стр. 1
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


Выпуск 4 (20), апрель 1996





В номере:



Закон Российской Федерации "О государственной тайне"



Проект Федерального Закона "О праве на информацию"



Мониторинг Фонда защиты гласности



Инструкция Центризбиркома



Государственная дума: что нового?





КОЛОНКА РЕДАКТОРА



В фокусе нынешнего номера - долгожданный

законопроект о праве на информацию. О необходимости закона о гласности

журналисты и правозащитники говорят уже по крайней мере десять

лет. По видению авторов первых отечественных законов о средствах

массовой информации он должен был стать основой всего информационного

права в стране. Так произошло, однако, только на Украине, где

такой акт был принят еще в 1992 году. Но вот и у нас работа близится

к завершению... Публикуемый полный, хотя, возможно, и не окончательный

текст проекта закона, был создан группой, созданной при министерстве

юстиции России. В минюсте, которому разработку закона поручил

Президент Б.Н. Ельцин, была написана и пояснительная записка к

проекту, она помещена на соседней колонке. Мы рады тому, что первыми

можем предложить на ваш суд российский билль о праве на информацию,

и что гласность вскоре воплотится в букве Закона. Обращаем внимание

на то, что его американский аналог был опубликован в прошлом выпуске

"ЗиПа".



В контексте законопроекта о праве

на информацию, нам показалось небезынтересным взглянуть на относительно

подзабытый закон «О государственной тайне», впервые цельно сформулировавший

принципы регулирования отношений, которые возникают в связи с

наличием секретной информации. Автором комментария к закону, написанного

специально для читателей бюллетеня, является юрист научно-технического

центра «Информсистема» Роскоминформа Антон Александрович Антопольский.





Приближаются президентские выборы.

Как и прошлой осенью, мы планируем уделить место вопросам регулирования

СМИ в ходе кампании. Уже в этом выпуске вы найдете только что

принятую Центральной избирательной комиссией Инструкцию о порядке

предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний

кандидатам на должность Президента Российской Федерации и избирательным

объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных

предвыборных материалов в периодических печатных изданиях. К моменту

отправки выпуска в типографию ее текст еще не был опубликован

в прессе.



Обращаем внимание на объявление

о наборе слушателей в школу права СМИ, которая будет в июле проходить

в МГУ. В прошлом году к нам приезжали преподаватели из Минска,

Якутска, Львова, Петербурга и других городов. И сейчас мы ждем

коллег из России и других новых независимых стран.



До встречи в мае!

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ: ДОЛГОЖДАННЫЙ ПРОЕКТ





В настоящее время в российском законодательстве

нет нормативного акта о механизме реализации права каждого свободно

искать, получать, передавать, производить и распространять информацию,

т.е. права на информацию.



Вопросы пользования информационными ресурсами отражены

в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите

информации". Однако этот закон носит "технологический"

характер, регулирует отношения, возникающие при формировании и

использовании информационных ресурсов, создании и использовании

информационных технологий, защите информации.



В настоящее время нормы, регулирующие право на информацию,

разбросаны по разным нормативным актам и лишь фрагментарно регулируют

соответствующие правоотношения.



Так, например, статья 32 Федерального закона от 12

января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

предусматривает предоставление некоммерческой организацией информации

о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым

органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством

Российской Федерации и учредительными документами. Согласно части

второй статьи 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ

"Об общественных объединениях" деятельность общественных

объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных

и программных документах - общедоступной.



Проект Федерального закона "О праве на информацию"

направлен на реализацию права граждан на информацию и разрешает

реализовать такое право любыми способами, не запрещенными федеральными

законами (ст.5). Обеспечением права каждого на информацию является

возложение на государственные органы, органы местного самоуправления,

организации, независимо от формы собственности и организационно-правовой

формы (далее - органы и организации), обязанности по запросу обратившегося

предоставить запрашиваемую информацию для ознакомления, необходимые

разъяснения, копии (статья 7). При этом детально изложен механизм

подачи запроса на получение информации и ответа на него.



Проект содержит перечень случаев, при которых информация

не подлежит предоставлению (статья 8). Органы и организации отказывают

в предоставлении информации, если она содержит сведения, содержащие

государственную тайну; об оперативно-розыскной и следственной

деятельности; о судебном рассмотрении гражданских и уголовных

дел в случаях, когда ее разглашение запрещено законом или может

нарушить право человека на справедливое и объективное судебное

рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;

составляющие коммерческую, служебную, личную семейную тайны; получение

которых нарушает конституционные права граждан.



Даже в тех случаях, когда часть документа

содержит сведения, не подлежащие предоставлению, проектом предоставляется

право ознакомиться и получить копию с остальной части документа.



Особое значение разработчики проекта

придают закрепленной в статье 9 норме о бесплатном предоставлении

информации, затрагивающей права и свободы личности обратившегося.



За предоставление иной информации органами

и организациями может взиматься плата, возмещающая расходы на

ее предоставление.



В случае, если предоставленная информация

содержит неточные или неполные сведения, орган или организация,

предоставившие информацию, обязаны внести необходимые исправления

бесплатно. Исправления вносятся по письменному заявлению заинтересованного

лица.



стр. 1
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>