<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

2. Почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть
последствия этого явления? Как преодолеть сложившуюся в последние годы в
общественном сознании политическую апатию избирателей?
3. Какое влияние оказывает участие отдельного гражданина в избирательной
кампании на формирование государственной политики? Какой может быть цена всего
одного голоса избирателя?
4. Древнегреческий философ Аристотель писал: Если свобода и
равенство... в целом присутствуют в демократическом обществе, они будут лучшим
образом достигнуты, когда все люди до последнего одинаково будут принимать
участие в управлении. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы
с данной точкой зрения?
5. Каковы функции СМИ в период избирательной кампании? Могут ли они оказать
вредное влияние на политический процесс? Как можно этого избежать?

III. Выводы:
1) Право личности отдать свой голос на выборах является основой демократии.
2) Гражданской обязанностью каждого избирателя является осуществление
сознательного выбора, а не просто механическое участие в процедуре
голосования.
3) Низкий уровень участия избирателей в выборах отрицательно сказывается на
демократическом процессе, ограничивает число лиц, влияющих на государственную
политику. Равнодушие убивает демократию.

IV. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

V. Разьяснение терминов, используемых на уроке.
1) Кандидат в депутаты - кандидат в депутаты представительного органа
государственной власти либо кандидат на должность Президента Российской
Федерации, главы исполнительного органа государственной власти субьекта
Российской Федерации или выборного органа местного самоуправления, избираемых
гражданами Российской Федерации.
2) Политика - деятельность и отношения по осуществлению власти в обществе.
3) Политическая активность - деятельность, связанная со стремлением изменить
социально-экономический и политический порядок, социально-экономические и
политические институты.
4) Социальная апатия - крайняя форма социальной пассивности, отвержение любых
форм политического участия.
5) Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации,
общественных обьединений по созданию и распространению информации, имеющей
целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или
иного кандидата, либо списка кандидатов.
6) СМИ - средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио),
занимающиеся распространением информации и новостей.
Урок 7. Ролевая игра: Политические дебаты и выборы президента.

Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с порядком проведения избирательной кампании, с
механизмом голосования.
2. Развить у школьников практические навыки участия в процедуре голосования.
3. Развить гражданское, ответственное отношение к выборам.

Основные понятия. Голосование, гласность, политические партии,
кандидаты, избирательная комиссия, избиратель, агитация, СМИ.

Подготовка к уроку.

I. За 2 недели до проведения урока класс делится на 3 группы:
1) организаторы игры: ведущие политических дебатов, избирательная комиссия;
2) кандидаты и партии;
3) СМИ.

II. Каждая группа получает определенное задание.
1) Ведущие политических дебатов разрабатывают вопросы, знакомятся с правилами
ведения дискуссии, подбирают литературу и материалы из периодической печати для
участников игры.
Члены избирательной комиссии выбирают представителя и секретаря комиссии,
определяют место проведения выборов, готовят и утверждают списки избирателей,
вырабатывают форму избирательного бюллетеня и протокола подсчета голосов,
готовят оборудование и оформляют избирательный участок ко дню выборов.
2) Кандидаты и партии. Эта группа учащихся получает задание создать не менее
двух партий, которые выдвигают своих кандидатов на пост президента, и тактику
предвыборной кампании, выпускают листовки в защиту своего кандидата, готовят
вопросы своим оппонентам на политических дебатах.
3) СМИ. Эта группа школьников знакомится с Законом о печати, берет интервью у
организаторов игры, кандидатов, избирателей, пишет репортажи, статьи, выпускает
газету, где освещается ход предвыборной кампании. Представители СМИ также
готовят свои вопросы кандидатам и их доверенным лицам.

III. Учитель проводит консультации для участников игры, знакомит их с
содержанием ролей, отвечает на вопросы школьников, подбирает и рекомендует
литературу.

IV. За неделю до игры в классе вывешиваются бюллетени, рассказывающие о
кандидатах, предвыборные программы, партии распространяют свои листовки,
проводят агитацию.

План урока.
I. Вступительное слово учителя о задачах ролевой игры. Учитель обращает
внимание учащихся на то, что в ходе игры они смогут реализовать свои знания об
избирательном процессе в практической деятельности, проверят свои
организаторские способности и приобретут практические навыки участия в
выборах.

II. Политические дебаты.
Ведущие представляют участникам деловой игры кандидатов от партий на пост
президента и их доверенных лиц. Доверенные лица характеризуют своих кандидатов.
Кандидаты выступают с программными заявлениями. Затем кандидаты отвечают на
вопросы избирателей, журналистов, своих оппонентов. Ведущие предоставляют слово
всем желающим участвовать в политических дебатах. Учитель подводит итоги
дискуссии. После этого все участники игры приглашаются на избирательный
участок.

III. Выборы президента.
На избирательном участке обязательны: стол для членов избирательной комиссии,
кабины и урны для тайного голосования.
Первыми на избирательный участок приглашаются члены избирательной комиссии,
представители СМИ и независимые наблюдатели от партий. Председатель
избирательной комиссии предьявляет присутствующим пустую урну для голосования,
после чего она опечатывается. Члены избирательной комиссии занимают свои места
и приглашают избирателей.
Каждый участник игры получает избирательный бюллетень, расписывается в списке
избирателей, знакомится с правильностью заполнения бюллетеня и участвует в
процедуре голосования.
Затем избирательный участок закрывается. Члены избиркома в присутствии
представителей СМИ и независимых наблюдателей вскрывают урну для голосования,
проводят подсчет голосов и оформляют протокол об итогах голосования.
После этого в присутствии всех участников игры обьявляются итоги выборов.

IV. Подведение итогов игры.
Участникам игры предлагается обсудить ее итоги и ответить на вопросы:
1) Как вы оцениваете свое участие и участие своих одноклассников в деловой
игре?
2) Чему науччла вас игра как будущих избирателей?

V. Выводы.
1. Игра дает возможность учащимся приобрести практические навыки организаторов
и участников избирательного процесса.
2. Участие в деловой игре дает школьникам практический опыт, который не может
дать ни учебная деятельность, ни другие формы внеклассной работы. В ходе игры
они учатся брать на себя инициативу, роль лидера, проявлять
самостоятельность.
3. Игра учит школьников анализировать свои действия, воспринимать критику, дает
возможность приобретать опыт ведения дискуссии, задавать вопросы и отвечать на
них.
4. Школьники увидели в игре форму самовыражения. Она дала возможность многим из
них по-особому проявить себя, раскрыть свои способности. Игра обьединила и
сплотила ребят.
5. Будущие избиратели познакомились с проблемами, которые приходится решать
взрослым кандидатам в депутаты во время предвыборной кампании и выборов.

VI. Обьяснение основных понятий.
1) Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая
интересы части народа и ставящая перед собой определенные цели, связанные с
преобразованиями в обществе.
2) Голосование - процедура волеизьявления избирателей на выборах в органы
народного представительства или во время референдумов.
3) Гласность - право человека на свободу убеждений и свободное выражение их,
свободу искать, получать и распространять информацию и идеи.


Список документов и литературы:

1) Конституция Российской Федерации.
2) Федеральный закон О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации.
3) Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации.
4) Закон о печати.
5) Л. Н. Боголюбов. Человек и общество. ч. 11, Москва, Новая школа, 1993
г.
6) А. П. Герасимов. 53 вопроса и ответа о Конституции Российской Федерации.
Санкт-Петербург, Норма, 1994 г.
7) Демократия: государство и общество. Под редакцией Т. А. Алексеевой и Н. М.
Воскресенской. Москва, 1995 г.
8) А. Ф. Никитин. Политика и право. Москва, Просвещение, 1995 г.
9) Я. В. Соколов. Граждановедение. Российская Конституция, Москва,
Гражданин, 1995 г.
10) Политология. Энциклопедический словарь. Москва, 1993 г.


Доверяй, но проверяй!
Как контролировать подсчет голосов на выборах

17 декабря 1995 года по всей России откроется свыше 90 тысяч избирательных
участков, и потребуется узнать, кого же хотят видеть в федеральных
представительных органах власти, в Государственной Думе, согласно избирательным
спискам, 104 миллиона российских граждан. В избирательных комиссиях работали и
будут работать в массе своей честные и порядочные люди. Но и тут, как в толпе,
- на сотни человек один карманник, а ложка дегтя может испортить бочку меда. К
тому же прошлые выборы показали, а суды - доказали, что фальсификации итогов
голосования, увы, возможны. И потому в избирательном законе совершенно
правомерно заложен вопрос о том, как же контролировать избирательные комиссии,
ибо справедливо говорится: доверяй, но проверяй.
Для понимания того, что необходимо делать организаторам выборов, наблюдателям и
журналистам, они должны были бы изучить как минимум ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫБОРАХ
ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 72
СТАТЬИ, ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ - 36 СТАТЕЙ,
внесенные изменения и дополнения в УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР И КОДЕКС РСФСР ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ - еще 18 статей. Есть еще и специальная
инструкция О СТАТУСЕ И ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦ, ЧЛЕНОВ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ПРАВОМ СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА, УПОЛНОМОЧЕННЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЬЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ, НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Как видим - немало. Но и это не все. И для понимания сухой язык законов не
прост. Вспоминается актер Москвин из довоенного фильма с многотомными пыльными
сводами законов и уныло-угрожающим лицом бюрократа перед оробевшими
крестьянами: Как вас судить - по совести или по законам? И в
ответ жалостливо: Суди, батюшка, по совести! А вдруг не повезет
на человека с совестью?
И для этого нужно знать, не рассчитывая на дядю, что каждое
избирательное обьединение может иметь до 500 доверенных лиц, которые
регистрируются Центризбиркомом. Они вправе назначить в избирательные комиссии
по одному человеку с правом совещательного голоса. Каждый кандидат в депутаты
может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются окружной избирательной
комиссией.
В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и
до подписания ее членами протокола об итогах голосования на избирательных
участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и
избирательными обьединениями, блоками, кандидатами в депутаты.
Если у человека возникнет сомнение в честности подсчета голосов - дело лишь в
желании найти ту общественную организацию, избирательное обьединение или блок,
конкретного кандидата в депутаты, которые делегировали бы его на избирательный
участок или в избирательную комиссию наблюдателем. Помощники нужны многим.
Отказа, полагаю, не будет.
Правовая база достаточная. Но тут есть принципиальная тонкость. Нужно понимать,
что есть еще и сторона организационная. В сталинской
Конституции 1936 года была заложена норма, дававшая возможность альтернативных
выборов, но до 1987 года голосовали, как известно, за одну кандидатуру, без
выбора.
Наблюдатели, представители кандидатов в депутаты и избирательных блоков, пресса
должны знать, что ключ контроля - В НАБЛЮДЕНИИ ЗА ПОДСЧЕТОМ при подведении
ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ. Поэтому знать только о праве находиться в помещении
для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об
итогах голосования и получать заверенные копии этих документов, на что
ориентируют порой наблюдателей (даже в форме письменных инструкций для них),
НЕДОСТАТОЧНО. Повсеместно в былые времена подсчет бюллетеней членами
избирательных комиссий, назначенных начальством, во многих
случаях происходил келейно, что в числе прочих причин и вызывало в конечном
счете МАССОВОЕ НЕДОВЕРИЕ к результатам голосования.
Надо знать, что в 58-й статье ЗАКОНА О ВЫБОРАХ В ДУМУ недвусмысленно говорится:
При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и
составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными
комиссиями на избирательных участках вправе находиться наблюдатели,
представляющие кандидатов, избирательные обьединения, избирательные блоки,
иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой
информации.
Во многих же других случаях это звучит часто НЕЯВНО. Например, в ст.59
ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ говорится: Перед вскрытием
избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей,
представляющих кандидатов, избирательные обьединения, избирательные блоки и
иностранных (международных) наблюдателей, ЕСЛИ (?) они находятся в помещении
для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные
бюллетени.
Подобная неясность присутствует и в другом месте закона, в ст.59:
Подсчет голосов избирателей должен производиться непосредственно
членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без
перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть ИЗВЕЩЕНЫ (? -
получается как бы не бывших при подсчете, словно бы и не имеющих права там
быть) все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том
числе и иностранные (международные) наблюдатели.
Более того, можно сделать этот подсчет нагляднее. Практика такого подсчета была
проверена экспериментально в ходе выборов в Мытищинском избирательном округе, в
участковых комиссиях города Лобни, встретила понимание и получила одобрение и у
работников избирательных комиссий, и у наблюдателей, успокоила страсти, сняла
всякие сомнения в точности подсчета бюллетеней и в возможной нечестности
комиссий.
Там с целью наглядности подсчета для наблюдателей бюллетени в поддержку
различных кандидатов резиночками скреплялись равными пачками (по 50
бюллетеней), сверху пачки обозначались цветными карточками и укладывались под
портретами кандидатов в депутаты. Вырастали как бы цветные столбики: красные,
зеленые, синие... Сразу было видно, кто выигрывает. Сомнительные бюллетени
оценивались несколькими членами избирательных комиссий, недействительные -
считались отдельно. В случае близкого к равенству результата начинать пересчет
нужно было бы с сомнительных, не крушить все пачки с самого
начала, создавая себе лишнюю работу.
При подсчете ручка в руках не требуется. Писать, считать
точкованием и тому подобными нехитрыми распространенными
способами не нужно. И именно такой способ подсчета, без пишущего предмета в
руках, особенно важен потому, что судебная практика выявила возможность

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>