ОГЛАВЛЕНИЕ

§ 2. Суды и судьи

1. Судебная система. Она устанавливается в нашей стране Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г^ В соответствии со ст. 4 указанного Закона «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не предусмотрено».
Законодатель включил в установленную им судебную систему Российской Федерации федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов федерации.
При этом к федеральным судам законом отнесены: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
В соответствии с п. 4 ст. 4 указанного Федерального конституционного закона к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации, таким образом, включает в себя суды различной юрисдикции: конституционной, общей и арбитражной, а также различные уровни: федеральный и уровень субъектов федерации, что отражается, в частности, в наименовании судов соответственно федеральными и судами субъектов федерации, причем разграничение по уровням имеет место только в ветви конституционных (уставных) судов и судов общей юрисдикции. Арбитражные суды являются федеральными.
Законодатель вместе с тем достаточно развернуто и жестко установил единство судебной системы. По ст. 3 упомянутого Закона оно обеспечивается путем установления судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным зако-
' Российская газета. 1997. 6 янв.
226 Глава VIII. Профессиональные карьеры юристов
ном; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Целью существования и функционирования судебной системы является осуществление судебной власти, причем только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Таким образом, законодатель создал стройную судебную систему, определил основные направления и порядок осуществления судебной власти, решил, во всяком случае принципиально, существенный вопрос о гарантиях единства судебной системы РФ, разграничении федеральных судов и судов субъектов федерации.
2. Условия и принципы осуществления судебной власти. Они определяют содержание деятельности судов, их реальные возможности, состояние инфраструктуры, условия профессиональной деятельности судей и иных юристов, работающих в судах. Принципы осуществления судебной власти, которые одновременно выступают и как организационно-устройственные и как процедурно-процессуальные (проявляясь разными сторонами своего содержания), при этом особенно существенно программируют процесс осуществления правосудия, возможности реализации прав участников того или иного вида судопроизводства и собственно доступ к правосудию.
Для профессиональной карьеры юриста в суде в качестве судьи существенны независимость судей, обязательность судебных постановлений, участие граждан в осуществлении правосудия, гласность в деятельности судов, а также статус судей как принципиально значимое средство обеспечения осуществления деятельности судьи как единственного (наряду с присяжными народными и арбитражными заседателями) носителя судебной власти.
Статус судьи отличает его от иных профессионалов-юристов, определяет огромную ответственность и значительный праворе-ализационный, правоприменительный потенциал.
§2. Суды и судьи 227
В то же время условия и принципы осущетвления судебной власти по своей природе внутренне противоречивы. Достижение независимости суда есть не цель, но лишь средство осуществления судебной власти. Самостоятельность судов и незасисимость судей, другие элементы их статуса реализуются с учетом порядка наделения их полномочиями, стремления к продвижению по должностной лестнице, порядка прекращения или приостановления полномочий.
По этим причинам реализация общих положений законодательства о судебной системе, статусе судей, об условиях осуществления судебной власти требует и дополнительных законодательных решений, и соответствующей организационно-обеспечивающей деятельности, и — главное в данном контексте — огромных волевых и интеллектуальных усилий самих судей. Профессиональная карьера судьи, приносящего пользу стране, — это постоянная борьба за право, за законность.
3. Статус судей. Аппарат суда. Статья II Закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. •
Законодатель особо подчеркивает единстро статуса судей. Это в первую очередь проявляется в том, что все без исключения судьи наделяются полномочиями в порядке, установленном законом, а не в произвольном порядке; срок полномочий судей федеральных судов не ограничивается, если иное не установлено Конституцией РФ или федеральным конституционным законом; судьи несменяемы и неприкосновенны. Но, разумеется, все эти элементы статуса судьи «обслуживают» и обеспечивают суть его статуса — исключительное право осуществления судебной власти в случаях и в порядке, установленных законом.
Это также сильно программирует прьфессиональную деятельность судей. При рассмотрении конкретного юридического дела судья районного суда обладает тем же статусом, что и судья Верховного Суда РФ, если он рассматривает также какое-либо дело по первой инстанции. Все приговоры по уголовным делам имеют совершенно одинаковое юридическое значение, кем бы они ни были постановлены. Конечно, этого нельзя сказать о решениях прокуроров.
Вместе с тем законодатель юридически закреплят то неизбежное положение, что судьи все же различаются между собой полномочиями и компетенцией, хотя и только ими. Эти различия
228 Глава VIII. Профессиональные карьеры юристов
определяют существование различных должностных категорий:1 судей, которые дифференцируются по характеру работы, что1 вытекает из наличной компетенции, по оплате, по квалификаци-1 онному классу и пр. j
В настоящее время в общих судах профессиональную деятель-j ность осуществляют судьи районных судов, судьи верховных судов1 республик, краевых, областных и приравненных к ним судов, j председатели и заместители председателей этих судов, предсе-j датели и заместители председателей судебных коллегий^ j
Должности судей выстраиваются по ступеням профессиональ- j ной карьеры и различаются по: а) заработной плате и льготам^ (должностной оклад, доплаты за квалификационный класс, уче-'1 ные степень и звание, почетные звания и пр. и дополнительны^ отпуска за выслугу лет); б) квалификационному классу; в) компе- j тенции в процессуальной и организационно-управленческой сфе-1 ре. Для судей РФ установлены шесть квалификационных классов (высший, первый — пятый, которые присваиваются в зависимое- j ти от занимаемой должности и стажа работы в ней (кроме высше- ] то и первого, для которых установлен особый порядок — ст. 8—161 Закона «О статуте судей в Российской Федерации»).
По сути аналогично строится лестница должностей в системе арбитражных судов. Закон РФ «Об арбитражном суде» в ст. 121 устанавливает, что судьями арбитражных судов являются: Председатель Высшего Арбитражного суда РФ, заместители Предсе- j дателя Высшего Арбитражного суда, судьи Высшего Арбитражного суда, председатели, заместители председателей, судьи ар-'; битражных судов. ! В Конституционном суде Рф действуют: председатель, замес- i тители, секретарь суда, члены суда. , Описанные группы должностей судей могут быть изменены по ] мере осуществления судебной реформы и совершенствования де-1 ятельности судов. Однако в любой судебной системе существуют ^ и не могут быть устранены различия судей по положению и специализации суда, а соответственно существует возможность определенного перемещения и продвижения в зависимости от ка- •• чества работы вплоть до главы высшего судебного органа страны. Аппарат суда включает в себя работников различной квалификации. Это судебные исполнители, секретари, работа которых; часто выполняется людьми, не имеющими юридического образо-
' Число судей в России, по некоторым данным, составляет около 15 тыс. — Известия. 1995,8 июля.
§ 2. Суды и судьи
вания. Вместе с тем в судах работают консультанты, специалисты по систематизации законодательства. Выполнение этих и некоторых иных функций требует специальных юридических знаний.
Так, в Верховном Суде РФ общая штатная численность составляла в 1996 г. 795 человек. Из них 44 человека являлись главными консультантами, 153 — старшими консультантами*.
Статья 31 Закона о судебной системе предусмотрела существование Судебного департамента при Верховном Суде РФ и органов, входящих в его систему, которые организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.
Работники Судебного департамента и в целом аппарата суда являются (ст. 31—32 Закона) государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.
4. Судейское сообщество. В соответствии со ст. 29 Закона о судебной системе, а также со ст. 17 Закона о статусе суДей для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества. Уже имеющаяся практика показала, что судейское сообщество и его органы во многом определяют содержание и успехи профессиональной карьеры судей. Это несомненно положительное явление, поскольку именно судьи наиболее компетентно и непредвзято могут реально оценить соответствие судьи своим профессиональным обязанностям, мотивы его поведения, его личные качества, законность и справедливость принимаемых им решений. Но и здесь все не так просто. В конкретных условиях товарищи по работе могут оказывать и негативное влияние, скажем, на молодого или излишне покладистого судью, а порой и несправедливо оценивать его работу.
Статья 29 Закона о судебной системе, несколько уточняя редакцию ст. 17 Закона о статусе судей, устанавливает, что высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.
Высшая квалификационная коллегия и квалификационные коллегии судей избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей на соответствующих собраниях (съездах, конференциях) судей.
Не вдаваясь в детали деятельности органов судейского сообщества, следует сказать, что они обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, проводят об-
230 Глава VIII. Профессиональные карьеры юристов
щественную экспертизу нормативных актов, рассматривают ai туальные проблемы работы судов, их кадрового, организациоши го и ресурсного обеспечения, положения судей, представляй интересы судей, избирают квалификационные коллегии суде (ст.18 Закона о статусе судей).
Квалификационные коллегии (ст.18 Закона о статусе суде] Положение о квалификационных коллегиях судей утверждено 1 мая 1993 г.) создаются для различных категорий судей в завися мости от их принадлежности к тем или иным судам и рассматря вают вопросы отбора кандидатов в судьи, приостановления ил прекращения полномочий судьи, прекращения отставки суды обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестаци судьи и присвоения ему квалификационного класса.
Таким образом, не вдаваясь в подробности деятельности орга . нов судейского сообщества страны, следует сказать, что они принципе способны содействовать единству судебной системь повлиять на качество профессиональной деятельности судей. На сколько это исполнится в действительности, покажет время.
5. Задачи и функции судебной власти и судей. В свое время ст. 3 Закона «О судоустройстве РСФСР» были сформулироваш цели праросудия: всемерное укрепление социалистической закон ности и правопорядка, предупреждение преступлений и ины правонарушений, охрана от различных посягательств обществен ного строя, политической и экономической систем, прав и свобо, граждан и пр.
Такое понимание предопределяло центр тяжести профессио нальной деятельности судьи (даже в рамках нынешнего консти туционного законодательства) как противодействие нарушения правопорядка, охрану правопорядка, установленного государст вом, а следовательно (вольно или невольно), положение судьи ка) слуги государства. Судья, исходя из такого понимания своих за дач, обязан на основе закона определить степень угрозы правопо рядку, опасность различных деяний, обеспечить необходимое ) достаточное реагирование на угрозу, т.е. воздействовать на пове дение людей для достижения некоторых социальных целей (на пример, общей и частной превенции). Права судьи, его усилия мотивация должны тогда служить успешному выполнению имен но этих задач.
В период социальной трансформации, на наш взгляд, професси ональные задачи судей должны быть уточнены. Судьи не охраня' ют правопорядок. Они осуществляют профессиональную деятель ность по специфической реализации законных прав государства различных субъектов публичного и частного права, т.е, их прав»
§2. Суды и судьи 231
на правосудие. Правосудие есть не что иное, как оптимальный способ решения возникших или потенциальных (в случае установления фактов) споров, достижения компромисса. Разрешение же спора, в свою очередь, есть способ реализации законного права любого субъекта. Поэтому судьи, решая правовые и социальные задачи, должны проявлять максимальную беспристрастность, обеспечивать надежность правовых связей, одинаково служить каждому гражданину, даже назначая ему наказание. Достижение максимального доверия общества, граждан — существеннейшая цель профессиональной карьеры судьи. Степень доверия к судьям и суду определяет реальное состояние независимости суда. Нет доверия суду — нет независимости суда.
Но именно для решения этих задач судья наделяется правом на судейское усмотрение, проявляющеся, в частности, в решении ряда правовых вопросов на основе внутреннего убеждения, разумеется, в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами. Судья обязан (п. 2 ст. 5 Закона о судебной системе) сопоставлять акты государственного и иного органа, должностного лица с нормативно-правовыми актами, имеющими высшую юридическую силу, и принимать решение именно в соответствии с ними. Судья должен проявлять активность, направленную на действительное осуществление действительных предписаний закона. Теории, рассматривавшие судью как говорящую машину, давно ушли в небытие.
. Юрист, работая судьей, должен тратить свой интеллект и нервы, чтобы закон был исполнен, и должен помогать в этом стороне, не имеющей возможности самостоятельно осуществить свои права'.
Такой подход основан на ст.46 Конституции, которая гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, устанавливает право обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также на ст. 35, 42, 45 и др. Конституции. Все остальное (статус, независимость судей, организация судебной системы, материально-правовые основы деятельности судей) должно проистекать из функций суда и его практики по разрешению споров и воспрепятствованию произволу по отношению к носителю, субъекту права.
' Эта проблема, конечно, нуждается в более подробном рассмотрении. Она связана с реальным поведением судей, ответственностью судьи за принятие незаконных решений на основе законов, признанных антигуманными, с позицией судей по отношению к неконституционным законам и пр.
232 Глава VIII. Профессиональные карьеры юристов
С позиций анализа профессиональной деятельности судей из этого стоит сделать некоторые выводы. Прежде всего судья должен осознать себя лицом, находящимся в конечном счете на службе избирателя, налогоплательщика, гражданина. Его работа есть часть социального обслуживания. Власть он осуществляет только своими решениями и только в рамках реализации права того или иного лица на судебное слушание. Далее, основным критерием работы судей должна стать степень законной реализации права лица на судебное слушание своего дела.
Именно этот критерий в своем количественном и качественном выражении определяет состояние законности и эффективности деятельности судей и может быть выражен для простоты в признаке (параметрах) готовности и пригодности судов к реализации права на судебное слушание. Статистика преступности или уровень возврата кредитов, равно как состояние эмиссии ценных бумаг и иные подобные состояния, могут быть лишь побочным след- ; ствием деятельности судей. Наконец, требовательность и к профес- i сиональной работе, и к профессиональному поведению должна j соответствовать социальной позиции судьи как управомоченного j к разрешению споров представителя общества.. 1
6. Доступ к должности судьи и отбор судей. Доступ к судейс-1 кой работе по существу определяет, с одной стороны, состав сооб- j щества судей, а с другой — реализацию потенциального права j юриста претендовать на судейскую карьеру, если он обладает со- j ответствующими профессиональными качествами. Правила досту-j па состоят в: а) требованиях, предъявляемых к потенциальным j кандидатам на должность судьи (ст. 4 Закона о статусе судей); 1 б) порядке отбора кандидатов (ст. 5 Закона о статусе судей) и1 в) порядке наделения судей полномочиями (ст. 1-3 Закона о судеб- j ной системе). ]
Этапы реализации доступа к должности судей: отбор кандида-1 тов на должность судьи; расямотрение заявления претендента; 1 рекомендации квалификационной коллегии судей и ее заключение; акт назначения или выборов судьи. Отдельно регламентиру-j ется порядок наделения судей (т. е. лиц, уже ставших членами j судейского сообщества) полномочиями, j
Закон очень неопределенно регламентирует основания и поря-j док отбора судей, уделяя основное внимание, в сущности, второ-1 степенным вопросам. Не указывается, в частности, как осуществ-1 ляется конкурс кандидатов, т.е. как сопоставляются качества пре-j тендентов. Решать же этот вопрос необходимо. Именно это опр^ деляет будущую независимость судьи.
§ 2. Суды и судьи 233
Конечно, не всякий юрист может быть судьей: а) из-за отсутствия мест; б) из-за того, что он может оказаться плохим судьей; в) из-за того, что его может ожидать лучшая карьера. Ясно также, что общество стремится упредить появление плохих судей; юристы же должны считаться с наличием мест и своими реальными возможностями.
Порядок наделения судей полномочиями постоянно вызывает серьезные дискуссии. Центры власти федерального и местного уровня стремятся оказывать на процесс наделения судей полномочиями как можно большее влияние. И это также определяет . особенности профессиональной карьеры судей.
Пост. 13 Закона о статусе судей Председатели Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Судьи же этих судов назначаются на свои должности также Советом Федерации по представлению Президента РФ, но уже основанному на представлениях соответственно председателей этих судов и квалификационных коллегий их судей.
На этом уровне иные ветви власти в процесс наделения судей полномочиями не вмешиваются.
Иначе складывается положение дел на нижних уровнях. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего i Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов, однако с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов федерации. Учет этих предложений необходим при назначении на должность председателей федеральных арбитражных судов округов и их заместителей.
Судьи судов общей юрисдикции уровня субъекта Российской Федерации и района назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении различных квалификационных комиссий и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов федерации. Такой же порядок установлен и в отношении судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Этот порядок оставляет открытым вопрос о реальной роли председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов и, более того, о роли местной власти в отборе судей.
234 Глава VIII. Профессиональные карьеры юристов
По-видимому, еще более актуальным становится повышение роли квалификационной комиссии. Именно она реализует критерий профессиональной пригодности кандидата в судьи. Квалификационная комиссия должна учитывать общую квалификацию претендента, итоги его предыдущей юридической деятельности, данные о поведении в тех пределах, которые определяются статусом судьи, предъявляемыми к нему требованиями, в частности, содержащимися в Кодексе чести судьи РФ. Всегда спорной была и остается возможность учета социально-психологических, характерологических черт судьи. Однако, практика показывает, что люди, склонные к истерии, самолюбованию могут погубить работу любого суда и принести существенный вред обществу.
7. Особенности профессиональной деятельности судей. Важнейшие из них — независимость, активность, ответственность и формализм. Независимость судей в первую очередь означает высокую личную ответственность за осуществляемую ими деятельность и высокую нервную напряженность труда^ Судья в принципе обязан лично, совещаясь со своими коллегами в составе суда, принимать решения. Именно он и только он должен решать, что такое право в каждом данном случае, как оно должно быть применено и выглядеть в том или ином решении. Это очень трудная работа. Во всем мире с деятельностью судьи связывают представления о высшей квалификации юриста, а с независимостью судьи — не право действовать произвольно, а обязанность поступать ответственно.
Вместе с тем судьи обязаны защищать свою независимость. Государство, закон, общество в принципе не могут до конца защитить независимость судей. Они могут создать условия для защиты независимости, но основная тяжесть лежит на Судье. Он должен уметь противостоять самому грубому давлению, хотя оно, как правило, является редким. Сложнее противостоять соблазнам «проконсультироваться», переложить интеллектуальную ответ-. ственность на другого, выяснить мнение, поддаться на уговоры,, наконец, просто принять решение в интересах людей, имеющих. власть, даже если они особо об этом и не просят, j
Поэтому проблемы, связанные с давлением на суд, существуют постоянно. Одна из газет публикует высказывание старшего опер-; уполномоченного по особо важным делам управления МВД, счи'
' См.: Кузнецова Н. В. А судьи кто? (К вопросу о профессиональном отборе «л судейскую работу) //Государство и право. 1994. №8—9
«вышение рует кри-1дьи. Ква-^валифи-!кой дея-g опреде-юаниями, 1». Всегда ю-психо-практика »нию мо-вый вред
[ей. Важ-внность и (чает вы-деятель-t в прин-аве суда, цатъ, что сно быть iHb труд-ют пред-симостью п» посту-
юимость. онца за-i для за-удье. Он хотя оно, (блазнам ю ответ-уговоры, [меющих
^ствуют iro опер-ВД, счи-
§2. Суды и судьи 235
тающего, что труд оперативников пропадает даром, так как большинство раскрытых экономических преступлений либо надолго «зависает» в судах, либо преступники остаются ненаказанными вообще. По его же словам (так в газете) «сложившаяся система судопроизводства создает прекрасную почву для развития преступности в стране»'. Старший оперуполномоченный, по существу, этим допускает антиконституционные высказывания. Однако за его словами стоят старые мифы, вековое недоверие к решению конфликтов и осуществлению репрессии независимыми профессиональными органами. Это недоверие имеет свои корни. Оно инстинктивно, и преодоление противодействия реальной независимости судей всегда является актуальной задачей.
Формализм профессиональной деятельности судей принципиально усложняет их работу, и иначе не может быть. Понятие формализма в данном случае означает сущностное подчинение форме и носит позитивный оттенок. Формализм требует, чтобы судьи решали свои задачи с соблюдением весьма жестких правил. Они обязаны считатьсяяс мнением иных участников процесса, соблюдать определенную последовательность действий, использовать информацию, которая может быть оценена определенным образом. Уголовный, гражданский и арбитражный процессы предусматривают весьма изощренные процедуры, которые трудно освоить, а не только выполнять. Судья постоянно выполняет, на первый взгляд, излишние, ненужные действия. Он скован этими процедурами, не может произвольно осуществлять те или иные действия.
В связи с этим нередко требуют упростить деятельность судей, процесс. Но процессуальные трудности в принципе не поддаются однозначному снятию. Они отражают дух процесса, его смысл и цели. Весь опыт развития эффективного законодательства в странах с более или менее благополучной судьбой показывает, что судебная деятельность по разрешению споров и рассмотрению иных дел так же отличается от бытовых суждений о том, кто прав или виноват, как врачебное хирургическое вмешательство отличается от постукивания по спине подавившегося чем-то человека.
Разумеется, в процедуры судебной деятельности могут и должны вноситься и вносятся изменения. Но в принципе она так или иначе будет жестко формализована, а ее осуществление затруднено многими условиями. Эта деятельность должна быть надеж-
: отборе на
' См.: Преступления без наказания //Независимая газета. 1994. 3 авг.
236 Глава VIII. Профессиональные карьеры юристов
ноя, исключать возможные ошибки. Без обеспечения надежности судейская работа теряят смысл.
8. Требования к профессионализму судей. Они определяются названными особенностями работы судей. По своему содержанию деятельность судей должна быть интеллектуальной, требующей высокой профессиональной подготовки, владения профессиональными навыками. Судья, как уже отмечалось, должен быть эталоном юридического профессионализма, способным к затрате интеллектуальной и нервной энергии в больших объемах и постоянно. Он вынужден преодолевать стрессовые ситуации и иметь высокую психологическую подготовленность к этому. Судья должен ориентироваться на соблюдение строгих этических норм в самой профессии и вне ее.
В связи с этим судьи при принятии на себя ответственной социальной и профессиональной роли должны взвешивать свои возможности и быть готовыыи к некоторым самоограничениям.
9. Виды выполняемых судьями процедур. Судьи их знают хорошо. Население и студенты — не очень. Обычно речь идет о вынесенных решениях и рассмотренных делах'. Это общая характеристика, не отражающая реальной работы судей. Еще в 1975 г. ныне член Конституционного Суда РФ Т. Г. Морщакова по данным своих исследований отмечала, что собственно на осуществление правосудия в некоторых городах судья тратил лишь 50—62% своего рабочего времени^.
В принципе технология судейской работы с тех пор мало изменилась, если не считать экономии времени на правовую пропаганду и иную общественную работу.
Приведем в каччстве примера высказывание одного из судей, опубликованное в «Общей газете». «Чтобы обеспечить более или менее нормальное течение процесса, я должен проделать без преувеличения огромную и нудную работу... «вызвонить» народных заседателей, а никто не хочет; затем звонки — свидетелям, поскольку на звонки «девочки-секретаря» не реагируют; затем — связь с адвокатом, здесь также проблемы...»^
Судьи выполняют следующие основные виды работ: изучение материалов; беседы с гражданами во время приемов и в связи с
' Виды процедур, выполняемых судьяяи, особенно подробно описываются > работах, входящих в серию «Библиотека народного судьи». Здесь описываются прием граждан, совещания судей и пр. Но, возможно, время написания работ обусловило игнорирование в них реальности.
'См.: Морщакова Т. Г. Организация труда и.рабочее время судьи //Социалистическая законность. 1976. № 9. ': ' Общая газета. 1994. 29 июля — 2 авг. I
§ 2. Суды и судьи 237
разрешением дел; слушание дел и вынесение решений; подготовка различного рода документов, как отчетных, так и процессуальных; рассмотрение жалоб; осуществление технических процедур, которые в принципе возможно передать иным лицам, но которые так или иначе необходимо выполнять судье; поиск законодательства и его изучение; изучение руководяяей судебной практики; анализ информации, необходимой для принятия решений.
При выполнении этих видов работы судья имеет дело с обширной, несистематизированной и неоцененной информацией, изуччет нормативную и методическую информацию; ведет различного рода переговоры либо односторонние беседы; выполняет процессуальные действия в рамках слушания дела; формирует свою позицию, отстаивает ее, готовит решения, осуществляет проверку законности ареста и т.д. Это значит, что судьяяпостоянно имеет предметом своего труда различные документы, поведение людей. Он взаимодействует с множеством людей, решает сложнейшие задачи.
Таким образом, перечень выполняемых видов работ характеризует профессиональную работу судей как творческую, осуществляемую в условиях неопределенности, т.е. направленную на решение нестандартных задач и весьма ответственную. Оказывается ли деятельность судьи интересной, доставляющей определенное удовлетворение, во многом зависит от мотивации судьи, его отношенияяк делу, к тому или иному способу работы.
10. Затраты времени и энергии. Они определяются нагрузкой судей, организацией и условиями их труда. Нагрузка на суды велика. Только по уголовным делам в 1990 г. осуждено 537643; в 1991 г. — 593823; в 1992 г. — 661392; и в 1993 г. — 792410 человек'. Другой пример — нагрузка арбитражных судей. В 1994 г. в Российской Федерации в арбитражный суд заявлены требования на 6,2 трлн. руб. Приняты решения о взыскании 3,2 трлн. руб. Рассмотрено 32022 спора, в том числе дела о возмещении убытков, причиненных нарушением законодательства об охране окружающей среды, о заключении, изменении и прекращении договоров. Было рассмотрено 17610 дел по искам предпринимателей к органам управления, в том числе 7751 дело по спорам об изъятии денег и финансовых санкций в доход бюджета^. Нагрузка, затраты времени и энергии судьи зависяя от его способностей, подготовленности, решительности. Судьи обладают различной способностью перерабатывать информацию, однако чём больше судья
' См.: Преступность и правонарушения. М., 1994. " См.: Московские новости. 1995. 2—9 июля.
2 3 8 Глава VIII. Профессиональные карьеры юристов
уделяет внимания работе с делом и нормативными актами, тем в конечном счете больше он тратит времени и сил. Ориентацияяна следование чужим решениям способна сэкономить время в отдельном случае. Но судья может стать в итоге менее квалифицированным, непроизводительно тратящим много времени.
В целом же, работа судьи требует больших временных и энергетических затрат. Некоторой компенсацией является возможность вне заседаний самостоятельно определять собственное расписание.
Работу судей следует определять как высокоутомительную, требующую значительной концентрации и отдачи сил. Невзирая на усталость, посторонние заботы, судьям приходится находиться во время исполнения служебных обязанностей в хорошей физической и психологической форме, поскольку иное подрывает способность судьи быть беспристрастным и правильно применять право.
II. Контроль за работой судей. Общество желает и обязано знать, действительно ли судьи подчиняют себя закону, и действительно ли они в этих пределах независимы. Как и всякая общая формула, указанный принцип можно толковать по-разному, выполнять его формально, по существу им пренебрегать.
Фактически во всех странах с развитыми правовыми системами (континентальнаяя англо-американская, мусульманская и пр.) судьи включены в систему более или менее жесткого, .включая правовой, социального надзора. Конечно, имеются существенные различия между, например, англо-американской и континентальной системами.
Специфика работы судьи в современных условиях связана с тем, что среди всех юристов судья едва ли не в наибольшей степени привлекает к себе внимание граждан и общества в целом. Работа отдельного судьи (доброжелательного и недоброжелательного, предвзятого и объективного) может оказаться в поле зрения прессы, причем в последние годы появилась и будет усиливаться функция заказного лоббирования суда прессой.
Во многих странах такое явление существует, существовало оно и в России. Сейчас эти тенденции в связи с коммерциализацией отношений усиливаются и их нужно иметь в виду. Одновременно вполне возможно корыстное ведомственное и популистское давление на судей.
Контроль за деятельностью судей осуществляется как в строго правовых формах, так и через систему неформальных связей и отношений. Судья постепенно приобретает определенную репутацию; в маленьком городе это происходит быстрее, чем в больших городах. Эта репутация во многом определяет место судьи в обществе, его возможности и связи.
§ 3. Юристы в экономике
239
Наиболее исследованным и соответственно осознаваемым направлением социального контроля за судьями является правовой контроль, хотя и в этой сфере много спорного и неустановившегося. Устранен или делаются попытки к устранению надзора прокуратуры за судами. Постоянно ведутся споры о юридической природе руководящих указаний Верховных Судов.
Тем не менее реальность состоит в том, что решения судей (суда) могут быть обжалованы, опротестованы, отменены. При любой несменяемости высокий процент отмененных решений ухудшает положение судьи, привлекает к нему негативное внимание. При определенных обстоятельствах из этого могут быть сделаны дисциплинарные выводы.
Соответственно под правовым контролем (деятельность квалификационных комиссий) находится и поведение судьи, причем здесь возможен контроль за соответствием не только должностного, но и профессионального внедолжностного поведения нормам этики. По данным заместителя министра юстиции РФ Е. Сидо-ренко, в 1993 г. квалификационными комиссиями были отстранены от работы 69 судей. Мотивы отстранения: бытовые проступки, выпивки, волокита'.
В 1994 г., по сообщению газеты «Известия», квалификационные коллегии лишили полномочий 56 судей. Мотивы: незаконное использование штрафных сумм, сексуальные домогательства, использование в личных целях труда административно арестованных и прЛ
Функции правового контроля выполняют также дисциплинарная комиссия и совет судей.
12. Профессиональная подготовленность судей и престиж судейской работы. Эти проблемы всегда трудно исследуются и описываются именно в силу их естественной конфликтности. Трудно доказывать наличие в деятельности людей тех или иных интеллектуальных пробелов. И все же многое свидетельствует о весьма неблагополучной обстановке в этой области. Прежде всего это качество процессуальных документов, написанных судьями. Разумеется, здесь нередко сказывается недостаток времени, иногда рассеянность. Но порой видно, что некоторые судьи не умеют грамотно писать по-русски.
По некоторым, неполным, данным, многие судьи слабо владеют техникой правовой оценки явлений, квалификации правонаруше-
' См.: Гамаюнм И. Третья власть пока еще не власть // Литературная газета. 1994.8 авг. " См.: Известия. 1995. 8 июля.
240 Глава VIII. Профессиональные карьеры юристов
ний, поиска правовых норм. В настоящее время на качестве решений негативно отражается отсутствие у ряда арбитражных (и не только арбитражных) судей представлений о современных экономических процессах. Существуют элементарные трудности с использованием этических норм и даже просто этикета.
Отсюда появление таких (впрочем, весьма спорных) суждений в прессе: «Проблема судейского корпуса, если уж на то пошло, в самих судьях. Честно скажу: мы — народ темный. Далее пусть судьи не обижаются, но среди нашего брата не так уж много юристов. От дискредитации их спасает колея. А еще — невысокий уровень адвокатуры. И, пожалуй, судейское хамство. Сознание власти над людьми, в которой они «купаются» ^
С позиций требований к профессионализму состояние подготовленности судейского корпуса ставит много проблем. На социальном уровне — это проблемы мотивации по-разному работающих специалистов, организации их переподготовки, дифференциации оплаты и пр. Существен вопрос о стандартном объеме знаний судей, их социально приемлемом тезаурусе.
Престиж судейской работы в значительной мере зависит как от работы и поведения самих судей, так и от положения в стране, позиции СМИ, отношения к судьям иных ветвей власти. Судейский корпус довольно легко может быть скомпрометирован, что в принципе совершенно не соответствует интересам общества. Вместе с тем образ судей, его социальное отражение прежде всего определяется их собственными решениями, умением, нацеленностью на помощь гражданам.
В настоящее время трудно реалистически оценить престиж судей: слишком много случайных факторов сказывается на таких оценках. В целом, можно надеяться, престиж судей и их место в' социальной структуре повышаются. Люди начинают верить в то,; что суд сумеет защитить их права. Но тенденции, как отмечалось, противоречивые. Общество недовольно деятельностью многих судей ни по качественным, ни по количественным показателям. Доступ к судебной защите затруднен.
Опять-таки, не преувеличивая доказательности газетных суждений, приведем такую оценку «Общей газеты»: подать в наше время заявление в суд — будь то ходатайство или иск о взыскании алиментов на содержание ребенка — задача для подателя «многотрудная и многонервная». Газета пишет о длинных очередях, незаконных отказах судей^
' См.: Судейская кухня. Моцолог представителя третьей власти //Общая газета. 1994. № 30. ' «Ну не судиться же с судьями! А может, пора?» //Общая газета. 1994. 5 авг.



ОГЛАВЛЕНИЕ