стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Коммерция: правовой аспект
ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА ;ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ
К ПРЕДПРИЯТИЯМ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Валерий Мусин
Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 года N 108-ФЗ
Об акционерных обществах весьма
детальным образом регламентирует порядок образования, деятельности, реорганизации
и ликвидации коммерческих организаций этого типа.
Им также предусмотрено в императивной форме, что учредительные документы
акционерных обществ, созданных до вступления его в силу, подлежат приведению
в соответствие с его нормами не позднее 1 июля 1996 года. Данное требование
распространяется на предприятия с иностранными инвестициями, созданные
в форме акционерных обществ. Известно, однако, что они обладают специфическими
отличиями от акционерных обществ без иностранного участия. Возникает поэтому
вопрос об учете этой специфики в ходе применения упомянутого закона к их
деятельности.
Здесь прежде всего необходимо исходить из соотношения Закона
об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 года с Гражданским
кодексом Российской Федерации 1994 года, Законом
об акционерных обществах от 26 декабря 1995 года и другими законами,
содержащими нормы гражданского права. Согласно части 4 пункта 1 статьи
2 Гражданского кодекса Российской Федерации,
нормы, установленные гражданским законодательством (а оно, как предусмотрено
в пункте 2 статьи 3 Гражданского кодекса,
состоит из Гражданского кодекса и иных федеральных
законов, нормы которых должны соответствовать Кодексу),
применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства
и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Это означает, что если федеральный закон, рассчитанный на отношени
с иностранным элементом, в частности, Закон об иностранных
инвестициях, решает какую-либо проблему образом, отличным от Гражданского
кодекса или иных актов гражданского законодательства общего характера,
то применению подлежат нормы указанного специального закона.
В тех же случаях, когда такой закон не устанавливает каких-либо особых
причин, отношения с иностранным элементом регулируются общими нормами гражданского
права.
Аналогичная идея получила свое отражение и в Закон
об акционерных обществах, где отмечается, что создание общества
с участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с федеральными
законами Российской Федерации об иностранных инвестициях (пункт 6
статьи 9 Закона от 26 декабря 1995 года).
Закон об иностранных инвестициях содержит
положение, в силу которого предприятия с иностранными инвестициями образуютс
в организационных формах, известных законодательству о хозяйственных товариществах
и обществах, с учетом дополнений, установленных данным
Законом (часть 2 статьи 13 Закона от 4 июля 1991 года).

Теперь следует уточнить, какие именно специфические правила (превалирующие
над нормами законодательства о коммерческих организациях) введены этим
Законом в отношении создания, деятельности,
реорганизации и ликвидации предприятий с иностранными инвестициями, име
в виду, что во всем остальном правовой режим таких предприятий определяетс
общим законодательством о юридических лицах, занятых в сфере предпринимательства,
в частности, применительно к акционерным обществам, -
Законом от 26 декабря 1995 года.

Так, Закон от 4 июля 1991 года формулирует
ряд императивных требований, которым должны удовлетворять учредительные
документы предприятий с иностранными инвестициями.
В первую очередь возникает вопрос о том, какие документы должны считатьс
учредительными для этих предприятий.
Следует отметить, что в отличие от постановления
Совета Министров СССР от 13 января 1987 года N 49, где в качестве учредительных
документов совместных предприятий были указаны договор о создании и деятельности
предприятия и его устав (пункт 8), Закон от
4 июля 1991 года ограничивается общим понятием учредительные документы,
воздерживаясь от его конкретизации.
Это следует истолковывать как отсылку к общегражданскому законодательству.
Иными словами, ответ на поставленный выше вопрос нужно искать в нормах
Гражданского кодекса и законов об отдельных
видах коммерческих органияаций.
Что касается акционерного общества, то согласно пункту 3 статьи 98 Гражданского
кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 11 Закона
от 26 декабря 1995 года его учредительным документом является устав.
Договор о создании общества хотя и заключается между учредителями в
письменной форме, но в число учредительных документов не входит
(пункт 5 статьи 9 Закона от 26 декабря 1995
года).
Теперь необходимо установить, какие условия подлежат обязательному отражению
в уставе акционерного общества с иностранными инвестициями.
Там, например, должны быть перечислены участники предприятия и размеры
их долей (часть 1 статьи 15 Закона от 4 июл
1991 года).
Аналогичное предписание, фигурирующее в пункте 20 Положени
об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совета Министров
РСФСР от 25 декабря 1990 года, отсутствует в Законе
об акционерных обществах от 26 декабря 1995 года.
В самом деле, пункт 3 статьи 11, перечисляющий сведения, которые должны
содержаться в уставе общества, не упоминает о необходимости обозначить
имена (названия) акционеров* и распределение акций между ними. Думается,
что такое умолчание далеко не случайно.
Количество участников акционерного общества может варьироваться в амплитуде
от одного до многих тысяч, поскольку число учредителей открытого
общества не ограничено (пункт 2 статьи 10 Закона
от 26 декабря 1995 года). Отнесение имен (названий) акционеров (и
распределения акций между ними) к обязательным реквизитам устава общества
означало бы, что любой случай отчуждения или приобретения акций рассматриваетс
как изменение устава и в этом качестве подлежит государственной регистрации.
----------------

В соответствии с пунктом 3 статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации устав акционерного общества должен
быть утвержден его участниками. Закон от 26
декабря 1995 года уточняет, однако, что устав подлежит утверждению учредительным
собранием, решение которого оформляется в виде отдельного документа (пункты
1 - 3 статьи 9). Но в открытом обществе процедура реализации акционерами принадлежащих им акций предельно упрощена, в связи с чем смена акционеров
(или перераспределение акций между ними) может происходить весьма часто.
В такой ситуации необходимость каждый раз вносить изменения в устав
общества (и регистрировать их) повлекла бы существенные практические затруднения.
Если же упоминание об акционерах в уставе общества не обязательно, то указанные
операции никак не будут отражаться на уставе общества, хотя они, конечно,
подлежат фиксации в реестре акционеров, ведение которого в обязательном
порядке предусмотрено для любого акционерного общества (статьи 44 - 46
Закона от 26 декабря 1995 года).
Скорее всего именно эти соображения и побудили законодателя отказатьс
от включения имен (наименований) акционеров (и распределения акций между
ними) в перечень обязательных реквизитов устава общества. Участники общества,
впрочем, не лишены права по собственной инициативе указать акционеров в
уставе, поскольку последний, в дополнение к обязательным требованиям, может
содержать и другие положения, не противоречащие закону (пункт 3 статьи
11 Закона от 26 декабря 1995 года), а каких-либо
запретов в этом отношении законом не установлено.
Таким образом, применительно к чисто российским акционерным обществам
решение данного вопроса зависит от усмотрения участников. Между тем дл
предприятий с иностранными инвестициями, образованными в форме акционерных
обществ, обозначение участников в уставе является, как уже отмечалось,
обязательным, а стало быть, и любые изменения (как и перераспределение
акций между ними) подлежат государственной регистрации.
В уставе любого предприятия с иностранными инвестициями должны быть,
далее, обозначены предмет и цели деятельности предприятия. Закон
об акционерных обществах опять-таки не содержит подобного требования.
Это и понятно: Гражданский кодекс Российской
Федерации 1994 года предоставил большинству коммерческих организаций общую
правоспособность, позволив иметь гражданские права и нести гражданские
обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не
запрещенных законом (часть 2 пункта 1 статьи 49).
Не требуется, соответственно, указывать предмет и цель деятельности
коммерческих организаций и в их учредительных документах (кроме случаев,
когда это предусмотрено законом либо решением учредителей - пункт 2 статьи
52).
Базируясь на концепции общей правоспособности, Закон от 26 декабря 1995
года также не упоминает предмет и цель деятельности акционерного общества
в числе обязательных реквизитов его устава. Однако Закон
об иностранных инвестициях был издан тогда, когда юридическим лицам,
включая и коммерческие организации, предоставлялась только специальна
гражданская правоспособность (см. часть 1 статьи 26 Гражданского
кодекса РСФСР 1964 года, пункт 2 статьи 21 Закона
о предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабр
1990 года).
Неудивительно, что этот принцип был воспринят и Законом от 4 июля 1991
года. Ввиду отмеченного выше преобладания его норм над положениями общего
гражданского законодательства (включая Гражданский
кодекс Российской Федерации) для предприятий с иностранными инвестициями
принцип специальной правоспособности сохраняет силу и в настоящее время.
Вот почему предмет и цель деятельности должны быть указаны в их учредительных
документах. Закон от 4 июля 1991 года также
предписывает регламентировать в учредительных документах предприятий с
иностранными инвестициями размер и порядок формирования уставного
фонда (часть 1 статьи 15). Соответственно и здесь правила Закона
об акционерных обществах подлежат применению в той мере, в какой
они не противоречат относящимся к данному вопросу нормам Закона от 4 июл
1991 года.
Этот Закон, например, не содержит каких-либо
указаний о минимальном размере уставного фонда предприятий с иностранными
инвестициями. Следовательно, на упомянутые предприятия, созданные в форме
акционерных обществ, распространяется норма статьи 26 Закона
от 26 декабря 1995 года, предусматривающая, что минимальный уставный капитал
открытого общества составляет тысячекратную, а закрытого общества - стократную
сумму минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом
на дату регистрации общества*.
----------------

С учетом изложенного представляется необходимой определенная корректировка нормы пункта 3 (г) Положения о порядке государственной
регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного
указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года N 1482, в силу
которой размер уставного капитала (фонда) акционерного общества,
предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместного предприятия
независимо от его организационно-правовой формы) ... не должен быть менее
суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному
законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных
документов для регистрации.
Согласно Закону от 26 декабря 1995 года
1000-кратный размер минимальной месячной заработной платы сохранен в качестве
низшего предела уставного капитала лишь для открытых акционерных обществ;
в закрытых акционерных обществах эта цифра уменьшена в 10 раз. Сказанное
относится ко всем акционерным обществам без исключения.
Значит, если совместное предприятие создается в форме закрытого акционерного
общества, ему достаточно иметь уставный капитал в размере 100-кратной суммы
минимальной оплаты труда в месяц. В самом деле: как уже отмечалось, акционерные
общества с иностранным участием создаются в соответствии с федеральными
законами об иностранных инвестициях, а они в настоящее время не устанавливают
каких-либо особых правил в этом отношении.
Обратимся теперь к порядку формирования уставного капитала. Согласно
Закону об акционерных обществах не менее
50 процентов уставного капитала общества должны быть оплачены к моменту
регистрации общества, а оставшаяся часть - в течение года с момента его
регистрации (пункт 1 статьи 34).
Закон от 4 июля 1991 года не регламентирует
предельный срок формирования уставного капитала предприятий с иностранными
инвестициями, устанавливая вместе с тем, что при отсутствии по истечении
года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями документального
подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50 процентов
указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд орган, зарегистрировавший
данное предприятие, признает его несостоявшимся и принимает решение о его
ликвидации (часть 2 статьи 19).
Отсюда явствует, что в течение года после регистрации предприятия с
иностранными инвестициями должно быть внесено не менее 50 процентов его
уставного капитала; что же касается срока внесения его оставшейся части,
то этот вопрос всецело передан на усмотрение учредителей*.
----------------

В свое время учредители предприятий с иностранными инвестициями экономически стимулировались к завершению формирования уставного капитала в течение
одного года со дня государственной регистрации предприятия. Речь идет об
указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2270 О
некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных
уровней, освободившем от обложения налогом на добавленную
стоимость товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве
вкладов в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями в течение
года с момента государственной регистрации (пункт 15). Следует отметить,
что данный указ не объявлял годичный срок в качестве предельного для формирования
уставного фонда предприятий с иностранными инвестициями, однако имущество,
ввозимое в Россию в качестве вклада в уставный фонд такого предприятия
по истечении года со дня его регистрации, подлежало обложению налогом на
добавленную стоимость.
Вместе с тем Федеральным законом
от 13 марта 1995 года N 31-ФЗ отменены
все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы,
в том числе в области налогообложения, за исключением предусмотренных законами
О таможенном тарифе, О
налоге на добавленную стоимость, Об
акцизах и Таможенным кодексом Российской
Федерации. В связи с этим упомянутая выше льгота, предоставленная указом
Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N
2270 и отсутствующая в Законе О налоге
на добавленную стоимость, признана утратившей силу (см. инструктивное
письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 17.05.95
N 05-11/6831).
Учитывая преобладание Закона об иностранных инвестициях
над Законом об акционерных обществах, следует
сделать вывод, что приведенная выше норма последнего не носит императивного
характера применительно к акционерным обществам с иностранным участием.
Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны,
кроме того, определять структуру, состав и компетенцию органов управления,
а также порядок принятия ими решений (часть 1 статьи 15 Закона от 4 июля
1991 года).
Аналогичная формулировка содержится в части 8 пункта 3 статьи 11 Закона
от 26 декабря 1995 года. Поскольку никаких специфических правил для предприятий
с иностранными инвестициями в этой области не установлено, можно заключить,
что соответствующие нормы Закона от 26 декабря
1995 года (о порядке формирования органов общества, компетенции общего
собрания, совета директоров, коллегиального и/или единоличного органа управления
и т.д.) применимы и к акционерным обществам с участием иностранных инвесторов.
Еще одно обязательное требование к учредительным документам предприятий
с иностранными инвестициями - наличие в них перечня вопросов, требующих
единогласия (часть 1 статьи 5 Закона от 4
июля 1991 года).
Закон от 26 декабря 1995 года прибегает
в этом отношении к несколько иной формулировке, говоря о перечне вопросов,
Решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным
большинством голосов или единогласно (часть 3 пункта 3 статьи 11).
Таким образом, если в чисто российских акционерных обществах наличие вопросов,
решаемых единогласно, зависит от усмотрения учредителей (которые в принципе
могут ограничиваться лишь перечнем вопросов, требующих квалифицированного
большинства при принятии решения), то для предприятий с иностранными инвестициями
(включая и акционерные общества) перечень вопросов, требующих единогласия,
необходим по прямому (и при том императивному) указанию закона.
Нужно, впрочем, принимать во внимание специфику различных видов предприятий

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>