<< Предыдущая

стр. 3
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Правда, в ст.456 ГК сказано, что в случае смерти потерпевшего от увечья право на возмещение имеют не только нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего, но и дети умершего, родившиеся после его смерти. В ст.529 ГК также предусмотрено, что наследниками по закону и завещанию могут быть дети, зачатые при жизни и родившиеся после смерти наследода-теля. Но в этих случаях речь идет только об охране прав будущего человека, а не о правах еще неродившегося. Если человек так и не родится или родится мертвым, оговоренные законом права для него не возникнут.
Правоспособность хотя и тесно связана с физическим существованием человека, всегда является, как отмечалось ранее, свойством общественным. Отношения гражданского общества и лежащие в их основе формы собственности-предопределяют свойственное им положение человека в обществе. Поэтому каждому обществу присуще и свое понятие правоспособности, понятие лица как субъекта гражданского права. Вместе с тем правоспособность фиксируется и закрепляется государством, вследствие чего она является не просто общественным, а общественно-юридическим свойством.
-80-

Гражданская правоспособность характеризуется, наконец, и тем, что она является свойством неотчуждаемым и непередаваемым. Этим своим качеством она также отличается от субъективного права, которым физическое лицо, по общему правилу, может вполне самостоятельно распорядиться1.
В литературе вопрос о правоспособности физических лиц является в известной степени спорным. Его развитие имеет определенную историю.
Бесспорно, в период господства тоталитаризма, поглощения гражданского общества политической структурой государства, правоспособность лиц физических была лишена частно-правового характера. А.Г.Гойхборг, один из создателей ГК РСФСР 1922 г., верно отмечал, что "в течение нескольких лет (1918-1923) мы были свидетелями Почти полного отсутствия частноимущественной правоспособности"2. Поэтому в советский период действительно сложилось представление о правоспособности лиц физических (граждан) как исключительно о свойстве, даруемом им государством, в целях решения общих задач государства -развития производительных сил и подъема экономики. Сейчас, можно сказать, что такое представление о правоспособности как одного из средств государственного управления обществом преодолено. Гражданская правоспособность физических лиц в научном ее понимании - это их свойство, порождаемое реальным существованием гражданского общества, которое лишь фиксируется и признается нормами права, исходящими от государства. Первично самое государство, а закон, его закрепляющий, вторичен.
Вместе с тем была выдвинута теория так называемой динамической правоспособности.согласно которой правоспособность рассматривалась не как предпосылка обладания конкретными субъективными правами, а как самое обладание лицом этими правами в тех правоотношениях, в которых оно состоит. Поэтому правоспособность изменчива в своем содержании, подвижна, зависит от того, в каких отношениях лицо состоит с другими субъектами гражданского права3. Близко к этой тео-
1 Исключение составляют личные неимущественные права (право на имя, честь, достоинство и т.д.), которые тесно связаны с личностью их обладателя и являются неотчуждаемыми.
2 Гойхборг А. Г. Основы частного имущественного права. М-, 1924. С.52.
3 Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М., 1940. С. 39.
-81-

рии примыкает и взгляд на правоспособность как сферу действительности, а не возможности1. Такое понимание правоспособности не получило никакой поддержки, т.к. оио по-сущсству отождествляет правоспособность физического лица с его конкретными субъективными гражданскими правами.
В настоящее время многими учеными правоспособность как условие (предпосылка) возникновения субъективных гражданских прав в конкретных гражданских правоотношениях понимается в том смысле, что она сама по себе представляет особое субъективное право, поскольку это все же юридическая способность (возможность) быть субъектом гражданского права2. С таким пониманием правоспособности следует согласиться. Однако вряд ли правильно при этом считать, что правоспособность, понимаемая и в таком смысле, - элемент правоотношения общего характера между государством и гражданином (физическим яйцом). Более убедительно другое мнение, что правоспособность и как особое субъективное право есть гражданско-правовое по своей природе, абсолютное и неотчуждаемое3. Единственным фактом, с которым закон связывает возникновение этого особого права - рождение человека.
В литературе высказаны и другие мнения, свидетельствующие о довольно сложном пути, который прошел вопрос о правоспособности в науке общей теории права и гражданского права4.
§ 3. Содержание правоспособности физических лиц
Под содержанием гражданской правоспособности следует понимать те права и обязанности, которые физические лица могут иметь в соответствии с действующим гражданским законодательством.
1 Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981. С.112.
2 Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С.6.
3 Гражданское право. Учебник. Том 1 // Отв. ред. Е.А.Суканов. С.56-57.
4 См. об этом: Скакун О.Ф. Частное (гражданское) право и правоспособность гражданина (к методологии вопроса). В кн.: Проблемы развития гражданского законодательства и методология преподавания гражданско-правовых дисциплин. Харьков: ХИВД, 1993. С. 39-45.
- 82 -

Содержание правоспособности определено ст. 10 ГК, в которой говорится, что граждане (лица физические) могут, согласно закону, иметь имущество в собственности, право пользования жилыми помещениями и иным имуществом, наследовать и завещать имущество, избирать род занятий и место жительства, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Речь идет, таким образом, о наиболее важных субъективных правах граждан, тесно связанных с их правоспособностью. Однако в настоящее время ст.9 ГК все же не отражает тех существенных изменений в содержании правоспособности физических лиц, которые произошли в связи с переходом к рыночной экономике и построением гражданского общества. Теперь, согласно Закону "О собственности", за физическими лицами признается возможность иметь право собственности на любое имущество, как потребительского так и производственного назначения. Признается их право на занятие собственной хозяйственной деятельностью (ст.2 Закона Украины "О предпринимательстве") и соответственно право на создание самостоятельно или совместно с другими физическими и юридическими лицами предприятий и. хозяйственных обществ (ст.2 Закона Украины "О предприятиях в Украине", ст.1 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). Расширены права физических лиц в области научного, литературного, художественного и технического творчества1. Предусмотрено право на свободный выбор работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием. Гарантировано право физических лиц объединяться в общественные организации2. Предусмотрено и гаранти-
' См., например, Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" и Закон Украины "Об охране прав на изобретение и полезную модель^ // Ведомости Верховного Совета Украины. 1994. № 13. Ст.64; 1994. № 7. Ст.32.
2 См. Закон "Об объединениях граждан" // Ведомости Верховного Совета Украины. 1992. № 34. Ст.504.
- 83 -

ровано их право на неприкосновенность жилища, на личную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, расширено право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Перечень указанных гражданских прав и свобод не является исчерпывающим. По мере утверждения гражданского общества будет происходить дальнейшее развитие прав и свобод физических лиц, будет увеличиваться содержание правоспособности физических лиц.
Вместе с тем неправильно думать, что в новых условиях содержание гражданской правоспособности физических лиц становится беспредельным. Пределы' ее существуют. Они отражены в положении о том, что физические лица осуществляют свои права по принципу "разрешено то, что не запрещено законом".
Объем (содержание) правоспособности физических лиц, как и самое их свойство (право) быть субъектами гражданских правоотношений (правоспособность) является равным и не зависит от их воли. Поэтому содержание гражданской правоспособности не может быть ни ограничено, ни увеличено волей отдельных лиц.
Согласно ст. 12 ГК, любые сделки, направленные на ограничение правоспособности, считаются недействительными. Так, ничтожно будет завещание, по которому дом передается при условии постоянного проживания в нем наследника. По закону каждое физическое лицо вправе самостоятельно выбирать себе место жительства и наследодатель не может его в этом ограничить. Нельзя заключить договор дарения в пользу детей при условии отказа матери от права получения алиментов на содержание детей. i
Из сказанного следует, что никакие органы, в компетенцию которых не входит решение вопросов об определении содержания правоспособности, не могут своими актами суживать или расширять содержание гражданской правоспособности. Например, незаконным будет решение местной власти о запрещении физическим лицам, имеющим на праве собственности жилые дома,
-84-

» продавать их лицам, не проживающим на территории
?. данной административной единицы.
p Ограничение правоспособности, согласно ст. 12 ГК,
^ может иметь место лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Полного лишения правоспособности наше законодательство вообще не знает. Допускаемое законом ограничение правоспособности - мера исключительная. Оно применяется, в частности, судом как наказание за общественно опасные деяния (преступления) и регламентируется не гражданским, а уголовным законодательством. Так, за совершение преступления граждане могут быть лишены права свободно заниматься определенной деятельностью, в том числе и предпринимательской, занимать определенные должности. Так, лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью., не могут быть зарегистрированы как предприниматели' с правом осуществления соответствующего вида деятельности (ч.З ст.2 Закона Украины "О предпринимательстве"). Лица, имеющие непогашенную судимость за кражи, взяточничество и другие корыстные преступления, также не могут быть зарегистрированы как предприниматели. Они не-могут выступать и соучредителями предпринимательской организации, занимать в предпринимательских обществах и их союзах (объединениях) руководящие должности и должности, связанные с материальными ценностями (ч.4 ст.2 Закона Украины "О предпринимательстве").
Ограничение правоспособности не может быть бессрочным или пожизненным. Оно применяется на определенный срок, указанный в законодательстве, но не свыше пяти лет.
Ограничение гражданина в правоспособности необходимо отличать от лишения его конкретного субъективного права в случаях, предусмотренных законом. Так, 'например, за совершенное физическим лицом преступление, в соответствии с уголовным законодательством, оно может быть лишено права на хилой дом, дачу либо другое имущество, находящееся в его собственности. Это имущество, безвозмездно изъятое судом, передается государству. Закон допускает также лишения родителей
85-

принадлежащих им родительских прав (ет.70 КоБС Украины).
В приведенных случаях речь вдет не об ограничении правоспособности, т.е. не о запрещении Вообще быть собственниками жилых домов, иметь родительские права, а о лишении конкретных прав (права на данный дом, прав по отношению к конкретным детям).
Поскольку лишение конкретных субъективных прав - это не ограничение в правоспособности, то оно и не сопровождается установлением какого-либо срока. Права эти утрачиваются навсегда. Исключение установлено лишь для родительских прав, которые при отпадении обстоятельств, послуживших основанием лишения родителей этих прав, могут восстанавливаться судом, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены другими гражданами (ст. 75 КоБС Украины).
От ограничения правоспособности следует также отличать случаи, когда для приобретения тех иди иных прав (например, права занимать ряд должностей, проживать в некоторых городах и т.д.) необходимо соблюдение определенных условий. В этих случаях граждане н® ограничиваются в правах, так как никому не запрещено иметь эти права. Закон устанавливает лишь условия, при которых в данных случаях граждане могут осуществлять (реализовать) свою правоспособность.
§ 4. Дееспособность физических лиц
Под дееспособностью обычно принято понимать способность физического лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (ст. 11 ГК). Однако это определение не совсем полное. Дееспособность включает в себя, как это вытекает из смысла закона, и способность лица своими действиями осуществлять права, исполнять обязанности, а также способность нести ответственность за противо^-правное поведение. Действия, с помощью которых приобретаются и осуществляются права, устанавливаются и исполняются обязанности, - это, главным образом, правомерные волевые акты, именуемые сделками. Поэтому
86-

я способность физических лиц совершать данные юридически значимые действия можно определить как их сдеякоспособность. Способность их нести ответственность за противоправные действия охватывается понятием де-лчктоспособность1. Таким образом, сдеякоспособность и деликтоспособность - элементы дееспособности физических лиц.
Дееспособность, как и правоспособность носит общий характер, представляет собой тесно связанное с личностью человека общественное свойство, признаваемое за ним государством, неотчуждаемое и неизменяемое по воле отдельных лиц. Это основные свойства физических лиц, характеризующие их положение в качестве субъектов гражданского права.
В литературе почти общепринятым считается, что лишь в своей совокупности правоспособность и дееспособность создают качество правосубъектности физических лиц, т.е. их способность быть субъектами гражданских правоотношений. Иногда наряду с правоспособностью и дееспособностью в указанном ее понимании в состав правосубъектности включается и способность лица своими действиями создавать права и обязанности для других лиц2, а равно и способность приобретать для себя права и обязанности в результате действий других лиц3.
Представляется, что само по себе качество правосубъектности создается лишь правоспособностью. Физическое лицо, как будет показано ниже, может и не обладать дееспособностью, но, обладая правоспособностью, в силу ухе одного этого может быть субъектом гражданских правоотношении. Поэтому, как отмечалось, более правильна другая позиция, согласно которой правоспособность - это и есть право быть субъектом прав и обязанностей. "Правоспособность и правосубьектность -
1 От латинского "delict" - правонарушение.
2 См.: Красавчиков O.A. Модели гражданской правосубь-сктности. В кн.: Проблемы социалистической законности на современном этапе коммунистического строительства. Харьков, 1978. С. 106.
3 Ярошенко A.A. Правовая регламентация гражданского состояния в СССР / Автореф. докт. юрид. наук Л., 1980. С. 17.
- 87 -

равнозначные понятия"3. В то же время лишь одной правосубъектностью не исчерпывается характеристика физического лица как субъекта гражданских правоотношений. Для того, чтобы активно действовать в гражданских правоотношениях, оно должно обладать и дееспособностью.
Дееспособность всегда предполагает возможность сознательной деятельности физического лица. Слова закона "своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности" (ст. 11 ГК) означают для физических лиц возможность лично заключать договоры, распоряжаться имуществом, завещать имущество, принимать исполнение по обязательствам,. отвечать за причиненный вред и совершать другие действия, с которыми закон связывает возникновение соответствующих прав и обязанностей.
Все эти действия, влекущие за собой определенные юридические последствия, могут с осознанием значения их и не во вред себе совершать лишь лица, имеющие известный жизненный опыт, могущие разумно вести свои дела и'понимать значение своих поступков. Закон учитывает это и признает за физическими лицами дееспособность далеко не в одинаковом объеме.
В полном объеме дееспособностью обладают совершеннолетние лица, т.е. достигшие 18-летнего возраста (ст. 11 ГК). Начиная с этого возраста они могут самостоятельно совершать любые юридически значимые правомерные действия.
В полном объеме, согласно ч.2 ст. 11 ГК, гражданская дееспособность признается также за лицами, хотя не, достигшими совершеннолетия, но вступившими в брак, поскольку заключение его разрешается семейным законодательством (ст. 16 КоБС Украины). Устанавливая это правило, закон исходит из того, что лица, совершившие столь серьезные действия, как вступление в брак и создание семьи, в состоянии отдавать отчет и
1 См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С.6; Калмыков Ю.Х. Имущественные права советских граждан. Саратов, 1979. С. 10-U.
- 88 -

прочим своим действиям, связанным с осуществлением гражданских прав и обязанностей. Кроме того, имелось в виду обеспечить и нужную супругам самостоятельность в семейных правоотношениях.
Дееспособностью обладают и несовершеннолетние лица, но не в полном объеме. Они относительно, или частично, дееспособны.
В соответствии с ГК, все несовершеннолетние лица, с точки зрения признаваемого за ними объема гражданской дееспособности, делятся на лиц в возрасте от 15 до 18 лет и на лиц, не достигших 15 лет1 (малолетних).
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, по сравнению с дееспособностью лиц до 15 лет, является более широкой.
Согласно ст. 13 ГК, лица в возрасте от 15 до 18 лет гражданско-правовые сделки могут совершать по общему правилу лишь с согласия своих родителей (усыновителей) или попечителей.
Требуемое ГК согласие родителей (усыновителей) или попечителей на совершение сделок несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет призвано восполнить волю и недостаточный жизненный опыт несовершеннолетних, обеспечить в их интересах лучшее осуществление принадлежащих им прав и обязанностей, оградить их от злоупотребления со стороны третьих лиц.
Сделки, которые требуют строго личного участия, как, например, составление завещаний, вообще не могут совершаться несовершеннолетними ни самостоятельно, ни с согласия или разрешения родителей (усыновителей), попечителей, опекунских органов.
Наряду с этим в случаях, прямо предусмотренных законом, несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет могут совершать некоторые гражданско-правовые действия самостоятельно, т.е. без согласия родителей. Ст. 13 ГК к числу таких действий относит:
1. Мелкие бытовые сделки. Это сделки, направленные на удовлетворение повседневных бытовых потребностей,
' Обоснованно предлагается этот возраст снизить до 14 лет.

например, приобретение учебных принадлежностей, продуктов питания и других незначительных по своей ценности предметов.
2. Сделки, связанные с распоряжением заработной платой (заработком) или стипендией. Эти сделки могут касаться значительных по своей ценности предметов, они могут быть и любыми по своему характеру..
Столь широкая самостоятельность в совершении данных сделок обусловлена тем, что в трудовик отношениях несовершеннолетние приравниваются к совершеннолетним, в том числе и в способности распоряжаться полученным вознаграждением за труд. Они самостоятельно распоряжаются и всяким другим вознаграждением за труд (заработком), полученным по любому другому основанию, например, за выполнение работ по договору подряда и т.п. Но речь идет именно о распоряжении тем имуществом, которое выплачена как вознаграждение за труд. Поэтому, например, вещами, хотя и приобретенными за счет лично заработанных средств, несовершеннолетние могут распоряжаться лишь на общих основаниях, т.е. с согласия своих родителей (усыновителей) или попечителей. Однако доходами, полученными, например, по приобретенным акциям, они вправе распоряжаться самостоятельно.
3. Действия по осуществлению авторских или изобретательских прав. По существу эти действия также носят трудовой характер. Причем, как это следует из смысла ст. 13 ГК, несовершеннолетние вправе совершать весь комплекс действий, необходимых для осуществления принадлежащих им авторских и изобретательских прав:
самостоятельно подавать заявки о выдаче патента на изобретение, заключать авторские договоры (издательские, постановочные и т.д.), получать вознаграждение, распоряжаться им, совершать иные действия. Вместе с тем следует иметь в виду, что в настоящее время, как отмечалось, действующее законодательство регулирует более широкий круг отношений, связанных с творческой деятельность физических лиц. Соответственно более широким является и круг прав в указанных об-
-90-

ластях деятельности, самостоятельно осуществляемых несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет.
4. Внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими. Возможность самостоятельного совершения этих действий предусмотрена Законом Украины "О банках и банковской деятельности", а также уставами соответствующих кредитных учреждений. Действия по внесению вкладов и распоряжению ими совершаются несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет самостоятельно, независимо от того, представляют ли суммы вкладов их заработок или приобретены по каким-либо другим основаниям, например, по договору дарения, в порядке наследования и т.д. Вкладами, внесенными кем-либо на их имя, последние распоряжаются с согласия родителей (усыновителей) или попечителей.
По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами и учредителями общественных и иных организаций в соответствии с законодательством о таких организациях и их уставами.
Таким образом несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет могут самостоятельно совершать довольно широкий круг действий, имеющих юридическое значение. Вместе с тем известный контроль сохраняется и за совершением этих действий. Так, родители (усыновители) или попечители могут оспорить через суд самостоятельно совершенные несовершеннолетними сделки по тем мотивам, что они не являются мелкими бытовыми и направлены в ущерб интересам несовершеннолетних.
Органы опеки и попечительства, согласно ст. 13 ГК могут ограничить несовершеннолетних в праве самостоятельно распоряжаться своей заработной платой (заработком) или стипендией при наличии к тому достаточных оснований (например, когда они свои средства тратят в ущерб своему здоровью, бесцельно, в ущерб другим лицам, общественным интересам и т.д.). Такое ограничение в распоряжении возможно и в отношении иных доходов. Вместе с тем было бы желательно эту норму подвергнуть дальнейшему совершенствованию. Во-первых, исходя из общих начал разрешения граждан-
-91-

ско-правовых споров право ограничивать несовершеннолетних в распоряжении зарплатой (заработком) иными доходами должно быть предоставлено только суду. Во-' вторых, суду должно быть предоставлено право не толь- , ко ограничивать несовершеннолетних в распоряжении своими доходами, а в необходимых случаях и лишать их такой возможности. В-третьих, по ходатайству только родителей (усыновителей) или попечителей, либо органов опеки и попечительства, а не по заявлению любого лица, суд должен рассматривать данного рода дела. В˜ случае удовлетворения судом требований указанных лиц за несовершеннолетними будет признаваться способность распоряжаться своими доходами только с согласия родителей (усыновителей) ,или попечителей, либо они могут быть совсем лишены возможности непосредственно получать доходы и их расходовать.
Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет несут, естественно, самостоятельную имущественную ответственность по разрешенным им законодательством сделкам. Было бы желательным предусмотреть в законодательстве, что ответственность по сделкам, совершенными несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет с согласия родителей (усыновителей), попечителей, при недостаточности у несовершеннолетних имущества или заработка (иных доходов), несут в субсидиарном порядке также их родители (усыновители), попечители.
В содержание дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет входит, как отмечалось, и способность самостоятельно отвечать за вред, причиненным ими другим лицам. Закон исходит из того, что несовершеннолетние в этом возрасте могут вполне отдавать отчет своим действиям, а поэтому и должны нести самостоятельную имущественную ответственность за причинение вреда, что, однако, не исключает при определенных обстоятельствах, как прямо сказано в ст.447 ГК, ответственности за причиненный ими вред и их родителей (усыновителей) или попечителей.
Дееспособность лиц, не достигших 15-летнего возраста (малолетних) установлена в значительно более узком объеме.
-92-

Лица в этом возрасте еще не в состоянии разумно вести свои дела, управлять своим имуществом, и поэтому закон (ст. 14 ГК) признает за ними лишь возможность совершения мелких бытовых сделок и распоряжения лично внесенными вкладами в кредитные учреждения. Вкладами, внесенными на имя малолетних другими лицами, распоряжаются родители (усыновители), опекуны. Однако и при этом следует учитывать, конкретный возраст ребенка, который должен быть, как показывает практика, не менее б лет. Семейным законодательством также предусмотрено, что при разрешении споров между родителями или иными лицами о том, при ком из них должны находиться, и при решении вопросов об усыновлении детей, о присвоении им фамилии и отчества по имени усыновителя, о признании усыновления недействительным или отмене его, учитывается желание детей, если они достигли 10-летнего возраста.
Только в этих пределах за лицами, не достигшими 15-летнего возраста, признается дееспособность. Все другие сделки и акты от имени и в их интересах совершают родители (усыновители) или опекуны. В этом возрасте несовершеннолетние не отвечают и за вред, причиненный другим лицам. Ответственность за эти действия также возлагается на их родителей (усыновителей) или опекунов или на соответствующие учреждения, под надзором которых находились эти несовершеннолетние лица (ст.446 ГК).
Объем дееспособности физических лиц, как и объем их правоспособности, целиком и полностью определяется законом. Поэтому никто не может быть ограничен в дееспособности, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Равно недействительны и сделки, направленные на ограничение дееспособности (ст. 12 ГК).
Поскольку дееспособность предполагает наличие у лица правоспособности, то в случаях, когда оно ограничивается в правоспособности, то одновременно ограничивается в соответствующих проявлениях и его дееспособность. Однако, например, ограничение правоспособности, связанное только с фактом пребывания лица в
93

местах лишения свободы за совершенное преступление, если оно не повлекло за собой иных ограничений правоспособности, не означает ограничение дееспособности этого лица в приобретении и осуществлении прав, иметь которые он не лишен по приговору суда'. В этом случае приобретение и осуществление указанных прав подчинено лишь определенному порядку. Что касается дееспособности как таковой, то, согласно закону, при наличии соответствующих оснований физическое лицо может быть не только ограничено в ней, но и полностью лишено ее без одновременного ограничения в правоспособности. При этом допускаемое законом ограничение или лишение дееспособности не рассматривается- как мера наказания, вследствие чего и случаи, когда это возможно, предусмотрены не уголовным, а гражданским законодательством.
Так, ст. 15 ГК предусматривает возможность ограничения в дееспособности физических лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами. Обусловлено это тем, что государство не может относиться безразлично к фактам, когда отдельные лица, злоупотребляя спиртными напитками или наркотическими средствами, ставжг себя и свою семью в тяжелое материальное положение, чем грубо нарушают также и общественные интересы. Ограничение в дееспособности таких лиц ставит своей целью установить контроль за совершаемыми ими действиями путем учреждения над ними попечительства.
Согласно ст. 15 ГК, ограничение дееспособности в этих случаях допускается только по суду и только в отношении совершеннолетних лиц. Если же спиртными напитками или наркотическими средствами злоупотребляют лица в возрасте от 15 до 18 лет, то вопрос об ограничении или лишении их возможности самостоятельно распоряжаться своим заработком, как уже говорилось, в
1 Муратова С.А. Правовое регулирование супружеских отношений с участием лиц, осужденных к лишению свободы // Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1994.

соответствии с действующей ст. 13 ГК, решает орган опеки и попечительства.
Совершеннолетние лица, ограниченные в дееспособности по указанным основаниям, могут совершать сделки, за исключением мелких бытовых, а также получать заработную плату и распоряжаться ею лишь с согласия своего попечителя. Практически под этим следует понимать лишения лица по суду права самостоятельно продавать, покупать имущество, совершать иные действия по распоряжению им, и также непосредственно самому получать заработную плату, пенсию, другие виды доходов (авторский гонорар, плату за использование изобретения, суммы, причитающиеся за выполнение работ по договору подряда, всякого рода пособия и тд.). Было бы желательно это и прямо предусмотреть в законодательстве. Вместе с тем в законодательстве, видимо, следовало бы предусмотреть и правила о том, что: отказ попечителя дать согласие на заключение сделок, выходящих за пределы мелких бытовых, может быть оспорен лицом, дееспособность которого ограничена, в орган опеки и попечительства; до назначения попечителя зара-боток, пенсию, стипендию или другие доходы этого лица получает и распоряжается ими орган опеки и попечительства; попечитель может,при соответствующих обстоятельствах, письменно разрешить физическому лицу, дееспособность которого ограничена, самостоятельно получать заработок, пенсию, стипендию, другие доходы и распоряжаться ими; лицо, ограниченное в дееспособности, вправе самостоятельно совершать сделки личного характера, в которых не допускается представительство. Собственно говоря, все эти правила и сейчас не противоречат общему смыслу и назначению норм, предусмотренных в ст. 15 ГК.
Ограничение дееспособности является серьезной fc мерой. Поэтому основанием для ее применения должны I; считаться не просто случаи "выпивок" и принятия наркотиков, а систематическое злоупотребление лицом спиртными напитками или наркотическими средствами. Кроме того, необходимо установить, что злоупотребление лицом спиртными напитками или наркотическими

средствами находится в противоречии с интересами его семьи, влечет за собой непосильные расходах денежных средств на их приобретение и является главной причиной тяжелого материального положения как его самого, так и его семьи, а также, следовало бы уточнить и других лиц, которых оно обязано в силу закона содержать (например, отдельно проживающих о него нетрудоспособных и нуждающихся родителей, совершеннолетних детей, супруга и т.д.). При этом наличие у кого-либо из членов семьи заработка само по себе не является препятствием к ограничению в дееспособности лица, если семья не получает от него необходимых средств или вынуждена его содержать. Требуется также, как обратил внимание Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 28 марта 1972 г., соблюдение указаний ст. 143 ГПК Украины, в соответствии с которыми суд должен 'истребовать данные о злоупотреблении спиртными напитками или наркотическими средствами (справки о состоянии здоровья, акты милиции и т.д.).1
Применяемое в этих случаях ограничение дееспособности не является бессрочным, хотя оно и не назначается на какой-либо определенный срок. При прекращении лицом злоупотребления спиртными налитками или наркотическими средствами суд отменяет ограничение его в дееспособности. Круг лиц, имеющих право возбуждать в суде дела о признании лица ограничено дееспособным и об отмене этого ограничения, порядок производства по этим делам определяется ГПК Украины. Установление и снятие попечительства производятся на основе судебного решения органами опеки и попечительства.
Признание физического лица полностью недееспособным может иметь место, согласно ст. 16 ГК,лишь в случаях, когда оно страдает слабоумием или душевной болезнью и вследствие этого не может понимать значения своих действий или руководить ими.
' Бюлетень законодавства i юридично! практики Украши. 1993. №6. С.248.

Душевнобольные - это лица, страдающие психическим расстройством, вызванным болезнью. Слабоумные - лица, от природы имеющие неполноценную психику. Понятно, что признание их недееспособными - мера, продиктованная прежде всего заботой о них и тем, чтобы исключить из числа активных участников гражданского оборота лиц, не могущих понимать значения своих действий или руководить ими.
Признание физического лица полностью недееспособным также производится судом.
На основе, судебного решения орган опеки и попечительства назначает опекуна, который от имени душевнобольного или слабоумного совершает все необходимые юридические действия (сделки). Предусмотренный ГК порядок признания физических лиц недееспособными 'призван обеспечить абсолютную гарантию прав и интересов их, сделать невозможным объявление кого-либо недееспособным без достаточных к тому оснований1. Только душевная болезнь или слабоумие (но не пре-. клонный возраст и не другие болезни) - достаточное основание для возбуждения в суде дела о признании лица недееспособным.
Установление душевной болезни или слабоумия, с одной стороны и признание вследствие этого недееспособным лица - с другой, являются неравнозначными понятиями. Решение первого вопроса относится к области медицины и входит в компетенцию соответствующих медицинских учреждений, решение второго охватывается областью права и входит в компетенцию судебных органов.
Однако, чтобы правильно решить вопрос о дееспособности физического лица, суд вправе рассматривать его по существу только при наличии достаточных данных
' В этой связи было бы желательно предусмотреть и такую норму (она вытекает из общего смысла гражданского законодательства), согласно которой в случае отказа судом в удовлетворении заявления о признании лица недееспособным, поданного недобросовестно, это лицо вправе от виновного лица потребовать возмещения причиненного ему морального и имущественного вреда.

о душевной болезяис или слабоумии данного лица. Ими являются документы медицинского характера: справки о травмах, о врожденных физических недостатках, выписки из истории болезни, справки о нахождении гражданина в психиатрических лечебных учреждениях и т.д. Необходимо также заключение судебно-психиатрической экспертизы, на освидетельствование которой суд. обязан предварительно направить лицо. Решая вопрос о признании его недееспособным, суд обязан принять во вни-мгЯие и другие доказательства по делу. При отсутствии веских доказательств, свидетельствующих о полной неспособности физического лица понимать значение своих действий, суд обязан отказать в признании его недееспособным.
Признание физического лица недееспособным может возбуждаться в суде в связи с каким-либо конкретным делом. Однако вводу того, что от решения вопроса о дееспособности гражданина зависит возможность его участия в разрешении и других гражданских дан, заявление о признании гражданина недееспособным подлежит рассмотрению отдельно от других требований. В этом случае суд может, с учетом заключения судебно-психиатрической экспертизы, других доказательств о психическом состоянии лица, указать в решении и день, с которого олю признается недееспособным. Одновременно со спором о праве гражданском вопрос о- недееспособности гражданина может рассматриваться судом только в случае, если спор возник после смерти этого гражданина (п.8 указанного постановления Пленума Верховного Суда Украины от 28 марта 1972 г.). Решение суда о признании физического твау. недееспособным является общим по своему характеру и имеет преюдициальное (обязательное) значение, в частности и ж» делам о расторжении брака в упрощенном порядке.
В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья физического лица, признанного недееспособным, суд может восстановить его в дееспособности. Круг лиц, могущих возбуждать в суде дела о признании физических лиц недееспособными и о восстановлении их

в дееспособности, а также порядок производства по этим делам определяются ГПК Украины.
§ 5. Опека и попечительство
Правила об опеке и попечительстве призваны регулировать отношения по воспитанию несовершеннолетних, подготовке их к общественно полезной деятельности в случаях, если несовершеннолетние не имеют родителей иди если родители (в силу различных причин) не могут или лишены возможности заниматься воспитанием своих детей. Поэтому указанные правила помещены не в гражданском, а в семейном законодательстве.
Поскольку воспитание несовершеннолетних, охрана их интересов и т.д. предполагают одновременно также защиту личных и имущественных прав несовершенно-> легких, совершение в их интересах необходимых действий ие ^осуществлению принадлежащих им прав, опека и попеэдсрельство необходимы и для решения вопросов, регулируемых гражданским законодательством. В ряде .случаев опека и попечительство могут назначаться и не в связи с семейными отношениями. В гражданском законодательстве правила об опеке и попечительстве теснейшим "образом связаны с институтом дееспособности, являются его логическим продолжением.
Опека устанавливается над несовершеннолетними, не достигшими 15 лет, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, а также над имуществом этих лиц, если оно находится в другой местности, и над имуществом лица, признанного в установленном порядке безвестно отсутствующим.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет и над лицами, признанными судом ограничено дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над лицами, которые по своему -физическому состоянию (например, в силу преклонного возраста, частичной слепоты и т.д.) не могут самостоятельно защищать свои права.

Для непосредственного осуществления функций по опеке назначается опекун. Непосредственное осуществление попечительства возлагается на попечителя. В случае, если дети воспитываются в детских учреждениях или лица, нуждающиеся в опеке и попечительстве, находятся в соответствующих лечебных учреждениях и над ними опекуны и попечители не назначены, обязанности последних выполняют эти учреждения.
Опекуны и попечители избираются преимущественно из лиц, близких подопечному или из числа других лиц и назначаются органами опеки и попечительства, каковыми являются органы местной администрации и соответствующие исполнительные комитеты местных. Советов народных депутатов. Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лиц, подлежащих опеке или попечению.
Опекуны и попечители обязательно должны обладать дееспособностью в полном объеме. Семейное законодательство предъявляет к опекунам и попечителям и ряд других требований, например, они не должны быть лишены родительских прав.
Функции опекуна, согласно гражданскому законодательству, заключаются в восполнении отсутствующей у опекаемого дееспособности. Поэтому он непосредственно своими действиями приобретает гражданские права и создает гражданские обязанности для опекаемого, лишенного возможности самому действовать в гражданских правоотношениях. Опекун действует от имени опекаемого и является его законным представителем.
В случае, когда опека установлена над имуществом указанных выше лиц, обязанность опекуна заключается в обеспечении сохранности имущества, поддержании его в надлежащем состоянии и в совершении диктуемых обстоятельствами сделок по имуществу.
Попечитель восполняет недостающую дееспособность подопечного. Поэтому попечитель не совершает юридических действий вместо подопечного, а действует наряду с ним. Он дает согласие (разрешение) на совершение действий подопечным, санкционирует их. Попечитель не является представителем подопечного.

Иным является правовое положение попечителей, назначенных над лицами, которые по своему физическому состоянию не могут самостоятельно защищать 'свои права, хотя и являются дееспособными, но, при осуществлении своих прав и обязанностей нуждаются в содействии; [Попечители помогают таким подопечным управлять принадлежащим им имуществом, могут по их просьбе и от их имени совершать сделки, обязаны охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. ^Попечители над этими лицами назначаются также только по просьбе последних.
Опекуны могут совершать юридические действия, а попечители - давать согласие на совершение действий подопечными только в случаях, если эти действия носят имущественный характер. Поэтому, например, нельзя через опекуна или с помощью попечителя изменить фамилию, расторгнуть брак и т.д., хотя защита личных прав входит в обязанности опекунов и попечителей. Строго личные сделки (например, завещание) также не могут совершаться с помощью опекунов и попечителей. Для того чтобы совершенно исключить всякую возможность злоупотребления интересами подопечных, закон запрещает опекунам и попечителям совершать сделки или давать согласие на их совершение, если эти сделки направлены на безвозмездное отчуждение (дарение) имущества подопечных или возлагает на них обязанность отвечать по чужим долгам (поручительство). Опекунам и попечителям запрещено совершать какие-либо сделки с самими подопечными, представлять их интересы при заключении сделок и ведении судебных дел с членами своих семей или иными своими родственниками,
В целях контроля за действиями опекунов и попечителей предусмотрено, что опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать сделки (а попечитель давать согласие на со-' вершение таковых), если они выходят за пределы бытовых сделок по домашнему хозяйству и управлению имуществом, в частности, такие, как договоры, требующие нотариального удостоверения и специальной регистра-

ции, отказ от наследства, раздел или обмен жилой площади, распоряжение вкладами и т.п.
Опека и попечительство прекращаются при •»тпаде-нии оснований, вызвавших их установление. В случаях злоупотребления своими правами опекуны и попечители отстраняются от выполнения возложенных на них функций решением соответствующего органа опеки и попечительства. При этом органы опеки и попечительства обязаны (а по прекращении опеки и попечительства лицо, состоявшее под опекой или попечительством, вправе) требовать от опекуна или попечителя возмещения имущественного вреда, причиненного последними вследствие недобросовестного или небрежного выполнения своих обязанностей.
§ 6 Местожительство
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч.1 ст. 17 ГК).
Гражданин может иметь только одно место жительства. Временное проживание гражданина в другом месте в силу тех или иных причин, например, учебы, специальной командировки и т.д., не создает для него нового места жительства. Место жительства не связывается также с местом работы гражданина и нахождением его имущества. Поэтому в тех случаях, когда гражданин, например, работает в одном месте, хотя и постоянно, а проживает в другом, местом жительства его считается место постоянного проживания. Место жительства определяется границами определенного населенного пункта (деревни, города, поселка), а в пределах его - указанием на определенную улицу, номер дома и т.д. Для признания того или иного населенного пункта местом постоянного проживания гражданина (его местом жительства) не имеет значения время, в течение которого гражданин проживает в данном населенном пункте. Важно то, что он поселился в данном населенном пункте с целью постоянного в нем проживания.

Все совершеннолетние лица, а также лица в возрасте от 15 до 18 лет свободно избирают свое место жительства. Возможность избрания ими места своего жительства является элементом их гражданской правоспособности (ст. 10 ГК), а конкретно избранное место проживания - субъективным гражданским правом.
В случаях, если гражданин в силу тех или иных причин меняет места своего постоянного проживания (например, является геологом и большую часть своей жизни проводит в экспедициях), местом его жительства признается место, где он преимущественно проживает. Однако и в этих случаях у гражданина одно место жительства.
Согласно 4.2 ст. 17 ГК местом жительства несовершеннолетних, не достигших 15 лет, и граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей (усыновителей) или опекунов. Из содержания этой нормы не следует, что само понятие места жительства этих граждан определяется иными признаками. Оно также определяется как место их постоянного или преимущественного проживания. Говорится лишь о том, что место жительства этих граждан должно совпадать с местом жительства их родителей (усыновителей) или опекунов, поскольку в силу закона они, как правило, должны проживать с лицами, осуществляющими над ними опеку. Для случаев, когда это вызывается уважительными причинами, было бы правильно лицам в возрасте от 10 до 15 лет предоставить право и самим определять свое место жительства, но по договоренности с родителями (усыновителями), опекуном или организацией, выполняющей относительно их функции опекуна. Споры в этих случаях должны разрешаться органами опеки и попечительства.
Правильное определение места жительства гражданина, помимо квалификаций его как особого субъективного гражданского права, имеет важное юридическое значение и для многих других гражданских правоотношений, субъектом которых является гражданин. Так, место открытия наследства определяется по последнему постоянному месту жительства наследодателя, обязатель-

стаа нередко должны исполняться в месте жительства должника или кредитора. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим также связаны с установлением местожительства данного гражданина.
Все это говорит о том, что правила о местожительстве граждан образуют специальный правовой институт в системе институтов, определяющих положение граждан как субъектов гражданских правоотношений.
§ 7. Признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим
Длительное отсутствие физического лица в месте своего постоянного жительства и длительная неизвестность фактического местопребывания его создают неопределенность в гражданских правоотношениях, участником которых он является. Между тем правопорядок не терпит никакой неопределенности в гражданских правоотношениях.
Вследствие того, что лицо длительное время отсутствует и о нем ничего не известно, страдают интересы его близких лиц (дети не получают содержания, супруг не может распорядиться общим имуществом), страдают интересы кредиторов (последние не могут взыскать долги), страдают интересы государственных и общественных организаций, с которыми был связан безвестно отсутствующий служебными, трудовыми отношениями. Все это не может продолжаться бесконечно долго и, естественно, требует, чтобы возникшая неопределенность в правах и обязанностях была ликвидирована. Для ее устранения законом установлена возможность признания физического лица, о котором ничего не известно, безвестно отсутствующим или объявления его умершим.
Обычно в литературе правила о признании физического лица безвестно отсутствующим и объявлении его умершим излагаются в связи с вопросами о правоспо-
- 104-

собности физических лиц1. В частности, объявление лица умершим рассматривается как одно из оснований прекращения его правоспособности. Хотя объявление лица умершим влечет за собой такие же правовые последствия, что и естественная смерть, тем не менее оно допускает, что лицо может находиться в живых. Поэтому объявление лица умершим лишь презюмирует прекращение правоспособности и это служит лишь основанием для ликвидации неясности в правоотношениях этого лица. Следовательно, правила о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении его умершим образуют самостоятельные правовые институты, связанные с положением физических лиц, как субъектов гражданских правоотношений.
Физическое лицо может быть признано безвестно отсутствующим только по суду и при условии, что в течение года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 18 ГК).
Годичный срок, истечение которого необходимо для обращения в суд с заявлением о признании лица безвестно отсутствующим, исчисляется со дня получения последних сведений о нем. Вместе с тем, учитывая, что практически не всегда можно точно определить день по- , лучения последних сведений, ст. 18 ГК предусматривает и другие возможные даты начального исчисления годичного срока: первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить и этот месяц - первое января следующего года. Под последними сведениями об отсутствующем лице надо понимать не только сведения, последний раз им лично сообщенные (например, в письмах и т.д.), но и всякие другие сведения, прямо или косвенно указывающие на его последнее место фактического нахождения. Решение суда о признании физического лица безвестно отсутствующим не должно быть опрометчивым. Поэтому, кроме соблюдения формального момента - истечения одного года со
' Советское гражданское право / Под ред. В.А.Рясенцева. T.I. С.101-103.
- 105 -

дня получения последних сведений об отсутствующем гражданине, требуется следующее.
Во-первых, чтобы не было сведений о нем именно в месте его постоянного, а не временного жительства. Поэтому нельзя объявить лицо безвестно отсутствующим, если в месте обучения, практики, стажировки, не совпадающим с его постоянным местожительством, нет сведений о нем и более одного года.
Во-вторых, чтобы неизвестность его фактического местонахождения, создавшуюся вследствие отсутствия лица в своем постоянном местожительстве и неполучение-о нем сведений, невозможно было устранить всеми доступными для заинтересованных лиц, организаций и суда средствами (например, путем оповещения или опроса других лиц, запроса организаций, в которых могут иметься сведения об отсутствующем, путем розыска и т.д.).
В-третьих, чтобы имелись серьезные причины, в силу которых диктовалась необходимость признания физического лица безвестно отсутствующим (имущество его приходит в негодность; лица, которых он обязан по закону содержать, находятся в тяжелом материальном положении и т.д.).
Только при наличии всех этих предварительных условий лицо может быть признано безвестно отсутствующим. Однако, если в отношении его объявлен розыск в связи с возбуждением уголовного дела или когда суд располагает доказательствами того, что данное лицо умышленно (намеренно) скрывает свое местопребывание с целью избежать наказания, уклониться от уплаты алиментов, долгов по обязательствам и т.д., его нельзя признать безвестно отсутствующим.
Последствия, наступающие в случае признания физического лица безвестно отсутствующим, следующие.
Прежде всего над имуществом этого лица на основании решения суда устанавливается опека (ст. 19 ГК). Опекуны действуют от имени безвестно отсутствующего и за его счет, т.е. расходы по осуществлешзо опекунских функций возмещаются из стоимости имущества безвестно отсутствующего лица.
106-

Установление опеки здесь преследует специфические цели и не является свидетельством ограничения или лишения дееспособности безвестно отсутствующего лица. Действия, которые совершает опекун вправе и обязан по закону совершать и сам безвестно отсутствующий, но поскольку местонахождение его неизвестно, а неосуществление им своих прав и обязанностей причиняет ущерб интересам других лиц и государству, закон упол-номачивает опекуна осуществлять его дееспособность.
В частности, из имущества физического лица, признанного безвестно отсутствующим, выдается содержание лицам, которых он обязан содержать по закону, погашается задолженность по другим его обязательствам (например, выплачиваются долги кредиторам), производятся иные выплаты (например, по налогам).
Согласно ст. 19 ГК, по заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опеку для охраны имущества отсутствующего лица, а равно для управления его имуществом и до истечения одного года со дня получения последних сведений о месте его пребывания и вынесения судом решения. Но в этом случае опекун вправе совершать лишь действия, связанные с обеспечением сохранности имущества и поддержанием его в надлежащем состоянии.
Признание физического лица безвестно отсутствующим влечет за собой возникновение права у его супруга требовать расторжения брака в упрощенном порядке в органах регистрации актов гражданского состояния (ст.42 КоБС).
Согласно пенсионному законодательству, иждивенцы безвестно отсутствующего, при наличии предусмотренных в законе условий, приобретают право на пенсию так же, как в случаях утраты кормильца.
В тех случаях, когда признанный безвестно отсутствующим гражданин явится или будет установлено его местопребывание, решение суда о признании его безвестно отсутствующим отменяется (ст.20 ГК). В связи с этим прекращается и опека над имуществом, но сделки, совершенные опекуном до отмены решения суда, сохраняют силу для явившегося. Брак, если он к этому време-
107-

ни был расторгнут, может быть восстановлен органом регистрации актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов, при условии, что супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, не вступил в новый брак (ч.2 ст.441 КоБС).
Выплаченные ранее суммы на содержание лиц, которых безвестно отсутствующий обязан был по закону содержать, возврату не подлежат. Иждивенцы утрачивают право на пенсию.
Другой, более радикальной, мерой ликвидации неопределенности в правах и обязанностях исчезнувшего лица является объявление его по суду умершим.
Согласно ст.21 ГК, общим основанием, дающим суду право предположить смерть физического лица, является отсутствие этого лица в месте его постоянного жительства и неполучение сведений о его фактическом местонахождении в течение трех лет.
Если предположение о смерти лица сделать нельзя или, напротив, есть убеждение в том, что лицо находится в живых, суд должен, несмотря на истечение трехлетнего срока со дня получения о нем последних сведений, отказать в объявлении такого лица умершим.
Поскольку и годичный срок для признания физического лица безвестно отсутствующим и трехлетний срок для объявления его умершим -исчисляются с одного и того же момента, лицо может быть объявлено умершим и без признания его безвестно отсутствующим. Физическое лицо сразу же признается умершим, без предварительного признания безвестно отсутствующим, в случаях, когда он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (например, при наводнении и других стихийных бедствиях) или дающих основание предполагать его гибель от" определенного несчастного случая (напри-мер, пожара, кораблекрушения). Это специальное основание для объявления физического лица умершим. Здесь степень вероятности смерти очень высока, и по-. этому лицо объявляется умершим по истечении шести месяцев со дня получения о нем последних сведений (ст.21 ГК).
108-

Обстоятельства, дающие право суду объяви ^язи-ческое лицо умершим по истечении шести месяцев, должны быть доказаны. В подтверждение их могут быть приведены любые доказательства: как документальные данные, так и свидетельские показания. Важно, чтобы они были вескими. При отсутствии таких доказательств объявление лица умершим или безвестно отсутствующим, если того пожелают заинтересованные лица, производится на общих основаниях.
Особые условия установлены для объявления умершими военнослужащих и иных лиц, пропавших без вести в связи с военными действиями. Эти лица могут быть объявлены умершими не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действия (ст.21 ГК).
Лицо, объявленное умершим, не лишается правоспособности, если оно в действительности находилось в живых. Вместе с тем предположение о его смерти, подтвержденное судебным решением, регистрируется в органах регистрации актов гражданского состояния и влечет за собой утрату приобретенных ранее гражданских прав" и обязанностей. На его имущество открывается наследство, брак прекращается, словом, наступают такие же последствия, что и в случаях физической смерти человека.
Принимая это во внимание, закон (ч.З ст.21 ГК) одновременно решает и вопрос о том, какой день в этих случаях должен считаться днем смерти лица, объявленного умершим. Его нельзя определить произвольно (по усмотрению заинтересованных лиц), так как именно к этому дню должно приурочиваться время открытия наследства, время прекращения брака и все другие юридические последствия, обусловленные фактом объявления лица умершим. Таким днем считается день вступления решения суда в законную силу либо указанный судом в решении день предполагаемой гибели гражданина, если такой день установлен судом.
От объявления физического лица умершим следует отличать установление судом факта его смерти. Во всех случаях, если есть доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, но
109

органы РАГСа почему-либо отказывают заявителю в регистрации события смерти, суд должен не объявлять это лицо умершим, а устанавливать факт его смерти в порядке, предусмотренном соответствующими статьями ГПК Украины. При рассмотрении этих дел не требуется соблюдения сроков, указанных в ст. 21 ГК. Датой смерти в этих случаях считается не день вступления решения суда в законную силу или день предполагаемой гибели лица, а день фактической его смерти, установленный судом.
Поскольку объявление физического лица умершим не связано с бесспорным установлением факта его смерти, то вполне естественно, что лицо, объявленное умершим, как уже говорилось, может оказаться в живых. Поэтому ст.22 ГК предусматривает, что в случае явки или обнаружения местопребывания лица, объявленного умершим, вынесенное ранее решение суда отменяется тем же судом, который его вынес, а если этого суда нет, то областным судом.
Лицо, независимо от времени своей явки, восстанавливается и в своих имущественных правах. Оно может потребовать возврата сохранившегося имущества от тех лиц, к которым оно безвозмездно перешло после объявления его умершим (ч.2 ст.22 ГК) Это требование можно предъявить в пределах общих сроков исковой давности как к наследникам, так и ко всем третьим лицам, которые приобрели его имущество от наследников по безвозмездным сделкам, например, по договору дарения. При этом не имеет значения, знали наследники или третьи лица в момент приобретения имущества, что лицо, имущество которого они приобретают, находится в живых или они этого не знали.
Лица, к которым имущество лица, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если будет доказано, что в момент приобретения имущества они знали, что лицо, объявленное умершим, находится в живых (ч.З ст.22 ГК).
Эти правила, в связи с укреплением начал рыночной экономики и совершенствованием правового регулирования имущественных отношений, предлагаются дополнить в новом ГК новыми нормами. В част-
110-

ности, предполагается ввести норму о том, что имущество лица, объявленного умершим, приобретенное новым владельцем в силу приобретательской давности, не может быть истребовано у последнего. Предполагается предусмотреть и норму, согласно которой наследники физического лица, объявленного умершим, не будут иметь права в течение 5 лет отчуждать недвижимое имущество, перешедшее к ним после объявления физического лица умершим. Представляется оправданной и норма, согласно которой, в случаях, когда имущества у третьих лиц, обязанных его возвратить явившемуся лицу, в натуре уже нет, последние должны возмещать его стоимость.
Согласно ГК (ч.4 ст.22), если имущество гражданина, объявленного умершим, перешло к государству (в лице соответствующих финансовых органов) и было государством реализовано, то после отмены решения об объявлении гражданина умершим ему возвращается сумма, вырученная от реализации имущества.
§ 8. Акты гражданского состояния
Акты гражданского состояния - это факты (события или действия), с которыми закон связывает возникновение или прекращение определенного состояния физического лица как субъекта охраняемых и регулируемых государством отношений.
Все те свойства, которые характеризуют гражданскую правосубъектность физического лица, имеют в своей основе, как и сами гражданские правоотношения, жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение или прекращение этих свойств у физического лица. Так, возникновение правоспособности у физического лица связывается с фактом его рождения. Напротив, смерть является основанием прекращения его правоспособности.
Факты, именуемые актами гражданского состояния, подлежат регистрации в органах регистрации актов гражданского состояния (РАГС). Установлено это как в государственных и общественных интересах, так и в целях охраны личных и имущественных прав и интересов физических лиц.
111

Сделанные в актовых книгах записи о регистрации актов гражданского состояния являются бесспорными доказательствами удостоверенных ими фактов, пока они не опровергнуты в судебном порядке.
Однако не все акты гражданского состояния, с которыми связываются те или иные свойства физического лица, как субъекта гражданского .права, регистрируются в актовых книгах гражданского состояния. Так, не регистрируется достижение физическим лицом определенного возраста, с которым закон связывает возникновение у него дееспособности. Не регистрируются решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим, о признании его недееспособным или ограничении его дееспособности. В этом нет практической необходимости.
С другой стороны, обязательной регистрации подлежат не только акты, относящиеся к сфере действий гражданского состояния, но и акты, с которыми закон связывает, определенное состояние физического лица в семейных правоотношениях. Так, согласно ст. 158 КоБС Украины подлежат регистрации: заключение брака, расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена фамилии, отчества и имени физического лица.
Таким образом, акты, подлежащие обязательной регистрации, - это акты гражданского состояния в широком смысле. Поскольку и те из актов, которые считаются актами гражданского состояния в узком смысле слова (рождение, смерть), также не лишены семейно-правового значения, тесно связаны с актами семейного состояния (люди рождаются и умирают, будучи членами семьи), то регистрация всех актов гражданского состояния, в широком смысле регулируется не гражданским, а семейным законодательством: КоБС Украины, Законом Украины "Об органах регистрации актов гражданского состояния", Положением, определяющим порядок изменения, восстановления, аннулирования записи актов гражданского „состояния, порядок и сроки хранения актовых книг, Положением о порядке рассмотрения ходатайств о перемене гражданами Украины фамилий, имен, отчеств. Правилами регистрации актов гражданского со-
112-

стояния, утвержденными в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Согласно семейному законодательству, рождение регистрируется не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка, а в случае рождения мертвого ребенка - не позднее трех суток. Регистрация производится по письменному или устному заявлению родителей или одного из них. В случае смерти родителей или невозможности для них по иным причинам сделать заявление регистрация рождения ребенка производится по заявлению родственников или лиц, на попечении которых находится ребенок, или по заявлению администрации лечебного учреждения, в котором находилась мать в момент рождения ребенка. '
Регистрация смерти производится по последнему месту жительства умершего или по месту наступления смерти либо обнаружения трупа. Заявление о регистрации смерти должно быть сделано не позднее трех суток со дня наступления смерти или обнаружения трупа, а в случае невозможности получения справки медицинского учреждения или заключения судебно-медицинской экспертизы либо прокурора - не позднее пяти суток. В случаях, когда органы РАГСа по каким-либо причинам отказывают в регистрации смерти, факт смирти может быть установлен судом. Последующая регистрация смерти производится уже на основании судебного решения. Если в актовую запись о смерти или рождении вкралась неточность (ошибка), то исправление записи при отсутствии спора производится органами РАГСа. В случае спора вопрос решается судом (по заявлению заинтересованной стороны), а затем уж& на основании судебного решения производится исправление записи.
В случае гибели или утери актовых записей последние могут быть восстановлены органами РАГСа при наличии других документов и доказательств, подтверждающих, что в свое время эти записи были произведены. При отсутствии таких документов и доказательств факт регистрации устанавливается судом. На основании судебного решения органы РАГСа восстанавливают утраченную запись.
113-

ГЛАВА6
СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА - ЛИЦА ЮРИДИЧЕСКИЕ
§ 1. Понятие и признаки юридического лица
Субъектами гражданского права, помимо физических лиц, являются также организации: государственные предприятия, хозяйственные общества и объединения граждан.
Все организации, признаваемые субъектами гражданского права, в науке и законодательстве принято называть юридическими лицами.
Возникает вопрос, почему организации, являющиеся' субъектами гражданского права, называют юридическими лицами. Неправильно было бы считатъ,что граждане -это природой данные субъекты права, организации -субъекты права, представляющие собой "изобретение" законодателя, и поэтому они именуются лицами юридическими. Справедливо другое мнение. Как и физические лица, юридические лица - реальные субъекты гражданского права. Возникновение и существование юридических лиц обусловлено развитием экономики и социальными потребностями, а законодательство лишь содействует их становлению и упрочению, признавая их в качестве субъектов права.
Следовательно, организации являются реальными субъектами права, но только в смысле социальном, а не физическом. Поскольку в гражданских правоотношениях они, как и физические лица, действуют в качестве особых социальных структур - собственников, продавцов, покупателей, наймодетелей, нанимателей и т.д., - они также называются лицами.
Вместе с тем далека не все организации признаются субъектами гражданского права, т.е. могущих самостоятельно выступать в гражданских правоотношениях от собственного имени/Только те из них, которые обладают такими качествами и, являются юридическими лицами. Поэтому организации в гражданском праве называются юридическими лицами как в отличие от лиц физических,
- 114 -

так и в отличие от других организаций, которые субъектами гражданского права не признаются. Юридическая личность организаций - исключительно гражданско-правовое свойство, которое одновременно отражает и их специфическое положение (начала равенства) в регулируемых нормами гражданского права имущественных и личных неимущественных отношениях.
В юридической науке существуют, однако, и другие взгляды, которые с иных позиций обменяют сущность юридического лица. Самой древней и, пожалуй, наиболее разделяемой и в современной западной юридической доктрине является теория фикции, согласно которой организация (различного рода предпринимательские объединения и т.д.) считаются искусственными образованиями, субъектами особою рода (sui generis), .существующими лишь по воле и в рамках закона для удобства регулирования имущественного оборота. С этой теорией, .как было 'сказано, трудно согласиться. Она начисто отрицает всякую реальную зна-' чимость юридического лица как субъект гражданского «права.
В свое время для объяснения сущности юридического лица выдвигались м другие идеи (теории), но они не получили сколько-нибудь широкого признания1
Советская цивилистическая литература изобиловала в основном теориями, пытавшимися раскрыть сущность юридического лица через посредство нахождения или установления его так называемого "людскою субъекта", только м .сообщающему ему социальную реальную значимость. .При этом речь шла главным .образом "о .государстввнвык организациях, 'которым принадлежала доминирующая роль -в гражданских правоотношениях. Одной из таких теорий являлась теория государства, сотлвхяю которой государственное юридическое лицо есть само государство, взятое, однако, не в .единстве всех его функций, а действующее лишь на определенном участке .социалистической системы, то
^
есть использующее определенное имуществе при посредстве определенного .коллектива работников2.
Согласно другой теории, государственное юридическое лицо есть организованный государством коллектив рабочих и служащих во главе с
1 См. об этих теориях: Советское гражданское право. Субъекты гражданского права. М., 1984. С. 57-75.
2 См.: Аскназий С.И. Об основаниях иравовых отношений между государственными социалистическими организациями. Ученые записки ЛЮИ, 1947. Вып. 4. С. 33; Тархов В.А. Советское гражданское право. Ч. 1. Саратов, 1978. С. 48.
- 115 -

его ответственным руководителем, на которое государство возложило выполнение определенных государственных задач и которому оно предоставило для осуществления этих задач соответствующую часть единого фонда-государственной собственности (теория коллектива)1.
С иных позиций, отличных от двух предшествующих теорий, решала вопрос об личном "субстрате" государственных юридических лиц теория директора, исходившая из того, что таким субстратом является руководитель (директор) государственного юридического лица, поскольку он совершает от имени последнего все юридически значимые действия •
Все эти теории не утратили полностью своего значения и в на-. стоящее время, поскольку и сейчас (в новых условиях), в том числе и в Украине, наряду с другими юридическими лицами сохраняются и государственные юридические лица. Вместе с тем нельзя не видеть и особые стороны этих теорий. Например, теория директора не учитывает, что он - еще не само юридическое лицо, а только его представитель. В теории государства верным является тезис о том, что государство определяет существование и деятельность государственного юридического лица, при посредстве которого используется государственное имущество на определенном участке хозяйственной системы. Однако вряд ли на этом основании можно утверждать, что само государство входит в состав созданного им юридического лица. Ясно, например, что не государство заключает с самим собой договор, а созданные им юридические лица. В теории коллектива упускается из вида, что государственное имущество закрепляется и право на него признается не за коллективом, а за организацией (юридическим лицом), в рамках которой проявляется деятельность этого коллектива.
, Однако вряд ли можно согласиться с определением юридического лица как коллективного образования применительно и к другим, негосударственным юридическим лицам Практика показывает, что с правами юридического лица могут существовать и компании. В ст. 2 Закона Украины "О предприятиях в Украине" прямо предусмотрена возможность создания с правами юридического лица частного предприятия, основанного на собственности отдельного физического лица.Таким образом, правильным надо признать утверждение, что за юридическими лицами
' Венедиктов A.B. Государственная социалистическая собственность. Гл. XII. М,-Л., 1948.
2 Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л., 1955. С. 87-92.
-116-

как социальной реальностью никто не стоит, как никто не стоит за гражданином (физическим лицом) - субъектом прав и обязанностей1.
Не проясняет социальной сущности юридического лица теория, согласно которой оно рассматривается как определенная система социальных связей2. Сами по себе социальные связи не могут быть субъектами права. В связи с переходом бывших республик СССР (ныне самостоятельных государств) к рыночной экономике выдвигаются доводы в пользу ранее известной теории "целевого имущества ", согласно которой юридическое лицо есть персонифицированное имущество, специально предназначенное для участия в гражданском или торговом обороте3. Но ведь ясно, что имущество также не может выступать в качестве субъекта права. Вцдимо, сущность, юридического яйца можно определить только через понятие организации как социальной ячейки, создаваемой людьми и другими организациями на определенных условиях и для достижения определенной цели. Из понятия юридического лица как организации исходит и действующее гражданское законодательство.
' Согласно ст.23 ГК, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные, права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде или в третейском суде. Из этого определения юридического лица следует, что юридическое лицо должно отвечать следующим признакам.
- 1. Организационное единство. Юридическая личность организации прежде всего предполагает, что она выступает в гражданских правоотношениях как единое целое. Это организационное единство обеспечивается тем, что оно, согласно ст.25 ГК, закрепляется в уставе, специальном положении об организации или в положении, общем для организаций определенного вида, предусматривающих цели и задачи организации, ее структуру, функции, компетенцию, органы и другие условия, необходи-
' Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица // Правоведение. № 2. 1958. С. 46.
2 Красавчиков O.A. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. № 1. С. 12-14.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>