стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ЦЕНТР ЦИВИЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Москва, 2000 г.
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Т. Е. АБОВА
В данной книге представлены статьи известных и молодых ученых Института государства и права РАН по проблемам гражданской правосубъектности физических и юридических лиц, а также российского государства и муниципальных образований.
Все статьи в сборнике подготовлены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 99-03-19858).

ISBN 5-8339-00-
Институт государства и права РАН, 2000 г.
СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Корректор М. М. Сапожникова Компьютерная верстка С. В. Мироновой
ЛР № 040932 от 25. 12. 1998 г.
Подписано в печать 12. 10. 2000 г. Формат 60x90 Vie
Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 7, 8
Тираж 1000 экз. Заказ № 1384.
Институт государства и права Российской Академии наук
Отпечатано в Щербинской типографии 113623, Москва, ул. Типографская, 10

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ 6
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 13
ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (РЕОРГАНИЗАЦИЯ) 25
ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 31
КООПЕРАТИВЫ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 39
ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА 45
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 51
ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ 57
ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ФОНДОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ 61
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА 67


ПРЕДИСЛОВИЕ
Представляемый читателю сборник статей посвящен участникам современного гражданского оборота в России. Он озаглавлен отсутствующим в гражданском законодательстве термином «субъекты гражданского права». В цивилистической и современной литературе мало работ под таким названием1. Между тем это понятие имеет право на существование. Оно не тождественно термину «участник гражданского правоотношения», так как последний все же означает носителя конкретного права или обязанности. Такое отождествление допущено авторами учебника ЛГУ «Гражданское право», где говорится следующее: «Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами»2. В учебнике «Гражданское право» авторского коллектива МГУ3 понятие субъекта гражданского права отождествлено с понятием субъекта гражданского правоотношения, раскрываемым через закрепленное в ГК РФ понятие «лицо».
Термин «субъекты гражданского права» имеет право на самостоятельную жизнь по нескольким причинам Прежде всего в соответствии с ГК РФ и иным гражданским законодательством некоторые его участники возникают как субъекты, предусмотренные этим законодательством, раньше, чем они приобретают статус юридического лица. Например, хозяйственные общества возникают с момента признания этого факта общим собранием учредителей, которые заключают договор, именуемый учредительным, и утверждают устав общества. Юридическим же лицом они становятся только после их регистрации в качестве таковых. Аналогичной является ситуация и с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями. Можно, конечно, спорить, являются ли предусмотренные гражданским законодательством права органов управления АО или ООО в сфере управления ими гражданско-правовыми, в частности по утверждению отчетов и балансов, принятию решений об эмиссии акций, увеличе-
нию или уменьшению уставного капитала, по определению стратегии развития общества и его текущему руководству без выхода на внешний рынок. Тем не менее нельзя отрицать, что эти правомочия предусмотрены ГК РФ, а потому принадлежат, например, хозяйственным обществам как субъектам этого законодательства. Подобные аспекты деятельности хозяйственных обществ изучаются гражданским правом и отражены во всех учебниках. Можно утверждать также, что сферы гражданского права и гражданского законодательства, так же как сферы этого законодательства и учебной дисциплины, не совпадают. Тем не менее нельзя отрицать, что правосубъектность хозяйственных обществ, других названных в ГК РФ организаций значительно шире, чем их правосубъектность в качестве юридического лица. И здесь понятие «субъект гражданского права» вполне уместно4.
Далее. В ГК РФ предусмотрены такие образования, как филиалы и представительства юридических лиц. Они не юридические лица. Однако они наделяются частью имущества создавшего их юридического лица и, следовательно, владеют им и пользуются, т. е. самостоятельно осуществляют ряд правомочий, которые принадлежат собственнику. На представительство возложена обязанность представлять интересы юридического лица и их защищать. Но обязанность не может не принадлежать конкретному субъекту. Итак, какие-то права и обязанности, не отождествляемые с правами и обязанностями юридического лица, все же могут принадлежать филиалам и представительствам юридических лиц. Следовательно, они также являются в соответствующем объеме субъектами гражданского права, не будучи юридическими лицами.
_______________________________
1 Есть монографическое исследование С. Н. Братуся, вышедшее в 1950 г. под названием «Субъекты гражданского права», есть ряд сборников статей с таким названием.
2 Гражданское право/Под ред. Ю. К. Толстого и А. П. Сергеева. М., 1996. Т. 1. С. 77.
3 См.: Гражданское право/Под ред. Е. А. Суханова. М., 1998. Т. 1. С. 97.
4 Нельзя не отметить некоторую противоречивость положений п. 1 и п. 2 ст. 51 ГК РФ. В п. 1 говорится, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации. А в п. 2 утверждается, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации. Если до регистрации юридического лица нет, то кто же тогда подлежит регистрации? Регистрации подлежит субъект гражданского права, еще не ставший юридическим лицом. АПК РФ таких субъектов называет образованиями и признает за ними право на защиту от незаконных действий административных органов. Но такое право на судебную защиту предусмотрено ГК РФ (ст. 12 и 13) и принадлежит субъекту, еще не ставшему юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Особое положение занимают в ГК РФ крестьянские хозяйства, о правовом статусе которых ведется большая дискуссия. При всей разности взглядов многие авторы сходятся на том, что нельзя гражданско-правовой статус крестьянского хозяйства определять только через фигуру его главы или через юридическую личность.
Дискуссионным в науке является также вопрос о правовом статусе холдингов и финансово-промышленных групп. Представители науки предпринимательского права полагают, что это субъекты данного права. Но пока в России нет общего закона, который точно определил бы их статус как участников гражданского оборота.
Несовпадающими являются понятия «организация» и «юридическое лицо», хотя ГК РФ их отождествляет. Существуют такие сложные структуры, как, например, железные дороги, академии наук. Но из-за императивной классификации юридических лиц, содержащейся в ГК РФ, на каждую из этих структур одета уродующая их организационно-правовая форма. Первые зарегистрированы как унитарные государственные предприятия, вторые - как государственные учреждения, в то время как в составе первых немало других организаций, а в составе вторых - иных учреждений.
И с этих позиций понятие «субъект гражданского права» может помочь определить надлежащее место подобного рода структур в российском гражданском праве.
Представленный читателю сборник статей - лишь начальный этап в проводимом Институтом государства и права РАН исследовании проблем субъектов гражданского права. Предполагается написание и издание двухтомного монографического исследования, в котором будут всесторонне рассмотрены как общие подходы к проблеме, так и специфика отдельных видов субъектов гражданских прав.
И данный сборник статей, и все последующие работы выполнены и выполняются при финансовой поддержке Российского научного гуманитарного фонда, за что авторы выражают фонду большую признательность.
Т. Е. АБОВА, руководитель Центра цивилистических исследований Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор

А. М. НЕЧАЕВА' (Ведущий сотрудник ИГП РАН, докт. юрид. наук.)

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Суть права, которое принадлежит субъекту, состоит в предоставлении его обладателю возможности действовать определенным, желательным для государства образом. Такую возможность получают как физические лица (граждане), так и юридические лица.
Применительно к физическим лицам эта возможность отличается большой широтой, ее ограничения сводятся к минимуму, поскольку человек приобретает ее с рождения, тогда как с юридическими лицами дело обстоит сложнее. Однако возможность стать обладателем права сама по себе ничего не значит. Для ее претворения в действительность необходимо, чтобы субъект права обладал способностью это право иметь, мог им распоряжаться. Отсюда появление в законе, правовой литературе взаимосвязанных терминов «правоспособность» и «дееспособность».
Под правоспособностью традиционно понимают способность быть субъектом права, т. е. обладателем определенных прав, носителем определенных обязанностей1. Такое определение правоспособности принято считать традиционным и возражений не вызывает. Не случайно поэтому именно так она была обозначена в ст. 9 ГК РСФСР, ст. 17 ныне действующего ГК РФ. Видимо, это обстоятельство объясняется, во-первых, сложившимся стереотипом, во-вторых, трудностями в определении правоспособности. Но, на наш взгляд, сказать, что правоспособность - это способность иметь права (обязанности), явно недостаточно. Тем более что в данном случае одно понятие обозначается с помощью идентичного (idem per idem). В результате из поля зрения исчезает понятие «способность» - далеко не безразличное для понимания существа правоспособности понятие.
_________________________________
1 См.: Энциклопедия государства и права. М., 1925. Т. 1. С. 794; Бра-тусь С. Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 5 - 6; Братусь С. Н., Иоффе О. С. Гражданское право. М.,.1967. С. 25; Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР/Под ред. Е. А. Флейшиц и О. С. Иоффе. М., 1970. С. 34; Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. Научно-практический комментарий. М., 1996. С. 43; Словарь гражданского права/Под ред. В. В. Залесского. М., 1997. С. 240; и др.

Всякая способность сама по себе есть состояние человека. В общепринятом смысле это его природное дарование, качество, свойство, состояние, дающее ему какую-то возможность2. Применительно к правовой материи речь идет о возможности стать субъектом права. С другой стороны, раз это неотъемлемое свойство личности, гражданина, значит неправильно говорить, что предпосылкой правоспособности служат законы и иные правовые акты, действия граждан, «которые хотя и не предусмотрены законом или иными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности»3. Ни закон, ни иной акт не порождают, не могут порождать правоспособность как состояние гражданина как такового. Вот почему в научных исследованиях, посвященных субъектам права, их правоспособности, следует посмотреть на нее несколько иначе. Существующий здесь пробел в научных исследованиях некоторые авторы восполняют определением правоспособности как своеобразного субъективного права, с чем трудно согласиться. Другое дело, что правоспособность есть предпосылка право-обладания конкретными, субъективными правами, причем обязательная предпосылка, без которой субъективное право теряет всякий смысл. Именно поэтому правоспособность, согласно ст. 17 ГК РФ, признается в равной мере за всеми гражданами независимо от их возраста, состояния здоровья, пола, религиозной принадлежности и т. п. Это неотъемлемое свойство человека, живущего в государстве, которое наделяет своих граждан соответствующими правами. И когда этого человека нет (умер, признан в установленном законом порядке умершим), говорить о его правоспособности не приходится.
_______________________________
См.; Толковый словарь русского языка/Под ред. Д. Н. Ушакова. М, 1940. С. 448.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. Научно-практический комментарий. С. 44.
Непременный признак правоспособности физических лиц - ее неотчуждаемость. От правоспособности нельзя отказаться, ее нельзя передать другому и, наконец, невозможно даже в судебном порядке лишить правоспособности. Вместе с тем ст. 22 ГК РФ допускает ограничение правоспособности гражданина. Правда, лишь в случаях и в порядке, установленных законом. В развитие этого положения ч. 3 данной статьи причисляет полный или частичный отказ гражданина от правоспособности, а также другие сделки, направленные на ее ограничение, к ничтожным сделкам, за исключением случаев, когда они разрешаются законом. В развитие данного правила ст. 49 Семейного кодекса РФ, посвященная содержанию брачного договора, не позволяет ограничивать правоспособность супругов при его заключении. Таким образом, ГК РФ допускает ограничение правоспособности, приравнивая ее в этом плане к дееспособности. Однако, если рассматривать правоспособность физического лица как неотчуждаемое его свойство, неотчуждаемое в целом, а потому неделимое, напрашивается вывод: правоспособность гражданина невозможно ограничить даже на время, а тем более навсегда как в уголовном, так и в гражданском порядке. Ограничить можно лишь право, а не правоспособность. Поэтому все те требования, которые предъявляются" к ограничению дееспособности, здесь неприменимы. Думается также, что в отличие от юридического лица граждане не могут иметь общей и специальной правоспособности. Она для них одна4.
Будучи в определенной мере абстрактным понятием, правоспособность гражданина дифференцируется применительно к характеру регулируемых отношений. В сфере действия гражданского законодательства ее существо определяется гражданским законодательством, в том числе ГК РФ, дающим в ст. 18 открытый перечень прав и обязанностей, предпосылкой которых служит правоспособность.
Дееспособность на правовом языке означает фактическую способность человека совершать те или иные юридические сделки, юридические действия, направленные к установлению, изменению, прекращению или осуществлению гражданских прав5. По сути дела, аналогично определялась дееспособность гражданина в ст. 11 Гражданского кодекса РСФСР, под которой подразумевалась способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Современное понимание дееспособности в принципе не отличается от прежнего. Она вновь рассматривается как способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности (ст. 21 Гражданского кодекса РФ, ч. I). Но к сказанному делается существенное дополнение: «...и исполнять их». Такое дополнение подчеркивает немаловажный признак дееспособности - ее динамику6.
Таким образом, дееспособность входит в категорию понятий, ядро которых составляет опять-таки способность гражданина. Но здесь это уже не природное свойство как таковое, а готовность к совершению определенных действий и поступков, предусмотренных законом, составляющих права и обязанности физического лица (гражданина). Существование такой способности уже не носит абстрактного характера, оно «привязано» к возможности действовать. Причем эта возможность не безгранична, а ограничена рамками закона. Его вмешательство в содержание дееспособности представляет собой в данном случае одно из наиболее распространенных, универсальных способов регулирования государством гражданско-правовых отношений физических лиц. К участию в них оно допускает не всех и каждого, а лишь граждан, способных совершать разумные действия и поступки, отдавать себе отчет в том, что и для чего они делают. Но ради более гибкого правового регулирования отношений с участием этих лиц вводятся такие понятия, как «полная дееспособность» и «ограниченная дееспособность».
Согласно ч. 1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ, дееспособность гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. Именно с этим возрастом для лиц любого пола связано наступление всех показателей их зрелости, куда входит зрелость физическая, определяемая преимущественно физическим состоянием, психическая, говорящая об умении разумно руководить своими действиями и поступками, и, наконец, что не менее важно, так называемая социальная, позволяющая принимать самостоятельное участие в жизни общества (трудиться, занимать определенные должности и т. д.). Причем для полноценной полной дееспособности желательно наличие всех трех параметров зрелости, хотя не исключаются всякого рода отступления и на этот счет, например задержка в физическом, умственном развитии, не соответствующая эталону 18-летнего человека.
_________________________________
4 О специальной правоспособности юридических лиц см.: Кудашкин В. В. Специальная правоспособность субъектов гражданского права в сфере действия общего запретах/Государство и право. 1999. № 5. С. 53.
5 См.: Энциклопедия государства и права. Т. 1. С. 794; Словарь гражданского права. М., 1997. С. 49.
6 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. Научно-практический комментарий. С. 50.

Наступление полной дееспособности по достижении совершеннолетия относится к общему правилу, причем такому, которое выходит за рамки гражданско-правового регулирования и распространяется на все отношения, регулируемые с помощью других отраслей права, в частности семейного. Свидетельством превращения правовых предписаний относительно дееспособности в гибкий инструмент правового регулирования служат возможные отступления от принятых правил. Имеется в виду наступление полной дееспособности ранее обозначенного в законе срока. Так, согласно ч. 2 ст. 21 ГК РФ, приобретение дееспособности в полном объеме допускается, во-первых, при досрочном вступлении в брак в соответствии со ст. 13 Семейного кодекса, во-вторых, после эмансипации подростка, достигшего 16-летнего возраста, в порядке, установленном ст. 27 ГК РФ. При этом могут возникать вопросы относительно признания дееспособности лиц, вступивших в брак до достижения ими 16 лет и ранее, что разрешается законами субъектов Российской Федерации. Представляется, что в любом случае, когда брак заключен в установленном законом порядке, полная дееспособность наступает автоматически, даже если трудно говорить о наличии всех показателей зрелости супруга. К тому же дееспособность в полном объеме сохраняется и после расторжения брака. Возвращение в состояние ограниченной дееспособности после развода невозможно, если к тому нет показаний, предусмотренных в законе. К тому же п. 2 ст. 21 ГК РФ практически снимает все возникающие при этом вопросы, так как гласит: «Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет». При этом не исключается признание недееспособным бывшего супруга на общих основаниях в соответствии со ст. 29 ГК РФ или ограничение его дееспособности в соответствии со ст. 30 ГК РФ. Аналогично положение дел, когда брак признается недействительным. В ст. 30 Семейного кодекса РФ, посвященной последствиям признания брака недействительным, утрата, ограничение дееспособ- ности не фигурируют. Но суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, который он определяет самостоятельно с учетом обстоятельств дела, его особенностей, интересов несовершеннолетнего. Может, но не должен. Такая расстановка акцентов позволяет проявить необходимую гибкость в неординарной ситуации.
Хотя эмансипация подростка не наступает автоматически и связана с соблюдением определенных условий, возвращение обретшего полную дееспособность несовершеннолетнего в прежнее состояние, например из-за нежелания трудиться, невозможно, противоестественно. Назад пути уже нет. Однако при этом не исключается применение общих правил об утрате, ограничении дееспособности.
Говоря об ограничении дееспособности, следует прежде всего сказать о различных ее объемах, зависящих от возраста несовершеннолетнего лица. В отличие от ранее действующего ГК РСФСР теперь установлены иные возрастные критерии при определении дееспособности несовершеннолетних. Они делятся на две группы. В первую входят малолетние, т. е. не достигшие 14 лет, во вторую - подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Статья 28 ГК РФ, именуемая «Дееспособность малолетних», причисляет их, по сути дела, к полностью недееспособным, за которых почти все сделки могут совершать от их имени родители либо заменяющие их в установленном законом порядке лица. Мало того, малолетние в свою очередь подразделяются еще на две категории, куда входят, во-первых, малолетние в возрасте до 6 лет и, во-вторых, те, кому от 6 до 14 лет. Первые считаются недееспособными полностью без всяких на этот счет исключений. Вторые же, относящиеся, по общему правилу, к недееспособным, все-таки в порядке исключения обладают некоторой самостоятельностью. Согласно п. 2 ст. 28 ГК РФ, они могут совершать:
- мелкие бытовые сделки;
- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом Для определенной цели или для свободного распоряжения.
Если попытаться проанализировать приведенный текст ГК РФ, легко обнаружить отсутствие четких границ в определении тех действий, которые разрешаются малолетнему в возрасте от 6 до 14 лет. Тем более что ГК РФ не определяет (и не может определить), каковы признаки мелкой бытовой сделки, так как они во многом зависят от уровня материальной обеспеченности семьи, где находится ребенок, от понимания того, какова ценность вещи, предмета сделки и т. п. Нет ясности в вопросе, какие сделки направлены на безвозмездное получение выгоды, тем более когда их совершает малолетний. И наконец, по смыслу п. 2 ст. 28 ГК РФ, малолетний может как угодно распоряжаться любыми средствами, лишь бы они поступали от родителей или с их согласия безотносительно к размеру полученного. А если это гонорар ребенка или денежная сумма, полученная по наследству, и т. п.? Очевидная уязвимость текста п. 2 ст. 28 ГК РФ приводит к тому, что данная правовая норма практически не работает, а потому ни пользы, ни вреда не приносит.
Само собой разумеется, что объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет значительно шире, поскольку речь идет о подростках, приближающихся к совершеннолетию. Именно поэтому их законные представители призваны оказывать им помощь в осуществлении их прав, обязанностей, предусмотренных в данном случае гражданским законодательством. При этом п. 2 ст. 26 ГК РФ содержит перечень прав, при распоряжении которыми подросток совершенно самостоятелен, свободен от согласия (несогласия) на сделку родителей (заменяющих их лиц). Сюда входит:
- право распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
- возможность осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
- право вносить в соответствии с законом вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
- право совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК РФ;
- по достижении 16 лет быть членом кооператива (в соответствии с законами о кооперативах).
Что же касается всех других сделок, то на их совершение подростком требуется письменное согласие его законных представителей. Это правило действует лишь тогда, когда сделка подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. Все остальные сделки практически совершаются без всякого на то одобрения, выраженного в письменной форме. Последующее же письменное подтверждение - вообще нонсенс. Поэтому правомерна постановка вопроса об изъятии из ГК РФ подобного рода нежизнеспособных искусственных правил, обременяющих текст закона. Все сказанное в полной мере относится к несовершеннолетним, имеющим попечителя, а также к воспитанникам приемной семьи с единственной оговоркой: органам опеки и попечительства принадлежит право контроля за тем, как несовершеннолетний распоряжается своими имущественными правами, ибо осуществление надзора за воспитанием, содержанием детей в семье, заменяющей родительскую, предусмотрено законом.
Таковы ограничения дееспособности несовершеннолетних граждан, предусмотренные ГК РФ. Что же касается физических лиц, достигших совершеннолетия, то правовым основанием ограничения их дееспособности служит лишь ст. 30 ГК РФ, допускающая такое ограничение, если гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и тем самым ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Токсикоманы в эту категорию не входят, поскольку природа подобного рода явления еще полностью не исследована.
Ограничение дееспособности граждан, предусмотренное ст. 30 ГК РФ, сводится к невозможности совершать все сделки, кроме мелких бытовых; получать заработок, пенсию или иные доходы; распоряжаться ими только с согласия попечителя. При всей сложности ситуации, побуждающей к предъявлению иска об ограничении дееспособности, такие сделки на практике встречаются, а потому существование ст. 30 ГК РФ оправдано.
Для защиты прав и интересов не полностью дееспособных граждан, в том числе совершеннолетних, в соответствии до ст. 31 ГК РФ устанавливается опека (попечительство). Надо полагать, что это происходит без формальной процедуры ограничения дееспособности, которая законом и не предусмотрена. Но сам по себе факт назначения опекуна (попечителя) порождает такое ограничение в тех или иных масштабах, ибо управомоченное на защиту интересов подопечного лицо делает все необходимое, чтобы восполнить дееспособность физического лица, которое по состоянию своего здоровья не может в полной мере распоряжаться принадлежащими ему правами, выполнять возложенные на него обязанности. Причем, когда речь идет о тяжело больном человеке, предстоит установить опеку, а при беспомощности, вызванной старостью, хроническими недугами, имеет место попечительство, когда можно обойтись помощью со стороны попечителя. Относительно опеки (попечительства) над совершеннолетними дееспособными лицами в ГК РФ нет полной ясности. Выходом из положения здесь должен был стать патронаж, предусмотренный ст. 41 ГК РФ. Предназначается он для защиты интересов совершеннолетних граждан, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять свои обязанности. Но при этом помощник (патрон) назначается органами опеки и попечительства только по просьбе нуждающегося в помощи лица. Характер отношений между патронируемым и его патроном определяется на основе заключенного между ними договора, а бытовые сделки совершаются с согласия подопечного. Поэтому нет оснований для вывода, что патронаж - это одна из разновидностей ограничения дееспособности совершеннолетнего физического лица.
Таким образом, все случаи ограничения дееспособности физических лиц предусмотрены законом, как того требует п. 1 ст. 22 ГК РФ, где сказано: «Никто не может быть ограничен в... дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом». Причем допустимые ограничения связаны либо с возрастом, либо с состоянием здоровья. Когда речь идет о возрасте, ограничение дееспособности, как правило, наступает автоматически. Пределы такого ограничения расширяются по мере взросления несовершеннолетнего. При разрешении проблем, связанных с состоянием психического здоровья, ограничение дееспособности осуществляется, по общему правилу, не в административном порядке (органами опеки и попечительства), а судом. В качестве исключения можно рассматривать ст. 6 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», которая допускает ограничение дееспособности страдающего психическим расстройством гражданина, намеревающегося, в частности, осуществлять трудовую деятельность, связанную с источником повышенной опасности. Здесь ограничение дееспособности осуществляет не суд, а управомоченная на то специальная врачебная комиссия. Но ее решение, как и всякое другое, может быть обжаловано в суд на общем основании. То же самое можно сказать относительно противопоказаний по части здоровья, например к опеке (попечительству), заключению договора о передаче ребенка в приемную семью. Перечень этих противопоказаний утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г.7 и делает понятной причину ограничения дееспособности гражданина, желающего стать участником соответствующих семейно-правовых отношений. Но применяют эти правила, т. е. непосредственно ограничивают дееспособность гражданина, органы опеки и попечительства, чье решение (постановление) опять-таки можно обжаловать в судебном порядке. При наличии достаточных оснований в некоторых случаях ограничение дееспособности несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет осуществляется судом, если ребенок не может самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Другими словами, не существует единого порядка ограничения дееспособности физических лиц. Но в любом случае оно основывается (должно основываться) на законе в рамках либо судебной, либо административной деятельности.
______________________
7 СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304.
Устанавливая правила по ограничению дееспособности, п. 2 ст. 22 ГК РФ не оставляет без внимания последствия их нарушения. Они состоят в недействительности акта государственного или иного органа, установившего неправомерное ограничение.
Говоря о проблемах, связанных с ограничением дееспособности физических лиц по возрастным показателям, следует учитывать приоритетный характер правил, зафиксированных гражданским законодательством. Устанавливаемая ГК РФ граница в правовом статусе несовершеннолетних в возрасте до и после 14 лет не может не отражаться в иных законах, подзаконных актах, в нормативном материале любого уровня. Тем не менее здесь нет необходимого единообразия.
Кроме ограничения дееспособности ст. 29 ГК РФ предусматривает признание гражданина недееспособным, причем полностью. В качестве основания ее утраты фигурирует психическое расстройство, когда гражданин «не может понимать значения своих действий или руководить ими». По сравнению с ГК РСФСР ныне действующий ГК РФ изъял из своего текста такое основание признания гражданина недееспособным, как его слабоумие, а вместо термина «душевная болезнь» употребляет несколько иной - «психическое расстройство». Однако слабоумие таковым не является, имеет свою специфику, свои корни возникновения. Получается поэтому, что ст. 29 ГК РФ не распространяется на лиц с глубокой степенью слабоумия, когда в действиях и поступках человека полностью отсутствует разумное начало. Между тем глубоко слабоумные лица далеко не редкость, особенно для нашего времени, и защитить их права и интересы с помощью ст. 29 ГК РФ сейчас практически невозможно. Вот почему эта правовая норма нуждается в расширении.
Особенность ст. 29 ГК РФ в том, что ее применение влечет за собой, по сути дела, гражданскую смерть. Как гражданин лицо, утратившее свою дееспособность в полном объеме, перестает существовать в любом качестве. Такое лицо не может заключить любой договор, в том числе трудовой, защитить свои жилищные права, вступить в брак в установленном законом порядке и т. д. Положение осложняется еще и тем, что далеко не всегда над лицом, признанным полностью недееспособным, может быть учреждена опека из-за отсутствия лиц, желающих принять на себя опекунские права и обязанности. А когда они есть, нередко инициируются иски о признании больного полностью недееспособным, с мнением которого можно не считаться. Не единичны случаи назначения в качестве опекунов недееспособного медицинских работников, пользующихся полной беззащитностью своего подопечного. Вариантов нарушения его элементарных прав великое множество, на что обращается внимание в докладе Уполномоченного по правам человека «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами».
Острота проблемы, вызванной полной утратой дееспособности, усугубляется и тем обстоятельством, что количество психически больных постоянно растет. В упомянутом докладе говорится, что за последнее десятилетие число инвалидов вследствие психических расстройств возросло более чем на треть и составляет около 700 тыс. человек8. В их числе и те, кто не может разумно руководить своими действиями. Вот почему Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации подчеркивает необходимость укрепления правовых предпосылок защиты граждан, утративших свою дееспособность в установленном законом порядке, путем внесения «в гражданское законодательство положения о временной и специальной, в том числе процессуальной, недееспособности»9. В противном случае, во-первых, конституционная идея о равенстве прав и свобод всех граждан останется нереализованной; во-вторых, идея правовой защиты недееспособных лиц так и останется декларацией; наконец, в-третьих, случаи злоупотребления жизненно важными интересами тяжело психически больных и глубоко слабоумных граждан многократно возрастут со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Следовательно, острота проблемы более гибкого признания недееспособности физических лиц достигла своего предела, требует незамедлительного разрешения путем коренного изменения ст. 29 ГК РФ, которой предстоит сохранить при утрате физическим лицом так называемой общей дееспособности его специальную дееспособность: трудовую, пенсионную, брачно-семейную, - а также предусмотреть временную утрату дееспособности, чтобы были реальные предпосылки для ее автоматического восстановления в необходимых случаях.
Все сказанное относительно правоспособности и дееспособности физических лиц позволяет заметить, что речь идет о взаимосвязанных и взаимозависимых понятиях, каждое из которых занимает свое место в процессе правового регулирования гражданских отношений физических лиц. И если правоспособность служит непременной предпосылкой наделения гражданина правом, то дееспособность служит правовым инструментом претворения в жизнь субъективного права. По количеству ограничений дееспособности можно судить о степени свободы гражданина в нашем обществе. Однако между рассматриваемыми понятиями нельзя поставить знак равенства, они не тождественны друг другу, поскольку находятся в разных измерениях. Мало того, между ними существуют серьезные различия:
Росс. газ. 199 Там же.

- правоспособность не связана с возрастом гражданина, а дееспособность находится в прямой зависимости от него;
- на правоспособность не влияет состояние здоровья физического лица, а его дееспособность нередко предопределяется серьезными отклонениями в состоянии здоровья субъекта права;
- пр>авоспособность относится к стабильным понятиям, не подлежащим изменению, в то время как дееспособность может расширяться и, наоборот, уменьшаться в своем объеме в случаях, предусмотренных законом;
- правоспособность не предопределяется законом, она свойственна природе человека, а дееспособность зиждется на законе.
Таковы наиболее существенные различия между правоспособностью и дееспособностью. Поэтому их невозможно объединить, слить воедино с помощью термина «правосубъектность». Он представляется искусственным образованием, не имеющим реального смысла. То же самое можно сказать о термине «праводееслособность», с которым связывается реализация многих «юридических возможностей»

М. А. НИКИФОРОВА*
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В основе возникновения юридического лица лежит волеизъявление других субъектов гражданского права - физических и юридических лиц, обладающих гражданско-правовой правоспособностью и дееспособностью. Это волеизъявление покоится на стремлении данных субъектов «обособить» общие для них интересы и имущество, а также юридические средства их достижения1. Вместе с тем наличие такого волеизъявления необходимо, но недостаточно для возникновения юридического лица. Г. Ф. Шершеневич отмечал, что для возник-
_______________________
10 Матузов Н. И. Теория и практика прав человека в России/ЯТравоведение.
1998. № 4. С. 26.
* Старший научный сотрудник ИГП РАН, канд. юрид. наук.
1 См.: Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С.
90.
новения юридического лица необходимы: 1) наличность того субстрата, который должен составить его содержание, т. е. группы лиц и имущества, 2) соответствие законным условиям, потому что иначе невозможно существование «искусственного лица»2. Выполнение этих двух условий предполагает, что создание юридического лица состоит из двух стадий: подготовительной, на которой разрабатывается локальная нормативная модель юридического лица, воплощаемая в учредительных документах - уставе и (или) учредительном договоре, и стадии государственной регистрации3. Следовательно, с формально-юридической точки зрения, создание юридического лица - это прежде всего определенный порядок, закрепленный действующим законодательством.
Данный порядок зависит от ряда условий, например от того, создается юридическое лицо лутем учреждения нового субъекта гражданского права или путем реорганизации уже существующего юридического лица, от того, какова будет его организационно-правовая форма.
Базовым критерием для определения организационно-правовой формы юридического лица является характер прав его участников на имущество юридического лица. Анализ положений ст. 48 ГК РФ позволяет выделить на основании этого критерия три группы юридических лиц. Во-первых, это юридические лица, в отношении имущества которых его учредители (участники) имеют право собственности или другое вещное право. К этой категории юридических лиц относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия в смысле § 4 гл 4 ГК РФ. Это «публичные» юридические лица, которые создаются помимо воли частных лиц и при активном участии государства. Именно поэтому способ создания таких юридических лиц принято называть распорядительным
Сущность распорядительного способа состоит в том, что решение об образовании юридического лица исходит извне, от компетентных органов, как правило, собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом. Эти юридические лица могут использовать имущество, относящееся к разряду государственной или муниципаль-
___________________________
* Там же. С. 93. См.: Жилинский С. Э. Предпринимательское право. М, 1999. С. 98.
ной собственности, либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве хозяйственного управления. Так, органы местного самоуправления своими распоряжениями могут создавать предприятия, учреждения и организации на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (ст. 30 Федерального закона от 28 августа
1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)4; юридические лица, основанные на собственности субъектов Российской Федерации, создаются распоряжениями областной, краевой администрации (п. 2 ст. 53, п. 1 ст. 55, п. 8 ст. 56 Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации»)5; юридические лица, основанные на федеральной собственности, создаются постановлениями и распоряжениями Правительства РФ (п. 1 ст. 115 ГК РФ; Постановление Правительства РФ от 10 мая 1995 г. «О создании государственного унитарного авиационного предприятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий»)6.
Во-вторых, это юридические лица, в отношении имущества которых их учредители (участники) имеют обязательственные права требования. К этой категории юридических лиц относятся коммерческие общества и товарищества, собственники которых реализуют свои права «не в форме собственно действий, а в виде права требования, обращенного к другим лицам, которому соответствует обязанность этих лиц совершить определенные действия»7.
И, наконец, в-третьих, это юридические лица, участники (учредители) которых не имеют ни вещных прав, ни обязательственных прав требования в отношении имущества созданного ими юридического лица. К их числу, согласно Федеральному закону от 12 января
1996 г. «О некоммерческих организациях»8, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и
________________________
4 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 49. Ст. 5500.
5 Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. 1992. № 13. Ст. 663, 664.
6 См.: Гражданское право России/Под ред. 3. И. Цыбуленко. Часть первая. М., 1998. С. 79.
7 Кашанина Т. В. Корпоративное право. М., 1990. С. 151. 8СЗРФ. 1996. №3. Ст. 145.
иные фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц.
Юридические лица, принадлежащие в приведенной классификации к двум последним группам, создаются добровольным способом. Его суть состоит в том, что инициатива создания юридического лица принадлежит его учредителям (участникам). Вместе с тем и при таком способе создания юридических лиц существует определенный контроль со стороны государства и его органов. В зависимости от форм этого контроля принято различать разрешительный способ и нормативно-явочный.
Разрешительный способ состоит в том, что, приняв решение о создании юридического лица, его учредители обязаны обратиться к компетентной организации за разрешением на его создание. Это разрешение дается в каждом конкретном случае, оно является актом применения права и относится не к группе организаций, а к конкретной организации. В настоящее время этот способ утратил свое прежнее значение и применяется в редких случаях, например при создании союзов, ассоциаций, концернов или иных объединений юридических лиц. Так, при слиянии акционерных обществ требуется получение разрешения Государственного антимонопольного комитета РФ, который может отказать в даче такого разрешения, если это может привести к их доминирующему положению или существенному ограничению конкуренции9. В таком порядке создаются коммерческие банки и страховые компании, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних.
Нормативно-явочный порядок создания юридических лиц применяется, если для этого не требуется чьего-либо распоряжения или разрешения. Так, в соответствии с законодательством о кооперации кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. В аналогичном порядке возникают акционерные общества, общественные объединения, религиозные общества, поль-
Статья 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в ред. от 21 апреля 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1997; п. 2 Указа Президента от 18 августа 1996 г. «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера»//СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4142.
зующиеся правами юридического лица. В этом случае общее разрешение на образование организации дается заранее, до проявления соответствующей инициативы создателей юридического лица. Другими словами, если при разрешительном способе такое разрешение представляет собой индивидуальный акт применения права, то при нормативно-явочном - это нормативный акт общего характера. Основное разрешение на создание юридического лица дается здесь заранее и в общем виде. Далее контроль за созданием юридического лица осуществляется при регистрации данного юридического лица в органах юстиции. В настоящее время этот способ создания юридических лиц является наиболее распространенным.
В связи с тем что при нормативно-явочном способе основной контроль за созданием юридического лица осуществляется при его регистрации, некоторые авторы называют этот способ регистрационным10. Следует согласиться с теми юристами, которые считают такое определение неточным11. Ведь, действительно, государственная регистрация является заключительным этапом в создании любого юридического лица, независимо от того, каким из перечисленных способов оно создается.
Помимо перечисленных способов создания юридических лиц иногда называют еще одну разновидность добровольного способа -договорно-правовой порядок, при котором юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями и гражданами. В таком порядке образуются хозяйственные товарищества, ассоциации, концерны. Фактически же заключение учредительного договора означает только одно - юридическое лицо образуется в добровольном порядке. Но для создания ассоциаций и концернов, как отмечалось выше, требуется предварительное разрешение Государственного антимонопольного комитета РФ, т. е. налицо признаки разрешительного порядка. Если же такого разрешения не требуется, то в любом случае необходима регистрация, в процессе которой проверяется законность создания юридического лица. Это признаки нормативно-явочного порядка. Поэтому нецелесообразно придавать договорно-правовому порядку самостоятельное
___________________________
10 См.: Гражданское право/Под ред. Е. А. Суханова. М., 1994. Т. 1. С. 83.
11 См.: Гражданское право/Под ред. 3. И. Цыбуленко. М., 1999. Т. 1. С. 80.
значение: в действительности он имеет черты или разрешительного, или нормативно-явочного способа.
Учредительные документы юридического лица
Учредительными документами являются документы, на основании которых, согласно закону, регистрируются и действуют юридические лица. Положения учредительных документов обязательны для юридического лица в отношениях с его учредителями и третьими лицами. Гражданский кодекс РФ (ст. 52) называет три типа учредительных документов: учредительный договор, устав, общее положение об организации данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из названных типов учредительных документов, либо на основании двух документов - и учредительного договора, и уста-ва12.
Коммерческие организации по критерию учредительных документов, необходимых для их образования, можно подразделить на три группы.
В первую группу входят хозяйственные товарищества: полные товарищества (ст. 70 ГК) и товарищества на вере (ст. 83 ГК). Для их образования достаточно одного документа - учредительного договора, который подписывается всеми участниками товарищества (полными товарищами). Участники-вкладчики (коммандитисты) товарищества на вере учредительный договор не подписывают.
В содержании учредительного договора полного товарищества и товарищества на вере есть некоторые различия. Оба договора помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должны содержать условия о размере и составе складочного капитала товарищества; размере и порядке изменения долей каждого из участников - полных товарищей в складочном капитале; размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов. Учредительный договор товарищества на вере кроме перечисленных содержит еще сведения о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиком.
________________________________
12 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно-практический комментарий/Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина, В- П. Мозолина. М, 1996. С. 107.
Во вторую группу входят общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 89, ст. 95 ГК), для создания которых необходимо подготовить два документа: учредительный договор, который подписывается всеми его учредителями, и утвержденный ими же устав. Если общество утверждается одним лицом, то его учредительным документом является устав. Учредительные документы обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью должны содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, условия о размере уставного капитала общества; размере долей каждого из участников; размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»13.
Особенностью общества с ограниченной ответственностью является солидарная субсидиарная ответственность его участников по его обязательствам, которую они несут своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их имущества. В учредительных документах и определяется размер этой ответственности.
В третью группу коммерческих организаций входят акционерные общества (п. 3 ст. 98 ГК), производственные кооперативы (ст. 108 ГК), государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 2 ст. 114, п. 2 ст. 115 ГК). У них один учредительный документ - устав.
Учредителями акционерного общества могут быть юридические и физические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать в качестве учредителей акционерного общества только в том случае, если такая возможность предусмотрена федеральным законом. Акционерное общество может быть учреждено одним лицом. Вместе с тем ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1996 г. «Об акционерных обществах» запрещает акционерному обществу иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйствен-
__________________________
13СЗРФ. 1997. №7. Ст. 785. 24
общество, состоящее из одного лица14. Число учредителей закрытого акционерного общества не может превышать пятидесяти. Для открытых акционерных обществ ограничений по количеству учредителей Законом не предусмотрено. Создание акционерного общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей, принимаемому учредительным собранием. В случае, если учреждение общества является результатом инициативы и волеизъявления одного лица, решение об учреждении акционерного общества принимается этим лицом единолично.
Если количество учредителей два и более, между ними заключается договор, которым определяется порядок осуществления совместной деятельности по созданию общества. В отличие от ранее действовавшего законодательства договор учредителей о создании общества не признается в настоящее время учредительным документом общества. Законодатель вообще отказался от термина «учредительный договор», заменив его понятием «договор о создании общества» (см. ст. 9 Федерального закона «Об акционерных обществах»). По своей правовой природе данный договор является разновидностью договора о совместной деятельности15. Специфика этого договора заключается в том, что его стороны несут не долевую (как в обычном договоре о совместной деятельности), а солидарную ответственность по вытекающим из него обязательствам, связанным с созданием акционерного общества и возникшим до его регистрации. Договор учредителей должен быть заключен в простой письменной форме. К существенным условиям этого договора относятся определение размера уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению между учредителями, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.
Единственным учредительным документом акционерного общества является его устав. Действующее законодательство позволяет включить в устав три группы положений:
- положения, которые должны быть обязательно закреплены в уставе (наименование и тип общества, его местонахождение, размер уставного капитала общества, количество, номинальная стоимость,
_______________________
СЗРФ. 1996. №1. Ст. 1. См. ст. 1041 ГК РФ.
категории акции и типы привилегированных акций, размещаемых обществом, структура и компетенция органов управления, сведения о филиалах и представительствах);
- положения, возможность закрепления которых в уставе отнесена на усмотрение органов управления обществом;
- иные положения, не противоречащие Федеральному закону «Об акционерных обществах» и иным федеральным законам. Так, в отдельных случаях уставом дополнительно могут быть установлены ограничения, касающиеся количества акций, принадлежащих одному акционеру, суммарной номинальной стоимости акций, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру16.
Для акционерных обществ с участием иностранных инвесторов законодательством предусмотрен особый порядок создания и регистрации. Создание этой категории акционерных обществ осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом «Об иностранных инвестициях».
Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий17. В данном случае создается новое юридическое лицо на базе уже существующего субъекта гражданского права. Законодатель использует здесь понятие «преобразование юридического лица», которое является частным случаем его реорганизации. Реорганизация юридического лица в смысле ст. 57 ГК РФ - это прекращение юридического лица, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридического лица существующих организаций. Вопросы реорганизации юридических лиц будут подробнее рассмотрены ниже в следующем параграфе. Здесь же отметим только,
_________________________________
16 См.: Правовое регулирование деятельности акционерных обществ/Под ред. Е. П. Губина. М., 1998. С. 24.
17 См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»//С3 РФ. 1997. № 30. Ст. 3595; Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества»//Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. 1992. № 28.- Ст. 1657.
что новые юридические лица создаются в порядке преобразования не только при приватизации государственных предприятий различных форм собственности. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 19 июля 1998 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», «путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит не менее 49 процентов уставного капитала», создаются народные предприятия. Указанный Закон формулирует требования к учредительным документам такого юридического лица. Учредительный договор о создании народного предприятия, помимо требований, указанных в п. 5 ст. 9 Федерального закона "Об акционерных обществах», должен содержать ряд дополнительных сведений, например сведения о количестве акций народного предприятия, которыми может владеть на момент создания народного предприятия:
- каждый работник, в том числе являющийся участником преобразуемой коммерческой организации и решивший стать акционером народного предприятия;
- каждый участник преобразуемой коммерческой организации, не являющийся ее работником;
- каждое физическое лицо, не являющееся участником преобразуемой организации, и/или юридическое лицо, а также ряд других сведений. Устав народного предприятия помимо сведений, указанных в п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об акционерных обществах», должен содержать сведения о максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и/или юридического лица; о максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть работник народного предприятия. Законодательно установленные требования о включении дополнительных сведений в устав акционерного общества существуют и в отношении некоторых других видов акционерных обществ19.
____________________________
19Подробнее см.: Распоряжение Федеральной службы России по делам о несостоятельности и банкротстве от 27 августа 1998 г. и Приложение к не-
Еще одним примером создания акционерных обществ в порядке преобразования может служить реализация ускоренного порядка применения процедур банкротства, когда в период внешнего управления имуществом должника на базе этого имущества создаются открытые акционерные общества20.
Единственным учредительным документом производственного кооператива также является устав. Лица, принявшие решения об объединении в кооператив, утверждают устав на первом учредительном общем собрании членов кооператива. Сведения, которые должны содержаться в уставе, можно подразделить на три группы: общие для юридических лиц (п. 2 ст. 52 ГК); отражающие специфику производственного кооператива и подлежащие обязательному включению в устав кооператива (п. 2 ст. 108 ГК); иные сведения, вносимые общим собранием членов кооператива. Сведениями, относящимися, например, ко второй группе и отражающими специфику производственного кооператива, являются следующие: о размере паевых взносов членов кооператива; составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; характере и порядке трудового участия членов кооператива в его деятельности и их ответственности за нарушения обязательств по личному участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и о порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Отсутствие в ГК РФ указаний на возможность дополнения устава иными не названными в ст. 108 сведениями, не означает, что таковых не может быть. ГК РФ содержит унифицированные сведения, не зависящие от профиля и характера деятельности кооператива, что не исключает дополнения их сведениями, отражающими особенности организации и деятельности каждого отдельного кооператива.
_______________________________
му//Банкротство. Методические рекомендации по ускоренному порядку применения процедур банкротства. М., 1999. 20 См.: Лаптев В. В. Акционерное право. М., 1999. С. 44.
Более детально вопрос о содержании устава кооператива может быть решен в законах о производственных кооперативах и уставах. В законе и уставе кооператива, в частности, можно предусмотреть обязанность члена кооператива внести вступительный взнос наряду с паевым, специфику регулирования трудовых отношений в кооперативе, основания исключения из кооператива, установить размер паевых взносов, который может быть одинаковым для всех членов или определяться вилкой - от и до.
Гражданский кодекс РФ установил минимальное число членов для образования кооператива: их не может быть менее пяти. Максимального предела нет. Однако следует учитывать поддержку государством малого бизнеса, предусмотренную Федеральным законом от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»21, а также Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»22. Такая поддержка особенно важна для кооперативов в стартовом периоде, если численность работников кооператива (как членов, так и работающих по трудовому соглашению) соответствует установленной для поддержки малого предпринимательства.
Унитарным предприятием, согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ, признается коммерческая организация-несобственник, которая создается по распоряжению собственника имущества и устав которой утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Устав унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), утверждается Правительством РФ.
Являясь единственным учредительным документом таких юридических лиц, устав помимо сведений о размере и источниках формирования уставного капитала унитарного предприятия обязательно должен содержать сведения о предмете и целях его деятельности (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК)23. Ведь унитарное предприятие является един-
____________________
21 СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343.
22 Там же. 1996. № 1. Ст. 15.
23
См., напр.: Уставы федеральных государственных унитарных предприятий «Росвооружение» и «Промэкспорт»//Росс. газ. 1998. 31 янв.
ственным видом коммерческих организаций, имеющим специальную (целевую), а не общую правоспособность (п. 1 ст. 49 ПК).
Органом такого предприятия является его единоличный руководитель (директор), назначаемый собственником и подотчетный ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо иному аналогичному органу (п. 4 ст. 113 ГК). Унитарное предприятие обязано иметь фирменное наименование с указанием собственника его имущества, например: «федеральное государственное предприятие», «областное государственное предприятие», «муниципальное предприятие».
Поскольку унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, исключает дополнительную ответственность собственника-учредителя по своим долгам, к его имуществу предъявляются повышенные требования. Ведь его уставный капитал, как и соответствующий капитал хозяйственных обществ, по сути, тоже представляет собой минимальную гарантию удовлетворения имущественных претензий его кредиторов. Поэтому уставный капитал такой организации не может быть меньше минимума, установленного специальным законом, а в его отсутствие - действующим законодательством. В соответствии с п. 3 «г» Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.24, размер уставного капитала государственного или муниципального предприятия должен быть не менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством на дату представления устава предприятия для регистрации. При этом к моменту государственной регистрации унитарного предприятия весь его объявленный уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником-учредителем и никаких рассрочек в этом отношении закон не допускает (п. 3 и 4 ст. 114 ГК).
Единообразнее решается вопрос об учредительных документах некоммерческих организаций. У всех этих организаций учредительным документом является устав, но некоторые из них должны иметь и другие учредительные документы. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании
_________________________
24 СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1194. 30
общего положения об организациях данного вида. К ним, например, относятся средние специальные учебные заведения25.
Среди некоммерческих организаций особняком стоят потребительские кооперативы. Это единственный вид некоммерческих организаций, на которые не распространяется действие Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»26. Учредительным документом потребительского кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. В уставе должны содержаться сведения, указанные в п. 2 ст. 52 и п. 2 ст. 116 ГК РФ. Включение данных сведений в устав обязательно для всех потребительских кооперативов. В ГК РФ ничего не сказано о возможности внесения в устав иных сведений, кроме указанных выше. Это не означает, однако, что в устав не могут быть включены сведения, необходимые для организации и деятельности потребительского кооператива соответствующего вида.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребитель-ское общество».
Паевые взносы, внесенные членами кооператива, входят в состав имущества кооператива. Поэтому их размер, состав паевых взносов и порядок внесения должны быть предусмотрены уставом кооператива.
Учредительными документами других некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками), - для общественной или религиозной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации (учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключать учредительный договор); учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, - для ассоциации или союза; решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, - для учреждения.
____________________________
См.: Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведе-нии)»//СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2893. 26 Там же. 1996. № 3. Ст. 145.
Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться: наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму; место нахождения некоммерческой организации, порядок управления ее деятельностью; предмет и цели деятельности; сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов; условия и порядок приема в члены некоммерческой организации (в случае, если некоммерческая организация имеет членство); источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы; порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами. Учредительные документы могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
Для некоторых коммерческих организаций ГК РФ устанавливает круг специальных сведений, которые должны быть отражены в уставе. Например, для контроля за деятельностью фондов введены обязательные требования создания его попечительского совета, осуществляющего постоянный контроль за деятельностью фонда и его должностных лиц (п. 4 ст. 118 ГК), и публичного ведения фондом своих имущественных дел (п. 2 ст. 118 ГК). В уставе фонда обязательно должны содержаться сведения о цели его деятельности и об органах фонда, включая попечительский совет. Так же устанавливается порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с обязательного согласия или путем утверждения попечительским советом). При отсутствии таких условий фонд не подлежит регистрации.
Государственная регистрация юридического лица
Государственная регистрация имеет конститутивное значение для создания юридических лиц. Это юридический акт, в результате которого возникает новый субъект гражданского права.
Общий для всех юридических лиц порядок регистрации установлен в ст. 51 ГК РФ. В ней предусмотрено, что, во-первых, все
юридические лица должны пройти государственную регистрацию в органах юстиции; во-вторых, вводится единый для всей страны государственный реестр юридических лиц; в-третьих, органы, осуществляющие государственную регистрацию, должны проверять соблюдение установленного порядка создания юридического лица, а также соответствие его учредительных документов закону; в-четвертых, отказ в государственной регистрации может быть оспорен в суде. Поскольку новый закон о регистрации юридических лиц не введен в действие, в настоящее время применяется порядок
государственной регистрации юридических лиц, существовавший до принятия части первой ГК РФ. Этот порядок регулируется ст. 34 и 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, посвященными порядку государственной регистрации предприятий и основаниям отказа в регистрации (данные статьи единственные из этого акта, сохранившие свою силу в соответствии со ст. 2 Вводного закона), а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.27 Нормы Положения имеют более широкую сферу действия по сравнению с Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, поскольку распространяются как на коммерческие, так и на некоммерческие организации, если в соответствии с их уставом последним предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность. За пределами Положения остается создание предприятий в процессе приватизации (регистрация последних осуществляется в особом порядке). На случаи создания предприятий с иностранными инвестициями действие Положения хотя и распространяется, но с учетом особенностей, предусмотренных Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях».
Характерными чертами существующего ныне в РФ порядка государственной регистрации являются отсутствие системности и фрагментарность как с точки зрения нормативной базы, так и с точки зрения разнообразия государственных органов, занимающихся регистрацией юридических лиц. Ее осуществляет ряд органов государственного управления и местного самоуправления. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (или
создаваемые ими специальные органы) регистрируют все виды коммерческих организаций (предприятий), а также их ассоциации, союзы и другие объединения по месту их учреждения. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями производится Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ, которая сейчас передана в ведение Министерства юстиции РФ28. Центральный банк РФ регистрирует банки и иные кредитные учреждения. Регистрация общественных объединений, а также некоторых других некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами.
Данные государственной регистрации юридического лица отражаются в реестрах, которые ведут регистрирующие органы. Сводный государственный реестр предприятий ведется органами Государственной налоговой службы.
В Москве регистрация организаций и предприятий осуществляется на основании постановления правительства Москвы от 17 сентября 1991 г. и приложения к нему. Для государственной регистрации юридического лица необходимо представить следующие документы:
1) договор о создании юридического лица или учредительный договор (кроме случаев, когда учредителем выступает одно лицо). Этот договор, как правило, утрачивает силу с момента регистрации юридического лица, т. е. по достижении цели, указанной в договоре, для тех юридических лиц, для которых он не является учредительным документом;
2) протокол общего собрания учредителей о создании корпорации (протокол должен свидетельствовать, что все учредительские вопросы решены, утвержден устав, избраны органы управления; если учредителем выступает одно лицо, то вместо протокола представляется соответствующее решение последнего);
3) устав;
4) гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса;
5) документы, подтверждающие проверку наименования регистрируемой корпорации на повторяемость;
__________________________
28 Там же. 1998. № 37. Ст. 4616. 34
6) заполненные бланки по образцу, установленному регистрационным органом (заявление, сведения о физических лицах-учредителях, сведения о регистрации юридических лиц-учредителей);
7) квитанция об оплате регистрационной пошлины.
Помимо указанных в некоторых случаях необходимо представить ряд других документов. Так, для предприятий с участием иностранного физического лица на иностранного партнера представляется документ о его платежеспособности, выданный обслуживающим его банком или иным кредитным учреждением (с заверенным переводом на русский язык). Акционерным обществом для регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности на территории Москвы для получения постоянного свидетельства о регистрации необходимо представить уведомление о принятии Московским региональным отделением ФКЦБ России документов для регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении29. Такой порядок, по сути, воспроизводит ранее действовавшие правила регистрации акционерных обществ, которые были изменены названным выше Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. Целесообразность и законность такого порядка вызывает сомнения у ряда специалистов по акционерному праву30. В предусмотренных законодательством случаях перечень документов для государственной регистрации акционерного общества может включать так называемое согласование с Министерством по антимонопольной политике РФ. Его заключение необходимо, если суммарная стоимость активов по балансу акционерного общества превышает сто тысяч минимальных размеров оплаты труда. Высший Арбитражный Суд РФ постановил, что антимонопольный орган вправе оспорить в арбитражном суде регистрацию юридического лица, созданного с нарушением установленного законом порядка31. При государственной регистрации общества с участием государства или муниципального образования должны быть дополнительно представлены документы, под-
____________________________
См. постановление правительства Москвы от 11 ноября 1997 г. «Об изменении порядка регистрации акционерных обществ в г. Москве»//Экономика и жизнь. 1997. № 40. С. 6. *° См.: Лаптев В. В. Указ. соч. С. 46.
Информационное письмо ВАС РФ от 30 марта 1998 г. № 32. См.: Комментарий судебно-арбгаражной практики. М., 1998. Вып. 5. С. 277.
тверждающие право собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций.
Согласно Федеральному закону от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности»32, государственная регистрация банков и других кредитных организаций (независимо от их организационно-правовой формы) осуществляется Центральным банком РФ, который также выдает лицензии на ведение банковской деятельности. В отличие от общего порядка, при котором регистрационные органы не решают вопрос о целесообразности создания того или иного юридического лица, а рассматривают лишь соответствие представленных документов законодательству, применительно к созданию банков и других кредитных учреждений Центральный банк РФ имеет более широкие полномочия и может отказать в регистрации, если работники создаваемого банка не соответствуют квалификационным требованиям, финансовое положение учредителей является неудовлетворительным, а также по некоторым другим основаниям33.
Если документы составлены верно, палата выдает временное свидетельство о регистрации юридического лица. С этого момента и до момента получения учредителями (либо их уполномоченными представителями) постоянного свидетельства о регистрации необходимо:
- с копиями договора, устава, временного свидетельства о регистрации (кстати, эти документы необходимо представлять и во все другие учреждения) обратиться в Государственный комитет Российской Федерации по статистике для присвоения кодов ОКПО (Общий классификатор предприятий и организаций);
- изготовить печать;
- поставить юридическое лицо на учет в Пенсионном фонде, фондах медицинского и социального страхования, налоговой инспекции, о чем получить от этих организаций справки, необходимые также для открытия счета в банке;
- на основании этих справок, заверенных копий учредительных документов и банковской карточки (с нотариально заверенными образцами подписей руководителя и главного бухгалтера) акционерно-
___________________________
32 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
33 См. ст. 12 - 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
му обществу можно открыть счет в банке, внеся в него не менее 50% уставного капитала, и получить соответствующую справку; при неоплате 50% уставного капитала в течение 30 дней с момента выдачи временного свидетельства регистрация по иску уполномоченного государственного органа может быть признана недействительной;
- вновь обратиться в Регистрационную палату (или соответствующий уполномоченный орган), которая на основании представленных документов (справка о присвоении кодов ОКПО, декларация об изготовлении печати, справка из налоговой инспекции о постановке на учет, справка из банка об оплате не менее 50% уставного капитала, оригинал временного свидетельства) выдаст постоянное свидетельство о регистрации юридического лица.
Регистрация должна быть осуществлена не позднее 30-дневного срока со дня представления документов или в течение 30 дней с даты почтового отправления, указанного в почтовой квитанции.
Отказ в государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций возможен только по основаниям, предусмотренным в законе. Исчерпывающий перечень таких оснований приводится в ст. 51 ГК РФ, а именно: нарушение установленного законом порядка образования юридического лица и несоответствие его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение регистрирующего органа от такой регистрации в течение установленного срока могут быть обжалованы учредителями в арбитражный суд (см. ст. 22 АПК). Иски учредителей, связанные с регистрацией общественных объединений, рассматриваются соответствующим судом общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Осуществляется регистрация путем присвоения юридическому лицу а) очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и б) произведения надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава юридического лица, скрепляемого в) подписью должностного лица, ответственного за регистрацию. Завершающим этапом регистрации является сообщение регистрационного органа в недельный срок о данном факте в налоговую инспекцию для включения юридического лица в единый государственный реестр. Кроме того, сведения о включении юридического лица в государственный реестр подлежат опубликованию.
Регистрация юридического лица может быть признана недействительной только судом, если при создании юридического лица были допущены нарушения закона, при наличии которых в регистрации должно быть отказано. Причем судебное решение о признании регистрации юридического лица недействительной должно приниматься только в том случае, если эти нарушения носят неустранимый характер (см. п. 2 ст. 61 ГК).

М. В. ТЕЛЮКИНА'
ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (РЕОРГАНИЗАЦИЯ)
Проблема прекращения деятельности юридических лиц актуальна в силу того, что при этом происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права, вследствие чего необходимо решить вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее деятельность юридическое лицо.
Можно выделить два критерия классификации разновидностей прекращения деятельности юридических лиц - в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и принудительное прекращение деятельности. Добровольное прекращение происходит в случае принятия решения об этом самим юридическим лицом, т. е. по решению его учредителей (участников) либо органа, имеющего в силу учредительных документов соответствующие полномочия. Принудительное прекращение деятельности юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.
* Научный сотрудник ИГП РАН, канд. юрид. наук. 38
В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения деятельности юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.
Реорганизация - прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которые вступило реорганизуемое юридическое лицо. Ликвидация - прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т. е. прекращение деятельности как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.
И реорганизация, и ликвидация юридического лица может быть как добровольной, так и принудительной. Реорганизация юридического лица проводится в одной из пяти форм, предусмотренных законом (ст. 57 ГК). Это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Обращают на себя внимание две особенности принудительной реорганизации: во-первых, она в отличие от добровольной реорганизации может быть осуществлена только в формах разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением); во-вторых, она в отличие от принудительной ликвидации может быть произведена во внесудебном порядке, по решению уполномоченных государственных органов.
Добровольная реорганизация осуществляется по решению самого юридического лица - его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на принятие таких решений учредительными документами.
Слияние - такая форма реорганизации, при которой права и обязанности двух прекращающих деятельность юридических лиц переходят к новому юридическому лицу.
Присоединение - форма реорганизации, при которой в состав юридического лица, не прекращающего свою деятельность, вливается прекращающее деятельность юридическое лицо.
Разделение - форма реорганизации, при которой права и обязанности прекращающего деятельность юридического лица переходят к двум (либо более) новым юридическим лицам.
Выделение - форма реорганизации, при которой образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизо-
вавшегося юридического лица, деятельность которого не прекращается. Выделение - единственная форма реорганизации, при которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица.
Преобразование - такая форма реорганизации, при которой происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.
Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения и преобразования считается законченной с момента осуществления государственной регистрации новых юридических лиц.
Реорганизация в форме присоединения оканчивается моментом внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В некоторых случаях при реорганизации необходимо предварительное согласие государственных органов. Необходимость такого согласия (а если точнее - необходимость представления особых документов) может быть установлена законом. В настоящее время Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 25 мая 1995 г. и от 6 мая 1998 г.) предусматривает либо получение согласия Государственного антимонопольного комитета (ныне Министерство по антимонопольной политике), либо его обязательное уведомление.
Согласие необходимо, если осуществляется: 1) слияние или присоединение любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций; 2) слияние или присоединение коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда; 3) разделение или выделение унитарных предприятий, стоимость активов которых более 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если в результате появится хозяйствующий субъект, доля которого на рынке превысит 35%.
Уведомление антимонопольных органов о состоявшейся реорганизации должно быть осуществлено, если в результате слияния или присоединения стоимость активов превысит 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>