<< Предыдущая

стр. 5
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

право на здоровье. Оно означает право пользоваться всеми правами

без дискриминации. И для этого подлинного развития необходимы проч-

ная база демократии и участие населения" [210,с.91].

Реализации этих целей должна способствовать упорная и кропот-

ливая работа ООН, направленная на развитие демократии, ориентиро-

ванная на защиту интересов народов. Надо отметить в этой связи, что

в последнее время значительно возросла роль неправительственных ор-

ганизаций (МНПО),так или иначе занимающихся проблемами прав челове-

ка. Деятельность МНПО в области прав человека различна. Они контро-

лируют соблюдение международных соглашений, оказывают помощь (фи-

нансовую, медицинскую, продовольственную) жертвам репрессий и их

семьям, мобилизуют мировое общественное мнение в пользу повсемест-

ного уважения прав человека, проводят семинары и конференции по

правам человека. В последние годы особенно значительную роль МНПО

играют в распространении информации о правах человека. Наиболее из-

вестными из них являются Международная Амнистия,Международная орга-

низация труда, Международное общество Красного Креста и Красного

Полумесяца и другие [114,с.158].

Несомненно, вызывает оптимизм тот факт, что во многих странах

в том числе и в Российской Федерации, предприняты серьезные усилия

для создания более представительных политических систем,что средс-

тва массовой информации все в большей степени приобретают глобаль-

ный характер, увеличивая тем самым повсеместную осведомленность на-

селения в вопросах прав человека [210,с.91]. Все это открывает ши-

рокие перспективы и возможности для распространения идеи прав чело-

века и в сфере воспитания на всех уровнях образовательных учрежде-

ний.





1.2. Права человека в системе общечеловеческих

ценностей



Одной из отличительных черт послевоенной эпохи явилась проти-

воположная позиция стран Восточной Европы социалистической ориента-

ции и Западных капиталистических государств. В 1980 году советский

юрист С.Зивс был в вправе написать,что проблема прав человека игра-

ет значительную роль в борьбе двух идеологий: коммунистической и

буржуазной [95,с.11].

В то время как Запад рассматривал проблему прав человека как



основополагающую и ей отводилось первостепенная роль в политике,

восточно-европейские государства концентрировали внимание на общих

проблемах мира, разоружения и стабильности [179,с.49].

К тому же в рамках дискуссий по проблеме прав человека бывшие

социалистические государства были склонны рассматривать права чело-

века как благо, гарантированное государством, а не как индивидуаль-

ные права, которые в случае необходимости можно пред'явить госу-

дарству. Предполагалось, что интересы социалистического государства

и отдельной личности находятся в определенной гармонии (Bloed A.,

Fried van Hoof. Some aspects of the socialist view of Human

Rights. // Essays on human rights in the Helsinki process. Dord-

recht, 1985, - p.29-55, Wyrzykowski M. Present problems of civic

rights in Poland. // International human rights norms in domestic

law. - Helsinki, 1990, - p.109-124) и основной акцент делался на

обязанности отдельной личности по отношению к социалистическому го-

сударству.

Среди прочих категорий прав человека эти страны часто делали

акцент на экономические, социальные и культурные права, в противо-

вес политическим и гражданским, а также особо подчеркивались кол-

лективные права и устремления, такие как право людей на самоопреде-

ление, развитие и мир.

Наиболее ясно между этими двумя политическими системами прос-

леживались три группы противоречий:

- противопоставление экономических и социальных прав полити-

ческим и гражданским;

- взаимоотношения между правами человека и государством;

- международный мониторинг и контроль за соблюдением нацио-

нальных прав человека [179,с.50].

Изменения, происходящие в странах Восточной Европы и в нашей

стране, несомненно связаны с началом перестройки, осуществлением

политических и экономических реформ. Первым шагом которых стало ут-

верждение, что общечеловеческие ценности не подчиняются непосредст-

венно классовым интересам и что они будут лежать в основе прогрес-

са [72,с.146]. Постепенно основной акцент переместился на полити-

ческий плюрализм, правовое государство, утверждение гражданских и

политических прав.

Признание верховенства общечеловеческих ценностей и интересов

над всеми иными потребовало от отечественного обществознания, в том

числе, конечно, философии, правоведения и педагогики очень серьез-

ного переосмысления, а в ряде случаев прямого пересмотра позиций,

мотивировок и суждений в части, например, наших представлений о

международном праве, его примате при установлении целого ряда

внутригосударственных правовых норм, а также об информированности

населения о них [196,с.16].

Права человека, как право в целом, несмотря на их принадлеж-

ность к определенной социальной системе, восходят к категории важ-

нейших общечеловеческих ценностей.

В специальный философский лексикон понятие ценности (именно

понятие, а не просто случайно употребляемое, модное слово) вводится

лишь в 60-х годах XIX столетия, когда за ним закрепляется вполне

определенный смысл: это значимость чего-либо в отличие от существо-

вания об'екта или его качественных характеристик. Так определил по-

нятие ценностей немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881).

Правда, его соотечественник Герман Коген позднее оспаривал

этот приоритет. Сложность и многозначность категории "ценность"

проявилась в том, что имеется по подсчетам одного из наших совре-

менников, философа А.А.Ручки, более ста ее различных трактовок в

научной литературе [34,с.123].

Обратимся к определению этого термина, изложенному в "Фило-

софском словаре", которое является на наш взгляд, наиболее обобщен-

ным и значимым.

Под ценностями понимаются "специфически социальные определения

об'ектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрица-

тельное значение для человека или для общества (благо, добро и зло,

прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни

и природы)" [202,с.407]. Понятие "ценность" является одним из ос-

новных в философии и социологии.

Впоследствии возникает теория ценностей, а в ней - целый ряд

различных школ: концепция натуралистического психологизма (Дж.Дьюи,

К.Льюис, А.Мейнонг, Р.Перри), концепция аксиологического трансцен-

дентализма (В.Виндельбанд, Г.Риккерт), общественно-практическая

концепция марксизма, культурно-исторический релятивизм (В.Дильтей,

А.Тойнби, О.Шпенглер, П.Сорокин), структурно-функциональная теория

(Ф.Знанецкий, Т.Парсонс) и другие. В первое десятилетие XX века эта

область исследований выделяется в самостоятельную теоретическую

дисциплину, которая получила название - "аксиология" (от греч. "ак-

сио" - ценность, "логос" - учение). Термин этот ввел французский

философ Поль Лапи и позже применил немецкий ученый Э.Гартман. Эта

отрасль науки нацелена на отражение ценностных аспектов действи-

тельности.

В отечественной философской и педагогической литературе проб-

лемы аксиологии многие годы не получали должного отражения. Дли-

тельное время термин "аксиология" трактовался как понятие буржуаз-

ной философии, а учение о ценностях рассматривалось как одно из ос-

новных "отраслей идеалистической философии" [34,с.30-31].

В настоящее время аксиология рассматривается у нас как теория

ценностей, "учение о природе ценностей, их месте в реальности и о

структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между

собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности"

[202,с. ]. Кардинальное изменение нашей жизни дало существенное

смещение акцента на общечеловеческие аспекты ценностей, что дикту-

ется новыми социальными реалиями. Действительно, в нашем противоре-

чивом мире различные общества вырабатывают различные представления

о ценностях: добре, справедливости, свободе и т.п., - отсюда и по-

являются различия в определениях культурных и нравственных ценнос-

<< Предыдущая

стр. 5
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>