<< Предыдущая

стр. 14
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Обжалование действий должностных лиц

в суде, предусмотренное ч. 2 ст. 7 Закона "О государственной

тайне", осуществляется в соответствии с нормами гражданского

законодательства, в частности, главой 59 ГК РФ и Законом РФ "Об

обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы

граждан" от 27 апреля 1993 г. Положения об ответственности

должностных лиц следует, по-видимому, считать декларативными,

поскольку в действующем уголовном и административном законодательстве

отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за необоснованное

засекречивание сведений.



Статья 10 Закона "О государственной

тайне" посвящена засекречиванию информации, находящейся в

собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской

Федерации. Суть ее в том, что орган государственной власти вправе

засекретить такого рода информацию при условии возмещения ущерба,

причиненного при этом собственнику. Размер ущерба определяется

на основе договора между собственником и органом государственной

власти. При реализации этих положений возникает целый ряд проблем.

Во&#173;первых, возможность применения права собственности к информации

далеко не очевидна, и мнения юристов по данному вопросу расходятся

полярно. Действующий Гражданский кодекс включает информацию в

числе объектов гражданских прав, но не указывает прямо на возможность

применения к ней права собственности.



Кроме того, Закон "Об информации,

информатизации и защите информации" устанавливает право собственности

не просто на информацию (сведения о лицах, предметах, фактах,

событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления),

а на документированную информацию, т.е. информацию, во-первых,

зафиксированную на материальном носителе, и, во-вторых, снабженную

реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В Законе "О

государственной тайне" разграничение документированной и

недокументированной информации отсутствует, хотя применение института

собственности к недокументированной информации заведомо невозможно.



Наконец, в действующем гражданском

законодательстве отсутствуют механизмы, позволяющие произвести

материальную оценку информации и определить размер ущерба, нанесенного

ее засекречиванием.



В соответствии со ст. 17, 27 Закона

"О государственной тайне" работа с использованием сведений,

составляющих государственную тайну, осуществляется на основании

лицензий. Положение о лицензировании указанных работ утверждено

постановлением Правительства РФ "О лицензировании деятельности

предприятий, учреждений и организаций по поведению работ, связанных

с использованием сведений, составляющих государственную тайну,

созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий

и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны"

от 15 апреля 1995 г. № 333.



Основным органом, осуществляющим защиту

государственной тайны, является Межведомственная комиссия по защите

государственной тайны. До 1996 г. ее функции выполняла Гостехкомиссия

при Президенте РФ; Указом Президента от 20 января 1996 г. № 71

были утверждены Положение о Межведомственной комиссии и ее состав.

В числе функций Межведомственной комиссии следует отметить формирование

перечня сведений, составляющих государственную тайну, перечня

должностных лиц, наделяемых полномочиями по отнесению сведений

к государственной тайне, организацию экспертных групп по рассекречиванию

и продлению сроков засекречивания архивных документов, рассмотрение

запросов о рассекречивании, координацию работ по лицензированию

деятельности, связанной с государственной тайной и др.



В соответствии со ст. 26 предусмотрена

уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная

ответственность за нарушение законодательства о государственной

тайне в соответствии с действующим законодательством.



В действующем Уголовном кодексе содержится

ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушения, связанные

с государственной тайной.



В случаях, когда действия направлены

против суверенитета России, ответственность наступает по ст.ст.

64 ("Измена Родине" - выдача государственной или военной

тайны иностранному государству), 65 ("Шпионаж" - передача,

а равно похищение или собирание с целью передачи иностранному

государству ... сведений, составляющих государственную или военную

тайну) УК РСФСР 1960 г. Статья 64 применяется к гражданам России,

ст. 65 - к иностранцам и лицам без гражданства. Законодательного

определения военной тайны, равно как и открытого перечня сведений,

к ней отнесенных, в настоящее время не существует, соответственно

положения рассматриваемых статей могут быть применены к случаям

разглашения любых сведений в военной области, в том числе и не

отнесенных к государственной тайне.



За разглашение государственной тайны

при отсутствии признаков вышеуказанных статей ответственность

наступает в соответствии со ст. 75 УК РСФСР ("Разглашение

государственной тайны") и наказывается лишением свободы на

срок от двух до пяти лет, а при наступлении тяжких последствий

- от пяти до восьми лет. Утрата документов, содержащих государственную

тайну, наказывается лишением свободы на срок от одного года до

трех лет, повлекшая тяжкие последствия - от трех до восьми лет

(ст. 76 УК РСФСР).



Субъектом разглашения, в соответствии

со ст. 75 УК РСФСР, является лицо, "которому эти сведения

были доверены или стали известны по службе или работе". В

числе субъектов в первую очередь следует назвать лиц, имеющих

допуск к государственной тайне. С другой стороны, оформление допуска

является не единственным механизмом защиты государственной тайны.

Например, в ситуации, предусмотренной ст. 10 Закона "О государственной

тайне", и ряде других случаев, средством защиты является

предупреждение об ответственности за разглашение сведений, составляющих

государственную тайну. Таким образом, формулировка "были

доверены или стали известны" может быть истолкована на практике

очень широко, и нельзя исключить ее применение к работникам средств

массовой информации.



Все вышеприведенные составы отнесены

к особо опасным государственным преступлениям.



Действует также ст. 259, входящая в

главу "Воинские преступления", и устанавливающая ответственность

за "разглашение военной тайны или утрату документов, содержащих

военную тайну". В ее составе выделяются п.п. "а"

(разглашение сведений, составляющих государственную тайну), "б"

(утрата документов, содержащих сведения ..., составляющие государственную

тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную

тайну), "в" (те же деяния, повлекшие тяжкие последствия),

"г" и "д" (разглашение военных сведений, не

подлежащих оглашению, но не являющихся государственной тайной).

При этом если составы, указанные в п.п. "а" - "в"

не вызывают возражений, то два последних пункта явно противоречат

Конституции, поскольку доступ к информации может быть ограниччн

только на основании Федерального закона.



Глава 29 Уголовного кодекса Российской

Федерации, принятого Государственной Думой 24 ноября 1995

г., содержит нормы, аналогичные положениям ст.ст. 64-65, 75-76

УК РСФСР 1960 г. Статьи 271, 272 УК РФ ("Государственная

измена" и "Шпионаж") отличаются от ст.ст. 64, 65

<< Предыдущая

стр. 14
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>