<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

109 Б л и щ е н к о И. П., Ш а в p о в В. Ф. Теория и практика международного права. М., 1985. С. 4.
110 См.: Тункин Г. И. Указ. соч. С. 274.
111 Меморандум о развитии международного права. С. 67.
112 М о в ч а н А. П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972. С. 5; Василенко В. А. Стратегия международно-правового обеспечения миропорядка // Вестник Киевского ун-та: Международные отношения и междуна--родное право. 1984. № 18. С. 9.
113 Фельдман Д. И. Система международного права. Казань, 1983. С. 64; Лихачев В. Н. Пробелы в современном международном праве. Казань, 1985. С. 39.
114 О роли института ответственности и санкций в поддержании международного правопорядка см.: Решет о в Ю. А. Борьба с международными преступлениями и поддержание международного правопорядка // Международное право и международный правопорядок. М., 1981. С. 42—53; Василенко В. А. Стратегия международно-правового обеспечения миропорядка. С. 12; Фарукшин М. X. Международно-правовая ответственность государств//Международная правосубъектность. М., 1971. С. 175.
15 Меморандум о развитии международного права. С. 65. 116 Г о p б а ч е в М. С. Реальность и гарантии безопасного
мира.
117 Документ ООН А(44)191.
87

>>>88>>>
118 См.: Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. С. 74—76. 19 Правда. 1987. 3 ноября.
120 См.: Верещетин В, С- Советские мирные инициативы и развитие международного права // XXXI Ежегодное собрание Советской Ассоциации международного права / Тезисы докл. М.,, 1988. С. 2.
121 П. Радойнов указывает, что успехи интеграции связаны с правосознанием кадров. Поэтому профессиональным долгом ученых-юристов социалистических стран является развитие интернационального правосознания кадров. (См.: Радойнов П. Правовая природа и значение юридических актов СЭВ // Правовые вопросы деятельности СЭВ. М., 1977. С. 93—94).
122 На 43-м (внеочередном) заседании сессии Совета Экономической Взаимопомощи отмечалось, что СССР принял дополнительные решения по вопросам совершенствования внешнеэкономической деятельности, призванные существенно усилить заинтересованность-наших предприятий и отраслевых министерств в более глубоком участии в социалистической интеграции. (См.: Правда. 1987. 14 октября) .
из Октябрь и перестройка: революция продолжается. Доклад. Генерального Секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции // Правда. 1987_ 3 ноября.
124 Правда. 1987. 3 ноября.
125 H o f f m a n n S. Primacy or world order. N.-Y., 1980. P. 186.
126 Ibid. P. 187. '» Ibid. P, 312.
128 K a p т а ш к и н В. А. Гуманитарный компонент всеобъемлющей системы международной безопасности // XXXI Ежегодное собрание Советской Ассоциации международного права / Тезисы докл.. М., 1988.
123 Необходимо сделать оговорку: правосознание не может заменить международно-правовые нормы. Как отмечает И. И. Лука-щук, переоценка правосознания ведет к ослаблению законности и правопорядка. (См.: Лукашук И. И. Механизм международно-правового регулирования. С. 18). О роли правосознания см. также: Пацация М. Ш. Современное состояние проблемы международно-правового сознания (методологический аспект)//Методология исследования теоретических проблем международного права. Казань, 1986. С. 120, 134.
130 Прогрессивное развитие международного права в современных условиях связывается, в частности, с укреплением его общности, усилением механизмов, обеспечивающих безопасность, добровольным самоограничением некоторых суверенных прав, возрастанием роли механизмов и институтов интеграции и сотрудничества... См. подробнее: Верещетин В. С. Указ. соч. С. 7.
131 Правда. 1986. 23 октября.

>>>89>>>
Заключение
Современный международный правопорядок представляет собой важный фактор международной жизни и дальнейшего развития государств. Его соблюдение составляет основу мира, безопасности, равноправных взаимовыгодных отношений между государствами, сотрудничества, взаимообогащения культур, распространения научно-технических знаний, взаимоузнавания, дружбы, доверия, оптимального использования природных богатств и борьбы со стихией и болезнями. В условиях существования мощного разрушительного оружия международный правопорядок является единственным способом выживания и кратчайшей дорогой к безъядерному миру. В связи с этим огромное значение имеет поддержание и совершенствование этого порядка, сущность которого вытекает из объективных законов общественного развития. Действие данных законов проявляется сегодня со всей наглядностью. Разрушение стереотипов отношений, характерных для периода «холодной войны», укрепление доверия между государствами вселяют надежду на будущий прочный и справедливый порядок в международном сообществе. В высших административно-политических кругах СССР и США отмечается, что расхождения и вопросы, стоявшие перед ними, вполне преодолимы ', а их решение тесно связано с глобальным контекстом, общими проблемами человечества 2.
Современный международный правопорядок — это мирное сосуществование государств с различными социально-экономическими системами. Международным правопорядком будущего должна стать всеобъемлющая система международной безопасности. В основе перехода от первого ко второму лежат принципы преемственности, взаимосвязи, постепенности и прочных гарантий в трех основных сферах межгосударственных отношений:
89

>>>90>>>
- политической — заключение многосторонних соглашений о мерах по уменьшению и в перспективе о полном устранении опасности ядерной войны; расширение и углубление международной политической интеграции;
— экономической — обеспечение экономической безопасности, упрочение нового экономического порядка и осуществление на этой основе международной экономической интеграции;
— гуманитарной — гармонизация общечеловеческих^ национальных и индивидуальных интересов; широкий обмен людьми, идеями, информацией, научными открытиями и технологическими решениями.
В условиях прочных гарантий укрепление правопорядка пойдет по пути совершенствования правотворчества и правоприменения в виде целенаправленного комплекса правомерных действий.
Основы будущего международного правопорядка закладываются в борьбе за безусловное соблюдение норм международного права и поддержание его престижа. Исходя из реалий сегодняшнего дня, можно сказать, что общедемократический характер современного международного правопорядка ставит его на такую высоту, перед которой преобразования, связанные с его нарушением, являются фактически шагом назад в развитии международного сообщества, и определяет основное направление его укрепления и совершенствования — взаимодействие (а не надгосударственный диктат) и уважение интересов всех государств и народов при безусловном приоритете общечеловеческих ценностей.
Стабильность международного правопорядка всецело зависит от приверженности государств этому основному направлению при всем разнообразии форм и динамике международного общения. Характерно, что утверждение международно-правовой зависимости в виде уни-версациализации норм поведения государств, детализации взаимных прав и обязанностей, а также расширения сотрудничества в международном сообществе на всех уровнях3, в значительной степени базируется на уже сложившейся основе регулирования межгосударственных отношений. Среди них особого внимания заслуживают экономические отношения. Уже сегодня сотрудничество на различных уровнях осуществляется в основ-
90

>>>91>>>
«ом именно в этой сфере. С этой точки зрения международные экономические отношения можно рассматривать как область, наиболее близкую к установлению нового мирового порядка, в продвижении к которому существенным моментом продолжает оставаться согласование внутреннего права с международным, что в свою очередь требует определенного уровня развития экономических систем государств, а также реализация положений, сформулированных в документах об установлении нового международного экономического порядка.
С развитием и совершенствованием форм экономического сотрудничества связано укрепление и в известной степени трансформация регионального правопорядка на основе действующих и вновь создаваемых норм международного права. Опыт сотрудничества государств ЕС свидетельствует, что взаимодействие на различных уровнях первоначально по экономическим может распространиться на сферу политики, финансов, права и др. Он также говорит о том, что интеграционные процессы могут протекать при определенных условиях внутри государств. Одновременно с сближением членов ЕС идет преобразование СЭВ и коренное изменение характера торгово-экономических отношений между странами Восточной Европы, которое, с одной стороны, выглядит как дезинтеграция, а с другой — означает переход к экономическим связям на условиях, принятых во всем мире, что должно стать новым стабилизирующим фактором международного правопорядка в целом и правопорядка в Европейском регионе в частности. Новые политические реалии — Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (сентябрь 1990 г.), расформирование военных структур Организации Варшавского Договора, вывод советских войск с территорий восточноевропейских государств — открывают и новые возможности сотрудничества в Европе, укрепления европейского правопорядка.
Существенную роль в поддержании международного правопорядка на современном этапе играет институт контроля за соблюдением международных договоров, который пронизывает все отрасли международного права. Исходя из того, что международный правопорядок обеспечивается исполнением договорных обязательств, связанных как с осуществлением правомерной деятельности, так и с воздержанием от неправомерной, пред-
91

>>>92>>>
ставляется, что международный контроль должен распространяться и на первое, и на второе. Несмотря на то, что он является эффективным средством стимулирования к соблюдению международно-правовых норм, его содействие правопорядку носит второстепенный характер. Определяющим здесь остается добровольное волеизъявление в отношении договорного обязательства. Более того, прогрессивное развитие международного сообщества, устранение военной и ядерной угрозы, повышение уровня международно-правого сознания государств создадут условия, в которых международный контроль утратит свое значение. Добровольное волеизъявление и самоконтроль должны стать основой будущего международного правопорядка.
Примечания
1 См.: Пресс-конференция Э. А. Шеварднадзе//Известия. 1988. 26 сентября.
2 См.: Генеральный замысел — мир, безопасность, гармония интересов: Выступление Э. А. Шеварднадзе на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН//Известия. 1989. 28 сентября.
3 См.: Колосов Ю. М. К вопросу о примате международного права//Международное право в современном мире. M., 199I. С. 4—5.

>>>93>>>
ОГЛАВЛЕНИ Е
Введение ........
Глава 1. Понятие и сущность правопорядка
1. Понятие правопорядка...... 9
2. Особенности и сущность международного правопорядка .............. 15
3. Порядок и правопорядок в международном сообществе............. 2S
4. Подход к мировому порядку и международному правопорядку в американской и других западных доктринах международного права . 32
Глава 2. Американские проекты преобразования
международного правопорядка 46
1. Изменение круга субъектов международного права...........49
2. Обеспечение централизованного надгосударст-венного принуждения.......53
3. Ограничение государственного суверенитета 61
4. Создание органа централизованной власти в международном сообществе.....65
5. Трансформация международного права . . 74
Заключение ..........89

>>>94>>>
Наталья Евгеньевна Тюрина МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК (Современные проекты совершенствования и преобразования)
Редактор С. А. Ярмухаметова
Техн. редактор Г. П. Соколова
Художественный редактор Г. Е. Трифонов
Обложка художника И. И. Рахимова
Корректор Л. М. Самуйлина

>>>95>>>
ИБ № 1711
Сдано в набор 14.11.90. Подписано к печати 26.04.91. Формат 84ХЮ8'/з2- Бум. типографская № 2. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 5,04. Усл. кр. отт. 5,24. Уч.-изд. л. 5,36. Тираж 1200 экз. Заказ 001076. Цена 1 р. 20 к.
Издательство Казанского университета 420008 Казань, ул. Ленина, 18
Ижевская республиканская типография ГКИ УАССР 426057, Ижевск, ул. Пастухова, 13.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ