<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

один из важнейших принципов шведской модели - принцип солидарности. В этом,
на наш взгляд, заключены основные противоречия шведской модели благосостояния,
вызвавшие в последние годы обострение политических споров по вопросам государственного
регулирования социальной сферы, целесообразности масштабов ее финансирования
из государственного бюджета, приватизации объектов социальной инфраструктуры,
устранения монополии государства в данной сфере и необходимость серьезных
экономических реформ.
Главной задачей проводимых с 1991 года в Швеции реформ стало значительное
сокращение высокого уровня налогообложения личных доходов и повышение налогов
на доходы с капитала. Реформа обеспечила резкое снижение подоходного налога
с населения - максимум его совокупной ставки, доходившей до 75 процентов,
снижен до 50 процентов. Девять из десяти шведов вообще не будут его платить,
так как их годовые доходы не превышают установленной границы в 200 тысяч
крон. С 52 - 57 процентов до 30 процентов уменьшается уровень налогообложения
корпораций.
Одновременно расширяется налоговая база. Таким образом, социальной политике
в Швеции присущи следующие черты: доминирующая роль государства, обеспечение
занятости населения, главенство принципа солидарности, равенства, упреждающий
характер мер по предотвращению бедности и безработицы, универсальность
и всеобщность благосостояния, высокий уровень предоставляемых социальных
услуг, обеспечиваемые жесткой налоговой политикой, ограничивающей предпринимательскую
инициативу.
Для Швеции характерны давние традиции проведения социально-экономических
реформ с их весьма взвешенным, осторожным подходом, далекие от методов
шоковой терапии, не подвергающие риску сложившуюся хозяйственную
систему и не возлагающие чрезмерные тяготы на население, привыкшее к социальной
защищенности и высокому уровню жизни. В этой связи представляется, что
успешное использование в отечественной практике социально-экономических
реформ элементов шведской модели возможно только при условии постепенных,
относительно медленных преобразований в России.
Шведский опыт может быть полезен прежде всего в двух аспектах.
Во-первых, весьма ценен опыт формирования и проведения активной политики
на рынке труда, доказавшей высокую эффективность как в смысле ликвидации
неблагоприятных для человека последствий безработицы, так и в сокращении
издержек государства на социальную помощь безработным, окупаемости расходов
на политику занятости в виде налогов и взносов на социальное страхование.
Во-вторых, шведский опыт интересен методами государственного регулирования,
ограничивающими стихию рынка, что обеспечивает социальную защищенность
и адаптацию населения к проводимым реформам.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ