<< Предыдущая

стр. 8
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

тавителе нашего рода; либо как определенную общность людей (расо-

вую, национальную, классовую, конфессиональную, профессиональную,

характерологическую и др.) и проявления этой общности в конкретных

людях; или же как отдельного человека в конкретной единственности

своего реального существования. Эта трехуровневая структура, по

мнению исследователей, представляет собой одну из важнейших универ-

салий бытия и самосознания человека [157,с.30].

Каждый из этих уровней существует как об'ективная реальность.

Генетическая, экологическая, культурная общность человечества в

разной степени отражается разными историческими эпохами; по-разному

она осознается различными представителями одних и тех же эпох.

Чем выше поднимаются общечеловеческие ценности, тем ярче и бо-

гаче индивидуальные особенности человека. Вместе с тем можно пред-

положить, что обесцениваются, размываются, становятся второстепен-

ными, условными границы нации, расы, темперамента, сословия, воз-

можно, и возраста. Таким образом, через индентификацию с челове-

чеством индивид приходит к истинному осознанию своей индивидуаль-

ности, и, наоборот, приобщение к общечеловеческим ценностям возмож-

но через полное выражение своей самобытности.

Достигнутая степень цивилизации общества всегда связана не

только с признанием, но и с поддержанием культурной преемственности.

Чрезмерная политизация сознания индивида вытеснила философию культа

духа, свела на нет общечеловеческие ценности, такие, как любовь,

сострадание, милосердие, всегда являвшиеся для людей главными кри-

териями культуры и нравственности.

Следует обратить внимание, что пренебрежение правами и свобо-

дами человека приводит к тому, что довольно значительная часть на-

селения находится вне сферы потребления духовной продукции; приоб-

щение к культуре носит эпизодический характер, в связи с этим необ-

ходимо обратить внимание на иерархическую структуру культурного не-

равенства [117,с.67]. Социальное неравенство не замыкается на сфере

доходов и потребления, оно простирается гораздо шире материальных

условий бытия. В этом аспекте исключительно велика роль прав чело-

века - гаранта доступности культурных ценностей в самом широком

смысле.

Анализируя социокультурную дифференциацию, можно выделить

группы, которые по разным причинам до сих пор испытывают дефицит

культуры. Это связано с миграционными процессами, региональным не-

равенством в строительстве учреждений образования и культуры, от-

сутствием представлений о социально целесообразном уровне художест-

венных потребностей и т.п. Культурное неравенство в значительной

мере усиливает неравенство социальное, что особенно заметно в среде

городского и сельского населения. Поэтому в научных дискуссиях о

путях реформы образования звучат суждения о необходимости реализа-

ции принципов социальной справедливости в сфере культуры и образо-

вания для всех слоев населения [117,с.68].

В современных условиях все более утверждается мысль о том,

чтобы не только уравновесить в правах государство и личность, но и

предоставить каждому человеку безотказно действующие механизмы реа-

лизации неот'емлемых прав человека. Обществу необходимо ощущать на

себе то благотворное влияние, которое способно оказать право как

явление цивилизации и культуры. Для нас это особенно важно сейчас,

поскольку еще не зафиксированы все грани между свободой и дозволен-

ностью. Общество нуждается в утверждении атмосферы надежного и

прочного правопорядка, дабы быть уверенным в победе истины во всех

жизненных перипетиях, какими бы сложными они ни были. Без этого ра-

зумного согласия не достичь [ 36,с.9].

В процессе накопления новых ценностей и новых отношений между

государством и личностью происходят сложные взаимодействия. Сущест-

венным образом меняются соотношения экономики, демократии, права,

возникают новые проблемы в развитии личности и ее правовой охране.

Культурологический подход позволяет определить степень готов-

ности различных социальных групп, общества в целом к целенаправлен-

ным изменением способов деятельности, взаимодействия, поведения;

структур и содержания общественных отношений; ценностных ориентаций

[113,с.3].

Несмотря на то, что этап развития России сопряжен с глубоким

кризисом, охватившим, по сути, все сферы бытия: политическую, эко-

номическую, духовно-нравственную, - тем не менее, даже в этих усло-

виях необходимо изыскать способы и средства, чтобы защитить и обес-

печить права каждого человека. Идея неотчуждаемости, неот'емлемости

прав человека выверена мировым опытом. Следовать ей - дело чести

общества, строящего правовое государство.

Таким образом, анализ философской, социологической и истори-

ческой литературы позволяет сделать вывод о том, что если спроеци-

ровать аспект культуры на личность и на все социальные институты

общества, то мы увидим, что культура права складывается из ценнос-

тей и норм как институционального, так и суб'ективного характера.

Между этими аспектами существует нераздельная взаимосвязь: культур-

ные особенности общества (в том числе и образование) формируют

нравственные, духовные, общечеловеческие ценности народа, которые,

в свою очередь, адекватно влияют на институциональную культуру.





1.3. Педагогические предпосылки преподавания прав

человека



Проблемы образования и общественного совершенствования диалек-

тически связаны. Само время сделало эти проблемы насущной потреб-

ностью общества, поскольку кардинально новый этап развития нашего

государства напрямую связан с ростом его интеллектуального, куль-

турного и нравственного потенциала.

Ранее нами были названы имена ученых, общественных деятелей,

которые внесли вклад в разработку педагогических идей в области

прав человека. Педагогический аспект проблемы прав человека, как

нам представляется, приобретает главенствующую роль, ибо педагогика

во многом определяет уровень развития общества. Более того, раскрыв

закономерности воспитания на определенном историческом рубеже, мож-



но с уверенностью судить и о той цивилизации, на которой находится

данное общество.

Еще Аристотель писал, что особой заботой любого законодателя

должно быть обращение к юношеству, ибо пренебрежение этим делом в

государстве вредит его политическому благоустройству: "где этого

нет, и сам государственный строй терпит ущерб" [41,с.628]. Философ

подчеркивал при этом, что в каждом государстве свои представления о

добродетелях, следовательно, решать теоретические вопросы следует

не однозначно, руководствуясь соображениями отвлеченного характера,

а с оглядкой на сложность и многообразие любой действительности,

политической реальности [76,с.38-39].

Мнения, воззрения и убеждения общества, которые образуют мо-

ральную политическую силу государства, прежде всего складываются

под влиянием образования. Здраво развившиеся нравственное настрое-

ние общества обусловливает наилучшие формы ее политической, общест-

венной жизни и, наоборот, нездоровое, невежественное настроение об-

щества делается источником смут, упадка всей жизни [136,с.4]. Для

благосостояния государства в высшей степени важно развить и укре-

пить такой мощный источник жизни как образование, дать ему здоровое

направление, сделать его полезным инструментом общего благополучия

в будущем.

Вновь обратимся к Аристотелю, который с предельной ясностью

обосновал это положение. Философ считал, что коль скоро цель всяко-

го государства одна - общее благосостояние, то и воспитание всех

граждан должно быть делом общественным, а не частным, как это дела-

ется теперь, когда всякий печется о своих чадах частным образом и

учит частным путем тому, что ему вздумается. Тем, что имеет общий

интерес, полагается и заниматься совместно [41,с.627-628]. Аристо-

тель подчеркивал также, что воспитание должно опираться на закон и

быть делом общественным. В основе же самого воспитания, по его мыс-

ли, должны лежать три правила: "держаться середины, возможного,

пристойного" [41,с.644].

Нами уже было отмечено, что любое общество может существовать

лишь при условии, если его члены следуют принятым нормам и навыкам

поведения, которые, в свою очередь, обусловлены конкретными соци-

ально-экономическими, политическими, духовно-нравственными условия-

<< Предыдущая

стр. 8
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>