ОГЛАВЛЕНИЕ


СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ Правовой режим
Основы законодательства Союза ССР и Республик 1991 г. предусматривают, что к договору о создании предприятий с иностранными инвестициями применяется право государства, где учреждено такое предприятие.
То есть правовой режим предприятий с иностранными инвестициями в Российской Федерации регламентируется правом Российской Федерации. При этом основным законом, определяющим отношения, связанные с созданием и деятельностью указанных предприятий, является Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. Об иностранных инвестициях в РСФСР (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.), который определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, а также направления на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта.
Положения Закона действуют на территории Российской Федерации применительно ко всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями.
Иностранными инвесторами в Российской Федерации согласно Закону могут быть:
иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
иностранные граждане, лица без гражданства, граждане Российской Федерации, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в государстве их гражданства или постоянного местожительства;
иностранные государства;
международные организации.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории Российской Федерации путем:
долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами Российской Федерации;
создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
приобретения иных имущественных прав; - иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории Российской Федерации законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
Иностранные инвестиции на территории Российской Федерации могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством Российской Федерации.
Они могут включать в себя:
вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства;
ценные бумаги;
целевые денежные вклады;
научно-техническую продукцию;
права на интеллектуальные ценности;
имущественные права.
Иностранные инвестиции на территории Российской Федерации пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается указанным Законом, другими законодательными актами и международными договорами, действующими на территории Российской Федерации. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан Российской Федерации, за изъятиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.
Решения о национализации должны приниматься Государственной Думой Российской Федерации. Решения о реквизиции и конфискации принимаются в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством.
Решения органов государственного управления об изъятии иностранных инвестиций могут быть обжалованы в суды и арбитражные суды Российской Федерации.
Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории Российской Федерации законодательству указаний государственных органов Российской Федерации либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями.
Инвестиционные споры, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, разрешаются в Верховном суде Российской Федерации или Высшем арбитражном суде Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на территории Российской Федерации.
Споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвеятициями с государственными органами Российской Федерации, предприятиями, общественными организациями и другими юридическими лицами Российской Федерации, споры между инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, а также споры между участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим таким предприятием подлежат рассмотрению в судах Российской Федерации либо по договоренности сторон в третейском суде, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в органах по рассмотрению хозяйственных споров.
Международными договорами, действующими на территории Российской Федерации, может предусматриваться обращение к международным средствам разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации.
Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте, и в частности доходов от инвестиций, полученных в том числе в виде прибыли, доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание и других вознаграждений; сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, имеющих экономическую ценность; сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей инвестиций.
Создание и ликвидация предприятий с иностранными инвестициями.
На территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в частности Гражданским кодексом Российской Федерации).
На территории Российской Федерации могут создаваться и действовать:
предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные уредприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, также их дочерние предприятия и филиалы;
филиалы иностранных юридических лиц. Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.
Предприятие с иностранными инвестициями учреждается в порядке, предусмотренном действующим на территории Российской Федерации законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности, хозяйственных обществах и иных юридических лицах.
Приобретение иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, а также приобретение такого предприятия полностью осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством, действующим на территории Российской Федерации.
При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится соответствующая экспертиза.
В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвестициями требует получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспертизы. Все виды экспертиз и выдача разрешений осуществляются в общем порядке в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.
Для предприятий с иностранными инвестициями, экологическое воздействие которых может затронуть территорию более чем одного субъекта федерации, экологическая экспертиза проводится совместной комиссией, создаваемой на паритетных началах соответствующими органами. Выдача разрешений осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по экологии и природопользованию на основании заключения совместной экспертной комиссии.
Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять:
предмет и цели деятельности предприятия,
состав участников,
размер и порядок формирования уставного фонда,
размер долей участников, - структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия последними решений, перечень вопросов, требующих единогласия,
порядок ликвидации предприятия. Кроме того, в учредительные документы могут быть включены и другие положения, не противоречащие действующему на территории Российской Федерации законодательству и отражающие особенности деятельности предприятия.
Вклады в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями оцениваются по согласованию между его участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется по договоренности участников. Оценка может осуществляться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте с пересчетом стоимости вклада в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, применяемому во внешнеэкономических операциях.
Государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется Министерством финансов Российской Федерации или иным уполномоченным на то государственным органом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 26 О регистрации предприяяий с иностранными инвестициями государственная регистрация предприятий (кроме предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей), объем иностранных инвестиций в которые не превышает 100 млн. рублей, осуществляется правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации Об иностранных инвестициях в РСФСР.
Предприятия, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 миллионов рублей, регистрируются Министерством финансов Российской Федерации с разрешения Правительства Российской Федерации.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 14.08.92 N 889 Российское агентство международного сотрудничества и развития осуществляло государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, а также предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей.
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСиР) разъясняли, что в соответствии с Законом Российской Федерации Об иностранных инвестициях в РСФСР (ст.14 и 16) и Законом Российской Федерации Об охране окружающей природной среды (раздел V), созданию и регистрации предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на природную среду, должна предшествовать государственная экологическая экспертиза. (Разъяснения Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 02- 12/65-1571 и Российского агентства международного сотрудничества и развития от 19 мая 1993 г. N 3.14.2-3/312 О государственной экологической экспертизе предприятий с иностранными инвестициями зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 8 июля 1993 г. Регистрационный N 299.)
С учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 26 О регистрации предприятий с иностранными инвестициями и от 28 мая 1992 года N 357 О некоторых вопросах ведения государственного реестра предприятий государственная экологическая экспертиза предприятий, объем иностранных инвестиций в которые не превышает 100 млн. рублей (кроме предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей), осуществляется министерствами и комитетами по охране окружающей среды и природных ресурсов республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации Об охране окружающей природной среды и Положением о Государственной экологической экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1991 г. N 348.
Государственная экологическая экспертиза предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, а также предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей, осуществляется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. N 1466 О совершенствовании работы с иностранными инвестициями (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 40, ст. 3740) Правительство Российской Федерации постановило (постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 1994 г. N 655 О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации):
создать при Министерстве экономики Российской Федерации Государственную регистрационную палату на правах государственного учреждения при этом Министерстве;
наделить Государственную регистрационную палату при Министерстве экономики Российской Федерации функциями регистрации предприятий с иностранными инвестициями, ведения государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями и аккредитации представительств иностранных компаний, выполнявшимися Российским агентством международного сотрудничества и развития;
возложить на Государственную регистрационную палату при Министерстве экономики Российской Федерации ведение сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и регистрацию российских инвестиций за рубежом.
Регистрация остальных предприятий с иностранными инвестициями осуществляется правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Министерство финансов Российской Федерации или иной уполномоченный государственный орган обязаны в течение 21 дня с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями или сообщить заявителю о причинах отказа.
Зарегистрированному предприятию с иностранными инвестициями выдается свидетельство о регистрации установленного образца.
Предприятие с иностранными инвестициями приобретает право юридического лица с момента регистрации.
Информация о регистрации сообщается местным органом власти по местонахождению предприятия. Сообщение о регистрации публикуется в печати.
Ликвидация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных действующим на территории Российской Федерации законодательством для соответствующих организационно-правовых форм предприятий.
При отсутствии по истечении года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями документального подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50 процентов указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд орган, зарегистрировавший данное предприятие, признает его несостоявшимся и принимает решение о его ликвидации. Информация об этом публикуется в печати.
Регистрация ликвидации предприятия с иностранными инвестициями осуществляется зарегистрировавшим его органом на основании акта ликвидационной комиссии и подтвержденного аудиторской организацией ликвидационного баланса. Сообщение о ликвидации публикуется в печати.
Приложением N 1 к приказу Государственной регистрационной комиссии при Министерстве экономики Российской Федерации от 7 февраля 1996 года N 2 начальником управления регистрации иностранных инвестиций был утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями и внесения их в Государственный реестр коммерческих организаций:
1. Письменное заявление учредителей с просьбой о проведении государственной регистрации коммерческой организации и внесении ее в Государственный реестр - в 1 экз.
2. Документ о согласовании с администрациями субъектов федерации (администрациями краев, областей, республик, национальных округов на территории Российской Федерации) (оригинал или копия, заверенная нотариально или местными органами власти) - в 1 экз.
3. Карточка Сведения о регистрации..., полностью заполненная с обеих сторон (виды деятельности, даты и т.п.), заверенная учредителями или доверенным лицом - в 1 экз.
4. Устав - оригинал и нотариально заверенная копия.
5. Договор о создании общества (нотариально заверенная копия) - в 1 экз.
Примечание: если учредитель один - договор не составляется.
6. Решение об учреждении общества (протокол учредительного собрания - нотариально заверенная копия) - в 1 экз.
7. Выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иное эквивалентное подтверждение юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (оригинал или нотариально заверенная копия с отметкой о легализации и заверенная переводом на русский язык) - в 1 экз. (Представляется в Палату ежегодно.)
Примечание: для стран - участниц Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года возможно проставление штампа-апостиля.
8. Документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком, с отметкой о легализации и заверенным переводом на русский язык (оригинал или нотариально заверенная копия) - в 1 экз. Срок с момента выдачи указанного документа до подачи заявления в Палату - не более 6 месяцев. Представляется в Палату ежегодно.
Примечание: для стран - участниц Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года возможно проставление штампа-апостиля.
9. Учредительные документы на российских учредителей - юридических лиц (копия свидетельства о регистрации и копия устава, заверенные нотариально или регистрирующим органом) - в 1 экз.
10. Для российских учредителей - юридических лиц - решение собственника имущества или решение уполномоченного им органа о создании акционерного общества (копии, заверенные нотариально или регистрирующим органом) - в 1 экз.
11. Заключение соответствующих экспертиз в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации (от Минтопэнерго Росии, Минэкологии России, Государственного комитета по антимонопольной политике и др.) - оригиналы или нотариально заверенные копии - в 1 экз.
12. Доверенность на ведение дел в Государственной регистрационной палате (если ведение дел поручено доверенному лицу) - в 1 экз.
Примечание: срок действия доверенности - до 1 года, если доверенность не ограничена меньшим сроком.
13. Квитанция об уплате регистрационного сбора.
Начальником управления регистрации иностранных инвестиций в приложении N 2 к приказу Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации от 7 февраля 1996 года N 2 утвержден также перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений и дополнений к учредительным документам акционерных обществ с иностранными инвестициями и внесения в Государственный реестр коммерческих организаций в связи с приведением их в соответствие с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-Ф3 Об акционерных обществах:
А. Для акционерных обществ, внесенных ранее в Госреестр:
1. Заявление в Государственную регистрационную палату с просьбой о проведении государственной регистрации и внесении в Госреестр изменений и дополнений к учредительным документам - в 1 экз.
2. Карточка Сведения о регистрации..., полностью заполненная с обеих сторон (виды деятельности, коды, даты и т.д.), заверенная руководителем общества и печатью организации либо доверенным лицом - в 1 экз.
3. Свидетельство о регистрации общества и внесении его в Госреестр (копии, заверенные нотариально или регистрирующим органом) - в 1 экз.
4. Протокол общего собрания акционеров о внесении изменений и дополнений в учредительные документы (нотариально заверенная копия) - по 1 экз.
5. Оригинал устава, на котором Палата проставляет отметку о внесении изменений и дополнений.
6. Изменения и дополнения в устав или новая редакция устава (оригинал или нотариально заверенная копия) - по 1 экз.
7. Выписка из реестра акционеров на дату подачи заявления (оригинал или нотариально заверенная копия).
8. Выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иное эквивалентное подтверждение юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (оригинал или нотариально заверенная копия с отметкой о легализации и заверенным переводом на русский язык) - в 1 экз. Документ представляется в Палату в случае, если с момента регистрации акционерного общества прошло более одного года.
Примечание: для стран - участниц Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года возможно проставление штампа-апостиля.
9. Документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком, с отметкой о легализации и заверенным переводом на русский язык (оригинал или нотариально заверенная копия) - в 1 экз. Срок с момента выдачи указанного документа до подачи в Палату не более 6 месяцев. Документ представляется в Палату в случае, если с момента регистрации акционерного общества прошло более одного года.
10. Доверенность на ведение дел в Государственной регистрационной палате (если ведение дел поручено доверенному лицу) - в 1 экз.
Примечание: срок действия доверенности - до 1 года, если доверенность не ограничена меньшим сроком. Доверителем являятся генеральный директор.
11. Подтверждение оплаты уставного капитала в соответствии со сроками, установленными законодательством Российской Федерации.
Б. Для акционерных обществ, не внесенных ранее в Госреестр:
1. Документы по перечню (приложение N 1 к приказу Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации от 7 февраля 1996 года N 2).
2. Документы по разделу А приложения N 2 (п.3, 4, 6, 7, 11).
Примечание: представитель палаты вправе потребовать подтверждения полномочий всех лиц, подписавших учредительные документы, а также решения (протоколы) общих собраний акционеров.
Особенности регистрации предприятий с иностранными инвестициями в Санкт-Петербурге.
Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 15 марта 1994 г. N 219-р О регистрации предприятий с иностранными инвестициями (в редакции от 5 июля 1995 г.) в целях обеспечения процесса привлечения иностранных инвестиций на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с требованиями указа Президента Российской Федерации N 1466 от 27.09.93 О совершенствовании работы с иностранными инвестициями, указа Президента Российской Федерации N 2292 от 24.12.93 О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней было утверждено Положение о порядке регистрации предприятий с иностранныыи инвестициями на территории Санкт-Петербурга согласно которому производится регистрация:
предприятий с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия, филиалы и представительства;
предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также их дочерних предприятий, филиалов и представительств;
филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 5 июля 1995 года N 692-р О компетенции органов исполнительной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной регистрации юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуальных предпринимателей, которое было издано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 N 1482 Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации, для обеспечения единообразного порядка государственной регистрации юридических лиц регистрация предприятий с иностранными инвестициями отнесена к компетенции Регистрационной палаты Санкт-Петербурга (местонахождение Палаты: Санкт-Петербург, Смольный, подъезд 6).
При регистрации предприятий, филиалов, представительств, а также изменений в учредительных документах взимается регистрационный сбор в размерах, установленных распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 15.03.94 N 219-р, а именно:
за регистрацию предприятий с долевым участием иностранных инвестиций (совместных предприятий) - в размере 1,5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
за регистрацию дочерних предприятий и филиалов совместных предприятий - в размере 1,5 (МРОТ);
за регистрацию предприятий, полностью принадлежащим иностранным инвесторам, - 200 долларов США с пересчетом в рубли по курсу Центрального банка России на момент представления документов на регистрацию;
за регистрацию дочерних предприятий и филиалов предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, - 200 долларов США с пересчетом в рубли по курсу Центрального банка России на момент представления документов на регистрацию;
за регистрацию филиалов иностранных юридических лиц - 200 долларов США с пересчетом в рубли по курсу Центрального банка России на момент представления документов на регистрацию;
за регистрацию представительств иностранных юридических лиц, банков и организаций - 2000 долларов США с пересчетом в рубли по курсу Центрального банка России на момент представления документов на регистрацию;
за регистрацию изменений - в размере 0,5 МРОТ;
за выдачу дубликата - 0,2 МРОТ;
за резервирование наименований - 0,1 МРОТ;
за ликвидацию предприятий - в соответствии с актом фактических расходов, но не менее 5 МРОТ.
При отказе в регистрации регистрационный сбор не возвращается.
Зарегистрированным предприятиям, филиалам и представительствам выдается свидетельство о регистрации установленного образца с гербовой печатью. Регистрация изменений в учредительных документах подтверждается справкой на бланке с гербовой печчтью Регистрационной палаты.
Подлинники учредительных документов предприятий и филиалов, а также подлинники протоколов, содержащих решения о внесении изменений в учредительные документы, возвращаются после регистрации заявителям заверенными печатью регистрирующего органа и подписью директора Регистрационной палаты.
Документы принимаются к регистрации в полном комплекте в соответствии с п.п. 9-13 Положения о порядке регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории Санкт-Петербурга. Срок рассмотрения документов - 21 день. По истечении указанного срока регистрирующий орган обязан произвести регистрацию либо выдать мотивированный отказ, прерывающий течение вышеуказанного срока.
Для регистрации совместных предприятий представляются следующие документы:
письменное заявление учредителей с просьбой произвести регистрацию создаваемого предприятия;
подлинники учредительных документов о создании предприятия или их нотариально заверенные копии;
документы о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);
выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык);
для российских юридических лиц - решения собственника имущества о создании предприятия или решения уполномоченного им органа, а также заверенные копии учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия российского юридического лица;
копия платежного поручения со штампом банка, подтверждающая оплату регистрационного сбора.
Для регистрации предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, представляются следующие документы:
письменное заявление с просьбой произвести регистрацию от иностранного инвестора;
подлинники учредительных документов о создании предприятия и их нотариально заверенные копии;
документы о платежеспособности иностранного инвестора, выданные обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);
выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык);
копия платежного поручения со штампом банка, подтверждающая оплату регистрационного сбора.
При вводе иностранного участника в ранее зарегистрированное предприятие без иностранных инвестиций или полном приобретении им такого предприятия на регистрацию представляются следующие документы:
нотариально заверенные копии учредительных документов ранее учрежденного предприятия без иностранных инвестиций;
решение уполномоченного органа ранее учрежденного предприятия о передаче доли участия в предприятии иностранному инвестору и его нотариально заверенная копия;
документы о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);
выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык);
копия платежного поручения со штампом банка, подтверждающая оплату регистрационного сбора.
Для регистрации дочерних компаний предприятий с иностранными инвестициями представляятся следующие документы:
письменное заявление руководителя предприятия с иностранными инвестициями, создающего дочернее предприятие, с просьбой произвести регистрацию дочернего предприятия;
подлинники учредительных документов о создании предприятия или их нотариально заверенные копии;
нотариально заверенные копии учредительных документов предприятий, создающих дочернюю компанию;
копия платежного поручения со штампом банка, подтверждающая оплату регистрационного сбора.
Для филиалов и представительств предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц представляются следующие документы:
заявление, подписанное руководителем предприятия, создающего филиал, с просьбой произвести его регистрацию;
решение компетентного органа управленияяпредприятия о создании филиала и его нотариально заверенная копия;
нотариально заверенные копии учредительных документов предприятия, создающего филиал;
для иностранного юридического лица - выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык);
копия платежного поручения со штампом банка, подтверждающая оплату регистрационного сбора.
Все изменения и дополнения в учредительных документах уже зарегистрированныы предприятий с иностранными инвестициями, филиалов подлежат регистрации с представлением следующих документов:
заявление о регистрации изменений в учредительных документах;
решение компетентного органа предприятия о внесении изменений или дополнений в учредительные документы и его нотариально заверенная копия;
копия платежного поручения со штампом банка, подтверждающая оплату регистрационного сбора.
Данные о зарегистрированных предприятиях и филиалах вносятся в реестр, держателем которого является регистрирующий орган. Содержащиеся в реестре сведения считаются публично достоверными и известными неограниченному кругу лиц. По письменному заявлению заинтересованных лиц регистрирующий орган выдает выписки из реестра, за что взимается сбор установленного размера.
Для предприятий к реестровым данным относятся полное и сокращенное наименования предприятия, размер уставного капитала, местонахождение предприятия, наименование и местонахождение учредителей, предмет деятельности предприяяия.
Для филиала к реестровым данным относятся наименование филиала, включающее наименование создавшего его предприятия, местонахождение филиала, местонахождение предприятия, предмет деятельности филиала.
По решению директора Регистрационной палаты в реестр могут вноситься дополнительные сведения о регистрируемых предприятиях (филиалах).
При ликвидации предприятий (филиалов) в регистрирующий орган представляются:
заявление о ликвидации;
нотариально заверенная копия решения уполномоченного органа о ликвидации предприятия;
подтверждение сообщения в официальной печати о ликвидации предприятия;
ликвидационный баланс, заверенный ликвидационной комиссией, аудиторской организацией и Государственной налоговой инспекцией;
решение уполномоченного органа об утверждении ликвидационного баланса;
устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации;
банковская справка о закрытии счета;
квитанция о сдаче печати в РУВД.


Виды и условия деятельности предприятий с иностранными инвестициями
Предприятие с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным уставом предприятия, за исключением запрещенных действующим на территории Российской Федерации законодательством.
Для ведения страховой и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Министерства финансов Российской Федерации. Для ведения банковской деятельности требуется лицензия Центрального банка Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, которые осуществляются предприятиями с иностранными инвестициями только на основании специального разрешения (лицензии).
Предприятие с иностранными инвестициями может создавать дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том ччсле в иностранных государствах, с соблюдением условий, установленных действующим на территории Российской Федерации законодательством, законодательством субъектов в составе Российской Федерации и соответствующим законодательством иностранных государств.
Филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестицияяи действуют на основании положений о них, утверждаемых предприяяием с иностранными инвестициями. Они имеют право открывать счета в банковских учреждениях Российской Федерации.
Имущество, ввозимое в Российскую Федерацию в качестве вклада иностранных инвесторов в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, в пределах сроков, установленных учредительными документами для его формирования, а также имущество, предназначенное для собственного материального производства, освобождается от взимания таможенной пошлины и не облагается налогом на импорт.
Имущество, ввозимое в Российскую Федерацию иностранными работниками предприятий с иностранными инвестициями для собственных нужд, освобождается от взимания таможенной пошлины.
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими на территории Российской Федерации международными договорами. Порядок определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, и продукции, импортируемой предприятиями для собственных нужд, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании правил происхождения товара, соответствующих мировой практике. Ввозимая по импорту продукция, подлежащая в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации, должна иметь сертификат и знак соответствияя выданные или признанные уполномоченным на то органом.
В целях дополнительного привлечения иностранных инвестиций для осуществления крупномасштабных проектов в отраслях материального производства Президент Российской Федерации указом от 25 января 1995 года N 73 О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации принял предложение Правительства Российской Федерации о применении в отношении отдельных групп товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий), поставляемых иностранными инвесторами, при ввозе их на таможенную территорию Российской Федерации ставок ввозных таможенных пошлин, уменьшенных в два раза.
Ставки ввозных таможенных пошлин, уменьшенные в два раза, применяютсяяв отношении иностранных товаров в течение не более 5 лет при условии, что поставляющие их иностранные компании являются учредителями предприятий по производству аналогичных товаров на территории Российской Федерации с использованием отечественного сырья и труда российских работников и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материального производства Российской Федерации в сумме, эквивалентной не менее 100 млн. долларов США. При этом вклад иностранного участника в уставный фонд такого предприятия должен составлять сумму, эквивалентную не менее 10 млн. долларов США.
Уменьшенные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении иностранных товаров по решению Правительства Российской Федерации, принимаемому на основании инвестиционного соглашенияя заключаемого иностранным инвестором и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанные инвестиционные соглашения заключаются с учетом потребностей внутреннего рынка и необходимостью увеличения экспортного потенциала Российской Федерации.
Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 25 января 1995 г. N 73 О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации Правительство Российской Федерации 24 июля 1995 г. (N751) утвердило Положение о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений.
Сторонами инвестиционного соглашения являются с Российской стороны - Министерство экономики Российской Федерации; с иностранной стороны - иностранная компания, сделавшая вклад в уставный капитал российской коммерческой организации в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. долларов США, и осуществляющая прямые капиталовложения в отрасли материального производства Российской Федерации в сумме, эквивалентной не менее 100 млн. долларов США.
Для подготовки инвестиционного соглашения иностранный инвестор представляет в Министерство экономики Российской Федерации проект инвестиционного соглашения, разработанный на основе типового инвестиционного соглашения, а также выполненные на основании технико-экономического обоснования, прошедшего независимую экспертизу, основные экономические показатели. При необходимости Министерство экономики Российской Федерации может затребовать от иностранного инвестора дополнительные материалы.
В инвестиционном соглашении указываются объемы, направления и сроки осуществления иностранных инвестиций; номенклатура, объемы, сроки и порядок реализации на территории Российской Федерации иностранных товаров; ответственность сторон за нарушение условий инвестиционного соглашения и порядок его досрочного расторжения.
Представленный иностранным инвестором проект инвестиционного соглашения рассматривается Министерством экономики Российской Федерации совместно с иностранным инвестором и с участием Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Иностранный инвестор извещает Министерство экономики Российской Федерации о начале реализации инвестиционного соглашения с представлением плана-графика выполнения работ и финансового обеспечения на весь период осуществления инвестиционного проекта и в последующем ежеквартально направляет Министерству экономики Российской Федерации информацию о ходе его выполнения.
Иностранный инвестор и российская коммерческая организация, учредителем которой он является, обеспечивают подготовку проектно-сметной документации, заключение договоров на подрядные работы, финансирование и технический надзор за ходом осуществления инвестиционного проекта в сроки, установленные инвестиционным соглашением.
Министерство экономики Российской Федерации оказывает иностранному инвестору необходимое содействие для реализации инвестиционного соглашения в части решения возникающих вопросов с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными российскими организациями.
Предприятия с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы уплачивают налоги, установленные действующим на территории Российской Федерации законодательством.
Для предприятий с иностранными инвестициями, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства и в отдельных регионах, может устанавливаться льготный порядок налогообложения.
Например, в целях развития национальной промышленности и поддержки инвестиционной активности предприятий Президент Российской Федерации указом от 10 июня 1994 г. N 1199 О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов установил, что предприятия, учреждения и организации, ввозящие на территорию Российской Федерации оборудование, машины и механизмы (кроме подакцизных), предназначенные для производственного развития предприятий, учреждений и организаций по контрактам, заключенным до 1 января 1993 г. и прошедшим регистрацию в установленном порядке, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, специального налога на поддержание важнейших отраслей народного хозяйства. Указом также установлено, что налог на добавленную стоимость, специальный налог на поддержание важнейших отраслей народного хозяйства не взимаются при ввозе товаров (за исключением подакцизных) на территорию Российской Федерации в пределах использования кредитов, предоставленных Российской Федерации правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями, а также товаров (за исключением подакцизных), ввозимых в счет погашения государственных кредитов, предоставленных иностранным государствам бывшим СССР и Российской Федерацией.
Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации также дали 2.06.94 разъяснение N ВГ-4-06/68н О някоторых вопросах налогообложения иностранных инвестиций (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 июня 1994 года. Регистрационный N 601), что согласно пункту 5 указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней освобождается от налогообложения прибыль, направленная на финансирование в порядке долевого участия капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. При этом указанный порядок распространяется также на погашение инвестиционных кредитов в иностранной валюте, полученных по кредитным договорам с иностранными и международными банками и кредитными учреждениями и использованных на эти цели.
В соответствии с подпунктом е пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6.12.91 N 1992-1 О налоге на добавленную стоимость от налога на добавленную стоимость освобождаются операции по выдаче и передаче ссуд. Соответственно суммы кредитов в иностранной валюте, полученные налогоплательщиками от иностранных банков и кредитных учреждений, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость и специальным налогом.
Согласно пункту 14 указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, включаются доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций. При этом доходы (проценты) по кредитным договорам, полученные иностранными банками и кредитными учреждениями, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость и специальным налогом, а облагаются в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации О налоге на прибыль предприятий и организаций. Доходы (проценты) по кредитным договорам, полученные на территории Российской Федерации иностранными банками и кредитными учреждениями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации через обособленные подразделения, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость только при наличии у них лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций.
Бухгалтерский учет и отчетность предприятий с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации ведутся по правилам, принятым в Российской Федерации, а при желании также и по правилам, действующим в стране происхождения иностранного инвестора.
Трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций на предприятии с иностранными инвестициями регулируются коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).
Условия коллективного и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории Российской Федерации законодательством.
В состав рабочих и служащих, в органы управления предприятий с иностранными инвестициями могут входить иностранные граждане. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются в трудовом договоре с каждым из них. Получаемая иностранными работниками заработная плата в иностранной валюте после уплаты подоходного налога может переводиться ими за границу.
Деятельность профессиональных союзов на предприятии с иностранными инвестициями осуществляется на основе действующего на территории Российской Федерации законодательства.
Социальное страхование работников предприятий с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются нормами действующего на территории Российской Федерации законодательства.
Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды государств их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих государств.
Предприятия с иностранными инвестициями вносят отчисления по государственному социальному страхованию граждан Российской Федерации и иностранных государств и отчисления на пенсионное обеспечение работников, являющихся гражданами Российской Федерации, по ставкам, установленным для предприятий и организаций Российской Федерации.
В целях совершенствования организационного и правового обеспечения процесса привлечения и повышения эффективности использования иностранных капиталовложений для решения приоритетных задач развития российской экономики указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. N 1466 О совершенствовании работы с иностранными инвестициями установлено, что:
вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов (данное положение не распространяется на нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий);
ограничения в деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации могут быть установлены только законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
Все нормативные акты Правительства Российской Федерации, государственных комитетов, министерств и ведомств Российской Федерации, органов государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливающие дополнительные, не предусмотренные законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации ограничения в деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, не действительны и не подлежат применению.
Таким образом, в Российской Федерации имеются все условия для успешного инвестирования финансовых, производственных и иных средств иностранных юридических и физических лиц, а также международных организаций.
Юрий МИШАЛЬЧЕНКО, кандидат юридических наук, доцент кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского университета экономики и финансов



ОГЛАВЛЕНИЕ