразования полного товарищества в общество с ограниченной ответственностью. В приведенных примерах организационные (процедурные) связи играют обслуживающую роль, но это не исключает выработки специфических отраслевых подходов к их регламентации. С этих позиций идея выделения на нормативной основе организационно-обеспечительных, процедурных, информационных связей в предмете регулирования представляется рациональной. В настоящее время роль процедуры в формировании ряда отношений приобретает первостепенное значение на товарных и фондовых биржах. Рынок ценных бумаг вообще не может существовать без четких организационных форм, а они не могут сводиться только к административным.
Характерные свойства общественных отношений, образующих предмет гражданско-правового регулирования, непосредственно влияют на метод регулирования.
Метод гражданско-правового регулирования. Под гражданско-правовым регулированием общественных отношений понимается формирование правовыми способами, приемами и средствами объемов возможного и должного поведения, установление критериев правомерности и противоправности действий (бездействия) субъектов, отбор и программирование в нормах рациональных правовых форм и предпосылок участия в гражданском обороте, форм разрешения конфликтов, определение характера и круга мер защиты и ответственности и т. п. Оно обеспечивается установлениями закона и иными актами нормативного уровня с использованием сложившихся способов, приемов и средств воздействия. С учетом специфики изучаемой отрасли метод гражданско-правового регулирования можно определить как совокупность способов, приемов и средств воздействия на поведение субъектов на началах равенства участников отношений, их доспозитивности, разрешения конфликтов без ограничения личных прав и свобод (п. 1 ст. 2 ГК РФ)\
В гражданском праве используются все общеправовые способы регулирования – дозволения, запреты, предписания, обязывания. Однако они избираются в особых сочетаниях, подчиненных одному из важнейших начал отраслевого метода – началу дозволительности гражданского права. Соответственно основу метода регулятивного воздействия составляют приемы дозволений, широко используются относительные запреты. В охранительной сфере предписания сочетаются с предоставлением широкой свободы лицу, чьи права нарушены, самому решать вопрос об их защите или отказе от такой защиты.
По функциональному признаку способы гражданско-правового воздействия могут быть разграничены на регулятивные и охранительные. Регулятивные способы включают приемы и средства программирования объемов правосубъектности участников отношений, выделения круга юридических фактов и формирования их правового режима, форм правонаделения, в том числе правопреемства, возложения обязанностей, установления правового режима объектов, правовых форм участия в обороте и т. п.
Охранительные способы предполагают использование отраслевых приемов, средств и мер воздействия на правонарушителей, определение критериев неправомерности и составов правонарушений, обеспечения всесторонней защиты нарушенных прав (ст. 12 ГК РФ), формирование ее искового порядка, отбор принципов самозащиты и т. п.
Соответственно гражданско-правовые способы (приемы, средства) воздействия:
1) обеспечивают правовое равенство субъектов путем нормативного закрепления принципиально равных возможностей участия субъектов в любой сфере гражданского оборота, творческой и иной жизни общества. Этому способствует, в частности, конструкция гражданско-правового договора, не допускающая властных правомочий или приоритета интересов одного из контрагентов; исковой порядок защиты нарушенных интересов;
2) формируют дозволительный характер гражданского права. Дозволительность как черта отрасли предполагает, во-первых, осуществление наряду с нормативным поднорматив-ного регулирования общественных связей локальными и индивидуальными актами. Например, процедуры совершения биржевых сделок определяются локальными актами биржи. Средствами гражданско-правового индивидуального регулирования служат сделки, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом. Основным нормативным требованием к локальным и индивидуальным актам является их соответствие нормам гражданского законодательства. Во-вторых, дозволительность гражданского права обеспечивается реализованным в нормах началом диспозитивности. Под диспозитивностью понимается свобода выбора варианта поведения в гражданском обороте. Границей такой свободы является требование правомерности акта поведения, которая в самом общем плане оценивается фактом соответствия действия (бездействия) лица общим началам и смыслу гражданского законодательства;
3) создают юридические условия для проявления инициативы субъектов гражданского оборота. Субъект гражданского права независим. Инициатива в принятии решения и его реализации принадлежит ему. Инициативность как право первого шага закрепляется нормативно: определяется порядок совершения сделок, устанавливается режим собственности, исковой порядок защиты интересов и т. д. Например, никто не может принудить гражданина написать завещание, под угрозой его недействительности;
4) обеспечивают восстановительный характер защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов. Используемые меры защиты призваны устранить препятствия к осуществлению прав и восстановить нарушенное состояние. Так, фактом признания сделки недействительной пресекается ее регулирующая сила, стороны возвращаются в первоначальное положение (реституция). Вещные права охраняются путем истребования вещи из чужого незаконного владения (виндикация). Честь, достоинство, деловая репутация восстанавливаются путем опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений и т. п.;
5) создают механизм и имущественную направленность ответственности лица за совершенное правонарушение. Имущественный характер ответственности основан на общем принципе недопустимости в гражданском праве принудительного воздействия на личность. Так, при нарушении чести (достоинства) возможно взыскание морального вреда; при причинении вреда здоровью возмещается утраченный заработок, расходы на восстановление здоровья; за нарушение договорных обязательств взыскиваются неустойки и убытки; при совершении сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности, избирается такая мера, как конфискация всего переданного по сделке, и т.п. Во всех случаях нарушитель несет материальные тяготы.
Исковой порядок разрешения конфликтов является преимущественным для гражданского права. Он основан на началах отраслевого метода: инициатива исходит от лица, считающего свои права (интересы) нарушенными; стороны в процессе равны, избираемые меры определены нормами гражданского законодательства. На тех же началах основана самозащита граж-
дан (ст. 14 ГК РФ).
Перечисленные особенности в подходах к регулированию: юридическое равенство субъектов, их инициативность и дис-иЬзитивность, восстановительный характер защиты и имущественный – ответственности внешне проявляются как черты гражданско-правового метода.
Понятие отрасли гражданского права. Зная предмет и метод регулирования, можно дать определение отрасли гражданского права. Это совокупность норм (институтов, подотраслей), а также правил, установленных на поднормативном уровне, которыми регулируются имущественные и личные неимущественные отношения на началах равенства и диспозитивности субъектов, их инициативы, восстановительной направленности защиты и имущественного характера ответственности.
Правосубъектность юридического лица, гражданина, Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, установленная нормами гражданского права, представляет основу для регламентации положения этих субъектов в ряде других отраслей. Отдельные институты и подотрасли гражданского права относятся к пограничным. Таковыми являются институты возмещения вреда (институт деликтных обязательств, институт возмещения вреда из неосновательного обогащения). Нормами этих институтов пресекаются правонарушения различной отраслевой квалификации (семейные, трудовые, уголовные), если ими причиняется вред имуществу или здоровью гражданина.
Нормы гражданского права субсидиарно или по аналогии применяются в других отраслях, например, в семейном праве. Ведущая роль гражданского права обусловлена также совокупностью тех принципов, на которых оно основано.
§ 2. Принципы гражданского права
Принципы – руководящие (отправные) начала, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование общественных отношений. В принципах выражены социально-экономическая основа общества и общечеловеческие ценности. Они могут приобретать форму нормативных установок (п. 1 ст. 1 ГК РФ), но часть их реализуется без специального нормативного оформления.
Основу гражданского права составляет следующая совокупность принципов: 1) правовое равенство субъектов гражданского права; 2) равенство всех форм собственности; 3) неприкосновенность собственности; 4) Свобода договора; 5) свобода предпринимательства; 6) неприкосновенность личности, личных прав и свобод субъекта; 7) неприкосновенность интеллектуальной собственности; 8) осуществление прав своей волей и в своем интересе; 9) недопустимость злоупотребления правом.
Перечисленные принципы относятся к разряду отраслевых, обеспечивающих единство подходов законодателя к регламентации конкретного комплекса отношений.
Начало правового равенства субъектов лежит в основе определения объема правосубъектности, механизмов возникновения и осуществления прав, исполнения обязанностей в любой сфере, регулируемой гражданским правом. Положим, гражданин вступает в договорные отношения с таким естественным монополистом, как железная дорога. Экономическая мощь и возможности перевозчика и пассажира несравнимы. Однако гражданско-правовой механизм их взаимодействия, основанный на договоре перевозки, позволяет юридически уравнять положение сторон.
Равенство всех форм собственности означает, что при определении статуса собственника и режима объектов собственности, объема правомочий субъектов и избрании мер защиты применяются одинаковые правовые мерки и исключается приоритет одной из форм, например государственной. Это не означает, что не учитываются, допустим, интересы безопасности государства (например, при установлении круга объектов с ограниченной оборотоспособностью или изъятых из оборота). Напротив, факторы, имеющие всеобщее значение, влияют на регламентацию конкретных отношений собственности, им может быть отдан приоритет на уровне закона. Но учет таких факторов не нарушает общего принципа равенства всех форм собственности. Этот принцип пронизывает все подотрасли и институты гражданского права, на его основе строится подотрасль права собственности, наследственное право, обязательственное право.
Неприкосновенность собственности предполагает выбор таких механизмов возникновения, осуществления и прекращения права собственности, с помощью которых, во-первых, обеспечивается неприкосновенность интересов других собственников, во-вторых, обеспечивается восстановление права собственности, если оно было нарушено.
Принцип свободы договора – это требование правового обеспечения естественной свободы участников гражданского общества удовлетворять свои потребности и интересы путем взаимных соглашений. Вместе с тем нормативно установлены разумные границы свободы субъектов в использовании этого инструмента регулирования. Например, действующее законодательство не признает юридическую силу за договором с недееспособным лицом, за сделкой, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности.
Принцип свободы предпринимательства означает, что при формировании статуса гражданина и юридического лица законодатель должен исходить из необходимости создания для субъектов правовых гарантий свободного выбора любого вида предпринимательской деятельности (в частности, на начальном периоде регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации юридического лица), а также из необходимости установления разумных пределов такой свободы.
Требования неприкосновенности личности, личных прав и свобод субъекта – начала формирования статуса субъектов, а также отдельных институтов (деликтных обязательств, института защиты личных прав и свобод). Указанный принцип отражает естественные права человека на жизнь и здоровье, на свободу самовыражения, честь и достоинство, тайну переписки и т.п.
Принцип неприкосновенности интеллектуальной собственности лежит в основе формирования правового режима результатов творческой деятельности, институтов авторского, изобретательского права. В нем выражено всеобщее признание авторства субъекта, заинтересованность общества в развитии творческого потенциала его участников.
Осуществление прав своей волей и в своем интересе – требование, вытекающее из дозволительной сущности гражданского права. Субъекты гражданского права независимы и используют экономические и иные социальные возможности, закрепляемые как права, для удовлетворения своих потребностей и интересов.
Границы реализации прав по собственному усмотрению устанавливаются на базе другого принципиального правила – недопустимости злоупотребления правом. Под злоупотреблением понимается использование правовых возможностей во вред окружающим, в том числе в целях ограничения конкуренции, злоупотребления доминирующим положением на рынке (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Наряду с отраслевыми существуют принципы отдельных подотраслей и институтов.
§ 3. Структура отрасли гражданского права. Функции гражданского права
Гражданское право имеет довольно сложную структуру. Эта отрасль относится к развитым правовым системам, в которых сложились нормы и институты высокой степени обобщения'. К ним относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы, определяющие общий статус субъекта, правовой режим объекта или юридического факта и т. д. Подобные нормы объединены в отдельные структурные комплексы общих положений: институт отраслевого режима юридических фактов, институты правосубъектности граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований, институт сделок как средств индивидуального регулирования, институты представительства, правового режима объектов, институты сроков и исковой давности. Их нормы распространяются на все гражданско-правовые отношения, за изъятиями, установленными в специальных нормах.
Помимо общих институтов в структуре гражданского права выделяются две сложившиеся подотрасли – право собственности и обязательственное право. Подотрасль – крупная подсистема институтов, отличающаяся развитой группой норм об-"щего характера. Наряду с институтами общих норм в подотрасли права собственности и обязательственного права входят институты более конкретного содержания: в подотрасли права собственности – институты права частной собственности, государственной собственности, муниципальной собственности; в обязательственном праве – институты конкретных видов договоров (купли-продажи, мены, аренды, найма жилого помещения и т. п.), институты возмещения вреда (деликтных обязательств, кондикционных исков).
В структуру гражданского права также входят крупные институты авторского, изобретательского права, защиты личных неимущественных прав и свобод.
Особое место занимает наследственное право, определяющее содержание и порядок универсального правопреемства, связанного со смертью гражданина.
Из обзора структуры гражданского права видно, что институты и подотрасли в ней выделяются либо по предметному, либо по функционально-служебному критерию. Характер предмета регулирования обусловливает формирование таких подотраслей и институтов, как подотрасль права собственности, институт права частной собственности, институт договора аренды и т. п. Институты общих положений в рамках отрасли (или подотрасли) выделяются по функционально-служебному признаку: их нормы действуют независимо от характера и вида регулируемого отношения.
Функции гражданского права. Функции правовой системы – это ее целевые установки и назначение. Общая юридическая установка гражданско-правовых норм (и правил поднор-мативного уровня) состоит в регулировании общественных отношений. Указанная юридическая функция многоаспектна. В теории права и на законодательном уровне она расчленяется на два вида правовых функций – регулятивные и охранительные.
Регулятивная функция заключается в координационно-обеспечительном воздействии на поведение участников общественных отношений гражданско-правовыми средствами. Регулятивная значимость норм гражданского права обусловлена тем, что в его предмете наибольший удельный вес составляют отношения, в рамках которых участники гражданского общества взаимно удовлетворяют свои интересы и потребности. Их в теории нередко называют позитивными: отношения собственности, оборота, отношения, складывающиеся по взаимному признанию принадлежности личных благ и свобод конкретному лицу. Регулятивное воздействие на эти отношения означает координацию поведения субъектов (поведение покупателя и продавца в договоре купли-продажи) приемами правонаделения и возложения обязанностей.
Охранительная функция предполагает реализацию отраслевых мер и механизмов охраны нарушенных прав или охраняемых законом интересов. Как отмечалось, в предмете гражданско-правового регулирования есть пласт подвижных отношений, возникающих из конфликтов. В их рамках происходит защита одного из сталкивающихся интересов с возложением на нарушителя имущественных тягот либо без такового: нарушения пресекаются – акт поведения признается недействительным, взыскиваются убытки, возмещается моральный вред, реализуются иные меры охранительного характера.
Принципиальным нормативным положением является указание п. 2 ст. 2 ГК РФ о преимущественно охранительном характере гражданско-правового воздействия на сферу личных отношений, не связанных с имущественными.
К функциям гражданского права относят также превентивное и воспитательное воздействие. Под превентивным понимается воздействие, устраняющее угрозу правонарушения со стороны субъекта (ст. 354 ГК РФ). Воспитательная функция – воздействие гражданского права на правосознание субъектов с целью формирования социально направленных позитивных установок, ориентиров на общечеловеческие ценности.
Отграничение гражданского права от иных отраслей российского права. В системе российского права все отрасли функционально взаимосвязаны. Их разграничение вызывается характером тех отношений, которые они регулируют, а также необходимостью избрания для их регламентации особых начал, способов и приемов.
Наиболее четко гражданское право, основанное на равенстве субъектов, отличается от отраслей, регулирующих отношения, построенные по типу "власть–подчинение". Таковыми являются государственное, административное, экологическое право и т. п.В них используется метод, центральным началом которого является требование субординации. Даже поведение властных субъектов, вступивших в административный договор, координируется с учетом и по поводу распределения их правомочий в той или иной сферах. В гражданском праве используются приемы координации поведения равных участников.
Гражданское право прежде всего – регулятивная отрасль. Этим она отличается от уголовного права как отрасли сугубо охранительной, где принудительная сила государства является единственным гарантом защиты правопорядка, личности и имущества субъектов, а основные меры ответственности связаны с ограничением личных прав и свобод преступников.
Отрасли процессуального права регламентируют процедурные связи, возникающие в процессе применения норм гражданского, семейного, трудового, земельного, уголовного права компетентными органами суда, прокуратуры, следствия, дознания.
Наиболее близкой к гражданскому является отрасль семейного права. Оно отпочковалось от гражданского и оформилось в самостоятельную отрасль в связи с особым предметом регулирования: основу предмета данной отрасли составляют личные неимущественные отношения, возникающие из кровного родства или брака. Имущественные отношения базируются на личных. Семейные отношения требуют особого метода регулирования, учитывающего приоритет личных связей.
Трудовое право также выросло из гражданского. Оказание услуг, производство работ – формы гражданско-правовой деятельности, близкие трудовым. Тем не менее предмет регулирования в трудовом праве имеет специфику: это отношения, в которых объектом является живой труд человека, а также, как правило, и его время, подчиненное внутреннему распорядку, существующему в организации или установленному гражданином-работодателем. В гражданских же отношениях объектом является совершенная услуга, произведеннай работа, ее результат. Условия их осуществления и связанный с этим риск лежат на подрядчике. Соответственно трудовой и гражданско-правовой договоры различаются по статусу сторон (работодатель – работник, заказчик – подрядчик или услугодатель), по содержанию и распределению ответственности и рисков. В частности, действия работника в гражданском обороте рассматриваются как действия его работодателя. Подрядчик (услугодатель) сохраняет в гражданском обороте свою независимость.
§ 4. Наука гражданского права
Наука гражданского права – система теорий, идей, знаний по вопросам отраслевого регулирования общественных отношений, его закономерностей, практики правоприменения и правосуществования.
В 90-е гг. нынешнего столетия началось не только возрождение гражданского права как нормативного слепка культуры человеческого общения в экономической и иных сферах гражданского общества, но и науки гражданского права. До революции теория гражданского права была развитой, отвечающей законотворческой деятельности того времени. Яркими представителями цивилистики дореволюционного периода были Савиньи Г. Ф„ Каминка А. И., Шершеневич Г. Ф., Невзоров А. С., Покровский И. А., Петражицкий Л. И., Нерсесов Н. О., Пергамент О., Дювернуа Н. Л„ Мейер Д. И., Слонимский Л. 3. и многие другие ученые.
После революции цивилистическая мысль отнюдь не заглохла. Более того, русские традиции и школы нашли развитие в первые постреволюционные годы в трудах М. М. Агаркова, Е. А. Флейшиц, И. Б. Новицкого, В.М. Гордона, И. С. Перетерского и других. Первый гражданский кодекс, принятый в 1922 г., соответствовал основным интересам еще не "задавленного" гражданского общества. То обстоятельство, что он действовал до 1962–1964 гг., свидетельствует, во-первых, о том, что полностью разрушить гражданское общество невозможно, а во-вторых, о неизбежной преемственности общечеловеческих ценностей.
Заслугой советских ученых-цивилистов явилось то, что они оставались приверженцами глубокого проникновения в суть экономических и иных социальных процессов и тенденций правового опосредования общественных отношений. Конечно, они не были свободны от идеологии и экономической политики государства. Правовые концепции, положенные в основание таких базовых актов, как Основы гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик (1962 г.), ГК РСФСР 1964 г., безусловно, отражали монополию государственной собственности, планово-командные формы ведения народного хозяйства, узкие рамки инициативности субъектов гражданского права и т. п. Вместе с тем разработанные на традиционных началах институты общих положений, в том числе институты обязательственного права, пограничный институт наследственного права, а также конструкции отдельных видов договоров явились тем нормативным материалом, который в основе своей оказался востребованным при разработке первых пореформенных актов и Гражданского кодекса РФ части 1 и II (1994, 1996 гг.). Теоретические разработки ученых советского периода будут использованы и при дальнейшей кодификации российского законодательства. В этом плане интерес представляют работы таких ведущих цивилистов, как Б. Б. Черепахин, Г. К. Матвеев, О. С. Иоффе, С. Н. Братусь, Ю. Г. Басин, Р. О. Халфина, С. С. Алексеев, О. А. Красавчиков, В. Т. Смирнов, В. Ф. Яковлев, В. С. Якушев и другие. Особо следует отметить научный вклад непосредственных разработчиков нынешнего Гражданского кодекса и труды ученых нового поколения российских цивилистов.
Предмет науки гражданского права. Основная задача правовой науки – изучение истоков и тенденций развития отрасли. В связи с этим в предмет науки входят прежде всего такие объекты изучения, как социально-экономические условия жизни гражданского общества, направления его развития, социальная и экономическая политика государства. Без знания сущности и видов отношений по присвоению материальных благ в обществе невозможно их правовое опосредование. Без представлений о направлениях экономического и социального развития общества невозможна законодательная деятельность и развитие гражданского права. Экономические знания на мик-ро- и макроуровне, социологические исследования, изучение психологии больших групп людей и отдельного предпринимателя – та необходимая основа, на которой формируются концепции законодательных актов.
К предмету науки гражданского права относится также сама отрасль. В качестве объекта изучения отрасль гражданского права предстает как система норм, институтов, подотраслей, обладающая юридическими функциями регулятивного и охранительного характера. Отрасль анализируется в ее функциональной и содержательной зависимости от регулируемых отношений, условий жизни гражданского общества, от правовой политики государства. Исследуются ее связи с иными отраслями российского права, с международным частным правом.
Особыми объектами изучения являются правовые формы и конструкции, входящие в механизм гражданско-правового , регулирования: правосубъектность, правоотношения, юридические факты и т. п. Анализируется законодательная техника как совокупность правил, приемов, способов законотворчества.
Практика правоосуществления и правоприменения также находится в центре внимания ученых. На основе ее обобщения, в частности, делаются выводы о пробелах, о необходимости использовать аналогии закона или права, о потребностях изменить нормативные установления.
Методы исследования. Метод науки – совокупность принципов, способов, приемов и средств анализа явлений. Наука гражданского права – разновидность гуманитарных наук. В ней используются самые разнообразные методы исследования. К основным относятся следующие:
диалектический метод, предполагающий анализ явления в его развитии и анализ источников этого развития и т. п.;
системный метод, исходящий из необходимости исследовать объект как определенным образом организованную совокупность его компонентов, обладающую свойствами самоорганизации, структурным и функциональным единством;
структурно-функциональный анализ, позволяющий учитывать особенности содержания компонентов, их структурных связей и функций, системных функций объекта;
количественный анализ, изучающий распространенность однородных явлений в пространстве и времени, тенденции их распространения и развития, влияние групп факторов на возникновение правового явления, тенденции развития или затухания явлений и т. п.
Используются и иные методы исследования явлений и объектов, связанных с правовой материей.
В современный период значимость научных исследований возросла. Принятие новых законов и иных нормативных актов, регулирующих ту или иную сферу деятельности субъектов гражданского общества, требует выработки основополагающих принципов, общей концепции регулирования общественных отношений данной сферы.

Глава 2 . Источники гражданского права
§ 1. Гражданское законодательство и его система. Иные источники гражданского права
Нормы гражданского права свое непосредственное выражение находят в статьях различных правовых актов – законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и иных Юридических формах, которые принято именовать источниками гражданского права. Однако категорией гражданского законодательства охватывается не вся совокупность названных форм, а лишь часть из них – законы.
Статья 71 Конституции Российской Федерации отнесла гражданское законодательство к ведению Российской Федерации.
В соответствии с конституционным принципом разделения властей в Гражданском кодексе впервые сформулировано положение о составе гражданского законодательства, имеющее существенное значение и для других отраслей российского законодательства. Отныне оно состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Следовательно, никакие другие нормативные установления в состав гражданского законодательства не включаются. Это, в частности, касается актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов. Встречающиеся в Гражданском кодексе отсылки к "актам законодательства" (см., например, ст. 4 ГК) или "законодательству" (см., например, ст. 5–6 ГК) следует понимать в буквальном смысле как отсылки исключительно к федеральным законам.
Исходя из вышеизложенного можно сформулировать: гражданское законодательство – система (совокупность) федеральных законов, принятых законодательным органом Российской Федерации в установленном порядке и направленных на установление, изменение, отмену и т. д. норм гражданского права.
В связи с этим необходимо обратить внимание на три момента. Во-первых, в отличие от ранее употребляемой в широком смысле категории законодательства, под которым в ряде случаев понималась вся совокупность источников гражданского права, в настоящее время аналогичное понятие используется в строгом, буквальном его смысле. Во-вторых, гражданское законодательство находится исключительно в ведении Российской Федерации. Это означает, что законы, содержащие нормы гражданского права, могут быть приняты лишь Российской Федерацией. В-третьих, именно с помощью федеральных законов в настоящее время формируется основной массив норм гражданского права, которые имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы дифференцируются на федеральные конституционные и федеральные законы, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Они имеют большую юридическую силу по сравнению с федеральными законами. Федеральные законы не могут им противоречить.
Среди федеральных конституционных законов наибольшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Являясь основным законом нашей страны, она содержит нормы различных отраслей права, в том числе гражданского. Так, важнейшие положения, касающиеся регулирования отношений собственности на территории РФ, закреплены в ст. 35–36 Конституции РФ. Принципиальное значение имеют нормы, провозглашающие право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, охрану достоинства личности и других личных нематериальных благ (ст. 20–25 Конституции РФ).
Второе после Конституции РФ место в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс Российской Федерации. В настоящее время действуют две его части: часть первая принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки, часть вторая принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и вступила в силу с 1 марта 1996 г.
Часть первая ГК охватывает общие положения, право собственности и другие вещные права, общую часть обязательственного права. Ее структура в целом опирается на объективно сложившуюся систему гражданского права.
Часть вторая ГК является необходимым развитием части первой. Она представляет собой раздел IV Гражданского кодекса "Отдельные виды обязательств" и включает 31 главу. Каждая глава содержит нормы об одном из видов договоров (купля-продажа, аренда, подряд, перевозка, заем и кредит, банковский счет, простое товарищество и т. д.) или внедого-ворных обязательств (действие в чужом интересе без поручения, публичный конкурс, обязательства из причинения вреда, обязательства вследствие неосновательного обогащения). Одним из структурных принципов части второй ГК является выделение в ней общих норм, характерных для всех разновидностей наиболее значимых и типичных договоров. В результате таким договорам, как купля-продажа, аренда, подряд, хранение, посвящено по одной главе, в рамках которой выделены общие положения и параграфы, содержащие специальные установления об отдельных разновидностях каждого из названных договоров.
Гражданский кодекс Российской Федерации занимает особое место в системе гражданского законодательства. Как отраслевой кодифицированный законодательный акт он призван обеспечить единообразное правовое регулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений в рыночных условиях хозяйствования, закрепить наиболее важные, принципиальные нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, либо на определенные их типичные группы. ГК преследует также цель обеспечить неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировать развитие предпринимательской деятельности, защиту прав и законных ий-тересов участников гражданских правоотношений.
В системе гражданского законодательства сохраняют свое значение также такие акты, как Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и Гражданский кодекс РСФСР. Они ознаменовали собой важнейшие этапы в процессе развития нашего гражданского законодательства. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик были утверждены Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. и на территории РФ начали действовать с 3 августа 1992 г. До принятия нового Гражданского кодекса РФ Основы гражданского законодательства применялись на территории РФ, за исключением положений, устанавливающих полномочия Союза ССР в области гражданского законодательства, и в части, не противоре чащей законодательству РФ, принятому после 12 июня 1990 г.
Однако c января 1995 г. (с даты введения в действие части первой ГК) на территории РФ не применяются: раздел 1 "Общие положения", раздел 2 "Право собственности. Другие вещные права" и глава 8 "Общие положения об обязательствах" Основ гражданского законодательства, а с 1 марта 1996 г. утратил силу в целом раздел 3 "Обязательственное право" согласно части 2 ст. 3 Закона РФ от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". В оставшейся, крайне незначительной, части Основы гражданского законодательства действуют на территории РФ лишь постольку, поскольку не противоречат Гражданскому кодексу РФ, иному законодательству РФ.
Гражданский кодекс РСФСР действует с 1 октября 1964 г. (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. № 3301-1 "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" положения ГК 1964 г. применялись к гражданским правоотношениям, если они не противоречили законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 г., и иным актам, действующим в установленном порядке на территории Российской Федерации. Под иными актами имелись в виду прежде всего Основы гражданского законодательства 1991 г. В настоящее время в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также ст. 2 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" признан утратившими силу с 1 января 1995 г.: преамбула, раздел 1 "Общие положения", раздел 2 "Право собственности" и подраздел 1 "Общие положения об обязательствах" раздела 3 "Обязательственное право" ГК 1964 г., а с 1 марта 1996 г. утратил силу в целом раздел 3 "Обязательственное право" ГК 1964 г.
Таким образом, ГК 1964 г. в настоящее время действует лишь в той части, которая не перекрывается частями первой и второй нового ГК. Однако и в этой оставшейся небольшой части ГК 1964 г. применяется постольку, поскольку не противоречит новому ГК.
Необходимо также обратить внимание на то, что и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательство Союза ССР, действующее на территории Российской Федерации в пределах и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы", 3 марта 1993 г. "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" применяются лишь постольку, поскольку они не противоречат частям первой и второй Гражданского кодекса РФ.
Кроме федеральных конституционных законов и ГК в систему гражданского законодательства входят также федеральные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, включаемых в предмет гражданского права. К числу таких законодательных актов могут быть отнесены: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", определяющий порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, их защиту; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующий правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц; Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "О страховании", регламентирующий отношения между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой и др.; Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач и др. объектов авторского права и смежных прав; Закон РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 "О поставках продукции и товаров для государственных нужд", устанавливающий общие правовые и экономические правила формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку продукции для государственных нужд.
Кроме федеральных законов, определяющих гражданский оборот, соответствующее место принадлежит указам Президента Российской Федерации и актам Правительства Российской Федерации. Необходимость принятия названных правовых актов обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, несмотря на то, что Гражданский кодекс определил круг от-
ношений, регулируемых только федеральными законами, в настоящее время многие из них еще не приняты и соответствующие отношения регламентируются актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, которые действовали еще до вступления в силу нового Гражданского кодекса. Единовременно заменить их законами практически невозможно. Во-вторых, указы Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации выполняют и свою, специфическую регулятивную функцию. В ряде случаев нормы, содержащиеся в этих актах, детализируют (конкретизируют) правовые установления законов. Кроме того, ряд законов содержит прямые отсылки к иным правовым актам, которые непосредственно должны урегулировать соответствующие моменты, и т. д. Однако в любом случае указы Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации не могут выходить за рамки общих направлений, установленных законодательством, противоречить его установлениям.
Среди многочисленных указов Президента Российской Федерации немало таких актов, которые содержат в себе нормы гражданского права. Например, Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)", Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников"^ и другие. На основании и во исполнение законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 469 утверждено Положение о продаже на аукционе имущества ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 801 утверждены Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств". Указанные и другие постановления Правительства Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. В противном случае они в соответствующей части не подлежат применению.
Согласно п. 7. ст. 3 Гражданского кодекса РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать ведомственные акты, содержащие нормы гражданского права.
Указанное право подвергнуто достаточно жесткой регламентации: такие акты издаются лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, иными законами и другими правовыми актами (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации). Например, ряд актов Центрального банка РФ, относящихся к регулированию валютных отношений, принят на основе ст. 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контролей Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561 Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ 10 июля 1995 г. утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов.
Нормативные акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Такие акты должны быть опубликованы не позднее 10 дней после регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не подлежат применению как не вступившие в силу.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных и правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ 13 августа 1997 г., федеральные органы исполнительной власти издают правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации вступают в силу с момента их официального опубликования в газете "Российские вести".
Органы власти и управления субъектов Российской Федерации, а также муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.
Переход к рыночным условиям "хозяйствования обусловливает необходимость более тесной интеграции Российской Федерации в систему мирового сообщества. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Причем в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, действуют правила международного договора. Это, безусловно, важное установление, на котором основываются экономические и другие связи в системе мирового сообщества.
Обычаи делового оборота, нормы морали и нравственности. Кроме законодательства, иных правовых актов, актов министерств и международных договоров Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве вспомогательного источника права особо выделяет обычаи делового оборота. Согласно п. 1 ст. 5 ГК обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Характерными признаками указанного определения являются следующие: а) речь идет о постоянном, сформировавшемся и достаточно определенном правиле поведения; б) такое правило является широко применяемым к достаточно большому кругу участников гражданских отношений; в) применение обычая делового оборота ограничено рамками предпринимательской деятельности; г) названное правило поведения не предусмотрено законодательством; д) обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в определенном документе.
Общее правовое значение обычая делового оборота определено в ст. 5–6 Гражданского кодекса. В случаях, когда отношения, входящие в предмет гражданского права, не урегулированы законодательством или соглашением сторон, действует обычай делового оборота. Однако если последний противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, он применяться не должен.
Обычаи делового оборота нельзя отождествлять с деловыми обыкновениями. Здесь по меньшей мере необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, обычаи делового оборота ГК официально признаны как источники гражданского права. Деловые обыкновения, под которыми понимаются устоявшиеся в гражданском обороте правила поведения, приобретают юридическую силу лишь в таких случаях, когда государство правовым актом прямо санкционирует их, как это было сделано в п. 2 ст. 57 Основ гражданского законодательства (ст. 168 ГК 1964 г.), согласно которому обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства, а при отсутствии таковых – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Во-вторых, сфера применения обычаев делового оборота (предпринимательская деятельность) значительно уже области функционирования деловых обыкновений (гражданский оборот).
Нормы морали и нравственности сами по себе не являются источниками гражданского права. Однако отсюда не следует, что они вовсе не имеют значения для гражданского законодательства. Будучи закрепленными в соответствующих актах, они приобретают силу правовых установлений. Но даже и тогда, когда они прямо не отражены в законодательстве, нормы морали и нравственности важны для уяснения смысла гражданского законодательства, а следовательно, и для правильного применения содержащихся в нем норм. Например, нормы морали и нравственности способствуют правильному истолкованию ст. 169 ГК (о ничтожной сделке, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основе обобщения материалов практики дают судебное толкование законодательства, разъясняют, как его следует применять к соответствующим гражданским отношениям. Такие разъяснения обычно выражаются в виде постановлений судебных пленумов. Последние являются обязательными для судебных органов. Однако высшие судебные органы не могут устанавливать новые нормы, а правомочны лишь разъяснять, толковать действующие нормативные установления. Поэтому постановления судебных пленумов, при всей их важности для правоприменительной практики, нельзя относить к источникам гражданского права.
Не является источником гражданского права и судебная практика, под которой понимается сложившееся единообразное решение судами той или иной категории дел. Вместе с тем судебная практика обеспечивает единообразное понимание и применение гражданского законодательства судебными органами, законность и правопорядок в обществе.
§ 2. Действие гражданского законодательства. Применение гражданского законодательства по аналогии
Под действием гражданского законодательства во времени понимается специфическая форма его юридического бытия, охватывающая собой начальный момент, с которого закон вступает в силу, отношения, на которые он распространяется, момент окончания его действия. Порядок введения в действие гражданских законов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального Собрания".
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные, федеральные законы, которые официально опубликованы. Согласно ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок.
Как правило, все нормы закона вступают в силу одновременно. Однако применительно к большим по объему и значению гражданским законам может быть сделано отступление от указанного правила. Так, гл. 17 ГК вступает в силу с момента введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Однако из общего правила: "закон обратной силы не имеет" есть исключения. Во-первых, в самом законе может быть предусмотрено, что его действие распространяется и на отношения, возникшие до введения его в действие. Например, согласно ст. II Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие ст. 234 (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса. Во-вторых, по так называемым длящимся правоотношениям (жилищное обязательство; авторское правоотношение; обязательство по возмещению работодателем вреда, причиненного здоровью работника и т. п.), сложившимся до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после его введения в действие. В-третьих, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия
договора утрачивают силу лишь в том случае, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК).
Также, как и законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации подлежат обязательному опубликованию, за исключением отдельных актов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне. Официальным опубликованием указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации считается их опубликование в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Российских вестях". Акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации могут быть переданы в установленном порядке Администрацией Президента Российской Федерации для опубликования в иных органах печати, обнародования по телевидению, радио, передачи по каналам связи, а также разосланы соответствующим государственным органам. Однако это не является их официальным опубликованием и осуществляется с целью оперативного доведения правовых актов до сведения лиц.
Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" или "Российских вестях". Акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания. Однако указанные сроки не применяются в тех случаях, когда при принятии акта соответственно Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации установлен другой срок введения его в действие.
Если в законе установлен срок его действия, то такой правовой акт утрачивает юридическую силу с момента наступления указанного в нем срока. Чаще всего этот срок заранее не определен, и в таком случае закон утрачивает силу либо в результате его прямой отмены, либо в связи с принятием нового закона, отменяющего или изменяющего содержание ранее действовавшего.
Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц. Как было отмечено выше, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это принципиально важное положение обусловливает то, что действие его распространяется на всю территорию Российской Федерации. Однако из этого правила имеется исключение: в самом законе может быть ограничена территория, на которую распространяет свое действие данный закон (например, только на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
По общему правилу, гражданское законодательство распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К ним относятся граждане, юридические лица, сама Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Указанное правило применяется также и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Из этого общего правила действия закона по кругу лиц имеется два исключения.
Первое состоит в том, что в самом законе прямо может быть указан круг лиц, на которых распространяются содержащиеся в нем нормы права. Например, в законе сказано, что он распространяется только на граждан или только на юридические лица либо на какую-то определенную категорию граждан или юридических лиц. Круг лиц может быть определен с использованием негативных приемов, когда в законе сказано, на кого он не распространяется.
Второе исключение может вытекать из смысла закона. Так, из смысла Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд'" следует, что он применятся только к отношениям, участниками которых являются юридические лица.
Применение гражданского законодательства по аналогии. Согласно п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса в случаях, когда общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. Применение гражданского законодательства по аналогии возможно, таким образом, при соблюдении следующих условий:
1. Имеется имущественное либо личное неимущественное отношение, которое относится к предмету гражданского права.
2. Данное отношение прямо не урегулировано законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый обычай делового оборота.
3. Имеется норма гражданского права, которая регулирует сходное общественное отношение.
4. Применение такой нормы права не должно противоречить существу указанного общественного отношения.
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК). Для применения аналогии права, кроме первого и второго условия, о которых говорилось выше, необходимо третье: отсутствие нормы права, регулирующей сходное общественное отношение.

стр. 1
(из 11 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>