стр. 1
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Выпуск 12 (16), декабрь 1995





В номере:



Мониторинг Фонда защиты гласности



Эротическая печать в Белгороде.



Документы о государственной поддержке СМИ с комментарием



Судебная палата



Парламентская хроника



Социологический дневник





КОЛОНКА РЕДАКТОРА



Законотворчество в сфере массовой

информации нарастает такими высокими темпами, что нам становится

трудно не только комментировать новые акты, но и следить за их

появлением. Только что ваш корреспондент привез из командировки

к южным рубежам России прелюбопытный (особенно его ст. 1) Закон

Белгородской области "О регулировании распространения и рекламе

эротической продукции", который мы с удовольствием и без

каких-либо купюр публикуем в "ЗиПе". Призываем наших

читателей поддержать этот почин и присылать нам тексты имеющих

отношение к СМИ законов субъектов Федерации для опубликования

и анализа.



Другим законом - имеющим уже

всероссийское значение - стал вступающий в силу Закон РФ "О

государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания".

Предусмотренные в нем и сопровождающем Закон других актах Федерального

Собрания и правительства льготы комментирует юрист Фонда защиты

гласности Дарья Владимировна Маркова.



Неизменный интерес читателей

вызывает мониторинг нарушений прав журналистов, который ведет

Олег Панфилов. В этом выпуске об одном из упомянутых в хронике

случаев рассказывает юрист газеты "Известия" Макс Григорьевич

Хазин. В последующих номерах мы планируем подробно знакомить вас

с практикой применения законодательства о СМИ в России, помогать

нам в этом будет юридическая консультация Фонда защиты гласности.



Впервые публикуются результаты

социологического исследования региональной прессы, проведенного

сотрудниками факультета журналистики МГУ. Доцент Алла Александровна

Ширяева по просьбе редакции предоставила ту часть аналитического

отчета, которая непосредственно касается проблем правового регулирования

деятельности печати в регионах.



Судебная палата по информационным

спорам при Президенте России передала нам Заявление, которое фактически

резюмирует закончившуюся предвыборную кампанию в прессе.



Наконец, в этот выпуск вложен

белорусский бюллетень "Журналистика и право". Он продолжает

традицию национальных изданий о законодательстве и практике средств

массовой информации, которую осенью заложили по инициативе и при

помощи "ЗиПа" наши закавказские и украинские коллеги.

В следующем выпуске вас ждет знакомство с прибалтийским бюллетенем

о праве СМИ.



До встречи в Новом году!

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СМИ





В марте-апреле 1995 года факультетом

журналистики МГУ по заказу Комитета по печати Российской Федерации

проведено исследование по теме «Перспективы развития региональной

печати».



В ходе его предпринят опрос 153 экспертов в семи

регионах России (в областном центре и области соответственно):

Московском, Санкт-Петербургском, Воронежском, Екатеринбургском,

Томском, Ростовском, а также в республике Татарстан. Реализация

проекта осуществлена лабораторией по изучению актуальных проблем

журналистики и кафедрой социологии журналистики. Авторы - канд.

наук Л.Реснянская, Л.Свитич, И.Фомичева и А.Ширяева.



В состав опрошенных вошли следующие категории

экспертов: учредители изданий регионального уровня, руководители

изданий (главные редакторы, их заместители - они составили почти

половину всей выборки) , председатели организаций Союза журналистов,

исследователи журналистики, представители органов законодательной

и исполнительной власти (главы администраций регионов или их заместители,

главы городских мэрий, председатели Дум или законодательных собраний,

руководители комитетов, комиссий, департаментов по прессе, региональных

управлений регистрации и контроля за соблюдением законодательства

РФ о средствах массовой информации, работники Комитета по печати

РФ), а также руководители областных полиграфических комбинатов,

служб распространения прессы.



В результате данного экспертного опроса получена

обширная информация о наиболее существенных изменениях, которые

произошли в 90-е годы в структуре региональной печати, о системе

факторов, определяющих ее состояние и направления дальнейшего

развития, а также об особо острых проблемах СМИ.



БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ

СМИ



В результате опроса стали очевидными

по крайней мере три характерные черты региональной прессы.



1. Отсутствие экономической самостоятельности

большинства изданий



Эксперты отмечали прежде всего зависимость

через механизм дотаций от местных органов исполнительной власти.

В распределении дотаций не усматривается четкой системы, велика

роль субъективного фактора и отсутствует гласность. Эксперты очертили

круг социально приоритетных изданий для государственной поддержки

в тщательно продуманных формах (районные газеты в сельской местности,

детские газеты и журналы, издания для инвалидов и ветеранов).



2. Влияние на позицию

изданий и содержание публикаций при помощи экономических рычагов



Различные формы влияния (от жесткого,

прямого до мягкого, косвенного) отметили 60 % опрошенных экспертов.

Оно особенно сильно, если учредитель газеты - местная администрация,

а такое издание, естественно, основательно дотируемо.



Не менее 10 % экспертов отмечают усиление давления

«больших денег», «силы кошелька» на деятельность региональной

прессы. В ответах нередко встречается выражение «кто платит, тот

и заказывает музыку». Это и зависимость от разного рода спонсоров,

финансовых структур и экономических групп. Эксперты подчеркивают,

что давление таких сил на прессу возрастает во время политических

стр. 1
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>