стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Выборы в демократическом обществе

Мы продолжаем знакомить наших читателей с планами уроков
этого курса для старших классов средней школы. Программа и первые занятия к ней
напечатаны в предыдущих номерах Учительской газеты ( 36,
38).
Перед вами - коллективный труд учителей из разных
регионов России, и все они являются членами Ассоциации За гражданское
образование.
Ждем ваши отклики и предложения.


Урок 1.Тема: Гражданин в демократическом
обществе.

Цели урока:
1. Определить, что такое демократия?
2. Показать роль гражданина в демократическом обществе.
3. Подвести к выводу, что в демократическом обществе гражданин имеет больше
возможностей реализовать свои цели, но вместе с тем и несет большую
ответственность за судьбу государства, в котором живет.

Вопросы для обсуждения:
1. - Демократия - это хорошо или плохо? (В сравнении с диктатурой, анархией и
т.п.)
- Чем характеризуется демократическое управление обществом?
- Является ли демократия народовластием?

Методические рекомендации. Целесообразно разбить класс на учебные группы
по 4-5 человек, предложить им обсудить плюсы и минусы демократии, диктатуры,
анархии, а затем сделать общее обсуждение и выводы. (При этом необходимо вести
записи в тетрадях).
Можно предложить учащимся смоделировать процесс принятия какого-либо закона в
диктаторском, а затем демократическом государстве и проанализировать эти
процессы.

Вопросы для обсуждения:
2. Могут ли люди в демократическом обществе влиять на текущие события и
принятие законов? Каким путем?
- В каком случае люди в демократическом обществе могут считать правительство
своим?
- Почему успех демократии зависит от степени свободы и ответственности
граждан?

Методические рекомендации. На уроке можно провести деловую мини-игру,
дав каждой учебной группе социальный статус: группа бизнесменов, учителей,
безработных, пенсионеров, шахтеров и т.д. и предложить отреагировать на такие
решения правительства, как:
а) повышение налогов на бизнес;
б) закрытие убыточных предприятий;
в) понижение размеров пенсий и т.д.

ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС урока, к которому необходимо подвести учащихся, будет,
вероятно, заключаться в том, что граждане демократического государства
пользуются правом индивидуальной свободы, но в то же время они вместе с другими
делят ответственность за поступки будущего, в котором по-прежнему будут
пользоваться уважением ценности свободы и самоуправления.

Урок 2. Тема урока: Зачем нужны выборы?

Цели урока:
1.Показать учащимся, что выборы являются центральным механизмом
демократического управления.
2. Сформировать представление о самом процессе выборов и в целом об
избирательной кампании и ее целях.

Круг вопросов для обсуждения:
1. - Что такое выборы?
- Как часто проводится избирательная кампания?
- Что необходимо для сознательного участия в выборах?
2. - Кто такие кандидаты? (В депутаты, президенты).
- Какява роль средств массовой информации в ходе подготовки и проведения
избирательной кампании?
- Что такое агитация и каковы ее формы?

Методические рекомендации. Предложенный круг проблем необходимо обсудить
всем классом, но чтобы разнообразить для ребят формы работы, можно организовать
обсуждение в группах следующих ситуаций:
- Выдвиньте из своей группы кандидата на должность президента (страны, школьной
республики, класса);
- Обоснуйте свой выбор, подчеркнув положительные стороны личности кандидата и
обозначив позиции, над которыми ему еще нужно работать;
- Составьте сообща его предвыборную программу (из 3-5 первоочередных задач).
А вот теперь кандидаты в президенты могут выступать с агитационными речами (до
3 минут)! Это будет повод для общего обсуждения.
Если вас не привлекает работа в группах, то ее можно заменить индивидуальной
работой дома с газетами, журналами и др. СМИ по сбору информации о том, как
используются СМИ в ходе подготовки и проведения предвыборной кампании.
А на уроке каждый ребенок под руководством учителя постарается определить,
какие черты его характера позволят ему в будущем занять ответственный пост в
обществе, а какие нет. Или какими способами можно вести предвыборную
агитацию.
ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС урока состоит в том, чтобы показать выборы как важный
механизм демократического процесса, и успех его зависит от сознательного
участия граждан в этом процессе, а это в свою очередь связано с их
образованностью, доступом к информации, которая позволяет свободно делать выбор
и наиболее полно участвовать в жизни страны.
Урок 3. Тема: Избирательная система в России: история и
современность.

Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с особенностями российского
парламентаризма и основными понятиями, связанными с избирательной системой в
России.
2. Закрепить навыки сравнительного анализа и обобщения.
3. Развить умение моделировать ситуацию.
4. Сформировать у учащихся умение соотносить знание исторических особенностей
развития России с изменениями ее политической системы.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Государственная Дума Российской империи - нижняя палата первого в
истории России парламента, начавшая свою работу в апреле 1906 г.
Государственный совет Российской Федерации - верхняя палата первого
российского парламента, в которой преобладали дворяне и верные правительству
чиновники.
Куриальная система выборов - система выборов в дореволюционной России,
при которой кандидаты выдвигались при сословных ограничениях (по куриям) и были
представителями разного количества граждан (неравное избирательное право).
Третьеиюньская монархия - режим, установившийся в России в результате
изменения правительством без согласия парламента избирательного закона и
введения 3 июня 1907 г. новых правил выборов, существенно облегчавших
выдвижение в депутаты представителей привилегированных сословий.
Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР - государственный орган
советского государства, обьявленный парламентом и состоявший по Конституции
1924 г. из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Конституция 1924 г. - первая Конституция нового государства - Союза
Советских Социалистических Республик, закреплявшая диктатуру пролетариата и
устанавливавшая привилегии рабочих при выборах.
Лишенцы - люди, лишенные избирательных прав по Конституции 1924 г. по
своему социальному положению.
Конституция победившего социализма - Конституция 1936 г., по которой
СССР обьявлялся общенародным государством, выполнившим задачу построения
социализма.
Конституция развитого социализма - Конституция 1977 г., провозгласившая
окончательное построение социализма и переход к строительству коммунизма в
СССР.
Верховный Совет СССР - законодательный орган СССР с 1936 г., состоявший
из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Конституция Российской Федерации -принята в 1993 г. общенародным
голосованием. Конституция, устанавливающая современную структуру нашего
общества, определяющая компетенцию основных органов власти, права и обязанности
граждан и т.д.
Федеральное Собрание РФ - парламент РФ, состоящий из 2 палат - Совета
Федерации и Государятвенной Думы - и являющийся органом законодательной
власти.
Общефедеральный избирательный округ - округ, в котором депутатов
выбирают по пропорциональной системе, от партийных списков.
Одномандатный избирательный округ - округ, в котором депутатов выбирают
по мажоритарной системе, от населения.
НЕОБХОДИМЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СПРАВКИ:
В августе 1906 г. в разгар I русской революции Николай II издал положение о
созыве I Государственной Думы. Устанавливалась смешанная сословно-имущественная
система. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся,
военнослужащие, бродячие инородцы (неоседлые народы). Депутаты
избирались по куриям: 1-я курия - сьезд уездных землевладельцев (помещики), 34%
выборщиков от курии, выборы двухстепенные; 2-я курия - сьезд городских
избирателей (в основном буржуазия), 24% выборщиков от курии, выборя
двухстепенные; 3-я курия - сьезд уполномоченных от волостей и станиц (в
основном крестьяне), 42% выборщиков от курии, выборы четырехстепенные.
ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ РЕШИТ ПРОВЕСТИ УРОК В ФОРМЕ ЛЕКЦИИ (см.ниже методические
рекомендации), ТО НЕОБХОДИМО ОБСУДИТЬ С УЧАЩИМИСЯ ДАННУЮ СИСТЕМУ ВЫБОРОВ:
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И МНОГОСТУПЕНЧАТОСТЬ,
РАССМОТРЕТЬ ВОПРОС О СОСЛОВИЯХ, НЕ ИМЕЮЩИХ СВОЕЙ КяРИИ.
Однако вооруженное восстание в Москве вынудило Николая II расширить
избирательные права. 11 дек. 1905 г. вышел указ об изменении системы выборов.
Выборы остались многостепенными, не всеобщими и не равными. Дополнительно
вводилась рабочая курия (входили не все рабочие, а только работающие на
предприятиях Европейской России с количеством не менее 50 человек на
предприятии). Для рабочих устанавливались трехстепенные выборы.
Распределение голосов по куриям было следующим:
1 выборщик от 2 тыс. представителей 1-й курии
1 выборщик от 4 тыс. представителей 2-й курии
1 выборщик от 30 тыс. представителей 3-й курии
1 выборщик от 90 тыс. представителей 4-й (рабочей) курии.
ДАВАЯ ЭТИ СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ, МОЖНО ЗАДАТЬ ВОПРОС:
Рабочие и крестьяне одинаково активно участвовали в революции 1905-1907 гг. Но
в избирательной системе крестьяне имели значительно большее представительство.
ПОЧЕМУ? (Учащиеся в ходе обсуждения могут прийти к выводу, что правительство
рассчитывало на консерватизм крестьянства и успех разрабатываемой аграрной
реформы Столыпина).
1 голос помещика = 3 голосам городской буржуазии = 15 голосам крестьян = 45
голосам рабочих.
В итоге землевладельцы избирали 32%, крестьяне - 43%, горожане - 22% и рабочие
- 3% депутатов Думы.
20 фев. 1906 г. Государственный Совет был обьявлен верхней палатой парламента:
в него входили лица и по назначению, и по выборам (число назначенных не могло
превышать числа выбранных). Назначенные могли исключаться ежегодно в случае
действий или речей, неугодных правительству. Сословно-корпоративная и
высокоцензовая система лежала в основе выборов в Государственный Совет. Крупные
землевладельцы избирали 74 из 98 членов Совета, православное духовенство - 6,
академики и профессора - 6, от торгово-промышленной буржуазии - 12.
Представителей рабочих и крестьян не было.
I Государственная Дума (апрель - июль 1906 г.)
II Государственная Дума (февраль - июнь 1907 г.)
МОЖЕТ БЫТЬ ЗАДАН ВОПРОС: ПОЧЕМУ I и II ГОС.ДУМЫ ТАК БЫСТРО ПРЕКРАЩАЛИ СВОЮ
РАБОТУ? (Было много крестьян, и остро ставился аграрный вопрос, в первую
очередь о помещичьем землевладении, на ликвидацию которого правительство не
соглашалось. Поэтому Николай II распустил обе Думы).
3 июня 1907 г. - Николай II без санкции парламента издает новый избирательный
закон (это было полнейшим нарушением существовавших законов). Изменилось
соотношение выборщиков между куриями в пользу помещиков и крупной буржуазии
(при 1% населения страны избирали 2/3 выборщиков). От 1-й курии - 51%
выборщиков. Была создана курия крупной буржуазии.
1 голос помещика = 4 голосам крупной буржуазии = 68 голосам горожан = 260
голосам крестьян = 543 голосам рабочих.
Было сокращено представительство национальных окраин: его лишены Семиреченская,
Закаспийская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ферганская, Акмолинская,
Семипалатинская, Уральская, Тургайская и Якутская области. Поляки получили лишь
12 мест (вместо 36), Кавказ - 10 (вместо 29).
III Государственная Дума (ноябрь 1907- осень 1912 гг.)
IV Государственная Дума (декабрь 1912 - февраль 1917 гг.)
ОБСУДИТЕ, ПОЧЕМУ III И IV ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ НЕ РАСПУСКАЛИСЬ? (Это
обьясняется новым избирательным законом, обеспечившим лояльность Думы, но
одновременно и приведшим к нарастанию революционного кризиса).
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
Всеобщего и равного избирательного права в России не было. (ПОЧЕМУ? Могут быть
разные позиции: от обличения антинародной политики царизма до
тезиса о низкой политической культуре большей части российского населения).
Тип выборов нельзя назвать ни мажоритарным, ни пропорциональным (хотя к
мажоритарному он ближе). Можно ввести понятие КУРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫБОРОВ
(отметить это как особенность России). Очень трудно судить об избирательной
системе в нашей стране от февральской революции до первых лет советской власти.
Поэтому целесообразнее обратиться сразу к системе, установленной Конституцией
1924 г. (становление советской избирательной системы). Вместо парламента
устанавливался ЦИК из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховным
органом власти обьявлялся Сьезд Советов. Делегаты избирались на губернских и
республиканских сьездах.
Не было равного представительства: от городских Советов (рабочие) избирался 1
делегат на 25 тыс. избирателей, от губернских - 1 на 125 тыс. (О ЧЕМ ЭТО
ГОВОРИТ?)
На выборы не допускалось ок. 10% населения старше 18 лет.
ПРИВЕДЕМ ПРИМЕР:
В 1925 г. в Ленинграде, Киеве и Москве было лишено избирательных прав ок. 10%
всей массы избирателей. Из них:
Лица, пользующиеся наемным трудом, - 5,3%
Лица, имеющие нетрудовые доходы, - 8,3%
Торговцы - 39,9%
Служители религиозного культа - 4,9%
Чины бывшей полиции - 3,2%
Душевнобольные - 1,2%
Лишенные избирательных прав по судебным приговорам - 8,8%
Члены семей лишенцев - 28,4%
(Сидней и Беатриса Вебб. Советский коммунизм - новая
цивилизация? М. 1937 г.).
Совет Союза избирался от населения, а Совет Национальностей - от республик.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Почему был двухпалатный парламент? (Многонациональный характер государства).
Можно ли назвать ЦИК парламентом? (Видимо, вряд ли: он был исполнительным
органом, подчинявшимся Сьезду Советов, и поэтому не может быть назван постоянно
действующим парламентом). Система выборов была пропорциональной или
мажоритарной? (В теории - мажоритарной, а на практике - классовой и
партийно-коммунистической). Оцените степень демократизма избирательного закона.
(Ок. 10% лишены избирательных прав - выборы не всеобщие, рабочие получали
преимущество - не равные, сначала выбирали на сьезд, а затем в ЦИК - не
прямые).
В 1936 г. была принята новая Конституция, выборы стали всеобщими, равными,
прямыми при тайном голосовании. Высшая законодательная власть - у 2-палатного
Верховного Совета СССР (Совет Союза и Совет Национальностей). Коммунистическая
партия провозглашалась ядром государственных и общественных организаций.
Конституция 1977 г. практически не изменила избирательную систему.
ВОПРОСЫ. Тип выборов - мажоритарный, пропорциональный или какой-нибудь другой
(если компартия была ядром, то этот тип выборов можно назвать коммунистическим
или однопартийным). Почему в 1936 г. в СССР устанавливаются всеобщие, прямые,
равные выборы при тайном голосовании? (Оппозиция была уничтожена, на выборах
практически не было конкуренции - любой кандидат предварительно должен был
утверждаться партийно-государственным аппаратом). Можно ли считать Верховный
Совет СССР парламентом? (Вспомните этимологию слова парламент -
от фр. парле говорить, то есть спорить, обсуждать проблемы.
Было ли это возможно в СССР? Мог ли парламент критиковать руководство?

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>