<< Предыдущая

стр. 4
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

3 Гражданское право. Учебник. Том 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. С. 76.
-117-

мыс для выступления организации в правоотношениях в качестве единого и самостоятельного субъекта права.
2. Наличие обособленного имущества. Чтобы считаться юридическим лицом, организация обязательно должна иметь закрепленное за ней имущество, обособленное от имущества ее учредителей, граждан, состоящих с организацией в трудовых или иных отношениях, выше- и нижестоящих организаций и государства в целом. В хозяйственных обществах, кооперативных и других обще« ственных организациях эта обособленность имущества проявляется в том, что закрепленное за ними имущество признается принадлежащим им на праве собственности. В государственных организациях обособленность имущества проявляется в закреплении за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.
3. Выступление в гражданском обороте отмечена, имени. Организация, если она является юридическим лицом, действует в гражданских правоотношениях от своего имени, а не от имени ее учредителей, государства, вышестоящей организации или организации, в состав которой она входит.
Юридическое лицо всегда имеет свое наименование (ст. 27 ГК). Наименование (или фирма) юридического лица включает в себя название или номер организации, указание на предмет деятельности, систему, в которую входит организация, и т.д. и призвано индивидуализировать организацию- в гражданских правоотношениях.
4. Самостоятельная имущественная ответственности. Организация, если она является юридическим лицом, должна обязательно мести самостоятельную имуще-етвенную ответственность но своим обязательствам в пределах закрепленного за ней имущества (ст.32 FK). Ни учредители, ни государство, ни вышестоящая организация, ни организация, в состав'которой входит юридическое лицо, по долгам юридического лица не отвечают (статьи 33-36 ГК). Иначе говоря, к учредителям и перечисленным выше организациям нельзя предъявить иск по долгам организации, являющейся юридическим ли-
118

цом, если иное не предусмотрено законом или договором.
В литературе иногда спорят о том, какой из перечисленных признаю» является главным в правовой характеристике юридического лица-Одни таким признаком считают выступление юридического лица в гражданских правоотношениях от своего имени1, другие - наличие обособленного имущества, третьи - самостоятельную имущественную ответственность3, четвертые - организационное единство юридического лица4. Однако следует признать, что этот спор носит в известной мере искусственный характер, так как все перечисленные признаки одинаково важны, и отсутствие хотя бы одного .из них исключает возможность существования организаций как юридических лиц.
Другое дело, что одни из перечисленных признаков имеют значение предпосылок признания организаций юридическими лицами, а другие - значение качеств юридической личности организаций5.
Так, организационное единство и наличие обособленного имущества - это предпосылки признания организаций юридическими лицами. При этом организационное единство - необходимое условие существования организаций в качестве субъектов не только в гражданском, но и в других отраслях права, поскольку и в них организации не могут выступать в качестве субъектов права без достаточно выраженного и закрепленного в уставе или положении их организационного единства. Напротив, наличие обособленного имущества - необходимая предпосылка признания организаций как субъектов именного гражданского права, так как без обособленного имущества организации не могут участвовать в гражданских правоотношениях.
1 Венедиктов A.B. Государственная социалистическая собственность. С. 704-711.
2 Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. С. 135-138.
3 Советское гражданское право / Под ред. В.А-Рясенцева. С. 131-132.
4 Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1962. С. 122.
5 См.: Генкин Д.М. Значение применения института юри-'дического лица во внутреннем и внешнем товарообороте СССР. В кн.: Сборник научных работ МИНХ. 1995. Вып. 9. С. 20-25.
- 119 -

Признаками второго вида являются выступление в гражданском обороте от своего имени и самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Эти признаки действительно характеризуют особое лицо (юридическую личность) организаций, которое они приобретают, участвуя в отношениях, урегулированных нормами гражданского права.
§ 2. Виды юридических лиц
Юридические лица, в зависимости от тех или иных признаков (критериев), можно делить на определенные виды.
Так, юридические лица прежде всего подразделяются на определенные виды в зависимости от форм собственности, на которых основывается их деятельность. По этому признаку можно выделить юридические лица, основанные на собственности отдельного физического лица, на коллективной, государственной (коммунальной) собственности и на смешанной форме собственности.
К числу первых относятся, например, предприятия, основанные на собственности отдельного физического лица; вторых - предприятия и организации, основанные на соединенном имуществе нескольких физических или юрвдических лиц; третьих - хозяйственные, социально-культурные и другие организации, основанные соответственно на общегосударственной или коммунальной собственности; четвертых - совместные предприятия, основанные, например, на базе соединенного имущества субъектов гражданского права Украины и других государств. Исходя именно из форм собственности, установленных Законом Украины "О собственности", ст.2 Закона Украины "О предприятиях в Украине" и определяет особо виды предприятий, признаваемых законодательством Украины юридическими лицами.
В зависимости от характера деятельности юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Первые - это субъекты предпринимательства, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в ка-
- 120-

честве основной цели своей деятельности, действующие на свой риск и покрывающие свои расходы за счет собственных доходов'. Таковыми, например, являются все предприятия, основанные на собственности отдельного физического лица и коллективной форме собственности. К числу их относятся и государственные (коммунальные) предприятия, поскольку они действуют на началах полного хозяйственного расчета. Государство по их обязательствам (долгам) не отвечает (ст.ЗЗ ГК).
Вторые (некоммерческие юридические лица) - это организации, деятельность которых направлена на удовлетворение социально-культурных, научных и тому подобных потребностей либо связана с осуществлением организационно-управленческих функций. Это, например, благотворительные организации, общественные организации граждан, религиозные организации, центральные и местные органы государственного управления, государственные учебные заведения и т.д. Их деятельность, поскольку она не имеет в качестве основной цели извлечение прибыли, финансируется за счет средств (бюджета) учредителей или добровольных взносов и пожертвований. Согласно ст. 39 Закона Украины "О собственности" некоммерческие государственные юридические лица отвечают по своим обязательствам (долгам) только средствами, выделенными им из государственного бюджета. При недостаточности у них средств ответственность по их обязательствам несет государство.
Вместе с тем, некоторым организациям, относящимся к некоммерческим юридическим лицам не запрещено я определенных пределах заниматься и предпринимательской деятельностью. Так, например, вузы и НИИ не в ущерб своей основной некоммерческой деятельности могут и на коммерческих началах осуществлять обучение незначительного контингента студентов
* См.: ст.1, 2 Закона Украины "О предпринимательстве". Это юридические лица, которые по законодательству ряда стран Запада (например, Германии и Франции) принято называть юридическими лицами торгового права в отличие от некоммерческих организаций, называемых юридическими лицами гражданского права.
- 121 -

(слушателей), проводить по заказам других лиц научные исследования. В отношении юридических лиц, для которых предпринимательская деятельность не является основной. Закон Украины "О предпринимательстве" применяется к той части их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.
Юридические лица делятся также на простые и сложные, материнские и дочерние.
Простыми, юридическими лицами являются, например, все предприятия, основанные на собственности отдельных физических лиц, на соединенном имуществе нескольких физических или юридических лиц, а также все дредприятия и организации, основанные на государственной (коммунальной) собственности. Простыми юридическими лицами являются общественные организации граждан. Сложными юридическими лицами считаются организации, представляющие собой объединения юридических лиц. Таковыми, например, являются объединения потребительской и промысловой кооперации, концерны, ассоциации, консорциумы, корпорации, предусмотренные ст.З Закона Украины "О предприятиях в Украине"1. К числу сложных юридических лиц относятся и объединения общественных организаций граждан, предусмотренные ст. 10 Закона Украины "Об объединениях граждан", профессиональные и другие объединения юридических лиц.
Действующее законодательство Украины (ст.2 Закона "О предприятиях в Украине", ст.35 Закона "О хозяйственных обществах") не исключает возможность создания ˜ одним предприятием, являющимся юридическим лицом, другого предприятия с правами юридического лица путем закрепления за ним определенной части своего имущества и установления с ним отношений, определяемых создавшим его юридическим лицом. Первое юридическое лицо считается материнским, второе -дочерним. Дочернее юридическое лицо не отвечает по
Эти объединения следует отличать от сложившихся в свое время государственных трестов и подобньи им объединений, которые представляют собой вышестоящие органы государственного управления предприятиями.
- 122-

обязательствам (долгам) материнского юридического лица, хотя оно при осуществлении своей деятельности и остается зависимым от последнего. Законодательство ряда стран считает дочерними и такие предприятия, в которых основное предприятие имеет преобладающее участие в их уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность влиять на решения, принимаемые дочерней"организацией.
С точки зрения структурного построения все юридические лица можно поделить на организации, учредители которых, а в надлежащих случаях и лица, принимавшие (принимающие) участие в образовании их имущества (участники}, входят в состав данных организаций, и организации, учредители которых не входят в их состав. Так, »с первому виду юридических лиц относятся все предприятия, основанные на соединенном имуществе нескольких физических или юридических лиц, общественные и профессиональные организации, религиозные организации, сложные юридические лица. Вторым видом юридических лиц охватываются все государственные предприятия и другие государственные организации, в том числе и учреждения, предусмотренные ет.24 ГК; предприятия, основанные на собственности отдельного физического лица; все предприятия и учреждения, созданные обще»-ственными, профессиональными и подобными им организациями» а также их объединениями (союзами)^ дочерние предприятия.
Исходя из действующего законодательства все юридические лица можно классифицировать по од^еделен-ным группам (видам) и в зависимости от характер« прав учредителей на имущество, созданного ими юридического лица. С этой точки зрения следует различать: юридте-ские лица, в отношении имущества которых их учредители (участники) имеют только обязательственные права; юридические лица, в отношении имущества которых их учредители сохраняют принадлежащее им право собственности на это имущество; юридические лица, в отношении имущества которых их учредители не имеют никаких прав.
123-

К числу первых юридических лиц относятся, например, все предприятия, основанные на соединенном имуществе нескольких физических или юридических лиц, а также сложные юридические лица, включающие в свой состав юридические лица, занимающиеся хозяйственной (предпринимательской) деятельностью. Учредители этих юридических лиц права собственности на их имущество, т.е. ранее ими внесенное, не имеют. Однако в случае выхода из состава этих юридических лиц или их ликвидации они вправе требовать возврата компенсации стоимости ранее внесенного имущества.
К числу вторых юридических лиц относятся все юридические лица, учредители которых не входят в их состав. Это государственные предприятия и другие государственные организации; предприятия, основанные на собственности отдельных физических лиц; дочерние предприятия, предприятия и учреждения, созданные общественными, профессиональными, религиозными и подобными им организациями, их объединениями. Единоличные учредители этих юридических .лиц - собственники (государство в лице его уполномоченных органов, отдельные физические и юридические лица) при их создании не утрачивают права собственности на имущество, закрепленное за ними. Соответственно и последние его не приобретают. Они владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве полного хозяйственного ведения (если это предприятия) или на праве оперативного управления (если это учреждения).
К третьему виду юридических лиц относятся объединения граждан (общественные организации и политические партии), профессиональные, религиозные и подобные им организации. Внесенные при вступлении в эти организации вступительные, членские взносы и другое имущество, принадлежащее им на праве собственности, в случае выхода кого-либо из их состава или в случае их ликвидации возврату или распределению не подлежит.
Отнесение юридических лиц к тому или иному виду имеет важное пpaктичecкoe\ значение. Во-первых, это
- 124 -

позволяет с достаточной полнотой раскрыть предусмотренный действующим законодательством правовой статус юридических лиц. Во-вторых, организация, чтобы она могла считаться входящей в число предусмотренных законом юридических лиц, обязательно должна отвечать признакам определенного вида юридических лиц. В-третьих, отнесение юридических лиц по признакам, вытекающим из действующего законодательства к тому или иному их виду служит упорядочению в целом всей системы юридических лиц.
§ 3. Организационно-правовые формы деятельности юридических лиц
Целям упорядочения всей системы юридических лиц служат также предусмотренные действующим законодательством организационно-правовые формы их деятельности.
Так, все коммерческие юридические лица, основанные на коллективной и смешанной формах собственности и представляющие собой предприятия, созданные на соединенном имуществе учредителей - нескольких физических или юридических лиц, входящих в их состав, должны создаваться и действовать в организационно-правовых формах, предусмотренных именно для этих юридических лиц. Все эти юридические лица, относящиеся также к труппе (или виду) простых юридических лиц, являются собственниками (субъектами права собственности на принадлежащее им имущество), создаются их учредителями добровольно на основе учредительных договоров или решений учредительных конференций.
Юридические лица, в основе образования которых лежит учредительный договор, в соответствии с действующим законодательством могут создаваться и действовать в организационно-правовой форме того или иного хозяйственного общества - акционерного, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, полного или коммандитного общества (ст.1 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). Выбор организационно-правовой формы зависит от усмотрения
- 125-

учредителей (ст.6 Закона Украины "О предпринимательстве") и др.
Акционерным признается общество, имеющее уставный фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, и несущее ответственность по обязательствам только своим имуществом. Акционеры несут риск убытков, связанный с деятельностью акционерного общества, только в пределах принадлежащих им акций (ст.24 Закона Украины "О хозяйственных обществах").
Акционерные общества считаются открытыми, если их акции могут распространяться путем открытой подписки и купли-продажи на биржах. Закрытыми признаются акционерные общества, акции которых распределяются между учредителями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже (ст.25 Закона Украины "О хозяйственных обществах").
Акционерные общества - это наиболее распространенная организационно-правовая форма предприятий, в основе создания и деятельности которых лежит учредительный договор. Она позволяет охватить любое число лиц, могущих быть учредителями и участниками {акционерами) данных предприятий, а следовательно, и аккумулировать -в этих предприятиях значительные средства длят их развития.
Акционерные общества по существу своему представляют "объединения капиталов". Поэтому личное участие в его дедах учредителей и участников (акционеров) не обязательно. Одни и те же лица могут быть учредителями (участниками, акционерами) нескольких акционерных обществ. При этом приходящаяся на каждую акцию доля имущества уставного фонда акционерного общества не может быть изъята из его имущества, хотя сами акции с принадлежащими -на них долями в имуществе, по общему правилу, могут свободно отчуждатабя. Все это, в свою очередь, обусловливает необходимость публичного ведения дел акционерного общества (объявление размера его уставного фонда, публикации сведений о прибылях и убытках, об изменении уставного фонда и т.п.), что должно служить гарантией интересов
- 126 -

покупателей акций (будущих акционеров) и кредиторов акционерного общества.
Обществом с ограниченней ответственностью признается общество, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительт-ным договором (4.1 ст.50 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). В отличие от акционерного общества учредители общества с ограниченной ответственностью одновременно являются и его участниками. Числом учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью и определяется его состав.
Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью заранее делится (без использования акций) на конкретные доли только между самими участниками с учетом размеров внесенных ими вкладов в имущество общества. Причем эти вклады (соответственно и доли в имуществе общества) ве обязательно должны быть равными.
Участники общества с ограниченной ответствен!;
ноетью, как сказано в ч.2 ет.5@ Закона Украины "О хозяйственных обществах", несут ответаяяеиЕнесть в& преде-лах их вкладов. Это надо понимать в том смысле, что его участники несут риск возможных убытков общества лишь в пределах внесенных ими вкладов. Другим своим имуществом они по долгам общества: не отвечают.
Однако личная деятельность участников общества с ограниченней ответственностью в его делах также не яв-ляется обязательной. Поэтому и данная форма общества по существу своему представляет "объединению капиталов". Этим и объясняется широкое ее использование в сфере предпринимательства наряду с акционерными обществами.
Вместе с тем уставный фонд (имущество;) общества с ограниченной ответственностью находится в определенной связи с правом его участников требовать выдела из него своей доли в случаях выхода из состава общества, каковым, как было сказано, не обладают учредители и участники акционерного общества. Участник общества с ограниченной ответственностью может и просто распорядиться своей долей в имуществе общества, правда,
127

при условии, что другие участники не воспользуются преимущественным правом ее приобретения (ст.53 Закона Украины "О хрзяйственных обществах").
Общество с дополнительной ответственностью отличается от общества с ограниченной ответственностью тем, что участники общества с дополнительной ответственностью отвечают по его долгам взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к взносу каждого участника. Предельный размер ответственности участников предусматривается в учредительных документах (ст.65 Закона Украины "О хозяйственных обществах").
Полным признается такое общество, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность всем своим имуществом (ст.66 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). Для этого вица обществ характер-иото, что участники не только объединяют свое имущество, но и личным трудом участвуют в их деятельности. Нескольку участники такого общества при отсутствии у него имущества отвечают по его долгам всем своим лично принадлежащим имуществом, то они не могут, естественно, участвовать в других полных обществах. Солидарная ответственность их по долгам общества выражается в том, что кредиторы общества (при отсутствии у него имущества) вправе требовать погашения долга общества как от всех его участников, так и от каждого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (ст. 175 ГК). .
Полные общества чаще всего создаются физическими лицами и носят доверительный характер. Обычно в этой организационно-правовой форме создаются предприятия, основанные на собственности нескольких членов семьи.
Коммандитное общество1 представляет собой общество, включающее наряду с одним или большинством
' Коммандитное общество - от фр. commandite -"товарищество на вере".
- 128-

участников, несущим ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом, также одного или более участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имущество общества (ст.75 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). Таким образом, это общество отличается от полного лишь тем, что в его составе имеются и т. н. коммандитисты, которые несут риск убытков общества только в пределах внесенного ими вклада (взноса). Полностью отвечающие по обязательствам общества личным трудом участвуют в деятельности коммандитного общества и лично управляют его делами. Участие коммандитистов в этом обществе ограничивается лишь внесенным вкладом (взносом).
Организационно-правовой формой деятельности коммерческих юридических лиц, основанных на коллективной собственности и представляющих собой предприятия или иные организации, созданные на соединенном имуществе их учредителей в соответствии с решениями учредительных конференций, являются производственные кооперативы и их союзы.
, Производственным кооперативом признается основанная на членстве граждан (физических лиц) организация для совместного ведения предпринимательской деятельности путем личного трудового участия, объединения имущества его членов. Производственный кооператив отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, а при недостаточности имущества кооператива его члены несут дополнительную ответственность своим имуществом в порядке и размере, предусмотренных уставом кооператива.
По своему правовому положению производственные кооперативы близки к полным обществам. Однако отличаются от полных обществ тем, что при создании производственного кооператива между его учредителями не заключается договор. Актом, на основе которого создается кооператив, является решение общего собрания (конференции) учредителей. Между кооперативом и вошедшими в его состав гражданами устанавливаются отношения членства. Соответственно граждане, вошедшие в кооператив, являются не участниками, а его членами.
129-

Однако главная особенность производственного' кооператива, проистекающая из существа данной организаци- ' онно правовой формы, состоит в том, что все члены кооператива независимо от размера внесенных вкладов имеют права по управлению кооперативом, а право на получение дохода зависит главным образом от их трудового участия. /
Производственные кооперативы на добровольных началах в соответствии в решениями конференций (съездов) их представителей (уполномоченных) могут объединяться в союзы по территориальному принципу или по видам деятельности. В этом случае союзы являются организационно-правовой формой сложных юридических лиц. Особенность данной организационно-правовой формы состоит в том, что опосредуемое ею сложное юридическое лицо является не предприятием (союзы сами непосредственно предпринимательской деятельностью не занимаются), а организацией, координирующей деятельность вошедших в ее состав кооперативов.
Сложными юридическими лицами, как было сказано', являются и предусмотренные ст.З Закона Украины "О предприятиях в Украине", ассоциаций, корпорации, консорциумы и концерны. Представляется, однако, что не все названные объединения одновременно есть и организационно-правовые формы деятельности этих юридических лиц.
Корпорации, как объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов их участников, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из них, в сущности являются предприятиями.
Консорциумы, как объединения промышленного и банковского капитала, созданные для достижения общей цели, и концерны, как объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д., созданные на основе полной фи-
1 См. § 2 настоящей главы.
- 130-

нансовой зависимости от одного или группы юридических лиц, вошедших в состав объединения, также по существу своему являются предприятиями. Иначе говоря, все они представляют собой своеобразные экономические (а не юридические) образования, охватываемые общим понятием предприятия. Поэтому все названные объединения как предприятия, созданные на основе соединенного имущества их участников, хотя и относящиеся к сложным юридическим лицам, должны облекаться в одну из организационно-правовых форм, предусмотренных Законом Украины "О хозяйственных обществах". Практика показывает, что чаще всего они создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью. Зарубежной практике известны случаи, когда консорциумы, как временные объединения, вообще не принимают, какой-либо организационно-правовой формы юридического лица, а оформляются в виде простого товарищества, т.е. путем заключения участниками его договора о совместной деятельности без образования юридического лица.
Напротив, ассоциации, как и союзы производственных кооперативов, являются одной из организационно-правовых форм сложных юридических лиц, создаваемых на договорных началах. Ассоциации» как и'союзы производственных кооперативов, являются не предприятиями, а организациями, созданными в целях постоянной координации хозяйственной деятельности вошедших в их состав юридических лиц. Ассоциация не имеет права вмешиваться' в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников.
В определенную организационно-правовую форму должны облекаться все коммерческие юридические лица, основанные на любой форме собственности и относящиеся к группе (или виду) простых юридических лиц, но представляющие собой юридические лица, имущество которых принадлежит на праве полного хозяйственного ведения, а право собственности на это имущество сохраняется за их учредителями, не входящими в состав данных организаций. К числу таких юридических лиц, как
131

было сказано , относятся предприятия, основанные на собственности отдельного физического лица, предприятия, созданные общественными и религиозными организациями, государственные (коммунальные) предприятия и дочерние предприятия.
Организационно-правовой формой данных юридических лиц является унитарное предприятие, под которым понимается организация, непосредственно олицетворяющая собой деятельность созданной учредителем фабрики, завода или иной производственной единицы. Это не сама по себе фабрика, завод или иная производственная единица как определенный комплекс имущества (объект права), а именно организация, в рамках которой функционирует этот комплекс.
Особенности юридических лиц, облекаемых в форму унитарного предприятия, состоят в том, что они создаются по решению собственника имущества - учредителя их, не входящего в состав этих юридических лиц; цели и задачи деятельности данных юридических лиц определяются также их учредителями - собственникам», имущества; имущество данных юридических лиц, образующее их уставный фонд, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Наряду с унитарными предприятиями в системе государственных (коммунальных) коммерческих юридических лиц сложились в свое время и такие организацирн-^но-правовые формы их деятельности, как производственные объединения (ПО) и научно-производственные объединения (НПО).
Первые представляют собой организации, объединяющие на началах экономической общности в единое целое несколько заводов и фабрик и обслуживающие их иные производственные, проектно-конструкторские и технологические образования. Вторые - это организации, в которых ведущее значение принадлежит не производственным, а научным проектно-конструкторским и технологическим образованиям. Особенность ПО и НПО
См.§ 2 данной главы.
132-

состоит в том, что включенные в их состав образования лишены прав юридического лица (они являются лишь их структурными единицами), а свойством юридического лица обладают только сами. эти объединения.
В ходе осуществления в Украине приватизации имущества целого ряда государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений будут изменяться, естественно, и организационно-правовые формы деятельности юридических лиц, создаваемых на базе приватизированного имущества. Как показывает практика, Крупные государственные предприятия и структурные единицы производственных и научно-производственных объединений по решению государственных органов приватизации преобразуются в акционерные общества. В этом случае, понятно, никакого учредительного договора не заключается. Его заменяет решение государственного органа приватизации, который одновременно в определенных пропорциях определяет и количество акций, распределяемых между членами трудового коллектива преобразуемого государственного предприятия и государства, а также направляемых в свободную продажу.
Особо урегулирован правовой статус коллективного сельскохозяйственного предприятия. Как явствует из Закона Украины "О коллективном сельскохозяйственном предприятии" от 14 февраля 1992 г.1, данное коллективное предприятие по существу своему представляет сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз нового типа), создаваемый гражданами (физическими лицами) для совместного производства сельскохозяйственной продукции и товаров и действующий на началах предпринимательства и самоуправления.
Некоммерческие юридические лица также должны создаваться и действовать в определенной организационно-правовой форме. Среди них важную роль и в настоящее время продолжают играть государственные учреждения (юридические лица), осуществляющие управ-
' Ведомости Верховного Совета Украины. 1992. № 20. Ст.272.
133-

ленческие функции (например, центральные и местные органы государственного управления в различных областях хозяйственной и культурной жизни), правоохранительные органы (суды, органы прокуратуры, арбитражные суды), государственные научные и учебные организации (НИИ, вузы), организации здравоохранения (больницы, поликлиники, госпитали), другие государственные организации, осуществляющие социально-культурные или иные функции некоммерческого характера. В число этих государственных юридических лиц включаются и местные органы государственной власти - областные, районные, сельские, поселковые Советы народных депутатов, а также соответствующие хозяйственные управления (управления делами) центральных органов государственной исполнительной власти - Верховного Совета Украины, Верховного Совета автономной республики Крым, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Кабинета министров автономной республики Крым.
Все эти организации нуждаются в признании юридическими лицами не в связи с их основной деятельностью, а главным образом в связи с потребностями материального обеспечения этой их деятельности, поскольку необходимое имущество они могут приобрести лишь вступив в соответствующие гражданские правоотношения. По своим видовым признакам они относятся к простым юридическим лицам, основанным на государственной форме собственности. Учредители данных юридических лиц не входят в их состав, а закрепляемое за ними государственное имущество принадлежит им на праве оперативного управления.
Создаются и осуществляют свою деятельность названные юридические лица в организационно-правовой форме, именуемой учреждениями. Как учреждения, они состоят на государственном бюджете, за счет которого и покрываются все их расходы, связанные с осуществляемой ими деятельностью. Вместе с тем, как сказано в ст.24 ГК, государственные учреждения, чтобы считаться юридическими лицами, должны иметь самостоятельную смету, а руководители их пользоваться правами распоря-
- 134 -

дителей кредитов. Все'они, как некоммерческие организации, действуют на основании Положений, утверждаемых в установленном порядке. Особенности правового статуса отдельных видов государственных учреждений определяются специальным законодательством. Например, особенности учреждений органов внутренних дел Украины определяются Законом Украины "О милиции" от 20 декабря 1990 г.1
Некоммерческие юридические лица, основанные на коллективной форме собственности, - это прежде всего объединения граждан, представляющие собой добровольные общественные образования, создаваемые гражданами для совместной реализации своих общих интересов, прав и свобод. Это также простые юридические лица, но являющиеся субъектами права собственности на принадлежащее им имущество. Учредители - граждане (лица физические) входят в состав данных юридических лиц на началах членства, но никаких прав на их имущество не имеют. v
Названные некоммерческие юридические лица, независимо от названия (движение, конгресс и т.п.), согласно Закону Украины "Об объединениях граждан" от 16 июня 1992 г.2, создаются и действуют, как правило, в организационно-правовой форме политической партии или общественной организации.
Политической партией признается объединение граждан - сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, для которых главной целью является участие в выработке государственной политики, формировании органов власти и представительства в их составе (ст.2 указанного закона). Общественной организацией является объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов (ст.З этого закона). В число общественных организаций вклю-
' Ведомости Верховного Совета Украины. 1991. № 4. Ст.20.
2 Ведомости Верховного Совета Украины. 1992. № 34. Ст.504.
- 135 -

чаются и -профессиональные организации, но особенности их правового положения регулируются Законом Украины "О профсоюзах".
Религиозные организации, как юридические лица, создаются и действуют в организационно-правовых формах, определяемых законодательством о религиозных организациях.
Вместе с тем многие из названных организаций, в свою очередь, в соответствии с их целями и задачами, могут создавать на базе принадлежащего им на праве собственности имущества другие некоммерческие юридические лица (институты, клубы, школы и т.д.). Последние в этом случае создаются и действуют в организационно-правовой форме учреждения. Объединения граждан, как сказано в ст. 10 Закона Украины "Об объединениях граждан", имеют право на добровольных началах создавать и сложные юридические лица, т.е. входить в состав соответствующих объединений. В этом случае созданные ими сложные юридические лица действуют в организационно-правовой форме союза, ассоциации или в иной подобной организационно-правовой форме.
В число некоммерческих юридических лиц, основанных на коллективной форме собственности, включаются также объединения граждан (физических лиц), хотя и занимающихся хозяйственной деятельностью, но связанной не с извлечением прибыли, а с удовлетворением материальных (имущественных) потребностей граждан, входящих в их состав (например, в жилище, в торговом обслуживании и т.д.). Эти юридические лица создаются и действуют в организационно-правовой форме потребительского кооператива.
Особенности правового положения отдельных видов потребительских кооперативов определяются специальным законодательством. В частности, особенности правового статуса жилищно-строительных кооперативов урегулированы Примерным уставом жилищно-строитель-ного кооператива, утвержденным постановлением Сове-
- 136-

та Министров Украины от 30 апреля '1985 г.1 Особенности правового положения потребительских кооперативов, занимающихся торговым обслуживанием своих членов и их объединений, как сложных юридических лиц, определяются Законом Украины "О потребительской кооперации" от 10 апреля 1992 г.2
Специфической организационно-правовой формой некоммерческих юридических лиц, основанных на коллективной форме собственности, являются общественные фонды. Таковыми признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами за счет добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели. Правовое положение фондов характеризуется тем, что учредители не входят в их состав и утрачивают всякое право на имущество, переданное фонду. Право собственности на это имущество признается за фондами. Однако порядок управления фондом и порядок его деятельности определяются уставом, утверждаемом учредителями.
Таким образом, все юридические лица с учетом их видовых признаков должны облекаться в конкретную организационно-правовую форму, под которой следует понимать определенный тип организации, в качестве которой должно создаваться и действовать юридическое лицо. Перечень этих организационно-правовых форм создания и деятельности юридических лиц, предусмотренных действующим законодательством, является исчерпывающим. Это особенно важно иметь в виду, что на практике иногда при определении правового статуса тех или иных организаций, как юридических лиц, игнорируется та организационно-правовая форма 1(тот тип организации), в рамках которой она может или должна создаваться и действовать'. А это вносит неопределенность в их правовой статус.
' СП УССР. 1985. № 5, Ст.41.
2 Ведомости Верховного Совета -Украины. 1992. № ЗО. Ст. 414. /
137-

Так, например, мелкие предприятия, считающиеся таковыми в зависимости от числа работающих в них лиц и объема экономического оборота и соответственно пользующиеся в связи с этим определенными льготами, • не являются какой-то особой организационно-правовой формой коммерческих юридических лиц. Они могут создаваться и действовать и в форме унитарного предприятия, и в форме любого из хозяйственных обществ, и в форме производственного кооператива, и в форме коллективного предприятия. Точно также указание на то, что предприятие .является совместным - это лишь указание на смешанную форму собственности, лежащую в его основе, но не на его организационно-правовую форму деятельности, каковой может быть акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. Торговые дома, товарные и фондовые биржи, коммерческие банки, страховые и прочие компании, как коммерческие юридические лица, также создаются и действуют в форме определенного хозяйственного общества, чаще всего! в форме акционерного общества. Точно также многие некоммерческие юридические лица, основанные на коллективной форме собственности и именуемые научными центрами, академиями, институтами и т.д. должны создаваться и действовать либо в форме общественной организации либо в форме учреждения, образуемой общественной организацией.
Словом, все многообразие юридических лиц, как бы они сами не назывались, должно быть разложено "по полочкам" с точки зрения их организационно-правовых форм, которыми и определяется их конкретный правовой статус.
§ 4. Возникновение юридических лиц
Юридические лица возникают в порядке, определяемом государством, под которым понимается система юридически значимых действий их учредителей. Этот порядок предусмотрен законодательством. Он, с учетом организационно-правовых форм, в которые должны облекаться деятельность создаваемых юридических лиц, их
- 138 -

видовые признаки, цели и задачи деятельности, устанавливает различную степень воздействия государства на их образование. В зависимости от этого традиционно различают распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный порядок образования юридических лиц.
Суть распорядительного порядка заключается в том, что юридическое лицо создается на основе распоряжения собственника имущества или органа, уполномоченного собственником, например, государством. В указанном порядке возникают основанные на любой форме собственности унитарные предприятия и учреждения, а в случаях, предусмотренных законом, также дочерние предприятия, создаваемые унитарными предприятиями. Так, если учредителями являются субъекты права коллективной собственности (акционерные общества, ассоциации, союзы производственных и потребительских кооперативов, религиозные организации и т.д.) решение о создании соответственно предприятий и учреждений принимают органы управления этих субъектов права коллективной собственности. Вопросы создания государственных предприятий и определение целей их деятельности решают государственные органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (ст.ЗЗ Закона Украины "О собственности"). В случаях, когда на базе приватизируемого имущества государственные организаций и предприятий по решению органов приватизации создаются акционерные общества, в основе образования последних также лежит распорядительный порядок.
Согласно Закону Украины "Об образовании"' государственные учебные заведения создаются органами, указанными в этом законе.
Министерства и ведомства как юридические лица создаются государственными органами, предусмотренными Конституцией Украины.
Действующее законодательство признает юридическими лицами и местные Советы народных депутатов. Однако эти учреждения создаются в особом порядке,
1 Ведомости Верховного Совета Украины. 1991. № 34. Ст.451.
139-

предусмотренном законодательством о выборах местных Советов народных депутатов.
В разрешительном и нормативно-явочном порядке возникают юридические лица, учредители которых на добровольных началах входят в их состав. Иначе говоря, в разрешительном или нормативно-явочном порядке возникают все юридические лица, являющиеся субъектами права коллективной собственности.
Суть разрешительного порядка заключается в том, что на образование организации, создаваемой в указанном порядке, необходимо получить предварительное разрешение соответствующего органа государственного управления. Последним производится оценка решения учредителей с точки зрения целесообразности, социальной значимости и других факторов, характеризующих создаваемое (образуемое) юридическое лицо, и вступает в силу это решение учредителей лишь после его санкционирования управомоченным государственным органом. В данном порядке возникают, в частности, коммерческие банки, создаваемые в организационно-правовой форме акционерного общества. Согласно Закону Украины "О банках и банковской деятельности" коммерческие банки создаются с предварительного разрешения Национального банка Украины.
Суть нормативно-явочного порядка заключается в том, что названные выше организации, за исключением тех, которые создаются в разрешительном порядке, возникают на основе общего разрешения государства, данного в соответствующем нормативном акте. Следовательно, здесь нет необходимости в специальном предварительном разрешении какого-либо государственного органа, так как закон (нормативный акт) заранее решил вопрос о целесообразности существования юридических лиц. В данном случае компетентный государственный орган управления ограничивается только проверкой соблюдения учредителями тех требований закона, которым. должна удовлетворять создаваемая организация. Он не вправе отказать им в признании создаваемой организации, если ими полностью выполнены все требования закона.
140

Такой облегченный порядок возникновения для подавляющего большинства юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих, являющихся субъектами права коллективной собственности и создаваемых в соответствующих организационно-правовых формах установлен потому, что он обусловлен объективными требованиями построения гражданского общества с его принципами свободы личности, собственности и предпринимательства, и надо, чтобы были обеспечены все условия для максимального развертывания инициативы и самодеятельности всех, объединяющихся в эти организации. Поэтому же следует полагать, что нормативно-явочный порядок образования названных юридических лиц является общим, а разрешительный - исключением .из этого правила.
Некоторые авторы особо еще выделяют договорив -правовой порядок возникновения юридических лиц. Суть его они видят в том, что "...юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами..." ' Сторонники данной точки зрения, как представляется, смешивают порядок (способ) образования юридического лица с условиями (предпосылками) образования юридического' лица в той или иной организационно-правовой форме. К примеру, для создания акционерного общества закон требует наличие учредительного договора и устава, а для создания предприятия, основанного на собственности отдельного физического лица, -только устава. Однако различие в документах не отражается на способе создания этих юридических лиц. И в том, и в другом случае указанные юридические лица создаются в нормативно-явочном порядке.
Вместе с тем в качестве условий возникновения юридических лиц в той или иной организационно-правовой форме могут являться и другие обстоятельства. Фондовая биржа, например, может быть создана не менее чем 20 учредителями при условии внесения ими в уставный фонд не менее 50 млн.крб. При условии,' что уставный фонд не может быть менее определенной суммы, создаются и другие акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью.
' Гражданское право. Учебник. Том 1 / Под ред. В.А.Суханова. С.83.
- 141

Одним из непременных условий возникновения юридических лиц является их государственная регистрация. Порядок государственной регистрации и перерегистрации юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационных форм и форм собственности, за исключением отдельных видов субъектов предпринимательства (коммерческие банки, средства массовой информации, фондовая биржа и т.д.), для которых законодательными актами Украины установлены специальные правила государственной регистрации1, предусмотрен Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 апреля 1994 г.2 В соответствии с этим Положением государственная регистрация юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности производится в исполнительном комитете городского, районного в городе Совета народных депутатов или в районной, районной городов Киева и Севастополя государственной администрации по месту нахождения (размещения) постоянно действующих руководящих органов управления, дирекции и т.п. Создаваемых объектов предпринимательской деятельности. (ет.ЗО ГК).
Политические партии, их союзы вместе с создаваемыми -учреждениями подлежат обязательной регистрации Министерством юстиции Украины. Регистрация общественных организаций, их союзов, ассоциаций вместе с создаваемыми учреждениями осуществляется соответственно Министерством юстиции или местными органами государственной исполнительной власти в зависимости от территориальных границ их деятельности ^ет.14 Закона Украины "Об объединениях граждан").
В литературе справедливо отмечается, что регистрация юридических-лиц, в особенности субъектов предпринимательской деятельности, в исполнительных органах власти нередко порождает неквалифицированную оценку учредительных документов и злоупотребления. Поэтому,
' См., например, Законы Украины "О банках и банковской деятельности" и "О ценных бумагах и фондной бирже" // Ведомости Верховного Совета Украины. 1991. № 31. Ст. 508.
2 Ориентир № 19 от 12 мая 1994 г.
- 142 -

следуя общепринятому в мировой коммерческой практике порядку, проект нового ГК Украины предусмотрел их регистрацию в органах юстиции, которыми могут быть территориальные отделы или управления юстиции, нотариальные конторы или даже коммерческие (арбитражные суды). Вместе с тем указано, что не подлежат государственной регистрации пользующиеся правами юридического лица органы государственной власти, управления, суда и прокуратуры.
Для регистрации юридических лиц их учредители подают заявление, к которому должны быть приложены учредительные: документы - решение о создании юридического лица или учредительный договор, его устав или положение, другие документы, предусмотренные законодательством о соответствующих видах юридических лиц. Подаются оригиналы учредительных документов. Они не должны содержать положений, противоречащих действующему законодательству. За соответствие учредительных документов действующему законодательству ответственность несет заявитель (заявители).
Государственная регистрация производится соответствующим органом в течение сроков, установленных законодательством. По истечении этих сроков орган, осуществляющий государственную регистрацию, обязан выдать заявителю свидетельство. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Выдача свидетельства о государственной регистрации является актом, завершающим процесс создания юридического лица. Созданные в установленном порядке юридические лица включаются в единый Государственный реестр.
§ 5. Право- и дееспособвостъ юрицических лиц
Признание организации юридическим лицом означает одновременно и признание за ней гражданской правоспособности. В ст.23 ГК определен в общих чертах объем правоспособности организаций, признаваемых юридическими лицами. Они могут иметь имущественные и личные неимущественные права, соответствующие этим правам обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном или третейском суде.
143-

Важное значение для юридических лиц, в соответствии с признаваемой за ними правоспособностью, имеют личные неимущественные права, которые призваны индивидуализировать их деятельность. Эта индивидуализация достигается прежде всего наименованием (или фирмой) юридического лица.
Вопрос о праве юридических лиц на свое наименование решается при их образовании, а о переименовании - при реорганизации, изменении профиля деятельности и т.д. Это право юридических лиц, предусмотренное ст.27 ГК, выражается в пользовании своим полным или сокращенным наименованием в сделках, на вывесках, рекламных объявлениях, на бланках, счетах и т.д.
Право на фирму - разновидность права на наименование, которым пользуются главным образом коммерческие юридические лица. Особенность этого наименования фирмы состоит в том, что оно включает в себя еще и специфическое название юридического лица -("Радуга", "Доверие" и т.д.), которым не могут пользоваться другие юридические лица. 'Право на фирму возникает с момента, когда фактически началось пользование фирмой, и принадлежит той организации, которая начала пользоваться ею раньше других. Воспрещается включать в фирму обозначения, способные ввести в заблуждение участников гражданского оборота (принцип истинности фирмы).
Право на наименование (фирму) является неотчуждаемым правом и защищается путем гражданского иска о прекращении пользования таким или похожим наименованием (фирмой) другими юридическими лицами, и о возмещении убытков, причиненных этим пользованием.
Согласно ст.27 ГК, целям индивидуализации деятельности коммерческих юридических лиц призвано служить и признаваемое за ними право на знаки для товаров и услуг, а также их право и обязанность снабжать товары производственной маркой.
Знаки для товаров и услуг (товарные знаки и знаки обслуживания) - это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для отличия товаров (услуг) одних коммерческих организаций от одно-
- 144-

родных товаров (услуг) других коммерческих организаций. Производственная марка - ряд реквизитов текстового характера (полное или сокращенное наименование коммерческой организации, ее местонахождение, сорт изделия, номер стандарта и т.д.). которым снабжаются изготовленные коммерческой организацией товары.
Пользование знаком для товаров или услуг есть исключительное право коммерческой организации, на имя которой он зарегистрирован. Это ее право удостоверяется специальным свидетельством, выдаваемом в установленном порядке, предусмотренным Законом Украины "Об охране Прав на знаки для товаров и услуг" от 15 декабря 1993 r.1
Право и обязанность пользования производственной маркой обусловлены самим фактом выпуска товаров. Производственные марки не подлежат государственной регистрации и на них не выдается свидетельство. Порядок снабжения товаров производственными марками определяется стандартами, техническими условиями и договорами. За нарушение этого порядка коммерческие организации несут установленную законом ответственность. . '
Право на открытие филиалов и представительств -это также одно из личных неимущественных прав юридических лиц, которое они имеют в соответствии с признаваемой за ними правоспособностью в целях расширения территориальной сферы своей деятельности.
Филиалы - это составные части юридического лица, которые осуществляют по месту своего нахождения все или определенные функции данного юридического лица (например, филиалы заготовительных и торговых организаций, учебных и научно-исследовательских институтов). •
Представительства (отделения, агентства, пункты и т.д.) также являются составными частями юридического лица, но они, в отличие от филиалов, совершают только
' Ведомости Верховного Совета Украины. 1994. № 7. Ст.Зб.
- 145-

юридические действия, направленные на обслуживание основной деятельности создавших их юридических лиц.
Например, акционерные общества, занятые в сфере строительства, создают представительства по месту на" хождения важнейших поставщиков материалов, оборудования для проведения расчетов с ними. При этом функции представительства могут выполнять и единичные работники юридического лица, снабженные соответствующими полномочиями.
Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Руководитель филиала или представительства действует на основании доверенности, полученной ,от юридического лица, (ст.31 ГК). Поэтому совершаемые филиалами и представительствами сделки создают права и обязанности непосредственно для юридического лица.
Создание филиалов и представительств производится в порядке, установленном для создания соответствующих видов юридических лиц.
Однако в соответствии с признаваемой за юридическими лицами правоспособностью для них наибольшее значение имеет приобретение имущественных прав. Вместе с тем, в отличие от лиц физических организации, признаваемые юридическими лицами, обладают не общей, а специальной правоспособностью. Это означает, как сказано в ст.26 ГК, что юридические лица могут иметь лишь такие гражданские права и обязанности, которые отвечают целям их деятельности, предусмотренной в уставе (положении), в других учредительных документах. В них обычно дается и конкретный перечень гражданских правоотношений, участником которых может быть данное юридическое лицо в соответствии с еге целями м задачами деятельности. '
Вместе с тем следует иметь в виду, что перечень прав и обязанностей, содержащийся в уставах (положениях), других учредительных документах, является примерным. Поэтому юридические лица вправе вступать и в такие правоотношения, которые прямо в этом перечне не предусмотрены. Однако требуется, чтобы и в этих случаях возникающие у юридических лиц права и обя-
- 146-

занности в конечном счете не противоречили целям и задачам их деятельности.
Специальная правоспособность - один из важнейших принципов организации и деятельности юридических лиц. В настоящее время он нуждается в определенном истолковании, т. к. в свое время этот принцип отражал и закреплял плановое ведение хозяйства, требовал, чтобы каждая из организаций действовала в точном соответствии с народнохозяйственным планом. Сейчас такое понимание специальной правоспособности юридических лиц, в особенности хозяйственных обществ и кооперативов, перестало отвечать рыночной экономике, ибо все они имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Им предоставлен свободный выбор видов деятельности (ст. 3 Закона Украины "О предпринимательстве"). Вместе с тем нельзя в учредительных документах названных коммерческих юридических лиц при определении предмета их деятельности ограничиваться лишь общим указанием на то, что предмет деятельности составляют любые ее виды, не запрещенные законом. И, Закон Украины "О предприятиях в Украине" (ст. 9), и Закон Украины "О хозяйственных обществах" (ст. 4) требуют, чтобы в учредительных документах все-таки были четко обозначены конкретные цели и задачи юридического лица. В отличие от гражданского и торгового законодательства ряда зарубежных стран, законодательство Украины не допускает свободного отступления от принципа специальной правоспособности юридических лиц. Выбор видов деятельности свободен, но выбранный и надлежащим образом закрепленный в учредительных документах вид деятельности связывает юридическое лицо и обязывает его (дает ему право) действовать только в рамках избранного вица деятельности. Иначе будет потерян всякий контроль за деятельностью юридических лиц со стороны государства, что недопустимо и в условиях рыночной экономики. Разумеется, юридическим лица не воспрещено в последующем вносить изменения в предмет деятельности, но
-147

они также должны фиксироваться в их учредительных документах.
Законодательными актами может быть установлено, что некоторыми видами деятельности могут заниматься не любые, а только определенные юридические лица. Так, согласно ст. 4 Закона Украины "О предпринимательстве" деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств и взрывчатых веществ, по изготовлению денежных знаков может осуществляться только государственными предприятиями, а проведение ломбардных операций могут осуществлять и общества с дополнительной ответственностью. Из числа всех обществ только акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью могут заниматься .страховой и некоторыми другими видами деятельности*.
Законодательными актами также может быть предусмотрено, что отдельными вицами деятельности юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Так, согласно ст.4 Закона Украины "О предпринимательстве", без специального разрешения (лицензии), выдаваемого Кабинетом Министров Украины или уполномоченным'им органом, не могут осуществляться ремонт оружия, изготовление и реализация медикаментов, изготовление водочных изделий и некоторые другие виды деятельности.
Все это служит подтверждением того, что и широко понимаемая правоспособность коммерческих юридических лиц имеет определенные границы, является специальной.
Принцип специальной правоспособности сохраняет в полной мере свое значение для объединений граждан (общественных организаций и политических партий), других организаций некоммерческого характера, создаваемых ими учреждений и предприятий, а также для предприятий и учреждений, создаваемых государством.
Правоспособность юридического лица возникает с момента его регистрации, а если она не предусматривается - с момента утверждения положения о нем.
С момента утверждения положения приобретают правоспособность государственные предприятия. Неко-
-148-

торые государственные учреждения из числа административных органов приобретают правоспособность с момента издания постановлений об их образовании, поскольку они действуют на основании не индивидуальных, а общих положений об организациях данного вида. На основании общих положений действуют и местные Советы народных депутатов.
Точно фиксируемый в законе момент возникновения правоспособности юридических лиц имеет важное дисциплинирующее значение. Организация не вправе от своего имени совершать гражданско-правовые акты, заключать договоры до момента возникновения у них правоспособности.. Организациям, не ставшим еще правоспособными, не могут быть открыты и" соответствующие счета в учреждениях банка. Финансовые органы (при проведении учета налогоплательщиков) прямо обязаны .законом осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства в этом вопросе.
Организации, признаваемые юридическими лицами, являются не только правоспособными, но и дееспособными. Однако и дееспособность юридических лиц характеризуется рядом специфических признаков.
Во-первых, она приобретается юридическими лицами одновременно с их правоспособностью. Не может быть организаций, которые были бы правоспособны, но в то же время не обладали бы дееспособностью. Организационное единство, являющееся необходимой предпосылкой существования юридического лица, создает для него возможность одновременно иметь права и обязанности и в то же время своими действиями создавать их для себя.
Во-вторых, дееспособность юридических лиц, как и их правоспособность, носит специальный характер, и поэтому они могут совершать лишь такие юридические действия, которые отвечают установленным целям их деятельности. , ^
Дееспособность юридические лица осуществляют через свои органы (ст.29 ГК) - это предусмотренные законом, уставом или- положением должностные лица (директор, генеральный директор, управляющий, начальник, президент, председатель) и действующие в со-
- 149

ответствующих организациях наряду с ними коллегии должностных лиц (правления, советы и т.д.), которые вырабатывают и осуществляют волю юридического лица. Так, единоличные руководители (органы) коммерческих и некоммерческих юридических лиц, в зависимости от того, на основе какой формы собственности и в какой организационно-правовой форме они создаются, назначаются или избираются их учредителями (ст.16 Закона Украины "О предприятиях в Украине", ст.23 Закона Украины "О хозяйственных обществах", ст.23 Закона Украины "Об объединениях граждан"). Образуемые в хозяйственных обществах, кооперативах, общественных организациях, в сложных юридических лицах, действующих в организационно-правовых формах ассоциаций и союзов, коллегиальные органы создаются в порядке, определяемом их уставами в соответствии с законодательством о данных юридических лицах. Кроме того, следует иметь в виду, что высшим органом названных юридических лиц является общее собрание членов (участников) данных организаций.
Органы юридического лица действуют в пределах установленной для "них законом, уставом или положением компетенции. Действия органа юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица. Они совершаются органами без особой на то доверенности и создают права и обязанности непосредственно для юридического лица.
Важную роль в формировании воли юридического лица играет'и его трудовой коллектив. Он участвует в планировании производства и социального развития, в обсуждении и решении вопросов об использовании средств, предназначенных для развития производства, и многих других. Однако действует трудовой коллектив в этих случаях через свои органы общественного самоуправления и общественные организации (например, профсоюзные). Поскольку трудовой коллектив участвует также в осуществлении прав и исполнении обязанностей юридического лица (например, вытекающих из договоров поставки, капитального строительства и т.д.), то соответственно на юридическое лицо возлагается ответ-
- 150 -

ственность за вред, причиненный по вине его работников при исполнении ими своих трудовых (служебных) обязанностей (ст.441 ГК).
Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как и аналогичные свойства физических лиц, охраняются законом. Поэтому надо считать, что и юридическое лицо может быть ограничено в право- и дееспособности лишь в случае и в порядке, предусмотренных законодательными актами. Так, например, при нарушении коммерческими юридическими лицами антимонопольного законодательства, они могут быть, в соответствии с Законом Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" от 18 февраля 1992 r.1, ограничены Антимонопольным комитетом в осуществлении определенной деятельности. Органы надзора (например, санитарного) и комитеты по охране окружающей среды своими постановлениями также могут запрещать и приостанавливать осуществляемую юридическими лицами деятельность, если она нарушает соответствующее законодательство. В случае необоснованного решения об ограничении право- и дееспособности юридического лица оно вправе это решение обжаловать в суд или арбитражный суд.
§ 6. Прекращение юридических лиц
Юридические лица не только возникают, но и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке. При этом необходимо различать предусмотренные законом основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц.
Основания прекращения - это определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридических лиц.
Основания прекращения деятельности юридических лиц могут быть самые разные. Если, например, юридическое лицо было создано для достижения определенной
1 Голос Украши, 22 кв1тня 1992 р. - 151 -

цели, то по достижении этой цели оно прекращает свое существование. Истечение определенного срока, на который было создано юридическое лицо, также является основанием для прекращения его деятельности.
Юридические лица, основанные на коллективной форме собственности и созданные в любой организа-цинно-правовой форме прекращают свое существование не только по основаниям, предусмотренным в законе, но и по основаниям, которые могут быть дополнительно определены их уставами или положениями.
Способы прекращения - это предусмотренный законом порядок прекращения деятельности юридических лиц.
Ст.38 ГК указывает, что прекращение государственных организаций, являющихся. юридическими лицами, производится тем органом, по решению которого они были образованы.
Юридические лица любой организационно-правовой формы, основанные на коллективной форме собственности и созданные по желанию их учредителей, в таком же добровольном порядке могут прекратить свою деятельность. Их предприятия и учреждения прекращают свою деятельность в том порядке, в каком они были созданы. В таком же порядке они и расформировываются.
Таким образом, способы прекращения юридических лиц принципиально ничем не отличаются от способов их возникновения.
Возможно, однако, и принудительное прекращение деятельности юридических лиц, т.е. против воли их учредителей. На основании решения суда предприятия и хозяйственные общества прекращают свою деятельность, если они признаны банкротами, систематически и грубо нарушают действующее законодательство, если учредительные документы их признаны недействительными, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством (п.2 ст.34 ЗаконаУкраины "О предприятиях в Украине", ст. 19 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). Решением суда объединение граждан (обществен-ная организация или политическая партия) распускается (прекращает свою деятельность) в случаях,
-152-

если деятельность его принимает характер, подрывающий безопасность государства, ограничивающий общепризнанные права человека, в других случаях, предусмотренных ст.4, 22 и 32 Закона Украины "Об объединениях граждан".
Формы прекращения - это предусмотренные законом приемы прекращения деятельности юридических лиц.
Юридические лица прекращаются, как сказано в ст.37 ГК, путем ликвидации или реорганизации.
Ликвидация юридического лица означает полное прекращение его деятельности.
Для ликвидации юридического лица в установленном законом порядке учреждается специальная ликвидационная комиссия - ликвидном. "В случаях ликвидации предприятий ликвидном назначается их учредителями либо по поручению учредителей функции ликвидкома возлагаются на руководителя прекращающего свое существование предприятия. При прекращении деятельности юридических лиц, основанных на коллективной форме собственности и созданных по желанию их учредителей, ликвидационная комиссия избирается общим собранием участников (членов) или собранием уполномоченных этих организаций, либо осуществление ее функций возлагается на правления (советы) указанных организаций. В таком же порядке устанавливается общий срок ликвидации юридического лица и срок для заявления ему кредиторами своих требований.
В случаях ликвидации юридического лица в принудительном порядке (по решению суда) ликвидационная комиссия создается судом или по его постановлению проводится самой ликвидируемой организацией в лице его органа управления.
Ликвидационная комиссия обязана взять на учет все имущество ликвидируемого юридического лица, сделать в печати публикацию о его ликвидации, по собственной инициативе на основе имеющихся материалов выявить претензии кредиторов и оповестить последних о ликвидации юридического лица, сообщить о сроке, установленном для заявления претензий.
- 153 -

Более сложным является и характеризуется целым рядом особенностей процедура ликвидации коммерческих юридических лиц в случае признания их банкротами. Согласно Закону Украины "О банкротстве" от 14 мая 1992 г.1, возбуждать в суде дело о банкротстве могут как сами организации, считающие себя неспособными в связи с недостаточностью активов удовлетворить в установленный срок предъявленные к ним требования кредиторов, так и кредиторы. Собрание кредиторов создает особый комитет, в работе которого вправе принимать участие назначенный судом распорядитель имущества, председатель ликвидационной комиссии и представитель ликвидируемой организации. Принимаются предварительные меры по сонации (оздоровлению) объявленной банкротом организации. И только тогда, когда эти меры оказываются безуспешными, ликвидационная комиссия приступает к ликвидации дел и имущества этой организации.
Как при самоликвидации (на основании решений учредителей юридического лица), так и при ликвидации юридического лица в принудительном "порядке (на основании решения суда), все претензии кредиторов, независимо от наступления сроков исполнения по ним, удовлетворяются ликвидационной комиссией за счет имущества ликвидируемого юридического лица. Претензии, выявленные и заявленные после истечения срока, установленного для их заявления, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения выявленных и заявленных в срок претензий.' Если окажется, что оставшегося имущества недостаточно для полного удовлетворения заявленных претензий, то удовлетворение их происходит в порядке очередности, предусмотренной ет.36 Закона Украины "О предприятиях в Украине", ст.21 Закона Украины "О хозяйственных обществах", ст.21 Закона Украины "О банкротстве". При этом прежде всего удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих на условиях найма, долги перед бюд-
1 Ведомости Верховного Совета Украины. 1992. № 31. Ст.440.
- 154 -

жетом и банками, а затем и все другие требования. Претензии, не удовлетворенные из-за недостатка имущества, считаются погашенными. Претензии, не выявленные и не заявленные в течение общего срока ликвидации юридического лица, считаются полностью погашенными и удовлетворению не подлежат. Осуществляется капитализация повременных платежей, причитающихся "с ликвидируемого юридического лица гражданам в связи с причинением им увечья либо иного повреждения здоровья или со смертью гражданина.
Имущество коммерческих юридических лиц, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов используется по указанию учредителей ликвидируемого юридического лица в соответствии с законодательством и его учредительными документами. Оставшееся имущество ликвидируемых государственных предприятий поступает полностью и только "в распоряжение вышестоящих органов. Имущество, оставшееся после ликвидации, общественной организации или политической партии не распределяется между их членами и используется для выполнения уставных задач или на благотворительные цели, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, по решению суда направляется в доход государства (ст.21 Закона Украины "Об объединениях граждан'*).

<< Предыдущая

стр. 4
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>