<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

с иностранными инвестициями. Например, в предприятии, полностью принадлежащем
одному иностранному инвестору, последний выполняет функции высшего органа
и в этом качестве единолично решает все вопросы, отнесенные к его исключительной
компетенции.
Вот почему установление перечня вопросов, единогласно решаемых высшим
органом такого предприятия, было бы по существу лишено смысла (подобный
перечень возможен для других, причем коллегиальных, органов подобного предприятия).
Между тем в совместных предприятиях, а также в предприятиях, полностью
принадлежащих нескольким иностранным инвесторам, упомянутый перечень должен
быть предусмотрен для общего собрания участников как высшего органа предприятия.
Единогласие представляет собой наиболее действенный способ защиты интересов
меньшинства участников и позволяет последним (или любому из них) прибегнуть
к вето и заблокировать не устраивающее их (его) решение. По
понятным причинам это следует использовать лишь как крайнее средство. Закон
не устанавливает какого-либо критерия, которым нужно руководствоваться
при формировании перечня вопросов, требующих единогласия, предоставляя
тем самым полную свободу учредителям.
Ясно, однако, что такой перечень должен содержать по меньшей мере один
вопрос. С учетом императивной нормы Закона об акционерных
обществах (пункт 3 статьи 48), запрещающей общему собранию рассматривать
и принимать решения по вопросам, не отнесенным данным Законом
к его компетенции (а это, иными словами, означает, что общее собрание
не вправе отменить решение совета директоров, принятое им в пределах своих
полномочий, хотя бы, по мнению собрания, и нецелесообразное или ошибочное
по существу*), представляется целесообразным установление перечня единогласно
решаемых вопросов также и для совета директоров. Такая мера обеспечит действенную
замену интересов меньшинства акционеров, если оно представлено в Совете
директоров.
----------------

Общее собрание в этом случае может досрочно прекратить полномочия совета директоров и избрать его в новом как количественном, так и персональном
составе (пункт 1 (и) статьи 48 Закона об акционерных
обществ). Определенной спецификой обладает и процедура регистрации
предприятий с иностранными инвестициями. Закон об
акционерных обществах ограничивается общим указанием на то, что
общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем
государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном
федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц
(часть 1 статьи 13). В соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации государственная регистрация юридических
лиц должна быть возложена на органы юстиции (пункт 1 статьи 51). При этом
впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц...
применяется действующий порядок регистрации юридических лиц (статья
8 Федерального закона О введении в действие
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого
Государственной Думой 21 октября 1994 года).
Этот порядок применительно к акционерным обществам в настоящее время
регулируется Положением о порядке государственной
регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным
указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года N 1482.
Сопоставление правил, содержащихся в Положении и в Законе от 26 декабря
1995 года, с нормами Закона от 4 июля 1991 года, относящимися к регистрации
предприятий с иностранными инвестициями, позволяет выявить ряд отличий,
касающихся, в частности:
1) комплекта документов, необходимых для осуществления регистрации (ср. пункт 1 Положения и статью 16 Закона);
2) срока регистрации: 3 дня для российских субъектов предпринимательской деятельности (пункт 5 Положения) и 21 день для предприятий с иностранными
инвестициями (статья 17 Закона);
3) срока представления на регистрацию решений управомоченных органов предприятий о внесении изменений в учредительные документы. В соответствии
с Законом от 4 июля 1991 года нотариально заверенная копия решения
компетентного органа предприятия о внесении изменений или дополнений в
учредительные документы представляется предприятием с иностранными инвестициями
в регистрирующий орган не позднее чем через 30 дней после их принятия
(статья 16).
Отсюда следует, что в случае пропуска этого срока упомянутое решение
утрачивает силу и должно быть принято вновь. Между тем Закон от 26 декабря
1991 года, общим образом предусматривая необходимость регистрации изменений
и дополнений в устав акционерного общества, не лимитирует предельный срок,
в течение которого соответствующее решение должно быть представлено в регистрирующий
орган; 4) момента вступления в силу изменений в учредительных документах.
Согласно Закону от 26 декабря 1995 года изменения и дополнения
в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для
третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных
настоящим Федеральным законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего
государственную регистрацию (пункт 2 статьи 13).
Таковые, например, случаи изменения обществом почтового адреса (пункт
3 статьи 4) и изменения сведений о филиалах и представительствах общества
(пункт 6 статьи 5). Позиция Закона от 4 июля 1991 года в этом отношении
однозначна и не допускает какой-либо альтернативы: изменения и дополнения
в учредительных документах предприятия с иностранными инвестициями вступают
в силу только после их регистрации (статья 18).
Иными словами, применительно к акционерному обществу с иностранным участием
государственная регистрация является необходимым условием вступления в
силу любых изменений устава, включая и те, для вступления в силу которых
достаточно уведомления регистрирующего органа на основании пункта 2 статьи
13 Закона от 26 декабря 1995 года. Что касается реорганизации и ликвидации
предприятий с иностранными инвестициями, то на нее в принципе распространяются
соответствующие нормы законодательства о коммерческих организацях, то есть
применительно к акционерным обществам - Закон от 26 декабря 1995 года.
Вместе с тем Закон от 4 июля 1991 года устанавливает исключение из этого
правила для случаев, когда хотя бы один из участников не внес 50 процентов
своего вклада в уставный фонд в течение года после регистрации предприятия.
В таком случае решение о ликвидации предприятия принимается, как уже отмечалось,
зарегистрировавшим его органом (часть 2 статьи 19).
Генезис этой нормы вполне понятен: законодатель имел в виду таким путем
стимулировать участников к скорейшему формированию уставного фонда предприятия
и началу его деятельности. Представляется, однако, что подобное решение
регистрирующий орган может принять лишь при отсутствии разногласий по данному
вопросу между участниками предприятия. Если же такие разногласия появились,
то регистрирующий орган, вынося решение о ликвидации предприятия, по существу
разрешил бы спор между его участниками, взяв на себя тем самым юрисдикционные
функции, которые в его компетенцию не входят. Поскольку упомянутый спор
касается надлежащего (или, наоборот, ненадлежащего) исполнения участниками
заключенного между ними учредительного договора, регистрирующему органу
в подобной ситуации следует рекомендовать участникам передавать спор на
разрешение арбитражного или - при наличии соответствующего соглашения -
третейского суда.
Валерий Мусин, доктор юридических
наук, профессор, председатель третейского суда при Санкт-Петербургской
торгово-промышленной палате

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ