ОГЛАВЛЕНИЕ


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ПРОБЛЕМА ПЛАТЫ ЗА ЖИЛЬЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Поддержанию уровня жизни малообеспеченных слоев в известной степени способствует также то обстоятельство, что некоторые важнейшие социальные блага (жилье, услуги транспорта) распределялись раньше более равномерно по отношению к доходам, но в ближайшее время из-за роста цен и издержек, а также невозможности выплачивать дотации, такому положению будет положен конец.
Об этом свидетельствует постановление Правительства РФ N 935 О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно этому постановлению, граждане России начиная с первой половины 1995 г. должны оплачивать не менее 20% издержек на содержание и ремонт жилья, при этом в пределах социальной нормы площади размеры платежей должны ограничиваться 15% совокупных доходов семьи (излишки площади должны оплачиваться полностью).
Следует однако иметь в виду, что в начале 1995 г. доля расходов семей на коммунальные нужды существенно возросла - с 4.7% в октябре 1994 г. до 9.2% в феврале 1995 г. Причем доля семей, у которых на оплату коммунальных услуг уходило более 10% семейного бюджета, возросла с 8% в октябре 1994 г. до 23% в феврале 1994 г. Стоит отметить, что 68% опрошенных в январе 1995 г. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) считают, что при нынешнем росте цен и неизменных реальных доходах максимально возможная доля оплаты коммунальных услуг в семейных расходах не должна превышать 10%.
Увеличение расходов на жилье и коммунальные услуги больно ударит по малосемейным гражданам, одиноким, неполным семьям (мать с ребенком), пенсионерам, для которых любой дополнительный вычет из бюджета весьма ощутим, а излишки площади, если таковые и имеются, не столь велики. Надо при этом учитывать, что качество обслуживания жилого фонда не отвечает минимальным требованиям, а зарплата, как отмечалось выше, является для многих из этих категорий граждан лишь социальным пособием. В то же самое время дотации на социальную норму площади будут выплачиваться семьям, среднедушевой доход которых составляет 170 тыс. руб. и менее на человека, что существенно ниже даже официального прожиточного минимума в Москве, который в марте 1994 г. равнялся 187 тыс. руб. (по расчетам Леонтьевского центра в нашем городе он составлял в это время 304 тыс. руб.). В таких условиях многие жильцы могут просто перестать платить за квартиру.
Нельзя не согласиться с руководителем Центра жилищных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Т. Белкиной, считающей, что субсидии нужно распределять на других принципах, чем предполагает существующее ныне законодательство. Прежде всего необходимо для каждой квартиры рассчитать полные издержки и проинформировать о них население, после чего ввести положение, согласно которому каждая семья, для которой сумма издержек не превышает 20% доходов, должна оплачивать издержки полностью, если оставшиеся после этого средства не превышают рассчитанного в этом месяце прожиточного минимума. В случае, если семья не может полностью платить за квартиру, она должна оплачивать лишь часть затрат.
Целесообразно также пересчитать социальную норму площади по следующей формуле: общая комната плюс норма площади для всех других помещений. Это избавит малообеспеченные семьи от необходимости платить за мифическое превышение площади квартиры. Кроме того, необходимо предоставить возможность альтернативным фирмам, в том числе и частным, обслуживать жилищный фонд, что должно существенно повысить качество обслуживания. Необходимо также снять дотации на транспорт и субсидировать только наименее обеспеченные слои. Если же наименее обеспеченные не получат компенсацию, то разрыв в доходах между ними и наиболее состоятельными слоями еще больше увеличится.



ОГЛАВЛЕНИЕ