стр. 1
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Министерство внутренних дел Украины Университет внутренних дел
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО УКРАИНЫ
В двух частях Часть I
Под редакцией проф. A.A. Пушкина, доц. В.М.Самойленко
Харьков
«Основа» 1996

ББК 67.9(4УКР)3(Мя73 Печатается по решению
Г 75 редакционно-издательского совета Университета внутренних дел от 28 декабря 1995 г.
Рецензенты: д-р юрид. наук, проф. В.К.Попов (Национальная юридическая академия Украины); канд. юрид. наук, доц. В.И.Жуков (Институт интеллектуальной собственности)
Авторы учебника:
д-р юрид. наук, проф. А. А. Пушкин - гл. I (§ 3 в соавторстве с И. И. Власом); гл. II - VII; гл. Х (§ 2-6 в соавторстве с В. М. Самойленко); гл. XIV; XV (§ 1-3 в соавторстве с А. А. Подопригорой); гл. XVI-XVIII - (в соавторстве с Р. Б. Шишкой); гл. XIX (§ 1, 2 в соавторстве с В. М. Самойленко); гл. XX;
канд. юрид. наук, доц. В. М. Самойленко - гл. VIII, IX, Х (§ 1), XI, XIII, XIV (§ 3), XIX (§ 3-6);
канд. юрид. наук, доц. Р. Б. Шишка - гл. XVI, XVIII (в соавторстве);
д-р юрид. наук, проф. А. А. Подопригора - гл. XV (§ 1-3 в
соавторстве);
канд. юрид. наук И. И. Влас - гл. I (§ 3 в соавторстве)

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая работа написана в соответствии с учебной программой для высших юридических и специальных учебных заведений и предназначена в качестве основного источника для изучения Общей части курса "Гражданское и семейное право" студентами, курсантами и слушателями учебных заведений юридического профиля. Эта работа представляет интерес и для практических работников правоохранительных органов, а также для всех тех, кто интересуется проблемами гражданского права. Работа написана на основе действующего законодательства Украины с учетом особенностей перехода к рыночной экономике и построения правового, гражданского общества.
Помимо основного нормативного акта - действующего Гражданского кодекса Украины, в работе анализируются многочисленные акты - отдельные Законы, Указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, инструкции и положения министерств и ведомств, постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, в соответствии с которыми по особому (с учетом новых реалий) регулируются гражданские правоотношения. В работе нашли отражение основные научные концепции в области гражданского права как ученых Украины, так и ученых ближнего и дальнего зарубежья. Авторы попытались учесть тенденции развития гражданского права Украины, в частности положения, используемые при разработке нового Гражданского Кодекса Украины, других законов в области регулирования гражданско-правовых отношений.
С учетом равенства всех форм собственности, в работе отражен особый правовой статус субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в отношениях, регулируемых гражданско-правовыми договорами, проанализированы изменения, происшедшие в семейном, земельном и иных отраслях законодательства, связанные с формированием рыночных отношений и построением гражданского общества. В работе обращено внимание на усиление деятельности украинских право-

охранительных органов по обеспечению важнейших принципов гражданского права (свободы собственности, свободы личности, свободы договоров и т. п.) и по неукоснительному соблюдению естественных прав граждан Украины. Не обойдены вниманием и вопросы гражданско-правового регулирования общественных отношений в законодательстве европейских стран и стран Америки.
Авторы обращают внимание читателей на то, что динамичность законотворческого процесса в Украине приводит к тому, что некоторые нормативные акты остаются нестабильными, в них вносится большое количество изменений, некоторые просто отменяются и на их место приходят иные. В этой связи в изучении гражданского права важнейшее место должно отводиться работе с источниками права, наблюдению за изменениями в законодательстве.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ВВЕДЕНИЕ В ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
ГЛАВА 1 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
§ 1. Понятие гражданского права как отрасли орава. Гражданское право в системе права Украины
Термином "гражданское право" охватывается несколько взаимосвязанных, но не тождественных понятий. Необходимо различать гражданское право как отрасль права, отрасль законодательства и отрасль правовой науки (юридических знаний). При этом прежде всего особо должно быть выделено понятие гражданского права как отрасли права ввиду его основополагающего значения.
Право Украины в целом есть совокупность установленных или санкционированных государством норм, рассчитанных на регулирование и охрану отношений представляемого им общества. Но это не простая, а систематизированная совокупность норм. Она подразделяется на определенные отрасли в зависимости от специфики норм и регулируемых ими отношений. Одной из таких отраслей в системе права Украины и является гражданское право.
Гражданское право Украины в своем развитии прошло определенный путь. В период существования в Украине, как и в других союзных республиках бывшего СССР, административно-командной организации общества гражданское право в значительной степени было огосударствлено и строилось преимущественно на началах, свойственных не частному, а публичному праву. Это, естественно, накладывало и свой отпечаток на границы действия, характер и содержание норм гражданского права. Ряд отношений, например, в сфере предпринимательства, считался преступным и вообще не мог

быть предметом гражданско-правового регулирования. Предприятия, здания, сооружения считались изъятыми из гражданского оборота. Они не могли быть предметом гражданско-правовых сделок и на них нельзя было обращать взыскание. Договоры поставки, перевозки грузов различными видами транспорта и многие другие в своем содержании предопределялись обязательными для сторон плановыми актами и сторонам практически не о чем было договариваться. Личные права граждан и организаций в гражданско-правовом порядке могли защищаться лишь в случаях, особо предусмотренных законом (например, при нарушении чести и достоинства).
Становление независимой и суверенной Украины как правового государства, опирающегося на принципы подлинно гражданского общества, основанного на многообразии форм собственности и предпринимательства, всемерной защите неотъемлемых прав личности, обусловило и совершенно иной характер ее гражданского права. Иначе говоря, современное гражданское право Украины - это право такой стадии нового общества, когда завершается переход от игнорирования частно-правовых начал в гражданском праве (что приводило ранее к слабости гражданского общества, поглощения гражданского общества его политической организацией), к формированию гражданского права как права частного, к установлению такой системы взаимоотношений государства и гражданского общества, когда государство подчиняется служению гражданскому обществу. Главное, что его сейчас отличает, - это расширение и углубление демократии.
Вместе с тем термин "гражданское право", применяемый для обозначения соответствующей отрасли права Украины, сам по себе не отражает всего субъектного состава отношений ею регулируемых, как например, и термин "государство", производный от слова "государь" не отражает всей сущности обозначаемого им понятия. Исторически термин "гражданское право" ведет свое начало от римского права - ins civile - права граждан древнего Рима, еще не знавшего в регулируемой им области ассоциированных субъектов общественных отношений,

Современное гражданское право всех цивилизованных государств, в том числе и Украины, регулирует, ввиду усложнения общественного производства и связанных с ним других сфер общественной жизни людей, многочисленные и разнообразные отношения как с участием граждан, так и с участием организаций. Соответственно более широко понимается и гражданское общество. Таковым считается общество, в котором граждане и организации, будучи совершенно самостоятельными в правовом отношении, связаны друг с другом исключительно взаимными интересами и действуют, руководствуясь этими интересами, по своему усмотрению. Идеал гражданского общества - свободное развитие каждого - есть условие свободного развития всех.
Итак, современное гражданское право Украины - это установленная или санкционированная государством совокупность норм, которые отражают интересы отдельных лиц (граждан и организаций) как членов гражданского общества, способствуют на основе их волеизъявлений достижению не противоречащих закону целей, обеспечивает им возможности для применения своих творческих сил, способностей и дарований, создают условия для всестороннего развития личности.'
Другую отрасль права Украины образуют нормы публичного права - государственно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и некоторые другие, относящиеся к статусу и состоянию государства, отражающие его интересы, обеспечивающие функционирование всех властных структур государства, пресекающие совершение общественно-опасных действий и устанавливающие ответственность лиц, их совершивших, перед государством.
В правовом государстве, в котором разграничиваются понятия гражданского общества и политическая организация общества, деление права на гражданское (частное) и публичное является объективным делением. Проводимое в Украине реформирование всей правовой системы на качественно новых началах также предполагает признание объективного деления права на частное (гражданское) и публичное.

Однако, несмотря на несовпадающее предназначение частного (гражданского) и публичного права, эти две отрасли права образуют единство - целостную систему права Украины, в которой каждая из отраслей права составляет ее органическую часть. Это единство указанных отраслей права основывается на единстве воли народа Украины, выраженной в нормах этих отраслей права, на требовании согласованного регулирования отношений гражданского общества и отношений в сфере властной деятельности государства, которая не может быть отделена от гражданского общества "китайской стеной". Только в единстве всех своих отраслей право обеспечивает всестороннее регулирование совокупности всех отношений, которые складываются в процессе функционирования гражданского общества и государства.
Однако ясно и то. что каждая отрасль права, регулируя отношения в своей области, по особому воздействует на них своими нормами, осуществляет свойственные ей функции. Это значит, что единство права не исключает, а, напротив, предполагает четкое определение места каждой отрасли в его системе, содержания и границ их действия. Отношения гражданского общества первичны по сравнению с властеотношениями. Поэтому и место гражданского (частного) права характеризуется тем, что оно в системе права в целом играет роль своеобразных "базисных" норм. Государство, как было сказано, призвано служить гражданскому обществу. Естественно, что нормам гражданского права присущ и свой метод воздействия на регулируемые ими отношения. Регулируя отношения, они осуществляют и свойственные им функции. Однако, хотя данные нормы исходят от государства, являются результатом его правотворческой деятельности, их специфический характер и содержание предопределены условиями общественного производства, и они не могут быть иными, пока существуют вызвавшие их к жизни условия общественного производства. Уместно в связи с этим вспомнить и слова К.Маркса о том, что законодатель законов не делает, он не изобретает их, а только формулирует.

Поэтому во всей полноте определить природу норм гражданского права можно лишь предварительно выяснив отношения, составляющие предмет их регулирования, отношения, которые в силу существующих условий общественного производства для своего урегулирования требуют применения норм именно этой отрасли права.
§ 2. Предмет гражданско-правового регулирования
Предмет гражданско-правового регулирования составляют имущественные и личные неимущественные отношения, складывающиеся между гражданами, между гражданами и организациями, между организациями. Об этом прямо сказано в статьях 1 и 2 Гражданского кодекса Украиныj. Участником этих отношений может быть и государство.
Имущественные отношения - это основная и наиболее широкая по своему объему часть отношений, регулируемых нормами гражданского права. Они прежде всего и обусловливают существование особых гражданско-правовых норм, согласно которым участники этих отношений признавались бы носителями соответствующих прав и обязанностей.
Ф. Энгельс правильно указывал, что гражданское право "санкционирует существующие, при данных обстоятельствах нормальные, экономические отношения между отдельными лицами"^. Имеются ввиду отношения, складывающиеся между лицами в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ на основе определенной формы собственности на средства производства. Однако не любые экономические (производственные) отношения принимают форму имущественных отношений, а лишь те, которые являются товарно-денежными, обусловлены существованием товарного общественного производства, охватываются понятием рыночной экономики.
' В дальнейшем - ГК Украины. 2 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 311.

Из сказанного следует, что имущественные отношения в гражданском праве - это по своей глубинной сущности товарно-денежные, экономические или, что одно и то же, производственные отношения. В этом смысле они являются обьекшвными, материальными, складываются по объективным экономическим законам товарного производства.
Вместе с тем люди, участвующие в этих отношениях. действуют сознательно, ибо только в результате их сознательной и волевой деятельности имеет место производство. Это означает, что имущественные отношения являясь объективными по своему содержанию, проявляются в волевых актах людей и осуществляются людьми всегда в большей или меньшей мере сознательно. "Товары не могут сами отправляться на рынок и обмениваться... Чтобы данные вещи могли относиться друг к другу как товары, товаровладельцы должны относиться друг к другу как лица, воля которых распоряжается этими вещами..."1. Следовательно, товарно-денежные экономические отношения с точки зрения своей формы являются волевыми отношениями. Поэтому право, несмотря на объективную сущность названных отношений, может оказывать и оказывает воздействие на них, определенным образом их регулирует в соответствии с познанными закономерностями их развития.
Таким образом, имущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, — это свойственные товарному производству объективные по своему содержанию и волевые по своей форме отношения, складывающиеся между гражданами, между гражданами и организациями либо между организациями в процессе производства, распределения, обмена и потребления прежде всего материальных благ (средств и продуктов производства), которыми они владеют, пользуются и распоряжаются, подчиняясь общим требованиям товарного производства, но в рамках, определенных юридическими законами, т.е. нормами гражданского права.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 94.

В современной научной литературе есть и другие мнения о понятии имущественных отношений и соотношении их с понятием отношений экономических. В частности, высказана мнение о том, что имущественные отношения могут быть предметом регулирования не только норм гражданского, но и норм публичного права (например, административно-правовых)1 С этим мнением трудно согласиться. Как было уже сказано, форму имущественных отношений принимают не любые экономические отношения, а только товарно-денежные. Кроме ток», важно учитывать и то, что имущественные отношения, будучи волевой формой выражения экономических отношений, представляют собой одновременно я юридическую квалификацию этих экономических отношений. Поэтому имущественные отношения могут составлять только предмет гражданско-правового регулирования2.
Взгляды ив соотношение понятий имущественных и экономических (производственных) отношений можно свести к трем направлениям. Согласно первому из них, имущественные отношения - это и есть в чистом виде экономические (производственные) отношения3.
По мнению сторонников второго направления, имущественные и экономические (производственные) отношения - это различные отношения: первые - это конкретные отношения, а. вторые - их совокупный конечный результат. При этом одни из авторов не признают имущественные отношения экономическими, поскольку они являются волевыми4, другие считают нвс экономическими5.
Согласно третьему направлению, под имущественными отношениями понимаются экономические (производственные) отношения, но


1 См.: Гражданское право. Учебник / Том 1. Отв. ред. E.A.CyxaHOB. М-, 1993. С. 17; Еременко Г.В., автореф. канд. дисс. Киев. 1994. С. 32-34.
2 Встречающееся иногда в законодательстве указание на бюджетные, налоговые и другие им подобные отношения как имущественные представляется неверным.
3 См.: Вильнянский С.И, Лекции по советскому гражданскому праву.Харьков. 1958. С. 9; Гражданское право БССР / Под ред. В.Ф. Чигира. Т. 1. Минск, 1976. С. 9.
4 Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 9-35.
5 См.: Советское гражданское право / Под ред. О.А-Красавчикова. T.I. 2-е изд. М., 1972. С. 6-8; Советское гражданское право / Под ред. В.П.Грибанова, С.М.Корнеева. М., 1979. С. 10.

то, в полном их объеме, а в той части, в какой они воплощают в себе волевые человеческие акты .
Указанный спор, как представляется, в известной мере носит схоластический характер, навеянный догматической трактовкой экономических (производственных) отношений как базисных и волевых (юридических) отношений, как надстроечных. Все дело в том, что экономические (производственные) отношения, взятые сами по себе, т.е. вне волевого их выражения, - это лишь научная абстракция. В реальной жизни - это всегда конкретные волевые (юридические) отношения, лишь предопределенные в своем содержании, становлении и развитии объективными условиями общественного производства, которые и обусловливают их соответствующее этим условиям правовое регулирование. Следовательно, когда речь идет о правовом регулировании отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, нет оснований для расчленения этих отношений на два самостоятельных вида - экономические (производственные) и волевые (юридические). Они существуют в единстве материального и волевого, хотя в научном плане они могут и должны изучаться политэкономией как отношения экономические (производственные), юриспруденцией - как волевые (юридические). Поэтому всякие попытки квалифицировать имущественные отношения в качестве предмета гражданского права как чисто экономические или как только волевые (юридические), делить все экономические отношения на волевые и неволевые или рассматривать имущественные отношения как только часть экономических (производственных) отношений представляются бесплодными. Вместе с тем, следует подчеркнуть еще раз, что имущественные отношения, являясь в одно и то же время экономическими и волевыми, таковыми считаются лишь в системе товарного общественного производства, в системе рыночной экономики.
' См.: Советское гражданское право / Под ред. В.А.Рясенцева. Т. 1. 2-е изд. М., 1975. С. 4; Гражданское право Казахской ССР / Под ред. Ю.А.Басина, Алма-Ата, 1978. С. 4.

В условиях существования в Украине административно-командной системы хозяйствования сфера действия подлинно-имущественных отношений, естественно, была ограниченной.
Юридическими признаками имущественных отношений, выражающих их экономическую сущность, являются: имущественная обособленность, автономность субъектов этих отношений и, как обобщающий признак, их равенство, основанное на волевой связи, лишенной властного характера. В частности, всем этим признакам и отвечают отношения собственности, а также отношения экономического оборота - важнейшие виды имущественных отношений гражданского права. / Отношения собственности указывают на принадлежность лицам определенных материальных благ, на то, что эти лица (собственники) владеют, пользуются и распоряжаются названными благами как своими. Все другие лица, им противостоящие, должны это признавать и считаться с этим.
Отношения экономического оборота - это отношения, в рамках которых происходит движение материальных благ. Распоряжаясь своим имуществом, собственник вступает с другими лицами в отношения купли-продажи, мены, займа и т.д. Для этих отношений характерно то, что воля их участников предметно выражена или, иначе говоря, персонифицирована в принадлежащих им вещах (имущественная обособленность); участники относятся друг к другу как независимые лица (автономность); они равны, ибо каждый из них находится в одинаковом по-, ложении и переход имущества от одного к другому возможен лишь при посредстве их общего волевого акта (равенство, основанное на волевой связи, лишенной властного характера). Названные отношения объективно требуют для своего урегулирования установления специфических норм права. Причины же, сообщающие этим имущественным отношениям указанные свойства, кроются в их содержании, в способе производства, необходимым элементом которого эти отношения являются.
Из сказанного также следует, что регулируемые гражданским правом имущественные отношения есть от-

ношения, которые непосредственно выражают распределение в обществе материальных условий производства, определяющих природу самого этого производства, последующее распределение созданных в процессе производства материальных благ, их обмен и потребление. Участвующие в этих отношениях граждане, организации (в том числе государственные), действуют не в качестве органов власти, а хозяйствующих субъектов, т.е. организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность. Все другие отношения, в которых принимают участие государственные организации, выражают обусловленную общественным производством потребность управления им или опосредствуют переход имущества от субъектов отношений, регулируемых нормами гражданского права, в доход государства по основаниям, предусмотренных в законе. Здесь характерны властные начала. Поэтому ко всем этим отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой, а также к налоговым и бюджетным отношениям нормы гражданского права не применяются (ст. 2 ГК Украины). Эти отношения, как было сказано, регулируются нормами публичного права.
В литературе дискуссионным является и вопрос о наиболее существенном юридическом признаке имущественных отношений гражданского права. Одно из научных направлений в этом вопросе сводится к тому, что равенство сторон — признак не самих имущественных отношений, а метода их регулирования. Главным признаком последних является то, что объект этих отношений - всегда имущество, имеющее определенную стоимость'.
С этим утверждением трудно согласиться, во-первых, потому, что стоимость, если под ней понимать абстрактный труд заключенный в товаре, как раз и обусловливает в "этих отношениях равенство сторон. Отношение одного лица к другому в процессе обмена товарами на основе общего для обоих волевого акта "есть отношение равенства'.'2 Во-вторых, указание на "стоимость имущества" как просто на определенную денежную сумму или вещь, имеющую денежную оценку не является
' Гражданское право БССР / Под ред. В.Ф.Чигира. Т. С. 5-6.
2 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 187.

признаком, позволяющим отграничить имущественные отношения гражданского права от отношений публичного права, поскольку и платежи в бюджет, и налоги, все это - "стоимости", выраженные в денежных суммах.
Многие авторы признают равенство сторон в качестве признака имущественных отношений гражданского права, но указывают, что имущественные отношения гражданского права обладают этим признаком потому, что все они так или иначе связаны с товарным оборотом. С этой точки зрения и отношения собственности составляют предмет гражданско-правового регулирования лишь постольку, поскольку они выполняют роль предпосылки и результата товарно-денежного обращения'. Трудно согласиться и с этим, т.к. неосновательно суживается круг имущественных отношений, регулируемых нормами гражданского права, и за его пределами оказываются отношения, возникающие при наследовании, все безвозмездные имущественные отношения.
Наконец, в цивнлистической литературе не всегда подчеркивается, что имущественное отношение, в котором субъекты гражданского права действуют на началах равенства, лишено властного характера. Поэтому справедливо указывают, что и в отношениях, например, между пенсионером и соответствующим органом социального обеспечения в связи е хрдатайством о назначении пенсии ни одна из сторон не подчинена друг другу2 Но эти отношения стоят за пределами гражданского права, так как государственные организации, участвующие в этих отношениях, действуют как органы власти. Понятно, что эти отношения и нельзя квали-.фицировать как имущественные. Для последних, только как для отношений гражданского права, характерны юридическая децентрализация и частное самоопределение. Гражданское право регулирует отношения между гражданами и организациями лишь как между членами гражданского общества .
Другую группу отношений, регулируемых нормами гражданского права, составляют личные неимущественные отношения, т. е. те отношения, объектом которых являются нематериальные блага. Разумеется, и личные не-имущенственные отношения между гражданами, между гражданами и организациями, между организациями регулируются гражданским правом как отношения между
' Халфина P.O. О предмете советского гражданского права // Советское государство и право. 1954. № 8. С. 86.
2 Вильнянский С. И. Лекции по советскому гражданскому праву. Харьков, 1961. С. 8-9.

членами гражданского общества. Поэтому не входят в предмет гражданского права, например, личные неимущественные отношения, складывающиеся в области политической деятельности граждан при осуществлении ими избирательных прав и права быть избранными в соответствующие органы государственной власти. Эти отношения определяют участие граждан в управлении делами государства.
Нормы гражданского права регулируют личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (например, отношения, объектом которых являются произведения науки, литературы, искусства, изобретения, рационализаторские предложения и т.д.), и личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными (например, отношения, объектом которых являются честь и достоинство граждан и организаций, иные нематериальные блага, неотделимые от личности человека).
Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (с возможностью получения вознаграждения за использование произведений науки, литературы, искусства, изобретений, рационализаторских предложений и т.д.), составляют с последними единое целое. Однако названные личные неимущественные отношения независимо от их связи с имущественными регулируются гражданским правом тогда, например, когда речь идет лишь о признании авторства на соответствующие произведения науки, литературы или искусства и о защите этих благ как таковых.
Личные неимущественные отношения - как первые, так и вторые - истинно отношения гражданского права. Так же как и имущественные отношения гражданского права, они выражают принадлежность конкретных благ определенным лицам (отдельным гражданам и организациям) и характеризуются обособленностью лиц в этих отношениях, их автономностью (независимостью друг от друга) и равенством. Именно на основании общности признаков имущественных и личных неимущественных отношений последние включаются в предмет гражданского права.

Дискуссионным в литературе является и вопрос об относимое™ к гражданскому праву личных неимущественных отношений. Некоторые авторы считают, что личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, в силу неразрывности с последними включаются в предмет гражданско-правового регулирования. Относительно личных отношений, не связанных с имущественными, они не дают каких-либо объяснений и просто констатируют, что таковые, поскольку их регулирование в виде защиты в особо указанных случаях предусмотрено законом, входят в предмет гражданского права1. Если же и согласиться с тем, что первая группа личных неимущественных отношений действительно связана с имущественными отношениями, то само по себе это еще не определяет их принадлежности к гражданскому праву. Они, как было сказано, могут регулироваться гражданским правом и независимо от связи с имущественными отношениями. Следовательно, это самостоятельный вид отношений в структуре предмета гражданского права.
Столь же самостоятельное значение в структуре предмета гражданского права имеют личные отношения, не связанные с имущественными. Эти отношения и до их нарушения имеют правовое значение и, притом, именно гражданско-правовое. Следует правильным считать, что и все личные отношения, непосредственно не связанные с имущественными, органически включаются в предмет гражданского права. Гражданское общество, основу имущественных отношений которого составляет рыночная экономика с ее многообразием форм собственности и предпринимательства, с необходимостью предполагает в качестве важнейшего своего компонента и свойственные ему личные отношения, нуждающиеся без каких-либо ограничений в гражданско-правовых средствах защиты.
Подвергнутые анализу имущественные и личные неимущественные отношения, обусловливая существование в системе права его особой отрасли - гражданского права, предопределяют, естественно, и все специфические черты самой этой отрасли права. Они прежде всего проявляются в методе, с помощью которого гражданское
1 См.: Советское гражданское право / Под ред. В.П. Грибанова, С.М. Корнеева. Т. 1. С. 14-15; Гражданское право. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. С. 211

право регулирует общественные отношения, в его функциях и в тех принципах, в соответствии с которыми оно осуществляет регулирование этих отношений.
§ 3. Метод гражданско-правового регулирования общественных отношений. Функции и принципы гражданского нрава
Под методом принято понимать подход к решению той или иной задачи, совокупность средств и приемов, обеспечивающих ее решение. Метод гражданского права соответственно есть закрепленные в его нормах способы и приемы воздействия на имущественные и личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права отличаются по методу воздействия на регулируемые ими отношения от норм публичного права, и это также связано с указанными выше признаками регулируемых гражданским правом отношений.
Поскольку отношения, составляющие предмет гражданского права, являются такими, в которых их участники находятся в равном положении, то и нормы этой отрасли права, регулируя данные отношения, исходят из равных правовых возможностей сторон, исключая какое-либо одностороннее властное воздействие друг на друга. Не случайно поэтому считается, что договор должен стать основным документом, определяющим права и обязанности всех хозяйствующих субъектов, в том числе и в области поставок продукции, капитального строительства и т.д.
Особенностью гражданско-правового метода регулирования, вытекающей из главного его признака - регулирования отношений на началах равных правовых возможностей сторон, является и предусматриваемый нормами гражданского права порядок, в соответствии с которым граждане и организации выражают волю на установление отношений (заключают договор, совершают иные действия). Эта особенность гражданско-правового метода регулирования позволяет гражданам и организациям полнее учитывать свои интересы, связанные с удо

влетворением их материальных и духовных потребностей.
Из регулирования отношений на началах равных правовых возможностей сторон вытекает и такая особенность гражданско-правового метода, как предоставление права участникам отношения самим определять порядок своего поведения. Говоря иными словами нормы гражданского права в значительной своей части являются диспозитивными и применяются в основном в случаях, если иное не определено самими сторонами или специальным законом. Это способствует развитию инициативы участников, дает им возможность, с учетом особенностей конкретного отношения, наиболее целесообразно решать возникающие перед ними вопросы.
Характерной чертой гражданско-правового метода регулирования является и предусмотренный нормами гражданского права способ разрешения возможных споров между участниками отношений. Возникающие между сторонами споры разрешаются органом, стоящим вне этого отношения - судом, арбитражным судом или третейским судом.
Перечисленные особенности гражданско-правового метода регулирования не являются, конечно, исчерпывающими, но они с достаточной полнотой характеризуют гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений как присущий отношениям гражданского права.
Обстоятельный анализ гражданско-правового метода регулирования общественных отношений дан В.Ф. Яковлевым Он справедливо указывает, что гражданское право обладает не множеством методов, как иногда утверждается в литературе, а единым, лишь ему свойственным методом, характеризующимся рядом признаков. Главные признаки этого метода - -наделение сторон правами, адекватными регулируемым отношениям, и соответственно преобладание в гражданском праве управомо-чивающих норм в качестве первичных'. С этим, конечно, следует согласиться . Однако вряд ли можно считать специфическим признаком граж-
' Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. С. 70-84.

данско-прмевою» метода дозволение определенного поведения , поскольку оно присуще, например, и административно-правовым нормам.
Функции гражданского права - это выражающие его социальное назначение специфические направления правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений в процессе решения стоящих перед ним задач. Именно направления правового регулирования, а не сами по себе решаемые гражданским правом специальные задачи, как иногда утверждается в литературе2, являются его функциями.
Имущественные и личные неимущественные отношения, составляющие предмет гражданского права, - это обычные, существующие вне нарушений отношения, участвуя в которых граждане и организации удовлетворяют свои жизненные потребности. Поэтому главной функцией гражданского права является позитивное их регулирование.
Другой важной функцией гражданского права является обеспечение восстановления имущественных и личных неимущественных отношений в случаях их нарушения или посягательства на них. Это охранительное регулирование или охранительная функция гражданского права.
Выполняя эту функцию, гражданское право взаимодействует с другими отраслями права. Так, например, уголовное право, устанавливая запреты общественно опасного поведения под угрозой применения наказания, охватывает своей охранительной функцией и отношения гражданского права. Но оно в случае нарушения этих отношений не обеспечивает восстановление их нормального состояния. Эту роль выполняет специфическая охранительная функция гражданского права, нормы которого возлагают на лиц, нарушивших указанные отношения, обязанность возместить причиненный ущерб (убытки), вернуть имущество, восстановить доброе имя гражданина или организации, совершить другие необходимые действия по исправлению положения и т.д.
' См.: там же.
2 См.: Советское гражданское право / Под ред. В.П.Грибанова, С.М.Корнеева. Т. 1. С. 5; Гражданское право. Т. 1 / Отв. ред. Е.В. Суханов. С. 23.
-20-

Важной является и воспитательная функция гражданского права, суть которой сводится к требованиям 9 добросовестного осуществления гражданами и организациями своих прав и обязанностей, неуклонного соблюдения законов и уважения правил морали и нравственности, к пресечению и предупреждению правонарушений.
Принципы гражданского права - это выраженные в его нормах основополагающие идеи (начала, положения), в соответствии с которыми осуществляется регулирование имущественных и личных неимущественных отношений. Они базируются на общих принципах права в целом. Вместе с тем, будучи выраженными в нормах гражданского права, с учетом особенностей регулируемых ими отношений, эти принципы приобретают значение и специфических гражданско-правовых.
Во всех гражданско-правовых системах мира основным институтом является право собственности, поскольку отношения собственности, им регулируемые, предопределяют собой строй всех других отношений гражданского права. Поэтому основным принципом и гражданского права Украины является всемерная правовая охрана собственности. Однако этот принцип в условиях перехода Украины к рыночной экономике, формирования гражданского общества и правового государства, по сравнению с прежним правовым регулированием отношений собственности, наполняется новым содержани-ем.Основными чертами этого принципа стали признание и закрепление многообразия форм собственности, их равная защита, свобода собственности. Как сказано в п. 1 ст. 4 Закона Украины "О собственности"1, собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.
Важным принципом гражданского права является принцип юридического равенства субъектов гражданских правоотношений перед законом. Все граждане Украины, в соответствии с законом, обладают равной возмож-
' Ведомости Верховного Совета Украины. 1991. № 20. Ст. 249.
- 21 -

ностыо иметь гражданские права независимо от пола, расы, национальности, языка, образования, вероисповедания, социального положения и т.д. (ет. 9 ГК). Никто не может быта» ограничен в этой возможности иначе, как в случаях и в порядке, предусмотренных законом (ст. 12 ГК). Юридическое равенство организаций, каш субъектов гражданского права, обеспечивается признанием за ними равных воз»южиоетей участия в гражданских правоотношениях в соответствии с их целями и задачами (ет. 26 ГК) и раэвкой ответственности их за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 32 ГК).
Свобода предпринимательской деятельности, организаций и граждан в рамках закона - следующий принцип, на основе которого осуществляется регулироваиие отношений гражданского права. Предприниматели, как сказано в статье 3 Закона Украины "О предпринимательстве"1, имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую, деятельность, не противоречащую действующему законодательству. В соответствии с этим принципом предпринимателю не может быть навязан тот или иной вид деятельности. Он также не может быть понужден и к выполнению каких-либо действий, не основанных на законе (например, к производству ненужной ему продукции). Кроме этого, принцип свободы предпринимательства включает в себя привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств других лиц, самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, свободный наем работников, свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством, и т.д. (ст. 5 Закона Украины "О предпринимательстве".
Важным принципом гражданского права является принцип свободы договора, заключающийся в праве сторон
' Ведомости Верховного Совета Украины. 1991. № 14. Зт.168.

по их усмотрению решать вопрос о заключении договора, либо иутем свободного соглашения определять со-держание договора в пределах, установленных законом, с учетом обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости. Строгое соблюдение принципа свободы договора должно способствовать борьбе с еще имеющими место монополистическими тенденциями крупных производителей определенных видов продукции (услуг), пытающихся безгранично господствовать ма рынке.
Нельзя не отметить, что принцип свободы договора получает свое развитие и в сфере трудовых отношений в форме трудовых контрактов (ст.21 Кодекса законов о труде Украины1), и в сфере семейных (супружеских) имущественных ояяошений в форме брачных контрактов (ст. 27t Кодекса о браке и семье Украины2).
Пожалуй, самым всеобъемлющим и в этом смысле краеугольным принципом гражданского права является принцип свободы личности. Из этого принципа проистекает и свобода собственности, и свобода предпринимательства, и свобода договора.
Свобода личности в условиях правового государства -это прежде всего свобода человека в самоопределении, в признании за ним естественных и неотъемлемых прав в различных сферах общественной жизни, которые ни кем, а том числе и государством, не должны нарушаться. В гражданском праве это означает обеспечение его средствами защиты от неправомерных действий против чести и достоинства, жизни и здоровья граждан, их имени и личной неприкосновенности, тайны личной жизни и т.д., свободы научяюго, яаучно-техиического и .яитера-турного творчества, создания 'организаций для достижения общих хозяйственных и иных целей, самостоятельного осуществления всех принадлежащих им имущественных и личных прав.
Разумеется, свобода личности и в условиях правового государства имеет вполне определенные границы, ей
* В дальнейшем - КЗоТ Украины. 2 В дальнейшем - КоБС Украины.

присущие. За их пределами она превращается в свою противоположность - произвол. Поэтому нормы гражданского права требуют от участников регулируемых ими имущественных и личных отношений, чтобы при осуществлении гражданских прав и свобод уважались моральные принципы общества, не нарушались права и охраняемые законом интересы других лиц, публичный порядок. Запрещается злоупотребление правом. Вполне согласуется с сущностью принципа свободы личности и установление нормами публичного права (уголовно-правовыми и административно-правовыми) прямых ограничений проявления этого принципа применительно к лицам, совершающим общественно-опасные деяния. Однако выход за пределы и этих ограничений должен считаться нарушением указанного принципа.
Важным принципом гражданского права Украины, при сохранении им исторических, экономических, национальных и культурных особенностей, является и закрепление в его нормах новейших достижений мировой юридической мысли и общепризнанных положений, выработанных мировым сообществом. Так, например, нормы Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах'^, призванные обеспечить защиту личных и имущественных прав творцов интеллектуальных ценностей, в полной мере отвечают требованиям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и Римской конвенции о защите прав исполнителей, создателей фонограмм и программ вещания.
Таковы основные принципы, в соответствии с которыми нормы гражданского права Украины регулируют составляющие его предмет имущественные и личные неимущественные отношения.
§ 4. Определение гражданского права и его система
С учетом всего сказанного выше можно дать следующее определение гражданского права Украины.
Ведомости Верховного Совета Украины. 1994. № 13. Ст. 64.

Гражданское право, как отрасль права Украины, представляет собой такую совокупность установленных государством норм, которая регулирует на началах равных правовых возможностей складывающиеся в условиях рыночной экономики объективные (материальные) по содержанию и волевые по форме имущественные отношения и обусловленные ими личные отношения, вместе с их участниками образующими то, что и принято называть гражданским обществом.
Речь идет о гражданском праве как о совокупности норм, действующих во всех сферах общественной жизни, где складываются указанные имущественные и личные неимущественные отношения. Помимо традиционно представляемых сфер их действия они складываются, в частности, в сфере приложения труда граждан, в сфере семейной жизни и др.
Предложенное определение гражданского права позволяет отграничить его от тех подотраслей, (исходя из определения публичного права), которые регулируют иные по своей природе отношения, иным (только им свойственным) методом. Это прежде всего государственное и административное право, уголовное право, процессуальное право.
Сопоставление гражданского права с указанными подотраслями права по всем их существенным признакам (критериям), прежде всего по предмету и методу правового регулирования, позволяет без особых затруднений провести раздел между ними, отграничить их друг от друга. Так, хотя многие из положений государственного права (например, основы общественного строя, государство и личность) являются определяющими для гражданского права, разграничение между ними провести нетрудно. Предмет государственного права составляют отношения, выражающие полновластие народа Украины в целом, и это уже само по себе дает возможность довольно легко отграничить от него гражданское право. Нетрудно отграничить гражданское право и от административного, которое также регулирует властные отношения, но связанные с организацией государственного управления и исполнительно-распорядительной деятель-

костью органов государственного управления и должностных лиц.
Уголовное право своими нормами охраняет и отношения, составляющие предмет гражданско-правового регулирования. Но оно их охраняет путем установления запретов и применения к лицам, нарушившим эти запреты (совершившим преступления), соответствующего наказания.
Особенно тесно связано гражданское право с граж-данско-процессуальным правом. Однако последние отношения гражданского права не регламентирует, а регулирует свойственным ему методом лишь отношения порядка и процедуры разрешения гражданско-правовых споров юрисдикционными органами.
Под системой гражданского права следует понимать его структуру, рассматриваемую в ее внутреннем расчленении на отдельные институты и в единстве этих институтов, объединяемых в соответствующие подотрасли.
Под институтами системы гражданского права следует понимать группы норм. регулирующих определенные вопросы гражданских правоотношений. Например, нормы. регулирующие отношения, возникающие из договора купли-продажи, составляют институт купли-продажи. Подотраслями гражданского права являются совокупности институтов, охватывающие своим регулированием целостную сферу определенных отношений, входящих в его предмет. Так, например, нормы, объединенные в институты и регулирующие в целом отношения собственности, образуют подотрасль гражданского права - право собственности.
Система гражданского права, как и его нормы. предопределяется предметом гражданско-правового регулирования - имущественными и личными отношениями и соответственно также отражает их реально существующую структуру.
В Украине, в период существования административно-командной организации общества, гражданское право, как отмечалось, в значительной степени было огосударствлено и строилось преимущественно на началах. свойственных не частному, а публичному праву.

Это, естественно, накладывало и свой отпечаток на его систему. Отсутствовали многие институты, известные гражданскому праву других государств (например, сервитута, право интеллектуальной собственности), некоторые из институтов имели ограниченное действие (иапример,право на защиту личных благ граждан и организаций). Ряд отношений, например, в той же сфере предпринимательства вообще не могли быть предметом гражданско-правового регулирования. Становление Ук-раины как правового государства, формирование гражданского общества, основанного на многообразии форм собственности и предпринимательства, всемерной защите неотъемлемых прав личности, обусловило и совершенно иной характер не только норм гражданского права, но и его системы.
Важнейшими сферами действия гражданского права Украины, как и других цивилизованных государств, являются общественное производство,обмен, распределение и потребление материальных благ, отношения в сфере научно-технического прогресса, семейные, жилищные, трудовые и другие имущественные и личные отношения, служащие удовлетворению материальных и духовных потребностей членов гражданского общества. Вместе с тем, с учетом происшедших изменений в указанных сферах общественной жизни, система гражданского права наполнилась новым содержанием. Многие институты таких его подотраслей, как право собственности, обязательственное право, авторское и патентное право, наследственное право, семейное, трудовое и жилищное право претерпели существенные изменения. Появились новые институты - владение и другие вещные права, обязательства по возмещению морального вреда и т.д.
Однако систему гражданского права не следует смешивать с внешним расположением правовых норм и институтов в кодексах и других кодифицированных актах. Так, например, гражданское право в Германии и Франции представлено двумя кодифицированными актами (в Германии - Гражданским и Торговым уложениями, во Франции - Гражданским и Торговым кодексами).

В некоторых странах, например, в Италии, Швейцарии и Голландии гражданское право представлено едиными гражданскими кодексами. В Российской Федерации гражданское право, включающее и нормы о предпринимательстве, а также часть норм семейного права, представлено в едином гражданском кодексе. Гражданское право Украины представлено не только Гражданским кодексом, но целым рядом и других кодексов - Земельным, Водным, Лесным, Кодексом законов о труде, Кодексом о браке и семье, Жилищным кодексом. Разрабатывается Кодекс о предпринимательстве. Действует ряд и отдельных нормативных актов гражданского права. Иначе говоря, необходимо различать систему построения нормативных актов гражданского права и систему самого гражданского права как внутреннего его свойства, имеющего место независимо от степени кодифицированное™ или иной систематизации нормативных актов, являющихся лишь внешним выражением гражданского права. Известно, что в США и Англии гражданское право вообще не кодифицировано, но оно также имеет свою систему.

ГЛАВА 2 ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
§ 1. Понятие гражданского законодательства и его соотношение с гражданским нравом
Понятие гражданского законодательства тесно связано с понятием гражданского права как отрасли права. Эта связь проявляется в том, что нормы гражданского права получают свое внешнее (объективное) выражение в соответствующих нормативных актах, издаваемых компетентными органами государства. Совокупность этих нормативных актов и составляет гражданское законодательство.
Нормативные акты, в которых выражены нормы гражданского права, иначе еще принято именовать формами правообразования, или источниками гражданского права. Указанные акты имеют различную юридическую силу, обладают только им присущими признаками и характеризуются в своем действии рядом особенностей, о чем будет сказано дальше. Здесь же важно обратить внимание на то, что гражданское законодательство, включающее в себя всю совокупность указанных нормативных актов, представляет целостный и относительно самостоятельный общественный механизм правового регулирования, формирующийся на основе Конституции Украины и составляющий органически единую систему иерархически связанных и соподчиненных законов и иных нормативных актов, призванных обеспечивать согласованное регулирование имущественных и личных неимущественных отношений гражданского права.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду и следующее. Отношения, регулируемые нормами гражданского права, тесно переплетаются с отношениями, регулируемыми нормами ряда подотраслей публичного права, в частности, административного. Поэтому акты гражданского законодательства в ряде случаев содержат в себе нормы этих подотраслей права. Например, административно-правовой нормой является включенное в ст. 139 ГК Украины правило, устанавливающее, что милиция
-29-

или исполнительный комитет сельского Совета народных депутатов принимает меры к розыску собственника безнадзорного скота и на время розыска передает скот с соблюдением ветеринарных правил на содержание и в пользование ближайшему совхозу или колхозу. Правило ст. 49 ГК, предусматривающее взыскание в доход государства исполненного по сделке, умышленно совершенной с целью противной государству и обществу, также является административно-правовой нормой.
Таким образом, гражданское законодательство по объему содержащихся в нем норм может не совпадать и, как правило, не совпадает с гражданским правом как отраслью права. Гражданское законодательство включает в себя и ряд не гражданско-правовых норм, что совершенно не может быть свойственно гражданскому праву как отрасли права.
В юридической литературе на том основании, что в гражданско-правовые акты наряду с гражданско-правовыми нормами включаются и другие нормы, нередко делается вывод о существовании в гражданском праве пограничных или смешанных (комплексных) отношений и соответствующих им правовых институтов. Обычно в подтверждение этого ссылаются на регулируемые гражданским законодательством кредитно-расчетные отношения, в которых Национальный банк Украины выступает не только как ссудодатель, но и как орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью коммерческих банков и иных организаций. Однако приведенный пример этого не подтверждает. Отношения здесь действительно являются пограничными, но они вследствие этого не утрачивают своей отраслевой принадлежности. Те из них, которые характеризуются равенством их участников и регулируются на началах равных правовых возможностей, являются отношениями гражданского права, а те, которые строятся на началах власти и подчинения и соответственно регулируются властными предписаниями, охватываются административным или финансовым правом.
Следует обратить внимание и на то, что определенная часть норм гражданского права, даже целые под

отрасли его, не включенные в гражданское законодательство, и норм других подотраслей публичного права ввиду особой значимости, тесной взаимозависимости, взаимопроникновения и обусловленной этим спецификой регулирования охватываемых ими отношений могут обособляться в самостоятельные отрасли законодательства, именуемые, естественно, уже не с учетом характера преобладающих в них норм, а с учетом сферы их применения. Так возникли в качестве самостоятельных отраслей законодательства семейное право, трудовое, земельное, водное, горное,лесное, а сейчас и экологическое право. К отношениям, охватываемым этими отраслями законодательства, не применяются нормы гражданско-правовых актов, поскольку семейные, трудовые, земельные, водные, горные, лесные и тому подобные отношения, как сказано в ст. 2 ГК, регулируются соответственно семейным, трудовым, земельным, водным законодательством, законодательством о недрах, лесным и другим законодательством. Такое указание ст. 2 ГК в значительной мере было обусловлено тем, что в регулировании отношений в названных сферах общественной жизни особенно широко преобладали государственно-правовые (публичные) начала. В настоящее время, когда и эти отношения, равно как и отношения в сфере предпринимательства, несмотря на сохраняющееся их обособленное законодательное оформление, правило о соотношении норм гражданского законодательства и норм Законодательства, регулирующих указанные отношения, должно быть другим. К этим отношениям, гражданско-правовым по своей природе, должны применяться нормы ГК и других актов гражданского законодательства, если иное гражданско-правовое регулирование не предусмотрено специальными законодательными актами.
Развитие положений Конституции Украины о праве граждан Украины на жилище привело к образованию самостоятельной отрасли законодательства - жилищного законодательства. Оно включило в себя почти все нормы о договоре найма и аренды жилых помещений, ряд норм о праве собственности на жилой дом, содержавшихся ранее в ГК, нормы о праве на жилую площадь в домах

жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также все нормы административного права, регулирующие отношения по управлению жилищным фондом и предоставлению жилых помещений гражданам в домах государственного жилищного фонда. Принят и действует Жилищный кодекс Украины.
Все это говорит о том, что гражданское законодательство не охватывает всех норм гражданского права как отрасли права, ибо гражданско-правовые нормы вместе с нормами других отраслей права могут составлять и самостоятельные отрасли законодательства. Отраслей законодательства значительно больше, чем отраслей права, и в основе разграничения их лежит не объективный, а субъективный критерий - наиболее целесообразный, с учетом стоящих перед государством задач, подход к регулированию отношений в определенных сферах общественной жизни.
Следует, однако, признать, что преобладающей в литературе является другая точка зрения, согласно которой, в частности, семейное и трудовое право - не только отрасли законодательства, но и отрасли права. При этом одни из авторов полагают, что отношения указанных отраслей права и нормы, их регулирующие, имеют специфическую, только им присущую юридическую однородность,' другие признают эти отрасли права комплексными, вторичными образованиями в системе права2.
Относительно позиции первой группы авторов необходимо сказать следующее. Несомненно, семейные отношения и трудовые имущественные отношения и нормы, их регулирующие имеют свою специфику. Например, имущественные отношения между супругами по поводу совместно нажитого имущества, входящие в предмет гражданско-правового
1 См.: Рясейцев В.А. Семейное право. М., 1971. С. 8-13;
Процевский А.И. Метод регулирования трудовых отношений.-М., 1972. С. 9-10.
2 См.: Толстой Ю.К. О теоретических основах кодификации гражданского законодательства // Правоведение. 1957. № 1. С. 45; его же: Кодификация гражданского законодательства в СССР (1961-1965 гг.) Автореф. док. дисс. Л., 1970. С. 10-11; Алексеев С. С. Об отраслях права // Советское государство и право. 1972. № 3. С. 14-15; его же: Отрасли советского права:
проблемы, исходные положения // Советское государство и право. 1979. № 9. С. 21-23.
-32-

регулирования, характеризуются определенными личностными чертами их участников. Многими своеобразными чертами характеризуются трудовые имущественные отношения. Однако все это свидетельствует лишь о том, что в совокупности своей нормы, регулирующие данные отношения, составляют, как было сказано, особые подотрасли гражданского права. Как и всякие подотрасли права, они характеризуются, естественно, не только общими признаками, свойственными в целом отрасли права, но и специфическими особенностями своего предмета и метода регулирования. Иные отношения, складывающиеся в данных сферах общественной жизни, регулируются нормами публичного права, также не лишенных своей специфики. Следовательно, применительно к семейному и трудовому праву надо говорить об особенностях норм к отношений, ими регулируемых, а не об их однородности. Объсктивированис этих норм в специальных правовых актах, в совокупности своей образующих самостоятельные отрасли законодательства, не отменяет объективного деления права на отрасли - частное и публичное.
Позиция второй группы авторов связана с пересмотром уже устоявшегося в науке положения о том, что каждая отрасль права имеет свой
Ж Предмет и единый метод регулирования. Введение понятия комплексной ж-'':.
отрасли права означает, как представляется, отступление от этого положения, что «ряд ли оправдано. В частности, Ю. К. Толстой обоснованно не признает за "комплексными отраслями права" какого-либо особого места в системе права1. В итоге относящимися в основном к форме пра-l&to-считает их и С. С. Алексеев . Ну а то, что это юридически содержа-яс явления, отражающие специфику правового регулирования со-твующих отношений, сомнений вызывать не может. Защи-аяся в свое время рядом авторов идея о хозяйственном праве и как (и права, и как отрасли законодательства3, якобы' имеющих своим |бым предметом горизонтальные и вертикальные отношения в сфере Ксствснного хозяйства, утратила всякое значение в связи с переходом вших республик Союза ССР (ныне самостоятельных и суверенных го-Веударств), в том числе и Украинвг.-к рыночной экономике с се многооб-[; разисм форм собственности и предпринимательства. Оформление в Ук-
' Толстой Ю.К. Кодификация гражданского законодатель-J впав СССР. С. 11.
У^ 2 Алексеев С.С. Отрасли советского права: проблемы, ис-ItJealiHbie положения. С. 23.
3 Лаптев B.B. Предмет и система хозяйственного права. S 1969. С. 115; Теоретические проблемы хозяйственного пра-М, 1975. С. 17. •

раине отношений в сфере предпринимательства в отдельную отрасль законодательства базируется лишь на учете гражданско-правовых особенностей отношений в этой сфере и необходимостью осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов прсдпринйматсльегаа и оказания им государственной поддержки1.
Относительно гражданского законодательства следует еще раз подчеркнуть, что оно призвано закрепить решающее для всех имущественных отношений гражданского общества значение отношений собственности; дать законченное общее регулирование отношений обмена & обществе и закрепить принципиальные особенности регулирования этих и других отношений в определенных сферах общественной жизни; полностью охватить своим регулированием отношения, не нуждающиеся в специальном правовом оформлении. Поэтому оно включает в себя все нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения на началах равных правовых возможностей их участников, за исключением тех гражданско-правовых норм, которые решают специфические вопросы указанных отношений в соответствующих сферах общественной жизни (предпринимательство, труд, семья и др.) Последние вместе с рядом норм публичного права, действующими в этих же сферах общественной жизни, образуют самостоятельные отрасли законодательства. Однако содержащиеся в законодательстве определения права собственности, обязательства, сделки, исковой давности и другие являются отправными и для этих отраслей законодательства.
' См.: Влас И. И. Отношения в сфере предпринимательства как отношения гражданского права. В кн: "Проблемы развития гражданского законодательства и методология преподавания гражданско-правовых дисциплин". Харьков, 1993. С. 93-99; Кузнецова Н.С. Проблемы формирования нового гражданского и торгового законодатсльстваУкраины. Там же. С. 34-37;
Жуков В.И. О торговом кодексе Украины. Там же. С. 101-103.
-34-

§ 2. Система гражданского законодательства и Гражданский кодекс
Систему гражданского законодательства Украины составляют основанные на Конституции Украины Гражданский кодекс Украины, иные акты республиканского, ведомственного и местного значения. Главенствующая роль в этой совокупности актов принадлежит законам -актам, принятым Верховным Советом Украины, и прежде всего, конечно, Гражданскому кодексу.
Гражданский кодекс был утвержден Верховным Советом еще 18 июня 1963 г. и введен в действие с 1 января 1964 г. Однако с тех пор он претерпел существенные изменения, вызванные, главным образом изменением общественного строя, переходом Украины к рыночной экономике и связанной с этим демократизацией и децентрализацией правового регулирования имущественных и личных отношений. Поэтому все нормы ГК, противоречащие новому правопорядку (например, о приви-лигированном положении государственной собственности, о плановых заданиях как основаниях возникновения обязательств и др.), утратили силу. Одновременно он наполнился целым рядом и новых норм, отвечающих современному состоянию развития общества.
К числу других законов, имеющих важное гражданско-правовое значение, относятся Законы Украины "О собственности", "О предприятиях в Украине" , "О ценных бумагах и фондовой бирже"2, "О залоге"3 и многие другие, в связи с чем соответственно и в ГК вносились соответствующие изменения и дополнения.
Все другие гражданско-правовые нормативные акты являются подзаконными. Среди них важнейшее место принадлежит постановлениям Кабинета Министров Украины, издаваемыми на основе законов и Указов Прези-
* Ведомости Верховного Совета Украины. 1991. № 24. Ст. 272.
2 Ведомости Верховного Совета Украины. 1991. № 38. Ст.508.
3 Ведомости Верховного Совета Украины. 1992. № 47. Ст. 642.

дента Украины и во исполнение их. Так, во исполнение Указа Президента от 15 января 1994 г."0б обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств"' Кабинет Министров Украины своим постановлением утвердил Положение о порядке и условиях обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств2.
С принятием закона Украины, включившим в ГК дополнительную ст. 469' под названием "Возмещение расходов на стационарное лечение потерпевших от преступления" Кабинет Министров утвердил Порядок опре-' деления размера фактических затрат учреждений здравоохранения на стационарное лечение потерпевшего от преступного деяния и зачисления взысканных с виновных лиц средств в соответствующий бюджет и их использования3.
Постановления Кабинета Министров Украины, согласно его компетенции, могут приниматься по самому широкому кругу вопросов правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений гражданского права, но они никогда не должны выходить за пределы, установленные законом, т.е. они не могут сужать или расширять его рамки. В связи с этим постановления Кабинета Министров следует отличать от принятых ранее им, в период обладания чрезвычайными полномочиями, декретов, имевших силу закона. В частности, отсутствовавшая в ГК и вызывавшаяся потребностями рыночной экономики развернутая регламентация отношений по страхованию дана именно Декретом Кабинета Министров Украины "О страховании" от 10 мая 1993г.4
К числу подзаконных нормативных актов также относятся приказы, инструкции министерств и ведомств Украины. Они издаются на основании и во исполнение не только действующих законов, но и постановлений
' Урядовий кур'ер, 20 с1чня 1994 р.
2 Урядовий кур'ер, 7 серпня 1994 г.
3 СП Украины. 1993. № 12. Ст.258.
4 Голос Украины, 4 июня 1993 г.
-36-

Кабинета Министров Украины. Например, в развитие Закона Украины "О приватизации государственного жилищного фонда"' и соответствующих постановлений Кабинета Министров Украины приказом Государственного комитета Украины по жилищнр-коммунальному хозяйству от 15 сентября 1992 г. утверждено Положение о дорядке передачи квартир (домов) в собственность граж-^ дан. Главным управлением ценовой политики Мини-здерства экономики Украины от 30 апреля 1992 г. ^утверждены Указания о порядке оценки вреда от краж,
недостач, уничтожения и повреждения материальных [ценностей, которыми следует руководствоваться при разрешении указанных дел на основе соответствующих законов. В развитие Декрета Кабинета Министров "О страховании"3, Министерством финансов Украины 29 июня 1993 г. утверждена "Инструкция об условиях лицензирования страховой деятельности"4.
Согласно Закону "О банках и банковской деятель-юности"5, Национальный банк Украины, осуществляя ^функции государственного управления, вправе издавать ^^нормативные акты (инструкции, указания и т.п.) по во-просам деятельности коммерческих банков и их клиентуры. Так, существующие в настоящее время формы и порядок безналичных расчетов через коммерческие бан-,ки определены Положением о безналичных расчетах в ^хозяйственном обороте Украины, утвержденным Нацио-: нальным банком 25 мая 1993 г.
jt Нормы гражданского законодательства содержатся в ^уешениях и распоряжениях, принимаемых местными Со-I ветами народных депутатов и местными исполнительны-| ми органами в пределах прав, предоставленных им законами, указами Президента Украины и постановлениями ^Правительства. Чаще всего такие решения издаются по
' Ведомости Верховного Совета Украины. 1992. № 36. Ст. 524.
2 Урядовий кур'ер, 23 жовтня 1992 p.
3 Голос Украины, 4 июня 1993 r.
4 Урядовий кур'ер, 22 липня 1993 p.
5 Ведомости Верховного Совета Украины. 1992. № 25. 'Ст. 281.

ьопросам торговли, бытового обслуживания населения, пользования городским транспортом и др. Правотворче-ство этих органов сводится в основном к конкретизации некоторых норм республиканского гражданского законодательства.
К нормативным актам гражданского законодательства относятся также санкционированные государством уставы хозяйственных обществ и объединений, общественных организаций и иных объединений граждан. Санкционирование их выражается в регистрации в соответствующем органе государственного управления. После регистрации они приобретают силу нормативного акта. Это так называемое локальное законодательство.
Таким образом, понятие гражданского законодательства является широким (родовым) и включает в себя нормативные акты разного уровня. Первый уровень его составляют законы - акты, обладающие наивысшей юридической силой. Это акты законодательства. Второй уровень образуют подзаконные 'нормативные акты. Однако они, в свою очередь, подразделяются на ряд уровней -акты .Правительства, ведомственное законодательство, акты местных Советов народных депутатов и местных органов государственного управления, локальное законодательство. Все они в своей совокупности, как было сказано ранее, и образуют систему (структуру) гражданского законодательства Украины.
Основу (центр) гражданского законодательства Украины составляет Гражданский кодекс Украины. Все другие акты гражданского законодательства,'кроме законов, не могут противоречить кодексу. В связи с положением ГК как основы (центра) гражданского законодательства было бы правильно и обоснованно придать ему значение конституционного закона. Это, несомненно, придало бы ему и большую стабильность, означало бы одновременно, что и принятию отдельных актов законодательства (отдельных законов), изменяющих или дополняющих кодекс, должно предшествовать внесение соответствующих изменений или дополнений в кодекс, без чего указанные акты законодательства не могут иметь юридической силы.

Гражданский кодекс представляет собой систематический сборник гражданско-правовых норм и составляет в целом один закон. В нем изложены все наиболее важные нормы гражданского законодательства по все вопросам, требующим единообразного регулирования на все территории Украины. В нем определен предмет, гражданского права и соответственно гражданского законодательства, субъекты гражданских правоотношений, основания возникновения и виды гражданских прав, фермы осуществления и сроки их защиты. В нем много места отведено нормам различных договорных и «недоговорных обязательств, опосредующих экономический оборот. В ГК включены нормы авторского и патентного права, наследственного права и многие другие нормы, в частности, о правоспособности иностранцев и лиц без гражданства.
Содержащиеся в ГК нормы находятся не в хаотическом состоянии, а также приведены в определенную систему. Система ГК, как всеобъемлющего акта гражданского законодательства, отражает систему гражданского права с его институтами и подотраслями. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формирование системы ГК - субъективная деятельность. Немаловажное влияние на ее построение оказывает юридическая техника.
ГК Украины построен на так называемой пандект-ной системе^, согласно которой все ее нормы разбиты на два раздела - Общую и Особенную части. В общей части сосредоточены институты, включающие в себя нормы, решающие вопросы общие для всех видов отношений, регулируемых гражданским правом. Это институты правоспособности и дееспособности граждан и организаций, объединенные в главе "Лица"; институты о наиболее распространенных основаниях возникновения граждан-
' Такое наименование ее уходит своими корнями еще в право Древнего Рима, Corpus iuris civilis которого первоначально включал в себя извлечения из сочинений классических юристов под названием Pandectac (все вмещающее) или Diqesta (собранное воедино), в отличие от переработанного и позже включенного в него учебника, который строился по системе:
лица, вещи, иски. Это так называемая институциальная система (от лат. institucia - учебник).

ских правоотношений, объединенные в главу "Сделки";
институты о способах осуществления гражданских прав (глава "Представительство и доверенность"); институты, определяющие порядок и условия защиты нарушенных субъективных гражданских прав (глава "Исковая давность").
В Особенной части ГК сосредоточены соответствующие институты, объединенные в подотрасли, которые регулируют отдельные виды отношений с учетом только их специфических особенностей. Это следующие подотрасли: право собственности и обязательственное право, авторское право, право на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец, наследственное право. В особую группу норм выделены нормы о правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, правила о применении гражданских законов иностранных государств и международных договоров (так называемое международное частное право).
Следует отметить, что система действующего ГК, как и многие его нормы и институты, в силу названных .ранее причин значительно устарели. Однако, как явствует из разрабатываемого проекта нового ГК Украины, пандектная система построения его сохраняется как наиболее полно оправдавшая себя на практике, вместе с тем, его общая часть существенно обновляется и дополняется двумя новыми главами "Объекты гражданских прав" и "Защита- гражданских прав". В Особенной части, также обновленной, наряду с разделом "Право собственности" будет и" раздел "Владение и другие вещные права". Раздел "Обязательственное право" включит в себя подразделы "Общие положения об обязательствах", "Общие положения о договорах", "Отдельные виды договорных обязательств", "Обязательства, возникающие из односторонних правомерных действий", "Охранительные обязательства". Нормы и институты, регулирующие отношения в связи с созданием произведений науки, литературы и искусства, включающие в себя и отношения так называемой интеллектуальной собственности, а также смежные с ними отношения, объединяются в раздел "Авторское право и смежные права". Нормы и институты, связанные с использованием в экономике изобретений и полезных моделей, рационализаторских предложений, промышленных образцов, новых сортов и видов животных и растений, производственных секретов (ноу-хау), знаков для товаров и услуг, фирменных наименований, объединены в раздел "Патентное право и другие права
-40-

промышлснной собственности" (как разновидности интеллектуальной собственности). Существенно обновлен раздел "Наследственное право" Более объемно представлены в самостоятельном разделе нормы международного частного права (МЧП).
§ 3. Соотношение общего и специального гражданского законодательства. Действие гражданского законодательства
Подобно тому, как ГК и другие акты гражданского законодательства применяются к отношениям в сфере предпринимательства, семейным, трудовым и другим отношениям, если законодательством, регулирующим эти отношения, -не предусмотрено иное, так и в самом гражданском законодательстве тот или иной вопрос применительно к конкретному отношению, с учетом его специфики, может быть урегулирован в нем особо, а не так, как он решен применительно ко всем другим или родственным отношениям. На этом основано разграничение общего и специального гражданского законодательства. Здесь следует иметь в виду два следующих правила. Во-первых, если общественное отношение регулируется специальными нормами гражданского законодательства, то общие нормы гражданского законодательства в данном случае не применяются. Так, согласно ст. 44 ГК, содержащей в себе общую норму, сделки граждан между собой на сумму свыше указанной в этой статье должны совершаться в простой письменной форме. Однако в силу специальной нормы ст. 375 ГК договор 'займа должен быть совершен в простой письменной форме, если сумма его является и меньшей. Во-вторых, если в специальной норме гражданского законодательства тот или иной вопрос не разрешен, следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства. Так, статья 76 ГК, предусмотрев сокращенные сроки исковой давности продолжительностью в шесть месяцев по требованиям о взыскании неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательств, ничего не говорит о том, в пределах каких сроков исковой давности по этим же обязательствам должны предъявляться иски о взыскании убытков. Это
41

значит, что вопрос о длительности сроков исковой давности по указанным требованиям подлежит разрешению в соответствии со статьей 71 ГК, согласно которой он должен считаться равным трем годам.
Сказанным не исчерпывается в целом проблема соотношения общего и специального гражданского законодательства. Самостоятельнее значение имеет деление гражданского законодательства на общее и специальное в смысле объема охватываемых им отношений. Так, к числу общих нормативных актов относится ГК, поскольку он рассчитан на регулирование всех имущественных отношений, охватываемых, гражданским законодательством; к числу специальных - нормативные акты, распространяющие свое действие лишь на определенные виды отношений, которые урегулированы в ГК неполно. Так, отношения по перевозкам всеми видами транспорта регулируются особо изданными актами. Например, условия перевозки груза, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и ответственность сторон по этим перевозкам определяются Уставом автомобильного транспорта, утверждаемым Правительством Украины, и издаваемыми в установленном порядке правилами перевозок. Условия перевозки груза, пассажиров и багажа воздушным транспортом определяются Воздушным кодексом Украины, принятым в установленном порядке.
Специальные акты издаются в развитие ГК и не могут ему противоречить.
Выше говорилось, что нормы гражданского права, представленные в ГК, подразделяются на нормы Общей и Особенной частей. Это деление также имеет самостоятельное значение. Нормы Общей части применяются ко всем регулируемым ими отношениям, если в нормах Особенной части нет специального на это указания. Следует при этом помнить, что нормы Общей части ГК, ввиду всеобъемлющего характера, применяются не только к отношениям, регулируемым нормами Особенной части ГК, но и к отношениям, регулируемым отдельно изданными (специальными) нормативными актами.
Действие гражданского законодательства. Обычно принято различать действие правовых актов, в том числе
-42-

и гражданского законодательства, во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие их подчиняется общим правилам. Однако есть и некоторые особенности, которыми характеризуется действие гражданско-правовых норм.

стр. 1
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>