ОГЛАВЛЕНИЕ

Права и свободы человека и гражданина в Конституции России

Главы из учебника "Демократия: государство и
общество"


Прямое отношение к проблеме соблюдения прав человека в
России имеет вступление нашей страны в Совет Европы в январе нынешнего
года.
Учащиеся могут заинтересоваться тем, что это за организация, когда она
была создана, каковы ее задачи. Такая информация содержится в книге А.Я.Азарова
"Права человека. Новое знание" (М., Общество "Знание" России, 1995). Хотелось
бы напомнить несколько фактов об этой организации для обсуждения с
учащимися.
Совет Европы был создан в 1949 г., количество его членов возросло с
десяти до почти сорока в 1996 г. Его основными целями являются:
- защита и укрепление плюралистической демократии и прав
человека;
- поиск решений проблем, стоящих перед европейским сообществом;
- содействие осознанию европейской культурной самобытности.
Данная организация создана для стран Европы, следовательно, любое
европейское государство может вступить в нее. Однако есть определенные условия:
это государство должно признавать верховенство закона, создавать гарантии и
защищать права своих граждан в соответствии с европейскими договорами и
документами.
Россия обращалась с просьбой о вступлении в Совет Европы в 1994 г.,
однако не была принята из-за событий в Чечне. В начале 1996 г. Россию наконец
приняли в эту организацию. Некоторые государства голосовали против, например
страны Балтии, которые, кстати сказать, сами нарушают права некоренных жителей,
отказывая им в гражданстве, праве избирать и быть избранными. Большинство
членов Совета Европы посчитали необходимым принять Россию, поскольку это будет
способствовать соблюдению прав человека в нашей стране.
Членство в этой организации налагает на нас целый ряд требований: отмену
смертной казни, улучшение условий содержания в тюрьмах и другие. Не все из них
Россия может выполнить сразу, но постепенно должна решать эти
вопросы.
Российские граждане теперь могут обратиться в Совет Европы в случае
нарушения их прав, но только если суды всех инстанций в России не решили их
вопроса (положительно).

Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ

12 декабря 1993 года в России состоялся референдум: большинство
граждан нашей страны с одобрением высказалось за новую Конституцию. В ней права
и свободы человека и гражданина провозглашены в качестве основ конституционного
строя. Человек признан источником своей свободы, существующей не с соизволения
государства.
Права и свободы человека закреплены в главе 2-й Конституции. Их интерпретация в
целом соответствует международным документам, таким, как Декларация прав и
свобод человека и гражданина, Всеобщая декларация прав человека, и т.д.

Российское государство обязано, по Конституции, через деятельность органов
власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их
реализацию и защиту.
Все вместе права и свободы составляют систему гражданских (личных),
политических, экономических, культурных и экологических прав.
В качестве примера рассмотрим статью 21-ю Конституции России:
"1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть
основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему
человеческое достоинство обращению и наказанию. Никто не может быть без
добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам".

О чем здесь идет речь? Прежде всего разберемся, что здесь понимается под
достоинством личности. Под достоинством личности понимается осознание самим
человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и
интеллектуальными качествами. Причем оно определяется не только тем, что
человек сам о себе думает, но и тем, какова его репутация в обществе
(благоразумие, нравственность, уровень знаний, достойный образ жизни).
Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Достоинство личности должно
уважаться в случае задержания или ареста. Например, личный обыск может быть
осуществлен только лицом того же пола, что и задержанный. Реальная правовая
защита достоинства граждан осуществляется нормами уголовного и гражданского
права.
Конституция запрещает применение пыток, насилия или другого жестокого и
унижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваются
как оскорбление человеческого достоинства или осуждаются как нарушение прав
человека. Основами законодательства об охране здоровья граждан не допускаются
испытания новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также
лекарственных средств без согласия на то самого больного или его ближайших
родственников. В качестве обьектов испытаний нельзя использовать
арестованных.
Таким образом, в главе 2-й Конституции Российской Федерации расписаны
практически все сферы, где затрагиваются права человека. Кстати, следует
заметить, что и в предыдущей Конституции были также оговорены равные права
граждан перед законом, равноправие независимо от происхождения, расовой и
национальной принадлежности, пола и т.д.; право на труд, отдых, охрану
здоровья, пенсионное обеспечение, право на жилище, образование, свободу слова,
печати, собраний, митингов, уличных шествий... Но многие из них не только не
соблюдались, но и нарушались государством. Это свидетельствует о том, что мало
провозгласить права граждан, необходимо создать механизм, деятельность которого
позволила бы, с одной стороны, строго соблюдать их, с другой - предотвратила бы
какие-либо шаги со стороны правящих структур, могущие хоть в какой-то степени
ограничить или нарушить эти права.

В новой Конституции подчеркивается, что основные права и свободы человека
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Среди новых положений, касающихся прав граждан, важнейшими являются:
Статья 27.
"1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет
право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".
То есть это по сути отмена существовавшей в стране "приписной" системы, которая
способствовала соблюдению со стороны государственных структур строгого контроля
над передвижениями посредством так называемой прописки. Следует в этой связи
отметить, что сейчас еще продолжают существовать ограничения данной статьи,
например, в Москве и некоторых других городах страны.
"2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Имеет право
беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию".
Это важное положение в Конституции Российской Федерации, дающее право свободы
передвижения, разрушающее существовавший долгое время "железный занавес",
отделявший граждан СССР от всего мира.

Статья 35.
"1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться,
распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть
произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется".
Впервые в Основном Законе России со времени революции 1917 года оговорено право
частной собственности, которое, кроме всего прочего, включает и, что очень
важно, право на землю:
Статья 36.
"1. Граждане и их обьединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами
осуществляются их собственниками свободно, если это право не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц".
В третьей части данной статьи читаем: "Условия и порядок пользования землей
определяются на основе федерального закона".

Очень хочется, чтобы все будущие законы и положения, касающиеся не только права
собственности, но и других сфер жизни общества, строго соизмерялись с
конституционными нормами и не сводили на нет, как это было уже в истории нашей
страны, положения Основного Закона Российской Федерации.
На некоторые размышления наводит законотворческая деятельность руководителей
исполнительной власти, имеется в виду один из Указов Президента по борьбе с
организованной преступностью, отдельные положения которого входят в
противоречие со статьями 22, 34, 35, 45, 49 Конституции. Необходимость
подобного Указа Президента очевидна, но встает вопрос о том, чтобы, исполняя
его, не имели место злоупотребления властью со стороны правоохранительных
органов, чтобы не были нарушены права граждан.
В Конституции Российской Федерации подчеркивается (статья 5, п.2), что в России
не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека
и гражданина.
За соблюдением прав человека следят суд и правозащитные организации. В России
не так давно создана должность уполномоченного по правам человека, который
должен помогать охранять свободу граждан. Такие посты существуют в США, Канаде
и некоторых других странах.
В СССР, где права человека часто нарушались в массовом порядке (репрессии,
насильственные переселения народов, отсутствие свободы слова), были люди,
которые боролись за их соблюдение. Среди этих людей наиболее известны писатель
Александр Солженицын и академик Андрей Сахаров.

Таким образом, соблюдение важнейших основных прав человека - свободы слова,
печати, вероисповедания, собраний, права на равную защиту законом, на
соблюдение законности и справедливое судопроизводство, культурные, политические
и экономические права - является неотьемлемой частью демократического
государства. Степень их соблюдения свидетельствует об уровне демократизации
общества. Но не только государство должно быть ограничено в своих возможностях
лишить или сузить права человека, но и каждый отдельный человек не должен
позволять хоть в чем-то попирать права других.
То есть взаимозависимость и взаимоответственность граждан и государственных
структур создает основу демократического развития. Как отмечал американский
философ Рейнгольд Нибур, "способность человека быть справедливым делает
демократию возможной, но склонность человека к несправедливости делает
демократию необходимой".
Еще раз вспомните библейские заповеди, призывающие соблюдать права сограждан,
тем самым создавая возможность для реализации собственных прав и свобод.

Ключевые понятия:



права человека индивидуальные права групповые права
-------------------------------------------------------------------------------
закон политические права экономические права
социальные права культурные права судопроизводство
беспристрастность суда истина милосердие
свобода личности свобода слова свобода вероисповедания
права национальных меньшинств дискриминация
</pre>




Вопросы для повторения:
1. Используя термины "требование", "право", "привилегия", "ограничение",
"ответственность", "нарушение", заполните пробелы в предложениях:
__________________________________________________ означает защиту людей, кроме
случаев, когда по той или иной причине
вводятся________________________________________________. Есть много желаемых
преимуществ или ______________________________, которые
могут быть обеспечены при соответствующих обстоятельствах. Воспитываясь в
семье, дети получают сведения о ________________________ и
___________________________________________ в
обществе.

Вопросы для обсуждения:
1. Подумайте, почему в ходе Нюрнбергского процесса (после Второй мировой
войны) были осуждены только самые активные нацисты?
2. Каковы, по-вашему, аргументы за личные свободы? Почему это личные, а не
групповые свободы? Должны ли существовать разумные ограничения личных прав и
свобод?
3. Подумайте, должны ли все страны следовать рекомендациям ООН?
4. Каким образом мировая общественность может влиять на страны, где не
соблюдаются права человека?
5. В газете появляется статья, в которой приводятся ложные факты, порочащие
"доброе имя" какого-то вашего знакомого. Что бы вы посоветовали ему сделать в
этом случае?
6. Как вы думаете, можно ли сплетни считать нарушением достоинства человека?
7. После Второй мировой войны широкий круг трудовых прав был декларирован в
конституциях.
- Франции (1946 г.),
- Италии, Японии (1947 г.),
- Турции (1961 г.),
- Греции (1975 г.),
- Испании (1976 г.), а также в конституциях Финляндии, Дании, Норвегии, Швеции,
ФРГ.
Почему, на ваш взгляд, ничего не сказано о трудовых правах граждан в
Конституции США?
8. Во всем мире существует определенный процент безработных среди
трудоспособного населения, например, в 1992 году он составил:
- в США - 7,5%,
- в Германии - 4,5%,
- во Франции - 10,3%,
- в Великобритании - 10,1%.
Каковы методы преодоления этого противоречия в демократическом обществе? Почему
высокоразвитые страны не могут преодолеть это противоречие?
9. Вспомните основные библейские заповеди. В чем состояла новая их трактовка в
период большевизации России, начиная с октября 1917 года?
10. Как вы понимаете понятие "общечеловеческие ценности"? Приведите примеры.
11. Проанализируйте Декларацию прав ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей
ООН 20 ноября 1959 года. Выполняются ли основные положения данной Декларации в
нашей стране?
Какие, на ваш взгляд, должны быть приняты законы в России для усиления роли
государства и общества в социальной защите детей?
12. Какие, по вашему мнению, существуют у каждого из нас обязанности перед
обществом и государством?
13. Совместимы ли социализм и демократия



ОГЛАВЛЕНИЕ