<< Предыдущая

стр. 4
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


уточнения, опровержения, извинения. Далее, в обществе существуют

Министерство по делам прессы и информации, Комитет по охране государственных

тайн, Союз журналистов и др., также имеющие определенные задачи

относительно свободы слова и координации информационных векторов

отечественного пространства. Я поставил бы вопрос о четком упорядочении

функций и предназначении этих структур в обществе. Наконец, что

и как писать, какие выносить вердикты - это вопрос профессионализма

и совести не только журналистов, но и юристов. На украинский судебный

корпус в самом деле обрушился ливень дел, для разрешения которых

не хватает опыта. Поэтому, на мой взгляд, нужно, с одной стороны,

судам самим на практике воспитывать специалистов, скажем, по разрешению

информационных, коммерческих, финансово-банковских споров, а с

другой - юридическим образовательным учреждениям предусматривать

в учебных программах основательную подготовку по этим специальностям,

что и делает наш факультет. Поскольку, если пойти путем создания

специализированных судов типа информационных, то придем к необходимости

создания и Юридического суда.





Владимир Рубан, главный редактор

агентства УНИАН:



- Ничего хорошего, кроме плохого, создание

такой Коллегии не принесет. В Украине уже создан солидный государственный

орган - Минпрессинформ, где работают много хороших людей, очевидно,

с чувством важности выполняемой работы, но в общем СМИ их присутствия

не ощущают. Подозреваю, деятельность Коллегии информационного

суда будет иметь подобные результаты. Поэтому, на мой взгляд,

лучше недогнуть палку, чем перегнуть: с перегнутой мы жили не

одно десятилетие и до сих пор не можем прийти в себя от той политики.

И проблемы не в злой или доброй воле тех, кто хочет упорядочить

информационный хаос в государстве, проблема в самих журналистах,

точчее в школе национальной журналистики, где хватает учеников,

но не хватает профессиональных современных учителей. Нужно создавать

прецеденты "качественной журналистики" (1 - 2 телеканала,

1 - 2 газеты погоды не делают и не стимулируют потенциальных конкурентов

к самоусовершенствованию). Речь идет прежде всего о серьезной

негосударственной прессе (государственная и "желтая"

живут по "правилам", выработанным для них "сверху",

"слева", "справа"). Ведь четвертая власть

в Украине до сих пор не доросла даже до того, чтобы создать для

себя этический кодекс журналиста - "правила игры", существующие

во всех информационноразвитых обществах. Его нельзя списать с

немецкого, американского, даже с российского кодекса - потребность

должна внутренне вызреть в самих журналистах, которые соберутся

и напишут "моральный закон", чтобы по нему жить.





Богдан Футей, судья Федерального

суда претензий США, адвокат, главный консультант Комиссии Верховного

Совета Украины по вопросам правовой политики и судебно-правовой

реформы:



- Украина до сих пор не выработала

четкой судебной системы, которая вызывала бы у граждан уважение

и гарантировала бы соблюдение их прав и свобод. У народа нет и

полного доверия ни к судьям, ни к судам. Вот почему, по-моему,

преждевременное внедрение альтернативных способов разрешения гражданских

споров - роль, которую инициаторы создания Коллегии информационного

суда, очевидно, хотели бы отвести этому институту, станет препятствием

на пути утверждения в Украине судебной власти как несомненного

авторитета.



Если прибегнуть к аналогии мировой

практики, то в США, например, разрешение чисто информационных

споров принадлежит к компетенции Федеральной комиссии по делам

коммуникаций (FCC). Но она не претендует на отдельное место в

системе судопроизводства, которая является одной из трех конституционно

утвержденных равноправных ветвей власти. FCC рассматривает споры,

возникающие в информационной сфере, но лишь в контексте фундаментальных

конституционных предписаний и в рамках законодательства о масс-медиа.

Решения Федеральной комиссии по делам коммуникаций могут иметь

как рекомендательную, так и обязательную силу и предусматривают

лишь административную ответственность (штрафы, запрещение выхода

в свет, лишение аккредитации и др.).



Кроме того, в США существует разветвленная

система адвокатских контор, специализирующихся наряду с прочим

и на информационных спорах. Именно они ведут дела такого рода,

стараясь устранить конфликты между сторонами, прибегая к судебным

рассмотрениям лишь в крайнем случае. Так как в США свобода слова,

печати, мысли - это "золотые принципы демократии", умышленное

ограничение которых в узкокорпоративных или чиновнических интересах

означает посягательство на основы государственного устройства.







Демократия - это все-таки категория,

зависящая от возраста государства. Западные демократии, например,

принимая во внимание свой возрастной ценз, знают разные принципы

урегулирования взаимоотношений в информационном пространстве.

В Британии ими занимается Совет по вопросам массовой информации,

в Финляндии - Совет публичного слова, в Швеции - пресс-омбудсманы,

в США - Федеральная комиссия по делам коммуникаций. Практикуется

и чисто судебный путь разрешения конфликтов.



Украина пока что, делая первые шаги

на этой дороге, ищет свой вариант того, "что нужно отечественным

средствам массовой информации сегодня: здоровое информационное

пространство, закрепленное законодательно право на ошибку, видоизмененные

цензурные тиски...?" Свои размышления по этому поводу присылайте

в адрес бюллетеня "Медиа и право".





Новости

Сборник украинских законов о СМИ



Вышел в свет сборник "Украинское

законодательство. Средства массовой информации", подготовленный

Международным Медиа Центром - "Интерньюз".



В нем собраны законодательные акты,

касающиеся печатных и электронных средств массовой информации,

публиковавшиеся в разные годы и в разных периодических изданиях.

Это, в частности, законы Украины Об информации (1992 г.), О печатных

средствах массовой информации (прессе) (1992 г.), О телевидении

и радиовещании (1993 г.), Об авторском праве и смежных правах

(1993 г.), О государственной тайне (1994 г.), Об информационных

агентствах (1995 г.), некоторые правовые нормы, касающиеся СМИ,

из Гражданского и Уголовного кодексов.

Новое подразделение



Главное управление законодательного

обеспечения деятельности прессы создано с начала 1996 года в Министерстве

Украины по делам печати и информации.



Среди задач нового подразделения -

обеспечение свободы деятельности печатных СМИ, противодействие

монопольным и другим негативным тенденциям в информационной сфере,

осуществление государственной регистрации печатных средств массовой

информации с зарубежной, общегосударственной, региональной сферой

распространения, контроль за выполнением требований действующего

законодательства Украины о печати и информации со стороны учредителей

и редакций периодических печатных изданий, создание статистической

базы данных, касающейся регистрации, выпуска и распространения

<< Предыдущая

стр. 4
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>