<< Предыдущая

стр. 15
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

УК РСФСР, во-первых, тем, что их применение ограничено случаями

причинения ущерба внешней безопасности России, во-вторых,

исключением положений о разглашении военной тайны, и, в-третьих,

отменой смертной казни за эти преступления.



Статьи 278 и 279 УК РФ 1995 г. содержат

положения о разглашении государственной тайны и утрате документов,

содержащих государственную тайну. Наиболее важным является то,

что круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности

по этим статьям, ограничен лицами, имеющими допуск к государственной

тайне. Наказание по ст. 278 за разглашение государственной тайны

предусмотрено следующее: ограничение свободы на срок до трех лет,

либо арест от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы до

четырех лет, а при наступлении тяжких последствий - лишение свободы

от трех до семи лет. Ответственность за утрату документов, содержащих

государственную тайну, в соответствии со ст. 279 УК РФ, возможна

лишь при наступлении тяжких последствий. Это преступление наказывается

ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок

от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до

трех лет.



При назначении основного наказания

в виде лишения свободы за преступления, предусмотренные ч. 2 ст.

278 (разглашение государственной тайны, повлекшее тяжкие последствия)

и ст. 279 (утрата документов, содержащих государственную тайну),

возможно применение дополнительного наказания в виде лишения права

занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет.



Норм, соответствующих положениям ст.

259 УК РСФСР 1960 г., в УК РФ 1995 г. нет.



Норм об уголовной или административной

ответственности за необоснованное засекречивание сведений и иные

случаи нарушения прав граждан при защите государственной тайны

в настоящее время нет, хотя они и необходимы. Введение в действие

принятого Государственной Думой Уголовного кодекса Российской

Федерации стало бы чрезвычайно важным шагом в этом направлении.



Единственный возможный в настоящее

время способ защиты прав граждан ;гражданско-правовой,

на основании норм Гражданского кодекса об ответственности за вред,

причиненный государственными органами и их должностными лицами

(ст. 1068).



Необходимо заметить, что информационное

законодательство в настоящее время только формируется, и это относится

как к проблеме создания реально действующего механизма защиты

информационных прав граждан, так и к достижению баланса между

обеспечением безопасности государства и защитой прав граждан.



Нормы Закона «О государственной тайне»

безусловно нуждаются в приведении в соответствие с действующей

Конституцией, в ряде случаев требуется их конкретизация, но в

целом они достаточно четко определяют правовой режим сведений,

составляющих государственную тайну и отвечают задачам демократического

информационного законодательства.



Антон Антопольский








<< Предыдущая

стр. 15
(из 15 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ