<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Почему?).
Сейчас в нашей стране действует Конституция, принятая 12 дек. 1993 г. Она
строго разграничивает 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и
судебную.
Во главе исполнительной власти стоит Президент Российской Федерации, избираемый
всенародным голосованием: прямым, равным, всеобщим и тайным (до этого в 1990 г.
1-й президент СССР М.С.Горбачев был избран на Сьезде Советов, то есть не прямым
голосованием). Президент РФ избирается на 4 года.
Федеральное Собрание - парламент РФ. Состоит из 2 палат: Совета Федерации и
Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субьекта РФ: по одному
от представительных и исполнительных органов власти. Избирается (так сказано в
Конституции, но точнее - формируется) на 4 года. Состоит из 450 депутатов.
Государственная Дума состоит также из 450 депутатов. 225 избираются на основе
мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным
округам. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются на основе
системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному
округу. Из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные
обьединения, общефедеральные списки кандидатов которых получили менее 5%
голосов. Каждое избирательное обьединение, за список кандидатов которого подано
более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов,
пропорциональное числу поданных за его список кандидатов действительных
голосов. При распределении депутатских мандатов они передаются депутатам в
соответствии с их порядком в списках. До начала распределения мандатов из
списков исключаются кандидаты, избранные в Государственную Думу по
одномандатным округам. По одномандатным избирательным округам признается
победившим кандидат, получивший наибольшее число голосов. При равном числе
голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Избирательным правом обладают все граждане РФ, достигшие 18 лет и
дееспособные.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
Учитель, основываясь на приведенном выше материале и избирательно его выбирая,
может использовать несколько вариантов:
1. Рассказ учителя сопровождается обсуждением вопросов, на которых в тексте
заострено внимание.
2. Урок проводится в виде экскурсии и интервью: предварительно выбираются
ученики, которые на уроке будут играть роли парламентариев разных эпох в
России. Они либо рассказывают о своей деятельности, акцентируяявнимание на то,
по какой системе попали в парламент (например, героем 1924 г.
может быть дореволюционный священник, после революции прекративший свою
деятельность, отказавшийся от своих родителей и полностью изменивший свое
социальное происхождение в документах), либо ученики класса задают им вопросы с
целью определить особенности избирательной системы того или иного периода
отеччственной истории ( при этом герой, например,
дореволюционной России может затрудниться в ответе на вопрос о типе выборов -
класс общими усилиями должен выйти на представление о куриальной системе).
3) На урок можно пригласить и настоящего депутата, но надо убедиться, что его
выступление будет четким и понятным для детей.
4) То, что делает в своем выступлении-ответе один герой эпохи,
может сделать группа учащихся.
УЧИТЕЛЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ ВЫБИРАЕТ И ПОНЯТИЯ, И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ, И
ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

Урок 4. Тема урока: (Модели) последствия прихода к власти
какой-либо политической партии.

Цели урока:
1. Развить понимание роли политических партий в жизни общества.
2. Развить умение сбора и анализа информации, подготовки письменного или
устного сообщения.
3. Развить навыы работы в группах и самостоятельной работы.

Ключевые понятия: политическая партия, программа партии, последствия
прихода к власти.

Методические рекомендации. Выполнение данной темы возможно в виде эссе,
сочинения мемуаров, письма и в форме устного сообщения (доклада). Предлагается
дляяварианта: индивидуальная и групповая деятельность, т.е. устные или
письменные работы выполняются отдельными учащимися или группами,
сформированными на предыдущем занятии.
Урок требует серьезной предварительной подготовки, работы с материалами средств
массовой информации. Следует заранее определить, какую правящую партию группа
(или индивид) выбирает, собрать о них информацию, рассмотреть, из чего состоит
программа партии.
В ходе урока, обсуждая различные вопросы, следует возвращаться к тому, что
кандидаты обещали и что не выполнили. Попросите учащихся постараться обьяснить,
почему это произошло. Может быть, это были обьективные условия, но, может быть,
в предвыборной кампании избиратели не обратили внимания на какие-либо серьезные
и значительные моменты в программе партии, и это привело к данным
последствиям.

Задания учащимся. Постарайтесь найти информацию в газетах, журналах, на
телевидении об основных политических партиях, которые мы выбрали на сегодняшнем
(прошлом) уроке. Используя полученную информацию, смоделируйте, т.е.
представьте, какой будет ваша жизнь через 4-5 лет ( или через 10-20 лет). При
этом ответьте на следующие вопросы:
1. Сколько вам лет?
2. Чем вы занимаетесь?
3. Где вы живете?
4. Живете вы в мире или в состоянии вооруженного конфликта?
5. Какая правящая партия в вашем государстве?
6. Когда она пришла к власти и что обещала своим избирателям
- в экономике?
- в социальной сфере?
- в культурной жизни?
7. Живете вы в городе или в сельской местности?
8. Если в городе, то как много в нем промышленных предприятий и какие изделия
они выпускают? Являются данные предприятия крупными или мелкими? Принадлежат
они государству или являются частной собственностью?
9. Уверены ли вы в своем завтрашнем дне, в своем будущем?
10. Много ли безработных в вашем городе?
11. В каких условиях живет ваша семья?
12. Есть ли у вас возможность получить квартиру или купить собственную или
дом?
13. Считаете ли вы, что ваша личная безопасность и безопасность других людей
гарантирована?
14. Сколько вы получаете?
15. Имеете ли вы возможность пройти медицинское обслуживание, а при
необходимости и лечение в государственной больнице или поликлинике?
16. В какой школе учатся ваши дети: частной или государственной?
- Довольны ли вы их образованием и почему?
17. Каким видом транспорта вы добираетесь до работы?
- Устраивает ли вас режим работы общественного транспорта, если вы им
пользуетесь?
18. Как вы организовываете свой досуг?
- Имеете ли вы возможность посещать театры, музеи и почему?
19. Где вы обычно проводите свой отпуск?
20. Как вы оцениваете свою собственную жизнь и жизнь ваших друзей?

В конце урока следует сделать краткий анализ работ или сообщений и
заключение.

Урок 5. Тема урока: Законодательство о выборах в Российской
Федерации.

Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с избирательным законодательством.
2. Сформировать у учащихся навыки работы с документами, их анализа и получения
необходимой информации, работы в группах.
Основные понятия:
Выборы в Российской Федерации, избирательное право граждан, избирательная
система, активное и пассивное избирательное право граждан, избиратель,
избирательная комиссия, баллотироваться, гарантии избирательных прав граждан.

Документы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации.

Формы и методы:
1. Работа в группах с документами, их анализ и получение необходимой информации
по заранее предложенным вопросам.
2. Сообщения групп об основных положениях федеральных законов О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации.
3. Обсуждение задания, поставленного перед учащимися в начале урока.
Дискуссия.
4. Формулирование выводов.
План урока.
I. Вступительное слово учителя о задачах урока. Постановка задания. Определение
вопросов итоговой дискуссии:
1) Какие права предоставляят гражданам законодательство Российской Федерации о
выборах?
2) Какие знания необходимы будущим избирателям для полноценного уччстия в
демократических выборах?

II. Работа класса с Конституцией Российской Федерации, ст. 32, п. 1, 2, 3.
Обсуждение вопросов:
1) Что говорится в Конституции Российской Федерации о праве граждан участвовать
в управлении делами государства?
2) О каких формах демократии идет речь?
3) Как в Конституции Российской Федерации определены избирательные права
граждан?
4) Чем активное избирательное право граждан отличается от пассивного
избирательного права?
5) Является ли голосование отдельного человека участием в управлении своей
страны?

III. Работа в группах. Класс делитсяяна 2 группы.
1. Первая группа работает с текстом Федерального закона Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации. Статьи:
2, 3, 4, 5, 6, 18, 22. Учащиеся предлагают вопросы для последующего
обсуждения:
1) Что включает в себя система выборов в Российской Федерации?
2) Что означает всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном
голосовании? Кто обладает избирательным правом в Российской Федерации?
3) Каковы правила выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты? Как кандидаты
в депутаты осуществляют свое право баллотироваться на выборах?
4) Какие гарантии дает кандидату в депутаты российское законодательство?

2. Вторая группа работает с текстом Федерального закона О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации. Статьи: 16, 28, 58, 69. Вопросы для последнего
обсуждения:
1) Что представляет собой система избирательных комиссий Российской Федерации?
Каковы функции избирательной комиссии?
2) Какую роль играет гласность в деятельности избирательных комиссий?
3) Какой порядок работы участковой избирательной комиссии в день выборов?
4) Каковы действия избирателя на избирательном участке в день голосования?
5) За какие нарушения избирательных прав граждан устанавливается
административная ответственность?

IV. Сообщение учащихся о результатах работы в группах: что они узнали об
основных положениях избирательного законодательства Российской Федерации.

V. Обсуждение задания, поставленного перед учащимися в начале урока.
Дискуссия по вопросам:
1) Какие права предоставляет гражданам законодательство Российской Федерации о
выборах?
2) Какие знания необходимы будущим избирателям для полноценного участияяв
демократических выборах?

VI. Выводы:
1) Демократические свободные выборы в Российской Федерации являются
непосредственным выыажением принадлежащей народу власти.
2) Конституция Российской Федерации дает возможность всем гражданам страны,
достигшим 18-летнего возраста, участвовать в выборах (кроме лиц, признанных
недееспособными) и этим самым осуществлять свое право участвовать в управлении
делами государства.
3) Процедура выдвижения кандидатов в депутаты и организация выборов - сложный
процесс, требующий тщательной подготовки.
4) Избиратели должны понимать важность своего участия в выборах и быть знакомы
с процедурой голосования.

VII. Заключительное слово учителя.

VIII. Разьяснение терминов, используемых на уроке.
1) Выборы в Российской Федерации - это понятие включает в себя действия
граждан, избирательных обьединений, избирательных комиссий и органов
государственной власти по регистрации избирателей, составлению списков
избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной
агитации, голосованию и подведению его итогов.
2) Избирательное право граждан - конституционное право граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в
выборные органы местного самоуправления.
3) Активное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации
избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления.
4) Пассивное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации
быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного
самоуправления.
5) Избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным
избирательным правом.
6) Избирательная комиссия - комиссия, организующая проведение выборов и
референдумов.
7) Баллотироваться на выборах - выдвигать свою кандидатуру на выборах,
участвовать в предвыборной кампании.
8) Гарантии избирательных прав граждан -организационные, правовые,
информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав
граждан.
9) Избирательная система - совокупность правил и приемов, обеспечивающих
участие общества в формировании государственных представительных,
законодательных, судебных и исполнительных органов.

Урок 6. Урок - дискуссия: Твое мнение о выборах.

Цели урока:
1. Сформировать у школьников понимание важности участия граждан в избирательном
процессе.
2. Способствовать преодолению у будущих избирателей апатии, сложившейся в
последнее время в обществе, повышению их гражданской ответственности.
3. Развивать навыки ведения дискуссии.

Основные понятия:
Кандидат в депутаты, политика, политическая активность, социальная апатия,
СМИ.
Подготовка к уроку:
Вопросы для дискуссии и список литературы предлагаются учащимся заранее; во
время урока дискуссионные вопросы вывешиваются на видном месте.

План урока.
I. Вступительное слово учителя о задачах урока и важности проблем, на нем
обсуждаемых.

II. Дискуссия учащихся по предложенным проблемам:
1. Какими качествами должен обладать кандидат в депутаты, за которого ты мог бы
отдать свой голос на выборах? За кого бы ты не стал голосовать?

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>