<< Предыдущая

стр. 4
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

боды человека и гражданина. Здесь подтверждается, что Российская

Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общеприз-

нанным принципам и нормам международного права (Ч.1 ст.17) [17,с.9].

Все права и свободы человека и гражданина об'являются непосредст-

венно действующими (ст.18) [там же,с.9], т.е. все законы и вся дея-

тельность государственных органов и органов местного самоуправле-

ния должны обеспечивать и защищать их.

Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих

основу правового государства, еще недостаточно для его фактического

построенияяяНеобходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в

правовом сознании и культуре российских граждан.

Как определяет С.С.Алексеев в книге "Государство и право":

"Правосознание - это отношение людей к праву ... Ключевой пункт

правосознания - осознание людьми ценностей естественного права,

прав и свобод человека и одновременно представления о действующем

позитивном праве (праве выраженном в законах - авт.), о том, на-

сколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и

идеалам.

Правовая культура - это общее состояние законодательства, ра-

боты суда, других правоохранительных органов, правосознание всего

населения страны, выражающее уровень развития права и правосудияя

их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализа-

цию на практике, осуществление требования верховенства права.

Одним из показателей правовой культуры является правовая вос-

питанность каждого ччловека, т.е. ... стремление в любом деле ут-

вердить правовые начала как высшие ценности цивилиза-

ции".[38,с.94-95]

Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими

традициями сам термин "права человека" понятен, поскольку выросли

поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения

прав других людей.

В нашем государстве население воспитано на догматическом, пре-

небрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит

правовой культуры ощущается повсеместно.

В деле формирования правовой культуры нашего общества необхо-

димо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений

личности и государства.

Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демок-

ратизация и гуманизация общественных процессов поставили на повест-

ку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой

культуры граждан. Очевидно, что прежние подходы, связанные с воспи-

танием законопослушных членов общества, явно недостаточны для соз-

дания демократического правового государства. [148,с.6]

Закрепление прав человека и основных свобод как одной из основ

современного государственного строя предполагает многообразие и

свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограничен-

ный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные

права других людей.

Уважение и защита прав человека - это фундамент, на котором

строится демократизм государственной власти, политическая структура

человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством,

порождает волю и способность к экономическому и социальному прог-

рессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и рас-

цвет всего человечества [126,с.67].

Знание своих прав и обязанностей, умение их активно отстаивать

и защищать, четкое представление о месте человека в государственной

структуре, понимание взаимной ответственности личности и государст-

ва, способность использовать имеющиеся государственные механизмы

для защиты своих законных прав и интересов - вот что в настоящее

время должно быть включено в характеристику правовой культуры каж-

дого ччловека. Правовое воспитание и правовая информированность на-

селения призваны повысить компетентность граждан и должностных лиц,

сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое

условие ее жизнедеятельности.

Более детально в этой связи, по нашему мнению, следует остано-

виться на указанном в классификации прав человека праве на образо-

вание, а также рассмотреть принятую в 1989 году Конвенцию о правах

ребенка [8,с.96-113], так как уважение прав человека начинается,

несомненно, с отношения общества к своим детям.

Половину населения мира сегодня составляют дети. Им предстоит

продолжать созидание справедливого и гуманного социального мирового

порядка. Демократическое общество заботится об обеспечении свобод,

равенства для подрастающего поколения, создает условия, при которых

дети смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить ос-

новы для полноценной и плодотворной жизни в последующие годы.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) одинаково актуальна для

народов всех регионов мира. В документе установлены общие нормы,

учтены различные культурные, социальные, экономиччские и политичес-

кие реалии отдельных государств. И на основе этих общих для всех

правовых норм каждое конкретное государство может выбирать свои

собственные национальные средства для воплощения их в жизнь. Основ-

ная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка.

Охватывая весь комплекс прав человека, Конвенция признает, что осу-

ществление одного права неотделимо от осуществленияядругих.

Конвенция состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих

индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати

лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от

голода , нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреб-

лений [8,с.99,107-109].

Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, вступи-

ла в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации документа тем или

иным государством Конвенция приобретает на его территории статус

закона, контроль за соблюдением которого осуществляется Комитетом

ООН по правам человека.

Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с

многими другими действующими международными документами, в том чис-

ле и Декларацией прав ребенка 1959 г.[7,с.424-427]. Она увязывает

права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, не-

сущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и пре-

доставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагиваю-

щих его настоящее и будущее.

В числе наиболее остро стояяих проблем, рассматриваемых в Кон-

венции (а есть и такие, которые впервые подняты в рамках междуна-

родного документа), необходимо отметить обязательства по отношению

к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (статья 22),

защиту от сексуальной и других видов эксплуатации (статьи 34 и 36),

наркоманию (статья 33), детскую преступность (статья 40), межгосу-

дарственную практику усыновления (статья 21),положение детей в во-

оруженных конфликтах (статья 38 и 39), потребности детей-инвалидов

(ст. 23), а также дети меньшинств и коренных народов [8,с.99-112].

Особо следует остановиться, как нам представляется, на пробле-

ме образования, также затронутой в Конвенции. Эта проблема стала

предметом рассмотрения двух (27 и 28) важнейших статей документа,

значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции

"Образование для всех" (5-9 марта 1990 г., Джомтьен, Тайланд) [222,

с.3].

Начальное образование должно быть одинаково обязательным,

бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности

ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соот-

ветствующего уважения национальной самобытности, языка и традицион-

ных ценностей. Подчеркивается необходимость создания равных образо-

вательных возможностей для девочек и мальчиков.

Говоря о значении Конвенции о правах ребенка, необходимо под-

черкнуть, что сила этого международного документа в его гибкости,

способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое раз-

нообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в

стороне наиболее деликатные сферы жизни, Конвенция ориентируется на

различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, пред-

полагающие свои пути решения общих для всех детей проблем [182,

с.4-5].

В одном из своих выступлений Генеральный секретарь ООН Бутрос

Бутрос Гали говорит о том,что "полное уважение достоинства человека

означает не только избавление от пыток, но и избавление от голодной

смерти. Оно означает свободу участия в голосовании так же, как и

право на образование. Оно означает свободу убеждений так же, как и

<< Предыдущая

стр. 4
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>