<< Предыдущая

стр. 12
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ния понятий прав и закона и принятие многообразия политических

взглядов на отношения между государством и человеком;

3) политический аспект предполагает развитие знаний, умений и

мотиваций для эффективного и доступного принятия участия в полити-

ческой и общественной жизни [381,с.27].

В Греции права человека преподаются в начальной школе (6 лет -

от 6 до 11 лет), в гимназиях (3 года, от 12 до 15 лет), и в лицее

(3 года, от 15 до 18 лет). Вопросы, связанные с правами человека,

интегрированы в различные предметы: окружающую среду, историю, язы-

ки, античную литературу и особенно социальное и политическое обра-

зование [381,с.26].

Более чем 20-летний опыт преподавания прав человека в средней

школе США и Канады также представляет интерес для изучения нашей

проблемы в связи с воспитанием гражданина демократического общества.

В США и Канаде курс по правам человека также интегрирован в

ряд предметов гуманитарного цикла: историю, граждановедение, об-

щественные науки, религиозное образование,политическое воспитание,-

и как в большинстве цивилизованных стран имеет государственную под-

держку.

В структуре Канадского Комитета по правам человека (а также и

его региональных подразделений) существует специальный отдел, зани-

мающийся вопросами определения стратегии преподавания прав человека

и введения данного курса в программы общеобразовательных школ, соз-

данием вспомогательных материалов как для учителей, так и для уча-

щихся в виде учебных пособий, книг для чтения, методических реко-

мендаций, видеофильмов и т.д. Организуются специальные курсы и се-

минары по подготовке преподавателей.

Проведенный нами анализ политики преподавания прав человека в

различных системах образования дает основание утверждать возможнос-

ти многовариантности в подходах воспитания личности с высокими

нравственно-ценностными демократическими ориентирами в этих странах.

Однако все представленные программы имеют основные концепту-

альные подходы в их построении и реализации, изложенные в ряде до-

кументов международного, регионального и национального уровней. Все

национальные политики этих стран направлены на формирование осозна-

ния необходимости обучения правам человека, востребованности этой

проблемы в обществе и путей ее научного и методического решения.

Исходя из этого,они разработали государственные стратегии, отражаю-

щие национальные и этнические традиции и особенности, но основан-

ные на международных стандартах преподавания прав человека; опреде-

лили цели и задачи введения этого курса в учебно-воспитательные

процессы, при этом либо интегрируя их в другие школьные дисциплины,

либо выделяя как отдельный предмет; определили важнейшие компоненты

содержания, формы и методы преподавания и подготовки педагогических

кадров. Поэтому представляется уместным в следующей главе данного

исследования проанализировать эти подходы с целью практического ис-

пользования в нашей дальнейшей деятельности по реализации программ,

связанных с распространением знаний о правах человека в отечествен-

ной школе.

<< Предыдущая

стр. 12
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ