<< Предыдущая

стр. 7
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Огромное влияние на об'ем и характер прав и свобод оказывает

состояние демократии, духовная атмосфера общества, уровень культу-

ры. Анализ всех этих факторов помогает ответить на вопрос о том,

почему в условиях одной общественно-экономической формации в госу-

дарствах различных регионов мира закрепляется различный об'ем прав

и свобод. Права человека взаимосвязаны со всеми другими сторонами

нравственно-духовной жизни народа.

Понятие "права", содержащееся в Декларации, подразумевает че-

ловеческие права. Речь идет о чувстве человеческого достоинства, в

равной степени присущем всем людям, кем бы они ни были. Человечес-

кое достоинство означает признание ценности отдельной личности в

обществе и необходимость защищать ее от неблагоприятных действий со

стороны других лиц или групп общественности, включая и правительст-

во.

"Моя свобода, как право, а не сила только, прямо зависит от

признания равного права всех других. Право есть свобода, обуслов-

ленная равенством ... синтез свободы и равенства" [190,с.12,13].

Следовательно, всякая духовная жизнь человека протекает в рамках

определенных организаций. Организованное общество является предпо-

сылкой и одновременно следствием культуры. Личности, идеи, с одной

стороны, попадают под власть институтов общества, с другой сторо-

ны, оказывают влияние и поддержку в них новым, живым началам духов-

ного развития, в результате чего внешняя организация общества осу-

ществляется за счет духовной жизни.

Таким образом, личность в правовом государстве священна, чело-

век в нем всегда рассматривается как цель и никогда - как простое

средство. На таком фундаменте строятся все постулаты демократичес-

кого общества.

Культурная деятельность разнообразна и многогранна, ибо сам

термин "культура" несет чрезвычайно большую смысловую нагрузку.

Американский социолог Р.Робин нашел для него по меньшей мере 500

значений [178,с.232]. В частности культура затрагивает этнологию,

социологию,одним словом, изучение явлений культуры - это практичес-

ки весь спектр гуманитарных наук. Культура - это всеобщая история

деятельности в ней человека, сосредоточенная в вершине самодетерми-

нации [117,с.62].

Как уже отмечалось нами выше, права человека - многоаспектная

конкретно-историческая проблематика, которая имеет свою историю и,

соответственно, свои этапы развития.

Сами по себе человеческие ценности и нормы - это феномен соз-

нания. Но будучи принятыми обществом, оформленными специальными за-

конами или одобренными и поддержанными общественным мнением, они

становятся об'ективной реальностью, принимают определенные органи-

зационные формы: государство, с его институтами (законодательной,

исполнительной и судебной властью), партии, искусство, образование,

школа, семья и т.д. Суб'ектами действия всех этих институтов высту-

пает человек или социальные группы людей, а результатом являются

постоянные изменения в обществе [94,с.113]. На их основе складыва-

ются социальные (этические) нормы и ценности, закрепляемые системой

приоритетов в сфере социальных и правовых благ и гарантий[47,с.309].

В различных обществах на различных этапах их исторического развития

приоритеты существенно меняются, но, как правило, никогда не исче-

зают [47,с.310].

Словарь определяет демократию как "форму общественной власти,

основанную на признании народа источником власти, его права участ-

вовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом

гражданских прав и свобод" [224,с.374].

Соответственно демократическое общество - это образ жизни,

пронизывающий все социальные структуры, а не только непосредствен-

ные органы власти. В демократическом обществе правительство являет-

ся всего лишь одним из многих институтов, функционирующих в услови-

ях плюрализма. Оно не обладает всей полнотой власти, по сути дела,

властные полномочия правительства четко определены соответствующим

законодательством. Права человека в демократическом обществе глубо-

ко укоренились в действующем законодательстве, в сознании людей и

их повседневной жизни.

Граждане, живущие в этом обществе, разделяют приверженность к

демократической этике. Демократическая этика - это набор ценностей

и взаимоотношений, необходимых для осуществления самоуправления. Ее

можно определить как чувство терпимости и сотрудничества, уважения

других и взаимопонимания. Демократическая этика признает, что люди

могут иметь различные взгляды и считает полезным открытое выражение

своего несогласия в целях рассмотрения проблем с различных углов

зрения и информирования общественного мнения.

Всем странам конституционной демократии присуща одна важная

черта. Власть правительства в них ограничена законом и люди облада-

ют правами, которых их не может лишить никакое правительство. Ос-

новные права гражданам не даются правительством, они принадлежат

людям и гарантированы конституцией. Каждый гражданин берет на себя

ответственность за обладание теми человеческими качествами, которые

обеспечивают ему необходимые основания определить лучший курс его

жизни. Каждый гражданин обладает чувством собственного достоинс-

тва, потенциалом улучшить свое положение и совершенствовать свои

знания. А также имеет желание и неот'емлемые права и таким образом

имеет право на самоуправление.

Образование является необходимым и мощным инструментом в де-

мократическом обществе; но инструментом общества, а не правительст-

ва, хотя правительство обязано дать образование каждому. Школы

должны научить учеников тому, как работает демократия и как они мо-

гут участвовать в этом процессе, однако, не должно даже пытаться

контролировать или навязывать свое политическое мнение [105,с.7].

Истинная деятельность государства должна быть направлена на

благо общества и его индивидов. Помимо свободы, для самореализации

личности требуется и другой, тесно связанный со свободой фактор, -

многообразие жизненных ситуаций. Замечено, что даже самый свободный

и независимый человек, оказавшись в условиях однообразной жизни, не

достигает должного развития [75,с.30]. В то же время не следует за-

бывать о том, что многообразие является следствием свободы. Госу-

дарство не может желать человеку другого состояния, кроме такого,

при котором каждый отдельный человек, пользуясь полнотой свободы,

может развить все свои задатки и способности. Тогда и физическая

природа обретает в человеческих руках ту форму, тот образ, который

произвольно придает ей каждый человек в меру своих потребностей и

наклонностей, будучи ограниченным только пределами своей силы и

своего права.

Всякое стремление государства вмешиваться в частные дела граж-

дан, если они не ущемляют прав других, неприемлемо и недопустимо.

Располагая свободой, люди легче об'единяются в общества, которые во

многом помогают государству в выполнении его функций.

В государственных же интересах допустить в обществе столько

партий, сколько есть в нем различных частных интересов: ведь если

правовое государство будет орудием только одной из этих партий, то

откуда оно возьмет силу для подчинения всех других [190,с.7].

Государство должно полностью воздерживаться от попыток прямо

или косвенно влиять на нравы и характер нации, если это не является

естественным и неизбежным следствием его других совершенно необхо-

димых мер и функций. Все, что способствует достижению этой цели, а

это прежде всего специальный контроль за воспитанием, религиозные

установления, законы против роскоши и т.п., - должно полностью на-

ходиться вне пределов компетенции государства [117,с.63].

Истинная свобода, истинное равноправие осуществимы лишь в пра-

вовом демократическом государстве, отличительной чертой которого

является верховенство законов. Выполнение законов свидетельствует

прежде всего о том, в какой степени реализуются общегражданские

права, установленные в интересах всех и каждого. Об'ем таких прав в

различных государствах, конечно, неодинаков, и зависит от уровня

политической культуры государства. Однако каковы бы ни были эти

права, они установлены как общее благо.

Всю историю прав человека можно рассматривать как путь посте-

пенного признания всеми народами достоинства и ценности человечес-

кой личности. Каждая отдельная личность - это продукт социализации,

единый по существу суб'ект деятельности и носитель определенных

культурных ценностей. Рассматривая человека в структуре философских

категорий "общее-особенное-единичное", можно представить его как

человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном предс-

<< Предыдущая

стр. 7
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>