<< Предыдущая

стр. 18
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


«С помощью словесного внушения, воздействия

мощной радиоосветительной аппаратуры и «подсадных уток» зал вводится

в состояние измененного сознания. По законам психического заражения

возникает массовая эпидемия истерического круга. В этом состоянии

участникам массового психоза демонстрируются «чудесные исцеления»

у «подставных уток» и продаются «заряженные» фотографии, газеты,

амулеты, зелья, земля с «гроба господня» и т.д. по баснословным

ценам (от 50 тысяч и выше). Нередко на покупки этой продукции

больные тратят все деньги, имеющиеся при себе.



После каждого такого сеанса врачи поселков

и городов отмечают обострение телесных и психических заболеваний.

Отмечены случаи комы и смерти больных, уверовавших в «чудо» и

отказавшихся от приема лекарств. В частности, от введения инсулина.

Не менее трагична судьба многих онкологических больных. По данным

директора Научного центра онкологии академика Н.Н.Трапезникова,

ежегодно умирает 100 тысяч больных, уверовавших в чудотворное

исцеление и не своевременно обратившихся за медицинской помощью».



В этой связи следует сделать вывод

о противоправной, нравственно- ущербной позиции руководителей

средств массовой информации, размещающих подобного рода ненадлежащую

рекламу. Такая деятельность противоречит этическим нормам журналистики,

способствует деформации общественного сознания, ущемляет конституционные

права граждан, наносит, в конечном счете, ущерб физическому и

психическому здоровью нации.



Судебная палата обращает внимание органов

здравоохранения на необходимость активной и постоянной разъяснительной

работы, направленной на предотвращение опасных последствий деятельности

самозваных «целителей» и их рекламы.



Учитывая изложенное, Судебная палата

считает необходимым:



1. Предложить рекламодателям, рекламопроизводителям

и рекламораспространителям (редакциям средств массовой информации)

при производстве и размещении рекламы традиционных методов лечения

неукоснительно соблюдать требования законодательства о предъявлении

лицензии на право заниматься такой деятельностью.



2. Предложить Госкомитету РФ по антимонопольной

политике и поддержке новых экономических структур, как федеральному

органу по государственному контролю в области рекламы, во взаимодействии

с органами здравоохранения, в полном объеме и незамедлительно

применять к нарушителям закона предусмотренные меры административной

ответственности.



3. Направить материалы слушаний в Генеральную

прокуратуру РФ и Прокуратуру г.Москвы для информации, контроля

и принятия необходимых мер по приведению рекламной деятельности

в соответствие с требованиями законодательства.



4. Направить материалы слушаний в комитеты

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

по здравоохранению, информационной политике и связи с просьбой

внимательно изучить и поддержать предложения ГКАП РФ, направленные

на совершенствование законодательства о рекламе в части усиления

ответственности за нарушение его требований.



5. Опубликовать настоящие рекомендации

в «Российской газете».

<ADDRESS>

Председатель Судебной палаты А.Б.Венгеров



</ADDRESS>

ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ

Право на информацию (ЗиП, 4/96)



Право на информацию и право на частную

жизнь - фундаментальные права человека. Однако осуществление

право и свобод человека и гражданина не должно нарушать права

и свободы других лиц (ст.17.3 Конституции РФ). Именно по

этой причине и сформировался правовой институт конфиденциальности

информации. Общепризнанные международные правовые нормы предусматривают

возможность ограничения права на информацию; содержит эти положения

и российское законодательство. Так, Декларация прав и свобод человека

и гражданина Российской Федерации гласит: Каждый имеет право

свободно искать, получать и свободно распространять информацию.

Ограничения этого права могут устанавливаться Законом только в

целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой

и государственной тайны, а также нравственности (ст.13.2).



Статья 2 действующего Закона РФ Об

информации, информатизации и защите информации содержит

определение понятия персональных данных. Информация о гражданах

(персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах

жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.



Сведения о личности требуют гуманного

обращения, ибо раны душевные больнее и заживают дольше ран телесных.

Необъективная, недостоверная информация позволяет манипулировать

поведением людей. Однако на практике защищенность от ран души

человека существенно ниже защищенности физической. Да и моральные

ограничения здесь далеки от желаемых.



Отчетливо продемонстрировала это и

только что закончившаяся избирательная кампания по выборам губернатора

нашего города [Санкт-Петербурга - прим. ред.]. Беспрецедентные

потоки клеветы и грязи вылились на кандидата в губернаторы В.Яковлева

в последние дни перед выборами, - писала Российская

газета. Однако наш горизбирком и демократическая

городская пресса, принявшая почти безоговорочно сторону одного

из кандидатов, безмолвствовали по этому поводу.



В ходе избирательной кампании проявился

и требующий общественного внимания документированный в горизбиркоме

прецедент, подпадающий под соответствующие статьи действующего

российского законодательства, носящий, безусловно, криминальный

характер, так как нарушались не только правила ведения предвыборной

агитации, но и конституционные права гражданина.



Среди материалов городских газет (Вечерний

Петербург) появились публикации с якобы имевшем место партийном

взыскании, некогда полученном кандидатом в губернаторы - соперником

мэра. Пытаясь опорочить конкурента, ретивые помощники из команды

бывшего мэра изготовили и стали распространять листовку (без выходных

типографских данных) с ксерокопией якобы карточки персонального

партийного учета члена КПСС Яковлева В.А. (подлинность этого документа

вызывает сомнения) и соответствующим комментарием. Этим они в

немалой степени подвели своего патрона, ибо профессиональный юрист

не может не знать о противоправности такого деяния.



1. ...Персональные данные относятся

к категории конфиденциальной информации. Не допускается сбор,

хранение, использование и распространение информации о частной

жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну,

тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных

и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как

на основании судебного решения.



2. Персональные данные не могут быть

использованы в целях причинения имущественного и морального вреда

гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской

Федерации на основе использования информации об их социальном

<< Предыдущая

стр. 18
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>