<< Предыдущая

стр. 12
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

или организации в военной, внешнеполитической, экономической,

научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или

оперативно-розыскной области деятельности.



4. Руководители органов государственной

власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной

тайне, организуют разработку перечня и несут персональную ответственность

за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных

сведений к государственной тайне.



Для разработки проекта перечня создается

экспертная комиссия, в состав которой включаются компетентные

специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную

тайну.



В ходе подготовки проекта перечня

экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания

сведений, установленными Законом Российской Федерации «О государственной

тайне», проводят анализ всех видов деятельности соответствующих

органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций

с целью определения сведений, распространение которых может нанести

ущерб безопасности Российской Федерации. Обоснование необходимости

отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей

степени секретности осуществляется собственниками этих сведений

и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего

перечня.



Степень секретности сведений, находящихся

в распоряжении нескольких органов государственной власти, устанавливается

по взаимному согласованию между ними.



В перечень могут быть включены сведения,

которые получены (разработаны) другими органами государственной

власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями,

организациями или гражданами, не состоящими в отношении подчиненности

к руководителю органа государственной власти, утверждающему перечень.

Степень секретности таких сведений устанавливается по согласованию

между органом государственной власти, разрабатывающим перечень,

и собственником сведений.



Проект перечня, разработанный экспертной

комиссией, представляется на утверждение руководителю органа государственной

власти, наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной

тайне, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания

самого перечня. Утвержденные перечни в целях координации работ

по защите государственной тайны направляются в Межведомственную

комиссию.



5. После утверждения перечни доводятся

до:



заинтересованных органов государственной

власти в полном объеме либо в части, их касающейся;



предприятий, учреждений и организаций,

действующих в сфере ведения органов государственной власти, в

части, их касающейся, по решению должностного лица, утвердившего

перечень;



предприятий, учреждений и организаций,

участвующих в проведении совместных работ, в объеме, определяемом

заказчиком этих работ.



6. Перечни пересматриваются в случае

необходимости (при изменении международной обстановки, заключении

международных договоров Российской Федерации, передаче сведений,

составляющих государственную тайну, другим государствам, появлении

новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже,

чем через 5 лет.



Пересмотр перечней осуществляется

в том же порядке, что и их разработка. Предложения по внесению

в перечни дополнений и изменений направляются руководителям органов

государственной власти, утвердившим эти перечни, которые обязаны

в течение трех месяцев организовать проведение экспертизы поступивших

предложений и принять соответствующее решение.



Если принятие указанных предложений

влечет за собой изменение Перечня сведений, отнесенных к государственной

тайне, руководители органов государственной власти направляют

проект соответствующего решения с обоснованием в Межведомственную

комиссию для проведения экспертной оценки и принятия решения.



------------------------------



* Функции Межведомственной комиссии

по защите государственной тайны в соответствии с Указом Президента

Российской Федерации от 30 марта 1994 г. N 614 временно возложены

на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской

Федерации.



КОММЕНТАРИЙ



Закон РФ "О государственной тайне"

явился важным шагом в развитии отечественного права, поскольку

до его принятия вопросы, связанные со сведениями, составляющими

государственную тайну, законодательного регулирования практически

не имели. Действовали в основном ведомственные акты, которые сами

по себе нередко были секретные. Это противоречило принципам демократического

общества, в соответствии с которыми гражданин должен иметь возможность

знать, какие сведения отнесены к государственной тайне, а также

порядок засекречивания и рассекречивания таких сведений.



Принятие Закона "О государственной

тайне" в основном заполнило этот пробел. Таким образом, рассматриваемый

закон, хотя он и не лишен некоторых недостатков, в целом следует

оценить как весьма прогрессивный.



В ст. 2 Закона "О государственной

тайне" определяются основные термины, используемые в законе.

Среди них наиболее важным является "государственная тайна",

определяемая как "защищаемые государством сведения в области..,

распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской

Федерации". Ключевым здесь является понятие безопасности,

которое определено в ст. 1 Закона РФ "О безопасности"

от 5 марта 1992 г. как "состояние защищенности жизненно важных

интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних

угроз". В числе объектов безопасности (т.е. жизненно важных

интересов) называются права и свободы личности, материальные и

духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет

и территориальная целостность государства.



Законодательство о государственной

тайне основывается на положениях Конституции РФ и Закона "О

безопасности". Конституция вопросы государственной тайны

регулирует в ч. 4 ст. 29, в соответствии с которой "Каждый

имеет право свободно искать, получать, передавать, производить

и распространять информацию любым законным способом. Перечень

сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным

законом".



В соответствии с ч. 3 ст. 55

Конституции, "права и свободы человека и гражданина могут

быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой

это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,

<< Предыдущая

стр. 12
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>