<< Предыдущая

стр. 11
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

и более чем непродуктивные попытки повернуть общественное развитие

вспять.Таким образом,пример Франции,демонстрирующий одну из передо-

вых моделей демократического развития в духе политического плюра-

лизма и прав человека, показывает, что для реализации прав человека

необходимо длительное,кропотливое гражданское воспитание,укрепление

уважения к правам человека [147,с.90].

В настоящее время национальная система воспитания учащихся в

духе прав человека представляет собой последовательную политику

французского правительства. Министерство образования тесно сотруд-

ничает с Комитетом по правам человека в вопросах воспитания (анало-

гичное сотрудничество мы можем увидеть и в политике канадского пра-

вительства). С 1983 г. в Национальном институте исследований в об-

ласти педагогики ведется большая исследовательская работа по препо-

даванию дисциплин, связанных с правами человека. Это дало возмож-

ность в 1989 г. ввести официальные программы по правам человека для

французских колледжей (средняя школа), в которых акцентируется вни-

мание на важности введения тем, касающихся прав человека, во все

предметы учебного плана, а также их использовании как на уроке, так

и во внеурочное время [381,с.24].

В период подготовки данных программ сотрудники института рабо-

тали с группами учителей начальных и средних школ, фокусируя свое

внимание на содержании обучения. В июне 1987 г. Министр образования

и Секретарь Комитета по правам человека предложили школам обратить

внимание на следующие вопросы:

"- пересмотреть программы средней школы для введения дисциплин,

касающихся прав человека как формальной и равноправной части граж-

данского образования, включая организацию курсов подготовки и наз-

начение должности регионального инспектора по новым программам;

- интегрировать права человека в экзаменационную систему;

- призвали учащихся принять участие в творческих национальных

соревнованиях и обучающих деятельности проектах" [169,с.16-17].

Однако многие учителя считают, что программа сконцентрирована

на содержании, и не затрагивает проблем, связанных с формами обуче-

ния, а также не включает эмоциональные аспекты. Поэтому она имеет

больше обучающую роль, и недостаточно воспитывающую [269,с.17]. По-

добную ситуацию мы наблюдаем и в Норвегии.

В швейцарских школах права человека также представлены в учеб-

ных планах, но согласно рекомендациям Всемирной Ассоциации "Школа

как инструмент мира", только те учителя могут преподавать их, кото-

рые действительно увлечены этими проблемами [338,с.10]. Большое

внимание в этих курсах уделено интеркультурному воспитанию, так как

природа страны мультикультурна. Департамент психологических и педа-

гогических наук Университета Женевы имеет специальное отделение по

исследованию проблем образования в области прав человека, который

занимается подготовкой публикаций по теории и практики преподава-

ния. Большое внимание уделяется специальной подготовке преподавате-

лей, проведение дискуссий и конференций с неправительственными ор-

ганизациями, участию самих учащихся в различных исследованиях и ор-

ганизации выставок [269,с.17].

В Австрии изучение исторического аспекта прав человека являет-

ся обязательным при изучении курса истории во всех существующих ти-

пах школ. Курс, введенный в школьную программу в 1985/86 уч.г. и

представляющий собой проект пересекающихся предметов, основан на

использовании познавательного подхода в изучении проблем, касающих-

ся прав человека.

Испанские программы фокусируют внимание педагогов на побуждаю-

щем элементе в обучении, а в обучающей стратегии главный акцент де-

лается на необходимости начать изучение с собственного опыта и ин-

тересов учащихся, на необходимости их учета для сотрудничества, са-

мовыражения, обмена точками зрения в различных условиях [269,с.17].

Программа по социальному и гражданскому образованию в голланд-

скоговорящем секторе Бельгии включает вопросы об индивидуальных и

групповых правах, то есть о необходимости уважения различных мне-

ний, чувства безопасности и обучение жизни с противоречиями и конф-

ликтами, наиболее эффективных способах их разрешения. В 1981 г.

Бельгийское национальное министерство по образованию и французской

культуре выпустило специальный циркуляр для всех государственных

школ, потребовавший информацию о проведении дискуссий и других ви-

дов деятельности среди учителей и учащихся по защите прав человека,

для анализа проблем, интересующих молодежь. Начиная с 1986 г., час-

тично в ответ на давление со стороны неправительственных организа-

ций, власти в области образования во фламандскоговорящем секторе

провозгласили "День мировых наук", раздав во все школы специальные

материалы и спонсируя дни обучения по правам человека для учителей.

В 1987 г."День международного взаимопонимания" был учрежден властя-

ми франкоговорящей провинции Бельгии [269,с.18].

В ФРГ Учредительная Конференция министров образования и куль-

туры всех земель в 1980 г. утвердила "Рекомендации по продвижению

воспитания в духе прав человека в школах", которые включают следую-

щие положения:

"Воспитание уважения к правам человека предполагает обеспечить

учащихся способностью продвигать реализацию прав человека в их лич-

ном и политическом контексте. Они должны быть готовы использовать

знания, касающиеся прав человека как важный измеритель для оценки

политических условий и в их собственной стране и в других странах.

Это включает готовность встать за права других" [381,с.4].

Ряд специалистов, работающих в неправительственных организаци-

ях, среди которых и Франк Сьюгуш, говорят о том, что многие аспекты

прав человека практически не исследуются, а эмоциональный подход

практически полностью игнорируется. Права изучаются в содержании

таких предметов как политика, история, окружающая среда, обществен-

ные науки и экономика, но больше всего при изучении Конституционно-

го закона. В связи с этим подчеркивается важность учительской под-

готовки [381,с.26].

В Дании необходимость преподавания прав человека высказана в

специальном руководстве правительства по учебному плану для началь-

ной и низшей ступени средней школы. Главный акцент сделан на созда-

нии международного взаимопонимания. С начала 60-х годов развиваются

интересные традиции в датской системе образования в области разви-

тия, которые рассматривают права человека как одну из ее основных

тем.

В 1985 г. Шведский Национальный Совет по образованию издал

специальный циркуляр, в котором права человека выделяются как ас-

пект воспитания в духе мира. В одном из положений шведской програм-

мы говорится о том, что школы обязаны влиять на молодых людей таким

образом, чтобы они понимали, принимали и могли ежедневно практико-

вать демократические ценности в их обществе. В нем также отмечает-

ся, что обучение не должно быть чисто интеллектуальным, оно должно

быть оснащено эмоциональным опытом, и преподаватели не должны забы-

вать этот факт, когда готовятся к урокам. Детям должна быть предо-

ставлена возможность заниматься практическими упражнениями и видеть

их конкретные результаты [473,с.39].

Наибольший интерес представляет собой политика по воспитанию

подрастающего поколения в духе прав человека в Великобритании, где

вопросам руководства и методического оснащения данной политики уде-

лено большое внимание со стороны многих научно-исследовательских

центров и неправительственных организаций. Воспитание в духе прав

человека трактуется здесь как потребность получать и сообщать зна-

ния об умениях человека, связанных с принятием и уважением прав че-

ловека. Поэтому важно, чтобы институт (школа или другое учебное за-

ведение) сам выражал свое уважение как к детям, с которыми имеет

дело, так и ко взрослым. Глава департамента образования Йоркского

Университета Иэн Листер отмечает: "Мы знаем, что в этой сфере про-

цесс является намного более важным, чем содержание - это есть

"скрытая программа", ... классный климат является критическим фак-

тором для демократического политического воспитания в школах" [387,

с.6].

Преподавание прав человека в Италии в настоящее время нацелено

на развитие в детях гражданственности, умения понимать их социаль-

ное окружение и жить в демократическом обществе. При этом гражданс-

кое воспитание имеет три аспекта:

1) социально-психологический нацелен на воспитание гражданина,

который понимает и принимает правила жизни вместе и разделяет жизнь

сообщества;

2) педагогический аспект нацелен на развитие знания и понима-

<< Предыдущая

стр. 11
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>