<< Предыдущая

стр. 14
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>




КОММЕНТАРИЙ



Принят Закон "О государственной

поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской

Федерации".



В нем впервые законодательное закрепление получили

такие понятия как "государственная поддержка средств массовой

информации и книгоиздания", "телерадиокомпания (ТРК)",

"информационное агентство", "полиграфическое предприятие",

"радиотелепередающий центр (РТПЦ)".



Особый интерес представляют те финансовые, таможенные

и налоговые льготы, которые, согласно этому закону, получили средства

массовой информации. По сути, впервые в законодательстве о СМИ

не проведено их разделение в зависимости от статуса - государственные

и негосударственные. Единственным критерием по которому льготы

предоставляются или не предоставляются является содержание СМИ:

на эротические и рекламные СМИ льготы не распространяются.



Для получения всех льгот СМИ должны отвечать одному

непременному требованию - их продукция должна быть связана с образованием,

наукой и культурой. Однако, понятия образования, науки и культуры

- неопределенны и расплывчаты, и могут толковаться по-разному.



Возможно, средствами массовой информации, продукция

которых связана с образованием наукой и культурой на практике

будут признаваться все СМИ кроме эротического и рекламного характера.

Второй вариант - они будут делиться в зависимости от тематики,

заявленной при регистрации, т. е. той, которая указана в свидетельстве

о регистрации средства массовой информации. Но возможен и третий

вариант решения данного вопроса - характер СМИ будет определяться

от его реального содержания.



По какому пути пойдет правоприменительная практика

неизвестно. Во многом это будет зависеть от самих СМИ. В случае

возникновения споров при признании продукции СМИ, связанной с

образованием, наукой и культурой, редакции СМИ могут обращаться

в арбитражный суд.



Статья вторая Закона предусматривает налоговые

льготы.



Льготы, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 2

больше касаются распространения продукции СМИ, чем деятельности

редакции СМИ.



В соответствии с частью 3 той же статьи редакции

освобождаются только от той части налога на прибыль, которая подлежит

зачислению в федеральный бюджет. Ту часть налога на прибыль, которая

подлежит зачислению в бюджет субъекта федерации, редакции будут

обязаны уплачивать, за исключением случаев, когда налоговые льготы

предусмотрены законодательством субъектов федерации.



Статья 5 (часть 2) Закона, предусматривающая финансовое

и хозяйственное регулирование, касается зданий и помещений, являющихся

только федеральной собственностью. Это можно отнести и к 3 части

статьи 5 Закона. Подобные льготы применительно к собственности

субъекта федерации и муниципальной собственности могут быть распространены

на редакции СМИ только при условии принятия подобного закона в

субъекте федерации.



Соответствующие поправки внесены в законы "О

налоге на добавленную стоимость" и "О таможенном тарифе".





К сожалению не были внесены поправки в закон "О

валютном регулировании и контроле". С подобной ситуацией

средства массовой информации уже сталкивались, когда пытались,

получить налоговые льготы, предусмотренные законом о СМИ. Налоговые

органы ссылались на то, что в налоговое законодательство не были

внесены соответствующие поправки и фактически отказались исполнять

положения закона "О СМИ" В связи с этим, есть основания

опасаться, что статья 4 Закона о государственной поддержке средств

массовой информации и книгоиздания в РФ работать не будет и СМИ

будут лишены валютных льгот.



Законом внесены существенные изменения в действовавший

порядок приватизации издательств и полиграфических предприятий.



Закон разделяет издательства и полиграфические

предприятия на две группы. Часть предприятий приватизируется в

особом порядке, установленном Законом (предприятия, находящиеся

в федеральной собственности, являющиеся монополистами на рынке

субъекта федерации или входящие в систему децентрализованной печати

газет и журналов). А остальные предприятия, не запрещенные к приватизации,

- в порядке предусмотренном законодательством о приватизации.



Если приватизация осуществляется в соответствии

с нормами Закона о государственной поддержке, то редакции, печатающие

свои издания на этих предприятиях, имеют право на получение 50

% обыкновенных акций бесплатно. Но хотя редакции вправе продать

часть акций, привлекая инвесторов по своему выбору, право распоряжения

акциями ограничено - организация, которой продаются акции должна

сохранить профиль предприятия.



В остальных случаях преобразования издательско-полиграфических

комплексов в акционерные общества открытого типа право на участие

в закрытой подписке на акции имеют работники редакций газет и

журналов, входивших ранее в состав этих комплексов (издательств),

имеющие стаж работы в изданиях не менее 10 лет для мужчин и 7,5

лет для женщин. Участие работников редакций СМИ, печатающихся

на полиграфических предприятиях, в закрытой подписке на акции

возможно лишь с согласия трудового коллектива данного полиграфического

предприятия.



Статьи, касающиеся налоговых, валютных, таможенных

и иных финансовых льгот статьи 2-5) вступают в силу с 1 января

1996 года, действуют в течении двух лет вплоть до 31 декабря 1998

года.



Статьи 7-9 закона действуют до принятия "Государственной

программы приватизации государственных и муниципальных предприятий".

<ADDRESS>

Дарья Маркова



</ADDRESS>

СУДЕБНАЯ ПАЛАТА

О НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ПРЕДВЫБОРНОЙ

АГИТАЦИИ



Избирательная кампания вступает в заключительную

стадию. Последняя неделя из срока, отпущенного на предвыборную

агитацию, может стать решающей в определении политических предпочтений

избирателей.



Насколько обоснованными окажутся эти

предпочтения, в немалой степени зависит от средств массовой информации,

от строго соблюдения правил и процедуры предвыборной агитации.



Законодатель гарантировал кандидатам

и избирательным объединениям равные условия доступа к средствам

массовой информации. В основном, эта норма соблюдается.


<< Предыдущая

стр. 14
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>