<< Предыдущая

стр. 13
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны

страны и безопасности государства". Государственная тайна

представляет собой ограничение прав на информацию, вызванную необходимостью

обеспечения обороны и безопасности страны. Защита государственной

тайны включается в состав действий, направленных на достижение

безопасности, следовательно, в соответствии с п. "м"

ст. 71 Конституции, относится к ведению Российской Федерации.



Закон "О безопасности" определяет

основные принципы, на основе которых осуществляется деятельность,

направленная на обеспечение безопасности, в частности, меры по

защите государственной тайны. Такими принципами являются: законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества

и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства

по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами

безопасности (ст. 5).



В числе иных нормативных актов, регулирующих

вопросы, связанные с защитой государственной тайны, можно назвать

положения Уголовного кодекса РСФСР, содержащего санкции за нарушение

законодательства о государственной тайне, законодательства о государственной

службе, в котором содержатся требования к государственным служащим

по сохранению государственной и иной охраняемой законом тайны

(см. ст. 10 Федерального закона "Об основах государственной

службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г.), законов

"О Федеральных органах правительственной связи и информации"

от 19 февраля 1993 г., "Об оперативно-розыскной деятельности"

от 12 августа 1995 г., "О внешней разведке" от 10 января

1996 г., целый ряд других законодательных актов.



Полномочия органов государственной

власти в области защиты государственной тайны установлены ст.

4 Закона "О государственной тайне". Особого внимания

заслуживают положения абзаца 3 ч. 2 рассматриваемой статьи, в

соответствии с которыми Президент РФ утверждает Перечень сведений,

отнесенных к государственной тайне. Эта норма противоречит ст.

29 Конституции РФ, в соответствии с которой данный перечень должен

утверждаться федеральным законом, иными словами, его утверждение

относится к компетенции представительной власти.



Следует отметить норму ч. 4 ст. 9 Закона

"О государственной тайне", в соответствии с которой

перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, должен

быть опубликован. Сведения, которые могут быть отнесены к государственной

тайне, перечислены в ст. 5 Закона. В их числе названы сведения

в области военной, экономической, внешнеполитической, разведывательной,

контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. В пояснении

нуждаются положения ч. 3 данной статьи, в соответствии с

которой к государственной тайне могут быть отнесены "сведения

о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Российской

Федерации, преждевременное распространение которых может нанести

ущерб ее интересам". Перечень сведений, которые могут быть

отнесены к государственной тайне, утвержденный Указом Президента

РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203, относит к информации такого рода:



- Сведения по вопросам внешней политики,

внешней торговли, научно-технических связей, раскрывающие стратегию

и тактику внешней политики Российской Федерации, преждевременное

распространение которых может нанести ущерб интересам государства;



- Сведения по политическим, военным,

научно-техническим или экономическим вопросам в отношении одного

или ряда иностранных государств, полученные в доверительном порядке,

если их разглашение может привести к выявлению источника этих

сведений;



- Сведения о переговорах между представителями

Российской Федерации и представителями других государств о выработке

единой принципиальной позиции в международных отношениях, если,

по мнению участников переговоров, разглашение этих сведений может

повлечь для одной из сторон дипломатические осложнения;



- Сведения о подготовке, заключении,

ратификации, подготовке денонсации, содержании или выполнении

договоров, конвенций или соглашений с иностранными государствами,

преждевременное распространение которых может нанести ущерб обороноспособности,

безопасности, политическим или экономическим интересам Российской

Федерации;



- Сведения о российском экспорте и

импорте вооружения, военной техники или снаряжения, а также сведения

об оказании технического содействия иностранным государствам в

создании вооружения, военной техники и военных объектов, в том

числе безвозмездно, с указанием стран-получателей, если разглашение

этих сведений может повлечь для одной из сторон дипломатические

осложнения;



- Сведения, раскрывающие существо или

объем экономического сотрудничества с иностранными государствами

в особый период, а также взаимодействие военно-мобилизационных

органов внешнеэкономических организаций государств - участников

СНГ по этим вопросам;



- Сведения, раскрывающие содержание

мероприятий по обеспечению взаимных поставок сырья, материалов,

топлива, оборудования, медикаментов между Российской Федерацией

и государствами - участниками СНГ на расчетный год или мероприятий

по оказанию последним технического содействия в строительстве

предприятий и объектов на расчетный год в целом по Российской

Федерации;



- Сведения, раскрывающие объемы перевозок

экспортно-импортных грузов между Российской Федерацией и государствами-участниками

СНГ на расчетный год в целом по Российской Федерации.



Чрезвычайно важной является ст. 7 Закона

"О государственной тайне", в которой приводится перечень

сведений, не подлежащих засекречиванию, и нормы об ответственности

за засекречивание включенных в него сведений. Положения этой статьи

развивают нормы ч. 3 ст. 41 и ст. 42 Конституции РФ, в соответствии

с которыми запрещается сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств,

создающих угрозу для жизни и здоровья людей, а также закрепляется

право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей

среды.



В ст. 10 Федерального закона "Об

информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля

1995 г. содержится перечень сведений, отнесение которых к информации

с ограниченным доступом (т.е. государственной, коммерческой, служебной

и иной охраняемой законом тайне) запрещается. В этот перечень

входят:



законодательные и другие нормативные

акты, устанавливающие правовой статус органов государственной

власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных

объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок

их реализации;



документы, содержащие информацию о

чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую,

санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую

для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов,

производственных объектов, безопасности граждан и населения в

целом.



<< Предыдущая

стр. 13
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>