<< Предыдущая

стр. 10
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

равительственных организаций, позволяют обеспечить равными правами

и равными возможностями социального, экономического и культурного

развития находящихся в неблагоприятных экономических условиях или

отсталые слои населения.

Общие требования международного сообщества в вопросах широкого

и практически неограниченного доступа к образованию позволили в ко-

роткий срок разработать, развить и повести в жизнь всемирную поли-

тику, "использующую соответствующие национальным условиям и обычаям

методы для осуществления равенства возможностей" [194,с.243] всех

людей на обучение и воспитание.

Представляется уместным напомнить о том, что 22 мая 1992 г.

Верховный Совет Российской Федерации, являвшийся в то время высшим

органом государственной власти, утвердил "Закон Российской Федера-

ции об образовании", защищающий права жителей России на образова-

ние. В Законе сформулированы основные принципы недопустимости дис-

криминации и провозглашенное право каждого человека на образование,

изложенное в статье 26 Всеобщей Декларации прав человека [1,с.418,

18, с.3,6].

Таким образом, реализизация права на образование в контексте

прав человека является надежной гарантией развития прав и свобод

личности. Социальное назначение образования обусловило необходи-

мость его правового регулирования, поскольку предоставить образова-

ние всем членам общества может только государство, которое в ка-

честве главного способа или рычага воздействия на общественные от-

ношения использует механизм права [117,с.133]. Ввиду исключительной

значимости образования, государства юридически закрепляют этот со-

циальный институт на конституционном уровне [17,с.16].

Проблема прав и свобод личности, как мы убедились, имеет свою

историю, которая формировалась под воздействием человеческих сооб-

ществ с различными культурными традициями и воззрениями. Исключи-

тельная роль в этом принадлежит образованию. Безусловно, успешная

реализация прав человека требует определенного, достаточно высокого

уровня развития граждан, терпимости, сдержанности, сочувствия к

ближнему, чувства собственного достоинства и уважения ко всем лю-

дям. Изучение основных прав и свобод является тем фундаментом, ко-

торый лежит в основе имплементации прав человека. На него опирается

политическая структура человеческих свобод; достижение человеком

свободы генерирует его желание, в равной степени как и способность

к дальнейшему экономическому и социальному прогрессу; достижение

экономического и социального прогресса обеспечивает основу для

действительного мира [155,с.13]. Понимание, осознание и усвоение

прав каждым ребенком должны осуществляться в широком диапазоне се-

мейного и школьного воспитания. На международной конференции по

правам человека в Тегеране еще в 1968 г. [156,с.22,23] было решено

обратить внимание государств на привлечение всех средств образова-

ния для того, чтобы молодые люди получили возможность развиваться в

духе уважения к человеческому достоинству и равным правам.

Несомненное влияние на активизацию деятельности по укреплению

прав человека и распространению знаний о них оказывают важные собы-

тия международной жизни. В марте 1989 г. Комиссия ООН по правам че-

ловека на своей 45-ой сессии приняла резолюцию 1989/53 "Развитие

деятельности по общественной информации в области прав человека,

включая Всемирную кампанию по информированию общественности о воп-

росах прав человека" [134]. В этой резолюции содержится призыв

ко всем государствам принять особые усилия, чтобы обеспечить осве-

щение мероприятий ООН в области прав человека и уделять первооче-

редное внимание распространению Всеобщей Декларации прав человека,

Международных пактов о правах человека и других международных доку-

ментов, а также информационных и просветительских материалов о

практических путях осуществления прав и свобод. Рекомендуется вклю-

чать в программы учебных заведений материалы, относящиеся к сово-

купному пониманию вопросов прав человека. Сходные положения и реко-

мендации содержатся и в ранее принятых международных документах -

- Хельсинском Заключительном Акте (1975 г.) [9,с.38] и Венском Ито-

говом документе (1989 г.) [10,с.47] и в более поздней Венской Дек-

ларации и программе действий (1993 г.) [13,с.25].

Обучение в области прав человека должно включать вопросы обес-

печения мира, демократии, развития и социальной справедливости, ...

с целью достижения общего понимания и осведомленности для укрепле-

ния универсальной приверженности правам человека [13,с.26]. Также

Всемирная конференция рекомендовала "государствам разработать конк-

ретные программы и стратегии, обеспечивающие самое широкое обучение

в области прав человека и распространение о них информации в об-

ществе" [13,с.26].

Выше нами уже отмечалось, что образование есть жизненно важный

компонент любого общества, а особенно демократии. В демократическом

обществе приходится учить молодых людей тому, что такое демократия,

каково их участие в ней, какие права и обязанности они имеют как

граждане своей страны, как должны работать демократические институ-

ты.

Каждое общество имеет систему образования, соответствующую

своему политическому строю. При авторитарной системе в школах учат

послушанию и уважению к власти. В демократическом обществе в школах

молодые люди должны учиться принимать решения, руководить людьми,

быть терпимыми к различным мнениям, сотрудничать с коллегами, ува-

жать права других. Таков далеко не полный перечень наиболее важных

ценностей, отношений и способов поведения в демократическом общест-

ве.

Концепция прав человека в ее общепринятом, демократическом ва-

рианте составляет значительную часть содержания нового мышления.

Одна из сущностных особенностей последнего - утверждение широкой

социально-политической многопартийности, плюрализма политических

позиций. Права человека должны стать для всех абсолютной и бесспор-

ной ценностью, наряду с общечеловеческими нравственными принципами

и нормами, гражданственностью, любовью к своему народу, родной зем-

ле, стремлением к дружбе с другими народами и государствами, непре-

ходящими эстетическими ценностями. Это обеспечивает осознание каж-

дой личностью своего достоинства, без чего трудно ожидать успехов в

нравственном совершенствовании общества и отдельных людей [147,

с.95].

Мировая практика свидетельствует, что недостаточно только про-

возгласить права человека, они начинают действовать и приносить по-

ложительные результаты, когда общество оказывается подготовленным,

в известной мере воспитанным для этого.

Наше государство делает первые шаги, пытаясь создать благопри-

ятные условия для работы по воспитанию молодежи, учащихся в духе

прав человека. К сожалению, о какой-либо системе обучения правам

человека в существующей практике образования в нашем государстве

говорить трудно, ни в педагогической, ни в юридической литературе,

ни в научно-методических журналах эта проблема до сих пор не полу-

чила должного развития. Отсутствуют популярные рекомендации для ро-

дителей, учителей, общественности по вопросам обучения правам ре-

бенка, которые соотносились бы с международными нормами. Но включа-

ясь во Всемирную кампанию по информированию населения об этих проб-

лемах, мы имеем возможность изучить, проанализировать опыт многих

демократических государств: США, Канады, стран Европы, с тем, чтобы

выбрать для своей системы образования модель обучения, наиболее

адаптируемую в наших современных условиях.

Государства имеют различные системы и формы обучения правам

человека, в которых четко прослеживается, где существует националь-

ная политика по воспитанию учащихся в духе прав человека и где ее

нет. Наиболее прогрессивные демократические правительства принимают

на себя ответственность за то, как воспитывать детей для их будущей

жизни в демократическом обществе.

В этом отношении показателен опыт Франции, имеющей наиболее

стабильную систему преподавания прав человека. Провозглашенная

Французской революцией "Декларация прав человека и гражданина" [74,

с.11-13] долгое время оставалась историческим раритетом, ее реали-

зация в течении почти целого столетия оставляла желать лучшего. И

только в конце XIX, а главным образом, в XX веке французский народ

смог воплотить права и свободы, провозглашенные в конце XYIII века,

в достаточно полной мере. Однако XIX век, век революций и контрре-

волюций, не прошел бесплодно и бесследно для воспитания в духе прав

человека.Постепенно накапливался опыт разнообразной политической

жизни,борьбы,включающей как элементы революционного экстремизма,так

<< Предыдущая

стр. 10
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>