<< Предыдущая

стр. 9
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ми. Образование - это не только мощный источник жизни, но и мощное

средство, с помощью которого государство может формировать людей по

своему образу и подобию,сообразно своим целям и задачам[117,с.106].

Из этого следует, что образование можно использовать во благо, а

можно и во вред,о чем несомненно свидетельствует исторический опыт.

Касаясь некоторых вопросов истории педагогических и философс-

ких учений нельзя не отметить, что сама трактовка понятия образова-

ния претерпевала различные изменения и, безусловно, не всегда была

однозначной. В этом, по нашему мнению, просматривается определенная

закономерность и логика. Уровень развития цивилизации определяет не

только уровень развития образования и, следовательно, практическое

отношение к нему со стороны общества, государства, но и теоретичес-

кие взгляды на проблему образования, трактовку самого этого поня-

тия. Иными словами, образовательная система адекватно отражает цели

общества, выступает как мощное средство достижения экономических,

социальных и политических целей государства. В рамках нашего иссле-

дования невозможно дать исчерпывающую характеристику понятия обра-

зования, как впрочем и рассмотреть общие проблемы педагогики в ас-

пекте истории. Мы ограничимся лишь констатацией того, что проблемам

этим нет числа, в них квинтэссенция исторических эпох, многоголоси-

ца соображений, учений, иногда прагматизма, и догматизма, и, конеч-

но, бесконечное множество оценок учений и мнений [117,с.105].

История педагогических идей, выраженная в педагогических сис-

темах и теориях, во многом предопределялась философским миросозер-

цанием мыслителей прошлого, была теснейшим образом связана с общими

философскими, этическими и психологическими взглядами. С тех пор,

как воспитание и образование сделалось предметом сознательной дея-

тельности людей, постепенно вырабатывались различные средства и

способы достижения интеллектуального и морального развития челове-

ка. Наиболее совершенный характер они приобрели с возникновением и

развитием государства. Однако государство и наука не всегда идут

рука об руку в достижении общей цели: педагогические системы и тео-

рии сменяли одна другую, оставляя далеко за собой поступательный

ход государства. И это об'яснимо. Последнее озабочено не одними об-

разовательными целями, оно стремится регулировать все явления об-

щественной жизни. Система общего же образования гораздо менее сво-

бодна в своем развитии, чем любая отрасль народного хозяйства. На

протяжении десятилетий система может не претерпевать ни малейших

изменений, даже если она уже не соответствует росту общественных

потребностей [117,с.107].

Вопрос об общем образовании, о том, какова должна быть общеоб-

разовательная школа, на различных этапах общественного развития ре-

шался по-разному.

В первых параграфах настоящей работы мы ссылались на научные

воззрения ученых, философов, мыслителей, чьими трудами создан фун-

дамент института прав и свобод. Представляется уместным повторить,

что уже в педагогических теориях философов-просветителей утверждал-

ся не только дух общечеловеческих идеалов и ценностей, осознанных

как нравственные императивы: свобода личности, совесть, порядоч-

ность, доброта, милосердие, - но и практический гуманизм общества.

Гуманизм - одна из важнейших характеристик общественного раз-

вития, сердцевина которой - отношение общества к человеку как к

высшей самостоятельной ценности. Только в таком контексте возможно

говорить об обществе, где экономические, социально-политические и

другие условия служат жизнедеятельности человека. С исторической

точки зрения, гуманизм, обогащенный новыми идеями, стал продуктом

общечеловеческой цивилизации и, одновременно, ее целью.

Человеческое общество, на какой бы стадии развития мы его не

рассматривали, - это богатейшее многообразие индивидов, личностей.

Выше мы отмечали, что существующие общества не всегда ценили ориги-

нальность мысли, идей, часто нивелировали их, не давали достаточно-

го простора для развития задатков самобытной личности. Однако, как

ни велика сила развивающегося общественного целого, его все-таки

нельзя представить без главного - человека. Вообще, когда речь идет

о будущем любого государства, на первый план, безусловно, выходят

задачи развития, самоопределения, самореализации личности. Эти за-

дачи решаются как целенаправленно всем обществом и его институтами,

так и стихийно, самим человеком [117,с.106].

Сила же человека в общении, в обществе, без которого он ничего

не может совершить, в котором нет для него разумно невозможного. И

человек ищет общество, ищет соединения для развития своей личности

и обеспечения своей свободы [121,с.1]. В государстве живут народы,

живут их общественные союзы, живет общество, в котором право вопло-

щает собой человеческие идеи времени. "Посему общественное право, в

его историческом движении, представляет наибольшую возможность и

наибольшее удобство подмечать появление идей в разных веках и на-

родностях и следить за внутренним развитием и внешним расширением

этих идей на целые массы населения" [121,с.35-36].

В историческом процессе всякий народ сам вырабатывает себе ос-

новы, содержание и формы жизни. И только те реформы достигли своей

цели, которые согласовывались с духом народа и соответствовали его

действительным потребностям. "Управлять народом - значит соблюдать

правосудие, сохранять законы, поощрять трудолюбие, порождать добро-

детель, распространять просвещение ..." [169,с.7-8]. Таким образом,

право на образование является одной из сфер общего права, и его

нельзя рассматривать как нечто совершенно новое, возникающее под

влиянием новых понятий о сущности и целях государства.

Стоящие перед сферой образования актуальные задачи и способы

их решения требовали от мирового сообщества активного поиска учас-

тия в сотрудничестве и реализации основных прав человека в образо-

вании. Встав на путь согласия в признании образования как главного

источника прогресса человечества и развития цивилизации, государст-

ва сумели не только выработать международные правовые документы по

созданию системы свобод в образовании, но и освободиться от всякого

идеологического давления, реализовать плюрализм и культуру в обра-

зовании.

Всеобщая Декларация прав человека стала главным кодексом пове-

дения, благодаря которому процессы продвижения, защиты и имплемен-

тации (осуществления) прав человека достигли значительных результа-

тов за столь короткий период истории. Безусловно, велика в этом

роль и заслуга международного сообщества и его главного центра -

ООН, ЮНЕСКО и других ее специализированных организаций.

Содействие реализации прав человека в образовании - одно из

ведущих направлений деятельности ООН и ее специализированных учреж-

дений (например, ЮНЕСКО). Так с начала 60-х годов регулярно прово-

дятся конференции министров просвещения стран Азии, Африки, Латинс-

кой Америки, Европы, арабских государств, на которых разрабатывает-

ся и планируется международная и государственная политики, направ-

ленные на обеспечение равенства возможностей в образовании, повыше-

ние роли образования в экономическом и социальном развитии

[154,с.120].

В сотрудничестве с ООН ЮНЕСКО разработала Среднесрочный план

по осуществлению права на образование на период 1984-1989 гг., в

котором, в частности, признавалось, что несмотря на беспрецедентное

распространение образования в течение последних двух десятилетий, в

мире существует около 814 млн. взрослых, абсолютно неграмотных лю-

дей, около 123 млн. детей не посещают школу. В развивающихся стра-

нах доля неграмотных достигает 41%. В среднесрочном плане указано,

что неграмотность, которая является следствием отказа в праве на

образование, представляет собой один из главных вызовов международ-

ному сообществу. Неграмотность особенно поражает сельские районы,

окраины и трущобы больших городов, национальные меньшинства, семьи

трудящихся-мигрантов и беженцев [154,с.121].

Генеральная Ассамблея призвала все специализированные учрежде-

ния ООН сотрудничать с ЮНЕСКО в выполнении этого плана, дабы право

на образование осталось приоритетным при осуществлении различных

программ и проектов в рамках Международной стратегии для Третьего

Десятилетия развития. Ассамблея обратилась также ко всем государст-

вам с призывом принять законодательные, административные и иные

меры для обеспечения полного осуществления права на всеобщее обра-

зование, а также поддержать усилия развивающихся стран в образова-

нии и подготовке национальных кадров для развития всех социальных

сфер [117,с.109, 222,с.4].

Все мероприятия, проведенные ООН и ее специализированными уч-

реждениями при поддержке национальных правительств и различных неп-

<< Предыдущая

стр. 9
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>